С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-182-187 NIION: 2018-0076-6/22-759 MOSURED: 77/27-023-2022-6-958
УРУСОВА Лаура Хабаловна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, e-mail: [email protected]
ШИГАЛУГОВА Мариана Хасановна,
кандидат педагогических наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, КБР, г. Нальчик, e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Аннотация. Глобальные тенденции, требующие использования информационно-коммуникационных, цифровых и инновационных технологий и подходов к обучению, требуют пересмотра действующей образовательной системы в рамках модернизации. В данной статье рассматривается процесс усовершенствования отечественной образовательной системы, и определяются компоненты ее модернизации в России.
В исследовании использовался сравнительный анализ, методы синтеза, обобщения и систематизации различных научных подходов. Рассмотрены характерные черты традиционного и современного образования. В статье изучены концептуальные задачи современной модернизации образовательной системы в России. Исследованы положительные и отрицательные стороны нововведений современного образования. Выявлены тенденции при изучении модернизационных усилий развитых и развивающихся стран во всем мире.
Автор выявил ключевые направления и определил стратегические задачи развития системы образования, которые могут наполнить образовательную практику в современной России.
В стремлении к образовательной реформе и модернизации системы образования важно понять, что во всем мире зарождается новая цивилизация. Наконец, мы должны признать, что ни правительство, ни общество, ни один социальный институт не в силах справиться с реализацией модернизации системы образования в одиночку. Это, действительно, колоссальная обязанность. Мы должны добиваться интересов не только всей нации, но и всех отдельных членов общества, особенно студентов, которые представляют наш самый ценный человеческий ресурс. Лишь при комплексном и плодотворном взаимодействии всех социальных звеньев общества и при верном курсе современной системы национального образования успешная модернизация возможна.
Ключевые слова: образование, модернизация образования, учебный процесс, субъект - объект, общественный институт, социализация.
URUSOVA Laura Khabalovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer, of the State, Civil and Law disciplines Department Candidate of pedagogical sciences of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia,
KBR, Nalchik
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
SHIGALUGOVA Mariana Khasanovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Lieutenant colonel, Senior lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, KBR, Nalchik
MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN RUSSIA: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES
Annotation. Global trends requiring the use of information and communication, digital and innovative technologies and approaches to learning require us to revise the current educational system as part of modernization. This article discusses the process of improving the domestic educational system and defines the components of its modernization in Russia.
The study used comparative analysis, methods of synthesis, generalization and systematiza-tion of various scientific approaches. The characteristic features of traditional and modern education are considered. The article studies the conceptual tasks of modern modernization of the educational system in Russia. The positive and negative aspects of the innovations of modern education are investigated. Trends are revealed in the study of the modernization efforts of developed and developing countries around the world.
The author has identified key areas and identified strategic objectives for the development of the education system, which can fill the educational practice in modern Russia.
In striving for educational reform and modernization of the education system, it is important to understand that a new civilization is emerging all over the world. Finally, we must admit that neither the government, nor society, not a single social institution is able to cope with the implementation of the modernization of the education system alone. This is indeed a huge responsibility. We must pursue the interests not only of the entire nation, but of all individual members of society, especially students, who represent our most valuable human resource. Only with a comprehensive and fruitful interaction of all social links of society and with the right course of the modern system of national education, successful modernization is possible.
Key words: education, modernization of education, educational process, subject-object, public institution, socialization.
Введение. Показателем степени развития любого общества является уровень развития сферы образования. Проблема модернизации образования всегда находится в центре внимания практиков и теоретиков педагогической деятельности. Модернизация в системе образования должна быть подчинена современным требованиям глобализации. Актуальность проблемы модернизации системы российского образования продиктована фундаментальным характером изменений уровней образования: общего, среднего и высшего.
Современное противоречивое отношение к системе российского образования можно услышать как от непосредственных участников, так и от сторонних наблюдателей данного процесса. Одни полагают, что нынешнее образование значительно ухудшилось со времен Советского Союза. Другие, напротив, констатируют рост качества образовательных парадигм в современной России.
Нуждается ли наше общество в модернизации системы образования? Как мы можем этого достичь? Каковы наши перспективы и проблемы?
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Каковы последствия, если мы не модернизируемся?
Целью данного исследования является комплексное изучение процессов модернизации образования в России, изучив при этом проблемы и перспективы данной проблемы.
Обзор литературы. Проблемой модернизации системы образования в России занимались многие ученые. Методологические основы и инновационные процессы в России исследовал В.С. Аванесов. В своих научных изысканиях он изучал этапы реформирования модернизации, причины, основные проблемы политики и управления отечественной образовательной системой. К ряду причин проведения модернизации системы образования в России В.С. Аванесов относил: несоответствие содержания и форм образовательной сферы; отсутствие мотивации у участников учебного процесса; устарелость методов административного управления системой образования; неоправданность и низкое качество результатов ЕГЭ, отсутствие точного определения уровня знаний обучаемых [1].
