СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Б01: 10.15838^е/2017.5.53.2 УДК 334.02, 316.422, ББК 65.244(2Рос)
© Шрёдер А., Шабунова А.А., Попов А.В., Соловьева Т.С., Головчин М.А.
Социальные инновации как эффективный ответ на современные
вызовы в сфере образования
Антониус ШРЁДЕР
Центр социальных исследований технического университета Дортмунда Дортмунд, Германия, 44339, Эвингер Плац, д. 17 Е-шаП: [email protected]
Александра Анатольевна ШАБУНОВА
Вологодский научный центр РАН
Вологда, Россия, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Андрей Васильевич ПОПОВ
Вологодский научный центр РАН
Вологда, Россия, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Татьяна Сергеевна СОЛОВЬЕВА
Вологодский научный центр РАН
Вологда, Россия, 160014, ул. Горького, д. 56а Е-mail: solo [email protected]
Максим Александрович ГОЛОВЧИН
Вологодский научный центр РАН
Вологда, Россия, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
Для цитирования: Социальные инновации как эффективный ответ на современные вызовы в сфере образования / А. Шрёдер, А.А. Шабунова, А.В. Попов, Т.С. Соловьева, М.А. Головчин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 5. - С. 21-36. DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.2
For citation: Schroder A., Shabunova A.A., Popov A.V., Solov'eva T.S., Golovchin M.A. Social innovation as an effective response to modern challenges in education. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10, no. 5, pp. 21-36. DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.2
Аннотация. Система образования в современном мире выступает двигателем прогресса. С одной стороны, формируя человеческий капитал, она способствует общественному развитию и повышению конкурентоспособности экономик, с другой стороны, является своеобразным адаптационным механизмом к изменениям глобального рынка труда. В то же время образовательные системы стран мира постоянно сталкиваются с определенными вызовами и проблемами, обусловленными усилением процессов глобализации, информатизации, интеграции, развитием экономики знаний и т.д. Одним из эффективных инструментов преодоления данных вызовов являются социальные инновации. В статье актуализируются проблемы, связанные с развитием социальных инноваций в системе образования. Цель работы заключается в выделении специфических характеристик социальных инноваций в сфере образования, анализе современного состояния социальных инноваций в России на примере системы образования, выделении драйверов и барьеров развития социальных инноваций в российской сфере образования на материалах исследования по проекту «Social Innovation: Driving Force of Social Change» (SI-DRIVE) Седьмой рамочной программы Европейского союза, одним из участников которого являлся ФГБУН «Вологодский научный центр РАН». Сделан акцент на реализации и продвижении социальных инноваций в системе российского образования. По результатам кейсовых исследований выявлены главные факторы, затрудняющие развитие социальных инноваций в образовании, такие как недостаток финансирования, наличие административных и нормативно-правовых барьеров. Приведены примеры успешных проектов, позволяющие говорить о том, что основными драйверами реализации социальных инициатив выступают харизматичное руководство, поддержка органов власти, активный спрос, развитие партнерских сетей. В заключение сформулированы рекомендации, направленные на комплексное содействие развитию социальных инноваций в российской системе образования.
Ключевые слова: социальные инновации, система образования, социальное предпринимательство, глобализация, неравенство, управление.
Введение
В современных условиях, быстро меняющихся под воздействием процессов глобализации, во всех сферах человеческой жизнедеятельности происходят определенные трансформации, переориентация целей и приоритетов развития. Система образования, как институт, отвечающий за адекватную подготовку людей к профессиональной, социальной, творческой и другим видам деятельности, не исключение. Образовательные системы стран мира в настоящее время сталкиваются с рядом вызовов, среди которых можно выделить неравенство в доступе к образованию, недостаточное финансирование, проблемы качества образования и грамотности, социализации мигрантов, адекватности образовательного контента требованиям современности и т.д. [14, 15, 20, 22].
Стратегия развития Европы до 2020 года [17] определяет общие социальные вызовы для европейских государств, так или иначе связанные с образованием и обучением на протяжении всей жизни, такие как: — стареющее общество;
— дефицит навыков в трудовой деятельности, а также глобальной конкуренции;
— высокий уровень безработицы.
Поскольку европейские рынки труда являются национально многопрофильными и динамично развивающимися, навыки, компетенции и квалификационные требования, необходимые для социального и экономического участия населения, должны постоянно корректироваться. Это включает в себя помимо навыков, связанных с профессиональной деятельностью, знания и компетенции, а также смежные навыки: умение учиться и брать на себя инициативу, предпринимательские навыки, способствующие трудоустройству и созданию бизнеса. Кроме того, важно лучше идентифицировать необходимые навыки, компетенции и квалификации и управлять их наличием в целях предотвращения несоответствия квалификации или профессиональных навыков требованиям рабочих мест [24].
Концепция непрерывного образования (с охватом всех видов обучения, включая неформальное и информальное обучение) рассма-
тривается как адекватный ответ на постоянные и глубокие технологические, социальные, экономические и демографические изменения. Непрерывное обучение руководствуется стратегическими целями и оптимизацией задач и целей, которые определены Европейской комиссией, среди которых доступность дошкольного образования, уменьшение количества случаев ухода/отсева из школы и повышение количественных и качественных показателей участия населения в непрерывном образовании [23].
На решение глобальных проблем образования направлен ряд проектов. К примеру, назовем проект глобальной грамотности, являющийся некоммерческим, направленным на повышение грамотности населения различных стран мира на основе создания кластеров высокой грамотности, где дети и взрослые имеют непосредственный доступ к книгам и программам, пропагандирующим культуру грамотности [27].
Российской Федерации в условиях вызовов глобализации и экономики знаний также приходится находить решения вышеозначенных, а также ряда специфических проблем. Особое место среди данных вызовов занимает информационно-технологический, связанный со сменой технологий, развитием цифровой среды и с обусловленными этими проблемами устареванием знаний и прогнозом востребованности тех или иных компетенций [4, с. 162; 5, с. 660]. Кроме того, имеет место интеллектуальный вызов — конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу в условиях несоответствия вакансий и условий труда ожиданиям выпускников и компетенций выпускников требованиям работодателей [1; 6, с. 38]. Интернационализация образования (унификация образовательных стандартов, программы двойных дипломов, академическая мобильность и т.д.) ставит вопрос о сохранении единства образовательного пространства России. Одной из важных задач является преодоление административно-управленческого вызова, суть которого состоит в бюрократизации образования, увеличении объемов «бумажной» работы, недостаточном финансировании [10, с. 115; 12, с. 10]. Помимо этого остаются нерешенными проблемы старения кадров, ограниченности доступа к
качественному образованию, невключенности образовательных организаций в инновационные процессы [3, с. 38] и т.д.
