УДК 330.341 ББК 65.011.151
© Кузьмин И.В.
ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЗЬМИН ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ
младший научный сотрудник отдела инновационной экономики Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
В статье рассмотрен опыт Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития сотрудничества в инновационной деятельности, а также особенности активизации международного сотрудничества в инновационной деятельности в Европе, которая достигается в первую очередь благодаря инструментам стимулирования инновационной деятельности, созданным Европейским союзом. Показано, что рассмотренные ключевые инструменты Европейского союза по поддержке исследований и разработок предполагают объединение усилий субъектов инновационной деятельности разных государств, не ограничиваясь лишь Европой, на основе международных проектов, ориентированных на достижение наибольшей результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, получение синергетического эффекта от сотрудничества. Описан существующий задел для развития международного сотрудничества российских субъектов инновационной деятельности с европейскими партнерами. Отмечено, что международное сотрудничество в инновационной деятельности в России развивается, как правило, в рамках европейских программ, федеральных целевых программ РФ, отдельных конкурсов на проведение научно-исследовательских работ, финансирование которых осуществляется из фондов России и Европейского союза. Определена принадлежность данных инструментов в первую очередь к национальному и наднациональному уровням. Сделан вывод о необходимости регионального подхода к инновационному развитию территории.
Инновационная деятельность, инновационная активность, стимулирование, международная кооперация, инструменты развития международного сотрудничества.
В современном мире в условиях развития взаимодействий между странами, усиления влияния наднациональных структур стремительно возрастает значимость международной деятельности и сотрудничества стран при решении вопросов не только межнационального, но и национального и даже регионального уровня. Важнейшей тенденцией последних десятилетий является расширение научно-технических связей между государствами. Реализация крупных научноисследовательских проектов ввиду их сложности, длительности и высокой стоимости уже не всегда возможна в рамках одной страны. В связи с этим развитие международного сотрудничества в инновационной деятельности - одна из самых актуальных проблем в отечественной науке [10; 11].
В программах стимулирования инновационной деятельности стран Западной Европы вопросы развития международного сотрудничества отражаются более двух десятилетий. В масштабах Европейского союза (ЕС) ведущие позиции в области развития сотрудничества в инновационной деятельности принадлежат Великобритании, Германии, Франции, а также странам Северной Европы [13].
Изучение работ М.Д. Артиса, Ю.В. Барановой, А.В. Беловой, А.Н. Бойко, Г.А. Власкина, А.В. Ивашкова, И.В. Краковецкой, Е.Б. Ленчука, Ф. Никсона, В.В. Овчинникова, Н.А. Телегиной, Н.П. Шамаевой,
Н.В. Шелюбской и др. позволяет сделать вывод, что наиболее обширным опытом в области развития инновационного сотрудничества обладает Европейский союз как крупнейшее экономическое и политическое объединение, нацеленное на региональную интеграцию.
Выделим главные инструменты, созданные в ЕС в целях стимулирования инновационного развития.
Рамочные программы Европейского союза по развитию научных исследований и технологий
Данные программы - это программы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в целях создания и развития Европейского научно-исследовательского пространства (ЕНИП). Программы последовательно сменяют друг друга, реализация каждой последующей из них осуществляется в течение нескольких лет и направлена на достижение конкретных целей очередного этапа формирования ЕНИП.
В 2013 году завершилось действие Седьмой рамочной программы, рассчитанной на 2007 - 2013 гг. Одной из ее целей стало дальнейшее развитие инновационного сотрудничества ЕС и стран всех континентов по выделенным ключевым научно-техническим направлениям, среди которых: 1) здравоохранение; 2) продукты питания, сельское, рыбное хозяйство и биотехнологии; 3) информационные и коммуникационные технологии; 4) нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии; 5) энергетика; 6) окружающая среда (включая изменение климата); 7) транспорт (включая аэронавтику); 8) социально-экономические и гуманитарные науки; 9) космос; 10) безопасность.
Успешность функционирования рамочных программ по развитию научных исследований и технологий приводила к значительному увеличению бюджета каждой последующей программы (табл. 1).
На основании приведенных данных можно заключить, что вопросы инновационного сотрудничества в оценках Европейской комиссии приобретают все большую актуальность, поскольку бюджет Седьмой рамочной программы в разы превышает бюджет Первой рамочной программы.
