Научная статья на тему 'Вектор профессионального образования на развитие лидерских качеств в глобализационном мире'

Вектор профессионального образования на развитие лидерских качеств в глобализационном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТРИБУТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБМЕН ЗНАНИЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ATTRIBUTES OF GLOBALIZATION / LEADERSHIP / EDUCATION / LIFELONG LEARNING / GLOBAL KNOWLEDGE SHARING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Дёрина Наталья Владимировна

Глобализация оказывает неоднозначное влияние на положение молодежи в современном мире. Ориентация профессионального образования на глобализацию обеспечивает молодежное лидерство для обновления традиционных социальных институтов. Молодые люди благодаря лидерским качествам могут повысить свой статус в глобализационном мире, извлекать выгоду из глобализации и вносить свой вклад в прогресс общества. В то же время отмечается ослабление связи образования с глобализационным внешним миром, потеря влияние на позитивные установки молодежных лидеров. В глобализационном мире развитие лидерских качеств является преимуществом профессионального образования, но большая разница его возможностей в разных странах порождает глобальное неравенство. В нашем теоретическом исследовании мы выявили взаимовлияние глобализации и образования как тенденцию глобализации профессионального образования. Изучение международных концептуальных документов в сфере образования и труда позволило определить потенциал системы образования в развитии лидерских качеств молодежи. Установлено направление вектора профессионального образования на развитие лидерских качеств для стратегии успеха в глобализационном мире, возможности вести достойную жизнь за счет одинакового доступа к качественному образованию, глобального обмена знаниями, создания основ демократического выбора личности своего пути, развития систем дополнительного и профессионально-технического обучения. Мы подчеркиваем приоритет функций государственного сектора в обеспечение позитивных глобализационных влияний на профессиональное образования для стран с любым уровнем дохода. Таким образом, вектор современного востребованного профессионального образования должен быть направлен на развитие лидерских качеств обучающихся в координатах приоритетов и ценностей глобализации. Профессиональное образование в целях развития лидерских качеств молодёжи обеспечивает знание атрибутов глобализации, соответствующие системы обучения, умение выстраивать траекторию жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR THE DEVELOPMENT OF LEADER QUALITIES IN THE GLOBALIZATION WORLD

Globalization has a mixed effect on the situation of youth in the modern world. The orientation of vocational education towards globalization provides youth leadership for the renewal of traditional social institutions. Thanks to leadership qualities, young people can enhance their status in the globalizing world, benefit from globalization and contribute to the progress of society. At the same time, there is a weakening of the connection between education and the globalizing outside world, and a loss of influence on the positive attitudes of youth leaders. In a globalizing world, the development of leadership is an advantage of professional education, but the great difference in its capacities in different countries gives rise to global inequality. Our theoretical analysis revealed the interplay of globalization and education as a trend in the globalization of vocational education. Our study of international conceptual documents in the field of education and labor determined the potential of the education system in the development of leadership qualities of youth. The direction of the vector of vocational education on the development of leadership qualities for a success strategy in the globalization world, the ability to lead a decent life through equal access to quality education, global knowledge sharing, the creation of the foundations of a democratic choice of a person’s own path, the development of additional and vocational education systems has been established. We emphasize the priority of public sector functions in ensuring positive globalization impacts on vocational education for countries with any income level. Thus, the vector of modern popular professional education should be aimed at developing leadership qualities of students in the coordinates of the priorities and values of globalization. Vocational education in order to develop youth leadership skills provides knowledge of the attributes of globalization, relevant training systems, the ability to build a trajectory of life success.

Текст научной работы на тему «Вектор профессионального образования на развитие лидерских качеств в глобализационном мире»

DOI: 10.25198/1814-6457-220-49 УДК 377.031

Савва Л.И., Дёрина Н.В.

Магнитогорский государственный технический институт им. ГИ. Носова,

г Магнитогорск, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]

ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ГЛОБАЛИЗАЦИОННОМ МИРЕ

Глобализация оказывает неоднозначное влияние на положение молодежи в современном мире. Ориентация профессионального образования на глобализацию обеспечивает молодежное лидерство для обновления традиционных социальных институтов. Молодые люди благодаря лидерским качествам могут повысить свой статус в глобализационном мире, извлекать выгоду из глобализации и вносить свой вклад в прогресс общества. В то же время отмечается ослабление связи образования с глобализационным внешним миром, потеря влияние на позитивные установки молодежных лидеров. В глобализационном мире развитие лидерских качеств является преимуществом профессионального образования, но большая разница его возможностей в разных странах порождает глобальное неравенство.

