граммы образования родителей этим критериям позволяет оценить качество ро-дительства, в данном случае - как компетентностного родительства.
1. Критерий адресности - для кого программы предназначены: чьи потребности и ожидания удовлетворяют
2. Критерий действия - как организован образовательный процесс родителей: какие действия (меры и мероприятия) обусловливают развитие родительских компетентностей и/или их приобретение новых в разнообразных контекстах жизнедеятельности семей с детьми.
3. Критерий результата - как программы позволяют улучшить качество родительства, жизни и благополучие семей с детьми [7; 10].
Библиографический список
Вопрос о том, какой из показателей (качество, эффективность, результативность) является более весомым для оценки программ образования родителей, остается открытым. Ответ на него следует искать в той позиции, которую избирают разработчики программ в интерпретации и восприятии родительства, а также тех задач, которые они определяют в развитии родительских компетентностей. Универсальность и специфика «гибких» компонентов зависит от совместной оценки всех субъектов, вовлеченных в родительское образование, открывает возможности для корректного целеполагания в поддержке и сопровождении, в обеспечении сообщества ресурсами и способами их использования с целью сделать образование родителей эффективным, результативным и качественным.
1. Daly M. Policies on Family Support and Parenting Support in a Global Perspective. Handbook of Family Policy, 2018: 351 - 362.
2. Martin C. Guides sur la parentalité: une infinie course au bien-être? 2020. Available at: https://theconversation.com/guides-sur-la-parentalite-une-infinie-course-au-bien-etre-142441
3. Martin C. Regard rétrospectif sur l'éducation des parents. Parentalités en mouvement. 2021: 17 - 32.
4. Данилова И.С., Орехова Е.Я., Шайденко Н.А. Школа, семья, родительство за рубежом: попытка теоретико-методологического обоснования в сравнительном исследовании. Известия российской академии образования. 2018; № 1 (45): 76 - 83.
5. Орехова Е.Я., Данилова И.С., Шайденко Н.А. Семья, родительство и школа Европы в современном социокультурном контексте. Отечественная и зарубежная педагогика. 2018; Т. 1, № 4 (52): 103 - 114.
6. Monceau G., Larivée S.J. Tentations et tentatives d'éduquer les parents. Sociétés et Jeunesses en difficulté. 2019; Vol. 22. Available at: http://journals.openedition.org/sejed/9930
7. De Ketele J.-M. Réformer l'éducation : travailler ensemble au bien commun en développant une intelligence collective. Revue internationale d'éducation de Sèvres. 2020; № 83: 205 - 233.
8. Proctor H., Roch A., Breidenstein G., Forsey M. Parents, schools and the twenty-first-century state: comparative perspectives. Comparative Education. 2020; Vol. 56, № 3: 317 - 330.
9. Kwong W.M., Lam C.M., Yuen L.H Collaborative Learning in Group Parent Education: A Case Study of Process and Outcome. International Journal of Early Childhood Learning. 2014; Vol. 20: 53 - 62.
10. Durning P. Éducation familiale. Un panorama de recherches internationales. Paris: MIRE, 1988.
References
1. Daly M. Policies on Family Support and Parenting Support in a Global Perspective. Handbook of Family Policy, 2018: 351 - 362.
2. Martin C. Guides sur la parentalité: une infinie course au bien-être? 2020. Available at: https://theconversation.com/guides-sur-la-parentalite-une-infinie-course-au-bien-etre-142441
3. Martin C. Regard rétrospectif sur l'éducation des parents. Parentalités en mouvement. 2021: 17 - 32.
4. Danilova I.S., Orehova E.Ya., Shajdenko N.A. Shkola, sem'ya, roditel'stvo za rubezhom: popytka teoretiko-metodologicheskogo obosnovaniya v sravnitel'nom issledovanii. Izvestiya rossijskoj akademii obrazovaniya. 2018; № 1 (45): 76 - 83.
5. Orehova E.Ya., Danilova I.S., Shajdenko N.A. Sem'ya, roditel'stvo i shkola Evropy v sovremennom sociokul'turnom kontekste. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2018; T. 1, № 4 (52): 103 - 114.
6. Monceau G., Larivée S.J. Tentations et tentatives d'éduquer les parents. Sociétés et Jeunesses en difficulté. 2019; Vol. 22. Available at: http://journals.openedition.org/sejed/9930
7. De Ketele J.-M. Réformer l'éducation : travailler ensemble au bien commun en développant une intelligence collective. Revue internationale d'éducation de Sèvres. 2020; № 83: 205 - 233.