Как показывает мировая практика, эффективным способом ответа на современные вызовы системам образования выступают социальные инновации1. Например, проект «Rock Your Life! Mentoring» [28] (Германия) для людей с низким уровнем образования направлен на развитие их знаний и талантов таким образом, чтобы они могли найти соответствующую работу. Проект сотрудничает с несколькими компаниями, которые готовы предоставить молодым людям возможность выйти на рынок труда. Инициатива «Abuelas cuentacuentos» [13] (Аргентина) акцентирует внимание на проблеме повышения качества образования, улучшения навыков чтения и понимания у младших школьников через активное участие пожилых людей. Проект помогает также установлению диалога между поколениями и дает возможность пожилым людям чувствовать себя нужными обществу. Данная программа была воспроизведена в Бразилии, Колумбии, Чили и Мексике. Исследование возможностей социальных инноваций для решения социальных проблем и развития территорий представляет одно из важных научных направлений. Причем значимость развития социальных инноваций понимается и органами власти, в частности, в Европе, где это направление социальной политики ЕС отражено в «Стратегии Европа-2020».
Цель настоящей статьи — выделение специфических характеристик социальных инноваций в сфере образования, анализ их современного состояния в России, а также выявление драйверов и барьеров их развития на основе кейсовых исследований и определение направлений комплексного содействия их продвижению в российской системе образования.
1 В данном исследовании под социальной инновацией понимается новая комбинация или конфигурация социальных практик в определенных областях деятельности или социальных контекстах, побуждаемая определенными акторами или группами акторов целенаправленным адресным методом с целью лучшего удовлетворения или решения потребностей или проблем, чем это возможно в сложившейся практике, окончательно принятая и институционализированная как новая социальная практика [21, с. 9]).
Социальные инновации в сфере образования имеют ряд особенностей:
1. Нацеленность проектов социальных инноваций в образовании, в отличие от проектов в других областях, не на создание уникального продукта (товара, услуги), а на выработку оригинального решения образовательных проблем. В связи с этим социальные инновации в образовании не имеют столь ощутимых реальных экономических результатов, которыми социальные предприниматели могли бы сразу же воспользоваться. Данные проекты скорее нацелены на создание базы для достижения эффектов, ощутимых лишь в отдаленной перспективе (формирование высококвалифицированного кадрового резерва для предприятий и организаций, трудоустройство молодежи по окончании школы, колледжа или вуза, социализация представителей незащищенных слоев населения).
2. Наличие широкой аудитории, требующей дробления на конкретные адресные группы.
3. Междисциплинарность и мультипро-блемность инноваций. Сами по себе социальные образовательные проекты, решая основные проблемы образования, затрагивают и острые вопросы функционирования других сфер — науки, здравоохранения, социальной защиты, экологии, предпринимательства, занятости.
4. Широкое использование информационных площадок и технологических платформ в сети Интернет.
5. Инициативность в создании подобных проектов в большей степени негосударственных организаций. Однако в связи с необходимостью ориентироваться в динамично меняющемся образовательном пространстве, по мере продвижения проектов, в их реализацию активно включаются наиболее представительные деятели науки, образования и ряда смежных сфер.
6. Развертывание социальных проектов в образовании, происходящее медленными темпами, что обусловлено строгой регламентацией образовательной деятельности, наличием бюрократических ограничений.
7. Ориентация российских предпринимателей, реализующих проекты социальных инноваций в образовании, на стратегию «Вначале
знакомство с правилами и опытом, а потом — развертывание деятельности». Связано это, прежде всего, с тем, что образование во многих странах — это сфера, формально регламентированная государством. Учесть всю ее специфику в ходе развертывания предпринимательской деятельности невозможно, потому что организация может не пройти государственную регистрацию, не получить лицензию, если не будет всех необходимых документов или если деятельность не будет в чем-то соответствовать утвержденным стандартам. Поэтому предприниматели, работающие в этой сфере, как правило, имеют большой опыт работы и репутацию профессионалов.
Для российской действительности социальные инновации — относительно новое явление [11, с. 70]. В отличие от развитых стран Европы, где ключевую роль играет гражданское общество, в России особое место в распространении социальных инициатив отводится органам власти, которые, понимая важность их развития, стимулируют процессы социальной активности в приоритетных для государства направлениях. Это объясняется наличием множества барьеров (административных, законодательных, финансовых и т.д.), по этой причине, к примеру, представители бизнес-сообщества не спешат реализовы-вать проекты социальных инноваций. Отчасти это связано и с научно-технической направленностью инновационной политики России — ориентацией на технологические новшества, от развития которых напрямую зависят темпы экономического роста. Тем не менее первая наиболее крупная инициатива по поддержке социальных инноваций, и в частности социального предпринимательства, принадлежит частному бизнесу — компании ЛУКОЙЛ, президентом которой является В. Алекперов, основавший в 2007 г. Фонд региональных социальных программ (ФРСП) «Наше будущее». Несмотря на определенные трудности, процесс внедрения социальных нововведений получил всероссийское распространение. Согласно данным ФРСП «Наше будущее», с 2007 по 2016 г. в рамках деятельности организации на территории страны было реализовано 187 инновационных проектов [2].
Материалы и методы. Методология SI-DRIVE
Необходимо отметить, что серьезной проблемой для реализации подобных проектов в сфере образования является низкий уровень доверия населения к деятельности социальных предпринимателей как представителей бизнеса, непонимание природы социальных
инноваций. Так, по данным исследовательской группы «ЦИРКОН», заметная доля (48%) россиян полагается в решении социальных проблем только на государство и лишь 4% — на негосударственные структуры [9].
