Научная статья на тему 'Европейская политика в области науки и инноваций'

Европейская политика в области науки и инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ НАУЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / РАМОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акульшина Алла Владимировна, Пилиева Елена Олеговна

В статье рассмотрены этапы развития научной политики ЕС, её ключевых институтов и механизмов, сложности и итоги реализации Лиссабонской стратегии, направленной на формирование Европейского научного пространства. Представлены основные направления развития европейской политики в рамках Стратегии 2020. Особое внимание уделено проблемам формирования общего научного пространство России и ЕС как на институциональном уровне, так и уровне практического сотрудничества в рамках научных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акульшина Алла Владимировна, Пилиева Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейская политика в области науки и инноваций»

Алла АКУЛЬШИНА Елена ПИЛИЕВА

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

"История научной политики ЕС начинается с момента создания самого Европейского Союза, а точнее со времени формирования зачатков европейского проекта, появившихся вместе с созданием в конце 1950-х годов того, что на тот момент было известно как "Европейское сообщество". Так образно определил дату начала формирования европейской научной политики Мишель Андре, советник Директората по научным исследованиям Европейской комиссии1.

Этапы формирования

Вехи формирования политики ЕС в области научных исследований проходят практически через весь комплекс договоров, учреждающих ЕС. Институциональное оформление научно-технологическая политика ЕС получила в конце 1980-х годов с принятием Единого европейского акта (1987), в котором содержится отдельный раздел IV "Научно-технологическое развитие". Научная политика направлена на "укрепление научно-технологической базы европейской промышленности и содействие развитию её конкурентоспособности на международном рынке". В статьях 130Г-130д данного раздела даётся детальное пояснение программ научно-технологического развития ЕС, принципов согласованной политики, реализуемой как на национальном уровне, так и на уровне Европейских сообществ2.

Дальнейшее развитие и детализацию научная политика ЕС получает с принятием Маастрихтского договора (1992). Согласно Статье 163 Договора о ЕС,

1 André Michel. FP7 in the history of European research/ Michel André // RTD info. - 2007 - June - URL: http://ec.europa.eu/research/rtdinfo/pdf/rtdspecial_ip7_en.pdf

2 Single European Act of 28.02.1986 // OJ L 169 of 29.06.1987 - 1987.

© Акульшина Алла Владимировна - кандидат исторических наук, директор Центра международных проектов и программ Воронежского государственного университета. E-mail: akulshina@vsu.ru Пилиева Елена Олеговна - ведущий специалист Центра международных проектов и программ Воронежского государственного университета.

E-mail: pilieva@vsu.ru

Ключевые слова: Европейское научное пространство; научная политика, инновации; рамочные программы.

научно-технологическое развитие - одно из направлений политики Сообщества, целью которого стали "усиление научно-технологической базы промышленности и резкое повышение конкурентоспособности на международном уровне, а также развитие научно-исследовательской деятельности, необходимой в силу других направлений политики Сообщества". Статья 164 определяла некоторые приоритетные направления деятельности, которые стали бы дополнением к научно-технологическим направлениям, развиваемым в странах-членах. К их числу относятся: реализация научных программ посредством развития сотрудничества с и между исследовательскими центрами и университетами; развитие научно-технологического сотрудничества с другими странами и международными организациями; распространение результатов научно-исследовательской деятельности и стимулирование мобильности научных кадров в рамках Сообщества. Статья 165 позволяла Сообществу и его членам координировать между собой их деятельность по научно-технологическому развитию так, чтобы его направления на национальных уровнях не противоречили деятельности на общеевропейском уровне1. В Амстердамском договоре были закреплены принципы формирования рамочных программ ЕС.

Рамочные программы ЕС стали практическим инструментом осуществления научно-технологической политики. Первая рамочная программа ЕС была объявлена в 1984 году. В ноябре 1990 года была создана информационная служба Европейского сообщества в области науки и разработок - CORDIS (Community Research and Development Information Service).

Бюджет рамочных программ представлен в таблице2

Рамочные программы Период Бюджет (млн. евро)

Первая рамочная программа (БР1) 1984-1988 3,750

Вторая рамочная программа (БР2) 1987-1991 5,396

Третья рамочная программа (РР3) 1990-1994 6,600

Четвертая рамочная программа (БР4) 1994-1998 13,215

Пятая рамочная программа (БР5) 1998-2002 14,960

Шестая рамочная программа (РР6) 2002-2006 17,883

Седьмая рамочная программа (РР7) 2007-2013 50,521

В конце 1995 года Европейская комиссия опубликовала "Зелёную книгу" по инновационной деятельности ЕС. В конце 1996 года Комиссия одобрила план действий по стимулированию инновационных процессов в промышленности, который во много явился продолжением "Зелёной книги" 1995 года. В последние годы Еврокомиссия изучает возможности развития синергии и взаимодополняемости между структурами, финансирующими науку и инновации, а именно Седьмой рамочной программой ЕС по научно-технологическому развитию (7РП), Программой по конкурентоспособности и инновациям (С1Р) и структурными

1 Treaty on European Union of 07.02.1992// OJ C 191 of 29.07.1992. - 1992 - Art. 163-165.

2 Stubbs, P. Science and Technology Policy/ M. Artis and F Nixson (eds.).The Economics of the European Union: Policy and Analysis, N.Y.: Oxford University Press, 2001, p. 163.

фондами. CIP, имея бюджет в 3,6 миллиарда евро на период 2007-2013 годов, ставит своей целью повысить конкурентоспособность европейских предприятий1.

Европейское научное пространство

Качественно иным этапом развития научной политики ЕС стало формирование концепции "Европейского научного пространства" (European Research Area, ERA). Началом истории Европейского научного пространства можно считать коммюнике "На пути к Европейскому научному пространству", принятое Европейской комиссией в январе 2000 года.2 Первоначальное видение Европейского научного пространства сложилось на основе анализа текущего положения дел, который выявил нелестный для ЕС разрыв c США и Японией по основным показателям научно-технологического развития, в частности, недостаточным уровнем расходов на науку (1,8% от ВВП в среднем по ЕС против 2,8% в США и 2,9% в Японии)3, меньшим, чем в США и Японии, процентным соотношением учёных к общему числу занятого населения, проблемой "утечки мозгов" из Европы в США и т. д., обусловленные, в значительной степени, фрагментацией исследований в Европе, недостаточным финансированием и координацией национальных политик в области науки, технологий и инноваций. Стало понятным, что научная деятельность Европейского Союза должна перестать быть просто дополнением к научно-исследовательской сфере стран-членов и ассоциированных стран, и должна стать как можно более конкурентоспособной на мировом уровне. Фрагментация европейской научно-технологической системы была определена как основная проблема, и были предприняты попытки создания более широкого, единого подхода к европейской научной политике, связывавшего национальный, европейский и межправительственный уровни.

