Социально-экономическое положение социально уязвимых граждан мегаполиса: реальность и прогнозы
Socioeconomic Status of Socially Vulnerable Citizens of the Megalopolis: Reality and Predictions
Получено 24.04.2016 Одобрено 21.06.2016 Опубликовано 15.08.2016 УДК 330.564.2 DOI: 10.12737/20764
УСПЕНСКАЯ Т.Н.
доктор экономических наук, руководитель центра мониторинговых исследований Института дополнительного образования работников социальной сферы, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы E-mail: [email protected]
НИКОНОВА О.В.
кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором анализа и контроля качества управления ресурсами, Института дополнительного образования работников социальной сферы, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы E-mail: [email protected]
Аннотация
Цель. Анализ демографических тенденций в группе пожилых москвичей и их социально-экономическое положение. Анализ статистических данных и результатов мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста города Москвы.
Предмет. Предмет исследования охватывает систему социально-экономических и демографических показателей. Среди них: общая демографическая характеристика населения; возрастная структура населения по категориям (моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста, пожилого населения). К предмету исследования относится комплексный мониторинг уровня и качества жизни пожилых москвичей; анализируется гендерная и возрастная структура жителей г. Москвы. Исследуются новые демографические структуры: семейные группы, состоящие из родственников нетрудоспособного возраста. Анализируются структуры инвалидности респондентов. Особое внимание уделяется материальному обеспечению граждан пожилого возраста, пенсионному обеспечению пожилых людей, социальным доплатам к пенсии, социальной поддержке пенсионеров. Анализируется динамика размеров и основных видов материального обеспечения. Приводятся данные комплексной оценки респондентами своего материального положения и представления об уровне своего материального положения.
Ключевые слова:
граждане пожилого возраста, демографические тенденции, социально-экономическое положение, социальные услуги, организации социального обслуживания, трудовой потенциал, материальное обеспечение.
USPENSKAYA T.N.
Doctor of Economics, Director of the Centre of Monitoring Research of the Institute of Supplementary Education of Social Workers at the Department of Labour and Social Protection of Population of the City of Moskva E-mail: [email protected]
NIKONOVА O.V.
PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department of the Analysis and Quality Control of Resource Management of the Institute of Supplementary Education of Social Workers at the Department of Labour and Social Protection of Population of the city of Moskva E-mail: [email protected]
Abstract
Purpose. Analyzing demographic trends socioeconomic status, statistical data and the level of monitoring results, and the quality of life of elderly Muscovites.
Subject. The subject of the study covers the system of socioeconomic and demographic indicators: general demographic characteristics of the population, the age structure of the population by category (under working age working age over working age, older people).
Besides comprehensive monitoring of the level and quality of life of older Muscovites and the gender and age structure of the population of Moscow have been analyzed, new demographic structures (family groups consisting of relatives working age, disabled respondents) in particular attention is paid to the financial security of the elderly, pensions of older people, social surcharge to pension, social support for pensioners. The dynamics of the size and the main types of financial security is considered. The data of integrated assessment by respondents of their financial position and views on the level of their financial situation have been presented.
Keywords:
senior citizens, demographic trends, socio-economic status, social services, social service organizations, labor potential, material support.
«<Если мы хотим быть дальновидными, нам следует признать потенциал пожилого населения, как основы для будущего развития» (Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года).
1. Введение
Мир находится в процессе беспрецедентного демографического преобразования. По прогнозам демографов, за время, которое пройдет до 2050 года, численность пожилых увеличится приблизительно с 600 миллионов до 2 миллиардов. Менее чем через 50 лет впервые в истории в мире будет проживать больше людей в возрасте старше 60 лет, чем до 15 лет.
По данным прогноза ООН, доля граждан в возрасте 60 лет и более в мире увеличится с 12,3 процента в 2015 году до 21,5 процента в 2050 году, в Европе с 23,5 процента в 2015 году, до 34,2 процента в 2050 году, в Российской Федерации - с 20 процентов в 2015 году, до 28,8 процента в 2050 году.
По данным скорректированного1 среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины - 60 лет и старше) в Российской Федерации увеличится с 2015 года по 2025 год с 24,1% до 27,5% (40,9 млн. человек), а по 2050 год до 32,7 % (47,9 млн. человек).
Политика в области старения требует внимательного анализа и наблюдения за процессами развития в этой сфере с учетом стоящих перед обществом общесоциальных задач.
Одним из основополагающих документов международного уровня в области старения стала Резолюция 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года, которой были приняты Принципы ООН в отношении пожилых людей.
