Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джумахметова Ольга Николаевна, Жариков Евгений Вячеславович, Жарикова Мария Валерьевна, Сатин Артем Александрович

В статье представлены результаты исследования влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на дневном отделении ВолгГМУ первого курса. По результатам проведенного исследования были выявлены показатели силовых способностей студентов, а также разработаны практические рекомендации по их развитию. В процессе исследования установлено, что силовые показатели студентов, занимающихся в секции пауэрлифтинга, значительно отличаются от студентов, которые просто посещают занятия по физической подготовке. В связи с чем, мы считаем целесообразно использовать средства и методы пауэрлифтинга в физическом воспитании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джумахметова Ольга Николаевна, Жариков Евгений Вячеславович, Жарикова Мария Валерьевна, Сатин Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF POWERLIFTING ON THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OFFIRST-YEAR STUDENTS OF THE VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of the study of the influence of powerlifting on the development of strength abilities of the first-year students of the Volgograd State Medical University. The study involved the first-year students studying at the full-time department of Volgograd State Medical University. According to the results of the study, indicators of strength abilities of the students were identified, and practical recommendations for their development were developed. In the course of the research, it was found that the strength indicators of the students engaged in the powerlifting section significantly differ from students who simply attend physical training classes. In this connection, we consider it expedient to use the means and methods of powerlifting in the physical education of students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 38-39.

3. Евсеев, В.В. Современные технологии профессионального образования в формировании физической культуры / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Физическая культура студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. -С. 22-26.

REFERENCES

1. Bushma T.V., Zuikova E.G. and Volkova L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Piskun O.E. and Chistyakov V.A. (2016), "Problems of psychological adaptation of students of junior courses of technical universities by means of physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 11. pp. 38-39.

3. Evseev V.V. Volkova L.M. and Pozdeyeva E.G. (2019), "Modern technologies of professional education in the formation of physical culture", Physical culture of students, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 22-26.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.09.2021

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ольга Николаевна Джумахметова, преподаватель, Евгений Вячеславович Жариков, преподаватель, Мария Валерьевна Жарикова, преподаватель, Артем Александрович Сатин, преподаватель, Волгоградский государственный медицинский университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на дневном отделении ВолгГМУ первого курса. По результатам проведенного исследования были выявлены показатели силовых способностей студентов, а также разработаны практические рекомендации по их развитию. В процессе исследования установлено, что силовые показатели студентов, занимающихся в секции пауэрлифтинга, значительно отличаются от студентов, которые просто посещают занятия по физической подготовке. В связи с чем, мы считаем целесообразно использовать средства и методы пауэрлифтинга в физическом воспитании студентов.

Ключевые слова: силовые способности, силовая подготовка, физическая подготовленность, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p70-74

INFLUENCE OF POWERLIFTING ON THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS OF THE VOLGOGRAD STATE MEDICAL

UNIVERSITY

Olga Nikolaevna Dzhumakhmetova, the teacher, Evgeniy Vyacheslavovich Zharikov, the teacher, Maria Valerievna Zharikova, the teacher, Artem Aleksandrovich Satin, the teacher,

Volgograd State Medical University

Abstract

The article presents the results of the study of the influence of powerlifting on the development of strength abilities of the first-year students of the Volgograd State Medical University. The study involved

the first-year students studying at the full-time department of Volgograd State Medical University. According to the results of the study, indicators of strength abilities of the students were identified, and practical recommendations for their development were developed. In the course of the research, it was found that the strength indicators of the students engaged in the powerlifting section significantly differ from students who simply attend physical training classes. In this connection, we consider it expedient to use the means and methods of powerlifting in the physical education of students.

Keywords: strength abilities, strength training, physical fitness, physical education.

ВЕДЕНИЕ

Одними из многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в высшем учебном заведении в основной и во внеурочной форме занятий у студентов являются упражнения на развитие силовых способностей. Например, спортсмены-пауэрлифтеры отличаются мышечной силой, работоспособностью, крепкими связками и суставами; у них хорошо развита выносливость, гибкость, уверенность в своих силах [1]. Таким образом, можно предположить, что правильная организация учебного процесса, а также во внеучебное время по воспитанию силовых способностей у студентов, посредством упражнений пауэрлифтинга окажут влияние на развитие этих способностей П2П.

Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель исследования - изучить влияние занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса ВолгГМУ

Объект исследования - процесс физического воспитания студентов ВолгГМУ

Предмет исследования - средства и методы пауэрлифтинга в физическом воспитании студентов ВолгГМУ.