Европейское научное пространство призвано обеспечить приток в Европу высококвалифицированных научных кадров, стимулировать промышленность к увеличению инвестиций в науку и обеспечить рост расходов на научные исследования до 3% от ВВП в общеевропейском масштабе, а в перспективе - создать условия для устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест.

С 2000 года были проведены многочисленные мероприятия, направленные на формирование ERA, в том числе создание Европейских технологических платформ, посредством которых промышленность и деловые круги имели возможность вырабатывать совместное долгосрочное видение и стратегическую программу развития науки и технологий; введение схемы ERA-Net - механизма, способствующего координации национальных и региональных программ стран ЕС, мер, направленных на улучшение рамочных условий проведения исследований и инновационной деятельности.

Создание европейского научного пространства, наряду с развитием общеевропейского внутреннего рынка, европейской инновационной стратегией и евро-

1 Competitiveness and Innovation Framework Programme (CIP) : [сайт]. - URL: http://ec.europa.eu/cip/index_en.htm

2 Towards a European Research Area : Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions of 18.01.2000 COM(2000) 6 final // EUR-Lex. - 2000. - URL: http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/toward_education_en.pdf

3 Op. cit.

пейским пространством высшего образования, стало центральным звеном в Лиссабонской стратегии ЕС, принятой в марте 2000 года во время встречи в Лиссабоне глав государств и правительств ЕС и нацеленной на создание в Европейском Союзе конкурентоспособной и динамично развивающейся экономики, основанной на знаниях, и достижение полной занятости населения к 2010 году. В качестве одного из основополагающих принципов стала открытость европейского научного пространства для других стран1.

Механизмы реализации задач ERA

Для выполнения амбициозных планов ERA сложилась система институтов, как на уровне ЕС, так и на уровне стран-членов ЕС. В число ключевых европейских институтов входят:

Генеральный директорат по научным исследованиям Европейской комиссии (DG Research). DG Research осуществляет разработку политики ЕС в области научно-технологического развития, координацию европейской научно-исследовательской деятельности с действиями в этой области на национальных уровнях; поддержку политики ЕС в таких областях, как защита окружающей среды, здравоохранение, энергетика, региональное развитие. В число задач директората входит проведение политики, направленной на улучшение понимания роли науки в современном обществе и стимулирование общественных дебатов по этим вопросам на европейском уровне.

В соответствии с процедурой принятия решений вопросы развития научной политики решаются Советом ЕС. Предварительное обсуждение проходит в рамках Комитета промышленности Европейского парламента.

В разработку научной политики ЕС вовлечены различные экспертные группы. Первая включает в себя официальные органы или консультативные группы, состоящие из независимых экспертов, призванных вырабатывать рекомендации для институтов ЕС. Во вторую входят комитеты институтов ЕС, которые ответственны за изучение и комментирование законодательства в области научной политики и предоставление институтам ЕС регулярных рекомендаций. Третья и наиболее неоднородная группа включает экспертные организации национальных научных институтов.

Официальные консультативные группы или органы2. Наиболее значимым официальным источником общих рекомендаций по научной политике для Совета и Еврокомиссии является Комитет по научно-техническим исследованиям (Scientific and Technical Research Committee, CREST). CREST был создан в 1995 году как консультативный орган для оказания помощи Европейской комиссии и Совету Европейского Союза в реализации их задач в области научно-технологического развития. За это время сам CREST также был реструктурирован в Комитет по европейскому научному пространству (European Research Area Committee, ERAC).

Еврокомиссия также создала Европейский консультативный совет по научным исследованиям (European Research Advisory Board, ERAB), который даёт ре-

1 Lisbon European Council : Presidency Conclusions of 23 and 24 March 2000. - URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/00100-rl.en0.htm

2 ERAWATCH Research Inventory Report of 28/09/2010 - URL: http://cordis.europa.eu/erawatch

комендации по формированию и реализации научной политики ЕС. ERAB состоит из 45 экспертов из стран ЕС и других государств.

Другим консультативным органом является Европейский стратегический форум по инфраструктурам научных исследований (European Strategy Forum on Research Infrastructures, ESFRI). Сформированный в 2002 году по распоряжению Европейского Совета, он представляет собой стратегический инструмент развития научной интеграции Европы и усиления европейской международной общественной деятельности. Основной задачей ESFRI является поддержка единого и стратегически направленного подхода к формированию политики в области научных инфраструктур в Европе.

Ключевыми участниками, играющими главные роли в европейской научной сфере и вносящими весомый вклад в общие программные инициативы, также являются:

— Межправительственные организации, имеющие координирующие функции (IGs).

— COST (государственный научный сектор) и EUREKA (частный сектор).

— Государственные органы в области науки и технологий отдельных стран-членов, включая научные советы, национальные научные организации и отраслевые министерства.

— Транснациональные корпорации (MNs)

Координация научной политики в странах-членах ЕС и европейской научной политики происходит на основе открытого метода координации (open method of coordination, ОМС). Данный метод применялся на примере политики полной занятости. OMC впервые был официально заявлен по отношению к широкому спектру направлений на Европейском Совете в Лиссабоне в марте 2000 года, который определил его как "средство распространения успешного опыта и максимального достижения основных целей ЕС'1. Этот метод подразумевает создание основных принципов и рекомендаций на европейском уровне и транслирование их на национальную политику с последующим выявлением показателей и определением прогресса. Чаще всего он применяется по отношению к тем областям политики, в которых ЕС не имеет значительной законодательной силы, а именно: в политике занятости, социальной отчужденности, иммиграционной политике, образовательной, научной, информационной и молодёжной. В научной политике открытый метод координации применяется с 2003 года.

