УДК 37.018.57(430) ББК Ч404(4Гем)
ГРНТИ 14.01.11
Код ВАК 13.00.01
Плешакова Анастасия Юрьевна,
кандидат педагогических наук, начальник управления международной деятельности, доцент кафедры управления персоналом, Уральский государственный горный университет; 620144, г. Екатеринбург, пер. Университетский, 7, 4 уч. зд., к. 4509; e-mail: [email protected].
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дуальная система образования; условия функционирования; тенденции развития; перспективы развития; заимствование опыта.
АННОТАЦИЯ. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в изучении перспектив развития дуальной системы образования ФРГ в условиях глобализации для определения возможностей ее заимствования образовательными системами других стран. Цель работы состоит в исследовании перспектив развития дуальной системы образования ФРГ на основе анализа современных англо- и немецкоязычных источников и экспертных оценок. В основу методологии исследования положен сравнительный анализ иноязычных научных текстов, включенное наблюдение автора как участника Конгресса по профессиональному образованию 2018 г. в г. Берлине, проводимого Федеральным институтом профессионального образования ФРГ, а также экспертный опрос с использованием открытых и закрытых вопросов, дополненный методом контент-анализа материалов. Исследование обобщает опыт реализации дуальной системы образования ФРГ и систематизирует перспективы его развития в условиях глобализации в области совершенствования законодательных и экономических механизмов, перехода к раннему профориентированию, коррекции организационно-методического обеспечения, ориентации на новые профессии и компетенции. Материалы статьи могут быть полезны в плане практического применения для системы профессионального образования ФРГ при формировании механизмов реагирования на глобализационные изменения, а также могут быть использованы применительно к системам профессионального образования других стран, стремящихся заимствовать опыт дуального образования ФРГ, для понимания условий эффективного функционирования аналогичной образовательной модели.
Pleshakova Anastasiya Yur'yevna,
Candidate of pedagogy, Head of the International Activities Office, Associate Professor of Department of Staff Management, Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia.
PROSPECTS OF THE GERMAN DUAL SYSTEM OF EDUCATION IN THE SITUATION OF GLOBALIZATION
KEYWORDS: dual system of education; conditions of functioning; development tendencies; prospects of development; borrowing experience.
ABSTRACT. The urgency of the problem is substantiated by the need to study the German dual system of education to determine the possibilities of its borrowing by other countries in the context of globalization of educational space. The aim of the article is to study the prospects of the German dual system development on the basis of analysis of contemporary English and German language sources and expert assessments. The research methodology is based on a comparative analysis of foreign-language scientific papers, including the author's observations as a participant of the BIBB Congress in Berlin "VET of tomorrow — experience innovations", as well as experts' survey with the help of open-ended and closed-ended questions, supplemented by the method of content analysis of materials. The article summarizes the experience of implementation of the German dual system of education and systematizes its development prospects in the context of globalization in the field of improvement of legislative and economic mechanisms, transition to early career guidance, correction of organizational and methodological support, and orientation towards new professions and competences. The materials of the article can be useful to the German system of professional education for the formation of response mechanisms to global changes. They can be also used in relation to the systems of professional education of other countries trying to borrow the German experience of dual education to understand the conditions for effective functioning of a similar educational model.
Н
ачало нового тысячелетия и Четвертая индустриальная революция ознаменовались для образовательных систем многих стран мира кризисом в осмыслении накопленного опыта и определении траекторий развития [24]. Цифровиза-ция экономики и труда, изменения, произошедшие благодаря технологическим но-
вациям производства, тенденции демографических показателей и миграционные потоки последних десяти лет стимулировали потребность в изменении и развитии мировых систем профессионального образования. Эти обстоятельства актуализировали научную проблему изучения современных стратегий и обновляющихся парадигм об-
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00695А «Условия и перспективы заимствования элементов немецкой дуальной формы образования в профессиональное образование РФ». © Плешакова А. Ю., 2018
разования, идентичности образовательных систем в условиях глобализации, места человека и изменения его компетенций в тех-нологизированном мире.
