Научная статья на тему 'Создание единого европейского исследовательского пространства и развитие инновационных сетей'

Создание единого европейского исследовательского пространства и развитие инновационных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ СЕТИ / EU / INTEGRATION / EUROPEAN RESEARCH AREA / INNOVATION NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелюбская Наталья Владимировна

За прошедшие годы концепция Единого исследовательского пространства ЕС по сути своей трансформировалась в создание единого инновационного пространства. Вместе с тем ЕС еще предстоит решить проблемы фрагментарности национальных инновационных политик, ликвидации барьеров, усиления координации национальных и региональных программ финансирования. Присоединение России к Рамочной программе НИОКР ЕС в статусе ассоциированного члена расширило бы возможности участия России в формировании европейского исследовательского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the European Research Area and the Development of Innovation Networks

In the recent years the concept of the European Research Area has actually been transformed into an idea of a single innovation area. Still there are unsolved problems of fragmentary national innovation policies, liquidation of barriers, better coordination of national and regional programs of financing. Russia's joining the EU framework research program as an associated member would enlarge its possibilities to take part in the formation of ERA.

Текст научной работы на тему «Создание единого европейского исследовательского пространства и развитие инновационных сетей»

Н.В. Шелюбская

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Шелюбская Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

В 2000 г. Европейский союз взял курс на создание к 2010 г. конкурентоспособной, динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности к уже существующей Рамочной программе НИОКР добавлена новая Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (2007-2013).1., а также программа интегрированных действий по непрерывному образованию. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала - увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 -государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР.2... Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства.

Концепция Европейского единого исследовательского пространства (European Research Area - ERA) была впервые предложена Европейской комиссией в январе 2000 г. в документе «Вперед к Европейскому научному пространству», а затем была сформулирована на Лиссабонском саммите в качестве одной из главных задач развития ЕС на период до 2020 г. Принятый

1.. Программа по конкурентоспособности и инновациям включает три направления: стимулирование предпринимательства; поддержка ИКТ, развитие эффективной энергетики. Программа не предусматривает проведение НИОКР.

2.. Конкретный показатель - 3% ВВП был принят на Барселонском саммите в марте 2002 г.

документ был нацелен на преодоление основных «вызовов» XXI в. (отставания в финансировании НИОКР, разрыва между уровнем фундаментальных исследований и коммерческим использованием результатов НИОКР, отсутствия стимулов к нововведениям, фрагментарности политики и ресурсов). Концепция ERA предусматривает создание внутреннего исследовательского рынка со свободным перемещением ученых, технологии и финансов; устранение фрагментарности исследовательских политик и координацию на наднациональном уровне национальных и региональных мероприятий и программ; разработку и финансирование панъевропейских инициатив..3... Основным стержнем создания единого пространства должна стать Рамочная программа НИОКР ЕС.

В 2007 г. ЕК представила на суд европейской общественности «Зеленую книгу» - «ERA: новые перспективы», в которой сформулированы шесть основных направлений развития ERA:

- создание кадровой базы, состоящей из профессиональных исследователей с высокой степенью мобильности между институтами, дисциплинами, секторами и странами;

- построение интегрированной сетевой исследовательской инфраструктуры мирового класса, доступной исследователям Европы и третьих стран благодаря информационным технологиям;

- усиление роли исследовательских институтов, расширение их участия в частно-государственном партнерстве и сотрудничестве с частным бизнесом. Построение на базе исследовательских институтов научно-инновационных кластеров, включая виртуальные научные сети, задача которых - специализация на междисциплинарных исследованиях и концентрация кадровых и финансовых ресурсов;

- эффективное движение знаний из государственного сектора НИОКР в сферу промышленности на основе гармонизированного режима охраны интеллектуальной собственности;

- координация национальных исследовательских программ и приоритетов, включая разработку совместных межстрановых программ государственного финансирования с общими европейскими приоритетами, их совместную реализацию и оценку;

3.. Towards a European Research Area. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. - Brussels, 18.1.2000. COM (2000) 6final http://ec.europa.eu/research/era/ pdf/towards-a-european-research-area_com_2000

- открытие Европейского научного пространства для третьих стран, прежде всего для «соседей»4...