Основным инструментом построения ERA стала шестая рамочная программа научно-технологического развития ЕС (6РП) (2002-2006) (предыдущие пять рамочных программ, как уже было указано выше, реализовывались в период с 1984 по 2002 год). 6РП, бюджет которой составлял 17,5 млрд евро, была направлена на стимулирование развития европейской науки через финансирования исследований по основным тематическим приоритетам.

В настоящее время завершается реализация седьмой рамочной программы Европейского Союза по научно-технологическому развитию на 2007-2013 годы (7РП) — одной из крупнейших научных программ с общим бюджетом 53,2 млрд евро. Целью 7РП является развитие европейского научного пространства (ERA), повышение конкурентоспособности европейской науки и построение в Европе

1 Lisbon European Council : Presidency Conclusions of 23 and 24 March 2000. - URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/00100-r1.en0.htm

экономики и общества, основанных на знаниях. Основные задачи 7РП направлены на поддержку сотрудничества университетов, научных организаций, предприятий в ключевых научно-исследовательских областях, повышение результативности научно-исследовательской деятельности и содействие коммерциализации ее результатов; развитие мобильности ученых; создание и развитие эффективной инфраструктуры научных исследований и разработок; координирование и согласование национальных политик в области науки и инноваций; расширение международного научного сотрудничества. 7РП включает четыре специальные программы: "Сотрудничество" (Cooperation), "Идеи" (Ideas), "Кадры" (People), "Возможности" (Capacities), а также в рамках 7РП поддерживаются исследования по атомной энергетике, которые реализуются Евратомом и совместным исследовательским советом (Joint Research Centre). Определены десять приоритетных тематических направлений: здравоохранение; продукты питания, сельское, рыбное хозяйство и биотехнологии; информационные и коммуникационные технологии; нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые производственные процессы; энергетика; окружающая среда (включая изменение климата); транспорт (включая аэронавтику); социально-экономические и гуманитарные науки; космос; безопасность 1.

За пять лет реализации 7РП (с 2007 по 2011-й) было объявлено 307 конкурсов, получено более 95 000 заявок с участием 386 000 заявителей (организаций или отдельных исследователей), было поддержано и профинансировано в размере 25,7 млрд евро 16 000 проектов с более чем 85 000 участников. Процент успешности заявок составил 20%.2

Практически 30-летний опыт реализации рамочных программ (РП) свидетельствует об их эффективности в целом ряде научных направлений, а именно:

- в области квантовых вычислительных систем обработки информации РП способствовали развитию, на тот момент, достаточно новой области науки и технологий, помогли определить программы развития, вывести ЕС на конкурентоспособный уровень и удерживать сильные позиции в глобальном производстве компьютерной техники и средств коммуникации.

- в области исследований стратосферного озона РП способствовали координации усилий европейского научного сообщества, в том числе посредством организации многонациональных научных кампаний для привлечения внимания и обеспечения фактическими данными политические круги. Деятельность на глобальном уровне позволила Европе далеко опередить США в данной области. Результаты исследований стали базой для выработки условий Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и "оказали такое влияние на политическом уровне, что цели протокола, намеченные к 2020-му, были достигнуты на десять лет раньше".

- в сфере солнечной энергии РП позволили Европе выйти на передовую технологического развития. Демонстрационные проекты и политика в области воз-

1 The Seventh Framework Programme (FP7) : [сайт]. - URL: http ://cordis. europa. eu/fp7/ho me_en. html

2 European Commission / Fifth FP7 Monitoring Report 2011 of 29/08/2012. - 2012. URL: http://ec.europa.eu/research/evaluations/pdf/archive/fp7_monitoring_reports/fifth_fp7_monitorin g_report.pdf

обновляемой энергии помогли развить рынок использования солнечной энергии и обеспечить Европе значительное присутствие в промышленном секторе.

- роль рамочных программ в автомобильном секторе заключалась в поддержке долгосрочных исследований, а также исследований в таких областях, как эффективность топлива, выбросы и безопасность. Координация усилий в данном направлении помогла Европе удерживать свою позицию среди мировых лидеров промышленности1.

Проведённое в 2011 году исследование эффективности РП в области нанотех-нологий показало, что абсолютное большинство участников проектов считают, что программа "стала стратегическим инструментом для проведения новой деятельности в области науки и разработок, которая не могла бы быть реализована никаким другим способом"2.

Вместе с тем, несмотря на определённые достижения, процесс создания Европейского научного пространства сталкивается с серьёзными национальными и институциональными барьерами. Подавляющее большинство научных исследований в государственном секторе финансируется и управляется через 27 национальных систем. Такое децентрализованное и многоуровневое руководство в конечном итоге приводит к ряду негативных последствий, в числе которых нерациональное двойное финансирование, приводящее к потере средств региональными/национальными программами, административные трудности в развитии академической мобильности.

Стратегия 2020

В апреле 2007 года Европейская комиссия опубликовала "Зелёную книгу" (Green Paper on ERA)3, в которой представила обзор достигнутого прогресса, а также поставила вопросы для общественных дебатов, результаты которых будут использованы для подготовки новых инициатив, направленных на ускорение создания ERA, эффективный контроль за его реализацией, а также инициативы, направленные на усиление мобильности и развитие карьерных возможностей учёных, поддержку совместных европейских инфраструктур, защиту интеллектуальной собственности при трансфере знаний и коммерциализации научных разработок, развитие международного научно-технологического сотрудничества. Договорённость об этом была достигнута на неформальной встрече министров 14-15 апреля 2008 года в Любляне, которая и дала название процессу. Старт "люблян-скому процессу" официально был дан резолюцией Совета от 30 мая 2008 года.