Система профессионального образования Германии, как и других стран, впервые за сто пятьдесят лет со времен индустриализации одномоментно столкнулась с таким количеством глобальных вызовов. С одной стороны, глобализация и универсализация образовательного пространства, с другой стороны, регионализация, выражающаяся в стремлении сохранить свой индивидуальный, национальный образовательный продукт, актуализировали потребность в анализе и оценке рисков, угрожающих стабильности и эффективности дуальной системы профессионального образования, и в определении основных тенденций ее развития.
Актуальность исследования тенденций и перспектив развития дуальной системы образования ФРГ обусловлена необходимостью переосмысления функционирования данной образовательной модели с целью своевременной реакции профессионального образования ФРГ на вызовы глобализации и определения возможностей трансляции опыта образовательным системам других стран. Важно обратить внимание на практический аспект развития дуальной системы образования — опыт, полученный в условиях происходящей глобализации, повлекшей за собой изменения в дуальной системе образования.
Основные дискуссии конца XX в. вокруг дуального образования ФРГ были направлены на уточнение баланса интересов государства и работодателей; экономическую рентабельность профессионального обучения на предприятиях; повышение эффективности взаимодействия профессиональной школы и предприятий. Эти дискуссии инициировались многими немецкими исследователями [11; 18; 22; 23].
В настоящее время активные исследования в области профессионального образования, направленные на выявление проблемных и спорных моментов, на разработку возможных траекторий развития и на поиск эффективных механизмов формирования образовательных моделей современного образца [25], проводятся Федеральным институтом профессионального образования (BIBB) ФРГ. Ученые института осуществляют мониторинг системы профессионального образования Германии, уделяя внимание проблемам профессиональных компетенций и оптимальных условий труда [27], формирования привлекательности профессионального образования для молодежи [19], перспектив и стремлений моло-
дого поколения [21], адаптации беженцев и мигрантов [17].
Дуальная система образования вызывает научный интерес не только у немецких исследователей. Западные исследователи проводят сравнительные исследования мировых систем профессионального образования, определяя механизмы реакции образования на вызовы в виде экономических изменений и новых социальных реалий, в которых оказывается человек [13; 20].
Советские и российские исследователи посвящали свои труды анализу дуальной системы образования Германии и в разные периоды давали диаметрально противоположные оценки эффективности данной образовательной системы, то отвергая возможность использования дуальной системы в отечественном образовании [1; 5; 12], то, наоборот, признавая ее перспективной [2; 3; 4; 6; 9; 10]. В настоящее время в России широко инициируется внедрение дуальной формы в профессиональное образование, однако недостаточность законодательных актов и инициатив, регулирующих данный процесс, отсутствие социально-экономических механизмов в части налоговых преференций предприятиям и студентам-стипендиатам, несогласованная политика предприятий и профессиональных образовательных организаций, негарантированность трудоустройства выпускников, проблемы педагогического и методического обеспечения учебно-производственной деятельности студентов порождают проблемы внедрения дуальной системы образования.
Ведущим методом исследования проблемы развития дуальной системы образования явился сравнительный анализ англо-и немецкоязычных научных источников; при проведении эмпирического исследования использованы методы включенного наблюдения при непосредственном участии автора в работе Берлинского конгресса по профессиональному образованию, экспертного опроса и контент-анализа полученных данных.
Цель эмпирического исследования, проведенного на территории ФРГ в июне 2018 г., состояла в определении современных условий и факторов реализации дуальной системы образования для выявления тенденций и перспектив ее развития; базой исследования стал исследовательский институт ФРГ, занимающийся изучением профессионального образования, торгово-промышленные палаты и профессиональные школы земель Бавария, Гессен, Берлин. Всего в исследовании приняли участие 57 экспертов.
Для экспертов был разработан опросник, включающий открытые и закрытые
вопросы, раскрывающие проблемы обеспечения эффективности и перспектив развития дуального образования в условиях глобализации.
Дуальная система профессионального образования ФРГ давно стала образцом эффективности профессионального образования для других стран. Возникшая как продукт социального партнерства, представляющего собой тесное взаимодействие государства, работодателей, общественных организаций по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда, дуальная система была успешно реализована в профессиональном образовании Германии [28]. Именно контрактная основа дуальной системы образования, в рамках которой происходит обучение профессиям, востребованным рынком труда, позволила обеспечить почти 100-процентную занятость населения.
