НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.15
Социальные инновации: новая инновационная парадигма развития общества
Интервью А. Шрёдера, М. Менапаче, А.А. Шабуновой
Антониус ШРЁДЕР
Центр социальных исследований технического университета Дортмунда Дортмунд, Германия, 44339, Эвингер Плац, д. 17 Е-mail: [email protected]
Моника МЕНАПАЧЕ
Директорат научных исследований и инноваций Европейской Комиссии
Брюссель, Бельгия, 1049
Е-mail: [email protected]
Александра Анатольевна ШАБУНОВА
Вологодский научный центр РАН
Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Социальные инновации: новая инновационная парадигма развития общества. Интервью А. Шрёдера, М. Менапаче, А.А. Шабуновой // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 1. С. 216-222. DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.15
For citation: Social innovation: a new innovation paradigm for social development. An interview with A. Schroder, M. Menapace and A. Shabunova. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018, vol. 11, no. 1, pp. 216-222. DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.15
Наиболее актуальные и важные инновации в ХХI веке произойдут в социальной сфере. Это открывает для общественных наук возможности и указывает на необходимость поиска новых ролей и актуальных тем с выработкой знаний, применимых к новой динамике и структурам современного и будущего общества.
Венская декларация: Наиболее актуальные темы социальных исследований, 2011 г.
В последние годы социальные инновации стали предметом большого количества исследований в европейском научном сообществе. Это обусловлено тем, что существующая «технологически ориентированная парадигма, сформированная индустриальным обществом, не охватывает широкий спектр инноваций, необходимых для перехода от промышленного к основанному на знаниях и услугах обществу. ,.»1 В современном мире реальностью является уже не природа, как раньше, и не техника, как сегодня, а «социальный мир, переживаемый через взаимное осознание себя и других [людей]»2. Совершенно очевидно, что «такие фундаментальные социальные изменения требуют включения социальных инноваций в парадигмаль-ное смещение инновационной системы»3.
Роль социальных инноваций в обществе еще предстоит оценить. Но уже сегодня мы видим, что они оказывают все большее влияние на жизнь людей, влияют на то, как все мы, общество, живем и работаем, как справляемся с кризисами, как используем наши возможности. Растет и понимание ученых, исследователей, политиков и бизнесменов, что только лишь с помощью технологических или бизнес-инноваций вряд ли удастся преодолеть социальные, экономические и экологические проблемы, с которыми сталкивается современное общество. Количество инициатив в области социальных инноваций во всем мире увеличивается, и это говорит о необходимости углубленного теоретического и эмпирического осмысления этого явления.
1 Венская декларация: Наиболее актуальные темы социальных исследований, 2011 г.
2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Изд. дом: Basic Books, 2001.
3 Венская декларация: Наиболее актуальные темы
социальных исследований, 2011 г.
За последние десятилетия был совершен определенный прорыв в исследованиях социальных процессов. Значительную роль в этом прорыве, как нам представляется, сыграло масштабное международное исследование SI-DRIVE («Социальные инновации: движущие силы социальных изменений»). Это крупнейший проект 7 Рамочной программы научных исследований и технологического развития Евросоюза, стартовавший в 2014 году. Важной задачей исследования стало теоретическое осмысление осуществляемых социальных инноваций.
Основная цель проекта — расширение научных знаний в трех направлениях:
♦ интеграция теорий и научно-исследовательских методологий в целях лучшего понимания сущности социальных инноваций для построения всесторонней парадигмы инноваций;
♦ выявление и анализ социальных инноваций в Европе и в мире и изучение социальных, экономических, культурных и исторических аспектов данных процессов в восьми регионах мира;
♦ обеспечение органов власти и управления данными, полученными на основе всестороннего анализа и проведения ситуационного исследования в рамках семи областей политики (образование, занятость, окружающая среда, здоровье и здравоохранение, транспорт и мобильность, сокращение уровня бедности, энергоснабжение).