В апреле 2002 года в Мадриде на второй Всемирной ассамблее по проблемам старения представителями 159 стран был принят Мадридский Международный план действий по проблемам старения и Политическая декларация.
На основе Принципов ООН в отношении пожилых людей, положений Европейской социальной хартии, а также Мадридского плана действий по проблемам старения сформирован единый нравственно-этический стандарт отношения к пожилому человеку, основанный на уважении к нему. На первом месте находится достижение практических результатов по таким приоритетам, как:
1 С учетом Крымского федерального округа
■ обеспечение безопасных условий для пожилых людей;
■ повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;
■ соблюдение прав пожилых людей, недопущение проявлений дискриминации по признаку пола и возраста, а также укрепление солидарности поколений;
■ оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;
■ налаживание партнерства на всех уровнях.
На протяжении последних четырнадцати лет,
прошедших с момента принятия Мадридского Международного плана действий по проблемам старения в России было принято немало законодательных и нормативных правовых актов в целях улучшения условий и качества жизни пожилых людей в области пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, оказания медицинской помощи. За этот отрезок времени в отношении пожилых людей созданы новые институциональные структуры.
Кроме того, вопросы развития системы социальной защиты населения граждан пожилого возраста, и повышения уровня и качества жизни пожилых людей дважды рассматривались на самом высшем уровне - заседаниях президиумов Госсовета РФ, состоявшихся 25 октября 2010 года в Горках Московской области и 5 августа 2014 года в Воронеже. По их итогам Президентом Российской Федерации были подписаны перечни поручений.
Следующим шагом, демонстрирующим приверженность Российской Федерации последовательному выполнению международных обязательств, явилось принятие первого в истории государства документа, обозначившего стратегические приоритеты социальной политики в отношении граждан пожилого возраста. Таким документом стала Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 146-р.
В документе обозначена его цель - устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия, социального и экономического интегрирования пожилых граждан в жизнь общества.
Приоритетными направлениями Стратегии являются стимулирование занятости пожилых граждан, повышение уровня их финансовой гра-
мотности, обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам, развитие современных форм социального обслуживания, совершенствование системы охраны здоровья, развитие рынка социальных услуг, защита прав граждан старшего поколения и т.д.
Представляемая вниманию статья содержит аналитические материалы о демографических тенденциях пожилых москвичей и их социально-экономическом положении, базирующихся, как на статистических данных, так и результатах мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста города Москвы, проводимого учеными Института дополнительного образования работников социальной сферы на протяжении пяти лет (2011-2015 гг.) [1].
2. Социально-демографические
характеристики граждан пожилого возраста
Современная Россия, как и все другие страны мира, отличается высокой средней долей населения старше трудоспособного возраста - на уровне 24,1 процента, а также существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Так, максимальный удельный вес пожилых граждан на протяжении длительного периода сохраняется в Рязанской и Тульской областях - более 28% - 29%, минимальный - в Ямало-Ненецком автономном округе и Чеченской Республике - 8,7 - 8,9% соответственно.
Среди субъектов РФ Центрального федерального округа Москва по удельному весу пожилых граждан в составе населения занимает 18 (из 18) рейтинговое место, в целом в РФ - 31 (из 83)1 рейтинговое место и их доля в общей численности населения города по состоянию на 1.01.2015 года составила 25,6%.
Москве в области старения населения характерны следующие тенденции:
■ увеличение численности жителей в возрасте старше трудоспособного (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) в 2011-2015 годах - с 2,7 до 3,1 млн. человек;
■ соответственно увеличение удельного веса населения в возрасте старше трудоспособного в населении страны в 2011-2015 годах - с 23,7% до 25,6%;
■ сохранение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста;
■ рост продолжительности жизни всего населения - с 74,1 лет в 2011 году (РФ - 69,83) до 77 лет (РФ - 71,2) в 2015 году; сохранение, хотя и сокращающееся, более высокой продолжительности жизни у женщин (в 2011 году - 78,4 лет, в 2015 году - 81год) по сравнению с мужчинами (в 2011 году - 69,88 года, в 2015 году - 73 года);
1 Без учета Крымского федерального округа (КФО)
■ высокий удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в населении страны (2014 год - 13,1%);
■ рост удельного веса численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров с 26,7% в 2011 г. до 29% в 2015 году.
Демографическая ситуация способствует привлечению внимания к роли пожилых людей, формированию комплекса государственных мер по профилактике старения, созданию условий для реализации внутреннего потенциала граждан пожилого возраста, их активного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни города.