Одной из ключевых инициатив стратегии «Европа 2020» является так называемый «Инновационный союз», призванный способствовать воплощению новаторских идей в инновационные продукты и услуги в целях обеспечения конкурентоспособности Европейского союза, что также подразумевает большее финансирование исследований и инноваций в Европе и усиление научного сотрудничества с третьими странами (термин Седьмой рамочной программы) [1].
В связи с этим приведем статистические данные о результатах Седьмой ра-
мочной программы в целом (табл. 2), а также об участии в ней научных организаций из третьих стран (табл. 3).
За 5 лет количество участников, финансируемых из бюджета программы научно-исследовательских проектов, составило более 82 тыс. организаций. Совокупный объем выделенных за рассматриваемый период средств приблизился к консолидированным затратам проектов Европейского агентства координации исследований «Эврика», функционирующего с 1985 года [17]. Это может быть объяснено тем, что в Седьмой
Таблица 1. Бюджеты Рамочных программ Европейского союза по развитию научных исследований и технологий, млрд. евро
Номер рамочной программы Период действия Бюджет
Первая 1984 - 1988 3,75
Вторая 1987 - 1991 5,40
Третья 1990 - 1994 6,60
Четвертая 1994 - 1998 13,22
Пятая 1998 - 2002 14,96
Шестая 2002 - 2006 17,88
Седьмая 2007 - 2013 50,52
Источник: Artis M. J., Nixson F. The Economics of the European Union: Policy and Analysis. - 4th ed. - Oxford University Press, 2007.
Таблица 2. Результаты Седьмой рамочной программы ЕС
Показатель Год
2007 2008 2009 2010 2011 Итого
Количество проектов 3132 2720 4037 3399 2813 16101
Количество участвовавших организаций 22077 14112 19471 13710 12932 82302
Общее финансирование, млн. евро 6515,14 4431,81 5658,44 5307,03 3686,22 25598,64
Средний объем финансирования проекта, тыс. евро 2080,19 1629,34 1401,65 1561,35 1310,42 1589,88
Средний объем финансирования организации, тыс. евро 295,11 314,05 290,61 387,09 285,05 311,03
Источник: Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Electronic resource]. - Available at : http://ec.europa.eu/research/evaluations/index_en.cfm?pg=fp7-monitoring
Таблица 3. Статистика участия научных организаций из третьих стран в Седьмой рамочной программе ЕС (2007 - 2011 гг.)
Страна Количество участвовавших организаций Количество проектов Общее финансирование, млн.евро Средний объем финансирования организации, тыс. евро Средний объем финансирования проекта, тыс. евро
Россия 452 281 54,9 121,5 195,4
США 369 2 СО 36,4 98,6 126,8
Индия 254 164 34,6 136,2 211,0
Китай 269 237 30,1 111,9 127,0
ЮАР 195 158 27,5 141,0 174,1
Бразилия 235 166 26,5 112,8 159,6
Итого 1774 1293 210,0 - -
Источник: Официальный сайт российской Национальной контактной точки «Здравоохранение» Седьмой рамочной программы ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fp7-health.ru
Таблица 4. Данные о заявках в Седьмую рамочную программу ЕС
Показатель Год
2007 2008 2009 2010 2011
Общее число заявок, ед. 14686 14346 17898 17553 14567
Поддержанные заявки, ед. 3132 2720 4037 3399 2813
Процент поддержанных заявок, % 21,3 19,0 22,6 19,4 19,3
Источник: Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Electronic resource]. - Available at : http://ec.europa.eu/research/evaluations/index_en.cfm?pg= fp7-monitoring
рамочной программе осуществляется финансирование исследований во всех основных отраслях науки.
Данные таблиц 2 и 3 наглядно демонстрируют масштабы Седьмой рамочной программы. Несмотря на то, что программа реализуется европейскими государствами, успешное и масштабное участие в ней принимают неевропейские страны. В сотрудничество вовлечены организации Бразилии, Индии, Китая, США, ЮАР и России. На проекты с участием организаций этих стран за пять лет было выделено 210 млн. евро. Необходимо отметить, что доля финансирования участников из России в данных проектах составила 26%.
Следует также отметить рейтинг поддержки подаваемых в Седьмую рамочную программу заявок на реализацию проекта (табл. 4).