В проекте SI-DRIVE участвовали международные университеты, инновационные центры и научные организации из 30 стран мира4. Единственным российским участником в этом проекте стал Вологодский научный центр РАН. Российские ученые наравне с европейскими включились в формирование теории социальных инноваций. Изучение отечественного опыта в области имеющихся практик социальных инноваций, выявление драйверов и барьеров их развития в рамках международного проекта позволяет говорить о возможности успешной
4 Германия, Австрия, Болгария, Великобритания, Канада, Египет, Россия, Швеция, Турция, Литва, Италия, Хорватия, Колумбия, Индия, Нидерланды, Австралия, Чили, Испания, Румыния, ЮАР, Китай, Чехия, Таиланд, Новая Зеландия, Франция, Ирландия, Дания, США, Южная Корея, Бельгия.
интеграции российской социально-гуманитарной науки с глобальными научно-технологическими процессами.
Одним из результатов проекта SI-DRIVE стала подготовка международным коллективом ученых монографии «Атлас социальных инноваций — новые практики для лучшего будущего», которая будет издана в 2018 году. Атлас состоит из четырех разделов: теоретические основы социальных инноваций как глобальной тенденции, анализ социальных инноваций в различных странах и в разрезе семи областей политики, будущее социальных инноваций как способа решения глобальных вызовов. Все материалы, изложенные в книге, будут размещены на специально созданной веб-платформе www.socialinnovationatlas.net. На этом интернет-ресурсе в интерактивном режиме можно будет посмотреть примеры действующих социальных инноваций или предложить новые.
Эти и другие результаты крупнейшего международного проекта SI-DRIVE обсуждались на заключительной конференции «Социальные инновации — исследования и политика будущего: навстречу комплексной инновационной политике», проходившей 24—26 октября 2017 года в Брюсселе. О том, что такое социальные инновации, каковы итоги проекта SI-DRIVE, какое участие в проекте принимали ученые из Вологодского научного центра РАН и каково будущее социальных инноваций, мы поговорили после конференции с координатором проекта SI-DRIVE профессором Дортмундского университета Антониусом Шрёдером, с сотрудником Директората научных исследований и инноваций Европейской Комиссии Моникой Менапаче и врио директора ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» доктором экономических наук Александрой Анатольевной Шабуновой.
Что такое социальные инновации и почему вопрос их изучения так важен?
А. Шрёдер. В рамках проекта мы попытались раскрыть определение этого понятия. Если сказать кратко, то это инновации, цели и средства которых имеют социальную направленность. Расширенное определение звучит следующим образом: новые практики социального действия с целью лучшего решения проблем, чем это возможно с использованием
существующих практик. Инновация является социальной в той мере, в какой она меняет социальное действие и принимается и распространяется в обществе. В зависимости от обстоятельств социальных изменений, интересов политики и власти социальные идеи и успешно реализованные социальные инновации могут быть преобразованы и в конечном итоге институционализированы как регулярные социальные практики. После окончания такого жизненного цикла, когда инновация становится стандартной, могут возникнуть новые потребности и соответствующие им дальнейшие социальные инновации. Можно дать и другое определение: это деятельность организаций с целью улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения путем предоставления им возможностей участвовать в экономической и социальной, культурной и политической жизни. Думаю, что сегодня, когда мы сталкиваемся с глобальными изменениями, которые ставят перед нами серьезные экологические, экономические и социальные вопросы, компании не могут достичь устойчивого роста и быть конкурентоспособными без этой социальной компоненты.
А. Шабунова. Сегодня мы понимаем, что без учета социальных изменений вряд ли возможно внедрение новых инновационных моделей. Однако, прежде чем разрабатывать и внедрять социальные инновации, необходимо всесторонне изучить процессы их возникновения и развития. Обширный теоретический и практический материал, положенный в основу стратегии, делает ее надежной и представляющей большой практический интерес для общества.
Насколько новой является тема социальных инноваций для европейских исследователей?
