Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА", "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ" В ВУЗАХ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА", "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ" В ВУЗАХ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна, Никольская Татьяна Вячеславовна

В статье представлен опыт дистанционной работы со студентами различной формы обучения, групп подготовленности и состояния здоровья. Рассмотрены периоды возникновения и развития использования дистанционных форм и элементов обучения в России. В 1990 году выявлены первые теоретические работы и попытки внедрения использования элементов дистанционного обучения в практику. Переломным моментом стал период 2005-2007 годов. Начали создаваться локальные системы дистанционного обучения. В образовательной сфере в виде практической деятельности внедряют новые платформы, сервисы и приложения, известные, как на Западе и разработанные в России. В результате анализа социологического исследования выделены основные преимущества и проблемы дистанционного обучения физическому воспитанию в вузах. К достоинствам дистанционного обучения относят технические и вербальные возможности реализации лекционного курса дисциплины «Физическая культура». Образцовый показ техники выполнения двигательного действия или тактических элементов ведущими спортсменами, командами или компьютерными персонажами с дополнительными опциями разбор упражнения с наглядным показом работающих групп мышц. К проблемам дистанционного обучения практическим видам занятий, в первую очередь, относят низкий уровень самомотивации и самодисциплины у большего количества студентов занимающихся, отсутствие условий занятий при проведении практической деятельности, нет контроля соблюдения техники безопасности, качества выполнения двигательных действий, признаков утомления и общего состояния обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна, Никольская Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE DISCIPLINES "PHYSICAL CULTURE", "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE" IN UNIVERSITIES WITH DISTANCE LEARNING

The article presents the experience of remote work with students of various forms of education, groups of preparedness and health status. The periods of the emergence and development of the use of distance learning forms and elements in Russia are considered. In 1990, the first theoretical works and attempts to introduce the use of elements of distance learning into practice were revealed. The turning point was the period 2005-2007. Local distance learning systems have begun to be created. In the educational sphere, new platforms, services and applications are being introduced in the form of practical activities, which are known both in the West and developed in Russia. As a result of the analysis of the sociological research, the main advantages and problems of distance learning in physical education in universities are highlighted. The advantages of distance learning include technical and verbal possibilities for the implementation of the lecture course of the discipline "Physical Culture". An exemplary demonstration of the technique of performing a motor action or tactical elements by leading athletes, teams or computer characters with additional options analysis of exercises with a visual display of working muscle groups. The problems of distance learning in practical classes, first of all, include a low level of self-motivation and self-discipline among a larger number of students involved, the lack of conditions for classes during practical activities, there is no control over compliance with safety regulations, the quality of motor actions, signs of fatigue and the general condition of students.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА", "ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ" В ВУЗАХ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

авиации. Разработка программ и ее реализация важны для эффективной реализации ком-петентностного подхода, преподавания общепрофессиональных и профессиональных дисциплин [2]. Созданная система подготовки студентов позволяет развить потенциал университета на рынке образовательных услуг, подчеркнуть уникальность вуза в плане отраслевой специфики, открыть новые направления развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. О соотношении требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения «3++» к дисциплине «Физическая культура» действительного порядка ее реализации на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки ун-та Лесгафта. - 2020. - №1 (179). - С. 3-9.

2. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма., Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки унта П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

3. Васильев Д. А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.

4. Евсеев В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физ. культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.

5. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н // ГАРАНТ.РУ : [справочно-поисковая система]. - URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (дата обращения 11.01.2021).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko, E.A. and Puchkova, M.V. (2020), "On the ratio of the requirements of the federal state educational standard of higher education of the generation "3++" to the discipline "Physical Culture" of the actual order of its implementation at the present stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 3-9.

2. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7(173), pp. 27-31.

3. Vasiliev, D.A. and Volkova, L.M. (2019), "Stress resistance of future specialists of civil aviation and customs control", Business. Education. Right, No. 1 (46), pp. 426-430.

4. Evseev, V.V., Volkova, L.M., and Pozdeyeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a health-saving environment", Strategic directions of reforming the university system of phys. culture. Collection of scientific works of the V All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, St. Petersburg, pp. 19-22.

5. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2013), "On approval of qualification levels for the development of draft professional standards", The order of the No. 148n dated April 12, 2013, available at: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (accessed 11.01.2021).