Конгресс по проблемам профессионального образования, проведенный Федеральным институтом профессионального образования ФРГ и прошедший в Берлине в июне 2018 г., поставил своей задачей определение основных точек дальнейшего развития профессионального образования страны [14]. Министр образования ФРГ А. Кар-лижек, выступая на конгрессе, отметила, что дуальная система образования является настоящим символом государства, и в подтверждение этого привела статистику, согласно которой в 2017 г. было заключено более 500 000 контрактов предприятий со студентами на обучение [14].
Именно дуальная система образования стимулировала подъем общего уровня образования населения. Данные о росте числа образованного населения свидетельствуют о важности дуальной системы образования для становления ФРГ как государства: в 1976 г. 38% населения не имели профессионального или высшего образования, в 2013 г. данный показатель сократился до 15% [14].
Однако эксперты при столь оптимистичной статистике отмечают рост популярности высшего образования, начавшийся после 2005 г., когда все больше молодежи предпочитает вуз профессиональной школе. Кроме того, число безработных, имеющих диплом профессиональной школы, на 2017 г. составляло 19%, причиной чему стало технологическое обновление производства и, как следствие, исчезновение устаревших профессий [15]. В связи с тенденциями модернизации производства под наибольшим ударом оказались профессионалы со средним уровнем квалификации. К тому же официальные данные подтверждают наличие на рынке труда более 100 тыс. чел., которые не имеют никаких
дипломов об образовании [15]. Демографические показатели ФРГ демонстрируют неутешительную картину, свидетельствуя о демографическом спаде: численность населения в 2015 г. составила 45,8 млн чел., а прогнозируемая численность на 2040 г. достигает только 42,1 млн чел. [14]. Такая демографическая наклонная создает катастрофические риски для обеспечения производств ФРГ квалифицированными сотрудниками и требует модернизации системы дуального образования в соответствии с требованиями изменяющегося рынка труда.
Анализ демографической ситуации в России констатирует проблемную ситуацию с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров — к концу 2000-х гг. структура населения РФ приобрела отчетливые регрессивные черты: ежегодная убыль трудоспособных возрастов городского населения возросла с 0,2 до 0,9%; средний возраст российского рабочего — 53—54 года [8]. По данным ООН, наша страна переходит к демографической старости, где доля пожилых более 7%, преобладает старение «снизу» за счет быстрого снижения численности детей, а диспропорция полов резко возрастает в возрасте старше 40 лет [29]. Социально-демографическая ситуация в РФ, так же как и в ФРГ, указывает на необходимость поиска эффективных моделей подготовки высококвалифицированных кадров, одной из которых для России может стать дуальная система.
Дуальная система образования стала для ФРГ поставщиком высококвалифицированных рабочих именно благодаря своему уникальному сочетанию практики и теории. Специфика обучения профессии в ней заключается в содержании учебного плана, нагрузке и количестве практических занятий, а также в регламенте проведения экзаменов, в которых выдерживается следующее соотношение заданий: 30% — теория, 70% — практика. Образовательный процесс построен таким образом, что в среднем 1,5 дня в неделю посвящено теоретическим занятиям, а 3,5 дня — практике. При этом качественной характеристикой такого сочетания является синтез производственной деятельности и теоретических основ будущей профессии, где теория и практика связаны тематически и преемственны в подходах. Заметим, что такое количественное соотношение теории и практики не характерно ни для одной из моделей профессионального образования, существующих в других странах.
К примеру, в России, согласно ФГОС, в программах бакалавриата соотношение теоретических и практических занятий — 40 к 60 (аудиторные занятия), а доля прак-
тики на предприятии составляет около 20% (в прикладном бакалавриате незначительно выше) от количества часов программы, причем реальное содержание практики на предприятии может быть абсолютно не связано с содержанием обучения [7].
Другим существенным признаком дуальной системы образования ФРГ является механизм вхождения студента в образовательную и профессиональную среду. Главным для студента ФРГ при выборе профессии и профессиональной школы является определение предприятия, заключающего с ним контракт и направляющего на обучение, поскольку это предприятие является его будущим работодателем. Несмотря на то, что это направление всегда будет по той специальности, которая необходима предприятию, механизм такого выбора приемлем для студента, поскольку гарантирует трудоустройство, снижает риски неуспешной профессиональной адаптации и уже на стадии обучения формирует у студента лояльность к месту работы. В практике же большинства других стран, в том числе и России, будущий студент приходит в профессиональную школу или профессиональную образовательную организацию, изначально ориентируясь на свои предпочтения в профессии, и по окончании обучения пытается трудоустроиться самостоятельно с рисками последующей адаптации. Результаты нашего исследования показали, что, по оценкам экспертов, для студентов профессиональных школ ФРГ возможность гарантированного трудоустройства и возможность получать стипендию, размер которой позволяет покрывать основные расходы по жизнеобеспечению, являются наиболее эффективными мотиваторами при выборе формы профессионального образования.
