ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Развитие многостороннего сотрудничества РФ со странами ЕС
I V/ V
в сфере исследовании и инновации: новые тенденции и перспективы
О. П. Лукша,
ст. консультант, Председатель правления
НП «Российская сеть трансфера технологий»
e-mail: [email protected]
Г. Б. Пильнов,
исполнительный директор НП «Российская сеть трансфера технологий»
e-mail: [email protected]
А. Э. Яновский,
директор по проектам НП «Российская сеть трансфера технологий»
e-mail: [email protected]
Решение поставленных в «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г.» задач по интернационализации научной и инновационной деятельности в контексте сотрудничества с ЕС требует совершенствования существующих механизмов их реализации, отработки новых эффективных моделей. В статье проанализированы европейские механизмы и опыт координации исследовательских
и инновационных программ как на уровне ЕС, так и с третьими странами, включая Россию. Одним из перспективных направлений сотрудничества России и ЕС в преддверии новой Рамочной программы ЕС Горизонт-2020 является организация многосторонних конкурсов в рамках схемы ERA-NET, пилотная апробация которой реализуется в проекте ERA.Net RUS.
Ключевые слова: Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г., сотрудничество ЕС - Россия в сфере исследований и инноваций, Европейское исследовательское пространство, Седьмая рамочная программа ЕС, Горизонт-2020, схема ERA-NET, инструментарий совместных и скоординированных конкурсов.
Развитие инновационного потенциала страны, повышение эффективности научных исследований, неразрывно связаны с их интернационализацией, активизацией международного научно-технического сотрудничества. В принятой в 2011 г. Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. определены ключевые направления такого сотрудничества и, в частности, интеграции России в Европейское исследовательское пространство: обеспечение активизации участия российских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах многостороннего сотрудничества, в формировании международных технологических платформ, а также обеспечение членства России и соответствующих российских организаций в международных научных организациях, сетях и исследовательских проектах для интеграции в европейское исследовательское пространство.
Концепция Европейского научного пространства (ЕНП — ERA), которая была одобрена Европейским
Советом в Лиссабоне в 2000 г., является ключевым фактором для понимания европейской научно-технической политики. Идея ЕНП состоит в создании «внутреннего рынка» исследований, в котором беспрепятственно циркулируют ученые, знания и технологии. Она предполагает эффективное согласование национальных и региональных исследовательских программ и политик на европейском уровне, а также координацию инициатив, реализуемых и финансируемых в ЕС, в целях дальнейшего развития общества и экономики, основных на знаниях. Важное значение при создании ЕНП имеет концепция интернационализации, включая сотрудничество ЕС с третьими странами.
В этом контексте научное и инновационное сотрудничество России и ЕС было и остается примером чрезвычайно успешного взаимодействия сторон. В основе совместной работы исследователей и научных организаций из России и ЕС лежат: • двухсторонние программы 27 стран - членов ЕС;
о
со
(О
и
<
CQ О
CN
о
CN
оо со
J <
СО
о
• программы, состоящие в ведении ЕС и финансируемые из его фондов — Рамочные программы (РП) ЕС по науке и технологическому развитию;
• паневропейские научные организации (EUREKA — ЭВРИКА, COST — Программа европейского сотрудничества в области научно-технических исследований, ESF — Европейский научный фонд);
• международные инициативы и организации (CERN — Европейская организация по ядерным исследованиям, ITER — Международный проект строительства термоядерного реактора и т. д.);
• «дорожные карты» по общим пространствам Россия - ЕС, в которых важное значение для рассматриваемой темы занимает «4-е общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты»;
• новая двухсторонняя инициатива России и ЕС — программа «Партнерство для модернизации».
В то же время на базе российских научно-исследовательских программ и фондов (федеральная целевая программа по исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых и средних форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский гуманитарный научный фонд и др.) были созданы механизмы, способствующие привлечению европейских партнеров к деятельности фондов и реализации их программ.
