Научная статья на тему 'К проблеме формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования'

К проблеме формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MEDIA EDUCATION / MEDIA INFORMATION LITERACY / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов Петр Александрович

Статья рассматривает теоретические аспекты проблемы формирования значимых медиа-качеств педагога дополнительного образования в условиях глобальной информатизации образования. Раскрывается сущность медиаинформационной грамотности в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Приводится характеристика медиаличности, готовой к информационно-коммуникационному взаимодействию на основе медиатехнологий в современно дополнительном образовании. Автор приходит к выводу о значимости формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of formation of media information literacy of a teacher of additional education

The article considers the theoretical aspects of the problem of forming the significant media qualities of an additional education teacher in the context of global informatization of education. The essence of media information literacy in the professional activity of the teacher of additional education is revealed. The characteristic of medialism, ready for information and communication interaction based on media technologies in modern supplementary education, is given. The author comes to the conclusion about the importance of the formation of media information literacy of the teacher of additional education.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования»

высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.

Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.

Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.

Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, чем в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени как продолжительность школьного урока 40-45 минут. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более эмоционален, экспрессивен и театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все интересное, неожиданное и новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха, а как следствие -повысить учебную мотивацию. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Выводы. Интересным и важным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.

Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь лишений и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более яркой и наполненной жизни.

Литература:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2012. - 128 с.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2012. - 98 с.

3. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М., 2014. - 51 с.

4. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. - Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2010. - 224 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант кафедры педагогики и социологии Игнатов Петр Александрович

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья рассматривает теоретические аспекты проблемы формирования значимых медиа-качеств педагога дополнительного образования в условиях глобальной информатизации образования. Раскрывается сущность медиаинформационной грамотности в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Приводится характеристика медиаличности, готовой к информационно-коммуникационному взаимодействию на основе медиатехнологий в современно дополнительном образовании. Автор приходит к выводу о значимости формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаинформационная грамотность, педагог дополнительного образования.

Annotation. The article considers the theoretical aspects of the problem of forming the significant media qualities of an additional education teacher in the context of global informatization of education. The essence of media information literacy in the professional activity of the teacher of additional education is revealed. The characteristic of medialism, ready for information and communication interaction based on media technologies in modern supplementary education, is given. The author comes to the conclusion about the importance of the formation of media information literacy of the teacher of additional education.

Keywords: media education, media information literacy, teacher of additional education.

Введение. Способность адекватно адаптироваться в потоках медиаинформации, осуществлять эффективный информационный обмен, заниматься поиском, анализом, критической оценкой и созданием медиатекстов в различных формах - наиболее значимые качества личности в современном информационном обществе. Особо важной медиаинформационная грамотность выступает для педагогов, поскольку через

образовательную деятельность происходит формирование нового поколения информационного общества, его обновление и модернизация информационно-коммуникационных потоков между субъектами. Удовлетворение информационных потребностей педагога (знание и умение пользоваться информационными ресурсами, эффективный отбор необходимой учебной информации, осуществление медиакоммуникации с субъектами образовательного процесса) требует использования оптимальных медиаинформационных технологий.

Формирование медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования предполагает непрерывный процесс обновления знаний и способов действий в области медиаобразования: комплектование и раскрытие библиотечного фонда, систематическое изучение информационных потребностей пользователей, создание комфортных условий для их удовлетворения, повышение уровня библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знаний, популяризация информационных услуг. Осуществление данных процессов необходимо с момента поступление будущих педагогов дополнительного образования в университет и продолжать их в профессиональной деятельности. Система дополнительного образования многогранна и многофункциональна, дифференциация ее образовательных возможностей предполагает высокий уровень медиаинформационной грамотности педагогов, поскольку обучение может проходить в режиме онлайн, с помощью медиатехнологий, программ и специализированных приложений. Таким образом стоит отметить значительную актуальность и своевременность рассмотрения проблемы формирования медианформационной грамотности педагога дополнительного образования.

