ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Б01: 10.15838/680.2018.2.56.4 УДК 338.22:364, ББК 65.9(2Рос)-1:65/9(4/8)-1
© Соловьева Т.С., Попов А.В., Каро-Гонсалес А., Хуа Ли
Социальные инновации в Испании, Китае и России: ключевые аспекты развития*
Татьяна Сергеевна СОЛОВЬЕВА
Вологодский научный центр РАН Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а Е-mail: solo [email protected]
Андрей Васильевич ПОПОВ
Вологодский научный центр РАН Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а Е-таП: [email protected]
Антония
КАРО-ГОНСАЛЕС
Университет Деусто Бильбао, провинция Бискайя, Испания, 48007, Avenida de las Universidades, 24 Е-mail: [email protected]
ХУА ЛИ
Чжэцзянский университет Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай, Mengminwei Building, room 257, Zijingang Campus, Zhejiang University Е-mail: lilylovesresearch@163. com
Аннотация. В настоящее время в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях одним из важнейших направлений национального и регионального развития является поддержание социальной стабильности и воспроизводство качественного человеческого капитала. В рамках достижения данной цели значимую роль играет создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала. В то же время мировая практика показывает, что регионы
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00717. Для цитирования: Социальные инновации в Испании, Китае и России: ключевые аспекты развития / ТС. Соловьева, А.В. Попов, A. Каро-Гонсалес, Хуа Ли // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т 11. № 2. С. 52-68. DOI: 10.15838/esc.2018.2.56.4
For citation: Solov'eva T.S., Popov A.V, Caro-Gonzalez A., Hua Li. Social innovation in Spain, China and Russia: key aspects of development. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018, vol. 11, no. 2, pp. 52-68. DOI: 10.15838/ esc.2018.2.56.4
и страны сталкиваются с рядом проблем, с которыми государственные институты зачастую не справляются, что приводит к возникновению «провалов государства». В статье на основе сравнительного анализа рассматриваются возможности социальных инноваций в решении социальных проблем на примере Испании, Китая и России. Представлены основные направления развития в них концепции социальных инноваций, актуализируется ситуация в данной сфере, подчеркивается роль государственной политики в продвижении социальных инноваций, выделяются основные особенности и тенденции. Успешные практики социальных инноваций: Фонд Пеньяскаль (Испания), строительство «сотоподобных» офисных зданий (Китай), проект «Мама работает» (Россия) — анализируются с целью иллюстрации того, как различные субъекты находят ответы на решение конкретных социальных проблем. В частности, показано, что социальные инновации являются эффективным инструментом содействия трудоустройству социально уязвимых категорий населения. В заключение осуществлен сравнительный анализ основных характеристик развития социальных инноваций в Испании, Китае и России (направленности, акторов, драйверов и барьеров, механизмов социальных инновационных изменений, роли политики), на основе которого предложены ключевые направления содействия развитию социальных инноваций в рассматриваемых странах.
Ключевые слова: социальные инновации, социальная политика, драйверы, барьеры, социальное предпринимательство, управление, социальное развитие.
Введение
В условиях укоренившихся системных проблем (безработица, социальное неравенство, бедность и т.д.) и появления новых вызовов современности (глобальная миграция, демографическое старение, трансформация занятости и т.д.) мировое сообщество обращается к поиску эффективных способов и методов их преодоления. Как показывает практика, традиционные методы государственного и рыночного регулирования далеко не всегда способны своевременно реагировать на происходящие изменения, что находит отражение в концепциях «провалов государства» и «провалов рынка». В этой связи в качестве эффективного инструмента все чаще рассматриваются социальные инновации, которые в самом обобщенном виде представляют собой нововведения, направленные на решение социальных проблем или смягчение их негативных последствий. Важнейшая роль в процессах разработки и внедрения подобного рода инициатив отводится гражданскому обществу, некоммерческим организациям и бизнес-структурам. Так, концепция «серебряной экономики»1 по продлению трудовой жизни людей в Европе была реализована на основе
механизма государственно-частного партнерства [1]. При этом отмечается, что в кризисные периоды социальные инновации становятся источником обеспечения устойчивого роста, получения высоких доходов, сохранения рабочих мест и повышения конкурентоспособности [2].
