Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBALIZATION PROCESS / EDUCATION GLOBALIZATION / TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGIES / WORLD COMMUNICATION / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крянев Владимир Юрьевич

Активно идущий процесс глобализации привел к значительным изменениям в самых различных областях, в том числе и в сфере образования. В статье проводится анализ современных тенденций обучения в процессе глобализации высшего образования. Отмечается, что для сферы образования важен аспект культурной глобализации, характерными особенностями которого являются использование иностранных языков в общении и нарастающая популярность глобальной сети Интернет как инструмента для коммуникации, обучения и научной деятельности. Новые подходы к обучению в высших учебных заведениях сегодня обусловлены повышением конкурентоспособности и требованиями к уровню знаний в различных сферах деятельности. Автор описывает положительное влияние глобализации на систему образования, которая включает не только образовательный процесс в узком понимании, но и международную исследовательскую, научную и другие деятельности. Основное внимание в статье уделяется одной из наиболее популярных тенденций в сфере образования - дистанционной форме обучения, которая отвечает основным характеристикам глобализационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF EDUCATION IN THE PROCESS OF GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The active process of globalization has led to significant changes in various areas, including education. The article analyzes the current trends of learning in the process of globalization of higher education. It is noted that the aspect of cultural globalization is important for the sphere of education, which is characterized by the use of foreign languages in communication and the growing popularity of the global Internet as a tool for communication, learning and research. New approaches to training in higher education institutions today are due to increased competitiveness and requirements for the level of knowledge in various fields of activity. The author describes the positive impact of globalization on the education system, which includes not only the educational process in a narrow sense, but also international research, scientific and other activities. The article focuses on one of the most popular trends in education -distance learning, which meets the main characteristics of globalization processes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Крянев Владимир Юрьевич

Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Активно идущий процесс глобализации привел к значительным изменениям в самых различных областях, в том числе и в сфере образования. В статье проводится анализ современных тенденций обучения в процессе глобализации высшего образования. Отмечается, что для сферы образования важен аспект культурной глобализации, характерными особенностями которого являются использование иностранных языков в общении и нарастающая популярность глобальной сети Интернет как инструмента для коммуникации, обучения и научной деятельности. Новые подходы к обучению в высших учебных заведениях сегодня обусловлены повышением конкурентоспособности и требованиями к уровню знаний в различных сферах деятельности. Автор описывает положительное влияние глобализации на систему образования, которая включает не только образовательный процесс в узком понимании, но и международную исследовательскую, научную и другие деятельности. Основное внимание в статье уделяется одной из наиболее популярных тенденций в сфере образования - дистанционной форме обучения, которая отвечает основным характеристикам глобализационных процессов.

Ключевые слова: процесс глобализации, глобализация образования, подготовка кадров, информационные технологии, мировая коммуникация, дистанционное образование.

Annotation. The active process of globalization has led to significant changes in various areas, including education. The article analyzes the current trends of learning in the process of globalization of higher education. It is noted that the aspect of cultural globalization is important for the sphere of education, which is characterized by the use of foreign languages in communication and the growing popularity of the global Internet as a tool for communication, learning and research. New approaches to training in higher education institutions today are due to increased competitiveness and requirements for the level of knowledge in various fields of activity. The author describes the positive impact of globalization on the education system, which includes not only the educational process in a narrow sense, but also international research, scientific and other activities. The article focuses on one of the most popular trends in education -distance learning, which meets the main characteristics of globalization processes.

Keywords: globalization process, education globalization, training, information technologies, world communication, distance education.

Введение. Глобализация как процесс интеграции международных, экономических, культурных и политических отношений рассматривается многими учеными в контексте перемен во взаимодействиях между странами. В широком смысле многие авторы понимают понятие глобализация «как данность, как естественно происходящее явление в многонациональном и мультикультурном обществе на планете» [5, с. 10]. Процесс глобализации затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и сферу образования. Данная статья посвящена рассмотрению современных тенденций обучения в процесс глобализации высшего образования.