Решение поставленных в Стратегии задач по интернационализации научной и инновационной деятельности в контексте сотрудничества с ЕС требует совершенствования существующих механизмов их реализации, отработки новых эффективных моделей. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с недавним утверждением 14 сентября 2012 г. на уровне ЕК новой «Стратегии международного сотрудничества ЕС в исследованиях и инновациях» [1].
В Стратегии, которая отражает изменение приоритетов ЕС в связи с запуском с 2014 г. Рамочной программы Горизонт-2020 [2], особое значение придается новым подходам и механизмам сотрудничества с третьими странами, включая Россию, что предполагает в свою очередь адекватную реакцию с российской стороны.
Отметим здесь только один, но принципиальный момент, связанный с форматом участия исследователей из России в программе Горизонт-2020. Согласно новой Стратегии, Россия включена в группу про-мышленно развитых стран (таких как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) и стран с быстро развивающейся экономикой (последние — прежде всего страны БРИК). Организации из этих стран теперь не будут получать т.н. «автоматического финансирования» из европейских источников в случае их участия в составе победившего в конкурсе консорциума, а привлекать для участия в проекте финансовые средства из национальных источников. Такой механизм ранее действовал и действует только для промышленно развитых стран, где организации - участники 7РП получают средства из национальных фондов, что от-
ражает реальную заинтересованность государственных органов этих стран в сотрудничестве с ЕС.
Подобный механизм участия РФ в новой европейской программе Горизонт-2020, по-видимому, будет создан и в России, учитывая стратегические интересы РФ, связанные с интеграцией в ЕИП. Тем более, что РФ является лидером 7РП среди «третьих стран» как по числу выигранных с участием российских организаций проектов (271), организаций-участников (428), так и по объему полученного финансирования (57,6 млн евро), опережая здесь такие страны как США, Китай, Бразилию, Индию.
Эта новая ситуация заставляет по-новому взглянуть и на другие возможные механизмы сотрудничества с ЕС, тем более, что несмотря на значимость РП как основного инструмента европейской научной политики, лишь небольшая часть проводимых в ЕС научных исследований финансируется из их бюджета. Например в рамках текущей 7РП ЕС финансируется порядка 5% исследований, осуществляемых в настоящий момент в Европе.
Эта цифра показывает, в частности, что задача координации научных исследований, проводимых на национальных уровнях странами ЕС, является для них жизненно важной [3]. Значительной статьей расходов в Рамочных программах является как раз поддержка разнообразных инструментов координации национальных программ, как внутри стран ЕС, так и с третьими странами с целью достижения синергети-ческого эффекта от объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов.
В ЕС существует целый ряд механизмов координации; эти механизмы различаются по своим целям, задачам, мероприятиям, составу участников и условиям участия, критериям и механизмам запуска, управлению, механизмам финансирования и размерам бюджета, длительности реализации [4]. Среди них в первую очередь следует отметить РП, которые являются своеобразным генератором и для других инструментов интеграции и тесно с ними связаны, например 7РП предоставляет в рамках ее конкурсных процедур и определенную финансовую поддержку, особенно на старте этих инициатив.
Важнейшими инструментами интеграции ERA выступают [5]:
• ERA-NET Scheme (ERA-NET и ERA-NET Plus) — европейская сетевая модель транснационального многостороннего сотрудничества в рамках ЕНП;
• европейские технологические платформы — ЕТП [6];
• совместные технологические инициативы [6];
• Eureka;
• совместное программирование (Joint Programming);
• другие методы координации, включая «Открытый метод координации», COST, SCAR.
Ряд этих инструментов (ERA-NET, ЕТП, Eureka) полностью или частично открыт для участия России, другие же (например, совместные технологические инициативы) пока закрыты и требуют определенных условий, в том числе финансовых, для присоединения.