1 European Policy Evaluation Consortium (EPEC) / Understanding the Long Term Impact of the Framework Programme // Final Report to the European Commission DG Research Under Framework Contract No.DG BUDG No BUDGO6/PO/OI/LOT no.3 ABAC no. ABAC 101908 of 05.12.2011. - 2011 - URL: http://ec.europa.eu/research/evaluations/ pdf/archive/other_reports_studies_and_documents/long_term_impact_of_the_fp.pdf

2 DG RTD Unit A.6 "Ex post Evaluation and Reporting" / Annual Report on Programme Evaluation Activities 2011. - July 2012. - URL: http://ec.europa.eu/research/evaluations/pdf/archive/other_reports_studies_and_documents/rtd_a nnual_report_evaluation_activities_2011 .pdf

3 The European Research Area: New Perspectives : Green Paper of the Commission of the European Communities, Brussels, 4.4.2007, C0M(2007) 161 final - URL: http://ec.europa.eu/research/era/pdf/era-greenpaper_en.pdf

Новая стратегия ERA включает в себя следующие направления реализации научной политики: развитие карьеры и мобильности научных кадров; исследовательские инфраструктуры; обмен знаниями; научные программы; международное научно-технологическое сотрудничество7:

В декабре 2008 года Советом ЕС был принят документ "Европейское научное пространство: Стратегия-2020", который определял роль и цели ERA в будущем: "ERA создает привлекательные условия и обеспечивает эффективное управление для проведения исследований и инвестирования в наукоёмкие секторы европейской экономики, в том числе стимулируя здоровую конкуренцию и гарантируя соответствующий уровень сотрудничества и совместной координации. Оно отвечает потребностям граждан ЕС и вносит свой вклад в устойчивое развитие и конкурентоспособность Европы2". Были усилены следующие аспекты ERA: социальная направленность и соответствие потребностям и амбициям общества в достижении устойчивого развития; европейский путь к достижению передовых позиций в науке и повышение конкурентоспособности европейской науки в мире; открывающей большие возможности для диалога, обмена и взаимодействия с другими странами.

Следует констатировать, что задачи, поставленные в Лиссабонской стратегии (повысить уровень занятости населения до 70%, затраты на научно-технологическое развитие - до 3% ВВП) не были решены к установленным срокам (2010 г.). Сложно даже говорить о сколь-нибудь значительном продвижении вперёд. В январе 2009 года был опубликован доклад комиссара ЕС по научным исследованиям Янеша Поточника относительно текущего состояния Европейского научного пространства3.' В докладе отмечается, что "Европейское научное пространство становится более привлекательным, вместе с тем темпы развития научно-технологической политики свидетельствуют о её стагнации"4. Несмотря на то что инвестиции в НИОКР в странах-членах ЕС возросли в реальном исчислении, процент затрат от ВВП в среднем по ЕС находится на уровне около 2%. Эта цифра оставалась достаточно стабильной в течение нескольких лет (1,86% в 2000-м и 1,92% в 2008-м). В то время как в Японии за тот же период процент ВВП на научные исследования вырос с 3,04% до 3,45%, в Южной Корее - с 2,3% до 3,36%5, в Китае - с 0,9% до 1,44%6.

В 2008 году 27 стран ЕС потратили 237 миллиардов евро на научно-технологическое развитие, что сравнимо с 270 миллиардами евро, потраченными Соединёнными Штатами, и 110 миллиардами - Японией. Большая часть таких затрат в ЕС в 2008 году приходилась на сферу бизнеса и предприятий с 64% (на

1 European research area (ERA) : [сайт]. - URL: http://ec.europa.eu/research/era

2 Council of the European Union / Conclusions on the definition of a "2020 Vision for the European Research Area", Brussels, 1 and 2 December 2008 - URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/intm/104434.pdf

3 A more attractive European Research Area but stagnating EU R&D intensity: no time to take a break!, IP/09/92, Brussels, 22 January 2009 // Press releases RAPID. - URL: http://ec.europa.eu/research/index.cfm?pg=reports&reportyear=2011#report

4 Op. cit.

5 Source of Data : Eurostat. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do? tab=table&plugin=1&language=en&pcode=tsdec320

6 OECD Factbook 2010: Economic, Environmental and Social Statistics. - 2010 - URL: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-factbook-2010_factbook-2010-en

уровне 2005 г.), но это явление более очевидно в Японии при 77,8% (75% в 2005 г.), а также в США - 72,6% (70% в 2005 г.). Однако структура расходов на научно-технологическое развитие в отдельных странах-членах ЕС сильно разнится. В 2008 году отчисления в процентах от ВВП были самыми высокими в Швеции (3,75% от ВВП) и Финляндии (3,73%), затем следовали Дания (2,72%), Австрия (2,67%) и Германия (2,63%), в то время как самые низкие показатели у Кипра (0,46%), Словакии (0,47%), Болгарии (0,49%) и Мальты (0,54%). Серьёзное увеличение расходов на науку в период с 2001 по 2008 года наблюдалось в Австрии (с 2,07% ВВП до 2,67%), Эстонии (с 0,71% до 1,28%) и Португалии (с 0,80% до 1,5%)1.

Важным критерием оценки результативности научной политики ЕС также является эффективность научной активности. Так, по данным за 2009 год, доля научных публикаций ЕС в журналах всего мира составила 33,4%, что даёт возможность ЕС считаться крупнейшим научным центром в мире. Однако ЕС уступает Соединённым Штатам Америки по индексу цитирования научных статей -главному критерию качества работ. В 2007-2009 годах коэффициент ЕС в 10% наиболее цитируемых научных публикациях был равен 1,16, что превышает показатели Японии, Южной Кореи и Китая, но ниже коэффициента США, который составил 1,53. Однако важно отметить, что с 2001 года ЕС улучшил свои показатели с 1,04 до 1,16, в то время как в США наблюдается стагнация.

В противовес научным технологические достижения Европы менее показательны. Более 50% всех патентных заявок поступили в Европейский патентный офис (ЕРО) не из стран-членов ЕС, а из других стран мира. Следует также отметить, что более половины стран-членов ЕС не производят высокотехнологичных патентов, а наибольшая концентрация патентов прослеживается лишь в нескольких европейских регионах2.

В целях преодоления сложившейся стагнации в области реализации научно-технологической политики ЕС, усиления инновационной направленности через реализацию концепции "инновационной цепочки" с гармонизированным подходом на всех этапах от фундаментальных исследований до внедрения инновационных продуктов и услуг на рынок. В феврале 2011 года Еврокомиссия начала обсуждение новой рамочной программы на период с 2014 по 2020 год. Для повышения эффективности реализации стратегических задач научно-технологической политики Еврокомиссия внесла предложение ввести интегрированную систему финансирования научно-технологической политики, которая будет включать бюджет рамочной программы по научно-технологическому развитию (РП), рамочной программы развития конкурентоспособности и инноваций (С1Р) и Европейского института инноваций и технологий (ЕГГ)3. 30 ноября 2011 года коллегия Европейской комиссии одобрила пакет решений по запуску восьмой рамочной программы

1 Science, technology and innovation in Europe : Eurostat pocketbooks - 2011 - URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-31-ll-118/EN/KS-31-ll-118-EN.PDF

2 European Commission / Innovation Union Competitiveness report 2011 - 2011 - 758 pp. URL: http://ec.europa.eu/research/innovation-union/pdf/competitiveness-report/2011/iuc2011-full-report.pdf#view=fit&pagemode=none

3 Innovation Union Competitiveness report 2011 - frequently asked questions MEMO/11/392 Brussels,9 June 2011 / Press releases RAPID. - 2011. URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/11/392&format=HTML&aged =1 &language=EN&guiLanguage=en

научных исследований и инноваций "Горизонт 2020" (Horizon 2020): предполагается выделить беспрецедентный бюджет - 80 миллиардов евро.

