Научная статья на тему 'Глобальные вызовы Российской системы образования'

Глобальные вызовы Российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3665
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / система образования / глобализация / глобальные вызовы / образовательная политика. / education / education system / globalization / global challenges / educational policy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Татьяна Сергеевна

Образование выступает важнейшим институтом, отвечающим за формирование человеческого капитала и трудового потенциала территорий, во многом определяя возможности экономического развития стран и регионов. Именно поэтому развитие образования должно не только идти в ногу со временем, но и носить опережающий характер. Статья посвящена обзору современных глобальных вызовов, с которыми сталкивается система образования России. На основании данных авторского кабинетного исследования систематизированы основные глобальные вызовы российской системы образования: информационно-технологический, интеллектуальный, социокультурный, административно-управленческий, инновационный. В заключение сделан вывод о необходимости качественной модернизации институциональной среды образовательной системы в целях повышения эффективности ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM: AN OVERVIEW OF GLOBAL CHALLENGES

Education is the most important institution responsible for the formation of human capital and labor potential of the territories, largely determining the possibilities of economic development of countries and regions. That is the reason that the development of education means not only keeping pace with the times, but also being ahead of the curve The article is devoted to an overview of modern global challenges faced by the Russian education system. Based on the author’s desk study data, the main global challenges of the Russian education system are systematized: information and technological, intellectual, sociocultural, administrative and managerial, innovative. In conclusion, it is considered that there is a need to address qualitative modernization of the educational system’s institutional environment in order to improve the efficiency of its functioning.

Текст научной работы на тему «Глобальные вызовы Российской системы образования»

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 201—209.

УДК 37.01 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10923

ББК 74

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. С. Соловьева

Вологодский научный центр РАН, Вологда, Россия

Образование выступает важнейшим институтом, отвечающим за формирование человеческого капитала и трудового потенциала территорий, во многом определяя возможности экономического развития стран и регионов. Именно поэтому развитие образования должно не только идти в ногу со временем, но и носить опережающий характер. Статья посвящена обзору современных глобальных вызовов, с которыми сталкивается система образования России. На основании данных авторского кабинетного исследования систематизированы основные глобальные вызовы российской системы образования: информационно-технологический, интеллектуальный, социокультурный, административно-управленческий, инновационный. В заключение сделан вывод о необходимости качественной модернизации институциональной среды образовательной системы в целях повышения эффективности ее функционирования.

Ключевые слова: образование, система образования, глобализация, глобальные вызовы, образовательная политика.

Процессы глобализации, а также их последствия оказывают значительное влияние на функционирование различных систем вне зависимости от их масштаба, во многом определяя траектории их развития. Кроме того, образовательная система подвергается воздействию данных вызовов (технологических, демографических, социальных, экологических, экономических и политических), которые приводят к необходимости пересмотра существующих образовательных парадигм, а также к возникновению ряда проблем, в частности таких, как: доступ к качественному образованию, социализация мигрантов и формирование толерантности, усиление конкуренции образовательных систем, адекватность образования требованиям современности и пересмотра содержания образования и т. д. Причем данные проблемы характерны как для развивающихся, так и для развитых стран. К примеру, вопросы равного доступа к образованию, цифрового неравенства, корректировки существующих образовательных практик являются актуальными и для стран Африки и Латинской Америки [19; 29], и для стран Европы [20; 21].

В Стратегии Евросоюза Europe 2020 [23] в качестве ключевых вызовов для систем образования стран Европы были названы: старение населения, дефицит навыков в трудовой деятельности, а также рост глобальной конкуренции и высокий уровень безработицы.

В данном отношении в первую очередь важно развитие непрерывной системы образования

на протяжении всей жизни человека, для того чтобы в любом возрасте он мог найти свою нишу в жизни, в том числе и на рынке труда. В связи с этим в последние годы особенно участились дискуссии по поводу бурного развития сектора онлайн-обра-зования, в том числе неформального. С одной стороны, это способствует прогрессу в области «образования через всю жизнь», поскольку позволяет на любом жизненном этапе получить необходимые знания, навыки и квалификацию. С другой стороны, данный вид образования не должен заменять систему получения очного образования, так как далеко не все требуемые навыки и компетенции можно развить в онлайн-форме. Данный аспект был отражен в Манифесте для обучения взрослых в XXI в. [27. С. 10], который акцентирует внимание на ограниченности электронного обучения, в частности в плане социального взаимодействия. Кроме того, вследствие развития цифровых технологий и телекоммуникаций меняется и роль учителя — от просветителя до посредника (модератора, куратора, ментора), который способен поддерживать новые форматы образования [2. С. 162—163]. Именно поэтому особо подчеркивается важность конструктивного взаимодействия всех форм получения образования [4], то есть они должны дополнять друг друга.