Цель статьи: провести теоретический анализ проблемы формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Понятие «медиаинформационная грамотность» новое для отечественного образования и педагогической науки, поскольку его возникновение приходится на начало 21 века в системе медиаобразования. Основным теоретическим осмыслением данного понятия выступает интеграция категорий «информационная» и «медийная» грамотность. Эксперты ЮНЕСКО предложили конвергенцию двух видов грамотности, которые в своей сущностной характеристике основаны на идентичных концептах «медиа» и «информации». В результате данная идея была положительно воспринята научным сообществом различных стран в области медиаобразования.

Обоснование проблемного поля формирования медиаинформационной грамотности личности произошло более концептуально при проведении в 2012 году Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества при участии ИФЛА, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Секретариата ЮНЕСКО. По результатам работы конференции было выработано определение медиаинформационной грамотности, которое вошло в «Московскую декларацию о медиа- и информационной грамотности» (Москва, 2012) [1]: совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека».

Дополнение данного понятия можно увидеть в исследованиях современных ученых (Гендина Н.И. [2], Костова Р. [3], Чичерина Н. В. [4]), которые предполагают, что личность, обладающая медиаинформационной грамотностью способна использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности; обладает высоким уровнем знаний в области требований к конкретной информации и способов ее получения; владеет пониманием целей создания и распространения информации; реализует функции СМИ; готов к эффективному анализу, сообщению, представлению информации, определению ее достоверности. Таким образом, следует сделать вывод о том, что медиаинформационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности.

Понятие «медиа» в медиаинформационной грамотности является ключевым, поскольку оно характеризует требования современного общества и государства к личности. Педагог дополнительного образования должен владеть средствами медиапространства: широчайший спектр средств образовательной коммуникации, которые служат передаче разного рода учебного контента от источника к его получателю (произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и реклама во всех ее проявлениях, и теле- или радиопрограмма, публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ). Медиа в системе дополнительного образования особым образом организуют процесс восприятия обучающимся информации. Создавая коммуникативные связи, педагог дополнительного образования способен удалить из коммуникации пространство и время и насквозь пронизывать все сферы жизни. Личность обучающегося при этом, пропуская через себя потоки информации и преобразуя их, становится источником новой познавательной информации.

Основным умением, характеризующим медиаинформационную грамотность педагога дополнительного образования, выступает создание медиатекстов. В системе дополнительного образования особо актуальными становятся блоги педагогов, форумы и чаты, медиаучебники (электронные), онлайн-курсы, занятия в социальных сетях. В данном случае важным аспектов выступает понимание «информации» как качественного учебного контента, разрабатываемом педагогом. Современное понимание информации соответствует идее всепроникающей медийности, опосредованности, коммуникационности. Информация в образовательно процесса дополнительного образования может существовать только в движении. Совершенно очевидно, что закрытые учебные материалы становятся информацией только в случае их открытости и доступности.

Для формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования фундаментальным представляется принцип целостности коммуникативного акта, в котором медиа как средства образовательной коммуникации неразрывно связаны с учебной информацией. В постиндустриальном обществе в момент перехода цивилизации от бумажных носителей информации к эпохе электричества, в результате беспрецедентного скачка в производстве информации и появления новых

каналов ее доставки, сформировались два направления теоретического и практического осмысления коммуникации, в основу которых были заложены базовые сущности коммуникации - медиа и информация.

Таким образом, медиаинформационная грамотность как качественная характеристика педагога дополнительного образования требует постоянного теоретического осмысления, уточнения сущности, понимания образовательным сообществом необходимости ее наличия.

Первое. В структуре медиаинформационной грамотности педагога видится необходимым выделить структурные области:

1. Готовность к использованию информации - комплекс знаний и навыков, необходимых для эффективного использования источников информации, начиная с момента признания факта недостатка информации, включая определение потребности в информации, отбор источников информации, нахождение необходимой информации и ее критическую оценку и заканчивая использованием информационных ресурсов на рабочем месте и их публичным представлением в соответствующей форме. Значимость информационных навыков педагога дополнительного образования бесспорна. Они не только играют важную роль в подготовке к процессу обучения на протяжении всей жизни, но и являются одним из ключевых условий участия граждан в информационном обществе и определяют их развитие.