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.10.2021

УДК 378.14

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» В ВУЗАХ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Наталья Александровна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, г. Смоленск; Татьяна Вячеславовна Никольская,

кандидат педагогических наук, доцент Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), г. Москва

Аннотация

В статье представлен опыт дистанционной работы со студентами различной формы обучения, групп подготовленности и состояния здоровья. Рассмотрены периоды возникновения и развития использования дистанционных форм и элементов обучения в России. В 1990 году выявлены первые теоретические работы и попытки внедрения использования элементов дистанционного обучения в практику. Переломным моментом стал период 2005-2007 годов. Начали создаваться локальные системы дистанционного обучения. В образовательной сфере в виде практической деятельности внедряют новые платформы, сервисы и приложения, известные, как на Западе и разработанные в России. В результате анализа социологического исследования выделены основные преимущества и проблемы дистанционного обучения физическому воспитанию в вузах. К достоинствам дистанционного обучения относят технические и вербальные возможности реализации лекционного курса дисциплины «Физическая культура». Образцовый показ техники выполнения двигательного действия или тактических элементов ведущими спортсменами, командами или компьютерными персонажами с дополнительными опциями разбор упражнения с наглядным показом работающих групп мышц. К проблемам дистанционного обучения практическим видам занятий, в первую очередь, относят низкий уровень самомотивации и самодисциплины у большего количества студентов занимающихся, отсутствие условий занятий при проведении практической деятельности, нет контроля соблюдения техники безопасности, качества выполнения двигательных действий, признаков утомления и общего состояния обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, качество образования, студенты, уровень подготовленности по дисциплине.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p71-76

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE DISCIPLINES "PHYSICAL CULTURE", "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE" IN UNIVERSITIES

WITH DISTANCE LEARNING

Natalia Alexandrovna Vorobyeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University, Smolensk; Tatiana Vyacheslavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Open Transport Academy of the Russian University

of TransportRUT(MIIT), Moscow

Abstract

The article presents the experience of remote work with students of various forms of education, groups of preparedness and health status. The periods of the emergence and development of the use of distance learning forms and elements in Russia are considered. In 1990, the first theoretical works and attempts to introduce the use of elements of distance learning into practice were revealed. The turning point was the period 2005-2007. Local distance learning systems have begun to be created. In the educational sphere, new platforms, services and applications are being introduced in the form of practical activities, which are known both in the West and developed in Russia. As a result of the analysis of the sociological research, the main advantages and problems of distance learning in physical education in universities are highlighted. The advantages of distance learning include technical and verbal possibilities for the implementation of the lecture course of the discipline "Physical Culture". An exemplary demonstration of the technique of performing a motor action or tactical elements by leading athletes, teams or computer characters with additional options analysis of exercises with a visual display of working muscle groups. The problems of distance learning in practical classes, first of all, include a low level of self-motivation and self-discipline among a larger number of students involved, the lack of conditions for classes during practical activities, there is no control over compliance with safety regulations, the quality of motor actions, signs of fatigue and the general condition of students.

Keywords: distant learning, quality of education, level of preparedness in the discipline.

ВВЕДЕНИЕ

Прошедший год стал переломным для многих педагогов в вопросе реализации образовательного процесса с помощью информационных технологий в России. Предсказуемо не все задачи получилось решить с первого раза, но возврата к традиционной модели преподавания не будет уже никогда, элементы дистанционного обучения прочно закрепились в образовательном процессе. Проведя ретроспективный анализ развития и использования дистанционных форм обучения в России, необходимо отметить, что впервые о нем заговорили в 1990-е годы. Тогда же помимо появления теоретических работ были предприняты попытки внедрения и использования его на практике. Переломным моментом в использовании дистанционных технологий в российских вузах стал период 20052007 гг. В это время создается большое количество систем дистанционного обучения, в основном локальных. А с 2008 года идет ускорение во внедрении и совершенствовании онлайн-технологий на разных уровнях образования [3].

Активно разрабатываются новые платформы, сервисы и приложения для обеспечения дистанционного обучения, обновляется содержание компетенций, возрастают требования к педагогическому составу.

Кузьменковой Т.Л. отмечено, что с момента введения элементов дистанционного обучения, на примере технического вуза (РОАТ), дистанционные формы образования, он-лайн-технологии стали реальностью. Произошло существенное изменение, преобразование и дополнение электронного контента. За исследуемый период возросло количество студентов положительно оценивающих использование дистанционных технологий в заочном образовании. При этом приоритет по использованию онлайн методик они отдают гуманитарным дисциплинам [2].

Образование трансформируется в более гибкий и динамичный процесс обучения, учитывается увеличивающийся объем разнообразных ресурсов, условия для реализации программного материала, корректируется нормативно-правовая основа организации образовательной деятельности. Некоторые моменты процесса еще находятся на стадии разработки и незаконченных экспериментов, но изменения при реализации всех учебных дисциплин уже происходят.

Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в этой области, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья [1]. Образовательный процесс осуществляется посредством реализации двух дисциплин «Физическая культура», «Элективные курсы по физической культуре».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ качества дистанционного образовательного процесса по физическому воспитанию, выявление достоинств и недостатков в ходе образовательного процесса проводился путем анкетирования и опроса студентов четырех вузов Смоленского филиала международного юридического института, Смоленского государственного университета, Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии и Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (МИИТ), Москва. В анкетировании с апреля 2020 по январь 2021 года приняли участие 244 юноши и девушки высших учебных заведений очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Результаты социологического исследования представлены в таблице 1.

Анализ результатов анкетирования показал существование проблемы наличия личных технических устройств для дистанционного обучения. У всех в наличии имеется смартфон с доступом в интернет, но не у всех есть ноутбук или личный компьютер, чаще всего его приходится делить с родственниками.

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов различных форм обучения

№ п/п Вопросы и ответы очная очно-заочная заочная

% (n=176) % (n=20) % (n=48)

1 Имеются ли у Вас в наличии личные технические устройства для дистанционного обучения?

- да 71 75 78

- нет 2 0 1

- другое (напишите) 27 25 21

2 Имеются ли у Вас бытовые условия для выполнения физических упражнений по дисциплине

- да 50 54 23

- нет 23 44 77

- другое (напишите) 27 2 0

3 Возникали ли у Вас технические неполадки или нестабильный интернет во время занятий?

- да 12 14 14

- нет 8 31 12

- другое (напишите) 80 65 74

4 Вас устраивают предложенные информационные платформы для обучения?

- да 40 53 57

- нет 14 8 12

- другое (напишите) 46 29 31

5 Есть ли у Вас проблемы с самодисциплиной и самомотивацией?

- да 42 74 78

- нет 4 12 2

- другое (напишите) 54 14 20

6 Готовы ли Вы выполнять физические упражнения в групповой форме в назначенное время?

- да 8 0 2

- нет 84 91 88

- другое (напишите) 8 9 10

7 Готовы ли Вы выполнять физические упражнения самостоятельно и высылать видеоотчет?

- да 26 14 8

- нет 22 64 82

- другое (напишите) 52 22 10

8 Изменился ли Ваш интерес к физической культуре и спорту за время дистанционного обучения в вузе?

- повысился 12 12 21

- понизился 36 6 8

- другое (напишите) 52 82 71

Необходимо отметить, что есть проблемы с организацией пространства для занятий физическими упражнениями, особенно для студентов специальной медицинской группы. На 50% меньше респондентов заочной формы обучения констатировали эту проблему, вероятнее всего причины в том, что большинство из них живут самостоятельно, без родителей и меньше чем респонденты очной и очно-заочной формы выполняют практических заданий. По нашим наблюдениям к неудовлетворительным бытовым условиям можно отнести - ремонт дома, насмешки родственников, наличие гиперактивных младших братьев, сестер, животных, отсутствие необходимого спортивного инвентаря и оборудования.

Подавляющее число студентов 73%, участвующих в опросе и анкетировании, сталкиваются с техническими неполадками и нестабильным интернетом во время занятий. Это самая актуальная проблема всего процесса перехода на дистанционную форму для преподавателей и обучающихся физическому воспитанию. Необходимо отметить, что часто во время занятия студенты должны не только стоять в рамках обзора камеры, но и передвигаться по комнате - это подчеркивает специфику и трудности проведения практических занятий. В тоже время вскрылась еще одна проблема, в нормативно-распорядительных документах не прописана обязанность обучающихся по обязательному предоставлению преподавателю личных видео выполнения заданий. Педагогический состав может только попросить оказать данную услугу или найти механизмы мотивации к выполнению, чаще всего путем предоставления дополнительных бонусов. Практика и результаты исследования свидетельствуют, что 50% респондентов устраивают предложен-

ные информационные платформы для обучения, особенно после весенней доработки первых месяцев занятий. Вторая половина опрошенных считает, что нужно создать единую Российскую цифровую платформу, включающую лучшие наработки уже существующих предложений. Альтернативные платформы удобны будут как дополнительные звенья цифровой цепочки для повышения конкуренции и прогресса инноваций.