8. Proctor H., Roch A., Breidenstein G., Forsey M. Parents, schools and the twenty-first-century state: comparative perspectives. Comparative Education. 2020; Vol. 56, № 3: 317 - 330.
9. Kwong W.M., Lam C.M., Yuen L.H Collaborative Learning in Group Parent Education: A Case Study of Process and Outcome. International Journal of Early Childhood Learning. 2014; Vol. 20: 53 - 62.
10. Durning P. Éducation familiale. Un panorama de recherches internationales. Paris: MIRE, 1988.
Статья поступила в редакцию 01.10.21
УДК 37.013
Esikova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT IN PERSONAL SOCIALIZATION. The article reveals a problem of developing a technology of pedagogical support for schoolchildren and students in the educational environment of school. Theoretical aspects and practical recommendations are presented. The article substantiates that pedagogical support is promotion of education of a schoolchild and a student. But in this study, pedagogical support is considered in the context of socialization of a person in the socio-cultural space, and the article gives the author's definition of pedagogical support in this context. The article gives the author's definition of pedagogical support in this context, which emphasizes the emphasis on the formation of the inherent value and uniqueness of the student's personality, the disclosure of creative potential in the process of pedagogical activity with schoolchildren and students. The article presents practical recommendations for implementation of the technology of pedagogical support for socialization of a person, using such methods as conversation and dialogue. It is recommended to provide educational support based on the formation of ideas about normative behavior in society.
Key words: socio-pedagogical activities, technologies of socio-pedagogical activities, social and pedagogical support, socialization of individual.
Т.В. Есикоеа, канд. пед. наук, доц., РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрывается проблема изучения педагогической поддержки личности школьника и студента в образовательной среде школы. Представлены теоретические аспекты и практические рекомендации. В статье отмечается, что педагогическая поддержка представляет собой содействие образованию личности школьника и студента. Но в нашем исследовании педагогическая поддержка рассматривается в контексте социализации личности школьника и студента в социокультурном пространстве. В статье дается авторское определение педагогической поддержки в данном контексте, в котором подчеркивается акцентирование внимания на формировании самоценности и уникальности личности обучаемого, раскрытии творческого потенциала в процессе педагогической деятельности со школьниками и студентами. В данной статье представлены практические рекомендации по осуществлению технологии педагогической поддержки социализации личности, с применением таких методов как беседа и диалог Педагогическую поддержку рекомендуется осуществлять на основе формирования представлений о нормативном поведении в обществе.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, технологии социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая поддержка, социализация личности.
В настоящее время в связи с изменениями в социокультурном пространстве необходимо теоретическое изучение и дальнейшая разработка технологии педагогической поддержки социализации личности обучаемых в социально-педагогической деятельности. В социокультурном пространстве произошло возрастание риска бесконтрольности поведения детей и молодежи; в образовательной среде школ и вузов осуществляется внедрение инклюзивного образования; все более возрастает объем знаний, которые должны усвоить обучаемые по современным программам; наблюдается воздействие негативных социальных влияний и рост правонарушений среди несовершеннолетних, девиантного и аддиктивного поведения; усложняются социальные проблемы семей, нуждающихся в педагогической поддержке.
Социализация является процессом формирования представлений человека об обществе, становления отношений индивида к социальным явлениям и процессам, происходящим в мире, усвоения системы знаний о функционировании общества, освоения социальных ролей, норм, навыков поведения и формирования мировоззренческих и общечеловеческих ценностей. Стихийность процесса социализации приводит к тому, что у подрастающего поколения зачастую под воздействием негативных факторов формируется мировоззренческий базис, который не обеспечивает успешное функционирование человека в обществе. Общеизвестно, что, если личность испытывает отрицательное воздействие социума, то происходит контрсоциализация. Однако становится очевидным, что при определенных условиях осуществления педагогической поддержки процесс социализации может быть организован таким образом, что личность будет испытывать ее позитивное влияние, для этого необходимо организовать педагогическую поддержку социализации личности. Следовательно, становятся актуальными более тщательное изучение педагогической поддержки социализации личности, разработка новой теоретической концепции, интегрирующей познания в системе наук, отвечающей современному этапу развития общества, новым видам социализации, и выявляющей инновационные механизмы социализации, применимые к личности школьника и студента в современном социокультурном пространстве.
Для изучения теоретических аспектов проблемы и практического осуществления технологии педагогической поддержки социализации личности в современном социокультурном пространстве проанализированы труды ученых, начиная с античной философии до педагогических исследований настоящего времени.