Вопрос осмысленного выбора студентами профессии обсуждается в ФРГ в контексте концепции «long-life learning», которая активно развивается многими мировыми образовательными системами. В выступлении А. Карлижек на конгрессе была обозначена важность подготовки школьников к вступлению в профессиональное сообщество и проведения профессиональной ориентации еще в начальной школе, что влечет за собой опережающую подготовку квалифицированных преподавателей новых профессий с использованием новейшего оборудования [14].
Со своей стороны Министерство труда ФРГ поддерживает Министерство образования ФРГ в реализации деятельности, направленной на повышение качества профессионального образования: профессиональная ориентация в школах, расширение возможностей онлайн- и офлайн-обучения, информирование о возможностях профессиональ-
ного образования в каждом регионе с получением обратной связи, проведение проф-ориентационных семинаров силами волонтеров, информация о возможностях для мигрантов, организация курсов для переквалификации, что способствовало бы более тесному контакту работодателей и потенциальных работников [16]. Министерство труда подтверждает, что наиболее важными аспектами для молодежи при выборе траектории образования являются перспектива профессиональной деятельности и защищенность.
Представителем Министерства труда ФРГ на конгрессе была поставлена задача привлечения молодежи к получению профессионального образования [16]. В выступлении говорилось о необходимости критически оценить потребности предприятий и потребности молодежи ФРГ, поскольку новому поколению в условиях экономической нестабильности свойственно сомневаться и искать возможные альтернативы высшему образованию. Отмечалось, что постепенно растет процент тех молодых людей, которые предпочитают профессиональное образование, и причины привлекательности дуальной системы образования очевидны: финансовых затрат на обучение меньше, стипендия и трудоустройство гарантированы, социальный статус обеспечен. Дополнительным бонусом для студентов является возможность продолжить обучение, повысить и расширить квалификацию, будучи уже сотрудником предприятия. Кратковременные стажировки и обучение в рамках европейских программ мобильности, таких как, например, «Леонардо», практикуются на предприятиях, нацеленных на привлечение и удержание молодых кадров. Еще для повышения качества подготовки предприятиям, участвующим в комиссиях по приему экзаменов, предлагается привносить в обучение свой современный практический опыт, обновлять требования и быть готовыми к реализации современного тренда в образовании — процессного обучения.
Одним из действенных факторов влияния на эффективность дуальной системы образования в Германии являются общественно-экономические механизмы [15]. Среди основных общественно-экономических механизмов поддержания функционирования и обеспечения эффективности дуального образования эксперты выделили следующие: государственное финансирование профессиональной школы; экономические инструменты, стимулирующие участие предприятий в дуальном образовании; выплата стипендий студентам, привлечение торгово-промышленных палат и других общественных организаций к участию в дуальном образовании; гарантированное трудоустройст-
во студентов после окончания обучения в школе. В России проблема общественно-экономического регулирования профессионального образования находится в стадии разработки и обсуждается в рамках дискуссии о законодательном регулировании системы, экономических инструментов, создании механизмов сетевого взаимодействия.
