Научная статья на тему 'Проектирование процесса социального формирования личности школьника и его основные характеристики'

Проектирование процесса социального формирования личности школьника и его основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALIZATION / SOCIAL IDENTITIES / PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL DESIGN / SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинов Рифат Рифович

В статье рассматривается педагогическое обеспечение социального формирования личности, которое выступает в качестве ресурса оптимизации созидательного и продуктивного включения учащегося в освоение и преобразование социальной среды. Средства проектирования социализации школьника включают социально-педагогические программы, модели, технологии взаимодействия личности и среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE PROCESS OF SCHOOLCHILDREN’S SOCIAL DEVELOPMENT

The article deals with the pedagogical support of the social development of a person, which is a resource of optimization of creative and productive involvement of pupils with the exploration and transformation of the social environment. Tools of ensuring student socialization include socio-educational programs, models, technologies of interaction between the individual and environment.

Текст научной работы на тему «Проектирование процесса социального формирования личности школьника и его основные характеристики»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)

УДК 371.035

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

© Р.Р.Фахрутдинов

В статье рассматривается педагогическое обеспечение социального формирования личности, которое выступает в качестве ресурса оптимизации созидательного и продуктивного включения учащегося в освоение и преобразование социальной среды. Средства проектирования социализации школьника включают социально-педагогические программы, модели, технологии взаимодействия личности и среды.

Ключевые слова: социализация, социальное формирование личности, педагогическое обеспечение, педагогическое проектирование, социально-педагогическая деятельность.

Социокультурные и социально-экономические преобразования общества, инновационные тенденции в развитии системы образования оказывают существенное влияние на содержание, характер и условия социализации личности школьников.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве одной из основных задач социокультурной модернизации системы образования выделяется необходимость адаптации школьников в условиях рыночной экономики на основе освоения молодыми поколениями знаний и норм в области социальных отношений и обеспечения процесса их социализации [1]. В этой связи особую актуальность приобретает поиск способов проектирования системы педагогического обеспечения социального становления личности школьника в условиях быстро меняющейся российской действительности. Следовательно, принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретают проектирование системы педагогического обеспечения социального формирования личности школьника и научное обоснование его содержания.

Изменился социально-педагогический портрет современного школьника и социальные условия его становления.

Социальное становление личности школьника - это процесс установления взаимоотношений личности с социумом, обеспечивающий обогащение его социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и накопление опыта личностно-средового взаимодействия.

Приоритетными направлениями педагогической науки являются создание целостного воспитательного процесса в среде, усиление ее положительного потенциала и нейтрализация отрицательных факторов, а также обеспечение педаго-

гического руководства взаимодействия школы и среды, личности и среды.

Педагогическое обеспечение процесса социализации личности школьника дает возможность активного приобретения социально и личностно значимого опыта освоения и преобразования окружающей действительности на основе познания способов деятельности и общения, интериориза-ции социальных отношений и оптимизации способностей и возможностей личности [2].

Междисциплинарный, мультидисциплинар -ный характер исследований по проблеме позволяет сделать вывод, что в науке создана теоретико-методологическая база для научной разработки системы педагогического обеспечения социального формирования личности школьника в новых социальных условиях. В рамках анализа исследованности данной проблемы можно обозначить концептуальные аспекты процесса социализации (Г.А.Андреева, А.В.Мудрик, Б.Д.Па-рыгин, Д.И.Фельдштейн и др.); методологические и теоретические основы концепции социального формирования школьника (Е.В.Андреева, Б.З.Вульфов, Н.Ф.Голованова, М.И.Рож-ков и др.); классификации факторов и механизмов социализации (Ю.А.Волков, И.А.Маврина, Ю.А.Левада, В.В.Рогачева и др.). Проблемы социально-педагогического обеспечения рассмотрены в работах Е.Н.Геворкян, Ю.Д.Денисова, И.В.Ереминой, Г.П.Журавлевой, С.С.Носовой, В.Ф.Сытника, М.В.Фирсова и др.

Анализу организации школьного образования и воспитания в теории и практике зарубежной школы, стратегии их развития посвящены работы З.А.Мальковой, Б.Л.Вульфсона, И.А.Брын-цевой, Г.Д.Дмитриева, Э.Ю.Кавериной, Н.П.По-морцевой, О.И.Пузыревой, С.И.Чорбинского и др. Важный оценочный и фактологический материал содержится в работах российских историков, экономистов и социологов В.В.Согрина,