На сферу образования особое влияние оказывает культурная глобализация, что связано с такими характерными особенностями как использование иностранных языков в общении и развитие глобальной сети Интернет в качестве инструмента для коммуникации, обучения и научной деятельности. Благодаря развитию международных альянсов и использованию глобальных сетей наблюдается всеобщее взаимовлияние в таких областях общественной жизни как политика, технологии, культура, экономика и образование. Растущие темпы мультикультурной интеграции привели к появлению международных стандартов и критериев [6], благодаря которым основной целью образования стало формирование системы подготовки кадров, способных решать проблемы в контексте общемировых взаимодействий.

Новые условия социальной и экономической жизни стран влияют на стратегии, разрабатываемые специалистами в сфере образования. В современном понимании цель обучения - сформировать у специалиста знания, умения и навыки в различных областях, которые помогут успешно решать проблемы общественной жизни, промышленности, культуры, науки и других сфер [4, с. 7].

Стоит отметить возрастающее влияние Интернета на процесс образования. Благодаря интерактивным занятиям, студенты могут расширить свои знания и улучшить их качество. До появления и широкого распространения глобальной сети Интернет студенты использовали ресурсы библиотек, однако, не все обучающиеся могли получить доступ к необходимым базам знаний. Использование Интернета расширяет границы познания и позволяет получить практически любую информацию, необходимую как для работы в аудитории, так и вне ее. Самостоятельно исследуя ресурсы Интернета, студент так же укрепляет свои исследовательские навыки.

Изложение основного материала статьи. Таким образом, влияние глобализации на систему образования можно охарактеризовать как позитивное. Положительное влияние глобализации в высшем образовании отмечается в следующих областях:

1. Обучение. Методы преподавания синергизируются, чтобы готовить специалистов в различных областях, способных работать в любой стране мира. Студенты учатся работать в межнациональных командах, что требует развития навыков убеждения, организации, лидерства, а также умения найти компромисс, следуя внутригрупповой динамике.

Новая система образования использует передовые информационно-коммуникационные технологии для помощи преподавателю и студенту в процессе коммуникации. Образовательные технологии позволяют обмениваться опытом и идеями в различных профессиональных областях.

2. Исследовательская деятельность. Глобализация стимулирует разработки в сферах информационных технологий и коммуникаций, которые будут эффективны в целях развития образования, науки и технического прогресса. Сегодня все чаще проводятся международные конференции, симпозиумы. Особое развитие получила публикационная длительность в международных журналах и создание международных

баз данных, например SCOPUS, Web of Science и другие. При чем сейчас исследовательская деятельность характерна не только для научных работников, но и для студентов и преподавателей.

3. Мультикультурность. Являясь основой глобальной стабильности, мульти культурное сознание формируется с раннего возраста, включая в себя идеологии, заимствованные из различных обществ. Подобное развитие позволяет личности быстрее и разумнее прийти к выводам относительно проблем, которые беспокоят мир в целом. Увеличивающееся количество специалистов в разнообразных сферах, подготовленных в рамках мульти культурной коммуникации, содействует международному пониманию, сотрудничеству и признанию культурного разнообразия в различных странах, а также поощряет вклад культур в обмен знаниями между странами.

4. Экономика и бизнес. Информационное развитие общества и усиление глобальной экономики требуют от специалиста целостного понимания ситуации и системного мышления. Глобальные междисциплинарные исследования позволяют достигать более полного понимания сложной реальности, с которой в настоящее время сталкивается мировая экономическая система. Удовлетворение потребностей и повышение роста местных экономик на фоне глобального обмена ценностями и взаимной поддержки между странами приведет к общемировому развитию. Подготовка кадров с учетом глобальных требований к современным специалистам способствует развитию экономики и бизнеса.

5. Производственная активность, сформированная глобализацией, приводит к увеличению числа научно и технически подготовленных специалистов. Новая экономика базируется на знаниях как ключевом факторе производства, и отрасли требуют от работников соответствия высоким уровням развития науки и техники. Глобализация облегчает доступ к знаниям различных уровней для работников предприятий и бизнеса. Международный обмен знаниями, навыками и интеллектуальными активами становится необходимым для новейших технологических разработок.

Однако, существует и обратное мнение, указывающее на отрицательное влияние глобализации на систему образования. Так, «глобализация образования как современный феномен реализации потенциала развития образовательных систем принимает на себя все обвинения в адрес глобализации как таковой и становится провозвестницей ущербности и упрощенности образовательных парадигм и развития универсального в ущерб национальному и культурно признанному» [3, с. 78].