По оценке Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (далее - Мосгорстат) численность населения г. Москвы на начало 2015 года составила 12,198 млн. чел., (2014 г. - 12,108 млн. чел.). За 2014 год численность населения города возросла на 90,000 тыс. человек или на 0,74%.
По состоянию на 1 января 2015 года, численность граждан старше трудоспособного возраста (женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) в г. Москве составила 3,131 млн. чел., что составляет 25,6% от общей численности населения города (2014 г. - 3038 млн. чел. или 25,1% от общей численности горожан). Рост по сравнению с 2014 годом составил 93,000 тыс. человек (3,0%).
В структуре пожилых москвичей растет доля пожилых людей 80 лет и старше. По данным ОПФ РФ по Москве и Московской области на 1.01.2015 года их численность составила 339,63 тыс. чел. или 13,9% от общего количества пенсионеров. За 5 лет количество пенсионеров данной возрастной когорты выросло на 43,4 тыс. человек.
Численность людей старческого возраста 90 и 100 лет выросло за 5 лет в 1,6 раз (2010 г.: 90 -летних - 26686 пенсионеров, 100-летних - 432 человека; 2014 год: 90-летних - 42 987 человек, 100-летних - 688 человек) [2].
Таким образом, структура населения по возрасту существенно меняется в сторону увеличения лиц старших возрастов. Процессы старения населения г. Москвы идут более высокими темпами, чем в среднем по России. Причем, чем старше возрастная группа, тем интенсивнее растет ее численность. Если, к 2014 году численность граждан старшего поколения в Москве увеличилась по сравнению с 2010 годом на 726 тыс. человек или на 14,6% (РФ - на 2,1 млн. человек или на 6,5%), то численность лиц 65 лет и старше за тот же период увеличилась уже на 21,4% (РФ - 644 тыс. человек или на 3,5%).
Данные выводы подтверждаются статистическими данными и нашли отражение в диаграммах 1 - 5.
Диаграмма 1. Демографическая характеристика населения
2013 2014
РФ ■ г. Москва ■ г. Санкт-Петербург
Диаграмма 2. Возрастная структура населения - моложе трудоспособного возраста
Диаграмма 3. Возрастная структура трудоспособного возраста
Старше трудоспособного возраста, %
г Санкт-Петербург
РФ
24,1
■ 2015 (прогноз) ■ 2014 2013 ■ 2012 ■ 2011 «2010
Диаграмма 4. Возрастная структура населения - старше трудоспособного возраста
15
12,7
65 лет и старше,
15,2
14,9
15Д
15,2
14,4
12,3
12,9
2010 2011 2012 2013 2014
РФ иг. Москва ■ г. Санкт-Петербург
Диаграмма 5. Возрастная структура пожилого населения
3. Характеристика респондентов комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых москвичей
Ежегодно в мониторинговом исследовании уровня и качества жизни граждан пожилого возраста принимали участие 10 тысяч респондентов, достигших пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), проживающих в 11 административных округах города Москвы. Дважды в течение года опрашивались по 5 тысяч представителей старшего поколения. Они составляют выборочную совокупность, репрезентативно отражающую все категории пожилого населения города Москвы.
На протяжении всех пяти лет1 проведения комплексного мониторинга структура респондентов менялась следующим образом. Практически не изменялся половозрастной состав респондентов.
Тенденции изменения возрастно-половой структуры респондентов на протяжении 10-и этапов представлены ниже на диаграмме 6.
Особенностью гендерной структуры жителей Москвы старше трудоспособного возраста является более чем двукратное превышение числа женщин над числом мужчин [3]. Причем, чем старше возрастная когорта, тем большая разница (от 1,4 раз в 60 лет; в 3 раза - 75 лет и более 6 раз
1 В целях улучшения качества диаграмм приводятся данные за пять лет, но представленные показателями одного этапа в год, в основном, - 2 (2011 г.), 4 (2012 г.), 6 (2013 г.), 8 (2014 г.), 9 (2015 г.) этапы комплексного мониторинга
в 90 лет). Особенно значительно этот дисбаланс проявляется в старших возрастных когортах. К 80 годам половозрастной разрыв возрастает почти в три раза. Доля пожилых респондентов в репрезентативной выборочной совокупности по признаку «пол» подтверждает эту тенденцию.
Возрастная структура респондентов мониторинга сохраняет общую динамику старения пожилых москвичей, хотя и претерпела некоторые изменения на десятом этапе (см.: диаграмма 7).