При подготовке концепции программы был проведён довольно масштабный анализ причин низких темпов развития научно-технологической политики ЕС, проводились опросы как среди учёных и экспертов стран ЕС, так и за его пределами. По замыслу Европейской комиссии "Горизонт 2020" призван преодолеть сохраняющуюся децентрализацию и двойное финансирование, таким образом, все существующие ныне инициативы сгруппированы в три основные: 1) поддержка лидирующих позиций ЕС в мире в области научных исследований; 2) поддержка европейской промышленности в области инноваций; 3) социальные вызовы, к которым относятся проблемы, стоящие перед Европой, по таким направлениям, как здравоохранение; демографические изменения, устойчивое сельское хозяйство; эффективная энергетика; интеллектуальный, транспорт; изменение климата, ресурсоэффективность и полезные ископаемые; инновации и безопасность в интересах общества.

Удастся ли сохранить первоначальный замысел в ходе предстоящей двухлетней процедуры принятия решений - мы увидим это в декабре 2013 года. Обсуждение предложения Еврокомиссии о бюджете и содержании программы "Гори-зонт-2020" в Европарламенте и Совете продлится до середины 2013 года, запуск программы запланирован на 1 января 2014 года.

Европейское научное пространство и Россия

Вызовы, стоящие перед российской наукой, вполне созвучны европейским. Стратегической задачей научно-технологической политики является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способной проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки направлениям. На протяжении 2000-х годов внутренние затраты на исследования и разработки в РФ в абсолютных цифрах возрастали с 48 млрд рублей в 1999 году до 485,8 млрд рублей в 2009 году. В итоге Россия входит в первую десятку ведущих стран мира по общему объёму затрат в этой сфере, хотя и существенно отстаёт от лидеров по такому показателю как доля затрат на исследования и разработки в ВВП7.

Несмотря на увеличение финансирования науки, численность организаций, ведущих научно-исследовательские разработки, сокращается: 2000 год - 4099 научных организаций; 2009 год - 3536, то есть в среднем на 62,5 организации в год. Сокращается и численность персонала, занятого исследованиями и разработками: с 887,7 тыс. в 2000 году до 742,4 тыс. в 2009 году. Причём сокращение числа собственно исследователей за этот же период составило около 22 тыс. человек2.

Индикаторы эффективности научных исследований в России значительно ниже европейских. В 2010 году на Россию приходилось всего 2,08% научных статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of

1 Правительство Российской Федерации / Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года от 8 декабря 2011 г. - №2227-р - 2011 - С.11. URL: http://government.ru/gov/results/17449/

2 Федеральная служба государственной статистики / Россия в цифрах - 2011 - URL: http://www.gks.rU/bgd/regl/b 11_11/Main.htm

Science, тогда как на Францию - 4,67%, Германию - 6,4%, Китай - 15,8%1. По своему удельному весу в общем объёме научных публикаций Россия находилась между Бразилией (2,59%) и Нидерландами (2,46%).2 В 2008 году доля произведённых товаров и услуг российскими компаниями в общемировых объёмах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,25 процента (в 2003 году - 0,45 процента), что несравнимо меньше доли таких стран, как Китай (16,3 процента), Соединённые Штаты Америки (13,5 процента) и Германия (7,6 процента). Доля инновационно активных предприятий в российской промышленности (9,4 %) в несколько раз ниже, чем в развитых странах3.

В декабре 2011 была принята стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. В документе поставлены весьма амбициозные задачи, а именно - привести российскую науку к следующим показателям: повысить внутренние затраты на исследования и разработки до 2,5 - 3% ВВП, увеличить долю России на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг до 5-10%; в 2 раза повысить "долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20 процентов)". Кроме того, необходимо в 5-6 раз увеличить "долю инновационной продукции в выпуске промышленности" и в 4-5 раз - "долю инновационно активных предприятий" (с 9,4 до 40-50 процентов)".

Научная политика имеет универсальный характер, что ставит её априори вне границ отдельного государства. Учитывая вызовы, с которыми мы сталкивается сегодня в сфере экономики, политика в области науки и инноваций должна стать важным приоритетом стратегического развития общества. Современный этап развития науки, сложность вызов, стоящих перед обществом, глобальность их характера практически во всех сферах существенно снижают эффективность отдельной страны в их решении. Этот принцип заложен в концепцию Европейского научного пространства - объединение усилий разных стран для совместного решения проблем в различных направлениях науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2005 году на саммите Россия - ЕС в Москве была поставлена задача формирования "общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты". Институциональную основу научно-технологического сотрудничества России и ЕС составляет комплекс соглашений:

• Соглашение между правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий от 2000 года, дважды возобновленное в 2003 и 2009 годах;

• Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области ядерной безопасности (2001);

1 Правительство Российской Федерации / Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года от 8 декабря 2011 г. - №2227-р - 2011 - С.11. URL: http://government.ru/gov/results/17449/

2 Министерство экономического развития Российской Федерации / Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - 2010. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016

3 Правительство Российской Федерации / Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года от 8 декабря 2011 г. - №2227-р - 2011 - С.11. URL: http://government.ru/gov/results/17449/

4 См.: Там же.

• Соглашение между правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого термоядерного синтеза (2001);

• "Дорожная карта" по общему пространству Россия-ЕС в области науки и образования, включая культурные аспекты (2005);

• Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС, 1997), включающее положения по науке и технике (статья 62).

