Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАНИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАНИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОД / МЕДИЙНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / MEDIA LITERACY / INFORMATION LITERACY / MEDIA EDUCATION / PARENTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусанов Жаслан Аубакарович

Автор статьи актуализирует проблему воспитания медиайно-информационной грамотности в аспекте информационной культуры человека. В статье представлено понимание медийно-информационной грамотности школьника, основанное на исследованиях современных педагогов и экспертов ЮНЕСКО. Дана характеристика антропологического подхода, принципов данного подхода в воспитании медиайно-информационной грамотности школьника. Предложена оригинальная идея рассмотрения антропологического императива через слияние аксиоматики и аксиологии. Педагогическая аксиология описана через ценности медиасреды и информационного общества. Аксиоматические положения расширяют теоретические представления о процессе воспитания медийно-информационной грамотности школьника на основе свойств и признаков, представленных автором статьи. В статье делается вывод о значимости антропологического императива в решении поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL EMPIRE OF EDUCATION OF MEDIA AND INFORMATION LITERACY OF SCHOOLCHILDREN

The author of the article actualizes the problem of education of media and information literacy in the aspect of human information culture. The article presents an understanding of the student’s media and information literacy, based on the research of modern UNESCO teachers and experts. The characteristic of the anthropological approach, the principles of this approach in the education of media and information literacy of a student are given. The original idea of considering the anthropological imperative through the merger of axiomatics and axiology is proposed. Pedagogical axiology is described through the values of the media environment and the information society. Axiomatic provisions expand the theoretical understanding of the process of educating a student’s media and information literacy based on the properties and attributes presented by the author of the article. The article concludes that the anthropological imperative is significant in solving this problem.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАНИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. Абрамовский А.Л. Роль дистанционного обучения на современном этапе глобализации российского высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-distantsionnogo-obucheniya-na-sovremennom-etape-globalizatsii-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 23.05.2020).

2. Блохин В.Н. Дистанционное образование - новая возможность в условиях глобализации [Электронный ресурс1 // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 828-833.

3. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 77-80.

4. Нейман С.Ю., Буренкова С.В., Груенко С.Е., Дальке С.Г., Долгова Т.В., Кожевникова И.Ю., Охотникова Е.П., Певцова В.А., Сохрякова Е.С. Перспективы развития системы непрерывного образования в новых социально-экономических условиях. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015.

5. Никитенко В.Н. Российское образование в условиях глобализации на страницах журнала «Философия образования» // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 8-17.

6. Bakhtiari, S., Shajar, H. Globalization And Education: Challenges And Opportunities// International Business & Economics Research Journal (IBER).2006. Vol. 5 No. 5(2). https://doi.org/10.19030/iber.v5i2.3461.

7. Patricia Fox, Stephen Hundley (August 1st 2011). The Importance of Globalization in Higher Education, New Knowledge in a New Era of Globalization, Piotr Pachura, Intech Open, DOI: 10.5772/17972. Available from: https://www.intechopen.com/books/new-knowledge-in-a-new-era-of-globalization/the-importance-of-globalization-in-higher-education.

Педагогика

УДК 371

аспирант Кусанов Жаслан Аубакарович

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАНИЯ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ

ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Автор статьи актуализирует проблему воспитания медиайно-информационной грамотности в аспекте информационной культуры человека. В статье представлено понимание медийно-информационной грамотности школьника, основанное на исследованиях современных педагогов и экспертов ЮНЕСКО. Дана характеристика антропологического подхода, принципов данного подхода в воспитании медиайно-информационной грамотности школьника. Предложена оригинальная идея рассмотрения антропологического императива через слияние аксиоматики и аксиологии. Педагогическая аксиология описана через ценности медиасреды и информационного общества. Аксиоматические положения расширяют теоретические представления о процессе воспитания медийно-информационной грамотности школьника на основе свойств и признаков, представленных автором статьи. В статье делается вывод о значимости антропологического императива в решении поставленной проблемы.

Ключевые слова: антропологических подход, медийная грамотность, информационная грамотность, медиаобразование, воспитание школьника.

