УДК 316.334.2
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ СТОРОНАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (на основании авторского социологического исследования)
© Анастасия Андреевна ЩЕРБАКОВА
аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: nasty681993@mail.ru
Высшее образование в современном обществе все чаще называют основным социальным институтом, который удовлетворяет потребность постиндустриального информационного глобального общества в создании, приращении и трансляции знаний. Во многих социологических теориях современного общества именно университет становится основой социальных изменений, центром социальности, культуры, социальных коммуникаций и взаимодействий. Современная система высшего (университетского) образования находится в процессе постоянной трансформации. В большей степени на изменения университетов влияют процессы глобализации. В современной науке глобализация рассматривается как сложный процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, который затрагивает все сферы жизни общества. Процесс глобализации определяет переход высшего образования как социального института на принципы социальной организации. Такие тенденции формируют новую модель университета - предпринимательскую, происходит рост ценностей академического капитализма, снижение престижности национальной модели образования. Рассмотрено отношение преподавателей российских вузов к процессу глобализации и влиянию, которое оно оказывает на высшее образование. Как показали результаты социологического исследования, процесс глобализации в настоящее время носит всеобъемлющий характер, затрагивая все сферы жизни общества человека, также оказывая влияние и на институт высшего образования.
Ключевые слова: университет; глобализация; образование; высшее образование; академический капитализм
Весной 2017 г. было проведено исследование, целью которого являлся анализ восприятия современной академической деловой культуры преподавателями российских вузов.
В качестве генеральной совокупности выступали преподаватели нескольких российских вузов, выборочная совокупность составляла 90 респондентов.
Метод исследования - анкетирование, по случайной выборочной совокупности. При обработке данных использовалась программа SPSS 21.0. for Windows.
Анкета была разделена на три блока: проблемы высшего образования, глобализация высшего образования, современная академическая деловая культура.
В данной статье особое внимание хотелось бы уделить вопросу об основных сторонах воздействия глобализации на высшее образование. 86,7 % ответивших полагают, что глобализация оказывает все большее влияние на современные университеты; 13,3 % не согласны с данным высказыванием.
Одна из самых примечательных черт глобализации образования связана с академическим капитализмом, что приводит к тому, что высшее образование становится похожим на индустрию, а университеты - на предприятия. Мы постарались определить, какие изменения происходят в системе высшего образования под влиянием академического капитализма. Практически половина ответивших (46,7 % респондентов) отметили, что происходит формирование предпринимательской корпоративной культуры у студентов и преподавателей. Равное количество ответивших (по 20 %) отметили развитие предпринимательской инфраструктуры в университетах с целью формирования у студентов предпринимательских навыков в процессе обучения и укрепления взаимосвязей вузов с бизнесом, обществом, потенциальными инвесторами. 6,7 % указали создание эффективной системы мотивации и стимулирования преподавателей к научной деятельности, коммерциализации результатов собственных исследований. 6,7 % отметили вариант ответа «другое», где отметили деградацию сис-
темы образования, увеличение коррупции в стенах вузов и нейтральное воздействие академического капитализма (рис. 1).
Так как в предыдущем вопросе варианты ответов воспринимались преподавателями скорее отрицательно, мы попытались определить, какие же положительные стороны имеет такое понятие, как академический капитализм?
Наибольшее количество ответов респондентов было отдано вариантам, связанным с получением какой-либо прибыли и доходов, что еще раз подчеркивает факт недостаточного финансирования системы образования. Таким образом, 20,3 % респондентов считают главным преимуществом доходы от прав на интеллектуальную собственность. 17,6 % отмечают развитие новых форм обучения. 16,3 % опрошенных выделяют получение прибыли (патенты, лицензии и т. п.).
Однако преподаватели полагают, что академический капитализм способствует непрекращающемуся повышению квалификации исследователей - 13,1 %; созданию научно-практической базы для защиты диссертаций - 11,8 %; а также развитию и преемственности научных школ - 7,8 %. 3,9 % ответивших считают, что положительных сторон данных процесс не имеет (рис. 2).
