Научная статья на тему 'Проблемы медиаграмотности школьников в контексте ИТ-образования the problems of pupils within the context of IT-education'

Проблемы медиаграмотности школьников в контексте ИТ-образования the problems of pupils within the context of IT-education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Елена Витальевна

В работе рассматривается перспектива формирования медиаинформационной грамотности обучающихся младшего школьного возраста в рамках ИТ-образования. Обосновывается роль библиотек в образовательном процессе. Приводится тематический план занятий с младшими школьниками по медиаинформационной подготовке в структуре курса «Основы информационной культуры личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы медиаграмотности школьников в контексте ИТ-образования the problems of pupils within the context of IT-education»

Проблемы медиаграмотности школьников

в контексте ИТ-образования The problems of pupils within the context of IT-education

Е.В. Косолапова, г. Кемерово, НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, научный сотрудник, k-lena87@mail.ru

Аннотация

В работе рассматривается перспектива формирования медиаинфор-мационной грамотности обучающихся младшего школьного возраста в рамках ИТ-образования. Обосновывается роль библиотек в образовательном процессе. Приводится тематический план занятий с младшими школьниками по медиаинформационной подготовке в структуре курса «Основы информационной культуры личности».

The abstract

This paper considers the prospect of formating mediainformation literacy of primary school pupils within the IT education. The role of libraries in educational process is substantiated. The themed lesson plan with the primary school pupils on media-training in the structure of the course "Basics of personal information culture" is given.

В век информационных технологий все большее значение имеет особая - информационная подготовка людей к жизни в информационном обществе, так как успешность современного человека напрямую зависит от его умения ориентироваться в информационном потоке.

Обучение активному овладению технологией «информационного самообслуживания», включая приемы поиска, анализа и синтеза информации, технологию подготовки различных информационных продуктов, является задачей ИТ-образования. По мнению В.А. Сухомлина [1] «ИТ-образование — обширное поле профессионального образования, представляющее собой сложную область, развитие которой требует системного подхода». Этот принцип распространяется не только на узко ИТ-специальности, профессионалов в сфере информационных технологий, но затрагивает различные социальные категории, и, прежде всего, учащуюся молодежь.

Как писал Ч.П. Сноу, «Духовный мир все явственнее раскалывается на две противоположные части: технократическую культуру и гуманитарную культуру... Из этого положения есть только один выход: прежде

всего изменить существующую систему образования...» [5, С. 18-31] Для того, чтобы такой «раскол» не произошел, требуется внедрение ИТ-образования в программы обучения школьников, начиная с начальных классов. М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов в своей статье «Школа на пути к новой грамотности» [3] справедливо указывают: «Информационные технологии и феномен Интернета существенным образом влияют на систему образования, меняют содержание базовых умений и навыков, получаемых в школе» и называют это направление «новой грамотностью».

По нашему мнению, такая новая грамотность должна включать в себя информационную и медиграмотность, являющихся важнейшими компонентами информационной культуры личности.

4-6 ноября 2010 г. в г. Бангкоке (Таиланд) состоялось первое Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа и информационной грамотности, проведенное Сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО, Институтом статистики ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО. Главной особенностью совещания стало то, что по инициативе ЮНЕСКО впервые на международном уровне проблемы формирования информационной грамотности и медиагра-мотности, а также разработки соответствующих индикаторов, характеризующих готовность человека к полноценной жизни в информационном обществе, обсуждались экспертами из обеих сфер (медиаграмотно-сти и информационной грамотности), не порознь, а в комплексе, за одним «круглым столом» [2, С. 88 - 89].

На данном совещании обсуждалась возможность и обоснованность разработки единой системы показателей по медиаинформационной грамотности, выявления сходства и различий понятий «медиаграмотность» и «информационная грамотность».

В нашем сообщении будет более подробно рассмотрены проблемы медиаграмотности с позиции ИТ-образования.

Целью исследования является разработка учебной программы по медиаинформационной грамотности для детей младшего школьного возраста.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи.

• Выявление центров медиаисследований в России.

• Изучение документального микропотока авторефератов диссертаций

по медиаподготовке, защищенных в 1990-2010гг..

• Обоснование роли библиотек в формировании

медиаинформационной грамотности школьников.

• Разработка тематического плана занятий с младшими школьниками

в структуре курса «Основы информационной культуры личности».

В России проблемами медиаподготовки и медиаобразования занимались и занимаются многие ученые (Ю. Н. Усов, А. В. Шариков, Л.С. Зазнобина, К.М. Тихомирова, Г.А. Поличко, С.Н. Пензин, Н.Ф. Хилько и др.) Широкую известность в стране получила научная школа под руководством профессора А.В. Федорова, г. Таганрог. [6, 7, 8].

Нами был проанализирован документальный поток отечественных публикаций по медиаподготовке, который включал авторефераты диссертаций, монографии, научные статьи, электронные ресурсы.

В процессе исследования был рассмотрен микропоток авторефератов диссертаций по медиаподготовке, защищенных в РФ с 1990 по 2010 гг. Общий объем данного микропотока составил 124 названия.

Объектом анализа явились библиографические описания авторефератов диссертаций.