Annotation. The author of the article actualizes the problem of education of media and information literacy in the aspect of human information culture. The article presents an understanding of the student's media and information literacy, based on the research of modern UNESCO teachers and experts. The characteristic of the anthropological approach, the principles of this approach in the education of media and information literacy of a student are given. The original idea of considering the anthropological imperative through the merger of axiomatics and axiology is proposed. Pedagogical axiology is described through the values of the media environment and the information society. Axiomatic provisions expand the theoretical understanding of the process of educating a student's media and information literacy based on the properties and attributes presented by the author of the article. The article concludes that the anthropological imperative is significant in solving this problem.

Keywords: anthropological approach, media literacy, information literacy, media education, parenting.

Введение. В условиях развития информационного общества XXI века система образования обогащается содержанием, которое получают руководители, педагоги и воспитатели, в том числе, из средств массовой информации. Непрерывные информационные потоки, разнообразие каналов коммуникации, продуктивное информационно-коммуникационное взаимодействие субъектов образования указывает на необходимость в становлении нового качества личности обучающегося, отвечающего требованиям современного общества, государства и своим потребностям в саморазвитии. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования насквозь пронизан идеями воспитания медийно-информационной грамотности школьника в аспекте коммуникативной компетенции, речевых умений, способности самоорганизации и рефлексии [2]. Особое место в стандарте ФГОС ОО отводится различным исследовательским действиям, которые связаны с работой в средствах массовой информации: смысловое чтение, самоконтроль и самооценка коммуникативной деятельности, установление содержательно-логических связей, осознание увиденного и прослушанного, понимание и использование средств медиа в учебных целях.

Международные эксперты ЮНЕСКО в своем докладе утверждают о необходимости внедрения ряда практикоориентированных навыков как результатов школьного образования [6]. Среди наиболее значимых отмечаются идентификация и анализ информации; передача основной мысли через слова, образы и метафоры, изображения и описания; соучастие в коммуникативных практиках (обобщение, интерпретация, упорядочивание), создание презентаций, дневников, творческих работ в социальных сетях; активизация информационно-коммуникативного взаимодействия через агитацию, пропаганду, умозаключения,

рассуждения в текстовом, графическом или аудиовизуальном формате. Данные требования, с одной стороны, раскрывают потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе школьного образования, а с другой - усиливают кризис антропологического подхода в становлении человеческого в человеке из-за жесткого влияния СМИ как в целом на образование, так и на жизнь личности обучающегося.

В этой связи возникает необходимость в рассмотрении антропологических аспектов воспитания медийно-информационной грамотности школьника, обосновании теоретических предпосылок в исследовании данного процесса с позиции философского понимания бытия человека.

Цель статьи: раскрыть суть антропологического подхода в воспитании медийно-информационной грамотности школьника.

Изложение основного материала статьи. Антропологический императив выступает приоритетным для школьного образования, требующий человекоцентрированного понимания разрешения проблемных ситуаций в развитии и становлении школьника от начального до старшего звена. Среди основных затруднений школьного образования с данных позиций становятся: снижение культуросозидательного потенциала детства, обессмысливание жизни в реальном обществе, школьная перезагрузка как проблема обеспечения безопасности школьника и сохранения его здоровья. Возрастание роли информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании и динамичное развитие информационного общества повлекли за собой ряд последствий, связанных с распространением практики использования средств массовой информации в образовании. Достоверность и надежность источников работы с медиаинформацией при этом остается проблемным вопросом, требующим разрешения в аспекте воспитания медийно-инфрмационной грамотности школьников.

Сегодня необходимо обратиться к пониманию самой личности обучающегося, его ценностным ориентациям, установкам и смыслам жизни, задающим вектор его деятельности в отношении окружающей действительности. Погруженный в социальные сети, сеть Интернет, телевидение и другие источники информации школьник непрерывно занимается обогащением собственных знаний, качественный результат которых зависит от грамотности владения средствами медиа и информационными технологиями. Задача школьного образования воспитать культуру нового поколения, связывающего учебную и познавательную деятельность с поиском и отбором информации из СМИ.

Медийно-информационная грамотность личности является предметом исследований в различных научных областях.