Что касается координации финансовых инструментов для международного сотрудничества ЕС с третьими странами, то здесь существует ряд возможностей, такие как скоординированные конкурсы, многосторонние совместные конкурсы или даже совместные программы с заинтересованными странами ЕС.
При этом процесс координации именно финансовых инструментов различных стран поддерживается хорошо разработанным механизмом ERA-NET, который был впервые представлен в 6РП, а в последующем систематически отлаживался в проектах сотрудничества с третьими странами в 7РП. В рамках этой схемы применяется следующий общий подход из четырех шагов [7]:
1. Систематический обмен информацией и наилучшей практикой существующих программ.
2. Определение и подготовка общей стратегической деятельности.
3. Реализация совместных действий между национальными программами.
4. Финансирование совместных транснациональных исследований.
В схемах ERA-NET используется 3 основных модели финансирования:
• «общий котел» (common pot): все страны-участники вносят свой финансовый вклад в общий фонд, а затем распределяют финансовые средства между исследователями , основываясь только на результатах оценки заявок;
• «виртуальный общий котел» (virtual common pot): эта модель позволяет странам и регионам оплачивать только своих участников победивших заявок;
• «смешанный котел» (mixed-mode pot): позволяет странам оплачивать своих исследователей и только иногда оплачивать участие исследователей из других стран.
Как показала европейская практика, подавляющее большинство конкурсов следует модели виртуального котла [8]. Всего в 6РП и 7РП было реализовано 122 проекта ERA-NET, которые объединили в себе более 650 различных «собственников и менеджеров» национальных программ с участием более 1800 организаций. Оценка общего финансового вклада из национального источников в проекты ERA-NET and ERA-Net Plus в рамках 7РП до конца 2009 г. составила более 2 млрд евро. Ряд ERA-NETs организовали серию совместных конкурсов с существенными бюджетами. Например, EUROTRANSBIO провела 4 конкурса с общим бюджетом в 140 млн евро, при этом 30% составил вклад промышленности. Почти 70% конкурсов имел бюджет менее 10 млн, около 34% менее 2 млн и примерно 36% — между 2 и 10 млн [8]. Обычно проекты ERA-NET длятся 3-5 лет и могут получить продолжение в рамках нового контракта.
В 6РП российские организации приняли участие в трех тематических проектах ERA-NET (BONUS, ERASysBio, EUROPOLAR), при этом этот опыт их участия трудно признать положительным согласно анализу, проведенному уже новым проектом ERA. Net RUS [9]. Реальный потенциал многосторонних конкурсов для России еще предстоит раскрыть, чему
собственно и посвящен новый проект ERA.Net RUS [10] с географической ориентацией на Россию.
Схема ERA-NET рассматривается менеджерами и «собственниками» национальных программ в Европе как одна из ключевых для усиления транснационального сотрудничества [14]. Это подтверждает и постоянное увеличение числа стран, вовлеченных в эту схему. К настоящему времени 51 страна принимает участие в ERA-NET, увеличив свое присутствие за 2 года (с 2008 по 2010 гг.) на 27%. При этом половина сетей в рамках 7РП являлись продолжением ранее действующих проектов ERA-NET. Среднее число стран, сотрудничающих в рамках одной сети, составляет 13.
Что касается регионального (географического) измерения, то все страны - члены ЕС вовлечены в схему, при этом очевидными лидерами являются Франция (участие в более чем 80% всех ERA-NETs) и Германия. Значительный вес имеют и группа малых стран — Австрия, Финляндия, Нидерланды и Бельгия. Большинство «ассоциированных стран» также участвуют в ERA-NET, при этом наиболее активными странами являются Турция, Норвегия, Швейцария и Израиль. Все увеличивающееся число так называемых «третьих стран» (включая Россию) интегрируются в сети. Однако их индивидуальное участие является пока символическим с менее чем 5%.