В таблице 1 приведены некоторые примеры проектов социальных инноваций, реализуемых в российской сфере образования.
Таблица 1. Проекты социальных инноваций в российской сфере образования
Социальная потребность Стадии обучения Область практики Проекты
1. Равные возможности получения образования Дошкольное образование Внедрение инвариативных (как правило, негосударственных) форм дошкольного образования Проект «Ассоциация частных детских садов» (Тюменская область)
Проект «Развитие индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования «Дошкольник»» (Хабаровский край)
«Центр развития инновационных форм дошкольного воспитания и образования, семейных детских садов» (Красноярский край)
Проект «Билдинг-сад» (Самарская область)
Начальное и среднее образование Дополнительное профессиональное образование Объединение усилий государства и частных структур по социальной адаптации и профессиональной подготовке инвалидов, воспитанников детских домов, лиц пожилого возраста, а также развитие социальной активности и ответственности молодежи Межрегиональный агрокомплекс «Школа фермеров» (Пермский край)
Проект «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями» (Республика Татарстан)
2. Совершенствование образовательных возможностей Дошкольное образование Начальное и среднее образование Третичное образование Эффективное объединение усилий государственных и негосударственных структур, направленное на развитие интеллектуальных способностей и творческих задатков детей и молодежи Проект «Развитие научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов («ЭВРИКА»)» (г. Санкт-Петербург, Нижегородская область)
Проект «Ученик года» (Вологодская область)
Проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе» (Чувашская Республика)
Проект «Региональная модель выявления, развития молодых талантов в условиях дополнительного образования» (Ставропольский край)
Проект «Зеленые школы России» (Краснодарский край)
Проект «Сообщество одаренных детей» (Омская область)
Проект «Лифт в будущее» (г. Москва)
Проект «Центры молодежного инновационного творчества» (Республика Татарстан, г. Москва)
Инновационный семейный центр образования и досуга «Дом для всей семьи» (г. Москва)
Окончание таблицы 1
Социальная потребность Стадии обучения Область практики Проекты
3. Недостаток профессиональных навыков, компетенций Начальное и среднее образование Третичное образование Дополнительное профессиональное образование Профессиональное обучение Формирование профессиональных компетенций, необходимых для инновационной экономики, на основе новейших (в том числе, дистанционных) технологий Проект «Центр инструкционного дизайна в образовании» (г. Москва)
Проект «Ранняя подготовка инновационных кадров для экономики города» (Новосибирская область)
Проект «E-GENERATЮN. Лидеры новой индустриализации в России» (Мурманская область, Ленинградская область, Тульская область, Волгоградская область, Пермский край, Ставропольский край, Краснодарский край)
Проект «Предпринимательский всеобуч» (Ростовская область)
Проект «Всероссийский фармацевтический кадровый резерв» (г. Москва)
Проект «Центр по энергосбережению» (г. Москва, Московская область)
Проект «Школа экологического предпринимательства» (Иркутская область)
Проект «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» (Ярославская область)
Проект «Универсариум» (г. Москва)
Проект «StudRezerv» (Новосибирская область)
Начальное и среднее образование Третичное образование Формирование профессиональной ориентации и профессионального призвания молодежи Проект «Город профессий 360+» (Тюменская область)
«Полеты По Вертикали» (Липецкая область)
4. Улучшение участия взрослых в образовании и профессиональном обучении Дополнительное профессиональное образование Формирование новых стратегий для обучения в течение всей жизни Проект «Повышение компьютерной грамотности людей пожилого возраста» (Вологодская область)
Проект «Обучение компьютерной грамотности людей пожилого возраста» (Республика Бурятия)
Проект «Тимуровцы информационного общества» (Омская область)
Школа быстрого чтения Олега Андреева (г. Москва, г. Санкт-Петербург)
Источник: составлено авторами.
Сравнительный анализ российского опыта реализации проектов социальных инноваций в области образования позволил выделить их основные особенности:
— нацеленность на разработку оригинального решения тех или иных проблем в сфере образования;
— наличие временного лага в проявлении ощутимого реального экономического эффекта;
— охват широкого круга населения;
— междисциплинарная природа проектов;
— большая роль информационных технологий;
— преобладание частной инициативы в разработке проектов;
— медленные темпы реализации проектов в силу бюрократических ограничений и строгой регламентации деятельности в сфере образования.
Необходимо отметить, что исследование опыта социального предпринимательства в сфере образования значительно затрудняется недостаточной разработанностью статуса и критериев деятельности социального предпринимателя. По этой причине на сегодняшний момент решение вопроса отнесения тех или иных проектов к разделу социальных инноваций требует привлечения мнений экспертов.
Одним из наиболее масштабных исследований социальных инноваций является международный проект Седьмой рамочной программы Европейского Союза «Social Innovation: Driving Force of Social Change» (SI-DRIVE) [25], ориентированный на распространение знаний о социальных инновациях в трех основных направлениях:
— интеграция теории и методологии исследований в целях углубления понимания социальных инноваций, ведущих к глобальной новой парадигме инноваций;
— проведение европейского и глобального картирования социальных инноваций в восьми крупнейших регионах мира в соответствии с различными социальными, экономическими, культурными, историческими и религиозными контекстами;
— обеспечение значимости социальных инноваций для управленцев и специалистов-практиков с использованием углубленного анализа и кейсовых исследований в семи областях практики, включая европейские и мировые сравнения, форсайт и круглые столы по вопросам политики.
В проекте SI-DRIVE участвуют 14 партнеров из 11 стран-членов ЕС и 11 партнеров со всех континентов, а также 13 членов правления, в целом — 30 стран по всему миру. От России партнером выступает ФГБУН «Вологодский научный центр РАН». Исследование посвящено семи основным областям практики: это образование, занятость, окружающая среда и изменение климата, энергетика, транспорт и мобильность, здравоохранение и социальная защита, сокращение бедности и устойчивое развитие [25].