В философской, юридической, социологической, антропологической и психологической и педагогической литературе в настоящее время содержится материал по проблемам педагогической поддержки социализации личности.
Философские идеи Аристотеля, Платона, И. Канта, Ф. Гегеля стали важнейшими методологическими подходами к проблемам исследования педагогической поддержки социализации личности. Платон изложил педагогическую систему образования и воспитания граждан в процессе диалогов с наставником, в которой главным являлось духовное совершенствование внутреннего мира, интеллектуальное и физическое развитие. Для социализации личности уже в Древнем мире осуществлялось приучение детей к признанному законом поведению [1]. Аристотель представил воспитательную систему для свободорожденных граждан и подчеркнул роль развития духовного внутреннего мира, воспитания добродетельности, приучения к исполнению общественных порядков на основе интересов человека [2].
Предпосылками появления педагогической поддержки являются идеи об исполнении гражданских обязанностей в обществе и воспитании в труде Демокрита, Квинтилиана, Цицерона, Гоббса.
Педагогическая поддержка должна осуществляться на основе воспитания у ребенка и подростка принципиальности в выборе правильного решения, теоретической основой которого является концепция И. Канта о категорическом императиве [3].
В учении ГВ.Ф. Гегеля находим идею о свободе личности от пороков и развитии духовности, которая должна стать теоретической основой концепции о педагогической поддержке личности. Под духовностью понимается направленность мировоззрения личности, которое ориентировано относительно высших ценностей человеческого бытия, творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей и саморазвития в стремлении к духовному идеалу. Благодаря духовному развитию человек осознает причины нарушений социальных норм и предписаний [4].
Идеи, предшествующие появлению понятия о педагогической поддержке социализации личности, содержатся и в трудах:
- о внутренней свободе человека, необходимой для нормативного поведения в обществе П.И. Новгородцева, П.Г Редкина, Б.Н. Чичерина;
- о внутренних регуляторах поведения человека в социуме И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого;
- о приучении детей к справедливости и исполнению долга (Тертуллиан, Августин);
- о духовном и физическом развитии личности Ф. Рабле;
- об активности личности воспитанника Э. Роттердамского;
- об отношении к человеку как высшей ценности, описанном Мишелем Монтенем;
- о естественного воспитания Жан-Жака Руссо,
- о соединении обучения с производительным трудом и всеобщее, равное образование (Р Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье),
- о бессословном воспитании Т. Мора, Т. Кампанеллы.
В разработке программ социального воспитания и обучения применяются идеи Джона Локка о воспитании будущего джентльмена и методы социально-педагогической деятельности на основе индивидуального подхода М. Ричмонда и функциональной концепции Р. Мертона, Т. Парсонса.
Р. Оуэн, Г. Ноль, Г Боймер выдвинули идеи о социальной помощи обездоленным детям, опеке и профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Педагогическая поддержка рассматривалась как технология социально-педагогической деятельности В.В. Афанасьевым, М.А. Галагузовой, В.С. Ивановым, ГП. Ивановой, Ю.В. Савиным, Е.И. Суховой, В.С. Торохтием.
Педагогическая поддержка исследована как оказание необходимой помощи в процессе освоения обучаемым социокультурного опыта и социализации, совершенствование и самореализацию в социальной среде (В.С. Торохтий) и восприятии при этом обучаемого как личности, как субъекта собственной жизнедеятельности (Н.В. Абрамовских).
В контексте успешной учебной деятельности педагогическую поддержку рассмотрели О.С. Газман, Е.Ю. Захарченко, М.Р Ибляминова, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. Выявили внутреннее и внешнее содержание педагогической поддержки, ее средства, виды и инвариантные средства ее реализации С.А. Писарева, У.П. Сиверская, А.П. Тряпицына. Педагогическая поддержка как условие сохранения целостной гуманистической позиции педагога исследована Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным. Определена содержательная сторона технологии педагогической поддержки Е.А. Александровой, А.Г Асмоловым, A.A. Бодалевым, Л.И. Божович, В.К. Зарецким, О.С. Гребенюк, A.A. Кирсановым, H.H. Михайловой, A.B. Мудриком, Л.А. Ненашевой, Е.С. Ра-бунским, И.Э. Унта, С.М. Юсфиным, И.С. Якиманской. Психотерапевтические и психологические аспекты педагогической поддержки представлены в трудах М. Аргайла, К. Маклафлина, К. Роджерса, М. Andrews, М. Friedman, К. Frye, S. Jacobson. В контексте разрешения проблем учебной деятельности школьников педагогическая поддержка рассматривалась М.Р. Битяновой, С.К. Гроф, Е.И. Казаковой, ГФ. Кумариной, Е.В. Замятиной, М. Veiel, U. Bauman.