В нашем теоретическом исследовании мы выявили взаимовлияние глобализации и образования как тенденцию глобализации профессионального образования. Изучение международных концептуальных документов в сфере образования и труда позволило определить потенциал системы образования в развитии лидерских качеств молодежи. Установлено направление вектора профессионального образования на развитие лидерских качеств для стратегии успеха в глобализационном мире, возможности вести достойную жизнь за счет одинакового доступа к качественному образованию, глобального обмена знаниями, создания основ демократического выбора личности своего пути, развития систем дополнительного и профессионально-технического обучения. Мы подчеркиваем приоритет функций государственного сектора в обеспечение позитивных глобализационных влияний на профессиональное образования для стран с любым уровнем дохода.

Таким образом, вектор современного востребованного профессионального образования должен быть направлен на развитие лидерских качеств обучающихся в координатах приоритетов и ценностей глобализации. Профессиональное образование в целях развития лидерских качеств молодёжи обеспечивает знание атрибутов глобализации, соответствующие системы обучения, умение выстраивать траекторию жизненного успеха.

Ключевые слова: атрибуты глобализации, лидерские качества, система образования, обучение на протяжении всей жизни, глобальный обмен знаниями, профессионально-техническое обучение.

Для цитирования: Савва, Л.И. Вектор профессионального образования на развитие лидерских качеств в глобализационном мире / Л.И. Савва, Н.В. Дёрина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - №2(220). - С. 49-56. DOI: 10.25198/1814-6457-220-49.

Savva L.I., Dyorina N.V.

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]

VECTOR OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR THE DEVELOPMENT OF LEADER QUALITIES IN THE GLOBALIZATION WORLD

Globalization has a mixed effect on the situation of youth in the modern world. The orientation of vocational education towards globalization provides youth leadership for the renewal of traditional social institutions. Thanks to leadership qualities, young people can enhance their status in the globalizing world, benefit from globalization and contribute to the progress of society. At the same time, there is a weakening of the connection between education and the globalizing outside world, and a loss of influence on the positive attitudes of youth leaders. In a globalizing world, the development of leadership is an advantage of professional education, but the great difference in its capacities in different countries gives rise to global inequality.

Our theoretical analysis revealed the interplay of globalization and education as a trend in the globalization of vocational education. Our study of international conceptual documents in the field of education and labor determined the potential of the education system in the development of leadership qualities of youth. The direction of the vector of vocational education on the development of leadership qualities for a success strategy in the globalization world, the ability to lead a decent life through equal access to quality education, global knowledge sharing, the creation of the foundations of a democratic choice of a person's own path, the development of additional and vocational education systems has been established. We emphasize the priority of public sector functions in ensuring positive globalization impacts on vocational education for countries with any income level.

Thus, the vector of modern popular professional education should be aimed at developing leadership qualities of students in the coordinates of the priorities and values of globalization. Vocational education in order to develop youth leadership skills provides knowledge of the attributes of globalization, relevant training systems, the ability to build a trajectory of life success.

Key words: attributes of globalization, leadership, education, lifelong learning, global knowledge sharing, vocational training.

For citation: Savva L.I., Dyorina N.V. Vector of professional education for the development of leader qualities in the globalization world. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 2(220), pp. 49-56. DOI: 10.25198/1814-6457-220-49.

Глобализация - сложное явление, которое имеет далеко идущие последствия. Поэтому неудивительно, что термин «глобализация» приобрел много эмоциональных коннотаций. С одной стороны, глобализация рассматривается как непреодолимая и благоприятная сила для обеспечения экономического процветания людей во всем мире. С другой стороны, ее считают виновником всех современных бед.