На первом этапе исследования были определены первоначальная концепция, общие задачи и методология, в том числе рабочее определение социальных инноваций и основные научные положения, что было отражено в кри-
тическом обзоре литературы [19], посвященном теоретическим аспектам их изучения. На этой основе разработаны методики и инструментарий для первого эмпирического этапа (глобальное картирование социальных инноваций, включающее более 1000 кейсов; рис. 1), позволяющего получить представление о социальных инновациях в выбранных регионах и областях политики (на национальном, европейском и глобальном уровнях).
Сформированная база данных стала отправной точкой для определения типичных проектов в соответствующих областях политики и регионах мира, на основании чего было выбрано 82 проекта для углубленного исследования (второй эмпирический этап). Результаты эмпирических фаз позволили провести сравнительный анализ в каждой из областей политики и окончательно оформить теоретико-методологическую концепцию, а также сформулировать политические и прогнозные рекомендации.
В центре внимания качественных исследований находится динамическая взаимосвязь между социальными инновациями, областями практики2 и различными механизмами социальных изменений. Все эти механизмы отражены в пяти ключевых измерениях SI-DRIVE (рис. 2), в соответствии с которыми основной целью кейсовых исследований является направленность на лучшее понимание:
— процессов и динамики социальных инноваций в контексте социальных изменений (институционализация, диффузия и имитация социальных практик);
— функций и ролей акторов и сетей для развития, распространения, имитации и инсти-туционализации социальных инноваций;
— идентификации факторов критического успеха (и провалов), ведущих к социальным изменениям [21].
Область политики «Образование и обучение в течение всей жизни» на первом этапе была представлена 211 кейсами, из которых для углубленного исследования отобраны 18 проектов социальных инноваций из шести глобальных регионов мира, таких как: Северная Европа
2 Области практики представляют собой схожие инициативы в обобщенной группе социальных инноваций, например различные локальные виды микрофинансирования в рамках общей области практики — микрофинансирования.
Рисунок 1. Количество проектов, принимающих участие в SI-DRIVE
Источник: Howaldt J., Kaletka C., Schroder A. Mapping the world of social innovation. Key results of a comparative analysis of 1005 Social innovation initiatives at a glance. - TUDO: Dortmund, 2016. - p. 6.
Рисунок 2. Пять ключевых измерений SI-DRIVE
Аналитическая концепция: социальная практика
Анализ амбивалентности социальных инноваций
Функции, роли и новые концепции
Наращивание потенциала, расширение возможностей и конфликты
Механизмы диффузии: имитация, социальное обучение, связь с социальными изменениями
Источник: Howaldt, J., A. Schröder, C. Kaletka, D. Rehfeld, J. Terstriep: Mapping the World of Social Innovation: A Global Comparative Analysis across Sectors and World Regions. - Dortmund: TU, 2016. - p. 5.
Таблица 2. Краткая информация о проектах
Критерий «Тимуровцы информационного общества» «Научно-образовательный центр ФГБУН ВолНЦ РАН» (НОЦ ФГБУН ВолНЦ РАН)
Старт проекта 2009 год 2001 год
Организатор проекта Российское агентство развития информационного общества (РАРИО) ФГБУН Вологодский научный центр РАН (ФГБУН ВолНЦ РАН)
Основатель проекта Александр Анатольевич Айгистов (генеральный директор РАРИО) Владимир Александрович Ильин (научный руководитель ФГБУН ВолНЦ РАН)
Цель проекта Реализация методической разработки «КиберЛикбез», направленной на ликвидацию компьютерной безграмотности социально незащищенных граждан Создание многоступенчатой системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для науки, экономики и органов власти региона
Источники: Направление: Тимуровцы информационного общества [Электронный ресурс] // Агентство развития информационного общества РАРИО. - Режим доступа: http://rario.ru/projects/timurovci.php; Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации: в 2 кн. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 1: Подсистема дополнительного школьного образования. - 138 с.
(Финляндия, Швеция, Литва), Западная Европа (Германия, Австрия), Восточная Европа (Болгария, Хорватия, Черногория, Румыния), Россия, Латинская Америка (Боливия, Чили, Аргентина), Северная Африка (Египет). Для достижения целей исследования были проведены углубленные интервью с различными акторами (участниками) социальных инновационных проектов3.
На основе проведенного Вологодским научным центром РАН кейсового исследования осуществлен анализ передового опыта решения проблем системы образования в рамках двух успешных российских проектов — «Тимуровцы информационного общества» (г. Москва) и «Научно-образовательный центр ФГБУН ВолНЦ РАН» (г. Вологда; табл. 2), отобранных по итогам первого этапа проекта SI-DRIVE. Проекты имеют разные цели, концептуальные установки, действуют в разных географических, экономических и организационных условиях. Объединяет их то, что за несколько лет они достигли значительных успехов в своей деятельности и имеют достаточный потенциал для дальнейшего развития.
Обсуждение результатов кейсового исследования
Основные этапы реализации проектов представлены на рис. 3. В рамках исследования мы попытались определить, какие факторы и тренды в экономической и общественной жизни
3 Далее в работе будут использоваться данные углублённых интервью с А.А. Ганиным («Тимуровцы информационного общества», Г.В. Леонидовой и Е.С. Миро-ненко (НОЦ ФГБУН ВолНЦ РАН).
оказывают влияние на успех социальной инновации в образовательной сфере.
Прежде всего, стоит отметить, что успех образовательного проекта в определенной мере зависит от того, насколько его идея встроена в общий контекст государственной политики. Наибольшую поддержку получают инициативы, отражающие заявленные в стратегии развития государства задачи и являющиеся их логичным продолжением. Так, куратор проекта « Тимуровцы информационного общества» А.А. Га-нин говорит о том, что к идее разработки «компьютерного ликбеза» для взрослых и социально незащищенных групп населения привела полемика, развернувшаяся в обществе вокруг содержания государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» и степени реализации ее требований в части использования портала госуслуг: «...В данный ресурс (портал госуслуг) вкладывались значительные финансы, а процент использования был мизерный, что вызывало непонимание и острую критику в обществе и средствах массовой информации».