Мы наблюдаем три численных пика пожилых людей. К первой группе относятся лица в возрасте 60-69 лет - 34,8%, ко второй группе - лица, возраст которых 70-79 лет - 29,3%, а к третьей - пожилые москвичи 80 лет и старше - 22,14%.
Доля представителей долгожителей (90 лет и старше), принявших участие в исследовании составила 3,44% (172 человека), в том числе, 15,1% (26 чел.) - мужчин и 84,9% (146 чел.) - женщин. По сравнению с 2011 годом (1 этап) доля долгожителей в составе респондентов увеличилась на 2,34%, причем в 2011 году данная когорта была представлена только женщинами - 1,1% или 54 человека.
Важной социально-демографической характеристикой пожилых людей является их семейное положение. В браке состоит чуть менее одной трети респондентов (30,46%). Около трех четвертых респондентов (69,6%) не состоит в браке, причем, 44,4% от общего числа ответивших по причине вдовства. Почти пятая часть (16,98%) состоит в разводе, а 8,16% никогда не состояли в браке (см.: диаграмма 8).
I Мужской Женский Диаграмма 6. Половозрастная структура
Возрастная структура респондентов, %
2 этап
4 этап
18,6 24,1 40,7 15,5
23,5
23
1,1
38,5
14
6 этап
23,2 23,4
10 этап 13,8
34,8
38,5
14
0,9
14,3 33,8 29,2 19,5
29,3
18,7 3,4
моложе 60 лет ■ 60-69 лет ■ 70-79 лет ■ 80-89 лет 90 и старше
Диаграмма 7. Возрастная структура
8 этап 9 этап 10 этап Диаграмма 8. Семейное положение
1
Старение населения города Москвы приводит к появлению новых демографических структур -семейных групп, состоящих из родственников нетрудоспособного возраста.
Около трети (29,9%) респондентов в целом по городу проживает с лицами с различной степенью родства совместно. Четвертая часть (24,3%) отметила, что, проживает с супругом (ой) (см.: диаграмма 9).
Для прогнозирования развития системы социальной защиты населения города Москвы важен учет таких показателей, как количество одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, так и степень их инвалидизации.
Увеличение числа одиноких людей в более старших возрастных группах обусловливает необходимость разработки дифференцированных технологий и специальных программ, адресованных данной категории пожилых людей.
Наряду с процессом демографического старения, существует проблема увеличения процента инвалидов среди всех возрастных групп населения, в том числе в возрасте старше трудоспособного.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РФ в общей численности инвалидов около 65 % - лица пенсионного возраста.
Согласно данных Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (на 01.01.2015 г.) почти каждый десятый житель города является инвалидом (около 1,2 млн. чело-
век), причем около 60% из них - это люди старше трудоспособного возраста.
Анализируя структуру респондентов по группам инвалидности (см.: диаграмма 10) на протяжении 8-ми этапов (первые два этапа структура инвалидности не анализировалась) можно сделать вывод, что наиболее распространенной среди опрошенных, по-прежнему, является II группа инвалидности. Количество пожилых, имеющих II группу инвалидности, осталось практически на прежнем уровне и составило 38,88%, III группу -снизилось на 0,28 п.п. (10,68%), I группу - практически осталось без изменения - снизилось на 0,1 п.п. (4,7%).
Таким образом, особенностями демографического постарения г. Москвы являются: рост темпов старения москвичей, высокая доля одиноких пожилых людей в общей численности граждан пожилого возраста (свыше 45%), более чем двукратное превышение женщин над числом мужчин.
Вышеперечисленные особенности социально-демографических характеристик пожилых москвичей оказывают существенное влияние на параметры их социально-экономического положения, такие как: возможность продолжить трудовую деятельность, размер суммарного дохода семьи, размер пенсии, получение основных и дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством и т.д.
Особенности проживания, %
4 этап б этап 8 этап 9 этап 10 этап
Проживаю один (одна)
■ Проживаю с супругом(ой) (сожителем) Проживаю с дальними родственниками
■ Проживаю с родителями
■ Проживаю с близкими родственниками (детьми, внуками, правнуками) Проживаю с человеком на безвозмездной основе
Диаграмма 9. Особенности проживания УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ • №2 (200) 2016 • 140 • 48-62 -
Наличие инвалидности, %
4 этап
5 11 42
6 этап
4,7 7,9 42,5
8 этап
5,1 7,3 42,5
9 этап
10 этап
4,8 10,9 45,4
4^7 10,7 45,7
11 группа в tl группа It! группа не установлена
Диаграмма 10. Характеристика структуры инвалидности респондентов, %
4. Материальное обеспечение граждан
пожилого возраста
Материальное обеспечение пожилых людей включает в себя различные меры социального обеспечения и социальной поддержки: пенсии, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсии, выплаты, производимые за счет ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, др.