Представленная информация свидетельствует о том, что с 2007 по 2011 гг. участники примерно каждой пятой поданной заявки на реализацию проекта получили финансирование. Можно заключить, что:
а) поддержка инновационной деятельности дает значительные результаты -благодаря Седьмой рамочной программе за пять лет возможность реализации получили более 16 тыс. научно-исследовательских проектов;
б) для развития международного сотрудничества в инновационной деятельности существует большой потенциал -за пять лет только в Седьмой рамочной программе рассмотрено около 80 тыс. предлагаемых к реализации международных научно-исследовательских проектов;
в) уровень заявок на реализацию проектов научно-исследовательских организаций весьма высокий.
Продолжением и очередной программой - инструментом стимулирования инновационной деятельности и сотрудничества регионов - выступает рамочная программа «Горизонт 2020», начало реализации которой было положено в 2014 году. В ней предусмотрен ряд изменений, призванных обеспечить большую отдачу и эффект синергии реализуемых инициатив инновационной политики и тем самым достижение целей поддержки инноваций, отраженных в принятой в ЕС в 2010 году стратегии «Европа 2020».
Новая программа будет основана на опыте, полученном в ходе реализации рамочных программ по развитию научных исследований и технологий, Рамочной программы развития конкурентоспособности и инноваций, а также за время функционирования Европейского института инноваций и технологий [8].
Планируемый бюджет программы -80 млрд. евро (в ценах 2011 года). Согласно оценкам Европейской комиссии, проведенным при разработке «Горизонта 2020», реализация программы к 2030 году позволит ЕС достичь следующих результатов (табл. 5).
Европейское агентство координации исследований («Эврика»)
Действующее с 1985 года Европейское агентство координации исследований представляет собой панъевропейскую организацию, созданную в целях координации инновационной деятельности
Таблица 5. Планируемые результаты реализации программы «Горизонт 2020» для ЕС
Целевой ориентир Показатель Изменение к 2030 году, %
Экономический рост ВВП +0,53
Конкурентоспособность Европы Экспорт +0,79
Импорт -0,10
Создание рабочих мест Занятость +0,21
Источник: Рабочий доклад сотрудников Европейской комиссии - основные положения оценки последствий Рамочной программы «Горизонт 2020», Брюссель, 30.11.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/research/horizon2020/pdf/proposals/horizon_2020_impact_assessment_report_executive_ summary.pdf
государственных структур, научно-исследовательских институтов и предприятий. «Эврика» является межправительственной инициативой, а Европейский союз -одним из ее участников. Первостепенными задачами «Эврики» при ее создании стали сокращение и ликвидация отставания стран Западной Европы от США и Японии в научно-технической сфере.
Помимо ЕС, членами «Эврики» являются 40 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Сан-Марино, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швеция, Швейцария, Эстония. Международный секретариат Программы расположен в штаб-квартире в Брюсселе. В его функции входит поддержка международных контактов и базы данных, оказание технического содействия стране-председателю.
Реализация инициативы «Эврика» призвана обеспечить:
1) независимость Европы в ключевых научных областях;
2) развитие сотрудничества европейских стран в научной и производственной сферах;
3) мобилизацию финансовых ресурсов;
4) создание благоприятных условий для инновационного развития и консолидации европейского рынка [19].
Важным моментом является тот факт, что в рамках «Эврики» не проводятся исследования в военных целях. Кроме того, организация принимает меры по использованию подхода, в соответствии с которым решение о том, проекты в какой области должны получить поддержку, принимается с учетом мнения самих предприятий.
Правительства европейских стран проводят политику создания новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государства при этом, с одной стороны, способствуют формированию кластеров, с другой - сами становятся участниками сетей. В этом контексте значение «Эврики» на европейском уровне как инструмента научно-технического сотрудничества возрастает. Благодаря данной инициативе субъекты инновационной деятельности, которые не смогли найти потенциальных партнеров на национальном уровне, имеют возможность устанавливать контакты с заинтересованными сторонами [14].
За 25 лет в рамках «Эврики» было реализовано 4198 международных научно-исследовательских проектов. Общая сумма финансирования данных проектов составила 29,738 млрд. евро [17]. В совокупности это привело к созданию целого ряда передовых технологий, ныне используемых во всем мире. Среди них, к примеру, телевидение высокой четкости HDTV. Таким образом, «Эврика» является одной из самых длительно и результативно функционирующих евро-
пейских организаций. Существенные финансовый и организационный вклады в развитие инновационной деятельности и международного сотрудничества в инновационной деятельности благодаря «Эврике» осуществляются в Европе непрерывно на протяжении почти трех десятилетий.