Другой актуальной проблемой для дуального образования ФРГ стала цифровиза-ция производства, сделавшая значительный рывок в период с 2013 по 2016 г., когда существенно выросло количество сегментов производства с роботизацией [14]. Дискуссии, идущие по всему миру и посвященные этому катализатору изменений в области образования и рынка труда, затрагивают вопросы появления новых профессий и постепенного исчезновения старых. Поэтому экспертами актуализируется вопрос описания новых профессий: требуется не просто изменение и внесение дополнений в старые регламенты, а создание новых квалификационных требований, разработка так называемых «гибридных» компетенций, которые лягут в основу новых профессий [14]. «Естественное обновление профессий неизбежно в условиях компьютеризации и роботизации производства, но открытым остается вопрос, кто будет обучать новым профессиям на новейшем оборудовании?» — задает вопрос Ариана Рейнхарт, представитель Министерства труда ФРГ [14]. Действительно, цифра — это новый способ кооперации мира знаний и образовательного пространства и возможность изменяться вместе с новым знанием. Поэтому экспертами ставится вопрос обучения новейшим технологиям, для чего необходимо обновление программ в профессиональных школах и повышение квалификации людей, уже работающих в этой области. «Исследования проблем профессионального образования ФРГ фиксируют, что люди ручного труда не готовы обучаться в полной мере, и ставится вопрос о мотивации работников к обучению и расширению квалификации. Статистика показывает, что молодежь обучается быстро, но уже переучиваются медленно. Затраты на переучивание 20% безработных, согласно данным, могут составить 1 миллиард. Подобная финансовая нагрузка в условиях мирового экономического кризиса становится не под силу государству. Население должно выступить соинвестором этого процесса», — заявляет профессор Людгер Во-бман, директор Информационного центра экономики образования [14]. Осознавая эту проблему, Министерство труда ФРГ предлагает не просто вести разъяснительную работу о возможностях образования, но обозначать конкретную профессиональную пер-
спективу для каждого человека. А вовлечение инвалидов, безработных и незащищенных слоев общества в процесс непрерывного образования должно быть поддержано государством в продолжение традиций «социального» государства, которым по праву всегда считалась ФРГ.
Из этой проблемы, как замечают эксперты, логично вытекает необходимость создания межрегиональных образовательных центров для педагогов. «Проблема отсутствия квалифицированных преподавательских кадров признана давно. Нужны преподаватели и мастера, но преподаватели должны иметь опыт на практике, а мастера — педагогический опыт. Важно производить постоянный обмен знаниями между мастерами и преподавателями», — отмечает профессор Фальк Хове в своем выступлении, посвященном компетенциям преподавателей в системе дуального образования [14]. В связи с этим предлагается создание сетей по обмену информацией на базе образовательных центров при торгово-промышленных палатах, в которых мотивацией для преподавателей и мастеров была бы реальная возможность карьеры, ощутимая и конкретная профессиональная перспектива, развитие профессиональной мобильности и гибкости. Открытым при этом, как было отмечено профессором Фальком Хове, остается вопрос, кто будет финансировать и организовывать подобные центры [14].
Эти вопросы, возникающие в условиях неопределенности, когда профессиональная деятельность качественно изменяется, затрудняют предвидение конкретного будущего в развитии рынка труда и производства. Вместе с тем эксперты полагают, что потребности предприятий в высококвалифицированных профессионалах возможно удовлетворить путем ликвидации асимметрии между крупным и малым бизнесом в вопросах организации образования. Это объясняется тем, что в настоящее время стоимость обучения одного студента в дуальной системе оценивается на сумму около ста тысяч евро за весь период обучения, поэтому благодаря высокому уровню издержек крупные предприятия заключают больше контрактов на обучение, а малый бизнес вынужден сокращать вложения. Эту проблему в ФРГ планируется решать на уровне федеральной и региональной властей, которые должны осуществлять законодательную, экономическую поддержку, а также обеспечивать информационное сопровождение малого бизнеса в вопросах участия в дуальной системе образования.
Касающиеся области технологий и производственного оборудования изменения, скорость которых увеличивается в геометри-
ческой прогрессии, требуют осмысления сущности понятия профессии, в котором понятие «работа» закономерно заменяется на понятие «деятельность», а список необходимых базовых и профессиональных компетенций существенно изменяется. Знания в области математики, биологии, компьютерных технологий, социальных наук, критическое мышление, креативность, по мнению министра образования ФРГ, должны воплотиться в трансвиртуальных компетенциях и таких личностных качествах обучающихся, как способность учиться всю жизнь, коллаборатив-ность, социальная ответственность [14]. Это мнение совпадает с позицией опрошенных нами экспертов, отметивших, что успешному обучению в дуальной системе способствуют такие качества личности студента, как амбициозность — 78%, готовность и открытость к знаниям и любознательность, заинтересованность и мотивированность — 78%, ответственность — 70%, стойкость и надежность — 61%, технический склад ума и структурированное мышление — 53%.
