Научная статья на тему 'Седьмая рамочная программа ЕС: возможности для российских академических учреждений'

Седьмая рамочная программа ЕС: возможности для российских академических учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕДЬМАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ЕС / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EU’S SEVENTH FRAMEWORK PROGRAMME / INTERNATIONAL COOPERATION / INNOVATION ACTIVITY / SOCIAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теребова Светлана Викторовна, Кузьмин Илья Владимирович

Статья посвящена вопросам расширения международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности. Рассмотрен один из ключевых инструментов его развития – Седьмая рамочная программа ЕС (7РП). Выполнен анализ статистической информации, отражающей степень вовлечённости российских организаций в работу по проектам тематического направления«Социально-экономические и гуманитарные науки» 7РП. Представлен опыт участия Института социально-экономического развития территорий РАН в конкурсах данной программы, в т. ч. в проекте «Социальные инновации: фактор изменений в обществе». Раскрыта сущность социальных инноваций, выделены их особенности, дана классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU’s Seventh Framework Programme: opportunities for Russian academic institutions

The article deals with the issues concerning the expansion of international cooperation in the sphere of innovation activity. The authors consider one of the main tools of its development – the EU’s Seventh Framework Programme (FP7). The article presents the analysis of statistical information reflecting the degree of involvement of Russian organizations in the work on the projects in the subject area “Socio-Economic Sciences and Humanities” under FP7. The authors present the experience of participation of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS in the competitions under this program, including the project “Social Innovation: a Factor in the Changes in Society”. The article reveals the essence of social innovations, highlights their features, and gives their classification.

Текст научной работы на тему «Седьмая рамочная программа ЕС: возможности для российских академических учреждений»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 339.9(470.12), ББК 65.59(2Рос-4Вол)

© Теребова С.В., Кузьмин И.В.

Седьмая рамочная программа ЕС:

о О ф

возможности для россииских академических учреждении *

Светлана Викторовна ТЕРЕБОВА

кандидат экономических наук, зав. отделом, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, svetlana-ter@mail.ru)

Илья Владимирович КУЗЬМИН

младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, honorarium@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена вопросам расширения международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности. Рассмотрен один из ключевых инструментов его развития — Седьмая рамочная программа ЕС (7РП). Выполнен анализ статистической информации, отражающей степень вовлечённости российских организаций в работу по проектам тематического направления «Социально-экономические и гуманитарные науки» 7РП. Представлен опыт участия Института социально-экономического развития территорий РАН в конкурсах данной программы, в т. ч. в проекте «Социальные инновации: фактор изменений в обществе». Раскрыта сущность социальных инноваций, выделены их особенности, дана классификация.

Ключевые слова: международное сотрудничество, инновационная деятельность, Седьмая рамочная программа ЕС, социальные инновации.

* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант №12-06-00379-а).

Terebova S.V., Kuzmin I.V

The EU’s Seventh Framework Programme: opportunities for Russian academic institutions

Terebova Svetlana Viktorovna — Ph.D. in Economics, Department Head, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, svetlana-ter@mail.ru)

Kuzmin Ilya Vladimirovich — Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, honorarium@mail.ru)

Abstract. The article deals with the issues concerning the expansion of international cooperation in the sphere of innovation activity. The authors consider one of the main tools of its develop-ment — the EU’s Seventh Framework Programme (FP7). The article presents the analysis of sta-tistical information reflecting the degree of involvement of Russian organizations in the work on the projects in the subject area “Socio-Economic Sciences and Humanities” under FP7. The au-thors present the experience of participation of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS in the competitions under this program, including the project “Social Innova-tion: a Factor in the Changes in Society”. The article reveals the essence of social innovations, highlights their features, and gives their classification.

Key words: international cooperation, innovation activity, EU’s Seventh Framework Programme, social innovations.

Переход России к новой экономической системе сопровождался наличием весьма обширного спектра проблем во всех сферах жизни общества. Несмотря на то что первый этап становления рыночной экономики пройден, сопровождавшие его трудности продолжают существовать. Можно говорить о создании базиса для дальнейшего развития страны, которое невозможно без увеличения человеческого капитала, повышения качества жизни населения. Важным, однако не разработанным на сегодняшний день аспектом теоретико-методологических подходов к изучению вопросов повышения качества жизни становится освоение социальных инноваций, в частности путём вовлечения населения в общественные инновационные проекты, реализуемые на основе частно-государственного партнёрства, ведущие к усилению социальной консо-

лидации и направленные на достижение сглаживания последствий избыточного неравенства в обществе.

Как нам представляется, необходимо, чтобы разработке и внедрению социальных инноваций предшествовало всестороннее изучение процессов их возникновения и развития, а также грамотное построение стратегии их освоения. Причём сформированная стратегия тем надёжнее, чем обширнее теоретический и практический материал, заложенный в её основу. Что касается практического аспекта, то социальные инновации в ряде развитых государств (Западной Европы, Скандинавии) целенаправленно внедряются уже на протяжении нескольких десятилетий.

