JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
www.hjournal.ru
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВА В НЕУСТОЙЧИВОЙ ЭКОНОМИКЕ
КАШНИКОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории,
Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается модернизация системы социальных гарантий государства в неустойчивой экономике, возможности осуществления государственной поддержки домашних хозяйств, в том числе малообеспеченных слоев населения РФ. Особое внимание уделяется выявлению инновационных инструментов при формировании социальной политики в условиях глобальной нестабильности. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения достойного уровня жизни населения.
Ключевые слова: социальная политика; социальные гарантии; социальная поддержка граждан; занятость населения; пенсионное обеспечение; работающие бедные; права инвалидов; развитие сферы здравоохранения; демографическая политика; рост благосостояния граждан.
MODERNIZATION OF THE STATE SOCIAL GUARANTEES SYSTEM IN THE UNSTABLE ECONOMY
KASHNIKOVA TATYANA, V.,
candidate of economic sciences (PhD), associate professor of the department «Economic theory»,
Southern Federal University, e-mail: [email protected]
The author analyzes the social state guarantee system modernization in unstable economy and opportunities of government support for households including low-income groups in Russia. It’s emphasized to results of analysis new innovative instruments in social policy in modern unstable economy. It’s defined a set of measures supported achieving a decent standard of living for population. Keywords: social policy; social protection; social support; employment; pensions; working poor; the rights of persons with disabilities; the development of health care; population policy; the growth of welfare.
JEL: D10, H55, H75.
Продвижение по пути радикального реформирования экономики и социальной сферы служит необходимой предпосылкой для решения текущих экономических и социальных проблем. В настоящее время можно отметить серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее воздействие уже не ограничивается отдельными категориями населения (трудящимися, нетрудоспособными). Она сосредоточивается на позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования
© Т. В. Кашникова, 2013
занятости, заработной платы и т.д., т.е. с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д.
Важнейшей задачей социальной политики является обеспечение определенного уровня жизни населения, чтобы избежать социальной напряженности и реализовать принцип социальной справедливости в зависимости от возможностей государства и общества. Государственное вмешательство осуществляется посредством предоставления государственных гарантий определенного уровня жизни населению, в том числе малообеспеченным слоям; перераспределения материальных средств и организационных усилий с целью достижения или сохранения определенного качества жизни для различных социальных слоев и снижения социальной напряженности в обществе; реализации экономических и других программ ликвидации социальных, природных и техногенных катастроф и т.д.
В декабре 2012 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»1, целями которой стали создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки и повышение доступности социального обслуживания населения. Основными задачами Программы являются: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Программа включает следующие направления: развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан; модернизация и развитие социального обслуживания населения; совершенствование социальной поддержки семьи и детей; повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В настоящее время принята Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 гг.2, основная цель которой — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию эффективно функционирующего рынка труда и обеспечению социальной стабильности в обществе. Важнейшими задачами Программы являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу — как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.
В сфере социального обеспечения особое внимание уделяется повышению эффективности пенсионной системы и системы защиты от безработицы, которые могли бы гарантировать достойную жизнь в пожилом возрасте и при потере работы. Основные направления проводимой в настоящий момент пенсионной реформы отражены в новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Реформы пенсионной системы и системы защиты от безработицы требуют соблюдения международных трудовых норм и эффективного сотрудничества правительства, объединений работников и работодателей.
Модернизация экономики требует роста производительности труда, что должно отражаться на повышении конкурентоспособности и устойчивости предприятий, а также на повышении оплаты труда, включая минимальный размер оплаты труда, и заработную плату работников бюджетного сектора экономики. В настоящее время минимальный размер оплаты труда в России - 4611 руб., что
1 См.: Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». (http://www.rosmintrud.ru).
2 См.: Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы. (http:// www.rosmintrud.ru).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
составляет 68,7% от прожиточного минимума, несмотря на то, что в Трудовом кодексе Российской Федерации указывается на необходимость поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума и даже выше. Проблема низкой оплаты труда особенно остро стоит для бюджетного сектора, в котором в последнее время появилось большое число работающих бедных, что может привести к вымыванию человеческого капитала и снижению качества услуг в бюджетном секторе. Прогрессивное реформирование системы оплаты труда обеспечит более тесную связь между экономическим ростом и увеличением прибыли предприятий с ростом оплаты труда.