«Важно не просто желание и умение учиться, для этого нужны базовые навыки, нужна когнитивная готовность. Философия стратегии ставит на первое место человека и его личностные качества, и только на второе место сам процесс образования», — отмечает президент BIBB, профессор Фридрих Хуберт Эссер [14]. Поэтому разрабатываемая министерством образования ФРГ стратегия по развитию профессионального образования предполагает расширение образовательных возможностей для граждан, стимулирование процесса повышения квалификации граждан, основой которой является базовое образование.
Задачи, намеченные в стратегии развития профессионального образования ФРГ до 2025 г. и получившие широкий резонанс при обсуждении на Берлинском конгрессе 2018 г., состоят в следующем [14]:
- преодоление проблем демографического кризиса в формировании политики образования и подготовки кадров для современного рынка труда;
- модернизация профессионального образования в связи с цифровизацией и роботизацией экономики и производства;
- использование форм ранней профориентации для улучшения адаптации сту-
дентов при переходе от общего образования к профессиональному;
- повышение эффективности организационно-методического обеспечения дуального обучения: обновление учебных планов, изменение содержания практики, гибкость и индивидуализация в обучении;
- максимальное вовлечение студентов в работу предприятий для формирования лояльности к нему и ощущения своей значимости в нем;
- использование законодательных, экономических и информационных инструментов в ликвидации асимметрии крупного и малого бизнеса в участии в дуальной системе образования;
- предоставление возможностей беженцам и лицам из числа мигрантов включения в систему профессионального образования ФРГ;
- борьба с социальным неравенством, предоставление помощи семьям с низкой социальной ответственностью.
Таким образом, дискуссии, касающиеся дуальной системы образования, сменили проблематику с актуальных для последних двух десятилетий вопросов о сочетании интересов государства и работодателей, законодательном обеспечении системы, об экономическом регулировании деятельности субъектов образования, о взаимодействии профессиональной школы и предприятий на рассмотрение устойчивости дуальной системы ФРГ в глобализирующемся мире, демографического спада и повышения привлекательности профессионального образования, цифровизации теоретического обучения и практики. Поэтому изучение вопросов заимствования дуальной системы образования Германии или внедрения ее элементов в образовательные системы других стран с учетом опыта, накопленного ФРГ в области законодательного и экономического регулирования дуальной системы и участия работодателей в ней, формирования готовности педагогических кадров, организационно-методического обеспечения необходимо сочетать с исследованием проблем идентичности региональных образовательных систем в условиях интернационализации и глобализации, влияющих на усиление или разрушение образовательной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гатин Р. Г. Общеобразовательная и профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в ГДР и ФРГ в 70—80 гг. XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 1988. — 19 с.
2. Есенина Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf.
3. Кларин В. М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / / Инновационное движение в российском школьном образовании. — М., 1997. — 337 с.
4. Корнеева Л. И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1994. — 19 с.
5. Пискунов А. И. Теория и практика трудовой школы Германии (до Веймарской республики). — М., 1963. — 286 с.
6. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unn.ra/pages/e-library/vestnik_soc/l8li5942_20i3_4(32)_unicode/
i5.pdf.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgos.ru/.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru/ wps /wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/population/demography/.
9. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (опыт ФРГ и России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-dualnoj-formy-professionalnogo-obrazovanija.html.
10. Федотова О. Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ, конец 19 века — 90-е гг. 20 века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-pedagogiki-germanii-i-frg-konec-xix-veka-90-e.html.
11. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику : учеб. пособие. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 288 (419) с.
12. Яркина Т. Ф. Критика идейных позиций буржуазной педагогики и школы в ФРГ. — М. : Высшая школа, 1976.
13. Allen M. Brief history and description of the National Innovative System in Germany [Electronic resource]. — Mode of access: www.researchgate.net/profile/Matthew_Allen6/publication/307938035_The_ National_Innovation_System_in_Germany/links/5af164efaca272bf4255b7d6/The-National-Innovation-System-in-Germany.pdf?origin=publication_detail (date of access: 05.07.2018).
14. BIBB Online documentation of the BIBB Congress [Electronic resource]. — Mode of access: https://kon gress2018.bibb.de/en/?s= (date of access: 21.07.2018).