Немаловажным также представляется не только формирование профессиональных навыков, но и инициативность, способность быстро переучиваться и генерировать новые идеи и т. д. Кроме

того, большое значение имеет управление такими необходимыми навыками и пересмотр их состава в соответствии с изменяющимися условиями, что предупреждает возникновение проблемы несоответствия квалификации или профессиональных навыков требованиям рабочих мест [32. С. 22]. Таким образом, развитие образования должно носить опережающий характер.

Проблемы развития так называемых навыков XXI в. были обозначены еще в 1980-х гг. В частности, доклад Национальной комиссии по улучшению качества образования США 1983 г. обозначил следующие базовые навыки и склонности, являющиеся «предшественниками» навыков и компетенций XXI в.: интерес к обучению и исследованиям, понимание, использование знаний на практике, критическое мышление, способность к коммуникации и владение технологиями [28]. При этом фактически до начала 2000-х гг. под навыками XXI в. понимались ИКТ-навыки [26]. В условиях глобализации, развития экономики знаний и технологий целью системы образования является формирование «работника знаний» [25], то есть способного создавать новые идеи, продукты и решения. В резолюции ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой в 2015 г., среди целей и задач указано не только обеспечение равного доступа к качественному инклюзивному образованию в течение всей жизни, но и увеличение доли населения, обладающего востребованными для трудоустройства и ведения предпринимательской деятельности навыками [33]. То есть наблюдается тенденция, когда востребованы не столько специалисты с дипломом, сколько конкретные навыки. Причем важным становится овладение универсальными навыками и компетенциями, которые помогают человеку быть более гибким к изменяющимся условиям социально-экономической среды. Согласно Манифесту для учителей XXI в., принятому на конференции «Профессиональный образ и идеал учителя», организованной Советом Европы в 2014 г., формирование универсальных навыков и компетенций (системное и критическое мышление, умение работать в команде, способность быстро реагировать на изменения, адаптируемость к работе с различными технологиями и др.) выступает одним из основных вызовов для образования [22. С. 15].

В связи с этим в различных странах осуществляется работа по модернизации образовательных систем с целью приведения в соответствие с требованиями времени.

Российская Федерация в данном отношении не является исключением: перед нашей системой образования также стоят выше обозначенные проблемы, обзор которых и составляет цель настоящей статьи. Старение населения порождает актуальность развития геронтообразования, в том числе как инструмента снижения уровня функциональной неграмотности, демографической нагрузки и безработицы, а также адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности [12. С. 43]. Это может осуществляться как в форме семинаров и краткосрочных курсов, так и в виде обучения в университетах третьего возраста. Однако Комплексное наблюдение условий жизни населения, проводимое Росстатом, показывает, что, по данным на 2016 г., только 0,8 % населения старше трудоспособного возраста участвуют в дополнительном образовании. При этом 97 % россиян данной возрастной группы не испытывают и такой потребности [5].

Также образуется разрыв между существующей системой подготовки специалистов и потребностями современной экономики, вследствие чего сложилась необходимость усиления контроля за конкурентоспособностью российского образования [что выражается, например, в наличии среди целевых показателей различных стратегических документов индикатора, отражающего включение вузов России в число лучших мировых университетов и в число 10 лучших стран по качеству образования (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р; О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599; О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204)]. Именно для повышения эффективности в достижении поставленных целей глобальной конкурентоспособности высшего образования, а также развития науки и обеспечения равного доступа к получению качественного образования детей начиная с раннего возраста в 2018 г. Министерство образования и науки РФ было разделено на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки РФ.