В то же время причины подобного положения были самоочевидны. Людям старшего поколения (потенциальным пользователям услуг этого портала), в силу возрастных особенностей, крайне сложно пользоваться электронными средствами и технологиями, а также осуществлять социальное общение. Таким образом, реализация проекта предоставляла возможности реальной экономии средств, выделенных государством на реализацию целей программы: «...Важным элементом проекта яв-
Рисунок 3. Биография проектов «Тимуровцы информационного общества» и «НОЦ ФГБУН ВолНЦ РАН»
Расширение движения на 21 субъект РФ
Идея
2009
Пилотный проект
2010
Диффузия
2012
В 2005 - 2008 гг. получены гранты Министерства образования и науки Российской Федерации по программе «Развитие научно-технического потенциала высшей школы»
Получение поддержки Президента РФ В.В. Путина
f
Масштабная диффузия
2016
Закрытие филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета, который был встроен в систему подготовки кадров НОЦ
Открытие экономической интернет-школы
Получение поддержки от органов местной власти и Российской академии наук в рамках целевого финансирования по программе «Поддержка молодых ученых»
В настоящее время численность обучающихся школьников более 600 человек; студентов, включенных в мероприятия НОЦ,-более 400; аспирантов - 29 человек
Идея Концепция/Пилотный проект Влияние
2001 2002-2004 2008
Диффузия
2010
Институционализация
2016
Источник: Schröder A., Kuschmierz L., Asenova D., Damianova Z., Dimova A., Bernal M.E., Cecchini S., Morales B., El Zoheiry A.H., Wageih M., David A., Golovchin M., Kuzmin I., Popov A., Soloveva T., Terebova S., Andersson T., Hultman S., Stumbryte G., Tinfaviciene I., Kalac S., Karzen M., Turza B., Brunn L., Domanski D., Ariton D., Schörpf P., Holtgrewe U. Social innovation in Education and Lifelong Learning: case study results. - TUDO: Technische Universität Dortmund, 2017. - Р. 64, 69.
ляются возможности, которые он предоставляет по экономии государственных бюджетных средств. В 2014 году в ходе реализации «тимуровского движения» было сэкономлено для госбюджета более 15 млрд. рублей» (А.А. Ганин).
Однако встроенности в контекст государственной политики для реализации социальной инновации бывает недостаточно. Мощным драйвером для старта и дальнейшего развития проекта является харизма инициатора. Успех масштабных инициатив обеспечивается только в случае, если у истоков социальной инновации стоит личность, имеющая авторитет и уважение в обществе, государственных структурах. «...Первостепенную роль в становлении проекта сыграла позиция руководителя РАРИО (Российского агентства развития информационного общества) Айгистова Александра Анатольевича, которая заключается в том, что каждый человек должен свободно пользоваться электронными государственными услугами вне зависимости от своего местоположения и возраста» (А.А. Ганин). «Опыт научной и руководящей работы и умение находить правильные решения со стороны В. Ильина является неотъемлемым фактором успешности проекта» (Г.В. Леонидова).
Для того чтобы социальная инновация смогла безболезненно перейти от этапа зарождения концепта к его реализации и развитию, необходима диффузия, которая обеспечивается доступным тиражированием идеи проекта сторонними акторами.
Как подчеркивает руководитель проекта «Тимуровцы информационного общества» А.А. Ганин, «методика нашего проекта типовая и легко тиражируется. Стратегия разработчиков заключается в создании программно-методологической базы для проведения «компьютерного ликбеза», которую без труда и особых затрат можно «копировать» в регионах, развивая на ее основе образовательные структуры...» Расширение деятельности НОЦ Вологодского научного центра РАН является одним из его приоритетных направлений. В настоящий момент услугами НОЦ охвачено 14 субъектов РФ и несколько стран СНГ. В дальнейшем планируется расширение зоны охвата.
Возникающие в ходе диффузии отношения между акторами часто приводят к зарождению новых партнерских связей, а также расшире-
нию организации, отвечающей за проект, появлению в ее структуре региональных филиалов. Примером такого «расширения» служит проект «Тимуровцы информационного общества», который образует разветвленную зонтичную организацию: генеральный секретариат (федеральный штаб) — региональные комиссариаты — объединения волонтеров-«тимуровцев». По сей день проект расширяется за счет участников из регионов России: педагогов-организаторов, волонтеров, бизнеса. «Заимствований идеи нашего проекта очень много. В основном проекты-имитаторы перенимают название «Тимуровцы...» Федеральный штаб движения не запрещает им это делать, а, наоборот, всячески поощряет их» (А.А. Ганин). Поскольку деятельность НОЦ ФГБУН ВолНЦ РАН направлена на различные категории обучающихся, то в процесс активного сотрудничества были вовлечены школы города Вологды, а затем и районов Вологодской области, а также других регионов России и стран СНГ. Налажено взаимодействие не только со школами, но и с вузами, институтами РАН, общественными организациями, предприятиями и т.д. «Различные связи со средствами массовой информации, профессиональными сообществами, общественными и государственными организациями, образовательными и научными учреждениями сыграли значительную роль в продвижении и развитии НОЦ» (Г.В. Леонидова).
Стремление обеспечить условия тиражирования как залог расширения и развития проекта определяет достаточно легкое отношение социальных инноваторов к защите авторских прав. «Мы, конечно, думали об оформлении торговой марки, но пока не видим необходимости в защите авторских прав на идею проекта, чтобы не отпугнуть потенциальных акторов от ее тиражирования в регионах» (А.А. Ганин). «Нет, все наработки проекта являются открытыми для использования» (Е.С. Мироненко).
Успех социальной инновации не в последнюю очередь обеспечивается и возможностями акторов по преодолению ментальных барьеров, недопонимания программных целей проекта участниками образовательных отношений, становящимися (даже сами того не желая) контрагентами реализации инициативы. По словам руководителя проекта «Тимуровцы информационного общества»,«...организаторы столкнулись
с тем, что директора и учителя школ, на базе которых было запланировано проводить «ликбезы», неохотно участвовали в мероприятиях, боясь за сохранность школьных материальных ценностей, опасаясь за санитарно-эпидемиологическую обстановку в образовательной организации после посещения ее стен «посторонними» пожилыми людьми» (А.А. Ганин).