А. Шрёдер. 10 лет назад термин «социальные инновации» практически не был известен широкому научному сообществу. Последние 5—6 лет им стали уделять большое внимание. Они были темой исследований в различных проектах. Сегодня мы наблюдаем, что это явление находится на повестке дня европейских политиков и общественных деятелей, молодых предпринимателей и состоявшихся бизнесменов, университетов и научных сообществ, инвесторов, то есть всех заинтересованных сторон, желающих найти ответы на главные
вопросы, которые стоят перед всеми жителями нашей планеты. Да, были и другие проекты, изучавшие социальные инновации, но все они имели специфическую направленность. Так, например, CrESSI фокусировался на мар-гинализированных и бесправных гражданах, SIMPACT оценивал экономический аспект социальных инноваций для таких групп общества. В SI-DRIVE мы постарались охватить весь спектр социальных инноваций и создать широкую общемировую картину этого явления. Теоретическое осмысление социальных инноваций — именно в этом и состоит уникальность проекта SI-DRIVE.
М. Менапаче. Несколько лет назад, в 2012— 2014 гг., Европейская Комиссия поддержала несколько программ, посвященных исследованиям социальных инноваций с разных точек зрения, например социального предпринимательства, которое также можно рассматривать как часть социальных инноваций. Проект SI-DRIVE поддерживается Еврокомиссией, потому что мы понимаем многогранность этого явления, необходимость уточнения его содержания с теоретической точки зрения, сопоставления различных практик и их вклада в развитие общества. В этом отношении данный проект дополняет другие программы, которые мы поддерживали. Все наши проекты в области социальных инноваций в настоящее время рассматриваются экспертами и скоро появится обзор самых интересных результатов из разных проектов. Затем можно будет оценить, каким образом лучше продолжать поддержку исследований социальных инноваций.
Какие примеры успешных социальных инноваций Вы можете привести?
А. Шрёдер. Для исследования в SI-DRIVE мы отобрали 1007 кейсов из разных стран, поэтому примеров очень много. Так, бельгийская компания «Crossics» выпускает книги и мобильные приложения в картинках для иммигрантов, чтобы снять языковой барьер между ними и врачами. Британская благотворительная организация «Beyond Food Foundation» вместе с лондонским рестораном Brigade дает возможность бездомным и социально уязвимым людям пройти стажировку и трудоустроиться. В Нидерландах есть модный бренд Granny's Finest — под этим брендом продаются вязаные изделия, производимые людьми старше 55 лет.
А. Шабунова. В России также есть примеры очень удачных проектов. Проект «Мама работает» оказывает помощь и поддержку женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; проект «Повышение компьютерной грамотности людей пожилого возраста», действующий в Вологодской области в рамках инновационной практики «Забота», помогает пожилым людям лучше адаптироваться к условиям современной жизни, освоить основы компьютерных технологий, научиться пользоваться государственными информационными ресурсами с помощью Интернета; проект «Город профессий 360+» в Тюменской области дает возможность студентам определиться с будущей профессией путем представления реальных технологических и лабораторных объектов и бизнес-процессов в виртуальном пространстве. Научно-образовательный центр ВолНЦ РАН является хорошим примером социальных инноваций в российской образовательной системе. Он был создан с целью подготовки высококвалифицированных кадров для науки, экономики и органов власти в регионе. Обучение здесь начинается с детей школьного возраста и заканчивается аспирантами ВолНЦ РАН, формируя таким образом непрерывную многоуровневую систему.
Какова была цель проекта SI-DRIVE, для чего он задумывался?
А. Шрёдер. В первую очередь проект SI-DRIVE был направлен на углубление наших знаний о социальных инновациях как движущей силе социальных изменений. Понимание социальных инноваций приводит к более продуманным и целенаправленным мерам поддержки со стороны законодателей, а также к повышению эффективности внедрения и расширения социальных инноваций. Эти знания помогут создать фундамент для политических решений ЕС, международных организаций и политиков.
Каковы основные результаты проекта?
