ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.1
Пригожина Кира Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 Центра гуманитарной подготовки Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Москва (Россия). E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация. Публикация посвящена обзору и анализу влияния современных глобализационных процессов на систему профессиональной подготовки.
Цели изложенной в статье работы - выявить основные проблемы, с которыми сталкивается образовательная сфера в связи с нарастающими тенденциями глобализации, и обозначить пути международного сотрудничества в области высшего образования.
Методология и методики. Основные методы исследования - проблемный и сравнительный анализ, эмпирическое наблюдение и систематизация данных. Методологической базой изучения рассматриваемых проблем послужили научные работы о теории интеграции, концепции глобального образования, культуре межнационального общения.
Результаты и научная новизна. Вскрыта сущность феномена глобализации. Описаны причины трансформации национальных систем образования под влиянием глобализационных процессов, проанализированы тенденции и сферы этого влияния. Обобщен мировой опыт решения возникающих проблем в связи с глобализацией рынка образовательных услуг и общим кризисом образования. Рассмотрены особенности развития профессионального обучения в ситуации взаимодействия культур и указаны формы и возможности международного сотрудничества в области высшего образования на основе интеграции национальных и международных достижений.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны исследователям, занимающимся изучением аспектов глобализации мирового экономического пространства, а также специалистам управления образованием при разработке стратегий развития образовательных структур и отдельных организаций.
Ключевые слова: глобализация; профессиональное образование; академическая мобильность; взаимодействие культур.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-39-50
Статья поступила в редакцию 03.07.2016.
Принята в печать 12.10.2016.
Kira B. Prigozhina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Humanitarian Training Office, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia). E-mail: kira.prigozhina@gmail. com
DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF WORLD INTEGRATION PROCESSES
Abstract. The present publication is devoted to overview and analysis of modern integration processes and their influence on educational system.
The aim of the publication is to reveal the main problems which the educational sphere in connection with the accruing globalization tendencies faces; to designate the ways of international cooperation in the field of the higher education.
Methods. The methods involve problem and comparative analysis, empirical observation, and data processing. Scientific works on the theory of integration, the concept of global education, culture of international communication have formed methodological base of studying of the considered problems.
Results and scientific novelty. The essence of a phenomenon of globalization is disclosed. The reasons of transformation of national education systems under the influence of globalization processes are described; the tendencies and spheres of this influence are analysed. The international experience of the solution of the arising problems in connection with globalization of education market and a general crisis of education is summarized. The features of development of professional training in a situation of interaction of cultures are considered; the forms and possibilities of international cooperation in the field of the higher education on the basis of integration of national and international achievements are pointed out.
Practical significance. The materials of the article can be useful to the researchers who are engaged in studying of aspects of globalization of world economic space and also specialists of management of education in case of development strategies of educational structures and separate organizations.
Keywords: globalisation, professional education, academic mobility, intercultural communication.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-39-50
Received: 03.07.2016.
Accepted for printing: 12.10.2016.
Отличительной чертой развития современного мирового сообщества является социально-экономический прогресс, характеризующийся возникновением новых форм собственности, стремительно эволюционирующими технологиями, взаимодействием специалистов различных стран, взаимовлиянием культур, профессиональных подходов и традиций. Один из основных катализаторов глобализационных процессов - бурная динамика технологического прогресса, способствующего оперативному обмену информацией и расширению границ сотрудничества между государствами.
Отечественное образование в настоящее время находится в процессе поиска и утверждения новых подходов к обучению, которые призваны наиболее полно отвечать насущным потребностям реформируемого российского общества. Проблема влияния глобализационных процессов на изменения государственной политики в области образования, модернизацию системы образования, разработку и внедрение современных методов и форм обучения, в том числе в сфере профессиональной подготовки, широко освещается в работах целого ряда ученых. В теории и методике профессиональной подготовки появилась концепция глобального образования, опирающаяся на идеи интегративности [1, 3]. Вместе с тем в отдельных философских и социологических исследованиях высказывается предположение о том, что интеграция в сфере образования может привести к утрате культурных традиций и культурных ценностей [2, 5]. Наряду с этими крайними точками зрения существует немало работ, где вопросы воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности [6, 4], воспитания человека культуры [8] рассматриваются в совокупности, как тесно взаимосвязанные.