В отличие от традиционных технических инноваций, социальные инновации обладают более широкой сферой применения, возникают в процессе коллективного творчества, а их эффект не проявляется так быстро, и его сложно оценить, особенно количественно. Как правило, влияние социальных инноваций на социально-экономическое развитие территорий носит комплексный характер, выражающийся в том, что внедрение одного нововведения приводит к ряду взаимосвязанных преобразований [3, с. 76]. При этом в качестве социальной инновации могут выступать новый продукт (вспомогательные технологии для людей с ограниченными возможностями), сервис (мобильные банковские услуги), процесс (равноправное сотрудничество и краудсорсинг), рынок (справедливая торговля или банки времени), платформа (нормативно-правовая база или способы оказа-
1 Социальные инновации можно рассматривать как важнейшие составляющие «серебряной экономики» [1, с. 34].
ния помощи), организационная форма (компании общественных интересов), бизнес-модель (социальный франчайзинг) или их сочетание [4, с. 25].
Несмотря на растущий спрос государства и общества на социальные инновации, их развитию препятствует множество факторов, перечень которых варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны, ее политического устройства, наличия соответствующего правового поля, состояния гражданского общества и т.д. Все это актуализирует важность выявления драйверов и барьеров развития социальных инноваций как эффективного инструмента решения социальных проблем в различных регионах мира, что и составило цель настоящей статьи. В качестве исследуемых территорий нами были выбраны Испания, Китай и Россия, геоцивилизационные особенности которых позволяют раскрыть специфику развития социальных инноваций в Европе, Азии и в России как стране, ассимилировавшей в себе черты двух цивилизаций.
Материалы и методы
Истоки социальной ориентированности инноваций восходят к работам Р. Оуэна, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма [5, 6, 7, 8] и др. Как экономический термин «социальная инновация» стал употребляться во второй половине XX в. в трудах П. Друкера и М. Янга [9, 10]. В дальнейшем по мере роста внимания научной и политической общественности к данной тематике появилось большое количество различных концепций и теорий социальных инноваций. На основе обобщения существующего опыта Э. Пол и С. Вилль выделили четыре направления:
— социальные инновации как движущая сила институциональных изменений (Р. Мартин, С. Осберг, Р. Скотт и др.);
— социальные инновации как новые идеи, которые направлены на достижение социальных целей и удовлетворение социальных потребностей (Дж. Малгэн, С. Такер, Б. Сандерс и др.);
— социальные инновации как идеи общественного блага (Центр социальных инноваций и др.), как новое решение социальных
проблем, направленное на повышение качества жизни всего общества, а не отдельных лиц (Дж. Филлс, К. Диглмейер, Д. Миллер и др.);
— социальные инновации как новый способ преодоления социальных проблем, не поддающихся воздействию со стороны рынка (ОЭСР, Европейская Комиссия и др.) [11].
Анализ современной научной литературы позволяет говорить о формировании двух основных направлений развития концепций социальных инноваций [12, с. 66-69]. Функциона-листский подход заключается в рассмотрении социальных инноваций как производителя социальных услуг, на которые государство и рынок не могут удовлетворить спрос [13]; транс-формационалистский подход определяет социальные инновации как процесс, который инициирует создание новых практик и правил или способствует их институционализации в целях социально-политической трансформации общества [14; 15].
Придерживаясь комбинированного подхода, в настоящей статье мы трактуем социальные инновации как новые социальные практики в определенной области жизнедеятельности, целенаправленно инициируемые отдельными акторами/группами акторов с целью удовлетворения потребностей населения/решения социальных проблем, которые в случае инсти-туционализации могут привести к системным социальным изменениям. Подобная трактовка позволяет более широко подойти к рассмотрению сущности данного явления и показать его значимость для социально-экономического развития территорий.
В основу исследования положен системный подход, в рамках которого на основе сравнительного анализа выделяются общие и особенные черты, ключевые драйверы и барьеры развития социальных инноваций в отдельных регионах мира. В целях более глубокого понимания процессов реализации социальных инноваций использовался метод бенчмаркинга в контексте изучения одних из наиболее успешных социальных инновационных проектов в рассматриваемых странах.