А. Шрёдер. Мы все осознаем, что в ближайшие десятилетия европейскому обществу предстоит пройти глубокие преобразования. Сила и потенциал социальных инноваций свидетельствует о том, что именно они помогут нам справиться с социальными вызовами. В материалах проекта SI-DRIVE мы обобщили теоретические и эмпирические результаты исследований,
подготовили обзор разных типов социальных инноваций в регионах мира и основных направлений политики (образование, занятость, окружающая среда и экология, энергоснабжение, транспорт и мобильность, здравоохранение и социальная помощь, а также сокращение уровня бедности). Данные материалы будут отражены в монографии «Атлас социальных инноваций — новые практики для лучшего будущего» и на специальной веб-платформе, созданной в рамках проекта. Этот программный продукт позволит показать разнообразие, масштабы распространения социальных инноваций, доказывающих эффективность деятельности социальных инноваторов.
Существуют ли какие-то особенности развития социальных инноваций в России?
А. Шабунова. В отличие от развитых стран Европы, где ключевую роль играет гражданское общество, в России особое значение в распространении социальных инициатив придается органам власти, которые, понимая важность их развития, стимулируют процессы социальной активности в приоритетных для государства направлениях. Основными барьерами на пути развития социальных инноваций в этом случае являются ограниченность финансовых возможностей и пониженная активность гражданского общества. В результате одним из главных проводников социальных инноваций становится социальное предпринимательство, сочетающее в себе как социальные, так и экономические цели. При этом отсутствие понятных «правил игры» (институтов) затрудняет развитие социальных инноваций, нуждающихся в прочной юридической базе, а также зачастую приводит к субъективному выбору государственными структурами тех организаций, которым оказывается поддержка (финансовая, образовательно-консультационная, инфраструктурная, информационная и т.д.).
Тем не менее с каждым годом в России создается все большее число проектов социальных инноваций. Запрос общества на изменения значительный, что в условиях низкой эффективности государства в решении острых социальных проблем подталкивает людей к участию в общественно полезной деятельности. Особую роль в данном процессе играет личность. Многие про-
екты создавались и продолжают функционировать на альтруистических началах, а их развитие напрямую зависит от целеустремленности лидера и сплоченности его команды. При этом определяющим фактором выживания социальных инициатив остается финансовая устойчивость проекта.
Результаты, полученные по проекту SI-DRIVE, совпали с ожиданиями создателей проекта и Еврокомиссии?
А. Шрёдер. В общем совпали, но были и удивительные открытия в проекте. Одна из главных неожиданностей заключалась в том, что университеты и исследовательские центры практически не участвуют в развитии социальных инноваций, хотя в технологических инновациях именно они являются драйверами. В то же время меня очень поразила высокая вовлеченность компаний в создание успешных практик социальных инноваций. У нас были какие-то теоретические представления в начале работы над проектом, но сейчас мы получили более четкую картину уже с эмпирическими данными, которые имеют большую ценность.
М. Менапаче. Думаю, что да. Ценность SI-DRIVE заключается в его взаимодействии с другими проектами, которые поддерживает Ев-рокомиссия, и в создании сообщества социальных инноваций. Это необычно, мы редко наблюдаем такие спонтанные действия в наших проектах. Поэтому я считаю, что SI-DRIVE имеет важное значение не только в научном аспекте, но и представляет дополнительную ценность во многих отношениях. Мне было приятно наблюдать за его развитием и за созданием сообщества социальных инноваций.
Могут ли результаты проекта SI-DRIVE применяться на практике, например, в управлении?
А. Шрёдер. Применение результатов на практике является одним из направлений нашей работы. У нас есть примеры по внедрению социальных инноваций в национальную повестку дня в Германии и в Литве. Безусловно, научные результаты должны быть использованы в социальной практике на национальном и международном уровне. Здесь очень важно работать в сотрудничестве с разными странами.
М. Менапаче. В наших проектах мы стараемся поддерживать междисциплинарность, вовлекать все заинтересованные стороны, поэтому наш проект показал отличные научные результаты. Однако недостаточно иметь хорошие фундаментальные знания, наши проекты должны доказать, что они могут взаимодействовать с различными стейкхолдерами, находить новых участников, которые будут реализовы-вать результаты на другом уровне.
Возможно ли участие российских ученых в подобных программах в будущем?