Проблема взаимодействия стран на основе интеграции национальных и международных достижений в профессиональном образовании, сочетания зарубежного и отечественного опыта профессиональной подготовки связана с противоречиями традиций российского и международного профессионального образования. Актуальность этой многоаспектной проблемы повышается с возрастающей интенсивностью глобализацион-ных процессов, воздействующих на системы национального образования в целом и профессионального образования в частности.
В рамках обозначенной проблемы требуются определение сущности феномена глобализации профессионального образования, вычленение конкретных сфер влияния глобализационных процессов на систему профессиональной подготовки, выявление тенденций развития данной системы в новых условиях, поиск путей развития международного сотрудничества в области образования, всестороннее осмысление особенностей развития профессионального обучения при взаимодействии культур.
Мировые глобализационные процессы обусловлены историческими изменениями и имеют объективные предпосылки. Известно, что каждому укладу общественной жизни соответствуют не только виды производства, определенные формы социально-экономических и политических структур внутри отдельных стран, но также определенные этнические особенности, отношения внутри социума и между социальными общностями. Так, период собирательства характеризовался первобытно-общинными отношениями, наличием объединенных на основе кровных связей родов, племен и народностей, между которыми происходили беспрерывные столкновения и велись войны. Переход цивилизации к земледельчеству был ознаменован не только утверждением рабовладельческих и феодальных отношений внутри государств, но и вычленением этносов, народностей, образованием могущественных империй, опирающихся главным образом на силу. Промышленная цивилизация привела к развитию капиталистических отношений, формированию наций, возникновению преимущественно национальных государств и распаду империй. Постиндустриальная цивилизация также неизбежно трансформирует не только внутренние, но и международные социальные институты, о чем свидетельствуют процессы глобализации, которыми сегодня охвачены все сферы общественной жизни.
В одной из многочисленных трактовок понятия «глобализация» утверждается, что она ведет к «созданию и развитию интегрированных систем и отношений, выходящих за национальные границы» [14]. Эти системы и взаимоотношения носят не только экономический, но и политический, культурный, технологический характер [9]. Глобализация посредством экономических и технологических средств превращает мир в общее социальное пространство, и события в одном регионе мира могут оказывать существенное влияние на жизнь отдельных лиц и организаций в других регионах земного шара [10].
Согласно другим толкованиям феномен глобализации рассматривается как либерализация - освобождение от ограничений передвижения между странами, создание «безграничной» мировой экономики [15]. Сторонники этого определения ратуют за уничтожение барьеров для международной торговли, в том числе и образовательными услугами.
Есть авторы, которые понимают глобализацию как универсализацию - беспрепятственное распространение преимущественно посредством информационных и компьютерных технологий продуктов творчества, опыта и знаний по всему миру.
В соответствии с еще одним определением глобализация выступает как детерриториализация - разрушение жесткой связи экономического и общественного пространства с конкретной географической территорией
[11], т. е. глобализация видится как процесс трансформации пространственной организации социальных и экономических взаимоотношений.
Имеются также работы, в которых глобализация приравнивается к процессам интернационализации и интенсификации различных международных взаимоотношений. При этом в качестве субъектов глобализации рассматриваются как отдельные страны, так и глобальная экономика, в которой национальные экономики вступают в сложные взаимообусловленные отношения [7].
На наш взгляд, использование понятия «глобализация» как синонима интернационализации не совсем правомерно. Между ними существуют различия. Так, по мнению некоторых авторов, глобализация - это катализатор процесса, а интернационализация - ответные действия, которые могут быть основаны на прогнозируемом развитии процесса [12]. Ряд исследователей считает, что эти ответные действия охватывают не только экономические и политические, но и социальные, культурные, образовательные сферы [13].
