УРУСОВА Лаура Хабаловна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, e-mail: [email protected]
ШИГАЛУГОВА Мариана Хасановна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции,
e-mail: [email protected]
О ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Важнейшей особенностью научно-технического прогресса является скорость его распространения. Такой темп роста науки и техники вызвали прогресс в глобализации с аналогичными темпами роста. Для общества и связанных с ним различных функционирующих элементов важно уметь приспосабливаться к таким изменениям. Ключом к этому станут возможности, предоставляемые образованием. Так же было бы важно задуматься о том, может ли среднестатистический человеческий мозг справиться с такими быстрыми изменениями на постоянной основе. Целью данного исследования является анализ глобализационных явлений в сфере образования. Для исследования процессов глобализации изучены различные области человеческой деятельности, где можно увидеть проявление глобализации в наиболее осязаемых формах (например, экономическая, социальная, культурная либо образовательная). Технологическая революция создала глобальную систему влияния и передачи информации в обществе. Одним из факторов глобализации является инновация. Лишь при постоянном росте уровня развития технологий есть потребность в инновациях. При комплексном и плодотворном взаимодействии всех участников педагогического процесса совместно со всеми социальными звеньями общества, а также при верном курсе современной системы национального образования успешная реализация целей модернизации образования в контексте глобализации возможна.
Ключевые слова: образование, глобализация, движущие силы глобализации, признаки и факторы глобализации, влияние глобализации на образование.
URUSOVA Laura Kh,
Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia
SHIGALUGOVA Mariana Kh.,
Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, Lieutenant colonel.
ABOUT THE PROBLEM OF MODERN EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-240-244 NIION: 2018-0076-4/22-617 MOSURED: 77/27-023-2022-4-816
Annotation. The most important feature of scientific and technological progress is the speed of its distribution. This growth rate of science and technology has caused progress in globalization with similar growth rates. It is important for society and the various functioning elements associated with it to be able to adapt to such changes. The key to this will be the opportunities provided by education. It would also be important to consider whether the average human brain can handle such rapid changes on a permanent basis. The purpose of this study is to analyze globalization phenomena in the field of education.
To study the processes of globalization, various areas of human activity have been studied, where one can see the manifestation of globalization in the most tangible forms (for example, economic, social, cultural or educational). The technological revolution has created a global system of influence and transmission of information in society. One of the factors of globalization is innovation. Only with a constant increase in the level of technology development is there a need for innovation.
With a comprehensive and fruitful interaction of all participants in the pedagogical process, together with all social links of society, as well as with the right course of the modern system of national education, successful implementation of the goals of modernizing education in the context of globalization is possible.
Key words: education, globalization, driving forces of globalization, signs and factors of globalization, impact of globalization on education.
Мы живем в эпоху глобализации. Гло-бализационным процессам подвержены все страны по всему миру. Быстро развивающееся явление порождает постоянные споры о своих негативных аспектах. Гораздо более полезным делом было бы понять признаки его проявления и движущие силы. При планировании учебного процесса это поможет извлечь максимальную пользу для человека и общества в целом.
Никакая конкретная сила или сущность не контролируют направление и темп этого нового явления. Глобализация представляет собой высокоинтерактивную систему, которая имеет большое значение для будущего общества.
Целью данного исследования является изучение степени воздействия глобализации на образовательный процесс. Любая дискуссия о влиянии глобализации на сферу образования будет неполной без комплексного понимания различных аспектов этого нового явления.
Задачи исследования:
- изучить движущие силы глобализации и причины их возникновения;
- рассмотреть различные области человеческой деятельности, где проявление глобализации можно увидеть в наиболее осязаемых формах (например, экономическая, социальная, культурная либо образовательная);
- выявить характер проявления признаков глобализации в различных областях жизни.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного изучения реализации образовательных трансформаций под влиянием гло-бализационных явлений, изучив при этом компоненты глобализации, влияющие на ее развитие и возможности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
Проблему образования в контексте глобали-зационных процессов исследовали в своих трудах А.Л. Болховской, Е.В. Говердовская, А.В. Ивченко [1]. Вопросами исследования процесса глобализации занимался А.Ю. Слепухин, а именно преобразованием в системе высшего образования в контексте общественных противоречий [2]. Проблемы образовательных структур в период трансформации социальных отношений исследовали М.В. Ушакова, Д.Е. Сорокин и Н.Н. Федотова [3; 4; 5].