Благодаря научным исследованиям, выполняемым при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Институтом социально-экономического

развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН), в нем разрабатываются теоретико-методологические основы изучения социальных инноваций. Этот опыт позволил ИСЭРТ РАН принять участие в крупном международном научно-исследовательском проекте по рассматриваемой проблематике.

Следует также отметить, что, хотя научные организации ряда стран проводят теоретические исследования в данной области, сущность явления «социальные инновации», экономические, иные условия их возникновения изучены в недостаточной степени. Авторами теоретических концепций выступают, как правило, зарубежные исследователи. Однако даже в их трудах неразработанными остаются, в частности: вопросы о различиях между социальными инновациями, основанными на технологиях, и нетехнологическими социальными инновациями; причинах, стимулирующих и тормозящих их появление; взаимодействии органов власти и управления, предприятий, общественных организаций, «целевой аудитории» разрабатываемых инициатив для создания успешных социально-инновационных проектов.

Таким образом, закономерным представляется вывод о том, что катализатором роста научно-практических знаний о процессах развития социальных инноваций способны выступить обмен опытом, осуществляемый исследователями на межнациональном уровне, объединение их усилий в изучении поднимаемых проблем, в т. ч. проведение совместных научно-исследовательских работ. В рамках последних могут быть рассмотрены специфические особенности разрабатываемых научных положений и практических рекомендаций на примерах различных регионов мира.

Одним из основных инструментов, создающих возможности для возникновения

соответствующих практик, развития международного сотрудничества в инновационной деятельности, в Европе являются программы поддержки научных исследований.

Ключевое место в ряде данных программ занимают так называемые рамочные программы Европейского союза по развитию научных исследований и технологий. Главная цель этих программ заключается в осуществлении финансирования НИОКР в целях создания и развития Европейского научно-исследовательского пространства (ЕНИП). Программы последовательно сменяют друг друга, реализация каждой последующей осуществляется в течение нескольких лет и направлена на достижение конкретных целей очередного этапа формирования ЕНИП.

Первая рамочная программа ЕС была реализована в период 1984—1988 гг., в настоящий момент заканчивается Седьмая (7РП), рассчитанная на 2007—2013 гг. Общий бюджет размером около 53,2 млрд. евро делает её одной из крупнейших в мире инициатив в поддержке научных исследований.

Успешность функционирования данного инструмента развития научных исследований и технологий приводила к значительному увеличению бюджета каждого последующего этапа. Можно заключить, что в оценках Европейской комиссии вопросы инновационного сотрудничества приобретают всё большую актуальность, поскольку бюджет Седьмой рамочной программы в разы превышает бюджет Первой (табл. 1).

За пять лет количество участников научно-исследовательских проектов, финансируемых из бюджета программы, составило более 82 тыс. организаций (табл. 2).

Таблица 1. Бюджеты рамочных программ Европейского союза по развитию научных исследований и технологий, млрд. евро

Рамочная программа Период действия Бюджет

Первая 1984-1988 3,75

Вторая 1987-1991 5,40

Третья 1990-1994 6,60

Четвёртая 1994-1998 13,22

Пятая 1998-2002 14,96

Шестая 2002-2006 17,88

Седьмая 2007-2013 50,52

Источник: Artis M.J., Nixson F. The Economics of the European Union: Policy and Analysis - 4th ed. - Oxford University Press, 2007.

Таблица 2. Результаты Седьмой рамочной программы ЕС за 2007-2011 гг.

Показатель Год

2007 2008 2009 2010 2011 Итого

Количество поддержанных проектов 3132 2720 4037 3399 2813 16101

Количество участвовавших организаций 22077 14112 19471 13710 12932 -

Общее финансирование, млрд. евро 6,52 4,43 5,66 5,31 3,69 25,60

Средний объём финансирования проекта, тыс. евро 2080,19 1629,34 1401,65 1561,35 1310,42 1589,88

Средний объём финансирования организации, тыс. евро 295,11 314,05 290,61 387,09 285,05 -

Источник: Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/ evaluations/index_en.cfm?pg=fp7-monitoring

Главным преимуществом участия в 7РП представляется получение финансирования на выполнение большей части собственных НИОКР

В то же время в ходе реализации поддержанного проекта 7РП организация получает возможность:

— выхода на зарубежные рынки с наукоёмким продуктом;

— обмена опытом с иностранными партнёрами, работающими в смежных областях;

— повышения квалификации сотрудников;

— привлечения интереса и средств других спонсоров;

— существенного укрепления репутации и повышения известности.