Обсуждение результатов
Опыт Испании. Социальные инновации в Испании2 имеют давнюю историю, что выражается в некоторых коллективных и/или творческих инициативах (низовых — «снизу вверх»), которые обращены к социальным проблемам, связанным с конкретными ситуациями и историческими событиями (например, эко-дерев-ни в Каталонии или движение Emaus в Стране Басков). Тем не менее, согласно Индексу социальных инноваций, опубликованному в 2016 г. группой по сбору данных журнала «Экономист» (EIU)3, Испания наряду с Японией занимает 28-е место как одна из стран с самыми низкими показателями уровня доходов. Особенность Испании и в том, что она находится на уровне ниже среднего по всем четырем анализируемым аспектам (основы институциональной политики, финансирование, предпринимательство и гражданское общество). Это может быть связано с тем, что в испанской государственной политике, а также в уставных документах общественных и головных организаций термин «социальные инновации» используется относительно недавно и достаточно редко. Кроме того, понятие «социальные инновации» не имеет единой трактовки, поскольку является термином, который почти всем нравится, но никто в полной мере не понимает, что он обозначает [11]. В основном под ним понимается модернизация4 или возможность обеспечить
2 С 1970-х гг., задолго до того как началось оформление концепции «социальных инноваций», в Испании был разработан ряд социальных инновационных проектов для решения социальных проблем, но никто из государственного или частного сектора не откликнулся на них (например, эко-деревни в Каталонии как способ продвижения новых «зеленых» моделей во время кризиса. Еще одним примером является Emaus в Стране Басков, который с помощью различных проектов, программ, действий и союзов и в соответствии с принципами и ценностями социальной экономики и экономики солидарности способствовал инклюзии людей, находящихся в зоне риска социальной изоляции).
3 The Economist Intelligence Unit // The Economist. URL: http://www.eiu.com/home.aspx
4 Основным инструментом содействия инновациям
на национальном уровне является Инновационная стратегия (e2i) на 2013—2020 гг., разработанная Министерством экономики и конкурентоспособности (2013) при участии государственных, частных и смешанных экономических субъектов. Другим инструментом является Национальный план действий в области социальной интеграции на 2013—
2016 гг. В данных документах социальные инновации в основном понимаются как стратегии модернизации.
легитимность некоммерческой деятельности. М. Фернандез, О. Пинеда и Р. Чавес рассматривают социальные инновации как часть так называемой «модели социальных инноваций», восприимчивой к различным аспектам кризиса социального государства (государства всеобщего благосостояния) [16]. Они представляют социальные инновации как ответ на кризисные явления в Испании, направленный на развитие новой социально-экономической парадигмы.
С началом экономического кризиса в Испании в 2008 г. она столкнулась с обострением проблем безработицы, сокращения бюджета и объемов оказания социальных услуг. К 2015 г. самое медленное восстановление и наиболее заметные потери от социально-экономического кризиса среди стран-членов ЕС продемонстрировали Испания, Греция и Хорватия. При этом в Испании был зафиксирован самый высокий уровень безработицы (в первом квартале 2013 года — более чем 25%).
Кризис послужил движущей силой развития социальных инноваций, поскольку их инициаторам пришлось мобилизовать усилия гражданского общества на решение проблем, возникших в тот период одновременно с ослаблением позиций социального государства и ростом безработицы. Социальные инновации стали приобретать большее значение в региональных стратегиях нескольких автономных сообществ (Страна Басков, Андалузия, Каталония, Астурия и Наварра) и муниципалитетов Мадрида и Барселоны. Согласно данным Европейской Комиссии [17], основная поддержка развития социальных инноваций в Испании на национальном и региональном уровнях базируется:
— на значимости сектора социальной экономики. Как считает Л. Яхье5, «несомненно, социальная экономика — это сектор, который вносит значительный вклад в создание рабочих мест, устойчивый рост и справедливое распределение доходов и богатства. Это сектор, который способен сочетать рентабельность с социальной интеграцией и демократическими системами управления, работая наряду с государственным и частным секторами в соответствии с потребностями населения. И что особенно важно, это сектор, который выдержал
5 Президент Группы различных интересов Европейского социально-экономического комитета.