В соответствии с тематическими приоритетами 7РП ЕС [11, 12] действующие ERA-NETs работают в рамках восьми тематических приоритетов: энергетика; окружающая среда; пища, сельское хозяйство и рыболовство; здравоохранение; информационно-коммуникационные технологии; нанонауки и на-нотехнологии; социальные и гуманитарные науки; транспорт.
Интересно отметить, что 33% ERA-NETs не имеют какого-либо тематического фокуса и классифицируются как «горизонтальные сети». Основными тематическими приоритетами являются «нанонауки и нанотехнологии (15% всех ERA-NETs), «Пища, сельское хозяйство и рыболовство» (13%) и «Здравоохранение» (10%), «Окружающая среда» (10%). Все типы исследований (фундаментальные, прикладные и предконкурентные) реализуются ERA-NET, при этом прикладные имеют явный приоритет. Основные целевые группы, которые получают финансирование от организуемых в рамках ERA-NET конкурсов, это государственные исследовательские организации и университеты.
Среди проанализированных в рамках исследования [8] проектов ERA-NET было проведено 42 конкурса, а 47 планируются в будущем. Данные показывают, что большинство действующих ERA-NET уже организовали, или собираются организовать, по крайней мере, один конкурс.
Руководство по реализации конкурсов ERA-NET [7] дает общую методологию организации конкурсов этой схемы, которая включает в себя следующие основные этапы:
• планирование конкурса (администрирование, временные рамки, масштаб и приоритеты для конкурса, целевые группы для конкурса, процедуры подачи заявок и их оценка, модель финансирования
CN
о
CN
оо со
J <
со О
CN
о
CN
оо со
J <
СО
о
и процесс принятия решений о финансировании, старт проектов, мониторинг профинансированных проектов, возможные пересечения с другими конкурсами;
• подготовка конкурса (документация, методические документы для заявителей, продвижение конкурса в рамках специальной информационной кампании, сервисы для заявителей);
• подача заявок (предварительные и полные заявки, распределение полученных заявок среди финансовых организаций);
• оценка (критерии, процедуры оценки);
• принятие решений о финансировании (особенности национальных контрактов, распределение и мониторинг бюджетов);
• после конкурса: мониторинг, распространение результатов, оценка результатов.
Особое значение при организации конкурсов приобретает определение тематики конкурсов и целевых групп участников. Для этого используются разные методы:
• сравнение приоритетов национальных программ с европейскими стратегиями (на уровне РП), а также общими целями на уровне ERA-NET;
• использование существующих документов по исследовательским приоритетам, в частности стратегических исследовательских планов ЕТП [6];
• специальные советы по разработке программам, сформированные из экспертов;
• анализ предыдущих конкурсов и обратная связь с целевыми группами.
Россия также начала осваивать новые перспективные механизмы координации своих исследовательских и инновационных программ с ЕС.
Так ЕС и Россия запустили скоординированные конкурсы на совместно финансируемые исследовательские проекты. На данный момент их у ЕС больше, чем с любым другим партнером. Спектр тематик этих 9 конкурсов разнообразен и соответствует приоритетам взаимного сотрудничества — здравоохранение, биотехнологии, нанотехнологии, ИКТ, энергетика, аэронавтика, энергия термоядерного синтеза. Федеральная целевая программа поддерживает такое сотрудничество; в общей сложности Россия и ЕС выделили более 30 миллионов евро на реализацию отобранных проектов. С помощью этих скоординированных инициатив ЕС и Россия частично синхронизировали свои исследовательские программы, имея в виду определение более амбициозных совместных планов. Такая совместно финансируемая деятельность отвечает общей направленности и меняющемуся отношению к международному сотрудничеству — партнерству равных, которое основано на общих финансовых средствах и ответственности.
Первым пилотным проектом для отработки механизма многосторонних конкурсов с участием финансирующих организаций России и других стран ЕС стал проект ERA.Net RUS [10].