Анализ распределения диссертаций по научным специальностям показал, что наибольшее количество защищенных диссертаций приходится на следующие научные специальности: 13.00.00 «Педагогические науки» - 59% , 10.00.00 «Филологические науки» - 17%, 09.00.00 «Философские науки» - 6%. В целом спектр научных специальностей занимающихся медиаподготовкой достаточно широкий и включает помимо указанных выше политические, технические, экономические науки.

Анализ заглавий авторефератов диссертаций позволил выявить категории обучающихся, на которые направлена медиаподготовка. Наибольшее количество диссертаций посвящены медиаподготовке в системе общего и вузовского образования. Распределение авторефератов, соотнесенное со ступенями образования, представлено в таблице 1.

Табл. 1. Распределение авторефератов диссертаций

по ступеням образования

Ступень образования Количество

авторефератов

диссертации

Дошкольное образование 1

Общее образование 35

Начальное общее образование 3

Основное общее образование 9

Среднее (полное) общее образование 6

Специальное образование: 20

Высшее профессиональное образование 20

Среднее специальное образование 0

Как видно из приведенной таблицы, в диссертациях остаются практически не затронутыми проблемы медиаподготовки в дошкольном и среднем специальном образовании. Интересующему нас возрастному периоду (начальная школа) посвящено всего 3 диссертации.

По нашему мнению, медиаграмотность (англ. medialiteracy) можно определить как результат медиаобразования, умение использовать, оценивать, критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств, с целью формирования критического мышления человека.

В задачи медиаграмотности входит формирование критического мышления, воспитание творческой личности, на основе работы с медиа-текстом, используемым в СМИ, рекламе, художественных произведениях. Для того, чтобы проводить анализ такого текста, как отмечают А.В. Федоров, И.В. Челышева, Н.В. Чичерина, Л.С. Зазнобина, необходима специальная подготовка и выделение новой специальности - «медиапе-дагог». Это требует больших временных затрат, технического обеспечения, специальных знаний (написание сценариев, режиссура, съемки видеофильмов, прицельное занятие фотографией и т.п.)

В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» [4] выделена надпредметная (метапредметная) подпрограмма по формированию универсальных учебных действий в рамках ИКТ-компетентности обучающихся на ступени начального общего образования. Однако данная подпрограмма не отражает в полной мере возможности формирования личности в информационном обществе. Она предполагает обучение работе с информацией с использованием только средств компьютерной техники, но не содержит раздела, направленного на обучение умениям работы с традиционными источниками информации и, прежде всего, их аналитико-синтетической переработки.

Библиотеки традиционно были и остаются хранилищами информации. Современная библиотека располагает информационными ресурсами, подготовленными кадрами, готовыми на уровне современных требований заниматься подготовкой грамотных пользователей информации.

На базе детской библиотеки им. А.М. Береснева в 2011 - 2012 учебном году нами планируется проведение эксперимента по проведению внеурочных занятий по формированию медиаинформационной грамот-

ности учащихся 4 класса в рамках курса «Основы информационной культуры личности». За основу разработки тематического плана взята учебная программа курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся начальных классов, разработанная сотрудниками НИИ ИТ СС под руководством Н.И. Гендиной [9]. Разработанный тематический план представлен в таблице 2.

Табл. 2. Тематический план занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» для обучающихся 4 классов

№ п/п Тема занятиИ Количество часов

1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» 2

2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 1

3. Вторичные документы как результат анали-тико-синтетической переработки информации 1

4. Библиотеки как источник информационных ресурсов общества 1

5. Интернет как источник информационных ресурсов общества. Информационная безопасность школьника 1

6. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 1

7. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 1

8. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 1

9. Первичные документы как объекты аналити-ко-синтетической переработки 1

10. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 1

11. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 1

12. Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки 1

13. Технология подготовки планов 1

14. Технология подготовки рассказов 1

15. Технология подготовки писем 1

16. Технология подготовки отзывов 1

17. Технология подготовки автобиографий и биографий 1

Итого 18 часов

По нашему мнению, формирование информационной и медиагра-мотности позволит повысить уровень информационной культуры обучающихся и будет содействовать развитию ИТ-образования.

Литература

1. Владимир Сухомлин: Создание системы ИТ-образования — это совместный проект бизнеса и образования [Электронный ресурс]/ ГГ-спец.- №8, 2007. - Режим доступа: http://www.itspecial.ru/theme/Vladimir-Suhomlin_-_Cozdame-sistemy-ГT-obrazovamja-%o97-eto-sovmestnyj-proekt-biznesa-i-obrazovamj а/10136/default.asp?page=2

2. Гендина Н.И. Индикаторы медиа- и информационной грамотности и проблемы их разработки: первое международное совещание ЮНЕСКО // Библиосфера. - 2011. - №1. - С. 88 - 89

3. Горбунов-Посадов, М.М. Школа на пути к новой грамотности [Электронный ресурс]/ М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов. -Режим доступа: http://textbook.keldysh.ru/literacy/

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.- М., 2010.- 202 с.

5. Сноу, Ч.П. Две культуры [Текст]/ Сборник публицистических работ. М., 1973. С. 18-31

6. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня . - Москва, 2009. -234 с.

7. Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. -Таганрог: Издательство Кучма, 2007. - 228 с.

8. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учебное пособие для вузов. - Таганрог, 2004. - 319 с.

9. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.