Подобное распределение ответов характеризуется тем, что участие в конкурсах на получение грантов и целевых исследовательских проектах в условиях высокой конкуренции заявок подтверждает профессионализм научного коллектива, способствует признанию ученых в академическом сообществе. Исследователям приходится совершенствоваться и конкурировать между собой в целях получения прибыли или иного вида материального поощрения.
В настоящее время проблема глобализации занимает важное место в научных исследованиях. Значимость ее изучения обусловлена, с одной стороны, возрастающей социально-экономической и культурно-политической важностью осмысления положительных и отрицательных последствий глобализма, с другой стороны, недостаточной научной разработанностью данной проблематики в конкретных областях деятельности. Образование в эпоху глобализации является той сферой, где формирующийся специалист приобщается к общемировым ценностям, расширяет кругозор и свои знания относительно не только профессиональных компетенций, но и условий труда, которые могут быть ему обеспечены в различных странах мира.
Другое
6,7 %
Развитие предпринимательской инфраструктуры в университетах с целью формирования у студентов предпринимательских навыков в процессе обучения
20,0 %
Укрепление взаимосвязей вузов с бизнесом, обществом, потенциальными инвесторами
Создание эффективной системы мотивации и стимулирования преподавателей к научной деятельности, коммерциализации результатов собственных
исследований
Формирование предпринимательской корпоративной культуры у студентов и преподавателей
20,0 % 6,7 %
46,7 %
Рис. 1. Влияние академического капитализма на высшее образование
Преимущества отсутствуют
Доходы от прав на интеллектуальную собственность
Развитие новых форм обучения (онлайн, корпоративного, контрактного и т. д.)
Получение прибыли (патенты, лицензии и т. п.)
Создание научно-практической базы для защиты магистерских, кандидатских и докторских
диссертаций
Развитие и обеспечение преемственности научных
школ
Непрекращающееся повышение квалификации
исследователей
Аккумулирование научных знаний
Рис. 2. Положительные характеристики академического капитализма
По мнению респондентов, процессы глобализации порождают переход университетов к рыночной системе отношений - 23,7 %. Доступность знаний и образовательных услуг (23,4 %) становится возможной благодаря внедрению в образовательный процесс новых технологий. 17,4 % отмечают формирование единого образовательного пространства, которое обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др.
8,2 % ответивших указали на переход вузов на двухуровневую систему образования. 6,9 % ответивших отметили рост в вузах численности иностранных студентов. Количество иностранных студентов в России постоянно растет, как сообщают в пресс-службе Минобрнауки. В 2015/16 учебном году общее количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, составило более 270 тыс. человек, а в предыдущем их было 220 тыс. Иностранцы составляют 6 % от общего числа обучаю-
щихся [2]. 6,6 % отмечают рост сотрудничества между отечественными и зарубежными вузами, 2 % - постоянное обновление учебного материала (рис. 3).
24 октября 2007 г. был подписан закон о переходе России на двухуровневую систему высшего образования. Этот акт является результатом вступления России в так называемый Болонский процесс [3].
В ходе исследования мы попытались выявить отношение преподавателей к переходу на двухуровневую систему. Были получены следующие результаты: 66,7 % опрошенных полагают, что данный переход сказался отрицательно на системе образования, так как в рамках специалитета каждый получал большее количество профессиональных знаний для дальнейшего трудоустройства.
26,7 % респондентов относятся положительно к данному преобразованию, так как каждый сам решает, какое количество времени потратить на обучение.
6,6 % занимают промежуточную, нейтральную позицию, аргументируя свой выбор тем, что данный переход не оказывает существенного влияния на полученные в итоге знания (рис. 4).