Анализируя результаты вопроса о самодисциплине и самомотивации, огорчают полученные данные. Проблему подтверждают 42% студентов очной формы обучения, 74% -очно-заочной формы обучения и 78% - заочной формы обучения. В ходе опроса выяснилось, что не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это осложняется еще и тем, что обучающиеся попадают в привычную, комфортную домашнюю атмосферу с заниженным уровнем контроля и ответственности и разнообразием отвлекающих соблазнов. Такие выводы взаимосвязаны с результатами ответов на 6 и 7 вопросы. Полученные данные об изменении интереса к физической культуре и спорту за время дистанционного обучения в вузе, наводят на мысль о необходимости обобщения опыта прогрессивных педагогов рассматриваемого направления, исправления допущенных ошибок, поисков новых путей решения проблем, особенно для учащихся очной формы обучения.

ВЫВОДЫ

К достоинствам элементов дистанционного обучения можно отнести:

1. Технические и вербальные возможности реализации лекционного курса дисциплины «Физическая культура», многообразие выбора лекторов и конкуренция среди них.

2. Многосторонность и доступность малых форм физической активности (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпауза, физкультминутка).

3. Условия для выполнения дыхательных упражнений и упражнений на профилактику нарушений зрения (наличие в доме зеркал, расслабляющей музыки и комфортной атмосферы при выполнении упражнений).

4. Возможности в автоматическом режиме обрабатывать результаты тестирования и анкетирования.

5. Образцовый показ техники выполнения двигательного действия или тактических элементов ведущими спортсменами, командами и компьютерными персонажами с дополнительными опциями (выполнение упражнения с наглядным показом работающих групп мышц и т. д.).

6. Обучение в индивидуальном для студентов темпе, удобной для себя скорости, в зависимости от своих возможностей.

7. Возможности обеспечить обучение занимающимся с особыми образовательными потребностями (инвалидам, часто болеющим людям, освобожденным от практических занятий и т. д.).

Теперь рассмотрим основные недостатки и проблемы дистанционного обучения по практическим видам занятий:

1. Мало возможностей развивать навыки коммуникаций у обучающихся и социальное взаимодействие.

2. Низкий уровень самомотивации и самодисциплины у большого количества студентов.

3. Жилищные, семейные, материальные и технические проблемы процесса реализации дистанционного образования.

4. Сложности с контролем соблюдения техники безопасности, качества выполнения двигательных действий, признаков утомления и общего состояния обучающихся.

5. Невозможность оказания помощи при выполнении упражнений, особенно студентам с отклонениями в состоянии здоровья.

6. Многие виды программного материала (командные, сложнокоординационные виды спорта и т.д.) нельзя реализовать на практике в контексте он-лайн обучения.

7. Недоработки в законодательных документах, не все элементы учебного процесса освещены и обозначены пути их решения.

8. Существенная ограниченность работы с группами спортивного совершенствования, проведения соревнований и выполнения требований контрольного раздела рабочей программы.

9. Соблазн несамостоятельной работы.

Все полученные нами данные социологического исследования, приобретенный опыт ограничительного периода позволяют совершенствовать образовательный процесс по физическому воспитанию и расширять педагогические компетенции согласно современным требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева Н.А. Дистанционное обучение в университете по предмету «Физическая культура» / Н.А. Воробьева // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ 17-18 июня 2010 года. Т. 5. Педагогика и методика. -Москва-Луганск : Мади (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 2010. - С. 99-102.

2. Кузьменкова Т.Л. Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения / Т.Л. Кузьменкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2020. -№ 2 (180). - С. 191-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кузьменкова Т.Л. Опыт применения онлайн-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе / Т.Л. Кузьменкова, А.В. Демочкин // Мир науки, культуры, образования - 2020. - № 2 (81). - С. 17-19.

REFERENCES

1. Vorobyeva, N.A. (2010), "Distance learning at the University on the subject of "Physical culture", Scientific proceedings of the International scientific and practical conference of MADI scientists (GTU), RGAU-MSHA, LNAU June 17-18, 2010. Vol. 5. Pedagogy and methodology, Madi (GTU), RGAU-MSHA, LNAU, Moscow-Lugansk, pp. 99-102.

2. Kuzmenkova, T.L. (2020), "Dynamics of assessment by students of the transport university of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 191-195.

3. Kuzmenkova, T.L. and Demochkin, A.V. (2020), "The experience of using online technologies in teaching humanities at a technical university", The world of science, culture, education, No. 2 (81), pp. 17-19.

Контактная информация: nick_t_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

УДК 796.015.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ТРЕНЕР-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА

Александр Дмитриевич Воронин, преподаватель, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет; Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В данной статье исследуется влияние на улучшение показателей одного из компонентов успешности спортивной подготовки ребенка путем взаимодействия между ним его родителями и его тренером. Исходя из определения понятия «успешность спортивной подготовки» авторами бы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.