В то же время существуют и некоторые особо важные, характерные для отечественной действительности вызовы:

— информационно-технологический;

— интеллектуальный;

— социокультурный;

— административно-управленческий;

— инновационный.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Информационно-технологический вызов связан со сменой технологий, развитием цифровой среды и искусственного интеллекта. Он имеет глобальный характер, однако для России стоит особенно остро, в том числе в связи с проблемами устаревания знаний и навыков, а также востребованностью тех или иных компетенций [7]. Опросы работодателей показывают, что период «старения» навыков в эру технологизации и цифровизации экономики сокращается и в настоящее время составляет порядка 5 лет [30], в связи с чем перед системой образования стоит задача своевременного реагирования на данные изменения. В этом отношении большое значение имеет уровень развития системы непрерывного образования взрослого населения. В то же время такой показатель, как доля работников, которые прошли обучение или получили образование, на 2016 г. составил около 20 % общей численности работников организаций РФ [14], что ниже уровня стран Евросоюза в два раза [24]. Кроме того, чтобы иметь возможность ответа на информационно-технологические вызовы современности, образовательная система и сама должна идти в ногу со временем. Исследование НИУ ВШЭ, посвященное цифровизации социальной сферы, показало, что многие индикаторы рассматриваемого явления, например в секторе высшего образования, далеки от идеала (табл. 1). Однако даже ситуация с уровнем интернетизации, казалось бы, достаточно высоком, при более подробном рассмотрении не является такой уж благоприятной, поскольку лишь 14 % вузов имеют Интернет со скоростью передачи данных выше 100 Мб/с. Можно предположить, что на других уровнях образования положение еще более неблагоприятное.

При этом важно не только наличие цифровой инфраструктуры, развитие процессов компьютеризации и информатизации, но и владение работником образовательной системы соответствующими компетенциями в данной сфере, а также умение

Индикаторы цифровизации социа.

(на примере высшего

применять их на практике, в том числе в обучающих целях. Стоит отметить, что совершенствование данных направлений заложено в национальном проекте «Образование» и национальной программе «Цифровая экономика», которые регламентировали создание современной цифровой образовательной среды и системы подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

Интеллектуальный вызов характеризует конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу в условиях несоответствия спроса на труд ожиданиям выпускников, а также компетенций и квалификации выпускников в целом требованиям работодателей [1; 9. С. 38]. В то же время данные исследования, проведенного ФГБУН «ВолНЦ» РАН в 2017 г., свидетельствуют о том, что именно соответствие квалификации молодежи требованиям рабочих мест способствует более полной реализации их трудового потенциала [31. С. 257]. Задача приведения в соответствие данных категорий напрямую зависит от качества работы системы образования, причем не только профессионального, но и общего. Однако современная российская школьная программа, по мнению И. Д. Фрумина, не ориентирована на развитие навыков, которые востребованы работодателями, в то время как, например, в Финляндии и Корее этому уделяется много внимания [16. С. 7]. Не случайно специалисты говорят о необходимости формирования универсальных навыков и компетенций, начиная со школьного уровня образования [15].

Социокультурный вызов выражается, например, в процессах интернационализации и кросс-культурности образования, в том числе на основе принципов, заложенных в Болонской декларации (конвергенция систем высшего образования, программы двойных дипломов, академическая мобильность и т. д.), и, с другой стороны, необходимость обеспечения единства образовательного пространства страны. Одним из основных барьеров в рамках этого направления является невысокий уровень владения иностранными языками как студентов, так и преподавателей.

Таблица 1

ьной сферы Российской Федерации

образования), 2016 г.

Доля организаций, % общего числа Интернет Веб-сайт Серверы Облачные сервисы RFID- технологии

Высшее образование 96,7 80,9 73,8 36,0 12,7

Источник: Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Волкова Г. Л., Гохберг Л. М. [и др.]. Индикаторы цифровой экономики: 2018 : стат. сб. М. : НИУ ВШЭ, 2018. С. 182—188.

В данном случае необходимо говорить и о проблеме образования мигрантов, особенно детей, начиная с дошкольной и школьной ступеней, для их успешной интеграции в российское общество. Исследование НИУ ВШЭ, проведенное в пяти субъектах РФ в период 2010—2013 гг., показало, что доля детей мигрантов в школах страны составляет от 7 до 16 % (табл. 2).