Наибольший интерес для инновационных предприятий представляет специаль-

ная подпрограмма 7РП «Сотрудничество», поскольку именно она направлена на поддержку совместных НИОКР предприятий (в том числе малых и средних), университетов, научно-исследовательских организаций разных стран мира. Бюджет подпрограммы «Сотрудничество» составляет 39 млрд. евро — более половины общего бюджета 7РП. Как одно из её приоритетных тематических направлений выделены «Социально-экономические и гуманитарные науки». Объём финансирования данного направления в рамках 7РП составляет 600 млн. евро, что соответствует доле в размере около 2% в структуре бюджета программы (рис. 1).

За 2007—2012 гг. финансирование проектов по направлению «Социально-экономические и гуманитарные науки» возросло на 33% (рис. 2).

Рисунок 1. Бюджет 7РП по приоритетным тематическим направлениям, млрд. евро

■ Социально-экономические и гуманитарные науки

■ Безопасность Космос

■ Окружающая среда

■ Продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии

■ Энергетика

■ Нанонауки и нанотехнологии, новые материалы

■ Транспорт

■ Здравоохранение

■ Информационные и коммуникационные технологии

4,1

Рисунок 2. Финансирование проектов по направлению «Социально-экономические и гуманитарные науки» 7РП, млн. евро

Источник: European Commission. Research & Innovation. FP7. Statistics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa. eu/research/fp7/index_en.cfm?pg=budget

Тем не менее доля участия российских организаций в проектах по данному направлению 7РП является незначительной. За исследуемый период было поддержано 199 проектов1. Российские организации

1 Источник: Sixth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/evaluations/index_en.cfm?pg =fp7-monitoring

были представлены только в девяти поддержанных проектах2 (информация о них приведена в табл. 3).

2 Источник: Официальный сайт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Russian Participation in FP7 (December 2012). — Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2013/04/02/1294165375/ RU%20participation%20FP7.pdf

Таблица 3. Информация о поддержанных проектах с российским участием по направлению «Социально-экономические и гуманитарные науки» 7РП в 2007-2013 гг.

№ п/п Тема проекта с российским участием Российская организация, город Бюджет проекта, млн. евро Дата начала реализации проекта

1. Транснациональное сотрудничество национальных контактных центров по направлению социально-экономические и гуманитарные науки*. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы», г. Москва 3,10 2,22 1,20 01.02.2008 01.02.2011 01.02.2013

2. Взаимодействие европейских, национальных и региональных особенностей: нации между государствами, располагающимися вдоль новых восточных границ Европейского союза. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», г. Москва 1,73 01.04.2008

3. Развитие наукоёмкого предпринимательства и инноваций в целях роста и социального благополучия в Европе. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), г. Москва 4,28 01.01.2009

4. По направлению к топографии толерантности и равного уважения. Сравнительное изучение политик размещения мест общего пользования в культурно разнородных обществах. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург 1,72 01.01.2010

5. Европейские регионы, внешние границы ЕС и ближайшие соседи. Анализ вариантов регионального развития на основе политик и практик трансграничного сотрудничества. Автономная некоммерческая организация «Центр независимых социологических исследований», г. Санкт-Петербург 3,34 01.03.2011

6. Воспоминания, молодёжь, политическое наследие и гражданская активность. Государственное учреждение Ульяновского государственного университета «Научно-исследовательский центр «Регион», г. Ульяновск 9,95 01.06.2011

7. Обмен ресурсами знаний: межрегиональное сплочение областей. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва 3,27 01.08.2011

8. Вопросы границ, политической обстановки, социальной сферы: потенциалы и проблемы развивающихся концепций границ в мире после холодной войны. Автономная некоммерческая организация «Центр независимых социологических исследований», г. Санкт-Петербург 8,99 01.06.2012

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт географии Российской академии наук», г. Москва

9. Социальные инновации: движущая сила изменений в обществе. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук», г. Вологда 6,06 01.01.2014**

* Проект дважды возобновлялся по завершении. Таким образом, было поддержано три проекта по соответствующей теме. ** На момент подготовки статьи координатором проекта велись переговоры о заключении грантового соглашения. В связи с этим 01.01.2014 г. представляет собой ориентировочную дату начала реализации проекта. Источник: Официальный сайт Седьмой рамочной программы ЕС. - Режим доступа: http://cordis.europa.eu/fp7/home_en.html

Текущий объём финансирования российских организаций по указанному направлению в настоящее время также находится на низком уровне. Общий объём финансирования поддержанных проектов составил 475 млн. евро (199 проектов). За счет участия в девяти поддержанных проектах российские организации получили финансирование в размере 1,31 млн. евро, что составляет только 0,28% от общего объёма выделенных средств.

В целом за данный период на проекты с российским участием из бюджета 7РП было выделено 73,67 млн. евро, на проекты без российского участия — 401,33 млн. евро.

