DOI: 10.24412/2224-9125-2022-6-20-22 УРУСОВА Лаура Хабаловна,
NIION: 2021-0079-6/22-053 старший преподаватель кафедры
MOSURED: 77/27-025-2022-06-053 государственных и гражданско-правовых дисциплин
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского Университета МВД России,
кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РОЛИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯСОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Цель данной статьи - показать актуальность социокультурных контекстов в процессе образования и социализации современного подрастающего поколения. По сути, данное исследование учитывает как культура влияет на процессы образования и социализации. В теориях о том, как культура влияет на образование и социализацию человека, определяется, классифицируется, формируется социальными практиками, которые отражают социальные и культурные приоритеты данного общества. Предполагается, что будущие исследования гендерной социализации с использованием постструктурных рамок должны быть более контекстуально конкретными и подробными исследованиями, в которых основное внимание уделяется всестороннему развитию индивида. Необходимо принимать во внимание социокультурные контексты для социализации и образования, поскольку эти контексты важны для описания и понимания человеческого поведения.
Ключевые слова: образование, социализация, агенты социализации, социально-культурные дефиниции, факторы образования, развитие и формирование.
URUSOVA Laura Habalowna,
senior teacher of department of the state and civil disciplines of the North Caucasian institute of skills development (branch) of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
candidate of pedagogical sciences
ON THE ROLE OF SOCIO-CULTURAL CONTEXTS IN THE EDUCATION OF MODERN YOUTH
Annotation. The purpose of this article is to show the relevance of sociocultural contexts in the process of education and socialization of the modern younger generation. In fact, this study takes into account how culture affects the processes of education and socialization.^ theories about how culture affects the education and socialization of a person, it is determined, classified, formed by social practices that reflect the social and cultural priorities of a given society.Future studies of gender socialization using post-structural frameworks are proposed to be more contextually specific and detailed studies that focus on the comprehensive development of the individual. Socioculturalcontextsforsocialization and education must be taken into account, as these contexts are important for describing and understanding human behavior.
Key words: education, socialization, socialization agents, socio-cultural definitions, education factors, development and formation.
Социализация- это процесс на протяжении всей жизни человека, с помощью которого изучаются «модели» данного общества или социальной группы. Проблема роли социально-культурных контекстов в данном процессе всегда находится в центре внимания исследователей педагогической мысли и актуальна для его участников. Социально-культурные контексты естественным образом влияют на все области жизнедеятельности личности, в том числе и обра-зование.Этнокультура была введена в культур-
ную антропологию как альтернативный термин социализации. Участие в социокультурной системе влечет за собой обучение и усвоение соответствующего поведения, знаний, ценностей, ожиданий и отношений, чтобы стать эффективным членом, «то есть как социальным, так и культурным существом». Дети рождаются в мире общих символов, устоявшиеся модели и признанные позиции, которые уже существуют. Социальные нормы,ценности, статусы и роли приобретаются по-разному, прежде всего через социаль-
ные отношения. В классической древности детей приучали соответствовать образцу группы: только для того, чтобы обезопасить себя от враждебных незнакомцев или завистливых богов.
Исторические параметры должныприни-маться во внимание при анализе любогосоциаль-ного процесса: воспитания, образования и социализации. Более того, следует соблюдать осторожность при попытке выбора «типичной»модели определенного исторического периода. Скорее семьи и отдельныеродители склонны использовать разные методы на разных этапах своего жизненного цикла [1].Цельюданной статьи является исследование социокультурных контекстов в процессе образования и социализации современного подрастающего поколения.Детиопреде-ляют, что является приемлемым с социальной и культурной точек зрения и данный процесс для них является социально и культурно опосредованным. Отношение к «социализированным» дефинициям определяет и формирует общение и практику, которые развиваются из этих убеждений. В теориях о том, как культура влияет на образование и социализацию человека, определяется, классифицируется, формируется социальными практиками, которые отражают социальные и культурные приоритеты данного общества.
В традиционной педагогике различают два типа культурной социализации: широкий и узкий. Широкая социализация призвана способствовать независимости, индивидуализму и самовыражению личности современного ребенка. Узкая социализация считает послушание и конформизм высшими ценностями и препятствует отклонению от культурных ожиданий. В целом, дифференциация широкой и узкой социализации культуры, не означает, что культуры можно разделить на два однородных типа, поскольку социализация может быть относительно широкой в одних источниках и относительно узкой в других. Кроме того, существуют различия внутри культур. Таким образом, вариация, вероятно, будетбольше в культуре, характеризующейся широкой социализацией. Напротив, узкиесоциализация приводит к узкому диапазону отклонений не только в характеристиках тех, кто социализируется, но и в практиках тех, ктообща-ется. По сути, все источники социализации связаны друг с другом и действуютвместе для продвижения целей социализации культуры [2].