Явление глобализации стало возможным благодаря достижениям науки и техники, что привело к появлению крупных прогрессивных технологий в ряде областей. Нововведения повлекли серьезные изменения в способах и возможностях коммуникации в обществе, начиная от современных видов транспортных средств, заканчивая возможностями электронных гаджетов.
Коммуникация улучшилась благодаря использованию широкополосной связи и телекоммуникационных каналов. Это стало возможным благодаря оптоволокну, оптике и лазерным технологиям, спутникам и беспроводной связи, все на основе научных открытий (за последнее столетие) и сопутствующих технологий. Сегодня технологии способны соединить каждого из шести миллиардов людей, составляющих население земного шара. Влияние этой связи на человеческую психику и область социального взаимодействия поистине глубоко.
Сила информационных технологий привела к совершенно новым способам средств связи, таким как электронная почта, поиск всех видов информации во Всемирной паутине, цифровое хранение, колл-центры, бизнес-группы и пр. Глобализация значительно расширила влияние и возможности СМИ. Технологическая революция соз-
дала глобальную систему влияния и передачи информации в обществе.
Значительная часть мирового общества живет с наследием прошлого. Например, менее развитые страны имеют множество разногласий, основанных на обширных дискуссиях экономического разрыва, цифрового отставания и люфта знаний. Но, в целом, человечество обладает новыми возможностями и силами, о которых раньше не могли и мечтать.
Одним из факторов глобализации является инновация. Лишь постоянный рост уровня и возможностей технологии гарантирует ее востребованность. То есть при постоянном применении или использовании технологии есть потребность в инновации. Инновации важны на всех этапах, связанных с продуктом, таких как финансы, менеджмент, право и маркетинг, если знание через науку должно проявляться как возможности, доступные человеческому обществу, то инновации требуют духа предпринимательства.
Такие факторы, как экономика и финансы, не менее важны для обеспечения глобализации. Без экономического стимула ни один продукт рынка не будет рентабельным. Всё это представляет собой систему обратной связи и взаимосвязи.
Данное исследование освещает проблему влияния и проявления глобализации в сфере образования, которые необходимо рассматривать с точки зрения уровней образования: начального, среднего, высшего и профессионального.
Область начального образования всегда находится в основном в компетенции отдельных наций и правительств. Как правило, на уровне начального образования закладываются первичные навыки чтения, письма и счета. По мнению большинства, начальное образование - это область, которой должны заниматься правительственные органы с привлечением государственных ресурсов. Хотя эта область, на которую глобализация существенно не повлияла, есть некоторые косвенные воздействия на этот сектор, поскольку методы и способы начального образования модернизировались.
В свете быстро развивающейся рыночной экономики правительства уделяют меньше внимания образовательным ресурсам, что, несомненно, сказывается как на масштабе, так и на качестве образования. Более преуспевающий слой общества все чаще прибегает к услугам частных школ, чьи ресурсы и возможности отличаются от государственных заведений. Частные школы, оказывая образовательные услуги, стараются соответствовать требованиям и уровню качества глоба-лизационных процессов, происходящих в современном обществе. То есть те, у кого есть средства,
воспитывают своих детей в таких школах, чтобы подготовить их к получению высшего образования, что было бы соизмеримо с возможностями в глобализированном мире. Это приводит к качественному разрыву и разделению возможностей.
На следующем уровне образования, который является средним образованием, эти неравенства значительно увеличиваются. Вместо того чтобы получать образование и совершенствовать получаемые навыки в процессе обучения, дети вынуждены «конкурировать» друг с другом сертификатами, более высокими оценками, престижными местами на олимпиадах и конкурсах в различных предметных областях, которые в будущем предоставят им наилучшие возможности для получения следующего более высокого уровня образования и трудоустройства. На всех уровнях школьное преподавание и обучение направлено на область будущей профессии. Такие возможности и вознаграждения в значительной степени возникают в сферах бизнеса, промышленности, особенно в сфере услуг, финансов и управления. Подобные области социальной занятости воспринимаются обществом как наиболее желательные и имеющие перспективы для будущей успешной социализации и профессиональной реализации подрастающего поколения. Во всем этом система ценностей образовательного процесса смещается уже на второй план.
Сфера профессионального образования находится в значительной степени под влиянием государства и общества. Экономические и социальные преобразования, вызванные техническим прогрессом, диктуют определенный перечень профессий и рода занятий, которые будут актуальны и востребованы временем. Это касается сферы образования, медицины, компьютерных технологий, торговли, общественного питания и т.д. С другой стороны, подобная ситуация неизбежно влечет за собой нехватку специалистов в других областях: сантехников, электриков, различных категорий механиков, медсестер, инженеров, технических работников. То есть глобализа-ционные процессы могут вызвать в обществе перекошенную модель социальной занятости населения, несоразмерность заработной платы, а также трансформацию системы социальных ценностей.