В целом российские организации имеют незначительный опыт участия в 7РП по социально-гуманитарному направлению (например, в 2010 г. было подано всего лишь семь заявок на участие).

Кроме того, следует отметить, что большинство российских участников конкурсов 7РП — это предприятия, вузы и научноисследовательские организации городов Москвы и Санкт-Петербурга. Активность участия остальных регионов значительно ниже, соответствующим опытом обладают немногие территории.

Что касается Вологодской области, то единственной организацией, подававшей заявки на поддержание научно-исследовательских проектов в рамках 7РП, является Институт социально-экономического развития территорий РАН.

ИСЭРТ РАН рассматривает развитие научных связей с зарубежными коллегами как важнейшее направление деятельности научно-исследовательской организации. Как результат, за последние годы значительно возросло количество мероприятий международного уровня, проводимых Институтом, а также при его участии. В течение 2011—2012 гг. сотрудники отдела инновационной экономики вели актив-

ную работу с целью поиска зарубежных партнёров для международных проектов Института, и в начале 2012 г. он впервые принял участие в конкурсах европейских рамочных программ, что является ценным научно-исследовательским опытом.

Работа по подготовке международных проектов весьма трудоёмка в связи с тем, что требует одновременно с выполнением непосредственно научной работы решения ряда дополнительных задач, среди которых:

1. Мониторинг наиболее подходящих для организации возможностей, учёт всех необходимых условий участия, которые, как правило, в полном виде доступны лишь через иностранные ресурсы.

2. Привлечение к участию в проекте опытных учёных для повышения конкурентоспособности работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Поиск международных партнёров, обладающих необходимой компетенцией (для участия в международном конкурсе зачастую требуется участие более двух стран).

4. Ведение переговоров с партнёрами, деловой переписки на английском языке в ходе подготовки заявки, что, наряду с поиском партнёров, составляет значительную часть всех работ.

В работе над проектами ИСЭРТ РАН значительную помощь оказали международные научно-практические семинары. Результатами переговоров, проведённых в ходе этих семинаров, стали концепции совместных проектов, планы совместных работ.

5. Качественный перевод на английский язык рабочих материалов в течение всей работы над проектом (для обмена информацией с партнёрами) и конечного варианта работы. Вышеперечисленное требует от самих участников хорошего владения английским языком.

Ключевыми критериями успешной работы по подготовке проектов 7РП стали активное содействие и непрерывная поддержка со стороны руководства Института. Информация о результатах подготовки заявок регулярно заслушивалась на совещаниях; требующие принятия решения вопросы выносились на обсуждение; повышенное внимание участию в 7РП уделялось на заседаниях Учёного совета. Кроме того, данное направление работы было обеспечено молодыми кадрами, которые выполняли большинство соответствующих задач, в частности перевод материалов проектов.

На этой основе в 2012 году расширилось сотрудничество Института по подготовке одной из заявок для 7РП с Центром социальных исследований Технического университета г. Дортмунда (Германия). В сентябре 2012 года в ИСЭРТ РАН состоялся семинар «Проблемы разработки и внедрения социальных инноваций», организованный в рамках визита немецких коллег в Вологду. В ходе семинара обсуждалась разработанная в Центре социальных исследований концепция социальных инноваций. По данному направлению исследований Центр занимает лидирующие позиции в Европе, поскольку он стал одной из первых организаций, уделивших серьёзное внимание изучению вопросов социальных инноваций. По результатам встречи в Вологде между ИСЭРТ РАН и Центром социальных исследований подписан протокол о намерениях, заложивший основу для подготовки нового проекта 7РП.

Итогом работы стало вхождение Института в международный консорциум, подготовка и подача на участие в конкурсе программы «Социально-экономические и гуманитарные науки» 7РП совместной заявки — «Социальные инновации: фактор изменений в обществе». Центр социальных исследований выступил в роли координатора консорциума.

В июне 2013 года службы Европейской комиссии сообщили консорциуму о том, что заявка получила 14 из 15 баллов по результатам экспертизы, и о намерении Европейской комиссии поддержать проект и начать переговоры о заключении грантового соглашения. В настоящее время координатором ведутся соответствующие переговоры, включающие, в частности, подготовку необходимых документов, соглашений и их согласование с партнёрами по проекту.

Таким образом, научно-исследовательские работы ИСЭРТ РАН получили положительную оценку коллег из Европы, Америки, других частей света, что позволило принять участие в Седьмой рамочной программе ЕС, являющейся действенным инструментом интеграции в Европейское научно-исследовательское пространство.

В проекте принимают участие пятнадцать партнёров из двенадцати государств-членов ЕС и одиннадцать партнёров из других регионов мира. В список стран, представляемых участниками, входят: Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Литва, Нидерланды, Российская Федерация, Румыния, Турция, Хорватия, Чили, Швеция, Южная Африка (табл. 4).