Программа европейского сотрудничества в области научных и технических исследований (КОСТ)
Данная программа сотрудничества представляет собой европейскую межправительственную структуру, созданную в 1971 году в целях развития научно-технического сотрудничества. КОСТ можно определить как совокупность соглашений, заключенных европейскими странами между собой и с ЕС.
В настоящее время членами программы являются:
а) 35 государств-членов: Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия,
Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония;
б) государство-партнер: Израиль.
Проекты КОСТ направлены на поддержку разработки совместных научнотехнических проектов, финансируемых за счет национальных источников участвующих стран. Программой покрываются затраты на «нетворкинг», т. е. установление, развитие деловых контактов и связей. Сюда относятся расходы по проведению встреч, конференций, семинаров (проезд, питание, расходы по организации), краткосрочному обмену научными кадрами, публикациям и распространению результатов проекта. Таким образом, главная задача КОСТ - поддержка мобильности ученых [4]. Приведем сведения о количестве поддержанных в последние годы проектов КОСТ (рис.).
Таким образом, в рамках КОСТ ежегодно оказывается поддержка более чем 200 крупным научно-исследовательским проектам. Как видно на рисунке, в программе КОСТ наблюдается тенденция ежегодного увеличения количества поддерживаемых международных исследований.
260
240
220
200
255
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Рис. Данные о проектах Программы европейского сотрудничества в области научных и технических исследований
Источник: Годовые отчеты КОСТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cost.eu/library/publications
Обобщая вышесказанное, отметим, что все рассмотренные инструменты стимулирования инновационного развития ЕС тесно связаны, их работа построена на принципе комплементарности в целях достижения наибольшего развития инновационной деятельности. Кроме того, важным является факт, что все рассмотренные ключевые инструменты ЕС по поддержке развития научных и технических исследований предполагают объединение усилий субъектов инновационной деятельности разных государств (причем не ограничиваясь лишь Европой) на базисе международных проектов, ориентированных на достижение наибольшей эффективности НИОКР.
Основные выводы, которые можно сделать на основе изучения опыта ЕС в сфере развития инновационного сотрудничества:
1. Решая задачу по финансированию проектов в рамках программ поддержки инновационной деятельности, страны ЕС достигают ключевых целей данных программ, таких как
- стимулирование международной кооперации субъектов инновационной деятельности (государственных структур, научно-исследовательских институтов и центров, учреждений высшего образования, частных предприятий);
- координация политик и выработка общей стратегии в области инновационной деятельности стран-членов ЕС;
- распространение передового релевантного национального опыта поддержки инновационной деятельности.
2. Результатом реализации европейских программ стало развитие таких видов партнерства в области инновационной деятельности, как межнациональные исследовательские сети, международные консорциумы. Последний вид партнерства в первую очередь относится к рамочным программам НИОКР и «Эврике». В них, в
частности, принимали участие более пятисот крупнейших западноевропейских предприятий; около ста данных предприятий, в том числе ведущие европейские ТНК, были вовлечены в реализацию половины проектов обеих программ [13];
3. Можно констатировать, что за последние 20 - 30 лет в странах ЕС значительно усилилась роль научно-технического сотрудничества как на уровне отдельных стран и регионов, так и в контексте формирования единого европейского научноисследовательского пространства.
Что касается России, изучение отечественного опыта в сфере международного сотрудничества в инновационной деятельности позволяет заключить, что за последние десять - пятнадцать лет был предпринят ряд мер для его активизации. Можно говорить о том, что в данной области создан определенный задел для дальнейшего развития форм международной кооперации.
В настоящее время зарубежные организации могут принимать участие в конкурсах федеральных целевых программ. Один из способов - в качестве субподрядчиков российских партнеров. Кроме того, для решения задачи развития международного сотрудничества в сфере науки и технологий в федеральных целевых программах предусмотрено проведение специальных конкурсов, в которых поощряется участие иностранных партнеров.
Сотрудничество между российскими и зарубежными субъектами инновационной деятельности предусмотрено, в частности, в рамках действующей федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 -
2012 гг.». В апреле 2011 года срок действия программы был продлен до конца
2013 года. К пяти ее основным направлениям относятся живые системы, нано-
технологии и новые материалы, информационно-коммуникационные технологии, рациональное природопользование, энергоэффективность.
Также созданы механизмы, способствующие развитию международного сотрудничества российских научных организаций в рамках деятельности Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда.