Разработками внедрения ЕГЭ занимались А.М. Иванов, Л.Н. Данилова [3; 4]. А.В. Баранников изучал специфику школьного образования в современных условиях [2]. Исследованиям концептуальных основ реформирования образовательных процессов в России посвятили свои труды: Л.Н. Данилова, Ю.Д. Мишин, П.М. Постников, В.Т. Прохоров [3; 6].
Проблемами усовершенствования системы отечественного образования занимались Н.В. Харсеева, Ю.В. Коленкина, Т.Ф. Кузнецова, Г.И. Зверева [5; 9].
Материалы и методы. Нынешний вектор развития политики государства направлен на западную типологию усовершенствования образовательной системы, что разительно отличается от предыдущих директив системы образования. Ключевым аспектом в данном дискурсе выступает паритетность отношений системы образования и глобализационных процессов, происходящих в современном обществе и в мире в целом.
Привычный феномен «образовательный процесс» приобретает новые очертания по своей характеристике, структуре и содержанию.
Бесспорно, новый подход в образовании влечет изменения в традиционном тандеме «субъект - объект». Трансформационные процессы коснулись всех структурных единиц образовательного процесса: целей, задач, методов и средств, а главное, расширился масштаб и роль его участников. Справедливо возникающие вопросы модернизации учебного процесса касаются содержательных особенностей и отличительных характеристик нововведений.
Расширение коммуникативных технологий в осуществлении нового образовательного стандарта - основа этих изменений. Так, главная цель современного занятия в любом учебном заведении (университет, институт или школа) подчинена определению (выявлению) эффективных форм и методов организации работы учащихся.
Эффективным методом коммуникативной технологии является диалогическая форма обучения. Иными словами, коммуникативное обучение - это «функционально-смысловой» ракурс модернизации при освоении знаний, умений и навыков.
Подобный вектор «коммуникативной компетентности» диктуется инновационным характером развития современного общества, и как следствие, в личности формируется приоритетное качество - коммуникабельность. Под коммуникабельностью понимается способность личности легко вступать в контакт и отношения с другими членами данного общества. В современном мире данное качество высоко ценится при трудоустройстве, поскольку коммуникабельная способность в любой сфере общения снимает многие проблемы.
При создании федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) должно быть учтено данное требование в условиях плодотворного взаимодействия семьи, государства и учебного заведения.
Реализуя требования ФГОС, общеобразовательная школа в тесном сотрудничестве с другими социальными институтами современного общества (культура, религия, государство, политика, экономика, семья) создают социально-педагогическую «основу» для формирования системных блоков (общественных, духовно-нравственных, культурных и т.п.) для успешной социализации молодежи, в чем и заключается основная цель процесса модернизации современного образования.
Реализация модернизации образования возможна лишь при условии обеспечения необходимого уровня педагогического потенциала [7]. Оценка деятельности современных педагогов с точки зрения компетентностного подхода выступает необходимым условием реализации усовершенствования системы отечественного образования [8].
Стратегически верная поддержка государства, целенаправленная реализация и согласованность социальных факторов - характерные особенности модернизации отечественного образования.
Суть модернизации образования заключается не в применении новомодных методов обучения и не в получении большего объема приобретенных знаний. Стратегия модернизации состоит в концептуально новом подходе к процессу образования с качественно новой формой реализации процессов формирования и развития современной личности. Реализуя данную стратегию, современная общеобразовательная школа является первым и ключевым учреждением, где формируется личность не только с базовым набором знаний образовательного стандарта, но и с целым комплексом составляющих успешной социализации современной личности.
Основополагающим элементом образовательного процесса должно стать не просвещение, а воспитание. Не только гражданская ответственность и правовое самосознание личности должны формироваться в школе, но и культура, нравственность, толерантность, социальная адаптивность и пр. Мы осознаем, что все вышеперечисленные задачи не может реализовать школа в одиночестве. Учреждения дополнительного образования играют не последнюю роль в процессе социализации и профориентации подрастающего поколения. Если говорить об учреждениях высшего образования, то реализация успешной социализации и гармоничное развитие личности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
достигается при помощи применения интенсификации дисциплин: социально-гуманитарных, естественных, технических.
Особое внимание необходимо уделить роли высших учебных заведений в подготовке специалистов. Они должны соответствовать требованиям современного рынка труда, благодаря своей самостоятельности в стратегии, курсах, программах, а также внедрению прогрессивных методов обучения и образовательных технологий.
Цифровизация глубоко укоренилась в административно-управленческой среде системы образования. Технологический прогресс определяет проблемы и перспективы внедрения современных средств электронного обучения, индивидуальных образовательных траекторий и технологий дистанционного обучения в России. Это дает основания для обновления современной парадигмы образования и переориентации ее на компоненты модернизации всех уровней (управленческий, методологический, знаниевый, инновационный, институциональный).