Гипотеза исследования - предполагается, что при трехразовых занятиях пауэрлиф-тингом в неделю со студентами первых курсов с нагрузкой 45-60% от максимального веса штанги для каждого спортсмена, значительно повысится уровень их силовых способностей.

В ходе работы решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты развития силовых способностей студентов первого курса.

2. Выявить влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса ВолгГМУ.

3. Разработать практические рекомендации по развитию силовых способностей студентов первого курса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Проанализировав научно-методическую литературу, мы выявили, что для повышения силовых способностей студентов первого курса используют средства пауэрлифтинга [1]. На первых стадиях тренировочного процесса нельзя загружать большими весами, так как может привести к травме или снижению результата, стоит сначала дать окрепнуть мышцам [2].

Исследование проводилось в Волгоградском государственном медицинском университете в период с 01.10.2020 по 01.05.2021г. со студентами (юношами), обучающимися на дневном отделении ВолгГМУ первого курса. Педагогическое исследование заключалось в изучении влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей у студентов первого курса. Для этого в начале педагогического исследования мы провели соревнования среди юношей первого курса одной весовой категории. Соревнования проводились по следующим видам упражнений:

1. Приседание со штангой на спине (кг);

2. Жим лёжа на горизонтальной скамье (кг);

3. Становая тяга (кг);

4. Сумма трёх упражнений пауэрлифтинга (кг);

5. Подтягивание на перекладине (кол-во раз);

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз);

7. Прыжок в длину с места (см);

8. Сгибание туловища, за 30 сек (раз).

По результатам соревнований нами были отобраны 20 студентов с лучшими результатами, которых мы разделили на 2 равные по силовым показателям группы по 10 человек. Контрольная группа занималась по стандартной программе физического воспитания в вузе на развитие силовых способностей, а экспериментальная группа с помощью средств пауэрлифтинга. Нагрузка в экспериментальной группе подбиралась 45-60% от максимальной для каждого студента, согласно программе Б.И. Шейко. Занятия проводились 3 раза в неделю. В методике мы использовали прием чередования нагрузки, т.е. тяжелые тренировки меняли с легкими, а те в свою очередь - средними. Такое чередование мы применяли как в недельном плане, так и в месячном. Продолжительность тренировочного занятия была от 90 до 110 мин. Результативность оценивалась по данным прироста показателей в контрольных упражнениях.

Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента_

Тест КГ ЭГ

после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента

пресс(раз) 28 16 36 17

средний вес участников (кг) 73,4 71,3 75,7 73,5

жим лежа (кг) 70 62,5 77.5 60

приседание (кг) 95 80 110 82,5

сумма 272.5 237.5 312.5 242.5

подтягивание (раз) 10 7 17 6

прыжок в длину с места (см) 200 193,2 210 190,5

становая тяга (кг) 107,5 95 125 100

отжимание (раз) 21 15 45 14

Для сравнения контрольной и экспериментальной группы между собой был использован критерий ^критерий Стьюдента для независимых выборок.

Таблица 2 - Эмпирические значения ^критерия Стьюдента для контрольной и экспериментальной группы_

Тест Среднее значение в КГ Среднее значение в ЭГ Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

приседание 95±14.53 110±10.801 -2.620 0.018<0,05

жим лежа 70±7.071 77.4±3.914 -2.895 0.012<0,05

становая тяга 107.45±3.912 125±18.105 -2.996 0.014<0,05

подтягивание 10±1.944 17.1±4.332 -4.729 0<0,001

отжимание 21±5.292 45±5.774 -9.691 0<0,001

прыжок в длину с места (см) 200±10.801 210±5.27 -2.631 0.021<0,05

пресс 28±4.055 36±4.137 -4.367 0<0,001

Были выявлены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами во всех контрольный тестах:

- в приседании со штангой на спине (Т= -2.620, р<0,05). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (XI =95, Х2 =110).

- в жиме лежа (Т= -2.895, р<0,05). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (Х1 =70, Х2 =77.4).

- в становой тяге (Т= -2.996, р<0,05). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (Х1 =107.45, Х2 =125).

- в подтягивании (Т= -4.729, р<0,001). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (Х1 =10, Х2 =17.1).

- в отжимании (T= -9.691, p<0,001). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (X1 =21, X2 =45).

- в прыжке в длину с места (T= -2.631, p<0,05). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (X1 =200, X2 =210).

- в прессе (T= -4.367, p<0,001). Среднее значение в контрольной группе меньше среднего значения в экспериментальной группе (X1 =28, X2 =36).