В марте 2013 г. рабочая группа Минтруда прорабатывала три варианта пенсионной формулы. Первый вариант — сохранить полагающийся каждому россиянину фиксированный базовый компонент (3495 рублей) в составе страховой части пенсии. Второй — отменить базовый компонент, чтобы пенсия гражданина зависела только от сделанных им взносов во время работы. Если же в результате сумма не дотянет до прожиточного минимума, государство доплатит из бюджета. По третьему варианту, базовый компонент «растворится» в пенсионной формуле, и, например, за каждый год обязательного стажа будет начисляться дополнительный коэффициент. Возможная отмена базовой части приведет к тому, что половина населения страны будет получать одинаковую пенсию - по сути, пособие «на старость» чуть выше прожиточного минимума, - поскольку у многих россиян либо низкооплачиваемая работа, либо маленький стаж. С другой стороны, если человек активно платил взносы, он сможет накопить на безбедную старость. Кроме базового, в пенсии россиян входят страховой и накопительный компоненты. Страховая часть формируется за счет 16-процентных отчислений, которые работодатель уплачивает из зарплат сотрудников. Затем накопленная сумма страховых взносов делится на предполагаемый срок дожития. Накопительный компонент представляет собой 6процентный сбор с зарплаты, его можно передать в негосударственные пенсионные фонды3.
Трудовые пенсии почти 37,3 миллиона российских пенсионеров были проиндексированы с 1 февраля 2013 года на 6,6%. В результате средний размер трудовой пенсии по старости доведен до размера 10,4 тысяч рублей. Кроме того, на 1 апреля 2013 г. назначена дополнительная индексация трудовых пенсий с учетом повышения доходов Пенсионного фонда. Также будут увеличены сообразно темпам роста прожиточного минимума в стране и социальные пенсии. В обоих случаях индексация составит 5,5%. В августе будет произведен традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров. В случае если размер пенсии, вкупе с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами, окажется ниже прожиточного минимума в регионе его проживания, пенсионный фонд установит социальную доплату — с тем, чтобы общий уровень получаемых средств не опускался ниже установленного прожиточного минимума.
В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов4. В настоящее время готовится законопроект, предусматривающий приведение норм российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции. В соответствии с государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 гг.5, субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в наиболее важных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Государство оказывает поддержку общественным организациям инвалидов в форме субсидий из федерального бюджета, в реализации программ содействия трудоустройству инвалидов на рынке труда, созданию и обеспечению доступности рабочих мест. На 1 июля 2012 г. средний размер пенсии по инвалидности составил 6 тысяч 700 рублей. Размер пенсии по инвалидности в 2013
3 См.: Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. (http://www.rosmintrud.ru).
4 См.: Конвенция о правах инвалидов. (http://www.un.org/ru).
5 См.: Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг (http://www.neza.ru).
году составляет для инвалидов первой группы без иждивенцев 6557 рублей. Если же у инвалида есть иждивенцы, то эта сумма меняется. С одним иждивенцем - 7650 рублей, с двумя - 8742, с тремя - 9835 рублей. Размер пенсии для инвалидов второй группы составляет 3278 рублей. И в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 4371 рублей, 5464 рублей, или же 6557 рублей в месяц. Размер пенсии для инвалидов третьей группы составляет 1639 рублей в месяц. И также в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 2732 рублей, 3825 рублей, или же 4917 рублей в месяц6.
В 2012 году развитие сферы здравоохранения осуществлялось с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»7. С начала 2012 г. начато осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. Общий объем средств федерального бюджета на эти цели составил 51,8 млрд. руб., из них 5,0 млрд. руб. — на софинансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации. Высокотехнологичную медицинскую помощь в 2012 году получили 358 тыс. человек. Продолжалась реализация мероприятий федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2012 годы» (всего по программе было предусмотрено в 2012 году — 20,1 млрд. рублей, в том числе: федеральный бюджет — 11,0 млрд. рублей, бюджеты субъектов Российской
Федерации 8,8 млрд. рублей, внебюджетные источники — 0,3 млрд. рублей8.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»9, целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки. Общий объем финансового обеспечения Государственной программы в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 30,3 трлн. рублей. Предполагаемый объем финансирования Государственной программы составляет: за счет средств федерального бюджета 2,7 трлн. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 10,5 трлн. рублей, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,1 трлн. рублей. Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн. рублей10.