Практическое сотрудничество осуществляется на основе многосторонних механизмов на уровне Министерства образования и науки РФ и Директората по научным исследованиям и инновациям Европейской комиссии:

• Совет постоянного партнёрства по науке (Permanent Partnership Council (PPC) in Science);

• Совместный комитет Россия-ЕС по научно-технологическому сотрудничеству (Joint EC-Russia S&T Cooperation Committee) (в рамках соглашения о научно-техническом сотрудничестве;

• Тематические рабочие группы Россия-ЕС по приоритетным направлениям исследований (нанотехнологии и новые материалы, здоровье человека, продовольствие - сельское хозяйство - биотехнологии, энергетика, охрана окружающей среды, атомная энергетика, аэронавтика, информационно-коммуникационные технологии), перечень направлений может быть в дальнейшем расширен.

В июне 2011 года в рамках совместного комитета Россия-ЕС по научно-технологическому сотрудничеству была согласована "дорожная карта" по такому сотрудничеству на 2011-2013 годы, определены его приоритетные направления. В числе основных инструментов поддержки, финансирования и продвижения научно-исследовательского сотрудничества ЕС-Россия следует прежде всего выделить рамочные программы ЕС по науке и технологическому развитию, программу "Эврика", деятельность международного научно-технического центра1.'

Россия и рамочные программы ЕС — ассоциация или "третья страна"?

Участие российских учёных в рамочных программах является практическом шагом создания общего пространства России - ЕС. За период действия шестой рамочной программы (2002-2006) было реализовано 330 научных проектов с участием 450 российских научных организаций, общий бюджет проектов - около 1,4 млрд евро, финансирование российских участников со стороны Европейской комиссии составило около 50 млн евро, софинансирование с российской стороны - 20 млн евро2. Участие России в 7РП осуществляется примерно на том же уровне, что в предыдущей рамочной программе. По данным за прошедшие четыре года программы 475 российских научных организаций вовлечены в реализацию 302 проектов, сумма финансирования которых со стороны ЕС составляет 59

1 Справочник по вопросам научно-исследовательского сотрудничества России и Европейского Союза / Европейские Сообщества. - М., 2009. - с. 12-13.

2 European Union-Russian Federation scientific and technological cooperation : a Roadmap for Action 2010-2012. URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/russia_roadmap_2010-2012.pdf

миллионов евро. Процент успешности российских учёных составляет 19%, что вполне соответствует среднеевропейским показателям 19-21%\

Наиболее высокие показатели успешности Россия демонстрирует в таких направлениях 7РП, как Акции Марии Складовской-Кюри, исследовательские инфраструктуры, транспорт, космос, ИКТ и продукты питания, сельское, рыбное хозяйство и биотехнологии2. Достаточно интенсивно осуществляется сотрудничество в рамках Акций Марии Складовской-Кюри, направленных на развитие мобильности научных кадров - 258 исследователей и 103 института из России получили поддержку в рамках 7РП3.

Целый ряд инициатив Еврокомиссии направлен на развитие политического диалога в научно-технологической сфере и сотрудничества между российскими и европейскими научными организациями и исследователями в рамках проектов 7РП BILAT-RUS, ERA.Net RUS, ACCESSRU, IncoNet EECA)4. В 2011 году по инициативе РАН и при поддержке 7-й рамочной программы ЕС была создана система многостороннего сотрудничества в области естественных, точных и общественных наук и инноваций - ERA.Net RUS.

Вместе с тем при достаточном высоком числе исследователей в России, сопоставимом показателе в пересчёте на 10 тыс. занятых в экономике: Россия - 72, Германия - 69, Франция - 77, Норвегия - 92, Дания - 95, и даже превосходящем в таких странах, как Нидерланды - 45, Польша - 45, Италия - 29, уровень участия российских учёных в европейских научных проектах далеко не соответствует её общему научному потенциалу. Так, из более семи тысяч проектов 6РП российские учёные приняли участие в реализации около 350 с совокупным финансированием 50 млн. евро, в то время как, Германия - в 4100 проектах (2,29 млрд евро), Франция - 3500 (1,4 млрд евро)5 .

Подобное положение объясняет целый комплекс причин - отсутствие у российских учёных опыта участия в рамочных программах ЕС (европейские учёные участвуют с 1984г.), неразвитость российской инфраструктуры поддержки научно-технологического сотрудничества, административные и языковые барьеры.

Если мы проследим динамику участия России в 7РП на основе полученного со стороны Еврокомиссии финансирования российских организаций, то увидим, что с 2007 по 2011 год происходило значительное сокращение выделяемых средств - с 19 млн до 9 млн евро, то есть практически в 2,5 раза. Эти цифры отражают довольно парадоксальную ситуацию, при которой, несмотря на предпринимаемые большие усилия по развитию и укреплению двустороннего сотрудни-

1 From FP7 to Horizon 2020: Opportunities for EU - Russia Scientific Cooperation : presentation of Anna Bezlepkina, EU Delegation to the RF, of 21 March 2012 / URL: http://www.e-ural.vsu.ru/UserFiles/Voronezh2012/presentations/1st_day/04_eu-russia_fp7_to_horizon%202020.pdf

2 Op. cit.

3 European Commission / Factsheets on countries participating most in FP7: Russia - URL: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/russia_comm.pdf

4 European External Action Service / EU-Russia Common Spaces Progress Report 2010 of March 2011 - 2011. - p.51. - URL: http://eeas.europa.eu/russia/docs/commonspaces_prog_ re-port_2010_en.pdf

5 European Commission / First FP7 Monitoring Report of 13 February 2009 - 2009. URL: http://ec.europa.eu/research/reports/2009/pdf/first_fp7_monitoring_en.pdf

чества, развитию инфраструктуры, внедрению новых механизмов и координирующих органов, уровень участия России в крупнейшей программе ЕС по поддержке науки и технологий значительно снижается.

Таблица.