Выявлена высокая зависимость влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса. Занятия пауэрлифтингом в течение года привели к существенным изменениям в исследуемых контрольных тестах силовой подготовки студентов экспериментальной группы. Таким образом, можно сделать вывод, что использованные средства пауэрлифтинга на занятиях со студентами первого курса существенно повысили показатели силовых способностей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. При построении учебно-тренировочного занятия co студентами нужно соблюдать комплексное развитие силовых способностей: силовой выносливости, абсолютной и взрывной силы.

2. Средства, которые используют на учебно-тренировочном занятии, должны соответствовать специальной физической подготовленности студентов.

3. При планировании учебно-тренировочного занятия, необходимо наблюдать за состоянием студентов; вести учет сенситивных периодов развития физических качеств.

4. Система нагрузок заключается в увеличении поднимаемых весов при занятиях в двух циклах из 12-ти недель. Каждый недельный цикл включает соревновательные упражнения пауэрлифтинга и состоит из одной «легкой» и одной «тяжелой» тренировки.

5. Для повышения результативности необходимо соблюдать спортивный режим: соблюдать правильный распорядок дня, насыщенный витаминами, углеводами и белками рацион питания, восьми часовой ночной сон, отказ от вредных привычек.

ВЫВОДЫ:

1. Анализ теоретических аспектов развития силовых способностей студентов первого курса показал, что силовые показатели недостаточно эффективно развиваются с традиционными методами.

2. Выявлена высокая зависимость влияния занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей студентов первого курса ВолгГМУ Средние результаты силовых показателей студентов экспериментальной группы, занимающихся с помощью средств пауэрлифтинга, выросли значительнее, чем у студентов контрольной группы, занимающихся по стандартной программе.

3. Разработаны практические рекомендации развития силовых способностей студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузь, С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье / С.М. Гузь, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 40-46.

2. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре : учеб. для вузов / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина. - Москва : Академия, 2014. - 256 с.

REFERENCES

1. Guz, S.M. and Khubiev, Sh.Z. (2009), "Means and methods of strength development at the stage of initial sports specialization in power triathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (58), pp. 40-46.

2. Zheleznyak, Yu.D., Kulishenko I.V. and Kryakina, E.V. (2014), Methods of teaching physical culture, Academy, Moscow.

Контактная информация: olia.markushina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2021

УДК 796.42

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Екатерина Таймуразовна Дзоциева, преподаватель, Анна Сергеевна Ильина, преподаватель, Татьяна Олеговна Межнина, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

Профессионально-педагогическая подготовка тренеров предполагает умение программировать процессы тренировки и, в частности, методику развития выносливости у спортсменов. Воспитание выносливости у бегунов на средние дистанции должно предусматриваться и решаться на каждом этапе обучения и спортивного совершенствования. Воспитание выносливости является определяющей стороной всего содержания многолетней тренировки. В статье поставлена цель -выявить наиболее эффективный метод, организации тренировочного процесса для развития выносливости у бегунов на средние дистанции группы начальной подготовки. Представлены результаты по определению уровня развития выносливости у подростков 13-14 лет, занимающихся бегом на средние дистанции. Одной и задач, являлось исследовать эффективность применения методики «использование нагрузок в зонах большой и умеренной мощности» в подготовке бегунов на средние дистанции, занимающихся в группе начальной специализации. В результате экспериментально была доказана эффективность предложенной методики и показан положительный прирост спортивного результата.

Ключевые слова: легкая атлетика, средние бега, легкоатлеты, специальная выносливость, начальная специализация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p74-79

DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE IN MIDDLE-DISTANCE RUNNERS OF THE INITIAL SPECIALIZATION GROUP

Ekaterina Taymurazovna Dzotcieva, the teacher, Anna Sergeevna Ilina, the teacher, Tatyana Olegovna Mezhnina, the senior teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

Professional and pedagogical training of the trainers involves the ability to program the training processes and, in particular, the methodology for developing endurance in athletes. The development of endurance in middle-distance runners should be provided for and addressed at every stage of training and sports improvement. Endurance training is the defining aspect of the entire content of the long-term training. The article aims to identify the most effective method of organizing the training process for the development of endurance in middle-distance runners of the initial training group. The results of determining the level of endurance development in 13-14-year-olds engaged in middle-distance running are presented. One of the tasks was to investigate the effectiveness of the application of the technique "use of loads in areas of high and moderate power" in the training of middle-distance runners engaged in the group of initial specialization. As a result, experimentally there was.

Keywords: track and field, middle running, track and field, special endurance, initial specialization.

Подготовка легкоатлета - многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.