Становится очевидным, что ни государственная политика, ни концептуальные ресурсы, ни педагогический потенциал, ни вектор развития экономики не стимулируют процесс модернизации. Лишь реальные нужды потребителей образовательного ресурса определенного социума вызывают привлечение подрастающего поколения к востребованной сфере общения, т.е. спрос рождает предложение.
Главной целью модернизации образования является достижение полного соответствия качества образования требованиям современной личности, государства и социума.
Необходимо отметить, что отечественная система образования в своем развитии не соответствует глобализационным темпам развития самого общества. Нынешнее школьное образование не отвечает требованиям, предъявляемым стандартам (ФГОС) учреждений высшего образования. Нынешняя общеобразовательная школа не уделяет должного внимания углубленному изучению иностранных языков либо качественному освоению таких дисциплин как право и экономика для успешной социализации современной молодежи в мировом пространстве. Нововведения образовательных методик естественным образом сказываются на специфике учебного процесса с выработкой характерных особенностей: независимости, содержательности и коммуникативной компетенции. Характер образовательного процесса сказывается и на его восприятии. Качество современного образования трактуется готовностью участников учебного пространства - «объекта - субъекта» к соответствию потребностей общественных отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Таким образом, обеспечение качества образования и является ключевой задачей усовершенствования современного образовательного пространства. При практической реализации новых концепций модернизации, несомненно, возникают трудности корректного применения к существующим парадигмам образовательного контента.
Результаты исследования. Консенсус среди прогрессивных специалистов по планированию образования заключается в том, что человеческое развитие в рамках модернизации возможно только при условиях:
• • планирование образования начинается с видения нового общества, которое предлагает право выбора;
• • существует приверженность процессу социальных преобразований, ставших возможными благодаря системной грамотности и расширению возможностей человека посредством индивидуального действия как общественной активности;
• • признание возможностей образования. При изучении модернизационных усилий
развитых и развивающихся стран во всем мире выявляются следующие тенденции:
• • корректное взаимодействие существующей системы образования и нового подхода модернизации с потребностями социально-экономических факторов;
• • обеспечение и удовлетворение потребностей учащихся с ограниченными возможностями либо уязвимые группы учащихся (инвалиды по состоянию здоровья, материальное благосостояние семьи);
• • разработка новых подходов к развитию и оценке учащихся;
• • поддержка и совершенствование программ развития педагогического потенциала;
• • улучшение учебного руководства и управления учебными программами;
• • повышение качества и эффективности всех уровней образования: дошкольного, среднего, высшего;
• • эффективное усвоение и интегрирование процесса цифровизации в учебный план всеми участниками учебного процесса;
• • содействие применению информационных технологий в школьной администрации. Характерные особенности российского
образования в сопоставлении с образовательными системами развитых мировых держав отличаются не только по своей структуре и стандартам, но и по качественному содержанию и уровню. Современная система отечественного образования имеет много положительных характеристик:
- широкий диапазон знаний, умений и навыков;
- коммуникативная направленность обучения;
- бюджетная форма обучения;
- цифровизация обучения (введения электронных журналов и дневников);
- изучение иностранных языков.
Плюсы модернизации отечественного образования не исключают и отрицательных сторон:
- низкий уровень педагогического потенциала, и как следствие - низкий уровень подготовки специалистов вузов;
- неточность определения уровня знаний ученика (случайность ответов) при сдаче ЕГЭ;
- недостаточное государственное финансирование технических возможностей учебного учреждения и т.п.
В стремлении к модернизации также важно признать, что мы можем столкнуться с несколькими барьерами. Принципиально не совместимы с эффективным образованием:
- некорректное внедрение нововведений модернизации в традиционную отечественную систему образования;
- недостаточность средств общественного контроля - законодательство, управление и использование педагогического материала.
Модернизация системы образования требует:
• определение задач образования;
• готовность сотрудничества на благо нации;
• развивать программы обучения молодежи и людей с ограниченными возможностями в наших школах;
• выбрать и применить эффективные педагогические и обучающие методики;
• распределить необходимые ресурсы (человеческие, материальные и финансовые) для осуществления оптимального результата;
• обеспечить необходимые структуры и политику для содействия желательному развитию человека;
• наладить связи в мировом пространстве для обеспечения гармоничной социализации личности.
Обсуждение и заключения. В стремлении к образовательной реформе и модернизации системы образования важно понять, что во всем мире зарождается новая цивилизация. Эта новая цивилизация приносит с собой новые семейные стили, способы работы, жизни, экономики, политические конфликты, а главное - новое самосознание среди граждан мира. Нет сомнений в том, что педагоги сегодня должны признать необходимость постоянного совершенствования структуры и процессов образования.