Этот проект является примером проектов ERA-NET с географическим фокусом. В рамках ERA-NET. Rus в 2011 г. были организованы два многосторонних конкурса в соответствии со схемой ERA-NET —
международный конкурс инновационных проектов и конкурс научно-технических проектов. Финансирующими организациями по первому конкурсу выступили: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральное Министерство образования и исследований BMBF (Германия), Генеральный секретариат по исследованиям и технологиям GSRT (Греция), Министерство промышленности, торговли и труда MOITAL (Израиль), Совет по научным и технологическим исследованиям TÜBITAK (Турция); Университет Женевы по поручению Департамента по образованию и исследованиям Швейцарии. Общий бюджет конкурса составил 2980 тыс. евро, в том числе с российской стороны 1500 тыс. евро [13].
По результатам конкурса были поддержаны 11 российско-европейских инновационных проектов, которые продемонстрировали высокий потенциал коммерциализации, а также соответствуют приоритетам в области исследований и инноваций для России и участвующих в конкурсе стран.
В число участников Международного конкурса научно-технических проектов входили представители следующих стран: Германия, Греция, Испания, Норвегия, Польша, Россия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария и Эстония. Российские участники финансировались за счет грантов Российской академии наук (РАН), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).
По результатам конкурса организаторами был поддержан 31 проект, а общий бюджет конкурса составил 5 930 тыс. евро, в том числе с российской стороны 1300 тыс. евро.
Необходимо отметить, что в рамках ERA.Net RUS запущена процедура мониторинга реализации и последующей оценки результатов проектов -победителей обоих конкурсов. Эксперты секретариата конкурсов и мониторы будут анализировать представленные отчеты и готовить экспертные заключения с рекомендациями по вопросам дальнейшей реализации подобных проектов.
Возможности научного сотрудничества ЕС - Россия не сводятся исключительно к 7РП. Например, в рамках Программы ЕС по конкурентоспособности и инновациям (CIP1) российский консорциум Gate2RuBIN [15] — объединение, состоящее из нескольких партнерских организаций — Союз инновационно-технологических центров России, Российская сеть трансфера технологий, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, стали частью «Европейской сети поддержки предпринимательства — Enterprise Europe Network (EEN)» [16], чтобы создать условия, необходимые для установления
1 С1Р — это основной инструмент ЕС по поддержке инициатив в области предпринимательства, малых и средних предприятий, промышленной конкурентоспособности, инноваций, информационно-коммуникационных технологий, который дополняет мероприятия по поддержке научно-исследовательской деятельности, осуществляемые на базе РП ЕС. Бюджет Программы по конкурентоспособности и инновациям в 2007-2013 гг. составляет 3,6 млрд евро.
партнерских отношений между российскими и европейскими компаниями и научными организациями.
Согласно статистике Европейского Агентства по Конкурентоспособности и Инновациям (EACI) Россия (консорциум Gate2RuBIN) является наиболее результативным партнером среди стран - участниц EEN, не являющихся членами Европейского Союза. Эти данные были представлены на конференции (подробнее см. [17]), которая состоялась в Брюсселе 2-3 июля 2012 г. Так за полтора года (январь 2011 - июнь 2012 гг.) российским консорциумом было подготовлено почти 800 предложений от компаний и организаций, заинтересованных в кооперации с европейскими партнерами (513 — бизнес-кооперация и 280 — технологическая кооперация). Для сравнения — остальные «третьи страны» в совокупности разместили около 500 профилей.
Ключевой показатель результативности работы EEN — число установленных партнерств (которые предусматривают сотрудничество и реализацию совместных проектов). По этому показателю Россия и Швейцария делят первое место (по 24 партнерства).
Перспективы для продолжения, а также будущего участия России в научно-технических программах ЕС, а также европейских исследователей в российских программах, выглядят многообещающими [12]. Есть очень позитивная динамика и естественное стремление европейских и российских исследовательских команд работать вместе. В течение многих лет в результате таких программ как 6,7РП, ИНТАС, МНТЦ, Eureka, а также многочисленных двухсторонних программ сотрудничества появились твердая основа и разветвленные научные сети для такой совместной работы.