Ученые определяют глобализацию по-разному. Согласно Cheng [17], под глобализацией понимается передача, адаптация и развитие ценностей, знаний, технологий и поведенческих норм между странами и обществами в разных частях мира. Типичные феномены и характеристики, связанные с глобализацией, включают рост глобальных сетей (например, Интернет, электронное общение во всем мире и транспорт), глобальную передачу и взаимодействие в технологических, экономических, социальных, политических, культурных и учебных областях, международных альянсах и конкурсах. Международное сотрудничество и обмен, глобальная деревня, мульти культурная интеграция и использование международных стандартов и ориентиров - это, пожалуй, самые основные атрибуты глобализационного общества. Доклад ПРООН (Программа развития Организации Объединённых Наций) в области развития человеческого потенциала (1999 год) описывает глобализацию как растущую взаимозависимость жителей мира на экономическом, технологическом, культурном и политическом уровнях. Процесс глобализации рассматривается как общая тенденция к либерализации экономической торговли, более широкому обращению капитала, товаров и продуктов и квази-отмене национальных границ. Скорость передачи данных и относительно низкая стоимость обработки информации обусловили необходимость устранения расстояний. Категории времени и пространства были полностью отменены. Модели потребления, ценности и стандартизированные культурные продукты, таким образом, стремятся сделать поведение и отношение более схожими и уничтожить различия по всему миру.

Благодаря лидерским качествам, люди могут вносить свой вклад и извлекать выгоду из глобализации, только если они наделены знаниями, навыками, возможностями, и правами,

необходимыми для обеспечения их основных средств к существованию [1]. Им нужны работа и доходы, а также здоровая окружающая среда. Это основные условия, которые дают им возможность в полной мере участвовать как гражданам в своих местных, национальных и глобальных сообществах. Эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если национальные правительства выделят достаточные ресурсы на образование, базовую инфраструктуру и окружающую среду и создадут институциональную основу, обеспечивающую широкий доступ и возможности.

Образование является серьезной проблемой для любого общества. Как основа и основная движущая сила экономического, социального и человеческого развития, образование лежит в основе изменений, которые сильно влияют на наш мир в области науки, техники, экономики и культуры. Образование выступает причиной социальных изменений и научного прогресса, и, в свою очередь, этот мир подвержен результатам прогресса, которые он сам и породил, как в отношении содержания, так и в отношении методов и установленных целей, функционирующих в современном мире.

Несмотря на вышеупомянутые факты, некоторые люди утверждают, что система образования больше не учитывает новые потребности, с которыми сталкиваются люди во всем мире. Например, Рене Бендит и Вольфганг Гайзер дают следующее наблюдение о системе образования в Соединенных Штатах Америки, которое может быть применено ко многим странам мира «... система образования не смогла решить текущие социальные проблемы. Рост проблем молодежи, таких как отсутствие лидерских качеств, проблемный переход в рабочий мир, рост бедности, подростковая беременность, злоупотребление наркотиками, нетерпимость по отношению к меньшинствам, преступность среди несовершеннолетних и насилие, рассматриваются как отражение того факта, что школы и вузы больше не имеют никакой связи с реальным миром.» [11].

Чтобы интегрироваться в мировую экономику, люди должны не только приобретать знания и инструменты традиционных знаний, но, прежде всего, они должны быть в состоянии сформировать и развивать лидерские качества,

чтобы гораздо успешнее и эффективнее приобрести новые навыки, востребованные обществом знаний. Действительно, резкие быстрые изменения в технических и научных знаниях делают обучение постоянным процессом, процессом обучения на протяжении всей жизни, как говорится в докладе Международной комиссии по образованию в XXI веке для ЮНЕСКО, озаглавленном «Обучение - сокровище внутри» [12].

Обучение на протяжении всей жизни основано на следующих четырех основных принципах:

- научиться знать, сочетая достаточно широкие общие знания с возможностью углубленной работы над небольшим количеством тем. Что также означает учиться, чтобы использовать возможности, которые дает образование на протяжении всей жизни [3];

- научиться трудиться, чтобы приобрести не только профессиональные навыки, но и, в более широком смысле, компетентность для работы с большим количеством ситуаций и работы в команде. Что также означает научиться существовать в контексте различного социального и трудового опыта молодежи, который может быть неформальным, в зависимости от местного или национального контекста, или формальным, включая курсы, чередующие учебу и работу;

- научиться жить вместе, развивая понимание других людей и понимание взаимозависимости, - осуществлять совместные проекты и учиться управлять конфликтами, проявляя сформированные лидерские качества - в духе уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира [5];

- учиться действовать таким образом, чтобы лучше развивать свою личность и иметь возможность действовать со все большей самостоятельностью, суждением и личной ответственностью. С этой целью в образовании не должны игнорироваться какие-либо аспекты потенциала человека: память, мышление, эстетическое чувство, физические способности и коммуникативные навыки.