Несмотря на то что исследователи говорят об ограничениях реформы и модернизации, не
сомневаемся, что должны произойти радикальные изменения, если мы хотим модернизировать систему образования. Твердо верим, что у нас есть способность к модернизации. Так же считаем, что если мы не модернизируемся, то станем нацией подражателей, подражающих ценностям и образу жизни других народов.
Наконец, мы должны признать, что ни правительство, ни общество, ни один социальный институт не в силах справиться с реализацией модернизации системы образования в одиночку. Это действительно колоссальная обязанность. Мы должны добиваться интересов не только всей нации, но и всех отдельных членов общества, особенно студентов, которые представляют наши самые ценные человеческие ресурсы.
Лишь при комплексном и плодотворном взаимодействии всех социальных звеньев общества и при верном курсе современной системы национального образования успешная модернизация возможна.
Список литературы:
[1] Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы педагогического контроля: дис. ... д-р пед. наук. - СПб., 1994. - Гл. 6.
[2] Баранников А.В. Современная школа в новых условиях распределённого образования. -М.: УЦ, Перспектива, 2019. - 412 с.
[3] Данилова Л.Н. Концептуальные основы реформирования общего образования: монография. - Ярославль: Канцлер, 2018. - 218 с.
[4] Иванов А. Пути выхода из катастрофы ЕГЭ. URL: http://gazeta-licey.ru/educ/school/28916-svoboda-ne-uchit-ne-uchitsya
[5] Кузнецова Т.Ф., Зверева Г.И. Учебно-методический комплекс для послевузовского образования по специальностям социально-гуманитарного профиля дисциплины «Модернизация высшего образования в условиях Болонского процесса». - М., 2019. - 94 с.
[6] Мишин Ю.Д., Постников П.М., Прохоров В.Т. Модернизация: мифическая и действительная // Модернизация отечественного высшего образования: расчёты и просчёты: материалы Междунар. науч.-метод. конф. 3 февраля, 5 марта 2015 г. СГУПС, НТИ (филиал) МГ. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2015. - С. 4.
[7] Урусова Л.Х. О концепции современной системы национального образования / Л.Х. Урусова //Almamater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 10. - С. 16-18.
[8] Урусова Л.Х. Подготовка современных преподавателей и оценка их деятельности на основе компетентностного подхода // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
и психологические науки. - 2021. - № 46(65). - С. 98-108.
[9] Харсеева Н.В., Копенкина Ю.В. Система российского образования: проблемы и перспективы: монография. - Краснодар: КСЭИ, 2017. -84 с.
Spisok literatury:
[1] Avanesov V.S. Metodologicheskie i teoret-icheskie osnovy pedagogicheskogo kontrolya: dis. ... d-r ped. nauk. - SPb., 1994. - Gl. 6.
[2] Barannikov A.V. Sovremennaya shkola v novyh usloviyah raspredelyonnogo obrazovaniya. -M.: UC, Perspektiva, 2019. - 412 s.
[3] Danilova L.N. Konceptual'nye osnovy reformirovaniya obshchego obrazovaniya: mono-grafiya. - yaroslavl': Kancler, 2018. - 218 s.
[4] Ivanov A. Puti vyhoda iz katastrofy EGE. URL: http://gazeta-licey.ru/educ/school/28916-svo-boda-ne-uchit-ne-uchitsya
[5] Kuznecova T.F., Zvereva G.I. Ucheb-no-metodicheskij kompleks dlya poslevuzovskogo obrazovaniya po special'nostyam social'no-gumani-
tarnogo profilya discipliny «Modemizaciya vysshego obrazovaniya v usloviyah Bolonskogo processa». -M., 2019. - 94 s.
[6] Mishin Yu. D., Postnikov P.M., Prohorov V.T. Modernizaciya: mificheskaya i dejstvitel'naya // Mod-ernizaciya otechestvennogo vysshego obrazovaniya: raschyoty i proschyoty: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. 3 fevralya, 5 marta 2015 g. SGUPS, NTI (filial) MG. - Novosibirsk: Izd-vo SGUPSa, 2015. - S. 4.
[7] Urusova L.H. O koncepcii sovremennoj sis-temy nacional'nogo obrazovaniya / L.H. Urusova // Almamater (Vestnik vysshej shkoly). - 2019. - № 10. - S.16-18.
[8] Urusova L.H. Podgotovka sovremennyh prepodavatelej i ocenka ih deyatel'nosti na osnove kompetentnostnogo podhoda // Vestnik Vladimir-skogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G. i N.G. Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologich-eskie nauki. - 2021. - № 46(65). - S. 98-108.
[9] Harseeva N.V., Kopenkina Yu.V. Sistema rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: monografiya. - Krasnodar: KSEI, 2017. - 84 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022