Однако специалисты отмечают сложности, возникающие у педагогов при работе с детьми мигрантов, что связано с недостаточной разработанностью нормативно-правовой и методической базы обучения данной группы детей [3; 8]. Еще одной трудностью является языковой барьер. Данные табл. 2 позволяют говорить о том, что от 60 до 90 % детей мигрантов в зависимости от региона — это дети, для которых русский язык не является родным.

С наибольшими трудностями в обучении сталкиваются дети, переехавшие уже в школьном возрасте, поэтому необходимо проведение работы органами управления образованием по учету таких детей, а также разработка специальной системы обучения, поскольку многие дети ранее обучались по программам, которые сильно отличаются от российских, вследствие чего отличаются более низким уровнем подготовки.

Еще одной значимой составляющей социокультурного вызова выступает создание «рыночного имиджа» образования, представление его как услуги и, соответственно, работников данной сферы фактически как обслуживающий персонал, что влечет за собой развитие клиентского подхода и потребительского отношения со стороны различных субъектов образовательного процесса [11. С. 14]. Другим следствием данного процесса, по мнению самих педагогов, является снижение качества образования (табл. 3).

В 2018 г. депутатами от КПРФ была предпринята попытка изменения сложившейся ситуации и разработан законопроект об исключении понятия «образовательная услуга» из российского законодательства, однако весной 2019 г. он был отклонен Государственной Думой по причине отказа от голосования членов партии «Единая Россия» [13].

Административно-управленческий вызов характеризуется процессами бюрократизации, увеличения объемов «бумажной» работы, недостаточного финансирования образования [18]. Данные мониторинга экономического положения и социального самочувствия педагогов школ Вологодской области, проводимого ФГБУН «ВолНЦ» РАН с 2011 г., дают, в частности, представление о том, что 70 % учителей согласны с тем, что «бумажная» рабо-

Таблица2

Некоторые характеристики детей мигрантов, обучающихся в российских школах

Регион Доля детей мигрантов, % Доля детей с родным русским языком, % Доля детей с неродным русским языком, %

Местные уроженцы Мигранты Местные уроженцы Мигранты

Санкт-Петербург 12,8 63,1 36,9 23,6 76,4

Ленинградская обл. 6,6 54,9 45,1 17,4 82,6

Псков 8,5 66,4 33,6 37,7 62,3

Московская обл. 16,2 44,2 55,8 10,2 89,8

Томск и Томская обл. 10,1 63,6 36,4 39,0 61,0

Примечание: под местными уроженцами в исследовании понимались те дети, чья семья проживала в данной местности два поколения и более, под мигрантами — менее двух поколений.

Источник: Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопр. образования. 2015. № 2. С. 173—195.

Таблица 3

Распределение ответов педагогов на вопрос: «Как изменилось качество образования в результате превращения его в сферу потребительских услуг?», % опрошенных

-—-Год Вариант ответа 2015 2017

Резко и незначительно улучшилось 13,4 11,1

Осталось без изменений 15,5 16,4

Резко и незначительно ухудшилось 60,2 45,4

Затрудняюсь ответить 10,9 27,1

Источник: данные мониторинга экономического положения и социального самочувствия педагогов школ Вологодской области ФГБУН «ВолНЦ» РАН (2015 г. — выборка 457 чел., 2017 г. — 424 чел.).

та по соотношению времени и сил доминирует над преподавательской деятельностью [10. С. 119]. Подобная ситуация наблюдается и среди педагогов других уровней образования.

Проблемы необходимости подготовки значительного количества отчетных и иных документов вследствие усиления контроля за эффективностью (что отрицательно сказывается на качестве образования) в условиях дефицита финансирования дополняются выполнением нерегламентирован-ных и, соответственно, неоплачиваемых видов деятельности. Следствием этого является подмена творческого характера деятельности педагога формализованными показателями результативности.

Инновационный вызов заключается не только в необходимости внедрения инноваций в образовательную систему, но и в формировании инновационного мышления, навыков и культуры как у педагогов, так и у обучающихся, без чего невозможно достижение задач повышения конкурентоспособности как системы образования, так и страны в целом. Однако в условиях российской действительности система образования нацелена на репродуктивное усвоение знаний и навыков, а не на развитие креативности и творческого мышления.

Помимо этого, остаются нерешенными проблемы старения кадров, ограниченности доступа к качественному образованию, невключенности

образовательных организаций в инновационные процессы [6] и т. д.