Хотя глобализация, по-видимому, неизбежна для многих стран, и были предприняты многочисленные инициативы и усилия по ее адаптации с целью использования созданных в ней возможностей для развития своего обще-

ства и народа, в последние годы усиливается обеспокоенность международного сообщества опасными последствиями глобализации и ее влиянием на национальные события. Различные социальные движения были инициированы против угроз глобализации, особенно в развивающихся странах. Негативные последствия глобализации включают различные виды экономической, политической и культурной колонизации со стороны развитых стран для развивающихся и слаборазвитых стран [2]. Неизбежен тот факт, что максимизирование возможностей и выгод от глобализации с целью поддержки местного развития и уменьшения угроз и негативных последствий глобализации, будет главной проблемой развивающихся стран.

Как упоминалось выше, глобализация создает возможности для обмена знаниями, технологиями, социальными ценностями и поведенческими нормами, используя лидерские качества личности, и способствует развитию событий на разных уровнях, включая отдельные лица, организации, сообщества и общества в разных странах и культурах. В частности, преимущества глобализации могут включать следующее [13]:

- глобальный обмен знаниями, навыками и интеллектуальными активами, которые необходимы для многочисленных разработок на разных уровнях;

- взаимная поддержка, дополнение и выгода для обеспечения синергизма для различных событий в странах, сообществах и для отдельных лиц;

- создание ценностей и повышение эффективности посредством вышеупомянутого глобального обмена и взаимной поддержки для удовлетворения местных потребностей и роста;

- продвижение международного взаимопонимания, сотрудничества, гармонии и признания культурного разнообразия между странами и регионами.

- содействие общению, взаимодействию и поощрению мульти культурного вклада на разных уровнях в разных странах [4].

В то же время глобализация потенциально может создать серьезные негативные последствия для развивающихся и слаборазвитых стран. Данный процесс также является основ-

ной причиной того, что в различных частях мира было так много постоянных социальных движений против тенденций глобализации, особенно в экономической и политической сферах. Потенциальными негативными последствиями глобализации являются различные типы политической, экономической и культурной колонизации и подавляющее влияние развитых стран на развивающиеся страны и быстро увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными районами в разных частях мира. В частности, потенциальные негативные воздействия включают следующее:

- увеличение технологических и цифровых разрывов между развитыми странами и менее развитыми странами;

- создание более законных возможностей для нескольких развитых стран, для новой формы колонизации развивающихся стран;

- растущее неравенство и конфликты между областями и культурами;

- продвижение доминирующих культур и ценностей в некоторых передовых областях.

Многие люди считают, что образование является одним из ключевых местных факторов, который можно использовать для смягчения некоторых последствий глобализации от негативных до позитивных и превращения угроз в возможности развития лидерских качеств отдельных людей в рамках местного сообщества в неизбежном процессе глобализации. Как максимизировать положительные влияния и свести к минимуму негативные последствия глобализации является основной проблемой в нынешней образовательной реформе для всей страны, и, учитывая феномен «глобализации», можно сказать, что экономический рост последних десятилетий сопровождался ухудшением неравенства в мире и в частности, неравенство в доступе к знаниям [9].

Интеграция в мировую экономику сегодня подразумевает не только овладение традиционными знаниями, но и способность приобретать новые навыки, необходимые для общества знаний. Поэтому очевидно, что неравный обмен новыми коммуникационными и информационными технологиями только усиливает существующее неравенство [6].