В 2007 г. было проведено широкомасштабное обсуждение этих направлений в научном сообществе, бизнес-среде и правительственных кругах, позволившее выработать дальнейшие шаги по созданию ERA. Свою точку зрения на перспективы ERA высказали представители органов ЕС, правительств, научного и бизнес сообществ, гражданского общества (университеты, финансирующие агентства, государственные НИИ и центры, администрации регионального, национального и наднационального уровней, НКО, крупные компании и МСБ, коммерческие и некоммерческие ассоциации, торговые палаты, технологические платформы, профсоюзы и т.д.)..5..

За период с 2000 г. создание ERA стало стержнем исследовательской политики в ЕС, был предпринят ряд важных инициатив по координации научных усилий и укреплению потенциала. В их числе: создание новых институциональных элементов, усиление работы по анализу, мониторингу и распространению лучшей практики, картирование ресурсов и политик, развитие различных видов частно-государственного партнерства, использование методологии Форсайта для разработки стратегии и т.д. Эти инициативы тесно связаны с 7-й Рамочной программой (7РП), предусматривающей организацию Европейского исследовательского совета, Европейского технологического института, координацию исследований через механизм технологических платформ и ERA-сетей, а также принятие национальных целевых финансовых индикаторов, составление «дорожной карты» развития европейской инфраструктуры, совместные технологические инициативы.

Основными институциональными элементами ERA являются Рамочные программы ЕС, панъевропейские программы («Эврика» и КОСТ), международные научные организации и центры (ЦЕРН, Европейское космическое агентство, Европейский научный фонд и др.), региональные и национальные организации и программы. Стержнем создания ERA служит Рамочная программа НИОКР ЕС, на которую приходится около 80% панъевропейских НИОКР - предыдущая пятилетняя 6РП (2002-2006) и действующая в на-

4.. Inventing our Future Together. The European Research Area. New Perspectives. Green Paper 04.04.2007. - Mode of access; http://ec.europa.eu/research/era/pdf/era-greenpaper-en.pdf

.5.. На он-лайновый опросник с 1.05.07 по 31.08.07 г. поступило 685 ответов от 200 частных лиц и организаций, включая Европарламент, Социально-экономическую комиссию, Региональную комиссию, 36 университетов, 13 государственных ведомств, 30 государственных НИИ, 8 финансирующих агентств, 42 негосударственных некоммерческих центра, 13 коммерческих ассоциаций, 35 прочих. К 1.12.07 поступило дополнительно 145 ответов от 130 организаций в свободной форме, выражающих позиции и точки зрения.

стоящее время семилетняя 7РП (2007-2013). Остальные 20% составляют работы в рамках прочих программ и проектов и международных соглашений в области сетей и инфраструктуры.

Особенности 7-й Рамочной программы НИОКР ЕС

По сравнению с предыдущими программами, в 7РП можно выделить следующие новые элементы:

- акцент на тематических направлениях, а не на инструментах;

- существенное упрощение функционирования программ;

- оптимальный учет требований промышленности при проведении исследований с помощью новой схемы технологических платформ и инициатив; финансирование фундаментальных передовых исследований;

- осуществление международного сотрудничества с третьими странами по всем направлениям;

- создание «регионов знаний» - трансрегиональных научных центров;

- стимулирование частных инвестиций в перспективные направления.

Общий бюджет программы составляет 50,521 млн. евро, в том числе

по основным блокам: «Сотрудничество» (тематические направления) -32,4 млрд., «Идеи» (фундаментальные исследования) - 4,2, «Люди» (кадровый потенциал) - 7,5, «Возможности» (организационно-информационная инфраструктура) - 2,8, Евратом - 4,7, Совместный исследовательский центр -1,8 млрд. евро. В состав 7РП входят также программы Евратома по ядерным исследованиям: «Исследования по термоядерной энергии», «Расщепление ядра и противорадиационная защита» и Совместного научно-исследовательского центра по ядерной и неядерной энергиям.

Среди наиболее важных шагов, предпринятых ЕС, следует отметить новую форму поддержки фундаментальных исследований, а также частно-государственного партнерства и координации национальных программ. Новый Европейский исследовательский совет (European Research Council - ERC) будет заниматься в рамках направления «Идеи» 7РП грантовой поддержкой фундаментальных исследований «на переднем крае науки». Второй важной инициативой являются планы по созданию Европейского технологического института (European Institute of Technology - EIT) с целью усиления связи между сферами подготовки кадров, НИОКР и инноваций-6-. В отличие от уже действующих многочисленных европейских исследовательских сетей, в его состав будут входить не институты или университеты, а только их отдельные подразделения. Финансирование будет осуществляться из различных источ-

6.. По мнению экспертов, EIT создается по модели американского MIT. авт.