Как форму использования зарубежного опыта в федеральных целевых программах можно выделить приглашение иностранных экспертов для участия в процессе оценки проектов.
Особо важным направлением развития международного сотрудничества в инновационной деятельности является взаимодействие России с Европейским союзом, которое может быть названо в данной области достаточно успешным.
На протяжении более чем десяти лет международное сотрудничество России и стран ЕС осуществлялось при помощи инструментов, финансирующих различные трансграничные совместные проекты в области научно-технических разработок. Кроме того, были заключены
а) соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 год). Данное соглашение явилось основой научно-технического сотрудничества РФ и ЕС и дважды возобновлялось на пятилетние сроки [9];
б) соглашение о сотрудничестве по Седьмой рамочной программе.
Как было отмечено ранее, среди третьих стран Седьмой рамочной программы Россия занимает лидирующие позиции по взаимодействию. Представляется, что достижению данного результата в немалой степени способствовало создание основ для совместной работы исследователей и научных организаций из России и ЕС: дву-
сторонние программы 27 стран - членов ЕС, программы, находящиеся в ведении ЕС и финансируемые из его фондов, а также международные инициативы и организации. Многие страны - члены ЕС заключили с Россией двусторонние межправительственные и/или межведомственные соглашения о сотрудничестве в научнотехнической сфере. В свою очередь, Россия и Европейский Союз подписали ряд соглашений о сотрудничестве в области науки и техники, ядерной безопасности и управляемого ядерного синтеза.
В 2007 году было положено начало реализации нового механизма международного сотрудничества, объединившего федеральные целевые программы РФ и финансовые ресурсы Седьмой рамочной программы ЕС. Его основой стали конкурсы на проведение научно-исследовательских работ, финансирование которых осуществляется из фондов России и ЕС. Данные «скоординированные» конкурсы представляют собой параллельные конкурсы научных проектов, обладающих общей научно-исследовательской тематикой и объявляемых совместно Россией и ЕС. Согласно условиям данных проектов, научные коллективы из России и ЕС должны установить контакты и подать отдельные, но взаимодополняющие заявки в соответствующие финансирующие органы России и ЕС. В период с 2007 по 2011 гг. было объявлено восемь «скоординированных» конкурсов:
1) 2007 - 2008 гг. - два конкурса (энергетика, продовольствие, сельское хозяйство, биотехнологии);
2) 2008 - 2009 гг. - три конкурса (здравоохранение, нанотехнологии и новые материалы, энергия термоядерного синтеза);
3) 2009 - 2010 гг. - один конкурс (аэронавтика);
4) 2010 - 2011 гг. - два конкурса (ИКТ, нанотехнологии и новые материалы) [9].
Как отмечает А.В. Белова, наиболее простой формой сотрудничества все же являются двусторонние договоры, поскольку в данном случае финансирование организации, как правило, осуществляется из бюджета ее собственной страны. Доступ к такому финансированию и правила отчетности более просты [2].
Рассматривая вопросы развития международного сотрудничества в инновационной деятельности в целом, следует отметить следующий важный момент: недостатком и препятствием для развития инновационной деятельности является необдуманное копирование опыта передовых индустриальных стран, не принимающее в расчет национальные особенности стран-акцепторов. В результате нередко меры по развитию инновационной деятельности не приносят желаемого результата [5]. Таким образом, при разработке мер развития инновационной деятельности необходимо в первую очередь учитывать своеобразие целевого региона, использовать имеющиеся возможности, сильные стороны территории, т. е. реализуемые меры по развитию инновационной деятельности должны быть адекватными сложившимся условиям.
Подводя итог, выведем основные заключения:
1. Страны Европы обладают многолетним и обширным опытом в области развития сотрудничества в инновационной деятельности. Вопросы распространения инноваций отражаются в программах стимулирования инновационной деятельности практически всех государств Западной Европы.
2. Активизация международного сотрудничества в инновационной деятельности в Европе достигается, в первую очередь, благодаря инструментам стимулирования инновационного развития, созданным ЕС: рамочным программам по развитию научных исследований и техно-
логий, Европейскому агентству координации исследований, Программе европейского сотрудничества в области научных и технических исследований. Работа данных инструментов построена на принципе комплементарности.
3. Существует задел для развития международного сотрудничества российских субъектов инновационной деятельности с европейскими партнерами: двусторонние соглашения о сотрудничестве в научно-технической сфере, программы, финансируемые из фондов ЕС, международные инициативы.