Таким образом, мировые глобализационные процессы приводят и к глобализации образования. С одной стороны, позитивным следствием данного процесса является взаимодействие и взаимообмен лучшими образовательными практиками, с другой — это несет в себе определенные риски, связанные, к примеру, с необходимостью эффективного сочетания традиций и инноваций, распространением коммерциализации и макдональдиза-ции образования в соответствии с требованиями рыночной экономики и др.

Решение обозначенных проблем и ответ на вызовы, стоящие перед системой образования России, предопределяет формирование особых требований к качеству институциональной среды. Это представляется особо актуальным и в свете непрерывной динамики институциональных правил, также выступающей следствием процесса глобализации [17]. При этом институциональные характеристики и изменения в сфере образования должны быть направлены как на обеспечение реализации прав граждан на получение качественного образования, так и на эффективное функционирование самого института образования, которое должно способствовать формированию и накоплению человеческого капитала, повышению конкурентоспособности и национальной безопасности страны.

Список литературы

1. Брызгалина, Е. В. Управление образованием как ответ на вызовы системе образования современной России: социально-философские основания [Электронный ресурс] / Е. В. Брызгалина, В. В. Миронов // Электрон. науч. изд. Альм. Пространство и Время. — 2015. — Т. 9, № 2. — URL: http://j-spacetime. com/actual%20content/t9v2/2227—9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.54.php (дата обращения 15.05.2019).

2. Будущее образования: глобальная повестка. — Сколково : АСИ, 2015. — 206 с.

3. Гукаленко, О. В. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве / О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков // Отеч. и зарубеж. педагогика. — 2016. — № 1 (28). — С. 86—94.

4. Дайк, Б. Глобализирующийся мир в осмыслении философии образования / Б. Дайк // Философия образования. — 2012. — № 6 (45). — С. 144—152.

5. Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ KOUZ16/index.html (дата обращения 15.05.2019).

6. Комаров, К. Ю. Методологические основы разработки инновационной модели территориального образовательного пространства / К. Ю. Комаров // Образование и наука. — 2012. — № 5. — С. 37—50.

7. Кравцов, В. В. Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию / В. В. Кравцов, Н. Н. Савельева, Т. В. Черных // Образоват. технологии и общество. — 2015. — Т. 18, вып. 4. — С. 659—669.

8. Купцова, М. В. Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов / М. В. Купцова // Изв. Самар. науч. центра Рос. академии наук. Соц., гуманитар., медико-биол. науки. — 2018. — Т. 20, № 5. — С. 43—46.

9. Леонидова, Г. В. Проблемы эффективности государственного управления. Сфера образования территорий: состояние и перспективы развития: монография / Г. В. Леонидова, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева ; под ред. А. А. Шабуновой. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. — 153 с.

10. Леонидова, Г. В. Учитель и образовательная реформа: взгляд из региона / Г. В. Леонидова, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева ; под ред. д-ра экон. наук А. А. Шабуновой, канд. экон. наук О. Н. Калачико-вой. —Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. — 178 с.

11. Соловьева, Т. С. Статус учителя в современном российском обществе / Т. С. Соловьева // Соц. пространство. — 2018. — № 1 (13).

12. Сорокин, Г. Г. Образование пожилых граждан как ответ на актуальные вызовы современности / Г. Г. Сорокин // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Соц. науки. — 2011. — № 3 (23). — С. 42—47.

13. Справка о результатах голосования по вопросу : (первое чтение) О проекте федерального закона № 376788-7 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. — URL: http://vote.duma.gov.ru/vote/107212 (дата обращения 15.05.2019).

14. Статистический бюллетень «Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников организаций в 2016 году». Т. 1. — М. : Росстат, 2017. — 280 с.

15. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Соврем. аналитика образования. — 2018. — № 2 (19).

16. Фрумин, И. Д. Образование в России: вызовы глобальной конкуренции и возможный ответ / И. Д. Фрумин // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве : материалы XXIV науч.-практ. конф. — Красноярск : Ин-т психологии практик развития, 2018. — С. 5—8.

17. Яницкий, О. Н. Вызовы и риски глобализации. Семь тезисов / О. Н. Яницкий // Социол. исследования. — 2019. — № 1. — С. 29—39.