15. Ebner Ch., Uhly A. Entstehung und Merkmale des dualen Ausbildungssystems [Electronic resource]. — Mode of access: www.bpb.de/gesellschaft/bildung/zukunft-bildung/230376/duale-ausbildung (date of access: 21.07.2018).
16. Engelmann D. Vocational orientation and vocational guidance today — challenges in times of societal change and of fundamental shifts on the labour market [Electronic resource]. — Mode of access: https: //kongress2018.bibb.de/en/congress/forum-iv-school-and-then-what/ (date of access: 22.07.2018).
17. Gei J., Matthes S. Refugees on their way into training — what support do they want? [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/66615.php (date of access: 01.08.2018).
18. Greinert W. D. Orhanisationsmodelle und Lernkonzepte in der beruflichen Bildung. — Stuttgart, 2001.
19. Hemkes B., Wiesner K.-M. Higher education doubters and their view of vocational education and training. Results of a student survey [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/49203.php (date of access: 18.07.2018).
20. Kinti I., Hayward G. Developing Skills for collaborative, relational research in Higher Education: a cultural historical analysis // Pedagogy in Higher Education: A Cultural Historical Approach. Cambridge / G. Wells, A. Edwards (eds). —Cambridge Univ. Pr., 2012.
21. Krewerth A., Eberhard V., Gei J. Orientation in the vocational training jungle [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/22480.php (date of access: 03.08.2018).
22. Kuebert F. "Bidungseinheit" und Systemtransformation. Beitraege zur bildungspolitischen Entwick lungwn in den neuen Bundeslaendem und im oestlichen Europa. — Berlin, 1999.
23. Lipsmeier A Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren. Eine kritische Bestandsaufhahme fur 80er Jahre. — Wiesbaden : Steiner, 1983. — (Zeitschrif fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik / Beiheft ; 4).
24. Mulder M. Competence-based vocational and professional education. — Springer Int. Publ., 2017.
25. Padur T., Zinke G. Digitalisation of the world of work — perspectives and challenges facing vocational education and training 4.0 [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/36985.php (date of access: 04.08.2018).
26. Sell S., Schultheis K. Hintergrund: Berufliche Bildunghttp [Electronic resource]. — Mode of access: www.bpb.de/politik/innenpolitik/arbeitsmarktpolitik/187848/hintergrund-berufliche-bildung (date of access: 18.07.2018).
27. Thomann B., Mouillour I. From a special case to a model that is in demand — what makes dual VET attractive abroad? [Electronic resource]. — Mode of access: https: / /www.bibb.de/en/22750.php (date of access: 21.07.2018).
28. WoBmann L. Public-Private Partnerships in Schooling: CrossCountry Evidence on their Effectiveness in Providing Cognitive Skills. Program on Education Policy and Governance, Research Paper PEPG 05-09. — Cambridge, MA : Harvard Univ., 2005.
29. World demographic trends. Report of the UN General Secretary [Electronic resource]. — Mode of access: https://undocs.org/en/E/CN.9/2014/3 (date of access: 27.07.2018).
REFERENCES
1. Gatin R. G. Obshcheobrazovatel'naya i professional'naya podgotovka kvalifitsirovannykh rabochikh v GDR i FRG v 70—80 gg. XX veka : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Kazan', 1988. — 19 s.
2. Esenina E. Yu. Chto takoe dual'naya sistema obucheniya? [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf.
3. Klarin V. M. Pedagogicheskie tekhnologii i innovatsionnye tendentsii v sovremennom obrazovanii (zarubezhnyy opyt) / / Innovatsionnoe dvizhenie v rossiyskom shkol'nom obrazovanii. — M., 1997. — 337 s.
4. Korneeva L. I. Pedagogicheskie osobennosti deyatel'nosti i podgotovki obuchayushchego personala v dual'noy sisteme professional'nogo obrazovaniya FRG : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Ekaterinburg, 1994. — 19 s.
5. Piskunov A. I. Teoriya i praktika trudovoy shkoly Germanii (do Veymarskoy respubliki). — M., 1963. — 286 s.
6. Solov'eva S. V. Dual'naya sistema professional'nogo obrazovaniya v Germanii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/l8li5942_20i3_4(32)_unicode/l5.pdf.
7. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgos.ru/.
8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.