Как правило, международное сотрудничество в инновационной деятельности в России развивается в рамках
- европейских программ по развитию научных исследований и сотрудничеству в данной области;
- федеральных целевых программ РФ в области исследований и разработок;
- отдельных конкурсов на проведение научно-исследовательских работ, финансирование которых осуществляется из фондов России и ЕС, в частности, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда.
Как видим, данные инструменты относятся к национальному и наднациональному уровням. В связи с этим для вовлечения в них малых и средних российских предприятий существует целый ряд препятствий. Существенной проблемой остается поиск надежных зарубежных контрагентов. Можно сделать вывод, что на основе фрактального подхода к инновационному развитию меры по стимулированию международного сотрудничества в инновационной деятельности требуется развивать и на региональном уровне.
Таким образом, одним из базисных элементов политики укрепления конкурентных преимуществ регионов способны выступить меры по стимулированию
инновационной деятельности, предполагающие развитие международного сотрудничества. Значительные результаты в инновационном развитии, достигнутые европейскими регионами, подтверждают действенность соответствующей политики. Требуются региональный, фрактальный подходы к инновационному развитию территории для успешной реализации декларируемых в концепциях долгосрочного социально-экономического развития РФ целей.
Как представляется, развитию международного сотрудничества в инновационной деятельности будет способствовать реализация следующих мер:
1. Совершенствование инфраструктуры поддержки международного сотрудничества. В качестве инструментов сотрудничества между российскими и зарубежными организациями целесообразно использовать возможности уже созданных международных организаций и программ, сетей инновационных инфраструктур.
2. Проведение систематического мониторинга международного научно-технического сотрудничества в региональном разрезе и выявление возможностей подключения субъекта Российской Федерации к международным научно-техническим программам и проектам. При этом необходимо учитывать дифференциацию уровня научно-инновационного потенциала регионов России.
3. Активизация сотрудничества с близлежащими европейскими странами и странами СНГ. К преимуществам формирования общего научно-технического пространства регионов России и данных стран относятся менее значительный языковой барьер, географическая близость. Согласование научно-технической политики в рамках данного сотрудничества способно привести к определению приоритетных направлений кооперации в ключевых областях науки и техники, достижению общих стандартов и методологии организации научных исследований, лучшему использованию имеющегося научно-технического потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова, Ю. В. О международном сотрудничестве Северо-Запада России в инновационной сфере на Балтике [Текст] / Ю. В. Баранова // Балтийский регион. - № 4. - 2012. - С. 150-166.
2. Белова, А. В. Инструменты научно-технического сотрудничества России и Европейского союза в инновационной сфере [Текст] / А. В. Белова // Балтийский регион. - № 4. - 2012. - С. 137-149.
3. Годовые отчеты КОСТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cost.eu/library/publications
4. Ивашков, А. В. Логика развития научно-технической политики Европейского союза: реализация
принципа системности в научно-технической интеграции [Текст] / А. В. Ивашков // Вестник Томского государственного университета. - № 296. - 2007. - С. 160-164.
5. Опыт инновационного сотрудничества стран ЕС и СНГ [Текст] / А. Н. Бойко, Г. А. Власкин, Е. Б. Лен-
чук, В. В. Овчинников, В. А. Цукерман // Материалы конференций и инновационного форума государств - участников СНГ «15 лет Содружеству Независимых Государств». - Калуга : Изд-во науч. лит. Н.Ф. Бочкаревой, 2006. С. 225-266.
6. Официальный сайт российской Национальной контактной точки «Здравоохранение» Седьмой рамочной программы ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fp7-health.ru
7. Рабочий доклад сотрудников Европейской комиссии - основные положения оценки последствий Рамочной программы «Горизонт 2020», Брюссель, 30.11.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы:1р://ес.еишра eu/research/horizon2020/pdf/proposals/horizon_2020_impact_assessment_report_executive_summarypdf
8. Рабочий доклад сотрудников Европейской комиссии об оценке последствий Рамочной программы «Горизонт 2020», Брюссель, 30.11.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/ research/horizon2020/pdf/proposals/horizon_2020_impact_assessment_annexes.pdf
9. Справочник по вопросам научно-технологического сотрудничества Европейского союза, стран -членов ЕС и Российской Федерации [Текст]. - изд. 2-е. - М., 2012. - 139 с.
10. Теребова, С. В. Развитие международного сотрудничества в научно-исследовательской сфере [Текст] / С. В. Теребова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 5. - С. 7-10.