Проект предназначен для расширения научных знаний о социальных инновациях по трём основным направлениям:

— интеграция теорий и научно-исследовательских методологий в целях лучшего понимания сущности социальных инноваций, что позволит внести вклад в построение «полной», всесторонней парадигмы инноваций;

— выявление и анализ социальных инноваций, реализованных и осваиваемых на европейском уровне и в мировом масштабе, и посредством этого изучение

Таблица 4. Участники проекта «Социальные инновации: фактор изменений в обществе»

№ п/п Участник Страна

1. Координатор проекта Технический университет Дортмунда/Центр социальных исследований Германия

2. Институт труда и технологий (Вестфальский специализированный вуз Гельзенкирхена) Германия

3. Нидерландская организация прикладных научных исследований Нидерланды

4. Британский фонд имени Янга Великобритания

5. Университет имени Брюнеля Великобритания

6. Центр социальных инноваций в городе Вене Австрия

7. Австрийский институт технологий в городе Вене Австрия

8. Университет Деусто Испания

9. Лаборатория социальных инноваций Хорватия

10. Фонд прикладных исследований и сообщений Болгария

11. Международная организация экономики знаний и развития предприятий Швеция

12. Университет имени Казимераса Симонавичуса Литва

13. Университет «Данубиус» в городе Галаце Румыния

14. Агентство развития и сотрудничества «ЛАМА» в городе Флоренции Италия

15. Стамбульский технический университет Турция

16. Гелиопольский университет в городе Каире Египет

17. Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук в городе Вологде Российская Федерация

18. Чжэцзянский университет в городе Ханчжоу Китай

19. Университет Кейптауна - Центр социальных инноваций и предпринимательства «Берта» в городе Кейптауне Южная Африка

20. Экономическая комиссия Организации Объединённых Наций по вопросам стран Латинской Америки и Карибского региона Чили

21. Центр социальных инноваций, Национальное агентство по борьбе с крайней нищетой в городе Боготе Колумбия

22. Университет Сиднея, Австралийский центр инноваций в городе Сиднее Австралия

23. Институт социальных наук имени Таты в городе Мумбаи Индия

24. Университет имени Саймона Фрейзера в городе Ванкувере, Центр политических исследований в области науки и технологий Канада

25. Центр изучения социальных инноваций Университета Квебека Канада

26. Европейская федерация национальных организаций по работе с бездомными Бельгия

социальных, экономических, культурных, исторических и других аспектов данных процессов в восьми главных регионах мира;

— обеспечение органов власти и управления, а также лиц, к деятельности которых непосредственно относятся изучаемые вопросы, релевантными данными, полученными на основе всестороннего анализа и проведения ситуационных исследований в рамках семи областей политики (включая проведение европейских и мировых сравнений, разработку прогнозов и организацию конференций/семинаров по вопросам политики в области социальных инноваций).

* * *

В начале статьи подчеркнута важность проблемы разработки и внедрения социальных инноваций. Поскольку в ИСЭРТ РАН ведётся научно-исследовательская работа в данной области, считаем необходимым раскрыть содержание и особенности понятия «социальные инновации». Более подробного освещения требует также ряд аспектов, обусловливающих специфику изучения вопросов возникновения и развития социальных инноваций. Наша статья написана с использованием материалов, подготовленных при выполнении работы по гранту РФФИ.

Таблица 5. Трактовки понятия «социальные инновации»

№ п/п Автор Трактовка

1. Копотева И.В., Никула Й. Социальные инновации - это производство и интеграция новых знаний в форме программ, организационных моделей или определённого набора принципов и других средств, используемых на местном уровне для реагирования на положительные и отрицательные результаты реструктуризации*.

2. Малгэн Д. Социальные инновации - новые идеи, работающие в форме воспроизводимых программ или организаций для удовлетворения неотложных неудовлетворённых потребностей и улучшения жизни людей**.

3. Мамфорд М. Социальная инновация - генерирование и реализация новых идей о людях и их взаимодействии внутри социальной системы***.

4. Ховальдт Ю., Шварц М. Социальные инновации представляют собой новое сочетание или новую форму социальной деятельности в конкретных областях или социальном контексте, осуществляемые конкретными лицами или группой лиц продуманными способами с целью лучшего удовлетворения или соответствия потребностям и проблемам, нежели это возможно на основе существующей практики****.

* Копотева И.В., Никула Й. Социальные инновации в изменяющейся сельской среде России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда, 2008. - №2. - С. 76. ** Social Innovation: what is it, why it matters, how it can be accelerated / G. Mulgan et al. - London: Young Foundation, 2006. *** Mumford M.D. Social Innovation: Ten Cases from Benjamin Franklin // Creativity Research Journal. - 2002. - №14(2). - P. 253 - 266. **** Howaldt J., Schwarz M. Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends - IMA/ZLW & IfU - RWTH. - Aachen: Aachen University, 2010.