Вклад ЕК в евро по каждому блоку 7РП для российских участников

2007 2008 2009 2010 2011 Итого

Сотрудничество 16.127.0146 8.661.8926 10.869.463€ 9.877.194€ 6.071.069€ 51.606.632€

Возможности 2.963.828 € 1.418.4046 1.005.934 € 813.264 € 305.004 € 6.506.434 €

ЕВРАТОМ 322.680 € 80.000 € 2.101.132 € 308.000 € 297.250 € 3.109.062 €

Идеи 134.100 € 134.100 €

Кадры 437.961 € 1.409.398 € 72.260 € 75.000 € 86.250 € 2.080.869 €

Итого 19.085.4836 11.569.694€ 14.182.889€ 11.073.458€ 6.759.573€ 63.437.097 €

Одним из определяющих факторов низкого российского участия в 7РП является статус России как третьей страны (страны, не являющейся членом ЕС или ассоциированной с рамочными программами). Данный статус накладывает определённые ограничения. Российские организации по подавляющему большинству конкурсов участвуют в качестве дополнительных к установленному в условиях конкурса минимальному числу европейских участников консорциума. По некоторым конкурсам, которые проводятся в рамках так называемых специальных акций международного сотрудничества, участие третьих стран является обязательным. В этом случае Россия выступает на тех же условиях, что и почти 160 стран, которые по терминологии программы входят в группу стран - партнёров международного сотрудничества.

Существуют также целевые конкурсы для России: целью данных конкурсов является решение проблем, представляющих взаимный интерес для ЕС и РФ. Как показывает статистика, таких конкурсов не более 1% от общего числа открытых конкурсов 7РП. Кроме того, существует практика проведения совместных (скоординированных) конкурсов, проводимых в рамках 7РП и федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (Coordinated calls with Russia). Данные конкурсы проводятся по принципу софинансирования: Еврокомиссия финансирует европейских участников проекта, Министерство образования и науки РФ - российских.

Ассоциированное участие в рамочных программах предоставляет те же права, что и для стран ЕС: участие во всех конкурсах в качестве обязательных партнёров, больше реальных возможностей для инициирования и координирования проектов, совместное разработка тематики новых конкуров. Ассоциированные страны вносят финансовый вклад в бюджет программы. Размер финансового вклада зависит от объёма ВВП за последние десять лет, кроме того предусмотрена система сокращённого вклада с учётом опыта участия в рамочных программах. В настоящее время соглашения об ассоциированном участии в 7РП подписаны со следующими странами: Албания, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская республика Македония, Израиль, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Турция, Хорватия, Черногория, Швейцария, Фарерские острова, республика Молдова.

26 мая 2008 года в Любляне состоялось знаменательное событие - первое заседание Совета постоянного партнёрства России - ЕС в области научных исследований. В повестке дня были реализация Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий между РФ и ЕС, итоги реализации и продление соглашения. Одним из ключевых вопросов стало рассмотрение предложения, направленного министром образования и науки РФ в апреле 2008 года о присоединении к 7-й рамочной программе в качестве ассоциированного участника. Подобное изменение статуса участия России в рамочных программах научно-технологического развития ЕС имеет принципиальное значение для продвижения такого сотрудничества России и ЕС.

Участие в рамочных программах ЕС в качестве ассоциированного члена может стать важным шагом в формировании конкурентоспособного европейского научного пространства, имеющего стратегическое значение как для России, так для ЕС. В итоговом совместном заявлении Совета постоянного партнёрства ЕС - Россия в области научных исследований была отмечена необходимость скорейшего рассмотрения запроса России и принятия последующих шагов для проведения переговоров о заключении Соглашения об ассоциированном участии России в 7РП"7.

К сожалению, приходится констатировать, что и сфера научно-технологического сотрудничества становится весьма политизированной. Несмотря на единогласное решение Совета постоянного партнёрства ЕС - Россия в мае 2008 года "скорейшего рассмотрения запроса России о присоединении к 7РП в качестве ассоциированного участника" не получилось. Договор об ассоциированном членстве рассматривался в контексте переговоров о новом Соглашении Россия - ЕС, что привело к дополнительному затягиванию процесса. Переговоры продолжались почти три года и в итоге получили неожиданное завершение. По результатам совместного заседания правительства Российской Федерации и Ев-рокомиссии в феврале 2011 года представители Еврокомиссии отметили нецелесообразность инициирования переговоров об ассоциированном членстве России в 7РП в рамках нового Соглашения Россия - ЕС. Российская сторона, в свою очередь, поддержала предложение европейских коллег, и было принято решение "снять с контроля поручение правительства РФ об инициировании переговорного процесса по этому вопросу в связи с отсутствием предмета дальнейших переговоров и расформировать российскую часть соответствующей делегации"2.

На наш взгляд, определяющим фактором, повлиявшим на исход переговоров, стало решение о рассмотрении Соглашения об ассоциации в контексте нового Соглашения ЕС - Россия. Кроме того, необходимо подчеркнуть неоднозначное отношение к участию России в 7РП в качестве ассоциированного партнёра, и, главное, финансовый вклад, который оценивался в размере от 3 до 1,5 млрд евро. В частности - отрицательную позицию по данному вопросу заняла РАН, разделились и мнения учёных, так как участвовать в национальных - российских программах - значительно проще и есть опыт. Рамочные программы предполагают

1 Joint Statement of EU-Russia Permanent Partnership Council on Research : Press release of 26.05.2008. - 2008. URL: http://www.eu2008.si/en/News_and_Documents/ Press_Releases/May/0526EU_Russia_Research_Joint_Statement.html

2 Динамика реализации проектов научно-технологическому сотрудничеству // Россия-ЕС "Партнёрство для модернизации". URL: http://formodernization.com/dialogues/science/dinamika.php

высокую конкуренцию - процент успешности составляет в среднем 19-21%. За четыре года реализации 7РП сумма, полученная российскими учёными со стороны Европейской комиссии в рамках проектов, составила чуть более 63 млн евро, то есть очень далека от потенциального российского вклада в бюджет программы. Этот факт явился сдерживающим для российской стороны. Вместе с тем риск, принимаемый с подписанием Соглашения об ассоциированном участии в рамочным программах, в долгосрочной перспективе вполне оправдывает себя. Кроме того, повышается результативность и конкурентоспособность научных исследований. По словам одного из последовательных инициаторов ассоциированного участия России в 7РП со стороны Европейской комиссии, советника по научному сотрудничеству России - ЕС Даниеля Декутюра, "общая политическая и стратегическая значимость возможной ассоциации в рамочные программы абсолютно очевидна и, несомненно, превосходит какие-либо из видимых научных и финансовых преимуществ, которые она могла бы принести"1. В октябре 2011 года Молдавия, начавшая переговоры об ассоциированном участии в 7РП одновременно с Россией, успешно их завершила.

