ТЕОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-23-26 УРУСОВА Лаура Хабаловна,
NIION: 2021-0079-5/22-037 старший преподаватель кафедры государственных
MOSURED: 77/27-025-2022-05-037 и гражданско-правовых дисциплин
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Изучение проблем, связанных с особенностями научного-технического прогресса и его влияния на систему образования всегда вызывает повышенный интерес в научных кругах. Поскольку глобализационные процессы влияют на все сферы жизнедеятельности человека. Масштаб и перечень вопросов, имеющих связь с глобализацией и ее последствий не знает границ. Образование - одна из главных сфер в которой отражаются глобализационные трансформации и изменения современного мирового пространства.
Глобализация - представляет собой высокоинтерактивную систему, которая имеет большое значение для будущего общества.
Любая дискуссия о влиянии глобализации на сферу образования неполная без понимания различных аспектов этого нового явления: движущие силы, вызвавшие ее; основные характеристики и ее последствия; различные области человеческой деятельности, где ее проявление можно увидеть в самых осязаемых формах (например, экономические и финансовые, социальные, культурные и образовательные); и способы ее проявления в этих различных областях.
Ключевые слова: образование, глобализация, движущие силы глобализации, признаки и факторы глобализации, влияние глобализации на образование.
URUSOVA Laura Kh.,
Senior lecturer, of the State, Civil and Law disciplines Department Candidate of pedagogical sciences of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, the Candidate of Pedagogical Sciences
ON THE IMPACT OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION
Annotation. The study of problems related to the peculiarities of scientific and technological progress and its impact on the education system is always of great interest in the scientific community. Since globalization processes affect all spheres of human life. The scale and range of issues related to globalization and its consequences knows no bounds. Education is one of the main areas in which globalization transformations and changes in the modern world space are reflected.
Globalization is a highly interactive system that is of great importance for the future of society.
Any discussion of the impact of globalization on education is incomplete without understanding the various aspects of this new phenomenon: the driving forces behind it; main characteristics and its consequences; various areas of human activity where its manifestation can be seen in the most tangible forms (for example, economic and financial, social, cultural and educational); and the ways in which it manifests itself in these various fields.
Key words: education, globalization, driving forces of globalization, signs and factors of globalization, impact of globalization on education.
Глобализация отражается на многих областях современного социума. Сектор услуг приобретает все большее значение, поскольку любая деятельность в обществе становится зависимой и основанной на знаниях. В результате этого главного изменения, образование должно обеспечивать развитие человеческих ресурсов.
Промышленная революция заставила нынешние развитые страны перейти от крупных аграрных экономик к преимущественно индустриальным. Энергоемкие технологии и изделия машинного производства привели к многократному увеличению объема производительности труда. В ответ на это возникла инженерия как основная профессия и соответствующий сектор образования [1].
Со временем в машиностроении развились различные области специализации, такие как гражданское, химическое, электрическое, механическое и электронное, и увеличивающейся ряд других субдисциплин. Продукты, которые были разработаны и изготовлены с инженерными возможностями, также требовали большого количества обученного персонала на более низких уровнях, как для производства, так и для технического обслуживания. Востребованность квалифицированных рабочих на современном рынке труда удовлетворяется масштабом программ профессионального обучения в политехникумах и специализированных институтах производственного обучения. Инженерные колледжи стали неотъемлемой частью университетской системы и со временем достигли уровня самостоятельного образовательного учреждения.
Подобно приходу новой индустриальной эпохи, мы находим соответствующие потребности совершенно новой экономики. Глобализаци-онные процессы способствуют появлению новых направлений бизнеса, промышленности, сферы услуг и т.п., которые не существовали четверть века назад. Образовательные системы должны удовлетворять потребности новых веяний современности.
Для подготовки будущих специалистов необходим определенный набор профессиональных дефиниций, который варьируется от всестороннего обучения, творческого мышления и инновационных навыков, вкупе с постоянным улучшением и адаптацией к требованиям высокотехнического темпа быстроменяющегося мира. В совокупности возникает динамичный портрет обучения [2].
Современная международная миграция происходит в больших масштабах, чем когда-либо, меняя демографию. По данным ООН к лету 2020 г. общее количество мигрантов в мире превысило 214 миллионов. По оценкам, 50 мил-
лионов из них проживает в США. Подобное количество мигрантов вполне может составить по численности население одной страны, которая будет занимать четвертое место в мире по численности населения, после Китая (1,4 миллиарда), Индии (1,2 миллиарда) и США (317 миллионов).
В 2020 году это эмигрантское население отправило денежные переводы в свои страны на сумму 338 миллиардов долларов.
Подобно глобальным рынкам труда и товаров, миграция сегодня требует новые образовательные нормы. Как лучше всего подготовить молодежь к миру, в котором разнообразие будет нормой? Как мы можем воспитывать выпускников, способных справляться с культурной сложностью в мире, где все больше стираются маркеры происхождения и этнической принадлежности? Как подготовить граждан, которые совмещают несколько сфер участия - локальную, национальную и глобальную?
Подготовка молодежи к успешной социализации в мировом пространстве с растущими социальными, культурными, этническими, языковыми и религиозными потребностями современности, требует высокого уровня и развития качеств конкурентноспособного обучения в области истории, языка, географии и культурного пласта народов всего мира [3].
Рамки глобальной компетенции формируют два основных потенциала, лежащих в основе межкультурных механизмов социализации современной личности: способность распознавать точки зрения (чужие и свои) и возможность трансмиссии накопленных дефиниций (традиционных, межкультурных, глобальных) [4].