экономический кризис гораздо лучше других и приобретает все большую значимость на европейском уровне» [18];
— благоприятной правовой базе, поскольку политика в области социальных инноваций в Испании является частью государственной политики (социальная интеграция; научные исследования и инновации) в соответствии со Стратегией «Европа 2020»6;
— росте числа субъектов, вовлеченных в решение многочисленных насущных социальных проблем, таких как высокий уровень молодежной и длительной безработицы, риски экс-клюзии (Tarifas Blancas, Obra Social La Caixa, Peñascal, S. Coop.), низкий уровень участия гражданского общества в решении государственных вопросов, уход из школ, обучение на протяжении всей жизни, социально-экономическая и культурная интеграция иммигрантов (Instituto de Innovación Social ESADE, FAGEDA). В среднесрочной перспективе серьезными вызовами на национальном уровне являются: старение населения и его влияние на систему здравоохранения; доступ к источникам энергии и социальной интеграции сельских районов; обеспеченность жильем, условиями проведения досуга, услугами транспорта в крупных городах (Guifi.net, Afables, mYmO).
Среди основных препятствий для развития социальных инноваций в Испании можно выделить то, что многие субъекты сами не признают себя частью социального инновационного сообщества. Кроме того, необходимым является привлечение новых партнеров из смежных областей социальной политики. В территориальном аспекте стороны, заинтересованные в развитии социальных инноваций в Испании, локализуются не только в крупных городах, таких как Мадрид и Барселона, но и в таких регионах, как Андалусия (где основное внимание уделяется социальным инновационным решениям вопросов, связанных с энергетикой), и Страна Басков (регион, определяющий тенденции в области социальных инноваций).
6 Ministerio de Sanidad, Servicios Sociales e Igualdad. La Promoción de la Inclusión Social a través de los Fondos Estructurales y de Inversión de la UE (Período 2014-2020): Guía de orientaciones y recomendaciones prácticas. Madrid: Centro de publicaciones, 2014. URL: http://www.msssi.gob.es/ssi/famili-asInfancia/inclusionSocial/docs/GuiaInclusionsocialyFondose-structurales.pdf
Баскская стратегия социальных инноваций является одной из наиболее значимых региональных стратегий социальных инноваций, разработанных в Испании. Она была поддержана динамично развивающимся и стабильным сектором социальной экономики. Формально продвигаемая компанией Innobasque7, ранее она была интегрирована в более широкий региональный план комплексного развития инноваций — Стратегию избирательной специализации — ЯКЗ. Баскская стратегия социальных инноваций способствовала развитию сети социальных инноваций, рассматриваемой как инструмент социально-экономического развития на региональном уровне, расширяя использование инновационных идей и практик в сфере государственного управления для создания социальных ценностей [19; 20].
Еврокомиссия также указывает на роль научно-исследовательских институтов, проводящих исследования в области социальной экономики и социального предпринимательства, в основном относящихся к Ассоциации иезуитских колледжей и университетов (в частности, Бизнес-школа Е8АБЕ в Каталонии и университет Деусто в Стране Басков) и принимающих активное участие в продвижении социальных инноваций по всей стране.
В настоящей статье рассмотрим один из примеров социальных инноваций в Стране Басков — Фонд Пеньяскаль8, который помогает компаниям, содействующим трудоустройству. Фонд, основанный в 1986 г., является эталоном социальной интеграции и трудоустройства, особенно для уязвимых групп населения и лиц, подвергающихся риску социального отчуждения в провинции Бискайя. С момента своего основания он оказал помощь более чем 35 000 человек9. Фонд был создан в районе Пеньяскаль города Бильбао группой католических священников и педагогов, обеспокоенных выбыванием учащихся из школ, недостаточным уровнем
7 Частная некоммерческая ассоциация, целью которой является продвижение стратегии социальных инноваций в Стране Басков.
8 Данный раздел основан на материалах исследовательской работы на соискание степени доктора философии и на последующей докторской диссертации А. Каро-Гонсалез [21].