Увеличение численности иностранных
студентов
6,9 %
Рост сотрудничества между отечественными и зарубежными вузами
Постоянное обновление учебного материала, образовательных программ
Двухуровневая система образования
6,6 %
2,0 %
8,2 %
Формирование единого образовательного
пространства
Доступность знаний и образовательных услуг посредством сети Интернет
17,4%
23,4%
Переход университетов к рыночной системе
отношений
23,7%
Создание конкурентной среды поставщиков образовательных услуг
11,8%
Рис. 3. Основные стороны воздействия глобализации на высшее образование
Рис. 4. Отношение к переходу вузов на двухуровневую систему образования
Подводя итог проведенного исследования, можно сделать вывод, что процесс глобализации оказывает все большее влияние на современные университеты, что приводит к росту академического капитализма, переходу университетов к рыночной системе отношений, происходит деформация системы образования, ее ухудшение. Научные сотрудники предпочитают получать доходы от интеллектуальной собственности в ущерб качеству предлагаемых образовательных услуг.
Список литературы
1. Урнов М. Россия в XXI веке: вызовы и возможные ответы (взгляд либерала). URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-375451 .html (дата обращения: 20.02.2016).
2. Комраков А. Количество иностранных студентов в России за год выросло на четверть // Независимая газета. 2016. 12 июля.
3. Власова Е.М. Проблемы перехода российского общества к двухуровневой системе высше-
го образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 89-93.
References
1. Urnov M. Rossiya v XXI veke: vyzovy i voz-mozhnye otvety (vzglyad liberala) [Russia in the 21st century: challenges and possible answers (opinion of the liberal)]. (In Russian). Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-375451 .html (accessed 20.02.2016).
2. Komrakov A. Kolichestvo inostrannykh studen-tov v Rossii za god vyroslo na chetvert' [The number of foreign students in Russia has grown about a quarter]. Nezavisimaya gazeta [Independent Newspaper], 2016, 12 July. (In Russian).
3. Vlasova E.M. Problemy perekhoda rossiyskogo obshchestva k dvukhurovnevoy sisteme vysshe-go obrazovaniya [The problems of transition to a two-level system of higher education in Russia].
Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya -Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 1, pp. 89-93. (In Russian).
Поступила в редакцию 10.07.2017 г. Отрецензирована 15.08.2017 г. Принята в печать 26.10.2017 г.
Received 10 July 2017 Reviewed 15 August 2017 Accepted for press 26 October 2017
UDC 316.334.2
ON THE ISSUE OF BASIC SIDES OF GLOBALIZATION INFLUENCE ON HIGHER EDUCATION (BASING ON AUTHOR'S SOCIOLOGICAL RESEARCH) Anastasiya Andreevna SHCHERBAKOVA
Post-Graduate Student, Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: nasty681993@mail.ru
Higher education in modern society is increasingly called the basic social institution that meets the need of a postindustrial information global society in the creation, increment and translation of knowledge. In many sociological theories of modern society, it is the university that becomes the basis of social change, the center of sociality, culture, social communications and interactions. The modern system of higher (university) education is in the process of constant transformation. Most of all, the changes in universities are influenced by the processes of globalization. In modern science, globalization is seen as a complex process of worldwide economic, political and cultural integration and unification that affects all areas of society. The process of globalization determines the transition of higher education as a social institution to the principles of social organization. Such trends form a new model of the university - entrepreneurial, there is an increase in the values of academic capitalism, a decrease in the prestige of the national model of education. The attitude of teachers of the Russian universities to the process of globalization and the influence that it exerts on higher education is considered. As the results of the sociological survey have shown, the process of globalization is now comprehensive, affecting all spheres of the life of human society, also influencing the institution of higher education.
Keywords: university; globalization; education; higher education; academic capitalism
Для цитирования: Щербакова А.А. К вопросу об основных сторонах воздействия глобализации на высшее образование (на основании авторского социологического исследования) // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 4 (12). С. 42-46.
For citation: Shcherbakova A.A. K voprosu ob osnovnykh storonakh vozdeystviya globalizatsii na vysshee obrazovanie (na osnovanii avtorskogo sotsiologicheskogo issledovaniya) [On the issue of basic sides of globalization influence on higher education (basing on author's sociological research)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchest-vennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 42-46. (In Russian, Abstr. in Engl.).