В январе 2014 года стартует новая программа ЕС по научно-технологическому развитию "Горизонт-2020". Начнут ли российские организации участвовать в ней на паритетных правах с европейскими, или останутся за горизонтом - это вопрос последовательности и решительности проведения как модернизации России, так и реальности задач формирования общего научного пространства России и ЕС.

* * *

Европейская научная и инновационная политика тесно связана с экономическим развитием ЕС, является наименее противоречивым направлением его деятельности. Вместе с тем и здесь приходится говорить о сложности координации и достижения поставленных задач по формированию европейского научного пространства, а в последние годы - и об определённой стагнации, несмотря на то что мы наблюдаем увеличение бюджета на науку и инновации как в рамках ЕС, так и у отдельных стран-членов, прежде всего у Германии.

Следует отметить, что Россия также движется в данном направлении. Если сравнить ключевые задачи и показатели стратегии 2020 с европейскими, то они вполне созвучны как в плане финансирования НИОКР (к 2020 - 3% ВВП), так и в вопросах сближения усилий научных, академических и бизнес сообществ и гармонизации их взаимодействия с целью решения актуальных проблем общества.

В перспективе представляются два возможных варианта развития научного диалога России и ЕС. Первый - предполагает параллельное развитие тех процессов, которые происходят сейчас в научных сферах России и Евросоюза. В этом случае уровень сотрудничества и количество совместных проектов будет снижаться, так как в рамках предстоящей программы ЕС "Горизонт-2020" (20142020) финансирование со стороны ЕС российских участников в совместных проектах может быть значительно сокращено или совсем отменено. Второй вариант

1 Joint Statement of EU-Russia Permanent Partnership Council on Research : Press release of 26.05.2008. - 2008. URL: http://www.eu2008.si/en/News_and_Documents/Press_Releases/ May/0526EU_Russia_Research_Joint_Statement.html

развития событий предполагает разные формы партнёрства - взаимное вхождение в научные программы, ассоциирование, что даст ощутимые результаты в лучшем случае в среднесрочной перспективе, но вместе с тем в контексте стратегического развития двусторонних отношений значение создания общего научного пространства России и ЕС выходит далеко за рамки просто финансовых выгод и конкретных научных результатов.

Приложение

Европейские организации в области реализации научной политики

Оригинальное название и перевод Ссылка

Европейское научное пространство European Research Area (ERA) http://cordis.europa.eu/era/ http://ec.europa.eu/research/era/

Directorate-General for Research and Innovation of EC http://ec.europa.eu/research/index.cfm

Совместный исследовательский центр The Joint Research Centre (JRC) http://cordis.europa.eu/fp7/jrc/home_en.html

Европейский исследовательский совет European Research Council (ERC) http://erc.europa.eu/

Европейский научный фонд European Science Foundation (ESF) http://www.esf.org/

Комитет по научно-техническим исследованиям Scientific and Technical Research Committee (CREST) http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/openc ms/information/country_pages/eu/euorganisatio n/europeanorg mig 0041

Совет по европейскому научному пространству European Research Area Board (ERAB) http://ec.europa.eu/research/erab/index_en.html

Европейский консультативный совет по научным исследованиям по аэронавтике Advisory Council for Aeronautics Research in Europe (CARE) http://www.acare4europe.com/

Группа экспертов по Лиссабонской стратегии Lisbon Expert Group (LEG) http://ec.europa.eu/invest-in-research/monitoring/leg strategy en.htm

Экспертная группа "Знания для развития" Knowledge for Growth Expert Group (Know-Grow or K4G) http://ec.europa.eu/invest-in-research/monitoring/knowledge_en.htm

Исполнительное агентство по конкурентоспособности и инновациям Executive Agency for Competitiveness and Innovation (EACI) http://ec.europa.eu/eaci/

Комитет Европейского парламента по промышленности, науке и энергетике European Parliament Committee on Industry, Research and Energy (ITRE) http://www.europarl.europa.eu/committees/itre _home_en.htm

Европейский Консультативный совет по исследованиям в области технологий автомобильного транспорта European Road Transport Research Advisory Council (ERTRAC) http: //www. ertrac .org/

Европейская группа по этике в науке и новых технологиях European Group on Ethics in Science and New Technologies (EGE) http ://ec. europa.eu/bepa/european-group-ethics/index_en.htm

Европейский стратегический форум по исследовательским инфраструктурам European Strategy Forum on Research Infrastructure (ESFRI) http ://ec. europa. eu/research/infrastructures/ inde x_en.cfm?pg=esfri

Экспертная группа по технологиям информационного общества Information Society Technologies Expert Group (ISTAG) http://cordis.europa.eu/fp7/ict/istag/home en.ht ml

Европейский институт инноваций и технологий European Institute of Innovation and Technology (EIT) http ://eit. europa.eu/

Европейская сеть поддержки инновационной деятельности The Association for Technology Implementation in Europe (TAFTIE) http: //www. taftie .org/

Европейская ассоциация управления промышленными исследованиями European Industrial Research Management Association (EIRMA) http://www.eirma.org/

Лига европейских научных университетов League of European Research Universities (LERU) http://www.leru.org/

Европейская ассоциация продвижения науки и технологий European Association for the Promotion of Science and Technology (Euroscience) http: //www. euro science .org/

Европейская ассоциация руководителей научных советов European Heads of Research Councils (EUROHORCs) http: //www. eurohorcs.org/

Европейский совет прикладных и инженерных наук European Council of Applied Sciences and Engineering (Euro-CASE) http://www.euro-case.org/

Европейская ассоциация университетов European University Association (EUA) http://www.eua.be/

Исполнительное агентство научных исследований Research Executive Agency (REA) http ://ec. europa. eu/research/rea/

Европейская ассоциация научных и технических организаций European Association of Research and Technology Organisations (EARTO) http://www.earto.eu/

Форум европейских межправительственных научных организаций European Intergovernmental Research Organisations Forum (EIROforum) http://www.eiroforum.org/

Европейский круглый стол промышленников European Round Table of Industrialists (ERT) http://www.ert.be/

Европейская конфедерация профсоюзов European Trade Union Confederation (ETUC) http: //www. etuc .org/

Европейская Служба патентования The European Patent Office http: //www. epo.org/

Европейские технологические платформы European Technology Platforms (ETPs) http://cordis.europa.eu/technology-platforms/home en.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.