Хотя образовательный дефицит явно больше в развивающихся странах, он является се-

рьезной проблемой и в развитых странах. Во многих промышленно развитых странах существует постоянная проблема неграмотности и низкой квалификации, что является важным источником социальной изоляции. Неравный доступ к образованию также способствует росту неравенства в оплате труда и ухудшает распределение доходов. Необразованные и неквалифицированные люди в промышленно развитых странах сталкиваются с серьезными проблемами на все более конкурентном мировом рынке.

Тем не менее, в 90-е годы во всем мире возросло количество как средних, так и высших школ, но прогресс неравномерен и скрывает различия между странами и регионами [8]. Например, страны ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) тратят в 100 раз больше на студента в рамках среднего и высшего образования, чем страны с низким уровнем дохода. Есть много свидетельств того, что более быстрый прогресс возможен, если политическая воля и ресурсы существуют, как в странах с высоким, так и с низким уровнем дохода.

Все страны, которые выиграли от глобализации, вложили значительные средства в свои системы образования и обучения. Сегодня женщинам и мужчинам необходимы распространенные навыки, которые можно адаптировать к быстро меняющимся экономическим требованиям, а также соответствующие базовые навыки, которые позволяют им извлекать выгоду из информационных технологий, повышая их способность преодолевать барьеры на расстоянии и бюджетные ограничения, реализовывать свои лидерские качества. Хотя надо отметить, что интернет-технологии - не просто капиталоемкий, а очень капиталоемкий процесс [10]. Продуманная политика в области образования также обеспечивает важный инструмент для компенсации негативных последствий глобализации, таких как увеличение неравенства в доходах, с последствиями, которые в конечном итоге могут оказаться сильнее, чем политика на рынке труда.

Образование является ключевым элементом общества и основой демократического выбора. Большие различия в возможностях образования в разных странах являются одной

из основных причин глобального неравенства. Кроме того, международная миграция позволяет богатым странам извлекать выгоду из инвестиций в человеческий капитал, сделанных в бедных странах, что дает им ответственность за поддержку систем образования, в которых эти инвестиции осуществляются.

Разработка национальной системы квалификаций также является важной основой для участия в мировой экономике, поскольку она способствует обучению на протяжении всей жизни, помогает соотносить спрос и предложение на навыки и направляет людей в выборе профессии. Доступ к обучению и развитию навыков для женщин часто затруднен семейными обязательствами, что указывает на потребность в детских учреждениях и на возможности дистанционного обучения. Другие приоритеты включают признание и повышение квалификации работников неформальной экономики и адаптацию обучения для размещения работников без формального образования.

Инклюзивность и производительность, а также связность являются ключом к глобальной конкурентоспособности. Тем не менее, в нашем неравном мире сетевая экономика может включать в себя все, что она считает ценным, а также отключать людей и те части мира, которые не соответствуют доминирующей модели.

Технологические возможности имеют важное значение. Странам нужна инфраструктура связи и производственная система, которая может обрабатывать и использовать информацию для развития; а люди должны иметь доступ к знаниям и умениям их использовать, чтобы участвовать, использовать преимущества и проявлять творческий подход в новой технологической среде. Это ставит образование и навыки в центр справедливой и всеобъемлющей глобализации.

Дистанционное обучение в режиме онлайн может стать мощным инструментом для развивающихся стран, поскольку это сокращение потребности в дорогостоящей физической инфраструктуре для учреждений высшего и профессионального образования и возможность делать инвестиции вместо этого в оборудование связи, а учебные планы и обучение осуществляются в рамках региональных инициатив. Глобальная сеть дистанционного обучения

(ГСДО) является одной из таких инициатив. Это всемирная сеть учреждений, которые разрабатывают и применяют технологии и методы дистанционного обучения с упором на развитие и сокращение бедности. Такие сети, вероятно, будут играть важную роль в создании технологических возможностей путем:

- увеличения технологических и цифровых разрывов между развитыми странами и менее развитыми странами, которые препятствуют равным возможностям для справедливого глобального обмена.

- глобального обмена знаниями, навыками и интеллектуальными активами, которые необходимы для многочисленных разработок на разных уровнях.

- создания более законных возможностей для нескольких развитых стран с целью экономической и политической колонизации других стран во всем мире.

- взаимной поддержки, дополнения и выгоды для обеспечения синергизма в различных странах, сообществах и среди отдельных людей.