5. Пенсионное обеспечение пожилых людей
Основным механизмом обеспечения гарантии доходов пожилых людей является государственное пенсионное обеспечение.
В целях поддержания покупательной способности пенсий их размер индексируется дважды в год: с 1 февраля на уровень роста цен за предыдущий год и с 1 апреля на рост доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплаты страховой части трудовой пенсии в расчете на одного пенсионера.
В 2014 году с 1 февраля произведена индексация трудовых пенсий по старости в размере 6,5%, с 1 апреля - на 1,7%. В общей сложности, в 2014 году пенсия по старости была повышена на 8,2%. В результате средний размер пенсии по старости в г. Москве по сравнению с началом 2013 года увеличился на 897 рублей и на начало 2014 года
составил 11 972 рубля. При этом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера в Москве почти в 1,4 раза (РФ - в 1,7 раза).
Социальные пенсии с 01 апреля 2014 года выросли на 17,1 % и их средний размер составил 5 934 рубля.
В 2015 году произведена индексация пенсий по старости на 11,4%, а социальные пенсии выросли на 10,3%.
В итоге индексация повысила уровень пенсионного обеспечения 2 495 тыс. чел. старше трудоспособного возраста (из которых около 7 000 человек - получатели социальных пенсий). По состоянию на 1 июля 2015 года средний размер пенсии по старости составил 13 365 рублей, социальной пенсии - 6 469 рублей.
Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения получателей трудовой пенсии по старости в городе Москве за последние 5 лет вырос в 1, 47 раз, социальной пенсии - в 1,5 раз.
Средний размер пенсий ветеранов Великой Отечественной войны в России составляет от 21,8 до 30,3 тыс. рублей. Средний размер пенсий вдов погибших (умерших участников войны) составляет в среднем 21,8 тыс. рублей, а участников войны, имеющих инвалидность, - 30,3 тыс. рублей.
В Москве средний размер пенсий участников ВОВ и инвалидов ВОВ, составил 29 371 рубль и 31 488 рублей соответственно.
Уровень доходов [4] инвалидов Великой Отечественной войны составляет в среднем 44 тыс. руб., участников Великой Отечественной - 30,2 тыс. руб., участников обороны Москвы - 26 тыс. руб., а тружеников тыла - 23,3 тыс. руб. Все ветераны ВОВ получают городские доплаты к пенсиям.
Вместе с тем, необходимо отметить, что социальная политика в сфере поддержки граждан пожилого возраста в условиях экономического кризиса претерпевает изменения в сторону снижения гарантий. Так, в 2016 году индексирование пенсий запланировано один раз в год, и она произведена с 1 февраля в размере 4%, как для страховых, так и для социальных пенсий.
Согласно данных ОПФ РФ по Москве и Московской области [5] еще достаточно большое количество пенсионеров (более одной третьей от общего количества пенсионеров) получает пенсию в размере ниже 10 000 рублей. Так, при распределении численности пенсионеров по уровню получаемой пенсии в общей численности пенсионеров по состоянию на 1.07.2015 г. доля пенсионеров, имеющих размер пенсии до 11, 500 рублей в месяц составляет 36,7%. Причем, практически 20% или пятая часть всех пенсионеров получает пенсию в размере от 10 000 до 11, 500 рублей в месяц, т.е. с риском невозможности получения РСД или получения ее в минимальном размере.
Только 4% от общей численности пенсионеров получают пенсию в размере более 20 500 рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по городу Москве в 2014 году 61 241 рубль в месяц, за первое полугодие 2015 года - 62 334 рубля в месяц (в РФ -29 960 рублей в месяц).
Таким образом, коэффициент замещения пенсий утраченного заработка в среднем по городу Москве в 2014 году и в первом полугодии 2015 года (показатель соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты) в среднем равен 19,3% и 21,4% соответственно (РФ - в 2014 г. - 30,5 %).
Величина прожиточного минимума пенсионера в г. Москве в целом в 2014 году составила 8 616 рублей, в IV квартале 2015 года - 10 227 рублей (-443 руб.); в РФ - 2014 год - 6 617 руб.; в IV квартале 2015 г. - 7 781 рублей (-170 руб.).
6. Социальная доплата к пенсии
Повышению материального обеспечения граждан пожилого возраста способствуют социальные доплаты к пенсии.
С 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения неработающих пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, предусматривается установление социальных доплат к пенсии.