А. Шабунова. Российские кейсы в SI-DRIVE изучались учеными Вологодского научного центра РАН в течение ряда лет. Хотя исследования в проекте подошли к концу, мы договорились с нашими международными партнерами о проведении в 2018 году в Вологде на базе ВолНЦ РАН семинара, а в 2019 году — конференции по социальным инновациям в России.
А. Шрёдер. Хочу отметить, что сотрудничество с российскими партнерами внесло новые перспективы в развитие проекта. Во время моих поездок в Россию, меня поразили примеры социальных инноваций и в самой Вологде. Привлечение гражданского общества для озеленения города, решение проблемы «цифрового разрыва» между старшим поколением и молодежью с помощью студентов — это замечательные примеры социальных инноваций. Вы нашли способ создать новые проекты для решения существующих проблем и сделать эти решения основательными. У нас есть хороший опыт в Дортмунде с муниципалитетом города и государственными административными органами. Они только предоставляют площадку, организуют встречи и таким образом помогают людям найти единомышленников, что-
бы затем вместе анализировать проблемы. Я считаю, что в Вологде есть потенциал для создания хорошей площадки с целью развития социальных инноваций, например, как в Дортмунде. В дальнейшем мне бы хотелось видеть в наших программах российских партнеров, ведь благодаря им я осознал, что существует другая перспектива, которая дает возможность учиться друг у друга.
М. Менапаче. Как член Еврокомиссии хочу сказать, что мы поддерживаем международное сотрудничество. Россия и российские исследователи тоже могут принять участие в дальнейших проектах, например в программе Гори-зонт-2020. Наши программы финансирования открыты для государств-членов ЕС, но мы поощряем сотрудничество и со странами, не входящими в его состав. Такое участие всегда приветствуется, а иногда, в зависимости от конкретной темы, даже настоятельно рекомендуется. Поэтому я приглашаю российских ученых внимательно следить за нашей программой Го-ризонт-2020, а также внести вклад в разработку следующей рамочной программы.
Материалы, полученные в результате международного исследования в рамках проекта SI-DRIVE, легли в основу политической декларации «SI-DRIVE: Рост социальных инноваций — Вызовы для будущей инновационной политики». Она представляет множество подходов и успешных инициатив, иллюстрирующих, по словам профессора Дортмундского университета Юргена Ховальда, силу и потенциал социальных инноваций. Именно они помогут справиться с новыми вызовами, которые стоят перед человечеством, и открыть новые пути, которые позволят людям жить более полной и насыщенной жизнью.
Интервью подготовили сотрудники ВолНЦ РАН
О.В. Третьякова,
к. филол. н, зав. отделом,
А.В. Попов,
младший научный сотрудник
С.Л. Неустроева,
младший научный сотрудник
Сведения об авторах
Антониус Шрёдер — старший научный сотрудник, Центр социальных исследований технического университета Дортмунда (Германия, 44339, г. Дортмунд, Эвингер Плац, д. 17; е-mail: [email protected])
Моника Менапаче — сотрудник Директората научных исследований и инноваций Европейской Комиссии (Бельгия, 1049, г. Брюссель; e-mail: [email protected])
Александра Анатольевна Шабунова — доктор экономических наук, доцент, зам. директора, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Статья поступила 15.11.2017.
Social Innovation: a New Innovation Paradigm for Social Development. An Interview with A. Schröder, M. Menapace and A. Shabunova
The interview was prepared by researchers of Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences
Ol'ga V. Tret'yakova,
Ph.D. in Philology, Department Head
Andrei V. Popov,
Junior Researcher
Svetlana L. Neustroeva,
Junior Researcher
Information about the Authors
Antonius Schröder — Senior Research Associate, Social Research Centre, Dortmund University of Technologies (17, Evinger Platz, Dortmund, 44339, Germany; e-mail: [email protected])
Monica Menapace — Research Programme Officer, EC Directorate-General for Research and Innovation (Brussel, Belgium; e-mail: [email protected])
Aleksandra A. Shabunova — Interim Director, Doctor of Economics, Associate Professor, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])