В этом контексте среди основных рекомендаций по улучшению механизмов сотрудничества, которые основаны на практике реализации ряда совместных международных проектов, можно привести следующие:
• Совершенствование механизма координации сотрудничества между ЕС и Россией. Позитивные изменения здесь налицо — созданы совместные рабочие группы по различным тематикам, работает Совместный комитет Россия - ЕС и т. п. Вместе с тем возможности для совершенствования далеко не исчерпаны. Так, например, необходимо более широкое вовлечение научной и бизнес-общественности в их работу, повышение информационной открытости ведущихся диалогов в рамках рабочих групп по научно-техническому сотрудничеству, установление горизонтальных связей между различными тематическими группами, а также с группами, которые ведут диалог по Общему экономическому пространству Россия - ЕС.
• Детализация совместных научно-технологических приоритетов. Сейчас общие научные приоритеты России практически совпадают с европейскими. Однако, в отличие от европейских, которые детально представлены в рабочих программах 7РП (и регулярно обновляются в соответствии с запросами промышленности и общества), российские приоритеты представляются европейской стороне слишком размытыми. Скорее это общие направле-
ния, а не сформулированные конкретные задачи. По-видимому, основные надежды здесь связаны с деятельностью недавно сформированных российских технологических платформ. И здесь важно не только использование европейской модели ТП, но и прямое установление связей с ними, непосредственное участие российских научных и промышленных организаций в работе европейских ТП, что будет способствовать выработке единой методологии согласования приоритетов Россия - ЕС. Гармонизация процедур финансирования проектов, разработка методологии совместной оценки конкурсных предложений и проектов. Сейчас зачастую наблюдается негативный перенос представления относительно процедур и механизмов реализации проектов в России (российской модели) на европейских партнеров. С учетом нового статуса России в предстоящей Рамочной программе ЕС на 2014-2020 гг. необходимо разработать механизм финансовой поддержки российских команд - участниц программы Горизонт-2020.
Улучшение информационной открытости — «видимости» компетенций российских исследователей в Европе и их продвижения через европейские сети, технологические платформы и др. инструменты. По некоторым данным только 56,5% организаций научно-исследовательского профиля имеют Интернет-сайты на русском языке, не говоря уже об английской их версии.
При согласовании приоритетов очень важно создание «единого языка» международного научно-технического и инновационного сотрудничества — приведение в соответствие классификации и терминологии по различным научным тематическим направлениям, принятым в России и ЕС. Это актуально по многим причинам, в частности для того, что адекватно представить компетенции российских исследователей для своих европейских партнеров, а также для понимания задач, представленных в Рамочных программах. Повышение мотивации российских организаций для участия в европейских программах, и для содействия вовлечения европейских партнеров в совместные проекты, реализуемые в рамках российских программ. В частности, при разработке методики оценки результативности научных организаций в качестве одного из ключевых индикаторов следует использовать их участие в Рамочных программах ЕС, что соответствует международной практике.
Совершенствование инфраструктуры для поддержки участия российских команд в РП ЕС и наоборот — европейских исследователей в российских программах, которые обеспечивают поиск партнеров, консультирование, сопровождение и т. п.). Необходимо совершенствование системы Национальных контактных точек (НКТ), включая кадровое обеспечение, повышение квалификации персонала, их финансовое обеспечение, привязанное к результативности их деятельности. Следует также обеспечить горизонтальные связи
CN
о
CN
оо со
J <
со О
между НКТ путем создания реально работающей сетевой структуры. Наряду с НКТ поддержку участия российских организаций в 7РП обеспечивают и инновационные центры - участники проекта Gate2RuBIN . Как представляется, целесообразно выделить создание единой национальной инфраструктуры по предстоящей программе Горизонт-2020 в отдельный проект, который мог бы быть поддержан на федеральном уровне. Инициирование совместных поддерживающих проектов. Многие из перечисленных выше рекомендаций могли бы быть реализованы в рамках совместных поддерживающих проектов, которые уже доказали свою эффективность. Сейчас они полностью инициируются и финансируются со стороны ЕС, а скоординированные конкурсы проводятся только в рамках тематических программ. Практику скоординированных конкурсов с совместным определением задач и финансированием целесообразно распространить и на поддерживающие проекты для решения задач разработки эффективных механизмов научно-технического сотрудничества.