11. Теребова, С. В. Седьмая рамочная программа ЕС: возможности для российских академических учреждений [Текст] / С. В. Теребова, И. В. Кузьмин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1. - C. 161-174.
12. Теребова, С. В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики [Текст] // Проблемы развития территории. - 2010. - № 4. - С. 31-36.
13. Цукерман, В. А. Использование мирового опыта реализации программ инновационного развития для экономики Севера [Текст] / В. А. Цукерман // Север и рынок. - № 1. - 2008. - C. 84-88.
14. Шамаева, Н. П. Роль научно-производственной кооперации для инновационного типа экономического роста [Текст] / Н. П. Шамаева // Вестник Удмуртского университета. - № 4. - 2011. - С. 83-86.
15. Шелюбская, Н. Новые направления инновационной политики ЕС [Текст] / Н. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. - № 4. - 2003. - С. 63-68.
16. Artis, M. J. The Economics of the European Union: Policy and Analysis [Text] / M. J. Artis, F. Nixson. - 4th ed. -Oxford University Press, 2007.
17. EUREKA 1985 - 2010. Doing business through technology. 25 year country overviews. 1985 - 2011. -Brusseles, 2011.
18. Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011 [Electronic resource]. - Available at : http://ec.europa. eu/research/evaluations/index_en.cfm?pg=fp7-monitoring
19. The impact of EUREKA, 20TH ANNIVERSARY REPORT - Two decades of support for European innovation [Electronic resource]. - Belgium: the EUREKA Secretariat, September 2005. - Available at: http://www.eureka-networkorg/c/document_library/get_file?uuid=cdfc677c-db1b-4f11-b613-0e6e322dd991&groupId=10137
INFORMATION ABOUT THE AUTORS
Кузьмин Илья Владимирович - младший научный сотрудник отдела инновационной экономики. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-04.
Kuz’min I.V.
INTERNATIONAL COOPERATION TOOLS FOR INNOVATION WORK
The article describes the experience of the Russian Federation and the European Union in the development of cooperation in innovation work and the features of activation of international cooperation in innovation work in Europe, which is achieved, first of all, due to the tools for boosting innovation activity, created by the European Union. It is shown that the considered key instruments of the European Union for supporting research and development would involve the cooperation between the innovation activity agents from different states involved in the innovation work, not only from Europe, on the base of the international projects aimed at the achieving the highest efficiency of research and development activities, and create synergy from the cooperation. The groundwork for the development of international cooperation between Russian innovation activity agents and European partners is described. The author points out that international cooperation in innovation activity in Russia is developed, as a rule, within European programs, the Russian Federation federal target programs, some competitive tenders on science and research works, which are funded by the Russian Federation and the European Union. The relation of these instruments to national and supranational levels is defined. The author comes to conclusion about the necessity of the regional approach to the innovation development of territory.
Innovation work, innovation activity, stimulation, international cooperation, tools for development of international cooperation.
REFERENCES
1. Baranova Yu. V. O mezhdunarodnom sotrudnichestve Severo-Zapada Rossii v innovatsionnoi sfere na Baltike [On International Cooperation of Northwest Russia in innovation sphere in the Baltic Sea]. Baltiiskii region [The Baltic Region], 2012, no. 4, pp. 150-166.
2. Belova A. V. Instrumenty nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossii i Evropeiskogo soyuza v innovatsionnoi sfere [Tools of Scientific and Technological Cooperation between Russia and the European Union in the Sphere of Innovation]. Baltiiskii region [The Baltic Region], 2012, no. 4, pp. 137-149.
3. Godovye otchety KOST [Annual COST Reports]. Available at: http://www.cost.eu/library/publications
4. Ivashkov A. V Logika razvitiya nauchno-tekhnicheskoi politiki Evropeiskogo soyuza: realizatsiya printsipa sistemnosti v nauchno-tekhnicheskoi integratsii [The Logic of Science and Technology Policy Development of the European Union: Implementing the Systems Principle in Scientific and Technical Integration]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2007, no. 296, pp.160-164.
5. Boiko A. N., Vlaskin G. A., Lenchuk E. B., Ovchinnikov V. V., Tsukerman V. A. Opyt innovatsionnogo sotrudnichestva stran ES i SNG [Experience in Innovation Cooperation between the EU and the CIS]. Materialy konferentsii i innovatsionnogo foruma gosudarstv - uchastnikov SNG "15 let Sodruzhestvu Nezavisimykh Gosudarstv" [Proc. of the Conf. and the Innovation Forum of CIS member states “15 years of the Commonwealth of Independent States”]. Kaluga: Izd-vo nauch. lit. N.F. Bochkarevoi, 2006, pp. 225-266.