В рамках Государственной программы предусмотрено 11 подпрограмм, которыми определены основные векторы развития системы здравоохранения: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторнокурортное лечение, в том числе детей, кадровое обеспечение системы здравоохранения, развитие международных отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медикосанитарное обеспечение отдельных категорий граждан.
6 См.: Перечень льгот инвалидам на 2013 год. (http://www.doorinworld.ru).
7 См.: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". (http://www.graph.document.kremlin.ru).
8 См.: Социальная политика. (http://www.budgetrf.ru).
9 См.: Распоряжение от 24 декабря 2012 г. №2511-р «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения»». (http://www. government.ru).
10 См.: О государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения». (http://www.economy.gov.ru).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
В октябре 2012 года утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов11. Впервые программа утверждена сроком на три года. Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), увеличены по сравнению с 2012 г. на 18 % и составляют: в 2013 г. 9032,5 рубля на человека (в 2012 г. — 7633,4 рубля), в 2014 г. — 10294,4 рубля, в 2015 г. — 12096,7 рубля, в том числе за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счёт субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 г. — 5942,5 рубля, что на 45% выше по сравнению в 2012 г. (4102,9 рубля), в 2014 г. — 6962,5 рубля, в 2015 г. — 8481,5 рубля12.
В Программе предусмотрено увеличение объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров, что позволит продолжить структурные преобразования в системе оказания медицинской помощи как за счёт переноса объёмов стационарной помощи на амбулаторный этап (поликлиники, дневные стационары), так и за счет более эффективного и рационального использования коечного фонда. Впервые в медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно в рамках Программы, включена паллиативная помощь. Расширены критерии доступности и качества оказания медицинской помощи, по которым будет оцениваться эффективность работы медицинских учреждений. Например, впервые введен норматив обращения по поводу заболевания, что позволит оценить уровень обращаемости населения за медицинской помощью. Будет учитываться и количество медицинских организаций, осуществляющих электронную запись на прием к врачу, и доля лиц, которым скорая помощь оказана в течение 20 минут, и ряд других критериев.
На реализацию мероприятия приоритетного национального проекта «Образование», «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»13 в 2012 году из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 2,5 млрд. рублей, которые направлены для использования в 78 субъектов Российской Федерации. Указанные средства использовались на создание рабочих мест для дистанционного обучения более 5,5 тысячам детей-инвалидов и почти 9,5 тысячам педагогических работников14.
В 2012 году были приняты дополнительные меры по улучшению работы учреждений родовспоможения и детства. Повсеместно внедрялись современные формы медицинской помощи женщинам и детям. Формировалась трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным. Создавались акушерские и детские реанимационноконсультативные центры с выездными реанимационными акушерскими и неонатологическими бригадами, межмуниципальные центры перинатальной медицины. Внедрялись современные медицинские технологии, в том числе хирургические методы лечения детей с врожденными пороками развития15.
Финансирование мероприятий по оздоровлению и обеспечению отдыха детей в 2012 году осуществлялось за счет средств не только федерального, но и соответствующих бюджетов, средств учреждений и родителей, а также профсоюзного бюджета. Однако власти на местах не всегда оказывались готовы к решению проблем, связанных с организацией и проведением детской оздоровительной кампании. В целом по России в 2012 году на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей бюджетное финансовое обеспечение снизилось и составило
11 См.: Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. (http://www.labclinpharm.ru).
12 См.: Утверждена программа бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. (http://www.rosminzdrav.ru).
13 См.: О реализации проекта «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» в 2012/2013 учебном году, (http:// www.upr-khbr.ippk.ru).