Следовательно, глобализацию можно рассматривать в трех аспектах: политико-экономическом, социокультурном и образовательном. Политико-экономический аспект характеризуется созданием международного рынка труда, растущим влиянием информационных технологий на экономические процессы. Социально-культурный и образовательный аспекты включают глобальные процессы не на уровне наций и государств, а на уровне отдельных людей и организаций. В русле именно этих аспектов можно смягчить негативные проявления глобализации, воспользоваться ее преимуществами и сохранить национальные особенности и самобытность различных культур.
Образование в XXI веке, с одной стороны, стало важнейшей сферой человеческой деятельности: достижения в этой области являются условием грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождается обострением проблем в этой области, свидетельствующих о ее кризисном состоянии. В связи с этим стратегические цели образования в настоящее время представлены в Национальной доктрине образования в РФ в тесной увязке с важнейшими проблемами развития российского общества, такими как:
• преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
• восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
• преодоление глобального кризиса цивилизации и переход мирового сообщества на путь устойчивого развития.
Глобализация оказывает сильное влияние на сферу профессионального образования. Процессы глобализации образования сложны и многосторонни, они затрагивают как отдельные образовательные учреждения и потребителей их услуг, так и национальные системы образования в целом, что требует продуманных стратегических действий на государственном уровне. С развитием процессов глобализации и культурного взаимодействия перед профессиональным образованием встали новые цели -подготовка кадров, способных эффективно работать в изменяющихся условиях мирового рынка.
Активность процесса этих перемен обусловила необходимость реформирования сферы профессионального образования и создание открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на социальные и экономические трансформации. Успешное функционирование системы профподготовки в условиях постоянного глобального межкультурного взаимодействия предполагает ее вовлечение в единый мировой образовательный рынок и активное сотрудничество с образовательными институтами разных стран в виде разработки и осуществления совместных исследовательских проектов, обмена студентами и преподавателями, реализации специальных программ для иностранных студентов - т. е. интеграции естественного процесса взаимодействия культур в образовательную среду.
Таким образом, глобализация приводит к следующим модификациям профессионального образования:
• диверсификации предложений;
• росту финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение;
• расширению учебных планов и обучению своих студентов в зарубежных вузах-партнерах;
• расширению региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;
• повышению качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями.
Самая распространенная форма глобализации профессионального образования - мобильность студентов и преподавателей с целью обучения, или академическая мобильность. Большинство европейских стран уже многие годы имеют постоянный приток студентов из разных стран. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Наиболее известные из них - «Эразмус»,
«Сократ», «Лингва» и др. - ставили своей задачей создание европейской модели профессионального образования как мощного средства развития общеевропейского рынка специалистов.
Еще одной формой глобализации сферы образования является мобильность научных работников, обусловленная исследовательскими целями. Данная форма глобального сотрудничества вызывает неоднозначные оценки. Одни рассматривают ее как двусторонний обмен информацией (brain gain и brain drain); другие - как растрату умов (brain waste), интеллектуальную миграцию, «утечку мозгов», полагая, что отток квалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию. Тем не менее интеллектуальная мобильность - составляющая процесса глобализации и активный катализатор процесса взаимодействия культур в образовательной среде.
Международное сотрудничество учебных заведений профессиональной подготовки, получившее название транснационального образования, включает следующие варианты совместной деятельности:
• франчайзинг: по договору франшизы зарубежное образовательное учреждение выдает местному учреждению разрешение использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;
• программы-близнецы: предложение общих программ обучения;
• взаимное признание программ.
Подобные программы предполагают международный контроль качества, взаимное признание документов, прозрачность национальных систем образования, увеличение возможностей трудоустройства для выпускников на территории объединенной Европы. Перечисленные формы профессионального обучения позволяют готовить конкурентоспособных специалистов, свободно ориентирующихся в поликультурной образовательной и профессиональной среде.
Решением проблем образования, разработкой и реализацией проектов, определяющих вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования, активно занимаются известные международные организации. Перечислим наиболее крупные из них с указанием направлений деятельности.
1. В составе ЮНЕСКО:
• МБП (Международное бюро просвещения);
• МИПО (Международный институт планирования образования);
• СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию);
• КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке).