Если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания, то ему устанавливается федеральная либо региональная социальная доплата к пенсии. Если прожиточный минимум пенсионера в регионе проживания ниже прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации, то устанавливается федеральная социальная доплата, финансируемая из федерального бюджета. В случае, если прожиточный минимум пенсионера в регионе проживания выше прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации, устанавливается региональная социальная доплата, выплачиваемая из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2014 год в городе Москве составила 8 502 рубля в месяц (РФ - 6 354 руб./ месяц), что на 1365 рублей выше, чем в 2013 году. В 2015 году прожиточный минимум пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии увеличился на 544 рубля и составил 9 046 рублей в месяц, а на 2016 год - составил 11 428 рублей, увеличившись сразу на 2 382 рубля.
В городе Москве социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам выплачивается только за счет средств городского бюджета, порядок ее назначения и выплаты регламентируется Постановлением Правительства города Москвы [6]. Данным постановлением также вводится понятие городского социального стандарта минимальных доходов и устанавливается его величина с 1.01.2010 г - в размере 10 275 рублей.
Пожилым неработающим москвичам, имеющим материальное обеспечение в размере ниже городского социального стандарта минимальных доходов пенсионера, выплачивается региональная социальная доплата (далее - РСД).
Величина городского социального стандарта устанавливается ежегодно Постановлением Правительства г. Москвы, ее размер не менялся с 2012 года и составлял 12 000 рублей в месяц. С 1 марта 2016 года произошло увеличение на 2 500 рублей до 14 500 рублей.
По данным ДТСЗН региональная социальная доплата к пенсии в 2014 году выплачена 2 061 600 человек (на 1.09.2015 г. - 2 056 842 чел.). Средний
размер РСД по г. Москве составил в 2014 г - 4200 рублей в месяц (на 1.09.2015 г - 4 233 рубля в месяц) и вырос за 5 лет примерно на 350 рублей.
Количество получателей РСД по сравнению с 2013 годом сократилось на 21 тыс. человек в связи с введением ограничения, вступившего в силу с 1 января 2013 года: РСД предоставляется при наличии регистрации пенсионеров в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории).
Количество получателей РСД, ее средний размер снижаются также в связи с ростом размера пенсий и отсутствием индексации размера городского социального стандарта выплат. Вместе с тем необходимо отметить, что среди 18 субъектов РФ, в которых установлена региональная социальная доплата к пенсии, максимальный средний размер региональной социальной доплаты к пенсии в 2013 году зафиксирован в Ненецком автономном округе и г. Москве, минимальный - в Республике Коми и Ханты-Мансийском автономном округе [7].
В 2014 году расходные обязательства бюджета города Москвы по выплате ежемесячных социальных доплат к пенсиям (РСД) составили 106,2 млрд. рублей, что на 1,6 млрд. руб. меньше, чем в 2013 году (107,8 млрд. рублей).
7. Социальная поддержка пенсионеров
Важной составной частью формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки, в том числе ежемесячные денежные выплаты (для Москвы - ежемесячная городская денежная выплата - далее ЕГДВ). Основание их предоставления - принадлежность гражданина к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом.
По данным ДТСЗН г. Москвы численность лиц, которым установлена ЕГДВ, возраст которых достиг 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин, на 1 января 2015 года составила 867 855 человек, ее средний размер по всем категориям получателей составил 505, 2 рубля. Размер ежемесячной денежной выплаты варьируется от 495 рублей ветеранам труда и приравненным к ним лицам, до 865 рублей реабилитированным лицам и лицам, признанных пострадавшими от политических репрессий. Наиболее массовой категорией получателей ЕГДВ (около 60%) являются ветераны труда. Численность пожилых людей - получателей ЕГДВ по сравнению с данными на 1.01.2014 г. увеличилась на 2 322 человека, а за 5 лет - на 38 724 человека.
По данным Отделения Пенсионного фонда по городу Москве и Московской области [8] численность лиц, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат (льготники федерального уровня), на 1.01.2015 г. составила 1, 212 млн. человек. За пять лет их количество уменьшилось на 33,6 тыс. человек. Размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам ежегодно индексируются, с 1 апреля 2015 года проиндексированы на 5,5% и ее средний размер льготникам федерального уровня по городу Москве составил 1856 рублей и вырос по сравнению с 2014 годом на 77 рублей (1779 руб.), а по сравнению с 2011 годом (за 5 лет) на 369 рублей или 26%.
Получателями ЕГДВ в Москве являются 28,6% пожилых людей из числа «региональных льготников» от численности всего пожилого населения в г. Москве (в РФ - 28%).