- использования местных ресурсов и уничтожения культур коренных народов в менее развитых странах в интересах нескольких развитых стран.

- создания ценностей и повышения эффективности посредством вышеупомянутого глобального обмена и взаимной поддержки для удовлетворения местных потребностей и роста. Отсюда вероятны растущее неравенство и конфликты между областями и культурами.

МОТ (Международная организация труда) поддерживает содействие международному взаимопониманию, сотрудничеству, гармонии и признанию культурного разнообразия между странами и регионами путем поощрения доминирующих культур и ценностей в некоторых передовых областях [14], а также содействие многосторонним связям и взаимодействиям, а также поощрение многокультурного вклада на разных уровнях страны. Очевидно, что управление и контроль воздействия глобализации связаны с некоторыми сложными макро- и международными проблемами, которые могут выходить далеко за рамки данной статьи.

Рост бедности в мире - самое трагическое явление в эту эпоху изобилия. Это является при-

чиной маргинализации и исключения все более крупных групп населения мира и, в частности, затрагивает детей, молодежь и женщин. Как следствие, мы видим развитие культур бедности и маргинализации, которые вовлекают одних и тех же людей в круговорот нищеты и усиливают их изоляцию.

Но это неравенство в отношении знаний является одной из самых больших проблем наших обществ. Традиционное сырье и не возобновляемые природные ресурсы, находящиеся под угрозой исчезновения, больше не занимают важнейшего места в процессе производства и разработки. Именно знания сами по себе стали одним из ключевых ресурсов экономического роста. Таким образом, мы видим, что на сцене появляется новая категория работников - «работники умственного труда». Без знания вы подвергаетесь маргинализации и исключению из прогресса, но вывод звучит следующим образом: «Чем выше уровень образования и профессиональной подготовки населения страны, тем больше у страны шансов использовать возможности и минимизировать социальные издержки технологических изменений и перехода к более открытой экономике» [15].

Образование было объявлено неотъемлемой частью прав человека: «Оно должно быть бесплатным и обязательным в отношении базового, начального обучения. Профессионально-техническое обучение должно быть широко доступным, и доступ к высшему образованию должен быть одинаково доступным для всех на основе их заслуг» [16]. Образование также является движущей силой экономического роста и развития человека лидерских качеств и лидерской культуры. Применение политики обязательного базового образования для всех и инвестиции в качественное обучение означают, что правительства и эксперты смогли измерить воздействие образования на население и общество в целом. Это влияние можно увидеть в улучшении здоровья, снижении темпов демографического роста, снижении детской смертности и увеличении ожидаемой продолжительности жизни. Образование также означает, что население осознает свои права и обязанности как граждан и, таким образом, может принимать активное участие в создании и управлении жизнью в своих общинах.

Согласно исследованиям, проведенным как ЮНЕСКО, так и ПРООН (Программа развития Организации Объединённых Наций), мировой экономический кризис, который доминировал в восьмидесятые годы, распространялся в силу ограничений, навязанных экономической глобализацией. Было также отмечено, что «процесс перестройки и социальной перестройки, который происходил в большинстве стран и все еще происходит в некоторых из них, оказал длительное воздействие на национальную политику за счет образования» [17]. Сектор образования еще не получил право пользоваться специальным режимом или быть освобожденным от применения политики, ограничивающей государственные расходы в целом.

В данной работе предпринята попытка подчеркнуть тот факт, что экономическая политика в большинстве стран мира редко рассматривает образование в качестве инвестиций в будущее или в качестве ключа к развитию, а тем более в качестве основного права человека. Последствия этой политики на всех уровнях систем образования в мире, за исключением нескольких промышленно развитых стран, ощущаются очень остро. Такие последствия включают ухудшение условий обучения; недостаточное количество школьных заведений и увеличение числа учащихся в классе, особенно в развивающихся странах, где наблюдается значительный демографический рост; потеря качества обучения часто из-за недостаточного уровня квалификации учителя и материальных условий, в которых они реализовываются в своей профессии; и, наконец, потеря актуальности самих образовательных программ. Но все еще остается много нерешенных вопросов, таких как:

- что такое образование для 21-го века? Современный кризис в традиционных системах образования является лишь синдромом общества, претерпевающего глубокие изменения. Его политические, экономические и культурные институты, а также ценности, например, развитие лидерских качеств, и символы, лежащие в основе этих институтов, стали неработоспособными и устарели в своей регулирующей и интегрирующей функции, касающейся одних и тех же отдельных членов рассматриваемого общества.