Немаловажное значение в развитии и функционировании проектов имеют технологии, которые позволяют повысить эффективность процесса диффузии инноваций. «На базе НОЦ функционирует Экономическая интернет-школа, в образовательном процессе используются электронные дневники, проводятся интерактивные мероприятия, телемосты, скайп-конференции и т.д. Именно применение интернет-технологий и появление возможности интерактивного обучения позволило значительно расширить географию проекта» (Е.С. Мироненко). «Современные технологии (компьютерные и интернет-технологии) играют основную роль в проекте. С их помощью осуществляется образовательный процесс. За редким исключением, они предоставляются акторам на безвозмездной или благотворительной основе» (А.А. Ганин).
Заключение
Таким образом, изучив опыт практической реализации социальных инновационных проектов в области образования, можно сделать вывод о том, что основной движущей силой социальных инноваций является харизматич-ное руководство и стратегия развития, так же как и совместимость с образовательной системой. Наличие четкого плана действий по внедрению и расширению деятельности проектов и грамотное руководство позволяют избежать многих сложностей. Кроме того, важным драйвером развития социальных инноваций в образовании является поддержка со стороны органов государственной власти, причем не только формальная, но и финансовая. Реализация по-
добных проектов очень востребована среди населения, а применение информационных технологий позволяет ускорить процесс диффузии инноваций. Междисциплинарный характер инновационных инициатив предполагает взаимодействие акторов различных сфер экономики, науки, политики и гражданского общества, что дает возможность сконцентрировать общие усилия на решении той или иной социальной проблемы. Основным фактором, тормозящим процесс развития социальных проектов в образовании, выступает недостаточное финансирование, которое, в особенности на пилотном этапе реализации проекта, существенно ограничивает темпы распространения инноваций. Наличие некоторых административных и нормативно-правовых барьеров также выступает серьезной проблемой реализации социальных инноваций. Нивелирование данных барьеров позволит существенно упростить процесс внедрения социальных инновационных инициатив в сфере образования.
Кроме того, необходимо понимание органами власти своей важной роли в развитии социальных инноваций не только посредством их финансирования и стимулирования, но и координации и интеграции в действующую образовательную систему. При этом весомым фактором является межсекторное сотрудничество и взаимодействие, активное включение гражданского общества (в том числе активных пользователей/получателей помощи), что ведет к созданию социальной инновационной ЭКО-системы [18, с. 12]. Современный подход к социальным инновациям должен быть ориентирован на расширение возможностей образования и обучения на протяжении всей жизни, должен давать возможность раскрыть потенциал социальных инноваций на основе благоприятной инновационной среды, обеспечивающей эффективное участие гражданского общества и интеграцию всех заинтересованных сторон.
Литература
1. Брызгалина, Е.В. Управление образованием как ответ на вызовы системе образования современной России: социально-философские основания [Электронный ресурс] / Е.В. Брызгалина, В.В. Миронов // Альманах «Пространство и Время». — 2015. — Т. 9. — № 2. — Режим доступа: http://j-spaeetime.eom/ аеШа1%20еотеМЛ9у2/2227-9490е-арюуг_е^9В2.2015.54^р
2. Годовой отчёт [Электронный ресурс] / Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». — Режим доступа: http://www.nb-fund.ru/about-us/about_annua1_report_t/
3. Комаров, К.Ю. Методологические основы разработки инновационной модели территориального образовательного пространства [Текст] / К.Ю. Комаров // Образование и наука. — 2012. — № 5. — С. 37-50.
4. Кравцов, В.В. Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию [Текст] / В.В. Кравцов, Н.Н. Савельева, Т.В. Черных // Образовательные технологии и общество. — 2015. — Т. 18. - Вып. 4. - С. 659-669.
5. Леонидова, Г.В. Ключевые вызовы сферы образования в контексте формирования экономики знаний [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 44. — С. 160-165.
6. Леонидова, Г.В. Проблемы эффективности государственного управления. Сфера образования территорий: состояние и перспективы развития [Текст]: монография / Г. В. Леонидова, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева; под ред. А.А. Шабуновой. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. — 153 с.
7. Направление: Тимуровцы информационного общества [Электронный ресурс] / Агентство развития информационного общества РАРИО. — Режим доступа: http://rario.ru/projects/timurovci.php
8. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст]: в 2 кн. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. — Кн. 1: Подсистема дополнительного школьного образования. — 138 с.
9. Официальный сайт исследовательской группы «ЦИРКОН». — Режим доступа: http://www.zircon.ru/
10. Петрусевич, А.А. Современные вызовы развитию образования [Текст] / А.А. Петрусевич, Ш.Ж. Джамбулова // Омский научный вестник. — 2015. — № 2 (136). — С. 114-117.
11. Соловьева, ТС. Социальные инновации в сфере занятости: региональный опыт [Текст] / Т.С. Соловьева, А.В. Попов // Ars Administrandi (Искусство управления). — 2015. — № 2. — С. 65-85 (70)
12. Янченко, И.В. Информационный и технологический вызовы образованию как точки роста [Текст] / И.В. Янченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2-5. — С. 8-10.
13. Abuelas cuentacuentos [Electronic resource] / Breve Historia. — URL: http://www.fundamgiardinelli.org/ abuelascuentacuentos/
14. Challenges for education with equity in Latin America and the Caribbean [Electronic resource] // draft report №6 of Regional Preparatory Meeting 2011 United Nations Economic and Social Council Annual Ministerial Review ECOSOC — AMR. — URL: http://www.un.org/en/ecosoc/newfunct/pdf/6.challenges.for.education. with.equity.web.pdf
15. Clement, J. Education Challenges in Wales [Electronic resource] / J. Clement // The Public Law Project Wales Conference. — 2013. — URL: http://www.publiclawproject.org.uk/resources/132/education-challenges-in-wales
16. EDUCATION FOR ALL 2000-2015: achievements and challenges [Text]. — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization: UNESCO Publishing 2015. — 499 р.
17. Europe 2020 [Electronic resource] // European Commission. — URL: http://ec.europa.eu/europe2020/index_ en.htm
18. Howaldt, J. Mapping the World of Social Innovation: A Global Comparative Analysis across Sectors and World Regions [Text] / J. Howaldt, C. Kaletka, A. Schröder. — Dortmund : TUDO, 2016. — 33 p.