9. Fedotova G. A. Razvitie dual'noy formy professional'nogo obrazovaniya (opyt FRG i Rossii) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-dualnoj-formy-professionalnogo-obrazovanija.html.
10. Fedotova O. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogiki Germanii i FRG, konets 19 veka — 90-e gg. 20 veka [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoretiko-metodologich eskie-osnovy-pedagogiki-germanii-i-frg-konec-xix-veka-90-e.html.
11. Shelten A. Vvedenie v professional'nuyu pedagogiku : ucheb. posobie. — Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1996. — 288 (419) s.
12. Yarkina T. F. Kritika ideynykh pozitsiy burzhuaznoy pedagogiki i shkoly v FRG. — M. : Vysshaya shkola, 1976.
13. Allen M. Brief history and description of the National Innovative System in Germany [Electronic resource]. — Mode of access: www.researchgate.net/profile/Matthew_Allen6/publication/307938035_The_ National_Innovation_System_in_Germany/links/5af164efaca272bf4255b7d6/The-National-Innovation-System-in-Germany.pdf?origin=publication_detail (date of access: 05.07.2018).
14. BIBB Online documentation of the BIBB Congress [Electronic resource]. — Mode of access: https:// kongress2018.bibb.de/en/?s= (date of access: 21.07.2018).
15. Ebner Ch., Uhly A. Entstehung und Merkmale des dualen Ausbildungssystems [Electronic resource]. — Mode of access: www.bpb.de/gesellschaft/bildung/zukunft-bildung/230376/duale-ausbildung (date of access: 21.07.2018).
16. Engelmann D. Vocational orientation and vocational guidance today — challenges in times of societal change and of fundamental shifts on the labour market [Electronic resource]. — Mode of access: https://kongress2018.bibb.de/en/congress/forum-iv-school-and-then-what/ (date of access: 22.07.2018).
17. Gei J., Matthes S. Refugees on their way into training — what support do they want? [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/66615.php (date of access: 01.08.2018).
18. Greinert W. D. Orhanisationsmodelle und Lernkonzepte in der beruflichen Bildung. — Stuttgart, 2001.
19. Hemkes B., Wiesner K.-M. Higher education doubters and their view of vocational education and training. Results of a student survey [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/49203.php (date of access: 18.07.2018).
20. Kinti I., Hayward G. Developing Skills for collaborative, relational research in Higher Education: a cultural historical analysis // Pedagogy in Higher Education: A Cultural Historical Approach. Cambridge / G. Wells, A. Edwards (eds). —Cambridge Univ. Pr., 2012.
21. Krewerth A., Eberhard V., Gei J. Orientation in the vocational training jungle [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/22480.php (date of access: 03.08.2018).
22. Kuebert F. "Bidungseinheit" und Systemtransformation. Beitraege zur bildungspolitischen Entwicklungwn in den neuen Bundeslaendem und im oestlichen Europa. — Berlin, 1999.
23. Lipsmeier A Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren. Eine kritische Bestandsaufhahme fur 80er Jahre. — Wiesbaden : Steiner, 1983. — (Zeitschrif fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik / Beiheft ; 4).
24. Mulder M. Competence-based vocational and professional education. — Springer Int. Publ., 2017.
25. Padur T., Zinke G. Digitalisation of the world of work — perspectives and challenges facing vocational education and training 4.0 [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/36985.php (date of access: 04.08.2018).
26. Sell S., Schultheis K. Hintergrund: Berufliche Bildunghttp [Electronic resource]. — Mode of access: www.bpb.de/politik/innenpolitik/arbeitsmarktpolitik/187848/hintergrund-berufliche-bildung (date of access: 18.07.2018).
27. Thomann B., Mouillour I. From a special case to a model that is in demand — what makes dual VET attractive abroad? [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.bibb.de/en/22750.php (date of access: 21.07.2018).
28. WoBmann L. Public-Private Partnerships in Schooling: CrossCountry Evidence on their Effectiveness in Providing Cognitive Skills. Program on Education Policy and Governance, Research Paper PEPG 05-09. — Cambridge, MA : Harvard Univ., 2005.
29. World demographic trends. Report of the UN General Secretary [Electronic resource]. — Mode of access: https://undocs.org/en/E/CN.9/2014/3 (date of access: 27.07.2018).