Современные исследования, взаимосвязанные с проблемой педагогической поддержки социализации личности школьника и студента, провели И.Ю. Гутник, Л.Л. Косенко С.А. Писарева, Н.Ю. Сосунова, С.А. Суворова, А.В. Тряпицын, А.П. Тряпицына, И.М. Базлов, П.И. Володин, В.С. Лихатова, К.А. Рытова, В.С. Сафиулин, О.Д. Тараненко, М.А. Ушакова, Н.И. Ширяева.
В настоящее время становится все более востребованной педагогическая поддержка социализации личности не только категории «трудных» детей и подростков, имеющим сложные ситуации в жизни, но и каждого среднестатусного школьника и студента, так как возникают социальные проблемы в процессе взросления.
Сложная структура процесса педагогической поддержки социализации, множество культурных и индивидуальных вариантов ее осуществления позволяют рассматривать педагогическую поддержку процесса социализации личности не как отдельную обособленную деятельность образовательных и социальных учреждений, а как систему, влияющую на социализацию личности обучаемого и регулирующую его поведение.
Поскольку образование обусловлено культурой общества (П. Сорокин, А. Тойнби, Э. Тоффлер) и социокультурной ситуацией, в которой развивается индивид (Ю.А. Булкин, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин), для эффективной педагогической поддержки социализации личности школьников и студентов вузов необходимо учитывать различные среды социокультурного пространства, закономерности и факторы его влияния и применять различные виды педагогической поддержки, соответствующие каждому виду социализации личности в различных условиях социокультурного пространства.
Педагогическая поддержка рассматривается учеными как содействие образованию обучаемого (С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына), которое состоит «в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования» [5, с. 12], направлено на позитивное отношение к учебной деятельности, развитие личностного потенциала в социуме и успешное освоение социальных ролей и норм.
Педагогическая поддержка - это «оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением» [6, с. 150].
Поскольку целью современной социально-педагогической деятельности является «развитие и удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, социальной защите, подготовке обучающихся к условиям конкуренции в современном обществе, сопровождении личностного развития на основе использования потенциальных возможностей человека и социума» [6, с. 5], целью педагогической поддержки является содействие адаптации обучаемого в образовательной среде школы и развитие самоценности каждой личности, творческих и интеллектуальных способностей и физических возможностей, «способности найти нестандартный подход [7, с. 25].
Одним из условий успешной педагогической поддержки является «создание обстановки успешности» [8, с. 138].
В процессе педагогической поддержки социализации личности происходит оказание необходимой помощи в процессе освоения личностью социокультурного опыта, совершенствование и самореализация в социальной среде (В.В. Афанасьев, М.А. Галагузова, В.С. Иванов, ПП. Иванова, Ю.В. Савин, Е.И. Сухова, В.С. Торохтий).
Педагогическая поддержка социализации личности предполагает организацию взаимодействия между личностью и его социальным окружением (В.Г Бочарова, И.А. Липский), социальное образование (А.И. Арнольдов), социальным развитием личности (Л.Е. Никитина) [9].
В данном исследовании проведен анализ концепций в системе наук, являющихся основополагающими для изучения педагогической поддержки социализации личности и интеграция философских, социальных, социально-педагогических и педагогических знаний об этапах, видах, механизмах социализации и сущности ее педагогической поддержки. Выявлено, что в современном социокультурном пространстве наблюдаются следующие социальные проблемы, в которых происходит социализация:
- асоциальные и неблагополучные семьи;
- проблемы адаптации и материального неблагополучия у мигрантов и беженцев,
- проблемы инклюзивного образования для детей с особыми возможностями здоровья;
Библиографический список
- социальное окружение личности с аддиктивным, девиантным, де-линквентным поведением;
Новыми видами социализации являются: потребительская, гендерная, поликультурная, киберсоциализация.
В нашем исследовании педагогическая поддержка рассматривается в контексте социализации личности школьника и студента в социокультурном пространстве. Социально-педагогическая деятельность, в рамках которой осуществляется педагогическая поддержка, является многофункциональной, многоаспектной и охватывает сферы нескольких проблемных полей, которые находятся на стадии развития в современном обществе. В данном контексте педагогическая поддержка представляет собой содействие усвоению социальных ролей, норм и ценностей на основе представлений о правомерном поведении в обществе и одновременном раскрытии собственного личностного потенциала, включающего творческий, гностический, духовно-нравственный и эстетический потенциалы. То есть, с одной стороны, педагогическая поддержка осуществляется с целью адаптации и приспособления личности школьника и студента к обществу, с другой стороны, успешная социализация способствует раскрытию потенциальных возможностей личности, ее уникальности и самоценности. Педагогическая поддержка осуществляется благодаря беседам и индивидуальным диалогам педагогов с обучаемыми, глубокий разговор с человеком разъясняет его назначение в жизни и способствует развитию личности.