- как образование может реагировать на проблемы растущей бедности, безработицы и отчуждения в мире, а также на проблемы нетерпимости и насилия, которые затрагивают все образовательные сообщества и даже существуют в самих образовательных учреждениях?

- как образование может отвечать потребностям многокультурного общества, которое в силу культурного и этнического разнообразия людей этого общества требует признания этого разнообразия и собственных особых потребностей людей и в то же время способствует их социальной и экономической интеграции в лидерскую культуру общества?

- как можно согласовать тенденции к глобализации, стандартизации и гомогенизации культурных моделей? И как мы можем примирить растущие требования к культурному разнообразию, которое в их наиболее экстремальной

форме можно рассматривать как отказ от идентичности, насильственное неприятие другого и фундаментализм всех видов?

В своем новом облике непрерывное профессиональное образование рассматривается как явление, выходящее далеко за рамки того, что уже практикуется, особенно в развитых странах, а именно курсы повышения квалификации и переподготовки для студентов, программы переподготовки или повышения квалификации для взрослых. Данный вид образования должен открыть возможности для обучения для всех, для реализации многих различных целей - предлагая второй или третий шанс, удовлетворяя жажду знаний, красоты или желания превзойти себя, укрепляя желание стать лидером или делая возможным расширение и углубление строго профессиональных форм обучения, в том числе практических занятий [18].

23.01.2019

Список литературы:

1. Асташова, Г.В. Интеграционные процессы в иноязычной профессиональной подготовке успешного специалиста / Г.В. Аста-шова, Н.В. Дёрина, Т.А. Савинова, Т.Ю. Залавина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - №2. - С. 9-20.

2. Арыстанбекова, А.Х. Глобализация / А.Х. Арыстанбекова. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - 280 с.

3. Бауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества / З. Бауман. - Москва, 2004. - 450 с.

4. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М., 2004. - 209 с.

5. Иванова, З.И. Сущность глобализации в рамках глобализационной парадигмы / З.И. Иванова // Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности: Сб. науч. тр. - Саратов, 2006. - С. 57-64.

6. Орехова, Т.Ф. О некоторых проблемах современного образования и возможностях их разрешения / Т.Ф. Орехова, Т.В. Кру-жилина // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2017. - №1(1). - С. 37-44.

7. Оринина, Л.В. Методологический аспект изучения феномена коммуникативной компетентности студентов вуза / Л.В. Оринина, И.В. Кашуба // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2018. - №2(3). - С. 11-16.

8. Савва, Л.И. Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа / Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко, К.Е. Шахмаева // Перспективы науки и образования. - 2018. - №6(36). - С. 56-64.

9. Савва, Л.И. Межличностное познание в системе подготовки будущего учителя / Л.И. Савва. - Магнитогорск: МАГУ, 2001. -246 с.

10. Якунина, Е.К. Развитие информационно-технологического потенциала преподавателей вуза в процессе корпоративного обучения / Е.К. Якунина, Н.В. Дёрина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - С. 428-432.

11. Altbach, P.G. Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century. Contributions to the Study of Education No. 77. / P. G. Altbach. - Connecticut: Greenwood Press, 1999. - 201 p.

12. Argyris, C. Action science / C. Argyris, R. Putnam, D.M. Smith. - San Francisco: Jossey-Bass 3, 1985.

13. Ayyar, R.V.V. Educational policy planning and globalisation / R.V.V. Ayyar // International Journal of Educational Development. -1996. - No. 16(4). - Pp. 347-354.

14. Bendit, R. Integration and Segregatio of Young People in a Changing World / R. Bendit, W. Gaiser // Prospects. -1995. - Vol. XXV. -No.3, Sept.

15. Brown, P. Education, globalization, and economic development / P. Brown, H. Lauder // Journal of Education Policy. - 1996. -No. 11(1). - Pp. 1-25.