- Прим. 111

ников, включая ERC, но не полностью по линии Рамочной программы. Таким образом, Европейский исследовательский совет и Технологический институт будут дополнять друг друга: совет будет играть роль финансирующей организации, а институт - функциональной.

«Технологические платформы» представляют собой неформальные сетевые объединения, формирующиеся по отраслевому или междисциплинарно -му принципу с целью укрепления частно-государственного партнерства при выработке средне- и долгосрочной научно-технической политики в данном секторе, приоритетов финансирования НИОКР, координации стратегий государственного и частного секторов, национального и наднационального уровней. «Платформы» объединяют всех заинтересованных «игроков», в них входят исследовательские институты, разработчики политики, представители региональных или центральных администраций, групп потребителей, регулирующих органов, неправительственных организаций при лидирующей роли промышленных компаний. Первая «платформа» была создана в 2001 г. (авиакосмос), в настоящее время их число превысило 30 (в том числе, в области водородной энергетики, наноэлектроники, медицины, сталелитейной промышленности и т.д.).7.. «Технологические платформы» внесли большой вклад в определение приоритетов 6-й и 7-й Рамочных программ, в настоящее время идет работа по «конструированию» 8-й программы. Вслед за международными «платформами» страны - члены ЕС начали создавать подобные объединения и в национальных рамках в целях разработки национальной научно -технической стратегии.

Продолжением деятельности технологических «платформ» стала организация так называемых «Совместных Технологических инициатив» (Joint Technology Initiatives - JTIs), которые являются новым важным элементом 7РП и ERA. JTIs представляют собой формализованную форму («европейское совместное предприятие») частно-государственного партнерства, создаваемую для поддержки транснациональной кооперации в областях науки и технологии, наиболее значимых для европейской промышленности. Аккумулируя финансовые средства из различных источников (частная промышленность, Рамочная программа НИОКР, Структурные фонды, государственные ассигнования), эти «совместные предприятия» будут играть роль агентств, финансируя научно-технические проекты..8... В 7РП намечено создание шести подобных объединений, в частности в области топливных элементов и водорода, авиакосмоса и воздушного транспорта, инновационной медицины, на-

7. ftp://ftp/cordis/lu/pub/technology-platforms

8.. ЛЬ являются структурой ЕС, их деятельность подчиняется законодательству о конкуренции ЕС, особенно в части государственной помощи, антитрастового регулирования и контроля за слиянием.

ноэлектроники, компьютерных систем и глобального мониторинга окружающей среды и безопасности.

Новым элементом координации национальных программ является также так называемая «Инициатива Статьи 169», представляющая собой первую европейскую сеть национальных финансовых агентств. В 2006 г. были одобрены четыре «Инициативы Статьи 169» по специальным программам 7РП, в том числе три инициативы в рамках блока «Сотрудничество»: совместная программа исследований в области использования ИКТ в целях повышения качества жизни пожилых людей, программа исследований Балтийского моря, программа в области метрологии. В блоке «Возможности» предусмотрена совместная с программой «Эврика» инициатива по стимулированию НИОКР в малом и среднем бизнесе («Eurostars»)..9.. Эти схемы финансирования открыты и для третьих стран.

Формирование приоритетов Рамочных программ, координация национальных приоритетов, так же как и разработка долгосрочной научно-технической политики в странах ЕС, опирается на расширяющееся использование механизма «Форсайт». Практически все 27 стран ЕС в настоящее время применяют «Форсайт» для «проектирования» своего долгосрочного развития. Работы, проводящиеся в Рамочных программах НИОКР ЕС, направлены на разработку методик и распространение лучшего опыта..10... Европейская сеть мониторинга практики «Форсайта» (EFMN - the European Foresight Monitoring Network) проводит с 2005 г. в рамках ЕС постоянное наблюдение как в странах-членах, так и в третьих странах, а также предоставляет информацию об этой работе разработчикам политики, исследователям инновационной политики и участникам форсайт-проектов. В 2006 г. в «портфеле» EFMN имелось свыше 1000 форсайт-проектов из стран ЕС, Японии, США, Канады, Китая, Кореи и Бразилии. Ежегодно EFMN публикует на своем сайте около 40 кратких версий национальных и международных форсайт-проектов, их анализ, а также отчеты об основных перспективных научно-технических направлениях для ЕС. В базу данных входят также и российские региональные и тематические форсайт-проекты.

9. ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/fp7/docs/faqs-a169_en.pdf

10.. Международное сотрудничество в «разработке будущего» осуществляется, как правило, на субрегиональной основе. В странах ЕС проекты на национальном уровне составили около 50%, на региональном - около 40, на уровне ЕС - 10, на межгосударственном - 1%. Данные по 290 проектам. EFMN Mapping Report 2005 www.efmn.eu.

Новые элементы информационно-аналитической службы

Одним из основных механизмов координации научно-технических политик и создания единого европейского инновационного пространства являются информационно-аналитические службы и сети. Главным информационным порталом Рамочной программы является CORDIS, предоставляющий подробные сведения по всем аспектам научной политики ЕС. В последние годы, как в системе Рамочной программы, так и вне ее, сформирован ряд новых информационных сетей и порталов, в частности ERA-Link, ERA-NET, ERAWATCH, PRO INNO и др.

Сеть национальных контактных точек (ERA-NET), которые действуют во всех странах ЕС и ассоциированных с Рамочной программой странах, предназначена для оказания помощи потенциальным участникам совместных проектов по всем направлениям 7РП.

ERA-Link - информационная сеть для европейских ученых, работающих в США, выполняет три функции: создание сети исследователей, распространение информации, привлечение диаспоры к участию в совместных европейских проектах и помощь в возвращении специалистов на родину.....В 2004 г.

был проведен опрос европейской исследовательской диаспоры в США, который подтвердил необходимость создания такой сети.12.,.

Важным инструментом мониторинга, бенчмаркинга и координации научной и инновационной политик ЕС стал новый механизм информационно-аналитической службы, созданный по инициативе двух Генеральных директоратов европейской комиссии: Директората по исследованиям (ERAWATCH) и Директората по предпринимательству и промышленности (PRO INNO Europe).

В 2007 г. Генеральный директорат по исследованиям совместно с Институтом по изучению перспективных технологий (входит в состав Совместного исследовательского центра) запустил информационно-аналитическую службу ERAWATCH, направленную на реализацию ERA. Это - веб-сайт (разработанный совместно с CORDIS), предоставляющий информацию по национальной и региональной исследовательской политике, ее основных субъектах, организациях и программах. На ERAWATCH впервые сосредоточена информация о состоянии исследовательских систем по 43 странам (27 стран

11.. В США работают около 100 тыс. европейских исследователей, и ЕС рассматривает их как важный ресурс ERA независимо от того, остаются они в США или возвращаются.

.12.. A Survey of Potential Users of European Researchers Abroad Link (ERA-Link). A communication tool for the European researchers in the USA. Final Report. January 2005 ftp://ftp.cordis.europa.eu/pyb/era/docs/eralink_final_report_2005.. pdf.

ЕС, 7 ассоциированных стран с Рамочной программой, а также США, Канада, Япония, Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, Китай, Индия и Бразилия). Данная база содержит информацию по текущим официальным документам, исследовательским программам, финансирующим организациям, ходе выполнения исследований, а также по таким важным индикаторам как расходы на НИОКР, публикации и патенты. Для проведения межстранового сравнительного анализа разработана методология расчета показателей в области НИОКР по пяти темам: человеческие ресурсы, государственные и частные инвестиции, продуктивность, влияние НИОКР на конкурентоспособность и занятость, НИОКР и общество. Информация собирается с помощью национальных организаций, входящих в сеть ERAWATCH, и предоставляется в страновом разрезе и в агрегированном виде. Работа этой службы финансируется через Рамочную программу НИОКР.

PRO INNO Europe - новая инициатива Директората по предпринимательству и промышленности в области анализа и координации инновационной политики ЕС. Она объединила ранее разрозненные проекты по изучению инновационной политики: PAXIS, Инновационное табло - TrendChart on Innovation, включая Innovation Scoreboard, а также различные серии обследований инновационной политики. Эта служба поддерживается группой высших должностных лиц, ответственных за инновационную политику, а также находится в тесном контакте с Сетью инновационных регионов и Сетью инновационного предпринимательства. PRO INNO Europe состоит из трех блоков («анализ политики», «изучение политики» и «реализация политики») и восьми модулей. Проекты по реализации политики финансируются из Рамочной программы.