1. Платон. Диалоги. Москва: Академический Проект, 2020; Т. 1.
2. Аристотель. Политика. Москва: Академический Проект, 2020.
3. Кант И. Критика практического разума. Москва: Юрайт, 2021.
4. Гегель Г. Философия права. Москва: Юрайт, 2020.
5. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Педагогическая поддержка в условиях цифровизации образования. Педагогическая наука и практика в условиях цифровизации образования: новые вызовы и решения: сборник докладов Х научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020: 12 - 19.
6. Социально-педагогические факторы успешной социализации обучающихся: коллективная монография. Барнаул: АлтГПУ 201б.
7. Батракова И.С., Тряпицын А.В. Социальные технологии в компетентностном образовательном процессе современного педагогического вуза. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019; 193: 24 - 33.
В. Кривых С.В., Жураковская В.М. Образовательная организация как социально-педагогическая система: синергетический подход. Мир науки, культуры, образования; 2021; № 1 (Вб); 13б - 13В.
9. Шакурова М.В., Алехина Е.В., Денисова О.В. Воспитательное пространство в зеркале социально-педагогической реальности: коллективная монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 201В.
Refеrences
1. Platon. Dialogi. Moskva: Akademicheskij Praekt, 2020; T. 1.
2. Anstel'. Politika. Moskva: Akademicheskij Praekt, 2020.
3. Kant I. Kritika prakticheskogorazuma. Moskva: Yurajt, 2021.
4. Gegel' G. Filosofiya prava. Moskva: Yurajt, 2020.
5. Pisareva S.A., T^apicyna A.P. Pedagogicheskaya poddechka v usloviyah cifravizacii obrazovaniya. Pedagogicheskaya nauka i praktika v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya: novye vyzovy i resheniya: sbomik dokladov H nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Pete^u^, 2020: 12 - 19.
6. Social'no-pedagogicheskie faktory uspeshnoj socializacii obuchayuschihsya: kollektivnaya monografiya. Barnaul: AltGPU, 201б.
7. Batrakova I.S., T^apicyn A.V. Social'nye tehnologii v kompetentnostnom obrazovatel'nom pracesse sovremennogo pedagogicheskogo vuza. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2019; 193: 24 - 33.
В. Krivyh S.V., Zhurakovskaya V.M. Obrazovatel'naya o^anizaciya kak social'no-pedagogicheskaya sistema: sineígeticheskij podhod. Mir nauki, kultury, obrazovaniya; 2021; № 1 (Вб); 13б - 13В.
9. Shakurava M.V., Alehina E.V., Denisova O.V. Vospitatel'noe prostranstvo v zerkale social'no-pedagogicheskoj real'nosti: kollektivnaya monografiya. Voronezh: Voranezhskij gosudaretvennyj pedagogicheskij univereitet, 201В.
Статья поступила в редакцию 02.10.21
УДК 378
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Dvoretckaia E.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, National Open Institute in St. Petersburg (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
ETHICS OF RESPONSIBILITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEERS. The article is devoted to the formation of ethics of responsibility in the professional training of engineers. The authors in their work focus on revealing the basic ethical challenges to engineering activity in times of globalization and multicul-turalism. The researchers insist that responsibility is the basis of engineering ethics. The core of their ethical education should be the relation to a public Another and the communication with him/her. Empathy becomes the necessary component of communications. The ability to talk on behalf of "an ideal communicative community" allows to be responsible for the Future Generation in engineering practice. Virtue Ethics and Normative Ethics are both important for ethical education of engineers in the process of their professional training at a university.
Key words: professional training of engineers, ethical education, future generation, responsibility, honesty, ethics of virtue, normative ethics.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Е.В. Дворецкая, д-р филос. наук, проф., Национальный открытый институт, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ
Статья посвящена формированию этики ответственности в профессиональной подготовке инженеров. Авторы в своей работе останавливаются на выявлении основных этических проблем инженерной деятельности в условиях глобализации и мультикультурализма. Авторы исходят из того, что ответственность является основой инженерной этики. В основе их этического воспитания должно быть отношение к публичному Другому и выстраивание ком-