Эти навыки приобретают все большее значение, особенно в контексте развития новых информационно-коммуникационных технологий и стремительного роста электронных источников информации. Распространенность таких понятий, как поисковый шум, дезинформация или избыток информации, заставляет осознать, что информация не просто окружает человека, но зачастую начинает довлеть над ним. значит, каждый из нас должен владеть набором навыков и знаний, обеспечивающих эффективное использование информационных ресурсов. Эти навыки сгруппированы в четырех основных секторах: источники информации, поиск информации, критический подход, управление информацией.

2. Ценностное отношение педагога дополнительного образования к медиасреде.

Находясь в медиасреде, мы педагог взаимодействует с другими пользователями системы дополнительного образования, с самой средой, имеет дело с отношениями между группами и внутри групп. Размышляя над моделью медиаинформационного общения субъектов дополнительного образования, приходим к заключению, что традиционная модель «отправитель - получатель» уже не отражает сегодняшнюю образовательную реальность. Процесс коммуникации в системе дополнительного образования происходит сейчас по многим направлениям и с использованием различных моделей: «один-на-один» (личное общение), «один-со-многими» (например, комментарий в социальной сети), «многие-с-одним» (реакция на опубликованный комментарии) и «многие-со-многими» (дискуссия), где каждый участвующий может являться как источником, так и получателем сообщений. Именно педагог устанавливает отношения внутри учебной группы или с образовательной средой иного характера/иной степени устойчивости. Для характеристики навыков, которые необходимы для установления отношений в медиасреде, соответствующих поставленным педагогом целям, выделены три главных параметра: образ, средство передачи учебной информации и образовательная среда.

3. Знание языка медиа. Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в первой половине XX века стала учитывать новые явления - явления аудиовизуальной культуры. зародилась дискуссия о принципах и правилах («грамматике») кино- и телевизионной культуры. Создатели этого подхода (Си1кт, McLuhan) были убеждены, что аудиовизуальные медиа станут новым языком человечества, которому будут присущи те же функции, что и английскому языку. Они считали, что использованию этих средств выражения надлежит обучать так же, как и навыкам владения традиционными языковыми средствами. Педагог дополнительного образования должен знать такие виды источников медиасообщений, как компьютерные игры и блоги с точки зрения новых языков общения. Ключевой концепцией здесь является «текст», под которым мы подразумеваем не только написанную или напечатанную информацию, но всякий продукт культурной деятельности человека - от скульптуры и живописи через кино к мультимедийной продукции. Знания медиаязыка в аспекте образовательной практики требует осознания лингвистической природы различных медиа, функций медиасообщений и культуры медиакоммуникации.

4. Владение педагогом дополнительного образования творческими способами использования медиасредств - создание сообщений с использованием современных электронных средств, знание нового оборудования и нового программного обеспечения для создания, обработки учебной информации в цифровой форме. Производство и обработка учебного контента предполагают его представление, что может оказаться полезным в процессе работы с учебными материалами. В данном случае мы необходимо обратиться к мультимедийным средствам, понимаемым как сочетание различных форм медиа; сообщениям, транслируемым медиа (например: электронное повествование - цифровые рассказы, которые по сути являются короткими видеофильмами, синтезом звука, фотографий, видеоэпизодов и текста) и гипермедиа (сочетанием сообщений различных медиа на основе архитектуры гипертекста).

5. Сформированность этики поведения в информационной и медийной среде. Одного владения техническими и социальными навыками педагогу дополнительного образования недостаточно, ведь существующие сегодня широко доступные информационные средства сами по себе не связывают пользователя какими-либо этическими обязательствами. Набор этических навыков в аспекте медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования должен прежде всего подчеркнуть необходимость индивидуальной работы в этой области со стороны всякого получателя информационного и медиаобразования.