В настоящее время учёные предлагают множество различных трактовок понятия «социальные инновации», зачастую имеющих немаловажные отличия (табл. 5). На основе изучения взглядов ряда европейских исследователей отметим, что, по нашему мнению, трактовка, предложенная учёными из Германии Ю. Ховальдтом и М. Шварцем, отражает главные аспекты изучаемого понятия и может стать ориентиром дальнейших исследований в данной области3.

На основе сопоставления социальных инноваций с материально-техническими можно выделить ряд особенностей первых:

1. Источником возникновения социальных инноваций в большинстве случаев является коллективное творчество; вероятность возникновения на основе индивидуального труда выше в случае материальнотехнических инноваций.

3 Кузьмин И.В. Социальные инновации: сущность и влияние на экономическое развитие // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения», г. Череповец, 16-17 октября 2012 г.: в 2-х т. — Череповец: ЧГУ, 2012. — Т. 2. - С. 14-19.

2. Результат внедрения социальных инноваций не проявляется настолько быстро, не носит такого конкретного характера, каким чаще всего обладают материально-технические инновации.

3. Специфика социальных инноваций, кроме того, заключается в их более чёткой обусловленности внешней средой. Здесь можно провести аналогию с существующим в общей теории инноваций подходом, носящим условное название «давление спроса», в соответствии с которым разработку нововведений, распространение инноваций обеспечивает рост спроса. В качестве «спроса» в данном случае выступают возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов.

4. Более широкая потенциальная сфера реализации. В частности, область использования социальной инновации в зависимости от групповых и личностных качеств субъектов, а также целевой аудитории, задействованных в освоении данной инновации, может быть изменена.

Отсюда следует, что внедрение социальных инноваций можно разделить на «точечное», предполагающее их освоение на определённом объекте (здесь возможно как разовое внедрение, так и регулярное, в зависимости от целей конкретной инновации), и «пространственное», предполагающее дальнейшее распространение инноваций на многие объекты. Говоря о масштабе социальных инноваций, необходимо также отметить их разный характер: инновации, имеющие значение для решения общечеловеческих проблем; инновации, внедрение которых особенно актуально для отдельных регионов; инновации местного значения. При рассмотрении социальных инноваций с точки зрения общественной жизни возможно выделить инновации, направленные на развитие социальных институтов, политической, экономической, культурнодуховной сфер.

При разработке социальных инновационных проектов лицам, принимающим решения, необходимо определять их специфические особенности, обусловливаемые адресностью сферы реализации, что обеспечивает достижение лучших конечных результатов.

По нашему мнению, социальные инновации классифицируются по ряду признаков (табл. 6).

Помимо предложенной группировки социальных инноваций их возможно систематизировать в соответствии с той более конкретной сферой деятельности, в которой осваивается социальная инновация. В проекте 7РП «Социальные инновации: фактор изменений в обществе» (далее

— Проект) предусмотрено проведение в разных странах и группах стран исследований социальных инноваций в нескольких сферах, в частности науке, образовании и обучении на протяжении всей жизни; занятости (в т. ч. в малом и среднем бизнесе); медицинской и социальной помощи.

Необходимо также отметить, что, несмотря на постепенно возрастающий в настоящее время интерес научных кругов, органов власти и управления, общественности к теме социальных инноваций, безоговорочное лидерство по уровню и глубине исследований принадлежит таким видам инноваций, как технические (создание новых продуктов, технологий, оборудования, материалов), организационные (совершенствование организационной структуры

Таблица 6. Разработанная классификация социальных инноваций

Классификационный признак Виды социальных инноваций

По способу разработки Индивидуальные Коллективные

По уровню социальных нововведений Глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем Региональные Локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения

По виду эффекта Целевые Косвенного воздействия

По способу реализации Инициируемые органами власти Инициируемые предприятиями На основе государственно-частного партнёрства

По сферам общественной жизни В социальных структурах и институтах Политические Экономические Инновации в культурно-духовной сфере

По масштабу использования Единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте Диффузные, распространяемые на многие объекты

управления предприятиями), экономические (использование не применявшихся ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства), маркетинговые (освоение новых рынков сбыта и способов продвижения продукции), экологические (реализация новых технологий в области охраны окружающей среды) и другие инновации. В гораздо меньшей степени исследуются социальные инновации, хотя они являются немаловажным условием активизации вышеперечисленных процессов (например, не отражается в официальных статистических сборниках внедрение и разработка социальных инноваций; неразработанными остаются проблемы их измерения).