9 Неопубликованный ежегодный отчет о деятельности Peñascal Coop., 2016.
профессиональной подготовки, высоким уровнем безработицы и нестабильностью занятости вследствие социально-экономического кризиса, а также глубокими изменениями, которым подверглась экономическая модель Испании.
В период 1973—1984 гг. уровень безработицы в Стране Басков с нулевого уровня достиг отметки 23%. Не случайно 80-е годы стали отправной точкой для создания рекрутинговых компаний, в то время как программы трудоустройства были ключевыми инструментами социальных программ. Как минимум восемь организаций были созданы в этот период: Фонд Пеньяскаль, IRSE, Suspergintza, Sartu, Gaztaroa, Фонд профессиональной подготовки Euskadi, Bagabiltza и Ассоциация помощи цыганам. Это стало ответом на существующие проблемы социальных субъектов в создании механизмов защиты уязвимых групп населения от бедности, в дополнение к более глобальным мерам, заключавшимся в ежемесячных экономических выплатах по программам «Социальные зарплаты» или «Программы минимального дохода». В конце 1980-х гг. благотворительной организацией Caritas были учреждены программы «Norabide» и «Беспроцентные кредиты» для содействия самозанятости.
Фонд, ориентированный на развитие человека путем повышения его профессиональной квалификации и личностного развития, в основном функционирует в сфере образования, трудоустройства и продвижения бизнеса. Он выделяется своей инновационной направленностью, постоянным совершенствованием, высоким уровнем социальной ответственности, индивидуальным подходом, высоким качеством ресурсов и готовностью людей участвовать в работе Фонда. С момента создания он подчеркивал, что взаимодействие с социальными партнерами является ключом к успеху. На 2016 г. Фонд Пеньяскаль имел восемь зарегистрированных компаний по трудоустройству, активно работающих в различных секторах, таких как: гостиничное обслуживание, сантехнические работы, деревообрабатывающее производство или реконструкция. Эти компании объединяют индивидуальные программы профессиональной подготовки и трудоустройства, предлагая уязвимым слоям населения работу.
На основе имеющегося обязательства отвечать стратегии обучения на протяжении всей
жизни Peñascal Coop. стал первым Баскским центром, который ввел базовые курсы профессиональной подготовки и, совместно с государственными органами и компаниями, объединил профессиональную подготовку и трудоустройство в Дуальном обучении. Фонд имеет ряд наград; был отмечен председателем ЕС в докладе о борьбе с бедностью и социальной изоляцией [22], где собраны лучшие практики; выделился своей работой с молодежью за пределами системы общего образования и системы государственной помощи.
Опыт Китая. В последнее десятилетие органы власти Китая активно поощряют инновационные практики, что нашло отражение в публикации соответствующих методических указаний и мер по их реализации. В число этих документов входят: Национальный среднесрочный и долгосрочный план технологического развития (на 2006—2020 гг.) и план Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) «Углубление системной реформы с целью ускорения темпов реализации стратегии развития по инновационному пути»10. Государственным советом также были разработаны рекомендации в сфере политических мер по активному продвижению социальных инноваций, направленные на их стимулирование11. Кроме того, правительство принимает политические решения по обеспечению функционирования предприятий на основе рыночных механизмов. Ключевая идея обозначенных документов заключается в развитии предпринимательства и инноваций, в т.ч. в социальной сфере [23]. На оперативном уровне местные органы власти предпринимают усилия по развитию малого бизнеса, рассматривая данную линию политики в качестве перспективного направления экономического роста Китая [24]. Соответственно, многие государственные и частные агенты создают собственные программы, способствующие развитию и реализации инновационных проектов предпринимательской деятельности.
10 National Assembly of the PRC. Deepening the System Reform to Accelerate the Rate of Implementation on Innovation-Driven Development Strategy. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2015-03/23/content_2837629.htm.
11 National Assembly of the PRC. Opinions on Policy Measures for Vigorously Promoting Public Innovation. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-06/16/ content_9855.htm.