Семья, сверстники, школа, общество, СМИ, правовая система и культурные убеждения того или иного социума являются источниками социализации. Семейные обычаи отражают и передают ценности культуры в целом, Родители следуют ролевым требованиям их культуры, которые они усвоили в результате собственной социализации
или образования, отражающих ожидания сообщества. Дети и подростки в индустриальных культурах тратят значительноеколичество времени со сверстниками и их социализация могут противоречить другим источникам (например, поощрение употребления алкоголя, скоростное вождение). Социализациясверстниками становится уже во взрослом возрасте, даже в культурах, для которых характерна широкая социали-зация.В последнее время в системе образования наблюдается тенденция к тому, чтобы обучение было полностью индивидуальным, учитель мало учит ипытается адаптировать учебную программу индивидуально для каждого ребенка. Это типичный пример широкой социализации, специально созданной для распознавания и усиления индивидуальности [3].
Культуры различаются по спектру средств массовой информации, которыми они пользуются - кабельное телевидение, религиозные программы, образовательные программы, различные издательские системы и т.п. Возможна самосоциализация, при которой люди могут свободно выбирать материалы, которые способствуют их социализации или образованию. Они выбира-ютте, которые лучше всего соответствуют их индивидуальным предпочтениям и характеру. В этом отношении СМИ отличаются от других агентов социализации тем, что люди могут больше контролировать выбор средств массовой информации. В культурах, для которых характерна узкая социализация, СМИ могут жестко контро-лироватьсяправительством и использоваться правительством для обеспечения соответствия утвержденным правительством образам мышления и поведения.
Культурная система верований - это система норм и моральных стандартов в обществе правильного и неправильного, хорошего и плохого, которые, в свою очередь, определяют ожидания в отношении поведения. Иногда это принимает форму определенных религиозных институтов или политических институтов. Сам по себе это не источник социализации и образования, хотя он обеспечивает идеологическую основу для социализации через другие источники.В культурах, характеризующихся узкой социализацией, культурная система убежденийпродвигает такие ценности, как самоограничение, самоотречение, самопожертвование и соответствие определенному образу мышления. Индивидуализм, самореализация и чувство собственного достоинства, а не набор религиозных или политических убеждений являются наиболее важнымии влиятельные источники широкой социализации. Они образуют идеологическую основу социализации через другие источники [4].
Таким образом, все упомянутые источники социализации способствуют всестороннему развитию и формированию личности в области социализации и образования. Культуры устанавливают ряд возможностей для развития, они определяют пределы желаемой, «нормальной» индивидуальной вариации социализации и образования.В сложных обществах разделение на пол, класс, расу и этническую принадлежность в основном составляет структуру данного общества. Следовательно, основной аспект концепции
культуры не разделяется всеми членами в одинаковой степени в одних и тех же условиях. Более того, нам нужно рассматривать культуру как множественный дискурс, иногда объединяющиеся в большую системную конфигурацию, но чаще сосуществующий в динамических полях взаимодействия и конфликта. Необходимо принимать во внимание социокультурные контексты для социализации и образования, поскольку эти контексты важны для описания и понимания человеческого поведения.
Список литературы:
[1] Урусова, Л.Х. Современная система образования: плюсы и минусы/Л.Х. Урусова// Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 412-414.
[2] Урусова, Л.Х. Гендерный подход в образовании: за и против/Л.Х. Урусова//Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020.№41(60). С. 30-39.
[3] Урусова, Л.Х. Персонифицированный подход в высшем образовании: проблемы и перспекти-вы/Л.Х. Урусова//Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (46). С. 173-181.
[4] Урусова, Л.Х. Подготовка современных преподавателей и оценка их деятельности на основе компетентностного подхода //Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021.№46(65). С. 98-108.
Spisok literatury:
[1] Urusova, L.H. Sovremennaya sistema obrazovaniya: plyusy i minusy / L.H. Urusova // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2020. № 2 (141). S. 412-414.
[2] Urusova, L.H. Gendernyj podhod v obrazovanii: za i protiv / L.H. Urusova // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya: Ped-agogicheskie i psihologicheskie nauki. 2020. № 41 (60). S. 30-39.
[3] Urusova, L.H. Personificirovannyj podhod v vysshem obrazovanii: problemy i perspektivy / L.H. Urusova // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagog-icheskie nauki. 2020. № 2 (46). S. 173-181.
[4] Urusova, L.H. Podgotovka sovremennyh prepodavatelej i ocenka ih deyatel'nosti na osnove kompe-tentnostnogo podhoda // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. 2021. № 46 (65). S. 98-108.