Кроме выплат регулярного характера в денежном выражении (ЕГДВ, РСД) законодательством города Москвы предусмотрены и иные меры социальной поддержки: предоставление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в зависимости от дохода), льготного проезда на городском общественном транспорте (социальная карта москвича), бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, путевок на санаторно-курортное лечение, оказание единовременной социальной помощи (в зависимости от нуждаемости и сложившейся ситуации) и иные меры социальной поддержки.
Средний доход неработающего пенсионера в 2014 году вырос на 1 тыс. руб. по отношению к 2013 году и составил 20,6 тыс. руб. (увеличение обусловлено индексацией пенсий). Средний доход неработающего пенсионера за 5 лет вырос на 5 890 рублей в месяц (2010 г. - 14 714 руб./мес.) (см.: диаграмма 11).
Введение экономических санкций против России, ослабление рубля и всплеск инфляции, произошедшие осенью 2014 года, привели к снижению реальных денежных доходов населения, а, следовательно, и к снижению их покупательной способности.
В рамках комплексного изучения уровня и качества жизни пожилых людей особое место занимает изучение мнений граждан пожилого возраста о их материальном положении.
Основные тенденции статистических показателей, характеризующие уровень и качество жизни пожилых москвичей, подтверждаются выявленными мнениями пожилых москвичей по результатам их опроса на 10 этапах комплексного мониторинга.
Динамика материального обеспечения пожилых москвичей, руб.
12000
12000
13066
12000 12000
10851
8140
6273
3843,5
465,8
2011
8893 9845
7137 7137____. 8502
4195 4196,3 4207
506,9 506 505,2
Я иирЯ
2012 2013
Средний размер пенсии по годам
9046
I
2014
4193,5
504,4
2015
Средний размер РСД Средний размер ЕГДВ
Средний размер прожиточного минимума дл я назначения РСД Городской социальный стандарт минимальных социальных выплат
Диаграмма 11. Динамика размеров и основных видов материального обеспечения
8. Оценка респондентами комплексного мониторинга своего материального положения
Помимо пенсии и различного рода доплат социального характера в структуру источников доходов пожилых москвичей входят заработная плата, доход от личного подсобного хозяйства и доход, выделяемый детьми на содержание пожилого человека. Динамика этих источников дохода указывает на то, что заработная плата как источник доходов практически остается неизменным, происходит смещение в сторону источника дохода, получаемого пожилыми людьми от своих детей (диаграмма 12).
Динамика материального положения пожилых москвичей с точки зрения покупательной способности характеризуется следующими оценками респондентов. На 10 этапе мониторинга произошло увеличение доли тех, кому на питание и одежду хватает, но не могут себе позволить приобрести предметы длительного пользования (10 этап - 39,2%; 9 этап - 38%). Осталась без изменения доля ответивших, что они могут себе позволить хорошо питаться и одеваться, но приоб-
рести автомобиль или недвижимость - не могут (9 и 10 этап - 7,4%). По всем остальным вопросам, произошло снижение: доли тех, кто может себе позволить приобретение продуктов питания, но средств на покупку одежды и обуви у них не хватает (10 этап - 47,4% (-1,4%); не хватает даже на продукты питания (10 этап - 5,5% (-0,5%). Указанные изменения связаны, в том числе, с увеличением цен на основные группы товаров и продуктов в конце 2014 года и первой половине 2015 года (см.: диаграмма 13).
Динамика мнений пожилых граждан об изменении их материального положения за последний год [9] (см.: диаграмма 14) свидетельствует о существенном смещении оценок в сторону негативных позиций. На 10 этапе (2015 год) ответы «Ухудшилось» - увеличились на 30,9%; «Не изменилось» - снизились на 16,9%; «Улучшилось» - снизились на 13,9% по сравнению с 8 этапом (2014 г.).
Таким образом, можно наблюдать нарастающие тенденции к увеличению числа пожилых, считающих, что их материальное положение ухудшилось.
Диаграмма 12. Мониторинг своего материального положения
Диаграмма 13. Материальное положение по покупательной способности
2 этап 4 этап б этап 8 этап 9 этап 10 этап
I Улучшилось Ухудшилось Не изменилось Диаграмма 14. Структура представлений о материальном положении
Заключение
Рост численности престарелых граждан заслуживает особого внимания. Учет данных комплексного мониторинга позволяет планировать развитие мер социальной поддержки, технологий социального обслуживания, дифференциации социальных услуг в зависимости от возрастных когорт и условий проживания пожилых москвичей.