Один из трех модулей «анализа политики» - Европейское инновационное табло представляет собой наиболее полную, постоянно обновляемую базу данных о тенденциях инновационной политики в ЕС. В настоящее время информацию для базы данных представляют 39 государств: 27 стран - членов ЕС, Исландия, Норвегия, Швейцария, Хорватия, Турция, Израиль, США, Канада, Япония, Бразилия, Китай и Индия. Впервые с 2008 г. в Европейское инновационное табло включены данные по инновационному развитию России и Украины - проект BRUIT.

Международный проект BRUIT - «Сравнительный анализ инновационной политики России и Украины по методологии Европейского инновационного табло» явился примером плодотворного сотрудничества ученых России, Украины и Великобритании. Проект предусматривал выполнение трех видов работ: сбор и анализ статистических данных, характеризующих инновационную деятельность, качественный анализ государственных мер инновационной политики, написание сводных отчетов по странам, и, наконец, ознакомление широкой общественности с результатами исследования.

В целом, деятельность двух информационно-аналитических служб взаимно дополняет друг друга: ERAWATCH концентрирует усилия на начальном этапе инновационного процесса - в основном на типах научно-исследовательской политики, включая показатели «input», в то время как PRO INNO - рассматривает инновационную политику в целом, включая показатели «output», показывая ее эффективность на конечном этапе.

Новая инициатива предпринята также в рамках Программы по конкурентоспособности и инновациям. Эта семилетняя программа (2007-2013) стоимостью 2,170 млрд. евро, включает три направления: стимулирование предпринимательства; поддержку ИКТ; развитие эффективной энергетики. Программа не предусматривает проведение НИОКР. В блоке «стимулирование предпринимательства» создается новая европейская сеть поддержки бизнеса и инноваций (EEN), которая объединяет две уже действующие сети: сеть из 270 Европейских информационных центров (Euro Info Centres - EIC) и сеть из 250 Инновационных центров (Innovation Relay Centres - IRC). В EEN входят 600 организаций - контактных точек из 40 стран, включая 27 стран ЕС. Основные функции контактных точек: предоставление информации, подготовка технических запросов и предложений, услуги для МСБ, поддержка в поиске европейских партнеров, помощь на стадии переговоров и т.д. Россия также подключилась к этой сети, в частности в 2005 г. был запущен совместный российско-британский проект «Gate2BIN» по организации подобного центра в России, который играет роль инструмента бизнес-технологической кооперации инновационных компаний, прежде всего ММБ, а также научных организаций России и ЕС.13..

В 2008 г. был открыт новый портал, представляющий информацию об объектах научной инфраструктуры и соответствующих услугах в странах -членах ЕС и ассоциированных странах. Разработчики научной политики, исследователи, эксперты могут получить сведения в страновом и тематическом разрезе о деятельности межгосударственных крупных центров коллективного пользования, национальных институтах и исследовательских установках, базах данных, коллекциях, сетях и т.д. На веб-сайте представлена подробная информация об инфраструктурных сетях в таких областях, как ядерная физика и физика частиц; астрономия и астрофизика; естественные, гуманитарные, социальные науки, компьютерные науки, материаловедение, биомедицина и науки о жизни, электронно-коммуникационные инфраструктурные проекты. Данная информационная сеть вносит свой вклад в создание единого европей-

13.. По материалам британо-российской конференции «Сотрудничество ЕС-Россия: повышение конкурентоспособности и устойчивого развития малых и средних предприятий за счет международной бизнес-технологической кооперации», Москва. 19.03.08.

ского научного пространства, в котором исследователи, независимо от их дислокации, могут получить доступ к любому инфраструктурному объекту.