Статья подготовлена в рамках государственного контракта № 11.519.11.1007 от 12 марта 2012 г., заключенного между НП «Российская сеть трансфера технологий» и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Enhancing and focusing EU international cooperation in research and innovation: a strategic approach' (C0M(2012) 497).
2. Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL establishing Horizon 2020//The Framework Programme for Research and Innovation (2014-2020) Brussels, 30.11.2011 COM(2011) 809 final.
3. CREST report internationalization of R&D — Belgium: European Communities, 2009.
4. Drivers of International collaboration in research: Final report/ edited by Technopolis Group. Belgium: European Union, 2009.
5. Positioning of the ERA-NET Scheme in the context of other instruments. Version 2.1 from 21.03.2011.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
О. П. Лукша. Европейские технологические платформы: возможности использования европейского опыта для создания нового инструмента содействия инновационному развитию российской экономики//Инновации, № 9, 2010. Manual for call implementation. ERA-NET, 2012. S. E. Pérez. Mapping ERA-NETs across Europe: overview of the ERA-NET scheme and its results. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
Analytical Report 5 «Experiences from Russian Participation in ERA-NETs and from ongoing International ERA-NETs», 2010. http://www.eranet-rus.eu.
The 7th Framework Programme for Research and Technological Development. http://cordis.europa.eu/fp7/home_en.html. О. П. Лукша, С. Клесова. Перспективы развития сотрудничества ЕС - Россия в научно-технической сфере на примере Седьмой Рамочной программы ЕС. Инновационный портрет России, 2010.
F. Muller. ERA-NET RUS on Innovation Projects Pilot Joint Call (presentation)//ERA-NET RUS project: ERA-NET RUS Brokerage Event. Ekaterinburg, Russia, 1 March 2011. Institute for Prospective Technological Studies — IPTS. http://netwatch.jrc.ec.europa.eu. http://www.gate2rubin.ru.
Enterprise Europe Network. http://www.enterprise-europe-
network.ec.europa.eu.
http://www.rttn.ru / newsrttn /id_ 1131.
Multilateral EU-Russia cooperation in the sphere of research and innovation development: new trends and prospects
O. P. Luksha, Senior Consultant, Chairman of the Board, Russian Technology Transfer Network.
G. B. Pilnov, Managing Director, Russian Technology Transfer Network.
A. E. Yanovsky, Project Director, Russian Technology Transfer Network.
The European mechanisms and experience in coordination of research both at EU level and with the third countries, including Russia, are analysed. One of the perspective directions of EU - Russia cooperation in the framework of coming Horizon 2020 is the organization of multilateral calls within ERA-NET scheme which pilot test is realized in the project ERA.Net RUS. It is in line with the new Russian strategy for innovation policy entitled «Innovative Russia 2020» approved in December 2011.
Keywords: EU - Russia S&T cooperation, European Research Area — ERA, 7th Framework Programme — FP7, Horizon 2020, ERA-NET scheme, «Innovative Russia 2020» strategy.
CN
о
CN
oo
CD
J <
CQ О
—'"■ жяж m шшейышкшй тшша
шиишшм
в Интернете
Редакция журнала «Инновации» предлагает своим читателям электронную версию журнала в сети Internet
по адресам:
http://innov.eltech.ru
• http: //www. m ag. i n n ov. ru
* * *