Первым и основным драйвером развития социальных инноваций на высшем уровне являются КПК и Госсовет КНР. Так, на XIX Национальном конгрессе КПК было подчеркнуто большое значение активизации социальных инноваций и социального управления. В докладе продвигается идея «ускорения строительства инновационной страны» и уточняется, что «инновации являются основной движущей силой развития и стратегическим сподвижником современной экономической системы» [25]. Центральные органы власти также уделяют особое внимание созданию системы социального управления и обслуживания на низовом уровне. Партия и правительство обязывают местные органы власти расширять функции по обслуживанию городских и сельских общин и усиливать ответственность предприятий, государственных учреждений и общественных организаций в области социального управления и услуг. Кроме того, правительство обязано координировать деятельность общественных организаций в интересах их нормального развития и поощрять людей к участию в социальном управлении, с тем чтобы они играли ключевую роль в социальных инновациях.
Второй движущей силой социальных инноваций в Китае выступают потребности населения, которые изменяются с развитием экономики и общества. Например, демографическое старение, низкий уровень рождаемости, загрязнение окружающей среды, а также диспропорции развития городских и сельских районов являются наиболее значимыми социальными проблемами. Они стимулируют запросы в социальном равенстве и услугах ухода за пожилыми, присмотра за детьми, служб занятости для женщин. Если эти потребности не будут удовлетворены, то возникнут более серьезные проблемы, которые приведут к острым социальным конфликтам. Преодоление новых вызовов возможно за счет социальных инноваций, особенно в нынешней диверсифицированной, открытой и динамичной социальной среде, в которой легко распространяются социальные конфликты, активируются протестные действия и нарушается общественное согласие. Например, 21 апреля 2016 г. более 10 тысяч человек вышли на улицы города Цзясин в знак протеста против строительства мусоросжигательной
электростанции12. Поэтому общественные потребности заставляют правительство рассматривать социальные инновации как средство ослабления противоречий.
Не менее важным фактором развития социальных инноваций в Китае являются технологии, особенно информационные технологии, которые постоянно применяются в повседневной жизни. Это предоставляет новую платформу для реализации социальных инноваций. Например, развитие коммуникационных технологий служит основой содействия электронному управлению, которое является активно распространяющейся и типичной социальной инновацией. Ханчжоу — это один из лучших примеров, который с 2016 г. функционирует в рамках программы «Умный Город»13. Жители этого города могут воспользоваться своими мобильными телефонами для получения более чем 60 видов услуг, например услуг органов местного самоуправления, медицинских услуг и оплаты проезда в общественном транспорте. Таким образом, непрерывный технологический прогресс становится важной движущей силой социальных инноваций.
Еще один драйвер социальных инноваций в Китае — некоммерческий сектор. Поскольку основной функцией правительства является управление, ему сложно брать на себя все вопросы социального характера, включая социальные инновации. В данном случае для создания и реализации социальных инноваций необходимо привлечение третьего сектора. Более того, некоммерческий сектор подталкивает правительство к поддержке социальных инноваций, исходя из собственных интересов. Этот фактор находит отражение в сотрудничестве между правительством и НКО, т.е. добровольческими и академическими организациями. Например, на общинном уровне добровольческие организации часто осуществляют исследования спроса населения и составляют планы инновационной деятельности. При этом пра-
12 Netease. The Problem of Pollution in Changzhou Has not yet Been Solved, Haiyan town of Jiaxing City Has another Accident. URL: http://help.3g.163.com/0409/16/0423/10/ BLB56MNB040900M7.htm.
13 Li B. White Paper on «New China's Smart City»: Hangzhou is the Smartest City. URL: http://money.163. com/16/1227/13/C9A0KR67002580S6.html
вительство предоставляет финансирование для деятельности некоммерческого сектора. Функции и влияние третьего сектора, в частности, весьма значительно в провинциях Чжэцзян и Цзянсу [26].