16. Brown, T. Challenging globalization as discourse and phenomenon / T. Brown // International Journal of Lifelong Education. -1999. - No. 18(1). - Pp. 3-17.

17. Cheng, Y.C. A CMI-Triplization Paradigm for Reforming Education in the New Millennium / Y.C. Cheng // International Journal of Educational Management. - 2000. - No. 14(4). - Pp. 156-174.

18. Cheng, Y.C. Economic Considerations in Education Policy Making: A Simplified Framework / Y.C. Cheng, K.H. Ng, M.M.C. Mok // International Journal of Educational Management. - 2002. - No. 16(1). - Pp. 18-39.

References:

1. Astashova G.V., Dyorina N.V., Savinova T.A., Zalavina T.YU. Integration processes in foreign language training of a successful specialist.

Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 2, pp. 9-20.

2. Arystanbekova A.Kh. Globalizatsiya [Globalization]. Almaty: Dayk-Press, 2007, 280p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bauman Z. Globalizatsiya: posledstviya dlya cheloveka i ob.shche.stva [Globalization: consequences for people and society]. Moskva, 2004, 450 p.

4. Giddens E. Uskol'zayushchiy mir: kak globalizatsiya menyayet nashu zhizn' [The elusive world: how globalization is changing our lives], M., 2004, 209 p.

5. Ivanova Z.I. The essence of globalization in the framework of the globalization paradigm. Gumanitarnyye nauki, kul'tura i obrazovaniye: aktual'nyyeproblemy sovremennosti: Sb, nauch, tr, [Humanities, Culture and Education: Actual Problems ofthe Present: Sat. scientific papers]. Saratov, 2006, pp.57-64.

6. Orekhova T. F., Kruzhilina T. V. About some problems of modern education and the possibilities of their solution. Gumanitarno-pedagogicheskiye issledovaniya [Humanitarian-pedagogical research], 2017, no. 1(1), pp. 37-44.

7. Orinina L. V., Kashuba I. V. The methodological aspect of the study of the phenomenon of communicative competence of university students . Gumanitarno-pedagogicheskiye issledovaniya [Humanitarian-pedagogical research], 2018, no. 2(3), pp. 11-16.

8. Savva L.I., Gasanenko Ye.A., Shakhmayeva K.Ye. Readiness of technical university students for teamwork as the basis of a professional image. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects for science and education], 2018, no. 6 (36), pp. 56-64.

9. Savva L.I. Mezhlichnostnoye poznaniye v sisteme podgotovki budushchego uchitelya [Interpersonal knowledge in the training system of the future teacher], Magnitogorsk: MAGU, 2001, 246 p.

10. Yakunina Ye. K., Dyorina N. V. Development of information and technological potential of university teachers in the process of corporate training. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 63-1, pp. 428-432.

11. Altbach P. G. Private Prometheus: Private Higher Education and Development in the 21st Century, Contributions to the Study of Education No, 77, Connecticut: Greenwood Press, 1999, 201p.

12. Argyris C., Putnam R., Smith D.M. Action science. San Francisco: Jossey-Bass 3, 1985.

13. Ayyar R. V. V. Educational policy planning and globalisation. International Journal of Educational Development, 1996, no.16(4), pp. 347354.

14. Bendit R., Gaiser W. Integration and Segregatio of Young People in a Changing World. Prospects, vol. xxv, no.3, Sept. 1995.

15. Brown P., Lauder H. Education, globalization, and economic development. Journal of Education Policy, 1996, no.11(1), pp. 1-25.

16. Brown T. Challenging globalization as discourse and phenomenon. International Journal of Lifelong Education, 1999, no. 18(1), pp. 3-17.

17. Cheng Y.C. A CMI-Triplization Paradigm for Reforming Education in the New Millennium. International Journal of Educational Management, 2000, no. 14(4), pp. 156-174.

18. Cheng Y.C., Ng K.H., Mok M.M.C. Economic Considerations in Education Policy Making: A Simplified Framework. International Journal of Educational Management, 2002, no.16(1), pp. 18-39.

Сведения об авторах:

Савва Любовь Ивановна, профессор кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Дёрина Наталья Владимировна, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected]

455000 Россия, г Магнитогорск, пр. Ленина, 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.