Приоритетное значение для оценки, измерения социальных инноваций в регионах имеет мониторинг деятельности по их внедрению. Изучение информации о существующих научных подходах, об опыте разработки концепций, методов измерения и проведения мониторинга социальных инноваций позволяет сделать вывод, что методики оценки социальных инноваций как таковые не разработаны либо не завершены. Количественное и числовое измерение результатов внедрения социальных инноваций весьма затруднено, что делает их учёт и анализ труднодоступными.

Применяемые для анализа данные, с помощью которых можно попытаться описать ситуацию в области освоения социальных инноваций, делятся на две группы в зависимости от источника данных: показатели, рассчитываемые на основе объективной статистики; показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики. Однако, как было отмечено выше, статистические сведения об инновационной деятельности российских предприятий не содержат какой-либо информации о социальных инновациях. На сегодняшний день для проведения оценки реализуемых

социальных инноваций и мониторинга последних наиболее подходящим является метод, основанный на расчёте показателей, выводимых из данных субъективной статистики, в частности опросов, интервью экспертов и т. д. Участие в Проекте позволит научным коллективам, занимающимся исследованиями социальных инноваций, рассмотреть способы решения данной проблемы на местном, национальном и наднациональном уровнях, что, в свою очередь, должно привести к формированию более проработанного подхода к анализу социальных инноваций.

Проект позволит участникам осуществлять обмен релевантной научно-исследовательской информацией, теоретическими разработками, методами исследований; подготовить совместное видение теоретической концепции социальных инноваций. В рамках изучения теоретико-методологических аспектов социальных инноваций будет расширено понимание их сущности и особенностей. Кроме того, будут проведены всесторонние ситуационные исследования отечественных и зарубежных практик разработки и внедрения социальных инноваций. Зарубежный опыт последних, как следует из выводов, полученных ИСЭРТ РАН в ходе научно-исследовательской работы по проекту Российского фонда фундаментальных исследований «Повышение консолидации населения на основе социальных инноваций» (грант РФФИ №12-06-00379-а), подтверждает позитивное влияние разработки и внедрения социальных инноваций на качество жизни населения.

В связи с этим проект «Социальные инновации: фактор изменений в обществе» имеет высокую социально-экономическую значимость; его результаты в особенности важны для решения вопросов, касающихся перемен в обществе и повышения качества жизни населения.

С научной точки зрения участие научноисследовательских организаций в рамочных программах ЕС и аналогичных инициативах способствует развитию фундаментальных и прикладных направлений социально-экономических и междисциплинарных исследований в целом. Благодаря работе в международном научноисследовательском коллективе создаются возможности для апробации методологических подходов в условиях разных стран, для всестороннего анализа результатов научных работ, разработки и реализации практических рекомендаций.

Кроме того, совместные проекты позволяют сформировать более объективное представление о научно-исследовательской работе и социально-экономической ситуации в странах-участницах (в частности, информировать зарубежных коллег о развивающихся в России научных исследованиях).

Таким образом, расширение сотрудничества с зарубежными партнёрами является важнейшим направлением деятельности по интеграции российской науки в глобальные процессы научно-технологического развития.

Литература

1. Копотева, И.В. Социальные инновации в изменяющейся сельской среде России / И.В. Копотева, Й. Никула // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2008. — №2. — С. 76.

2. Кузьмин, И.В. Кратко о Седьмой рамочной программе Европейского союза / И.В. Кузьмин // Инновационная деятельность: проблемы, практика коммерциализации [Текст]: сборник материалов VI научно-практического семинара «Инновационная деятельность: вопросы коммерциализации технологий». — Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2012. — С. 41-44.

3. Кузьмин, И.В. Социальные инновации: сущность и влияние на экономическое развитие / И.В. Кузьмин // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения», г. Череповец, 16—17 октября 2012 г.: в 2-х т. - Череповец: ЧГУ, 2012. - Т. 2. - С. 14-19.

4. Маковеев, В.Н. Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности / В.Н. Маковеев // Молодой учёный. — 2013. — №4. — С. 262-265.

5. Официальный сайт Седьмой рамочной программы ЕС. — Режим доступа: http://cordis.europa.eu/fp7/ home_en.html

6. Официальный сайт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Russian Participation in FP7 (December 2012). — Режим доступа: http://www.hse.ru/ data/2013/04/02/1294165375/RU%20participation%20FP7.pdf

7. Теребова, С.В. Развитие международного сотрудничества в научно-исследовательской сфере / С.В. Теребова // Проблемы развития территории. — 2012. — №5. — С. 7-10.

8. Теребова, С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики / С.В. Теребова // Проблемы развития территории. — 2010. — №4. — С. 31-36.

9. Artis, M.J. The Economics of the European Union: Policy and Analysis / M.J. Artis, F. Nixson. — 4th ed. — Oxford University Press, 2007.