19. Howaldt, J. Theoretical approaches to social innovation — A critical literature review [Text] / J. Howaldt, A. Butzin, D. Domanski, C. Kaletka. — Dortmund : Sozialforshungsstelle, 2014. — 163 p.
20. Lall M., House C. The Challenges for India's Education System [Electronic resource] / M. Lall, C. House // ASP Briefing paper. — 2005. — № 05/03. — URL: http://www.streetchildrenresources.org/wp-content/ uploads/2013/03/challenges-for-india-education.pdf
21. METHODOLOGY REVIEW: Research Propositions, Data Collection and Analysis Framework [Text] / A. Schröder, V. Weerakkody, R. El-Haddadeh, K. Kapoor, A. Butzin, V. Boelman, A. Scoppetta, M. Weber, P. Schaper-Rinkel, S. Dhondt, P. Oeij. — TUDO — Technische Universität Dortmund, 2014. — 128 р.
22. Otara, A. The Future of Education and Its Challenges in Africa [Text] // International Journal of Humanities and Social Science. — 2012. — Vol. 2. — № 9. — 151-156 pp.
23. Schröder, A. Implementing innovative structures to improve lifelong learning - a social innovation process : the example Hessencampus [Electronic resource] / A. Schröder // ZSI Discussion Paper. — 2012. — URL: №28. http://www.sfs.tu-dortmund.de/cms/en/social_innovation/publications/DP28_Schroeder.pdf
24. SI-DRIVE Policy Briefs on Social Innovation in Education and Lifelong Learning [Electronic resource]. — URL: https://ec.europa.eu/research/social-sciences/pdf/policy_briefs/pb_si-drive_education_2015.pdf
25. Social Innovation — Driving Force of Social Change [Electronic resource] / АЬоШ:. — URL: www.si-drive.eu
26. Social innovation in Education and Lifelong Learning: case study results [Text] / Schröder A., Kuschmierz L., Asenova D., Damianova Z., Dimova A., Bernal M.E., Cecchini S., Morales B., El Zoheiry A.H., Wageih M., David A., Golovchin M., Kuzmin I., Popov A., Soloveva T., Terebova S., Andersson T., Hultman S., Stumbryte G., Tinfaviciene I., Kalac S., Karzen M., Turza B., Brunn L., Domanski D., Ariton D., Schörpf P., Holtgrewe U. — TUDO: Technische Universität Dortmund, 2017. — Р. 64, 69.
27. The Global Literacy Project, Inc. [Electronic resource] / About Us. — URL: http://www.glpinc.org/Web_pages/ About_Us.htm
28. Über Uns [Electronic resource] / Rock Your Life! Mentoring. — URL: http://www.rockyourlife.de
Сведения об авторах
Антониус Шрёдер — старший научный сотрудник, Центр социальных исследований технического университета Дортмунда (Германия, 44339, г. Дортмунд, Эвингер Плац, д. 17; е-mail: [email protected])
Александра Анатольевна Шабунова — доктор экономических наук, доцент, врио директора, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Андрей Васильевич Попов — младший научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Татьяна Сергеевна Соловьева — младший научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Максим Александрович Головчин — кандидат экономических наук, научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Schröder A., Shabunova A.A., Popov A.V., Solov'eva T.S., Golovchin M.A. Social Innovation as an Effective Response to Modern Challenges in Education
Abstract. The system of education is an engine of progress in the modern world. On the one hand, it shapes human capital thus contributing to social development and improving the competitiveness of economies; on the other hand, it is a kind of mechanism that helps adapt to changes in the global labor market. At the same time, educational systems all over the world are continuously faced with certain challenges and problems associated with the development of globalization, informatization, integration, knowledge economy, etc. Social innovations are one of the effective tools to address these challenges. The article brings to the fore the issues associated with the development of social innovation in the system of education. The goal of the work is to highlight specific characteristics of social innovation in education, to analyze the current state of social innovation in Russia on the example of the system of education, to highlight drivers of and barriers to the development of social innovation in Russian education under the research project "Social Innovation: Driving Force of Social Change" (SI-DRIVE) of the Seventh Framework Programme of the European Union, one of the participants of which was Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences. The paper emphasizes the implementation and promotion of social innovation in the Russian education system. According to the results of case studies, major factors that hinder the development of social innovation in education include lack of financing, and various administrative and regulatory barriers. We provide examples of successful projects showing that the main drivers of social initiatives include charismatic leadership, governmental support, strong demand,
and development of partnership networks. In conclusion, we give recommendations aimed to provide
comprehensive assistance to the development of social innovation in the Russian education system.
Key words: social innovation, education system, social entrepreneurship, globalization, inequality,
governance.
References
1. Bryzgalina E.V., Mironov V.V. Upravlenie obrazovaniem kak otvet na vyzovy sisteme obrazovaniya sovremennoi Rossii: sotsial'no-filosofskie osnovaniya [Education management as a response to the challenges of educational system of modern Russia: social and philosophical foundations.]. Al'manakh Prostranstvo i Vremya ["Space and Time" Journal], 2015, vol. 9, no. 2. Available at: http://j-spacetime.com/actual%20content/t9v2/2227-9490e-aprovr_e-ast9B2.2015.54.php (In Russian).
2. Godovoi otchet. Fond regional'nykh sotsial'nykh programm "Nashe budushchee" [Annual report. The Fund for Regional Social Programs "Our Future"]. Available at: http://www.nb-fund.ru/about-us/about_annual_ report_t/ (In Russian).
3. Komarov K.Yu. Metodologicheskie osnovy razrabotki innovatsionnoi modeli territorial'nogo obrazovatel'nogo prostranstva [Methodological bases of development of innovative models of territorial educational space]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2012, no. 5, pp. 37-50. (In Russian).
4. Kravtsov V.V., Savel'eva N.N., Chernykh T.V. Smeshannoe obuchenie kak otvet na vyzovy sovremennomu obrazovaniyu [Blended learning as a response to the challenges of modern education]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technology and society], 2015, vol. 18, no. 4, pp. 659-669. (In Russian).