В.П.Демьяненко, В.С.Пчелинцева, М.В.Золотухиной, В.Н.Гарбузова, О.А.Иванова, В.В.Трибра-та, Б. А.Чернякова, которые освещают генезис и современное состояние как американской системы образования, так и общества. Сущность социального становления личности во взаимодействии со средой раскрыта в работах В.И.Заг-вязинского, В.Ш.Масленниковой, Л.И.Новиковой, В. Д.Семенова, Т.М.Трегубовой, А.Н.Хузи-ахметова. К зарубежным авторам, занимающимся разработкой данной проблемы, можно отнести

Э.Дюркгейма, У.И.Томаса, Дж.Коулмена, И.Таллмена, К.Роджерса, Г.Олпорта, К.Мол-ленхауера и др. Актуальные теоретические вопросы и методика организации взаимодействия школы и среды представлены в работах А.П.Чернявской, В.Н.Гурова, Л.А.Курносовой,

О.А.Шостакович, Н.И. Семенистых и др.

Анализ теоретических подходов позволил нам выделить противоречия между:

- потребностью в продуктивной социализации школьника, адаптированного к новым социально-экономическим условиям, и неспособностью системы образования в полной мере обеспечить возможность приобретения ими необходимых личностных и социальных компетентностей;

- необходимостью интеграции личности школьника и общества и неразработанностью системы педагогического обеспечения его социального формирования в условиях взаимодействия личности и среды;

- требованиями педагогической практики в научном проектировании системы педагогического обеспечения процесса социального формирования школьника и недостаточной разработанностью современных форм, средств, технологий, педагогических условий его социализации;

- необходимостью обоснования особенностей социализации современной личности в новом формате в соответствии с изменившимися условиями и неразработанностью модели педагогического обеспечения данного процесса.

Концепция исследования процесса социального формирования личности базируется на трех стратегиях: первая стратегия - включение личности в социум (ее социализация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное развитие); вторая - «педагогизация» социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования в социуме); третья стратегия -управление взаимодействием личности и социума на принципах оптимизации в соответствии с целью социально-педагогической деятельности школы [3].

Система педагогического обеспечения социального формирования личности нацелена на проектирование инновационных способов, средств, содержания, форм, методов включения личности в социальную и природную среду, а также овладение определенными социальными знаниями, умениями и навыками выстраивать свое поведение в обществе. Это предполагает накопление опыта организации своей деятельности в социуме. Социальное формирование личности характеризуется такими составляющими, как социально-педагогические факторы и условия; закономерности и тенденции; противоречия и трудности; технологии, модели, основные направления и пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности в различных условиях социальной среды.

При этом личность, с одной стороны, социально формируется в соответствии со своими биологическими характеристиками, данными ей от природы (внутренняя личностная обусловленность), а с другой - формируется в соответствии с требованиями социума (средовая обусловленность), с третьей - личность должна строить свое поведение в соответствии с общественным заказом в проекции к его требованиям.

Опытно-экспериментальное исследование

включает проектирование социально-педагогических технологий. К ним можно отнести диагностические технологии, технологии оценивания, прогнозирования и моделирования. В рамках реализации проектной деятельности важно поэтапное использование планирования, постановки целей, обратной связи и информационного обеспечения социально-педагогической деятельности. К ним можно также отнести: технологии адаптации, реабилитации, профилактики, коррекции и др.

В качестве методологической составляющей исследования можно обозначить сравнительноисторический, социально-личностный, системный, антропологический, средовой и культурологический подходы во взаимодействии школы и среды, личности и среды. В рамках теоретического анализа были использованы философские, социально-педагогические, психологические, социологические, историко-педагогические концепции, раскрывающие сложный процесс социального формирования личности школьника.

Научно-теоретические основания проектирования системы педагогического обеспечения социального формирования школьника, отвечающие новым социокультурным условиям, включают:

- методологическую стратегию проектирования системы педагогического обеспечения соци-

Р.Р. ФАХРУТДИНОВ

ального формирования школьника в совокупности научных подходов: общеметодологические, общенаучные и частно-научные, обусловливающие осуществление комплексного исследования на гносеологическом, мировоззренческом, содержательном, технологическом и научнометодическом уровнях;

- модель педагогического обеспечения социализации школьника в совокупности взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, содержательно-функционального, процессуально-деятельностного (включение учащихся в разнообразные виды деятельности в среде), результативного (определяющего эффективность данного процесса в соответствии с обозначенными критериями);

- педагогические средства обеспечения процесса социального формирования личности школьника (программа деятельности школьника, технологии), диагностический инструментарий, определяющий эффективность данного процесса.

Исследовательская работа по педагогическому обеспечению процесса социального формирования личности школьника строилась на основе базовых концепций: социокультурная концепция развития личности; личностно-деятельностная концепция преобразования действительности; содержательно-функциональная концепция в рамках методологического анализа социума и др.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке развивающих программ социального формирования школьников, а также в организации социально-педагогической деятельности школы и социальных педагогов.