В большинстве стран высшее и профессиональное образование финансируется за счет государственных ресурсов. Однако именно этот сектор значительно пострадал от процессов глобализации, причем в значительной степени от влияния приватизации и коммерциализации.
Новая глобализированная экономика требует подготовленных специалистов. То есть, вместо старомодной общеуниверситетской системы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
образования сегодня все чаще наблюдается тенденция к тому, чтобы университеты специализировались на узкой специализации: инженерии, медицине, сельском хозяйстве, менеджменте, праве и т.п. Несомненно, продукция подобных учреждений имеет высокое качество с точки зрения узкого профессионализма и технических возможностей. Однако более широко мыслящий индивид, с развитой системой ценностей, отточенным цивилизационным чутьем и широтой творческого мышления, должен избавиться от старомодного либерального стиля образования. «Человек эпохи Возрождения»; «Человек на все сезоны»; «Эрудит» — термины, ранее использовавшиеся для обозначения лиц, охватывающие несколько областей творческого мышления, искусства, гуманитарных и технических наук, а также в своих профессиональных областях.
Большая часть высшего и профессионального образования быстро развивается на коммерческой основе, поскольку результаты конкретных четко определенных профессиональных областей такого образования находят хорошо оплачиваемые возможности трудоустройства, на которые существует огромный, а главное, растущий спрос. Коммерциализация особенно выиграла от того, что большинство традиционных университетских систем, в основном государственных и плохо финансируемых, имели тенденцию самопроизвольно противостоять изменениям. Это привело к переходу некоторых преподавателей из государственных вузов в частные и коммерческие с более высокой оплатой труда. Хотя существует ряд лиц, выбирающих предметные области и сферу образования, отталкиваясь от своего профессионального предназначения, независимо от веяний и тенденций глобализации. Иными словами, современная профессиональная компетентность и интеллект направлены на обогащение либо на приобретение власти и богатства, т.е. знание рассматривается как средство для достижения определенного социального статуса, а не как продукт образования.
Образование сводится к роли продукта социального рынка. От прежнего содержания и цели образования мало что осталось.
Совершенно очевидно, что глобализация имеет значительное влияние на высшее и профессиональное образование. Во многом это касается формирования приоритетов в определении приоритетности предметных областей и дисциплин, которые считаются важными и связанными с возможностями будущего трудоустройства и дальнейшей высокой оплаты труда. Начинает формироваться перечень областей и предметов, которые имели бы высокую ценность из-за интеллектуального права собственности и будет иметь
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
отношение к деятельности, которая может привести к коммерциализации. Научные исследования, проводимые в академических кругах, становятся все более скрытными из-за соглашений о конфиденциальности со спонсорами и боязни разглашения информации, которая могла бы быть патентоспособной. Прозрачность и открытость, свойственные науке, уступают место новым требованиям, которые вполне могут повлиять на само ведение и дальнейшее развитие науки. Изменения происходят также в коллегиальной модели академического поведения. Есть несколько областей деятельности, в которых преподаватели просто хотят иметь свободную академическую позицию, что обеспечит им, с одной стороны, заинтересованную студенческую аудиторию, а с другой - источник новых идей и научное вдохновение. Многие современные преподаватели вузов хотят свести к минимуму свои преподавательские обязанности и постоянно в поисках хорошо оплачиваемой работы консультанта с заработком намного выше, чем у других коллег в других менее популярных дисциплинах.
Многое из вышеперечисленного относится к негативным аспектам глобализации, возникающее из-за коммерциализации, происходящей в обществе в целом, что не может не сказаться на образовании. Так же важно учитывать влияние современного уровня развития бизнеса и промышленности, которые будут полезны для образования. Экономическая занятость на местах и выплаты полностью связаны с производительностью. Еще одной особенностью бизнеса и промышленности является проблема затрат. Это время, когда ученые осознают реалии окружающего мира и доставляют максимальный результат при минимальных затратах. Пока не требуется, чтобы рыночные принципы должны быть применены к образованию, работа должна проводиться самими педагогами, по методам оценки экономической эффективности и мониторинга. Система образования нуждается в инновациях.
В данном исследовании процессы глобализации рассмотрены с точки зрения получения максимальной пользы для общества. Проанализировав движущие силы, приведшие к глобализации, а также природу глобализационных процессов и их воздействия на различные секторы функционирования общества, хотелось бы отметить и положительные стороны происходящих перемен в контексте глобализации.