По-прежнему, основным источником доходов пожилых граждан является пенсия, социальные доплаты к ней, различного рода компенсации, субсидии и заработная плата. Существенно увеличилась доля пожилых граждан, считающих свое материальное положение ухудшившимся, растет доля тех, кто может себе позволить приобретение продуктов питания, но средств на покупку одежды и обуви у них не хватает.
Снижается количество получателей региональной социальной доплаты (далее - РСД), растет количество получателей социальных доплат до прожиточного минимума пенсионера, установленного в Москве на соответствующий период. Обозначенные тенденции свидетельствуют об увеличении доли неработающих пенсионеров, которые являются «группой риска» по уровню доходов.
Увеличение размера городского социального стандарта с 1 марта 2016 года до 14 500 рублей, од-
новременный рост прожиточного минимума для установления социальных доплат практически на ту же величину, недоиндексация пенсий, влечет за собой увеличение количества неработающих пенсионеров с доходами «группы риска», т.е. до 15 000 рублей в месяц.
Наблюдаются нарастающие отрицательные тенденции по всем видам показателей, характеризующих структуру доходов, покупательную способность доходов пенсионеров, а также оценок пенсионеров о их материальном положении.
На период экономического кризиса можно прогнозировать увеличение обратившихся за единовременной помощью.
В связи с выявленными тенденциями требуется особое внимание уделить выявлению и учету пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах, а также дифференциации оказания адресной социальной помощи на основе оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах.
В целом, анализ особенностей социально-экономического положения граждан пожилого возраста г. Москвы показывает, что необходимо выработать антикризисные меры поддержки пожилых москвичей, а также новые подходы к проведению социальной политики в интересах пожилых граждан.
Список литературы
1. Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста г. Москвы, 1-10 этапы, ГАУ ИДПО ДТСЗН, г. Москва, 2011-2015 гг.
2. Информация ГАУ ЦИТ (Центра информационных технологий) ДСЗН от 25.08.2015 г. (по запросу)
3. Россия' 2014: Стат. Справочник / Росстат. - М., 2014. -С.8
4. Материалы пресс-конференции министра Правительства Москвы, руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Владимира Петросяна от 29 апреля 2015 года.
5. Информационный ресурс Отделения Пенсионного фонда РФ по Москве и Московской области, www.pfrf.ru/ о1 moscow
6. Постановлением Правительства города Москвы № 1268-ПП от 17 ноября 2009 года (в ред. ПП № 396 от 08.08.2012 г.
7. Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О результатах мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста в РФ» от 28.05.2014 г.
8. Данные ОПФ РФ по Москве и Московской области по состоянию на 01.07.2015 г. (по запросу)
9. Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве, 10 этап, 2015 год, ГАУ ИДПО ДСЗН.
References
1. Kompleksnyy Monitoring Urovnya i Kachestva Zhizni Grazhdan Pozhilogo Vozrasta g. Moskvy, 1-10 etapy, GAU IDPO DTSZN, g Moskva, 2011-2015 gg.
2. Informatsiya GAU TSIT (Tsentra Informatsionnykh Tekhnologiy) DSZN ot 25.08.2015 g. (po zaprosu)
3. Rossiya 2014: Stat. Spravochnik / Rosstat. - M., 2014. - p.8
4. Materialy Press-Konferentsiy Ministra Pravitel'stva Moskvy, Rukovoditelya Departamenta Sotsial'noy Zashchity Naseleniya Goroda Moskvy Vladimira Petrosyana ot 29 Aprelya 2015 goda.
5. Informatsionnyy Resurs Otdeleniya Pensionnogo Fonda RF po Moskve i Moskovskoy Oblasti, www.pfrf.ru/ot moscow
6. Postanovlenie Pravitel'stva Goroda Moskvy No1268-PP ot 17 Noyabrya 2009 goda (v red. PP No 396 ot 08.08.2012 g.
7. Informatsiya Ministerstva Truda i Sotsial'noy Zashchity Rossiyskoy Federatsiyi «O Rezul'tatakh Monitoringa Sotsial'no-ekonomicheskogo Polozheniya Grazhdan Pozhilogo Vozrasta v RF» ot 28.05.2014 g.
8. Dannyy OPF RF po Moskve i Moskovskoy Oblasti po Sostoyaniyu na 01.07.2015 g. (po zaprosu)
9. Kompleksnyy Monitoring Urovnya i Kachestva Zhizni Grazhdan Pozhilogo Vozrasta v Gorode Moskve, 10 etap, 2015 god, GAU IDPO DSZN.