Основные направления деятельности:
• содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека;
• нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью;
• укрепление инфраструктур на национальном уровне;
• обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования.
Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам:
• планирование образования (27,9% проектов);
• подготовка кадров (14,1%);
• научное, техническое и профессиональное образование (13,5%);
• программа УНИТВИН, направленная на «наведение мостов» между местными и национальными партнерами, а также между странами;
• проекты ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать «утечке умов» из развивающихся стран для повышения заинтересованности специалистов оставаться в своих странах или поощрения к возврату путем формирования международного сотрудничества «Север - Юг» и др.
2. В составе Совета Европы:
• Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC;
• Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe).
Основные направления деятельности:
• решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем (англо-американской, германской, испанской и французской);
• сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию.
Среди конкретных проектов можно выделить следующие:
• проекты 1998-2000 гг. по организации высшего образования и педагогических исследований;
• «Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе»;
• «Высшее образование для демократического общества» и др.
3. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Направления деятельности:
• переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: «доступ», «прием», «оценка», «высшее образование», «период обучения» и др.);
• определение различия между терминами «доступ» и «прием», квалификации высшего образования и квалификации, дающие доступ к высшему образованию;
• определение термина «признание» как вида оценки индивидуальных квалификаций, где под признанием подразумевается транснациональное признание, а не внутри конкретной страны.
4. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации подписаны с целью:
• политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей «гармонизации» европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней;
• создания общего «европейского пространства высшего образования», установления европейской зоны высшего образования;
• активизации европейской системы образования в мировом масштабе;
• повышения конкурентоспособности европейского образования в мире;
• создания системы зачетных единиц, устранения препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам.
Неоспорима роль информатизации и виртуализации общества в развитии глобализационных тенденций в образовании. В связи с этим особый упор в реформировании образования делается на новые формы обучения с помощью прогрессивных коммуникационных технологий. Развитие дистанционного обучения на базе Интернет приводит к иному пониманию международной мобильности в образовании. Реальная академическая мобильность продолжает иметь большое значение, но на ее фоне в образовательной практике стремительно растет виртуальная мобильность, которая рассматривается как один из элементов интернационализации профессиональной подготовки и канал для оперативного обмена идеями. Развитию дистанционного обучения способствовал венчурный капитал, превративший эту форму получения знаний в большой бизнес (огромные суммы тратятся на организацию «слияния» образования и Интернет).
Ритм изменений становится все более быстрым. По прогнозам, спрос на качественное и доступное образование в мировом пространстве будет увеличиваться, поэтому актуализируется поиск более совершенных и более рентабельных средств предоставления образовательных услуг. Профессиональное образование в условиях глобализации должно отличаться прозрачностью и гибкостью образовательных стандартов, открытостью и готовностью к взаимодействию с образовательными учреждениями других стран, способностью к трансформации и преобразованию учебных планов, а также в целом процесса обучения с целью его оптимизации.
По данным, полученным в результате крупнейшего в мировой истории исследования, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, каждые шесть человек из десяти в мире считают глобализацию позитивным процессом, что указывает на его неизбежное развитие и вовлечение в него все большего количества стран, в том числе и России. Конкурентоспособность России на мировом рынке зависит от того, насколько страна будет готова к качественным изменениям в области образования и развитию инновационных и наукоемких технологий.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. З. М. Большаковой
Литература
1. Байденко В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. 2003. № 1.
2. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 17.
3. Виниченко В. А. Формирование межэтнической толерантности у студентов в процессе профильного обучения / / Вестник Якутского государственного университета. 2009. № 3. С. 76-81.
4. Гребнев JI. C. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 36-42.
5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Москва: UNESCO, 1996.
245 с.
6. Зиновьев Д. В. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности // Парадигма. 2006. № 2. С. 26-33.
7. Моисеева Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения // Маркетинг. 1999. № 5.
8. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва: Сфера, 2003. С. 51-61.
9. Armstrong S., Thompson G., Brown S. (editors). Facing up to Radical Change in Universities and Colleges. London: Kogan Page, 1997.