14 См.: Об организации дистанционного образования детей-инвалидов. (http://obrazkras.k-net.ru).
15 См.: Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. (http:// www.kremlin.ru).
более 50,5 млрд. рублей (в 2011 году - более 53 млрд. рублей), из них средства федерального бюджета составили более 4,0 млрд. рублей (в 2011 г. — 4,3 млрд. рублей). В результате, по сравнению с 2011 годом, сократилось количество оздоровительных лагерей, и на 9 тыс. уменьшилось количество отдохнувших детей16.
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. За 11 месяцев 2012 года родились 1744,2 тыс. детей, или на 105,4 тыс. детей (на 6,4%) больше, чем за соответствующий период 2011 года. На 5-8% увеличилась рождаемость в 39 субъектах Российской Федерации17.
Таким образом, главная задача социальной политики государства состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т.е. опираться на уже имеющийся отечественный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. (http:// www.neza.ru).
Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы. (http://www.rosmintrud.ru).
Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка гр аждан». (http ://www.rosmintrud.ru).
Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. (http://www.kremlin.ru).
Конвенция о правах инвалидов. (http://www.un.org/ru).
О государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения». (http://www.economy.gov.ru).
О реализации проекта «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» в 2012/2013 учебном году. (http://www.upr-khbr.ippk.ru).
Об итогах проведения региональными организациями Профсоюза детской летней оздоровительной кампании в 2012 году. (http://www.przrf.ru).
Об организации дистанционного образования детей-инвалидов. (http:// obrazkras.k-net.ru).
Перечень льгот инвалидам на 2013 год. (http://www.doorinworld.ru).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. (http:// www.labclinpharm.ru).
Распоряжение от 24 декабря 2012 г. №2511-р «Об утверждении
государственной программы «Развитие здравоохранения»». (http://
www.government.ru).
Социальная политика. (http://www.budgetrf.ru).
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. (http://www.rosmintrud.ru).
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 598 «О совершенствовании
государственной политики в сфере здравоохранения». (http:// www.graph.document.kremlin.ru).
Утверждена программа бесплатного оказания гражданам медицинской
16 См.: Об итогах проведения региональными организациями Профсоюза детской летней оздоровительной кампании в 2012 году, (http://www.przrf.ru).
17 См.: Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года. (http://www.rosmintrud.ru).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013
помощи. (http://www.rosminzdrav.ru).
REFERENCES
The state program "Accessible Environment" for 2011-2015. (http:// www.neza.ru). (in Russian).
The state program of the Russian Federation "Promoting employment" for 20132020. (http://www.rosmintrud.ru). (in Russian).
The state program of the Russian Federation "Social support of the citizens". (http://www.rosmintrud.ru). (in Russian).
Meeting of the Council for National Projects and Demographic Policy. (http:// www.kremlin.ru). (in Russian).
Convention on the Rights of Persons with Disabilities. (http://www.un.org/ru). (in Russian).
On the state program of the Russian Federation "Development of Health". (http://www.economy.gov.ru). (in Russian).
Implementation of the project "Development of distance learning for children with disabilities" in the 2012/2013 school year. (http://www.upr-khbr.ippk.ru). (in Russian).
On the outcomes of the regional organizations of the Trade Union of child health campaign in summer 2012. (http://www.przrf.ru). (in Russian).
On the organization of distance education of children with disabilities. (http:// obrazkras.k-net.ru). (in Russian).
The list of benefits for the disabled in 2013. (http://www.doorinworld.ru). (in Russian).
The program of state guarantees the provision of free medical care to citizens for 2013 and the planning period of 2014 and 2015. (http://www.labclinpharm.ru). (in Russian).
Order of 24 December 2012 № 2511-r "On approval of the state program “Development of health care”". (http://www.government.ru). (in Russian).
Social policy. (http://www.budgetrf.ru). (in Russian).
The long-term development strategy of the pension system in the Russian Federation. (http://www.rosmintrud.ru). (in Russian).
Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 N 598 "On improvement of public health policy". (http://www.graph.document.kremlin.ru). (in Russian).
The program of providing free medical care to citizens. (http:// www.rosminzdrav.ru). (in Russian).