6. Ofitsial’nyi sait rossiiskoi Natsional’noi kontaktnoi tochki «Zdravookhranenie» Sed’moi ramochnoi programmy ES [Official Website of the Russian National Contact Point “Health Care” of the Seventh Framework Programme]. Available at: http://fp7-health.ru
7. Rabochii doklad sotrudnikov Evropeiskoi komissii - osnovnye polozheniya otsenki posledstvii Ramochnoi programmy «Gorizont 2020», Bryussel, 30.11.2011 [European Commission Staff Working Paper - Main Provisions of the Impact Assessment Framework Program “Horizon 2020”, Brussels, 30.11.2011]. Available at : http://ec.europa.eu/research/horizon2020/pdf/proposals/horizon_2020_impact_assessment_report_ executive_summary. pdf
8. Rabochii doklad sotrudnikov Evropeiskoi komissii ob otsenke posledstvii Ramochnoi programmy «Gorizont 2020», Bryussel, 30.11.2011 [European Commission Staff Working Paper on Assessing the Framework Programme “Horizon 2020” Consequences, Brussels, 30.11.2011]. Available at : http://ec.europa.eu/ research/horizon2020/pdf/proposals/horizon_2020_impact_assessment_annexes.pdf
9. Spravochnik po voprosam nauchno-tekhnologicheskogo sotrudnichestva Evropeiskogo soyuza, stran - chlenov ES i Rossiiskoi Federatsii [Handbook on Scientific and Technological Cooperation between the European Union Countries - Members of the EU and the Russian Federation]. Moscow, 2012. 139 p.
10. Terebova S. V. Razvitie mezhdunarodnogo sotrudnichestva v nauchno-issledovatel’skoi sfere [Development of International Cooperation in the Research and Development Sphere]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 5, pp. 7-10.
11. Terebova S. V., Kuz’min I. V. Sed’maya ramochnaya programma ES: vozmozhnosti dlya rossiiskikh akademicheskikh uchrezhdenii [EU Seventh Framework Programme: Opportunities for Russian Academic Institutions]. Ekonomicheskie isotsial’nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2014, no. 1, pp. 161-174.
12. Terebova S. V. Transfer tekhnologii kak element innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Technology Transfer as a Part of the Innovation Economic Development]. Problemy razvitiya territory [Problems of Development of Territories], 2010, no. 4, pp. 31-36.
13. Tsukerman V. A. Ispol’zovanie mirovogo opyta realizatsii programm innovatsionnogo razvitiya dlya ekonomiki Severa [The Use of the World Experience in Implementing Innovation Development Programs for the Economy of the North]. Sever i rynok [The North and the Market], 2008, no. 1, pp. 84-88.
14. Shamaeva N. P. Rol’ nauchno-proizvodstvennoi kooperatsii dlya innovatsionnogo tipa ekonomicheskogo rosta [The role of Scientific and Industrial Cooperation for Innovation Type of Economic Growth]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of Udmurt University], 2011, no. 4, pp. 83-86.
15. Shelyubskaya N. Novye napravleniya innovatsionnoi politiki ES [New Directions for EU Innovation Policy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of the Theory and Practice of Government], 2003, no.4, pp. 63-68.
16. Artis M. J., Nixson F. The Economics of the European Union: Policy and Analysis. 4th ed. Oxford University Press, 2007.
17. EUREKA 1985 - 2010. Doing Business through Technology. 25 year Country Overviews. 1985 - 2011. Brusseles, 2011.
18. Fifth FP7 Monitoring Report. Monitoring Report 2011. - Available at: http://ec.europa.eu/research/ evaluations/index_en.cfm?pg=fp7-monitoring
19. The Impact of EUREKA, 20TH ANNIVERSARY REPORT - Two Decades of Support for European Innovation. -Belgium: the EUREKA Secretariat, September 2005. Available at: http://www.eurekanetwork.org/c/document_ library/get_file?uuid=cdfc677c-db1b-4f11-b613-0e6e322dd991&groupId=10137
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kuz'min Il'ya Vladimirovich - Junior Research Associate at the Department for Innovation Economics. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-04.