18. Янченко, И. В. Информационный и технологический вызовы образованию как точки роста / И. В. Янченко // Актуал. проблемы гуманитар. и естеств. наук. — 2016. — № 2-5. — С. 8—10.

19. Challenges for education with equity in Latin America and the Caribbean: draft report № 6 of Regional Preparatory Meeting 2011 United Nations Economic and Social Council Annual Ministerial Review ECOSOC — AMR [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/en/ecosoc/newfunct/pdf/6.challenges.for.education. with.equity.web.pdf (дата обращения 15.05.2019).

20. Clement, J. Education Challenges in Wales / J. Clement // The Public Law Project Wales Conference [Электронный ресурс]. — URL: http://www.publiclawproject.org.uk/resources/132/education-challenges-in-wales (дата обращения 15.05.2019).

21. Education for all 2000—2015: achievements and challenges. — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2015. — 499 р.

22. Education for ^ange — Change for Education. Teacher manifesto for the 21st century of the conference "The Professional Image and Ethos of Teachers". — Strasbourg : Council of Europe, 2014. — 40 р.

23. Europe 2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm (дата обращения 15.05.2019).

24. Eurostat [Электронный ресурс]. — URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/File: Participation_rate_in_education_and_training,_2011_(%C2 %B9)_(%25)_YB16.png (дата обращения 15.05.2019).

25. Howard, P. G. Twenty-First Century Learning as a Radical Re-Thinking of Education in the Service of Life / P. G. Howard // Education Sciences. — 2018. — No. 8 (4).

26. Jenson, J. Critical Review and Analysis of the Issue of "Skills, Technology and Learning" [Электронный ресурс] / J. Jenson, N. Taylor, S. Fisher. — URL: http://www.edu.gov.on.ca/eng/research/Jenson_ReportEng. pdf (дата обращения 15.05.2019).

27. Manifesto for Adult Learning in the 21st Century. — Brussels : Europ. Assoc. for the Education of Adults, 2016. — 16 р.

28. National Commission on Excellence in Education. A Nation at Risk: The Moral Imperative of Educational Reform [Электронный ресурс]. — URL: https://www2.ed.gov/pubs/NatAtRisk/index.html (дата обращения 15.05.2019).

29. Otara, A. The Future of Education and Its Challenges in Africa / А. Otara // Intern. J. of Humanities and Social Science. — 2012. — Vol. 2, no. 9. — P. 151—156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Careers and learning in Deloitte Global Human Capital Trends [Электронный ресурс] / B. Pelster, D. Johnson, J. Stempel, V. D. B. Vyver. — Deloitte Univ. Press. — Р. 29—37. — URL: https://www2.deloitte. com/content/dam/Deloitte/global/Documents/About-Deloitte/central-europe/ce-global-human-capital-trends. pdf (дата обращения 15.05.2019).

31. Popov, A. V. Barriers to the fulfilment of young people's potential in their work activities / A. V. Popov, T. S. Solov'eva // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. — 2017. — Vol. 10, no. 3. — P. 251— 268. — DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.1.

32. Social innovation as an effective response to modern challenges in education / A. Schröder, A. A. Shabu-nova, A. V. Popov, T. S. Solov'eva, M. A. Golovchin // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. — 2017. — Vol. 10, no. 5. — Р. 21—36. — DOI: 10.15838/esc/2017.5.53.2.

33. United Nations. Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E (дата обращения 15.05.2019).

Сведения об авторе

Соловьева Татьяна Сергеевна — научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Вологодского научного центра Российской академии наук, Вологда, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Рp. 201—209.

THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM: AN OVERVIEW OF GLOBAL CHALLENGES

T.S. Soloveva

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia, [email protected]

Education is the most important institution responsible for the formation of human capital and labor potential of the territories, largely determining the possibilities of economic development of countries and regions. That is the reason that the development of education means not only keeping pace with the times, but also being ahead of the curve The article is devoted to an overview of modern global challenges faced by the Russian education system. Based on the author's desk study data, the main global challenges of the Russian education system are systematized: information and technological, intellectual, sociocultural, administrative and managerial, innovative. In conclusion, it is considered that there is a need to address qualitative modernization of the educational system's institutional environment in order to improve the efficiency of its functioning.

Keywords: education, education system, globalization, global challenges, educational policy.