Раскрывая содержание социально-педагогической деятельности, необходимо обозначить социально-педагогическое взаимодействие социального педагога и школьника, которое направлено на решение социально-педагогических проблем в условиях микросреды.

Данный процесс рассматривается как последовательное закономерное развитие соответствующего социально-педагогического явления (социализации личности, ее социальных качеств и пр.). При этом технология социально-педагогической деятельности представляет собой и целесообразную последовательность действий социального педагога, его взаимодействие с учащимися, обеспечивающее достижение определенных результатов в рамках взаимодействия «школы и среды», «личности и среды». Социально-педагогическая деятельность согласуется с потребностями учащихся, их возможностями, динамикой изменений и обеспечивает их наиболее целесообразное развитие. Системообразую-

щим фактором социально-педагогического процесса выступают его цель и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность [2].

Раскрывая сущность педагогического проектирования в рамках социального становления личности школьника, необходимо остановиться на раскрытии категории «проектирование», которая рассматривается как «деятельность», предполагающая переосмысление того, что должно быть. Следовательно, проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру [4].

Рассматривая основные виды проектирования, необходимо отметить, что социальнопедагогическое проектирование направлено на совершенствование социума и решение социальных проблем педагогическими средствами. Пси-холого-педагогическое проектирование направлено на преобразование личности школьника, системы его ценностей, мировоззрения и отношения к окружающей действительности.

Социально-педагогическое проектирование способствует совершенствованию среды жизнедеятельности школьника, «очеловечивая» данные условия, а также выявлению и преобразованию факторов и механизмов социализации личности.

Рассматривая методологию проектирования, можно выделить различные подходы к организации его этапов. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: формирование стратегии и планирование; оценивание вариантов; реализацию, анализ результатов и коррекцию [5]. В.М.Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов: разработку теоретически обоснованной концепции проекта; разработку процедур реализации: разработку пакета инструментария для каждого этапа; создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла; разработку условий и защиты прав человека [6].

Н.А.Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как диагностику реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности); формирование (актуализацию, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности; создание образа результата; поэтапное планирование совме-

стных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы); обмен, согласование и коррекцию намеченных действий в ходе коммуникации; комплексную экспертизу результатов реализации проекта [7].

В аспекте предмета нашего исследования вернемся к социально-педагогическому проектированию. Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразования социальных процессов, явлений, условий с помощью педагогических средств [8]. Любой социально-педагогический проект носит общественный характер. Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение социальных условий. Взаимодействие между субъектами социальнопедагогического проекта формирует отношения социального партнерства и сотрудничества.

Данный проект носит практикоориентированный характер и направлен на преобразование среды жизнедеятельности школьника, создание благоприятных условий для его творческого развития и самореализации.

Типичными примерами социально-педагогического проектирования служат проекты, которые направлены на реализацию социальных программ помощи семье, общественным организациям и объединениям, а также создание социально-психологических служб, решение социальных проблем наркомании, подростковой преступности и других видов девиантного поведения личности школьника.

Итак, проектирование системы педагогического обеспечения социального становления личности школьника с учетом современных реалий соотносится с внедрением обновленных социально-педагогических программ, моделей и технологий, которые позволяют выявить оптимальные пути и способы созидательного и продуктивного включения школьника в освоение и преобразование окружающего мира.

1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Фахрутдинов Р. Р. Интеграция воспитательных сил школы, семьи и общины в США: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - 24 с.

3. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Килэчэк» / Министерство образования и науки Республики Татарстан. - Казань, 2010. - 31 с.

4. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. Н.Б.Крылова. - М .: РФФИ-ИПИ, 1995. - 110 с.

5. Гиг Дж. ван Прикладная общая теория систем / пер. с англ. - М.: Мир, 1981. - 733 с.

6. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. - М.: Финансы и статистика, 1992 . - 237 с.

7. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. -Минск: Технопринт, 1999. - 141 с.

8. Фахрутдинов Р.Р. Социально-педагогическое проектирование личности // Известия КГАСУ. -Казань: КГАСУ, 2012. - № 2 (20). - С. 311 - 315.

DESIGNING THE PROCESS OF SCHOOLCHILDREN’S SOCIAL DEVELOPMENT

R.R.Fakhrutdinov

The article deals with the pedagogical support of the social development of a person, which is a resource of optimization of creative and productive involvement of pupils with the exploration and transformation of the social environment. Tools of ensuring student socialization include socio-educational programs, models, technologies of interaction between the individual and environment.

fey wоrds: socialization, social identities, pedagogical support, pedagogical design, social and educational activities.

Фахрутдинов Рифат Рифович - кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: titgho@mail.ru

Поступила в редакцию 23.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.