5. Leonidova G.V. Klyuchevye vyzovy sfery obrazovaniya v kontekste formirovaniya ekonomiki znanii [Key challenges of the education sector in the context of the emerging knowledge economy]. Ekonomika isovremennyi menedzhment: teoriya ipraktika [Economics and modern management: theory and practice], 2014, no. 44, pp. 160-165. (In Russian).
6. Leonidova G.V., Golovchin M.A., Solov'eva T.S. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Sfera obrazovaniya territorii: sostoyanie iperspektivy razvitiya: monografiya [Public administration efficiency. Education sphere in the territories: current state and development prospects: monograph]. Ed. by A.A. Shabunova. Vologda: ISERT RAN, 2014. 153 p. (In Russian).
7. Napravlenie: Timurovtsy informatsionnogo obshchestva [Direction: "Timurovtsy" of information society]. Agentstvo razvitiya informatsionnogo obshchestva RARIO [Agency of information society development RARIO]. Available at: http://rario.ru/projects/timurovci.php (In Russian).
8. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii: v 2 kn. Kn. 1: Podsistema dopolnitel'nogo shkol'nogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research and Educational Center: 10 years. From inception to implementation: in two books. Book 1: Supplementary school education sub-system]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 138 p. (In Russian).
9. Ofitsial'nyisait issledovatel'skoigruppy "TslRKON" [Official website of ZIRCON Research Group]. Available at: http://www.zircon.ru/ (In Russian).
10. Petrusevich A.A., Dzhambulova Sh.Zh. Sovremennye vyzovy razvitiyu obrazovaniya [Modern challenges to education development]. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk scientific bulletin], 2015, no. 2 (136), pp. 114-117. (In Russian).
11. Solov'eva T.S., Popov A.V. Sotsial'nye innovatsii v sfere zanyatosti: regional'nyi opyt [Social innovation in employment: a regional experience]. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya) [Art of administration], 2015, no. 2, pp. 65-85 (70). (In Russian).
12. Yanchenko I.V. Informatsionnyi i tekhnologicheskii vyzovy obrazovaniyu kak tochki rosta [Information and technological challenges to education as the points of growth]. Aktual'nyeproblemygumanitarnykh i estestvennykh nauk [Topical issues of the humanities and the natural sciences], 2016, no. 2-5, pp. 8-10. (In Russian).
13. Abuelas cuentacuentos. Breve Historia. Available at: http://www.fundamgiardinelli.org/abuelascuentacuentos/
14. Challenges for education with equity in Latin America and the Caribbean. Draft report No. 6 of Regional Preparatory Meeting 2011 United Nations Economic and Social Council Annual Ministerial Review ECOSOC. Available at: http://www.un.org/en/ecosoc/newfunct/pdf/6.challenges.for.education.with.equity.web.pdf
15. Clement, J. Education challenges in Wales. The Public Law Project Wales Conference. 2013. Available at: http:// www.publiclawproject.org.uk/resources/132/education-challenges-in-wales
16. EDUCATION FOR ALL 2000-2015: achievements and challenges. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization: UNESCO Publishing 2015. 499 р.
17. Europe 2020. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm
18. Howaldt J., Kaletka C., Schröder A. Mapping the World of Social Innovation: A Global Comparative Analysis across Sectors and World Regions. Dortmund: TUDO, 2016. 33 p.
19. Howaldt J., Butzin A., Domanski D., Kaletka C. Theoretical approaches to social innovation — A critical literature review. Dortmund: Sozialforshungsstelle, 2014. 163 p.
20. Lall M., House C. The Challenges for India's Education System. ASP Briefing paper, 2005, no. 05/03. Available at: http://www.streetchildrenresources.org/wp-content/uploads/2013/03/challenges-for-india-education.pdf
21. Schröder A., Weerakkody V., El-Haddadeh R., Kapoor K., Butzin A., Boelman V., Scoppetta A., Weber M., Schaper-Rinkel P., Dhondt S., Oeij P. METHODOLOGY REVIEW: Research Propositions, Data Collection and Analysis Framework. TUDO — Technische Universität Dortmund, 2014. 128 р.
22. Otara A. The future of education and its challenges in Africa. International Journal of Humanities and Social Science, 2012, vol. 2, no. 9, pp. 151-156.
23. Schröder A. Implementing innovative structures to improve lifelong learning - a social innovation process: the example Hessencampus. ZSIDiscussion Paper, 2012, no. 28. Available at: http://www.sfs.tu-dortmund.de/cms/ en/social_innovation/publications/DP28_Schroeder.pdf
24. SI-DRIVE Policy Briefs on Social Innovation in Education and Lifelong Learning. Available at: https://ec.europa. eu/research/social-sciences/pdf/policy_briefs/pb_si-drive_education_2015.pdf
25. Social Innovation — Driving Force of Social Change. Аbout. Available at: www.si-drive.eu
26. Schröder A., Kuschmierz L., Asenova D., Damianova Z., Dimova A., Bernal M.E., Cecchini S., Morales B., El Zoheiry A.H., Wageih M., David A., Golovchin M., Kuzmin I., Popov A., Soloveva T., Terebova S., Andersson T., Hultman S., Stumbryte G., Tinfaviciene I., Kalac S., Karzen M., Turza B., Brunn L., Domanski D., Ariton D., Schörpf P., Holtgrewe U. Social Innovation in Education and Lifelong Learning: Case Study Results. TUDO: Technische Universität Dortmund, 2017. Рp. 64, 69.
27. The Global Literacy Project, Inc. About Us. Available at: http://www.glpinc.org/Web_pages/About_Us.htm
28. Über Uns. Rock Your Life!Mentoring. Available at: http://www.rockyourlife.de
Information about the Authors
Antonius Schröder — Senior Research Associate, Social Research Centre, Dortmund University of Technologies (17, Evinger Platz, Dortmund, 44339, Germany; e-mail: [email protected])
Aleksandra Anatol'evna Shabunova — Interim Director, Doctor of Economics, Associate Professor, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])
Andrei Vasil'evich Popov — Junior Research Associate, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])
Tat'yana Sergeevna Solov'eva — Junior Research Associate, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])
Maksim Aleksandrovich Golovchin — Ph.D. in Economics, Research Associate, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])
Статья поступила 04.09.2017.