References

1. Bryzgalina E.V., Mironov V.V. Upravlenie obrazovaniem kak otvet na vyzovy sisteme obrazovaniya sovremennoj Rossii: social'no-filosofskie osnovaniya [Education Management as Response to the Challenges of Educational System of Modern Russia: Social and Philosophical Foundations]. Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manah Prostranstvo i Vremya [e-Almanac Space and Time], 2015, no. 9 (2). Available at: http://j spacetime.com/actual%20content/t9v2/2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.54.php, accessed 15.05.2019. (In Russ.).

2. Budushchee obrazovaniya: global 'naya povestka [The future of education: a global agenda]. Skolkovo, ASI, 2015. 206 p. (In Russ.).

3. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P. Podgotovka pedagogov dlya raboty s det'mi-migrantami v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [Teachers training to work with migrant children in a multicultural educational space]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [National and Foreign Pedagogy], 2016, no. 1 (28), pp. 86-94. (In Russ.).

4. Dajk B. Globaliziruyushchijsya mir v osmyslenii filosofii obrazovaniya [Globalising world in the understanding of philosophy of education]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2012, no. 6 (45), pp. 144-152. (In Russ.).

5. Itogi kompleksnogo nablyudeniya uslovij zhizni naseleniya [Results of comprehensive monitoring of living conditions of the population]. Federal 'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii. Avail -able at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ16/index.html, accessed 15.05.2019. (In Russ.).

6. Komarov K.Yu. Metodologicheskie osnovy razrabotki innovacionnoj modeli territorial'nogo obrazovatel'nogo prostranstva [Methodological Basis for Developing the Innovative Model of Regional Educational Environment]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal], 2012, no. 5, pp. 37-50. (In Russ.).

7. Kravcov V.V., Savel'eva N.N., Chernyh T.V. Smeshannoe obuchenie kak otvet na vyzovy sovremennomu obrazovaniyu [Blended learning as a response to the challenges of modern education]. Obrazovatel'nye tekh-nologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2015, no. 18 (4), pp. 659-669. (In Russ.).

8. Kupcova M.V. Social'no-pedagogicheskie aspekty problemy gotovnosti pedagogov k rabote s det'mi mi-grantov [Social and pedagogical aspects of the problem of teacher's readiness for working with migrant's children]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Izvestiya of the Samara RAS scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences], 2018, no. 20 (5), pp. 43-46. (In Russ.).

9. Leonidova G.V., Golovchin M.A., Soloveva T.S. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Sfera obrazovaniya territorii: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Public administration efficiency. Education sphere in the territories: current state and development prospects]. Ed. by A.A. Shabunova. Vologda, ISERT RAN, 2014. 153 p. (In Russ.).

10. Leonidova G.V., Golovchin M.A., Soloveva T.S. Uchitel' i obrazovatel 'naya reforma: vzglyadiz regiona. [Teacher and educational reform: a view from the region]. Ed. by A.A. Shabunova, O.N. Kalachikova. Vologda, FGBUN VolRC RAS, 2018. 178 p. (In Russ.).

11. Soloveva T.S. Status uchitelya v sovremennom rossijskom obshchestve [The Status of a Teacher in the Modern Russian Society]. Social'noeprostranstvo [Social Area], 2018, no. 1 (13). DOI: 10.15838/sa/2018.1.13.3. (In Russ.).

12. Sorokin G.G. Obrazovanie pozhilyh grazhdan kak otvet na aktual'nye vyzovy sovremennosti [Education of seniors as an answer to actual calls of the present time]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Social 'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 2011, no. 3 (23), pp. 42-47. (In Russ.).

13. Spravka o rezul'tatah golosovaniya po voprosu: (pervoe chtenie) O proekte federal'nogo zakona № 376788-7 "O vnesenii izmeneniya v punkt 1 stat'i 123.24 chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii v chasti isklyucheniya ponyatiya 'obrazovatel'nye uslugi' ". Oficial 'nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Rossijskoj Federacii. Available at: http://vote.duma.gov.ru/vote/107212, accessed 15.05.2019. (In Russ.).

14. Statisticheskij byulleten' "Povyshenie kvalifikacii i professional'naya podgotovka rabotnikov orga-nizacij v 2016godu" [Statistical Bulletin "Professional Development and training of employees of organizations in 2016"]. Moscow, Rosstat, 2017. T. 1. 280 p. (In Russ.).