Перспективы участия России в создании единого

европейского инновационного пространства

Сотрудничество России со странами ЕС развивается в основном в рамках двухсторонних контактов, панъевропейских программ (Рамочная программа НИОКР ЕС, «Эврика», «Северное измерение», КОСТ), участия в создании и деятельности крупных исследовательских проектов (ЦЕРН - Большой адрон-ный коллайдер, ИТЕР, лазер на свободных нейтронах). За последние десятилетия произошла эволюция принципов российского подхода к сотрудничеству - если первоначально участие в программах рассматривалось, прежде всего как средство получения дополнительной финансовой помощи, то в настоящее время оно строится на основе паритетного участия в проектах и программах. Российская сторона объявила о готовности 100%-ного финансирования российских участников, входящих в состав европейских консорциумов.

Сотрудничество России с ЕС в Рамочной программе НИОКР осуществляется с 1994 г., когда российским научно-исследовательским организациям впервые был открыт доступ к отдельным разделам Рамочных программ ЕС. С 2003 г. России был предоставлен доступ уже ко всем семи направлениям 6-й Рамочной программы (2002-2006), российские коллективы получили возможность входить в состав консорциумов и получать долю финансирования, выделяемого ЕС. По мнению руководителей Европейской Комиссии, без широкого участия российских ученых и специалистов в реализации многих европейских проектов, 6-я Рамочная программа не смогла бы достичь поставленных в ней целей.

За период с 2002 по 2006 г. более 300 групп из России были задействованы в более чем 200 совместных проектах во всех тематических областях и подпрограммах общей стоимостью более 2 млрд. евро. (Россия также возглавила первую пятерку бывших стран Советского Союза по количеству участников в проектах 6-й Рамочной программы: Украина - 63 группы, Узбекистан - 13, Грузия и Беларусь - по 10)„14...

Вместе с тем участие российских научных коллективов в Рамочных программах ЕС не соответствует их потенциалу. В числе причин, тормозящих сотрудничество, эксперты выделяют информационную составляющую, в том числе недостаточную информированность потенциальных российских участников о содержании и инструментах программ; низкую эффективность «кон-

14. INTAS/ESA workshop,17-18 May, Bratislava, Slovakia http:/www.intas.be/work-shops/Bratislava/documents/presentations/meerovskaya

тактных точек», незначительную вовлеченность в международные исследовательские сети и т.д.

В настоящее время начаты переговоры по заключению соглашения об ассоциированном членстве России в 7-й Рамочной программе, что позволит вывести научно-техническое сотрудничество на качественно иной уровень, даст возможность развернуть совместные проекты в научной и технологической сферах по актуальной для России и ЕС тематике, оказывать большее влияние на формирование приоритетов рамочных программ, включить Россию в информационно-аналитическое поле ЕС. Однако новый статус не только расширит права российских исследователей по участию в европейских проектах, но поставит Россию перед необходимостью выполнять определенные обязательства, в частности регулярно вносить взносы в бюджет Рамочной программы.

Безусловно, полноправное участие России в Рамочной программе может принести дивиденды обеим сторонам, внесет свой вклад в формирование единого общеевропейского научного пространства, но потребует тщательной проработки всех условий и сторон сотрудничества, включая организационные, правовые, визовые, таможенные, финансовые и прочие вопросы.

* * *

За прошедшие годы концепция Единого исследовательского пространства ЕС по сути своей трансформировалась в создание единого инновационного пространства. Вместе с тем ЕС еще предстоит решить проблему фрагментарности национальных инновационных политик, расширения мобильности ученых, ликвидации барьеров, особенно трансграничного сотрудничества бизнес-сообщества и университетских ученых, усиления координации национальных и региональных программ финансирования, интенсифицировать трансферт технологии между научными институтами и промышленностью. Важным инструментом мониторинга, бенчмаркинга и координации научной и инновационной политик ЕС является постоянно расширяющийся и модифицирующийся механизм информационно-аналитической службы. Ее основные черты: интерактивный режим, достоверность, открытый доступ, целее-вая направленность, сетевой характер, предоставление оперативной и аналитической информации, привлечение широкого круга экспертов и участников и т. д.

Присоединение России к Рамочной программе НИОКР ЕС в статусе ассоциированного члена расширило бы возможности участия России в формировании европейского исследовательского пространства и его информационно-аналитических элементов. Создание российской национальной консо-

лидированной базы данных о финансировании конкретных совместных проектов и ходе их реализации дало бы возможность проводить мониторинг и прослеживать динамику развития сотрудничества в географическом и отраслевом разрезах. Информационный портал для российской научной диаспоры в странах ЕС также мог бы способствовать развитию сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.