Е.В. Качева связывает медийно-информационную грамотность школьника с информационно-поисковыми и аналитическими компетенциями, полагая, что данные качества лежат в основе общей информационной культуры [4]. Кризис критического мышления, по мнению исследователя связан с недостаточным вниманием педагогических кадров к вопросу развития у школьников культуры общения с медиа. Профессор А.В. Федеров также обозначает необходимость формирования умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов в рамках освоения образовательных программ в школе [5]. Слияние информационной и медиаграмотности в единое понятие расширяет круг возможностей для понимания направлений исследований ЮНЕСКО, специалисты которого определили три аспекта понимания медийно-информационной грамотности: функционал информационно-библиотечных систем как средств медиа; условия распространения информации в средствах массовой информации и информационных службах; оценка качества работы с информацией в медиасреде [1, 3].

Рассматривая процесс воспитания медийно-информационной грамотности школьника нам необходимо обратиться к антропологическим аспектам данного процесса. Исследование единства биологического, психического, духовного и социального выступает системооразующим ядром антропологического императива школьного образования. Школьник в данном случае выступает свободным, самостоятельным, ответственным человеком, готовым к самодетерминируемому и саморегулируемому поведению. Человекоцентрическое образование как концептуальное основание процесса воспитания личности предполагает развитие и становление человека через коммуникацию с субъектами образования, в том числе, с современными информационно-коммуникационными системами, исключительно в интересах личности. Педагогическая антропология в этой связи предопределяет смыслообразующие доминанты процесса воспитания медиайно-информационной грамотности школьника. Рассмотрим их подробнее.

Первое. Антропологический подход как механизм осуществления воспитательного процесса с целью формирования и развития медийно-информационной грамотности школьника базируется на принципах синергетичности, дополнительности, плюрализма, гуманности, целостности. Обоснованные в трудах педагогов-исследователей принципы педагогической антропологии обеспечивают понимание гуманистической направленности процесса воспитания в целом. Так, антропологический подход обеспечивает равность школьников в своих правах, понимание, защиту и поддержку в процессе воспитания. Медийно-информационная грамотность при этом расширяет границы педагогического смысла антропологического подхода в аспекте организации педагогического процесса с возможностью проживать каждый период детства в условиях успешной социализации в современной медиасреде. Не потерять, а обрести индивидуальность при работе с медиаинформацией в образовательном процессе требует от педагогов методического сопровождения процесса воспитания медийно-информационной грамотности школьника.

Общеизвестная информационная подготовка школьника, ориентированная на обучение работе и анализу разнообразной информации (традиционных и электронных текстов) сегодня расширяет понимание в аспекте медиаобразования. Медиакомпонент информационной подготовки обусловлен включением в школьную подготовку таких элементов, как работа с информационным ресурсом - медиатекстом; поиск информации за рамками информационно-образовательной среды - в медиасреде; критическое отношение к медиаинформации, позволяющее создавать личный медиапродукт. В этой связи антропологический подход к воспитанию медийно-информационной грамотности школьника требует от педагога «детоцентричности», диалектичности, ориентации на сотрудничество, способности насыщать пространство жизни школьника разнообразными впечатлениями, реализации своей человеческой природы посредством медиа. Педагогу необходимо культивировать оптимизм, тактичность, рефлексивность, терпение, толерантность, чувство юмора и самокритичность, которые расположат школьника к изменению своих стереотипов, расширению медиакругозора, информационной открытости, диалоговому взаимодействию.

Таким образом, процесс воспитания медиайно-информационной грамотности школьника на основе антропологического подхода представляет собой пространство совместного бытия, диалога, содействия педагога и школьника в современной медиасреде. Взаимное движение друг к другу обеспечивается путем организации медиатворчества с коллективной работой над медиатекстами, созданием совместных медиапродуктов, обогащением медиасреды с учетом осознанного и свободного выбора школьником своей роли в ней. Воспитательное пространство медийно-информационной грамотности предполагает коллективную рефлексию, совместное планирование медапроектов, делегирование информационно-коммуникационной функции учебной деятельности школьнику.