Первым и главным барьером социальных инноваций в Китае является затратность и связанные с ней риски. Инновация — это своего рода системная программа, требующая определенного количества человеческих ресурсов, финансирования и времени, и местные органы власти должны учитывать свои возможности. Некоторые региональные правительства вынуждены отказаться от реализации инноваций из-за бремени расходов. Кроме того, барьер стоимости всегда идет рука об руку с риском. Поскольку рационализм лиц, принимающих решения, и участников инновационной деятельности ограничен, а окружающая обстановка варьируется от региона к региону, то в такой большой стране, как Китай, риск инновационной деятельности трудно прогнозируем и последствия неудачи являются более серьезными, чем в менее крупных странах. Поэтому в текущих условиях, характеризующихся многообразием и неопределенностью, основными барьерами представляются издержки и риски.
Вторым барьером социальных инноваций в Китае является сопротивление заинтересованных групп. Хотя некоммерческий сектор играет важную роль в стимулировании социальных инноваций, одновременно он может выступать и барьером, поскольку инновации — это перемены, которые нарушают прежний баланс сил. Для нового этапа развития социальных инноваций необходимо наличие ранее сформировавшихся устойчивых взаимоотношений между третьим сектором и правительством. Властные структуры боятся потерять собственные права и интересы, стремятся сохранить существующую организационную структуру и противостоять любым формам инноваций. Более того, перераспределение ресурсов может вызвать сопротивление, поэтому заинтересованные акторы часто относятся к инновациям, как к ограничивающим их интересы, или как к угрозам. В целом этот процесс часто оказывает большее влияние на представителей правительственных учреждений и общественности в связи с тем, что он в основном связан с перераспределением власти и ресурсов, что служит почвой для
возникновения конфликтов. Следовательно, инновационный процесс может нанести ущерб интересам третьего сектора, и тогда он будет сопротивляться социальным инновациям и образовывать потенциал протеста.
Третий барьер социальных инноваций в Китае исходит из культуры. Существующая идеология и организационная культура влияют на мотивацию к развитию социальных инноваций, что, как правило, отражается в идеологии местного самоуправления, а также местного сообщества. Консервативная идеология оказывает огромное влияние на социальные инновации и развитие социального менеджмента. Вместе с тем организационная культура — это гибкая система, которая может эффективно контролировать и координировать действия акторов. Однажды сформированная, независимо от ее достоинств или недостатков, она создаст своего рода импульс, препятствующий развитию новой организационной культуры, которая может эффективно способствовать росту и развитию организации в существующих условиях, но сама по себе будет препятствовать инновациям. В настоящее время «официальная» идеология оказывает особенно обструкционистское воздействие на социальные инновации.
В качестве успешного примера социальных инноваций в Китае рассмотрим проект «сото-подобных» офисных зданий для предпринимателей, созданный в 2015 г. в одном из основных центральных деловых районов города Ханчжоу. Программа расширила возможности для молодых предпринимателей и обеспечила благоприятные условия для развития бизнес-проектов14. Инициатором проекта выступила компания Zhedawangxin совместно с несколькими университетами и колледжами, такими как Международный колледж инноваций (International College of Innovation), Чжэцзянский колледж молодого предпринимателя (Zhejiang College of Young Entrepreneur), Cloud Coffee и т.д. Компания предлагает предпринимателям офисные помещения для работы, дешевую аренду жилья, материально-техническую базу и оборудование.
14 INSIGMA. Wangxin entrepreneurship honeycomblike building Settled in Qiantang Smart City. URL: http:// www.insigmagroup.com.cn/news/%E7%BD%91%E6%96%B 0%E5%88%9B%E4%B8%9A%E8%9C%82%E6%88%BF% E5%85%A5%E9%A9%BB%E9%92%B1%E5%A1%98%E6 %99%BA%E6%85%A7%E5%9F%8E.
Цель программы — предоставить молодым специалистам пространство для ведения бизнеса, особенно тем, у кого есть свои небольшие предприятия.
При подаче заявки на участие в данной программе компания оценивается по различным аспектам, затем отбираются организации, работающие в области Интернет-технологий, он-лайн-образования и интернет-продаж. Система управления проектом приняла бизнес-модель, применяемую в жилищно-строительных компаниях с акцентом на улучшении условий жизни людей и хорошей коммунальной инфраструктуре для привлечения арендаторов. В ходе работы этой программы менеджер компании отбирает претендентов путем оценки потенциала их бизнеса [27].