10. European Commission. Research & Innovation. FP7. Statistics [Electronic resource]. — Режим доступа: http:// ec.europa.eu/research/fp7/index_en.cfm?pg=budget

11. Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Electronic resource]. — Режим доступа: http:// ec.europa.eu/research/evaluations/index_en.cfm?pg=fp7-monitoring

12. Howaldt, J. Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends / J. Howaldt, M. Schwarz. — IMA/ZLW & IfU — RWTH. — Aachen: Aachen University, 2010.

13. Mulgan, G. Social Innovation: what is it, why it matters, how it can be accelerated / G. Mulgan et al. — London: Young Foundation, 2006.

14. Mumford, M.D. Social Innovation: Ten Cases from Benjamin Franklin / M.D. Mumford // Creativity Research Journal. — 2002. — №14(2). — P. 253-266.

15. Sixth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Electronic resource]. — Режим доступа: http:// ec.europa.eu/research/evaluations/index_en.cfm?pg=fp7-monitoring

References

1. Kopoteva I.V., Nikula Y. Sotsial’nye innovatsii v izmenyayushcheysya sel’skoy srede Rossii [Social Innovation in a Changing Rural Environment of Russia]. Ekonomicheskie i sotsial’nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2008, no.2, p. 76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kuzmin I.V Kratko o Sed’moy ramochnoy programme Evropeyskogo soyuza [Briefly about the Seventh Framework Programme of the European Union]. Innovatsionnaya deyatel’nost’: problemy, praktika kommertsializatsii:sbornikmaterialov VI nauchno-prakticheskogoseminara “Innovatsionnaya deya-tel’nost’: voprosy kommertsializatsii tekhnologiy” [Innovation Activity: Problems, Commercialization Practice: Proceedings of the 6th Research-to-Practice Seminar “Innovation Activity: Commercialization of Technologies]. Vologda: Institut sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya territoriy RAN, 2012. Pp. 41-44.

3. Kuzmin I.V. Sotsial’nye innovatsii: sushchnost’ i vliyanie na ekonomicheskoe razvitie [Social Innovation: the Nature and Impact on Economic Development]. Materialy Mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii “Sotsial’nyy kapital kak resurs modernizatsii v regione:problemy formirovaniya i izmereniya”, g. Cherepovets, 16—17oktyabrya 2012g.: v 2-kh t. [Proceedings of the Interregional Research-to-Practice Conference “Social Capital as a Resource for Modernization in the Region: Problems of Formation and Measurement”, Cherepovets, October 16—17, 2012: in 2 vols]. Cherepovets: ChGU, 2012. Vol. 2. Pp. 14-19.

4. Makoveev V.N. Otechestvennyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya innovatsionnykh protsessov v promyshlennosti [Domestic Experience of State Regulation of Innovation Processes in Industry]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2013, no.4, pp. 262-265.

5. Ofitsial’nyy sayt Sed’moy ramochnoy programmy ES [Official Website of the Seventh Framework Programme of the EU]. Available at: http://cordis.europa.eu/fp7/home_en.html

6. Ofitsial’nyy sayt Federal’nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego professional’nogo obrazovaniya “Natsional’nyy issledovatel’skiy universitet “Vysshaya shkola ekonomiki” [Official Website of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “National Research University “Higher School of Economics”]. Russian Participation in FP7 (December 2012). Available at: http://www.hse.ru/data/2013/04/02/1294165375/RU%20participation%20FP7.pdf

7. Terebova S.V Razvitie mezhdunarodnogo sotrudnichestva v nauchno-issledovatel’skoy sfere [Development of International Cooperation in the Sphere of Science and Research]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no.5, pp. 7-10.

8. Terebova S.V. Transfer tekhnologiy kak element innovatsionnogo razvitiya eko-nomiki [Technology Transfer as an Element of Innovation Economy Development]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2010, no.4, pp. 31-36.

9. Artis M.J., Nixson F. The Economics of the European Union: Policy and Analysis. 4th edition. Oxford University Press, 2007.

10. European Commission. Research & Innovation. FP7. Statistics. Available at: http://ec.europa.eu/research/fp7/ index_en.cfm?pg=budget

11. Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011. Available at: http://ec.europa.eu/research/evaluations/ index_en.cfm?pg=fp7-monitoring

12. Howaldt J., Schwarz M. Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. IMA/ZLW & IfU. RWTH. Aachen: Aachen University, 2010.

13. Mulgan G. et al. Social Innovation: What Is It, Why It Matters, How It Can Be Accelerated. London: Young Foundation, 2006.

14. Mumford M.D. Social Innovation: Ten Cases from Benjamin Franklin. Creativity Research Journal, 2002, no.14(2), pp. 253-266.

15. Sixth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011. Available at: http://ec.europa.eu/research/evaluations/ index_en.cfm?pg=fp7-monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.