Второе. Проведенное анкетирование среди педагогов дополнительного образования показало, что медиаактивностью обладают всего 29,1% опрошенных: осуществляют поиск (34,5%), получение (29,3%), потребление (16,7%), передачу (23,4%), производство (15,9%), распространение (21,1%) информации педагоги дополнительного образования не в полной мере или в большинстве случаев только в традиционной форме (без использования медиасредств). Кроме того, респонденты показали низкий уровень осознания потребности в медиаинформации; знаний об областях ее получения; умением ее получения, раскодировки, анализа с разных точек зрения, использования, закодирования и передачи. Ценностями педагогов дополнительного образования как личностей, владеющих медиаинформационной грамотностью выступают, по мнению участников опроса: идея свободы и ответственности, идея разнообразия, идея изменчивости, идея полилога, идея партнерства и взаимодействия, идея взаимообусловленности, идея признания индивидуальности, идея развития, идея критической солидарности и самокритики. В целом опрос показал,

что у современного педагога дополнительного образования уровень медиаинформационной грамотности недостаточен, что актуализирует проблему формирования данного качества.

Третье. Барьерами, сдерживающими формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования, являются:

- отсутствие единого подхода к пониманию сущности информационной подготовки и медиаобразования. Не только в массовом сознании, но и на уровне государственной политики информационная подготовка ассоциируется преимущественно с компьютерной грамотностью и ИКТ-грамотностью;

- стихийность, необязательность информационной подготовки и медиаобразования для педагогов дополнительного образования;

- отсутствие в центров, координирующих усилия многочисленных специалистов различных областей знания в целях формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.

К числу наиболее острых проблем относятся:

1. Отсутствие целостной концепции формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования, охватывающей все ступени системы непрерывного образования. Вследствие этого идея информационной подготовки связывается преимущественно с ликвидацией компьютерной безграмотности и овладением навыками работы с персональным компьютером.

2. Параллелизм и нескоординированность деятельности библиотек и образовательных организаций по медиаобразованию.

3. Дефицит квалифицированных педагогических кадров, призванных обеспечивать исследуемый процесс.

4. Дефицит современных учебно-методических изданий, включая электронные учебные пособия, необходимые для формирования медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.

5. Разноуровневость и различная степень развитости инфраструктуры информационной подготовки в различных регионах России, включая различную степень оснащенности персональными компьютерами и подключением к скоростному Интернету, а также нехватка полноценных информационных ресурсов, на базе которых должно проводиться формирование медиаинформационной грамотности педагога дополнительного образования.

Выводы. Таким образом, актальность проблемы формирования медиаинформационной грамотности педагог дополнительного образования обусловлена следующими факторами:

- виртуализация информационного пространства, связанная с тем, что информационные образы объектов, персон и процессов теряют какую-либо связь с реальными образами;

- глобализация информационной среды, выражающаяся в том, что если раньше заинтересованный субъект читал газету, журнал, смотрел телевизор, слушал радио и получал индивидуальную картину происходящего; то теперь он может обратиться к электронной медийной системе, которая выдает ему в значительной мере готовые количественные и качественные выводы, сделанные на основе анализа всего массива публикаций и передач;

- появление принципиально новых коммуникационных форматов: Web 1.0 - производство содержания (контента) узкой группой специалистов для последующего потребления массой пользователей Сети; Web 2.0

- самостоятельное производство контента массой пользователей и активный обмен информацией между ними, возникновение социальных сетей; Web 3.0 - создание рекомендательных сервисов в Сети, формируемых исключительно на основе мнений потребителей.

Литература:

1. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года) [электронный ресурс] http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf

2. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н. И. Гендина // Библиосфера. - 2005. - № 1. - С. 55-62.

3. Костова Р. Курс обучения информационной грамотности / Р. Костова // Высшее образование в России.

- 2008. - № 7. - С. 152-154.

4. Чичерина Н. В. Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание [Электронный ресурс] / Н. В. Чичерина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 152-158. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/mediagramotnost-kak-klyuchevayakompetentsiya-sovremennogo-spetsialista-struktura-i-soderzhanie

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Зарема Имрановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье изучен процесс применения интерактивных методов обучения на уроках математики. Сделан вывод о том, что учитель математики становится активным участником образовательного процесса. Интерактивные методы позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств. Интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу - это тоже результат учебного сотрудничества.

Ключевые слова: интерактивные методы, интерактивная доска, урок математики, учитель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.