Глобализация в системе образования в высших учебных заведениях стала особенно ощутима в последнее время не только за счет изменений в методологии, выражающихся в применении современных информационных технологий, вводимых новшеств и использовании электронных сред обучения, но и в хозяйственной сфере деятельности ВУЗов. Сейчас это университет с функциями предприятия, применяющего коммерческие схемы работы. Теперь ВУЗы являются участниками рыночной экономики, предлагая своим абитуриентам и студентам наиболее выгодные условия сотрудничества. В рамках усиливающейся конкуренции в области образования ВУЗы должны применять все больше маркетинговых приемов, чтобы сохранять свою привлекательность для сотрудничества в своей стране и на международном рынке образовательных услуг. Такое положение вызвано, в том числе увеличением количества дистанционных курсов, предлагающих студенту общение с преподавателем на удаленной основе [1].

Прогрессивный в нынешних условиях дистанционный вид обучения является одним из инновационных методов обучения, ставший возможным благодаря достижениям науки и техники. Студенты могут использовать свои технические устройства не только для связи с преподавателем во время процесса обучения, но и для самостоятельного познания. Учащийся может освоить основной курс ВУЗа и получить дополнительные образовательно-профессиональные возможности. Для работы по этим направлениям используются индивидуальные образовательные траектории, позволяющие студенту не зависеть от географического местоположения относительно ВУЗа [2, с. 830].

Первые попытки ввести дистанционное образование начались в конце 1980-х, но современный его вид стал развиваться благодаря компьютерному оснащению населения разных стран в начале 2000-х гг. Высшие учебные заведения все чаще предлагают студентам полностью дистанционные курсы в связи с популяризацией образовательных онлайн-площадок.

Благодаря усиливающейся глобализации образования студенты современных ВУЗов могут пользоваться следующими преимуществами: обучение и стажировки в другой стране, исследовательская деятельность за рубежом. Однако, в связи с меняющимися обстоятельствами меняются требования к профессорско-преподавательскому составу. Необходимым является формирование устойчивых связей с иностранными коллегами из зарубежных ВУЗов, которые позволят предоставлять студентам не только возможности образования, но и участие в международных научных исследованиях. Для каждого студента глобальные возможности обучения должны быть доступны в равной мере, а современные профессиональные компетенции - стать частью их внутривузовской подготовки [7].

Выводы. Таким образом, исследование современных тенденций обучения в процессе глобализации высшего образования является актуальным, так как предоставляет новые возможности для получения знаний высокого уровня, опираясь на новейшие разработки науки и техники. Для студентов открываются новые возможности, использование которых способно повлиять как на личностное и профессиональное развитие, так и сказаться на мировой ситуации на рынке труда, обеспечив его профессионалами высокого уровня. Одной из главных современных тенденций в рамках глобализации мы отметили дистанционные технологии в образовании, которые позволяют независимо от территориального положения получить знания по различным направлениям обучения. Особенно это актуально для удаленных географических регионов и студентов с ограниченными возможностями. Это дает учащимся равные возможности в получении образования и выборе той специальности, которая им наиболее ближе. Но самое главное - это возможность получения международных дипломов и участие в международной исследовательской деятельности, что способно повысить общемировой научный потенциал, что, несомненно, положительно скажется на экономической ситуации. Сегодня все больше ВУЗов предлагают своим студентам дистанционные формы обучения. Основное отличие заключается в разном объеме получаемых знаний, наполненности дистанционных курсов и пропорции в сочетании непосредственно дистанционной и традиционной формой обучения. Поэтому основной характеристикой дистанционного обучения можно считать гибкость и индивидуализацию, что является незаменимым в глобализации образования, ориентируясь на потребности современных студентов.

Литература:

1. Абрамовский А.Л. Роль дистанционного обучения на современном этапе глобализации российского высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-distantsionnogo-obucheniya-na-sovremennom-etape-globalizatsii-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 23.05.2020).

2. Блохин В.Н. Дистанционное образование - новая возможность в условиях глобализации [Электронный ресурс] // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 828-833.

3. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 77-80.

4. Нейман С.Ю., Буренкова С.В., Груенко С.Е., Дальке С.Г., Долгова Т.В., Кожевникова И.Ю., Охотникова Е.П., Певцова В.А., Сохрякова Е.С. Перспективы развития системы непрерывного образования в новых социально-экономических условиях. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015.

5. Никитенко В.Н. Российское образование в условиях глобализации на страницах журнала «Философия образования» // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 8-17.

6. Bakhtiari, S., Shajar, H. Globalization And Education: Challenges And Opportunities// International Business & Economics Research Journal (IBER).2006. Vol. 5 No. 5(2). https://doi.org/10.19030/iber.v5i2.3461.

7. Patricia Fox, Stephen Hundley (August 1st 2011). The Importance of Globalization in Higher Education, New Knowledge in a New Era of Globalization, Piotr Pachura, Intech Open, DOI: 10.5772/17972. Available from: https://www.intechopen.com/books/new-knowledge-in-a-new-era-of-globalization/the-importance-of-globalization-in-higher-education.

Педагогика

УДК 371

аспирант Кусанов Жаслан Аубакарович

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАНИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ

ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Автор статьи актуализирует проблему воспитания медиайно-информационной грамотности в аспекте информационной культуры человека. В статье представлено понимание медийно-информационной грамотности школьника, основанное на исследованиях современных педагогов и экспертов ЮНЕСКО. Дана характеристика антропологического подхода, принципов данного подхода в воспитании медиайно-информационной грамотности школьника. Предложена оригинальная идея рассмотрения антропологического императива через слияние аксиоматики и аксиологии. Педагогическая аксиология описана через ценности медиасреды и информационного общества. Аксиоматические положения расширяют теоретические представления о процессе воспитания медийно-информационной грамотности школьника на основе свойств и признаков, представленных автором статьи. В статье делается вывод о значимости антропологического императива в решении поставленной проблемы.

Ключевые слова: антропологических подход, медийная грамотность, информационная грамотность, медиаобразование, воспитание школьника.

Annotation. The author of the article actualizes the problem of education of media and information literacy in the aspect of human information culture. The article presents an understanding of the student's media and information literacy, based on the research of modern UNESCO teachers and experts. The characteristic of the anthropological approach, the principles of this approach in the education of media and information literacy of a student are given. The original idea of considering the anthropological imperative through the merger of axiomatics and axiology is proposed. Pedagogical axiology is described through the values of the media environment and the information society. Axiomatic provisions expand the theoretical understanding of the process of educating a student's media and information literacy based on the properties and attributes presented by the author of the article. The article concludes that the anthropological imperative is significant in solving this problem.

Keywords: anthropological approach, media literacy, information literacy, media education, parenting.

Введение. В условиях развития информационного общества XXI века система образования обогащается содержанием, которое получают руководители, педагоги и воспитатели, в том числе, из средств массовой информации. Непрерывные информационные потоки, разнообразие каналов коммуникации, продуктивное информационно-коммуникационное взаимодействие субъектов образования указывает на необходимость в становлении нового качества личности обучающегося, отвечающего требованиям современного общества, государства и своим потребностям в саморазвитии. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования насквозь пронизан идеями воспитания медийно-информационной грамотности школьника в аспекте коммуникативной компетенции, речевых умений, способности самоорганизации и рефлексии [2]. Особое место в стандарте ФГОС ОО отводится различным исследовательским действиям, которые связаны с работой в средствах массовой информации: смысловое чтение, самоконтроль и самооценка коммуникативной деятельности, установление содержательно-логических связей, осознание увиденного и прослушанного, понимание и использование средств медиа в учебных целях.

Международные эксперты ЮНЕСКО в своем докладе утверждают о необходимости внедрения ряда практикоориентированных навыков как результатов школьного образования [6]. Среди наиболее значимых отмечаются идентификация и анализ информации; передача основной мысли через слова, образы и метафоры, изображения и описания; соучастие в коммуникативных практиках (обобщение, интерпретация, упорядочивание), создание презентаций, дневников, творческих работ в социальных сетях; активизация информационно-коммуникативного взаимодействия через агитацию, пропаганду, умозаключения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.