15. Frumin I.D., Dobryakova M.S., Barannikov K.A., Remorenko I.M. Universal'nye kompetentnosti i no-vaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya [Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow. Preliminary findings of the international report on school transformation trends]. Sovremennaya analitika obrazovaniya [Modern Education Analytics], 2018, no. 2 (19). (In Russ.).

16. Frumin I.D. Obrazovanie v Rossii: vyzovy global'noj konkurencii i vozmozhnyj otvet [Education in Russia: challenges of global competition and possible answer]. Praktiki razvitiya: individual'naya iniciativa v novom obrazovatel'nom prostranstve: materialy XXIV nauchno-prakticheskoj konferencii [Development practices: individual initiative in the new educational space: materials of the XXIV scientific-practical conference]. Krasnoyarsk, Institut psihologii praktik razvitiya, 2018. Pp. 5-8. (In Russ.).

17. Yanickij O.N. Vyzovy i riski globalizacii. Sem' tezisov [Challenges and Risks of Globalization. Seven Theses]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2019, no.1, pp. 29-39. (In Russ.).

18. Yanchenko I.V. Informacionnyj i tekhnologicheskij vyzovy obrazovaniyu kak tochki rosta [Information and technological challenges to education as the points of growth]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estest-vennyh nauk [Actual problems of Humanities and Natural Sciences], 2016, no. 2-5, pp. 8-10. (In Russ.).

19. Challenges for education with equity in Latin America and the Caribbean: draft report №6 of Regional Preparatory Meeting 2011 United Nations Economic and Social Council Annual Ministerial Review ECOSOC — AMR. Available at: http://www.un.org/en/ecosoc/newfunct/pdf/6.challenges.for.education.with.equity. web.pdf, accessed 15.05.2019.

20. Clement J. Education Challenges in Wales. The Public Law Project Wales Conference. Available at: http://www.publiclawproject.org.uk/resources/132/education-challenges-in-wales, accessed 15.05.2019.

21. Education for all 2000-2015: achievements and challenges. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2015. 499 p.

22. Education for Change — Change for Education. Teacher manifesto for the 21st century of the conference "The Professional Image and Ethos of Teachers". Strasbourg: Council of Europe, 2014. 40 p.

23. Europe 2020. Available at: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm, accessed 15.05.2019.

24. Eurostat. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/File:Participation_ rate_in_education_and_training,_2011_(%C2%B9)_(%25)_YB16.png, accessed 15.05.2019.

25. Howard P.G. Twenty-First Century Learning as a Radical Re-Thinking of Education in the Service of Life. Educational Sciences. 2018, vol. 8 (4). DOI: 10.3390/educsci8040189.

26. Jenson J., Taylor N., Fisher S. Critical Review and Analysis of the Issue of "Skills, Technology and Learning". Available at: http://www.edu.gov.on.ca/eng/research/Jenson_ReportEng.pdf, accessed 15.05.2019.

27. Manifesto for Adult Learning in the 21st Century. Brussels: European Association for the Education of Adults, 2016. 16 p.

28. National Commission on Excellence in Education. A Nation at Risk: The Moral Imperative of Educational Reform. Available at: https://www2.ed.gov/pubs/NatAtRisk/index.html, accessed 15.05.2019.

29. Otara A. The Future of Education and Its Challenges in Africa. International Journal of Humanities and Social Sciences, 2012, vol. 2(9), pp. 151-156.

30. Pelster B., Johnson D., Stempel J., Vyver VDB. Careers and learning in Deloitte Global Human Capital Trends. Deloitte University Press, 2017. 144 p. Available at: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ global/Documents/About-Deloitte/central-europe/ce-global-human-capital-trends.pdf, accessed 15.05.2019.

31. Popov A.V., Solov'eva T.S. Barriers to the fulfilment of young people's potential in their work activities. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10 (3), pp. 251-268.

32. Schroder A., Shabunova A.A., Popov A.V., Solov'eva T.S., Golovchin M.A. Social innovation as an effective response to modern challenges in education. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10 (5), pp. 21-036.

33. United Nations. Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development. 2015, October 21. 35 p. Available at: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E, (accessed 15.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.