Мощной движущей силой глобализации стала информация. Технология также играет важную роль в образовании. Мы являемся свидетелями большого количества экспериментов, связанных с информационными технологиями в образовании, которые касаются аспектов дистан-
ционного обучения: виртуальных классов и университетов, информационно-технических подходов в ликвидации безграмотности, процессов самообучения и самоподготовки и др.
Важным преимуществом современных информационных технологий является масштаб возможностей: справиться с большим количеством информации, доступность к миру знаний, возможность получения образования для каждого желающего. С помощью современных технологий можно инкапсулировать лучшие курсы по каждому предмету, проводимые великими педагогами, и сделать их широко доступными в прямом и интерактивном (дистанционном) режиме, а также в виде видеолекций и т.п. Это можно сделать относительно бюджетно. Соответствующие расходы находятся на ранних стадиях подготовки, а не в массовом размножении и распространении. Есть множество экспериментов, чтобы доказать, что основные приемы информационных технологий можно легко освоить; во многих случаях может иметь место самообучение.
В настоящее время предпринимаются усилия по созданию универсальных цифровых библиотек, в которых хранятся не только печатное слово, но и материалы в различных цифровых формах, к которым необходимо получить доступ, например, голос, видео и т.д.
Современные информационные технологии преодолели и языковой барьер. Соответствующие программы способны в считанные секунды перевести текст любой сложности на требуемый язык и понять суть и содержание любого текста.
Необходимо признать, что процесс образования не может быть преобразован в механический процесс. Учитель всегда будет играть главную роль в образовании, не столько для того, чтобы передать массу информации или методов для решения проблем, а больше - как человек, который может выявить внутренние способности обучаемого. Есть человеческое взаимодействие между учителем и обучаемым, что выявляет наиболее полную возможность последнего.
Нам необходимо использовать силы и возможности глобализации для продвижения общественных интересов, сохранив при этом культуру, язык и традиции. Глобализационные процессы способны развивать мотивационные и когнитивные силы для обеспечения почвы для развития способностей подрастающего поколения. Революция знаний, которая привела к глобализации, должна соответствовать новому витку цивилизованного развития науки и техники, обеспечивая при этом проверенные веками системы ценностей в сфере образования, науки, культуры.
Таким образом, важно помнить, что глобализационные процессы современности диктуют
свои требования и критерии отбора кадров для современного усовершенствованного образовательного пространства. В эпоху модернизации образования конкуренция в сфере педагогического отбора выявляет и констатирует недостаток соответствующего уровня профессиональной подготовки современных учителей, которая отвечала бы требованиям современных глобализаци-онных процессов общества. Подрастающее поколение - самый ценный человеческий ресурс, который нуждается в грамотном управлении, развитии и образовании. Лишь при комплексном и плодотворном взаимодействии всех участников педагогического процесса совместно со всеми социальными звеньями общества, а также при верном курсе современной системы национального образования успешная реализация целей модернизации образования в контексте глобализации возможна.
Список литературы:
[1] Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 80-85.
[2] Слепухин А.Ю. Глобализация высшего образования: социальные противоречия и тенденции // Журнал исследований социальной политики. - Т. 3. - № 1. - C. 147-158.
[3] Сорокин Д.Е. Россия: проблемы цивили-зационного выбора // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 124-134.
[4] Ушакова М.В. Образование в трансформирующемся обществе // Вестник Московского ун-та. - 2002. - № 4. - С. 106-117.
[5] Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. -2012. - № 4. - С. 115143.
Spisok literatury:
[1] Bolhovskoj A.L., Goverdovskaya E.V., Ivchenko A.V. Obrazovanie v globaliziruyushchem-sya mire: filosofskij vzglyad // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. - 2013. - № 5. - S.80-85.
[2] Slepuhin A.Yu. Globalizaciya vysshego obrazovaniya: social'nye protivorechiya i tendencii // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. - T. 3. - № 1. -C.147-158.
[3] Sorokin D.E. Rossiya: problemy civilizacion-nogo vybora // Obshchestvennye nauki i sovremen-nost'. - 2002. - № 6. - S. 124-134.
[4] Ushakova M.V. Obrazovanie v transformiruy-ushchemsya obshchestve // Vestnik Moskovskogo un-ta. - 2002. - № 4. - S. 106-117.
[5] Fedotova N.N. Globalizaciya i obrazovanie // Filosofskie nauki. -2012. - № 4. - S. 115-143.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022