Глобально компетентные люди могут исследовать и трактовать свое собственное мировоззрение и культурные традиции, осознавая, как они влияют на их выбор и взаимодействие в повседневной жизни. Компетентные люди также могут взвесить точки зрения других, учитывая факторы: культуру, географию, религию и прочее. Быть подготовленным в мире растущего культурного взаимодействия и разнообразия также означает быть в курсе того, что происходит, когда культуры встречаются и влияют друг на друга [5].
За последние несколько десятилетий на Земле участились экстремальные погодные условия и общее повышение температуры. Ученые всего мира предсказывают перспективу дальнейшего изменения климата. Глобальное потепление - слишком узкий термин, чтобы описать явление, которое формирует жизнь на планете, влияя одновременно на климат, химию и биологию Земли. Рассмотрим некоторые из последствий подобного явления: уровень океана может повыситься из-за теплового расширения и таяния
полярных ледовых щитов, влияющих на прибрежные районы и их водоснабжение. Климат и химия изменений могут повлиять на среду обитания на суше и в море, вызывая крупномасштабное исчезновение. Инфекционные болезни, такие как малярия, туберкулез, тиф и т.п. уже распространились, поскольку повышение температуры понижает иммунитет к подобным заболеваниям.
Какие компетенции потребуются студентам, чтобы преуспеть в мире климатической нестабильности? Подготовка молодежи к будущему с климатической и экологической нестабильностью начинается с оказания им помощи в устройстве Земли, в причине изменения климата (прошлого и настоящего) и какие последствия это может иметь для различных сред обитания и экосистем, в том числе их собственной. Учет подобных аспектов выделенной проблемы повышает вероятность адаптации и успешной социализации современных студентов в глобальном пространстве [6].
Важнейшей особенностью современного научно-технического прогресса является его чрезвычайно быстрый темп. Научно-технический прогресс характерен с начала 1900-х годов в самых разных областях. Подобная скорость развития науки и техники вызвала прогресс в глобализации с аналогичными темпами роста. Для общества и связанных с ним различных функционирующих элементов важно уметь приспосабливаться к таким изменениям. Ключом к этому станут возможности, предоставляемые образованием. Также было бы важно задуматься о том, может ли среднестатистический человек справиться с такими быстрыми изменениями на постоянной основе.
Почему образование для глобальной компетентности имеет значение сегодня? Консенсус понятен и актуален. Мир, к которому мы готовим
молодежь, качественно другой, чем тот, в котором был создан уклад привычной системы образовательного мирового пространства.
В многочисленных отчетах и политических заявлениях подчеркивалась потребность в новых навыках для 21-го века. Глобальная компетенция отвечает требованиям меняюще гося мира, признавая центральную роль глобальной взаимозависимости в жизни современной молодежи.
Все чаще работа, которую выполняют люди в обществе, гражданское участие, самовыражение, общественная жизнь и здоровье разворачиваются в глобальном сценарии. Общественное решение проблемы молодежной р еализации в сфере компетентностного обуч е ния остается актуальной.
Таким образом, предлагаемый в данном исследовании подход изучения глобальной компетенции обучения современной молодежи прямо направлен на выработку у учащихся предметного понимания и взаимодействия со всеми структурными единицами сложного, разнообразного и взаимозависимого мира. Многие страны формулируют свои глобальные образовательные программы в соответствии с национальными приоритетами и традициями. Их инициативы, как правило, сходятся в основных направлениях.
Предлагаемое в данном исследовании определение глобальной компетенции обучения перекликается с мировыми представлениями об влиянии научно-технического прогресса на современную молодежь. Это делается не путем выработки расширенного списка навыков и важных концепций, которые необходимо смешивать и согласовывать с помощью обучения. Скорее мы хотим решить более фундаментальный вопрос: что для учащихся важнее всего понять об окружающем мире, чтобы они могли в полной мере участвовать в его будущем.
Список литературы:
[1] Болховской, А.Л., Говердовская, Е.В., Ивченко, А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. -С.80-85.
[2] Слепухин, А.Ю. Глобализация высшего образования: социальные противоречия и тенденции. Журнал исследований социальной политики, том 3, № 1. 147-158.
[3] Сорокин, Д. Е. Россия: проблемы цивилизационного выбора // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 124-134.
[4] Урусова, Л.Х. Подготовка современных преподавателей и оценка их деятельности на основе компетентностного подхода //Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021. №46 (65). С. 98-108.
[5] Ушакова, М. В. Образование в трансформирующемся обществе // Вестн. Моск. ун-та. 2018. № 4. С. 106 - 117.
[6] Федотова, Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2016. № 4 . С.115 - 143.
'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^
Spisok literatury:
[1] Bolhovskoj, A.L., Goverdovskaja, E.V., Ivchenko, A.V. Obrazovanie vglobalizirujushhemsja mire: filo-sofskij vzgljad// Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov. - 2013. - № 5. - S.80-85.
[2] Slepuhin, A.Ju. Globalizacija vysshego obrazovanija: social'nye protivorechija i tendencii. Zhurnal issledovanij social'noj politiki, tom 3, № 1. 147-158.
[3] Sorokin, D. E. Rossija: problemy civilizacionnogo vybora // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2002. № 6. S. 124-134.
[4] Urusova, L.Kh. Podgotovka sovremennykh prepodavatelej i oczenka ikh deyatel^nosti na osnove kompetentnostnogo podkhoda //Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovykh. Seriya: Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. 2021. 46(65). S. 98-108.
[5] Ushakova, M. V. Obrazovanie v transformiru-jushhemsja obshhestve // Vestn. Mosk. un-ta. 2018. № 4. S. 106 - 117.
[6] Fedotova, N.N. Globalizacija i obrazovanie //Filosofskie nauki. 2016. № 4 . S.115 - 143.