10. Heracleous L. Spinning a Brand New Cultural Web // People Management. 1995. 2 November. P. 22-27.
11. Iacobucci D., Grayson K. and Ostrom A. The Calculus of Service Quality and Customer Satisfaction // Advances in Services Marketing and Management. 1994. № 3 (1). P. 1-68.
12. Kotler Ph. Marketing Moves. Boston: Harvard Business School Press,
2002.
13. Lorange Peter. New Vision for management Education: Leadership Challengers, Pergamon, 2002.
14. Marginson S. Nation-Building Universities in a Global Environment: The Case of Australia // Higher Education. 2011. № 43 (3). P. 409-428.
15. Schultz D. and Kitchen Ph. Communicating Globally. NTC Business Books, 2000.
References
1. Bajdenko V. I. Bologna Process and the higher school of Russia: choice time. Vysshee obrazovanie segodnja. [Higher Education Today], 2003. № 1. (In Russian)
2. Viner B. E. Ethnicity: in search of a studying paradigm. Jetnografiches-koe obozrenie. [Ethnographic review], 1998. № 4. P. 17. (In Russian)
3. Vinichenko V. A. Forming of interethnic tolerance at students in the course of profile training. Vestnik Jakutskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of the Yakut State University], 2009. № 3. P. 76-81. (In Russian)
4. Grebnev L. S. Russia in Bologna Process: the middle of a big way. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. 2004. № 4. P. 36-42. (In Russian)
5. Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishhe. [Education: the hidden treasure]. Moscow: UNESCO, 1996. 245 p. (In Russian)
6. Zinov'ev D. V. A social and psychological portrait of the student in the context of tolerance. Paradigma. [Paradigm], 2006. № 2. P. 26-33. (In Russian)
7. Moiseeva N., Piskunova N., Kostina G. Marketing and competitiveness of educational institution. Marketing. [Marketing]. 1999. № 5. (In Russian)
8. Stepanov E. N., Luzina L. M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepci-jah vospita-nija. [To the teacher about modern approaches and concepts of education]. Moscow: Publishing House Sfera [Sphere]. 2003. P. 51-61. (In Russian)
9. Armstrong S., Thompson G., Brown S. (editors). Facing up to Radical Change in Universities and Colleges. London: Kogan Page, 1997. (Translated from English)
10. Heracleous L. Spinning a Brand New Cultural Web // People Management. 1995, 2 November P. 22-27. (Translated from English)
11. Iacobucci D., Grayson K. and Ostrom A. The Calculus of Service Quality and Customer Satisfaction. Advances in Services Marketing and Management. 1994. № 3 (1). P. 1-68. (Translated from English)
12. Kotler Ph. Marketing Moves. Boston: Harvard Business School Press, 2002. (Translated from English)
© Н. Ю. Стожко, Б. И. Бортник, А. В. Чернышева, Е. М. Подшивалова
13. Lorange Peter. New Vision for management Education: Leadership Challengers, Pergamon, 2002. (Translated from English)
14. Marginson S. Nation-Building Universities in a Global Environment: The Case of Australia. Higher Education. 2011. № 43 (3). Р. 409-428. (Translated from English)
15. Schultz D. and Kitchen Ph. Communicating Globally. NTC Business Books, 2000. (Translated from English)
УДК 663.1+378
Стожко Наталия Юрьевна
доктор химических наук, профессор, заведующая кафедрой физики и химии Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург (Россия). E-mail: [email protected]
Бортник Борис Исаакович
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и химии Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург (Россия). E-mail: bortbor@gmail. com
Чернышева Альбина Васильевна
кандидат химических наук, доцент, инженер кафедры физики и химии Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург (Россия). E-mail: [email protected]
Подшивалова Екатерина Михайловна
аспирант кафедры физики и химии Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург (Россия). E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ1
Аннотация. Цель работы: статья посвящена исследованию условий формирования в учебном процессе вуза важнейших компетенций, необходи-
1 Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ (проект № 2940 «Разработка электронных образовательных ресурсов для изучения естественнонаучных дисциплин в экономическом вузе»).