Второе. Педагогическая аксиология предопределяет ценности антропологического императива в воспитании медийно-информационной грамотности школьника. Основными ценностями при этом выступают: солидарность, внимание, уважение и терпимость, сопереживание, доверительное общение, диалог, открытость. Единство аксиоматики и аксиологии культивирует антропологически грамотную технологию воспитания медийно-информационной грамотности школьника. Целью данной технологии выступает формирование современной информационно грамотной медиаличности. В достижении данной цели педагогическая аксиология предлагает выделить направления, обусловленные ценностями антропологического подхода: создание условий для здоровьесбережения (особенно при работе с информационными технологиями); обеспечение гуманности, заботы и нежности в медиасреде; стимулирование медиатворчества и креативности при создании сосбвтенных медиапродуктов; предоставление свободы и ответственности, прав и обязанностей при работе с медиаинформацией; актуализация культуры в аспекте развития современного информационного общества; усиление роли воспитания как принципа совместной медиадеятельности.

Третье. Аксиоматические положения процесса воспитания медийно-информационной грамотности культивируют антропологический подход в школьном образовании. По мнению исследователей, природа ребенка и взрослого единообразна, что позволяет судить о возможности его автономного участия в педагогическом процессе. Педагог и школьник в процессе воспитания медийно-информационной грамотности взаимозависимы от условий бытия и развития, которые в свою очередь обусловлены признаками природы человека: активность, разумность, креативность, социальность, индивидуальность, консервативность, динамичность. При этом развитие ребенка, исходя из антропологического императива, происходит хаотично и чувствительно. Процесс воспитания медийно-информационной грамотности в этой связи предопределяет свойства пластичности (конструирование персональной медиасреды и медиапространства школьника), адаптивности (персонализация медиаинформации), активности (непрерывная динамика медиаконтекста), непосредственности (наглядность и интенсивность медиатворчества).

Общение выступает одним из основных антропологических аспектов воспитания медийно-информационной грамотности школьника, поскольку в медиасреде используются разнообразные формы межсубъектного взаимодействия. Включение школьника в медиаобщение развивает интеллектуальную, эмоциональную и ценностную атмосферы окружающей его действительности. Насыщение диалога впечатлениями, яркими моментами, интересными фактами из жизни имеет фундаментальное начение для работы в медиасреде. Таким образом, воспитание рассматривается не только как процесс воздействия, но и как совместная взаимообусловленная деятельность взрослого и ребенка, в которой на первый план выходят диалог, содействие и поддержка.

Выводы. Современное информационное общество требует от системы школьного образования формирования и воспитания новой личности выпускника - медиаличности. В этой связи воспитание медийно-информационной грамотности, как необходимого качества для успешной социализации и жизнедеятельности в целом, выступает значимым условием развития личности школьника. Антропологические императивы в воспитании медийно-информационной грамотности школьника подчеркивают важность Человека как высшей ценности бытия, а Ребенка как уникальную индивидуальность целостной воспитательной системы. Учет аксиологического и аксиоматического аспектов в реализации данного процесса позволит достичь эффективного результата не только в становлении медиаличности, но и в совершенствовании школьного образования в целом.

Литература:

1. Бондаренко, Е.А. Медиаобразование: шаг в будущее. Исследования лаборатории медиаобразования ИСМО РАО / Е.А. Бондаренко // Ученый совет. - 2013. - № 8. - С. 57-64; То же [Электронный ресурс]: [презентация] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/20l3/mil/bondarenko.pdf

2. Жилавская И.В. Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании [Электронный ресурс] / И.В. Жилавская // Magister Dixit. - 2011. - № 3. - Доступ из науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru; То же: [сайт журнала]. - Режим доступа: http://md.islu.rU/sites/md.islu.ru/files/rar/zhilavskaya_i.v._mediainformacionnaya_gramotnost1_posledniy_variant.pd

3. Завершилась Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.): [обзор и материалы конференции] [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/news/1427/?returnto=0&n=1

4. Качева Е.В. Возвращение домой, или Итоги приключения любознательных / Е. Качева // Режим доступа: http://www.nachalka.com/rkipling_itogi.

5. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Электронный ресурс]: [монография] / А.В. Федоров. - Москва: Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - Режим доступа: http://www. ifap. ru/library/book430.pdf

6. Шибаева, Е.А. Концептуализация основных тенденций развития информационного общества. Информационная грамотность в центре внимания экспертов ЮНЕСКО / Е.А. Шибаева // Библиотековедение. - 2012. - № 4. - С. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.