Таким образом, проект показывает хорошие результаты, поскольку закладывает основу для развития бизнеса, что подтверждается показателями успешности программы (доля арендаторов, которые успешно создали новые, стабильно развивающиеся компании, составила 20%) [28]. Программа получила финансовую и политическую поддержку местных органов власти, а также сотрудничает со средствами массовой информации и организует промоушн для привлечения большего числа представителей бизнес-структур15. В настоящее время обсуждается вопрос повышения устойчивости программы в контексте ее автономизации с целью предоставить молодежи больше возможностей для трудоустройства и создания инновационных проектов.
Опыт России. В России социальные инновации — относительно новое явление, и, в отличие от развитых стран Европы, где ключевую роль играет гражданское общество, в РФ особое значение в распространении социальных инициатив придается органам власти, которые, понимая важность их развития, стимулируют процессы социальной активности в приоритетных для государства направлениях. Данная ситуация объясняется рядом причин. Во-первых, это существование административных, законодательных, финансовых и иных барьеров для внедрения социальных инноваций [6]. Приме-
15 Wang X. «Dr. William F. Miller Visits Entrepreneurial Honey-comb like Building». URL: http://news.163. com/15/0630/04/ATB5TASJ00014AEF.html
ром таких преград являются научно-техническая направленность инновационной политики России и отсутствие законодательства, регулирующего развитие социальных инноваций. Во-вторых, низкая социальная активность россиян, которая, согласно экспертному опросу, проведенному РАНХиГС, представляет собой главную проблему, с которой сталкиваются общественные организации [29, с. 11]. В-третьих, ментальные барьеры населения, которое с осторожностью относится к нововведениям и изменению привычной социальной реальности [30].
Первая крупная инициатива поддержки социальных инноваций, и в т.ч. социального предпринимательства, принадлежит частному бизнесу — президенту компании ЛУКОЙЛ В. Алекперову, основавшему в 2007 г. Фонд региональных социальных программ (ФРСП) «Наше будущее». В рамках поддержки деятельности некоммерческих организаций (НКО) в 2011 г. Правительством России было инициировано создание автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), одна из функций которой заключается в выявлении перспективных инициатив в сфере социального предпринимательства в регионах России. С 2013 г. АСИ начало работу по созданию центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), и в настоящее время насчитывается порядка 23 ЦИСС в регионах РФ. Данная структура ориентирована на поддержку социального предпринимательства, однако, как свидетельствует практика, приоритет в оказании помощи отдается организациям малого и среднего бизнеса, а поддержка социально ориентированных НКО не осуществляется. Аналогичная ситуация эксклюзии НКО отмечается и в деятельности фонда «Наше будущее», что экспертами связывается с ориентированностью интересов государства на социальный бизнес, а не на социально ориентированные НКО и отождествление социального предпринимательства с малым и средним бизнесом [31]. В то же время исследование Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ показало, что в России присутствует выраженная социальная потребность в деятельности НКО в сфере социальных услуг, но это сдерживается неразвитостью инфраструктуры [32].
Распределение реализуемых на территории России проектов социальных инноваций по сферам деятельности
Окружающая
среда 3,7% \
Здравоохранение
Занятость 18,7% \ \ и социальная
V_ помощь 33,2%
Снижение /
неравенства \ /
19,8%
^Образование
24,6%
Источник: составлено авторами на основе данных фонда «Наше будущее».
Несмотря на определенные трудности, процесс внедрения социальных нововведений получил всероссийское распространение. Согласно данным ФРСП «Наше будущее», с 2007 по 2016 г. в рамках деятельности организации на территории страны было реализовано 187 инновационных проектов16. Тем не менее согласно данным Агентства стратегических инициатив, только 1% предпринимателей осуществляет свою деятельность в социальной сфере17. В 2017 г. на II Форуме социальных инноваций регионов России был презентован первый в России кластер социальных инноваций, созданный в Омской области18 и включающий в себя первую в России Школу социального предпринимательства, «Клуб менторов и инвесторов», центры инноваций социальной сферы, предприятия и бизнес-структуры. Преимуществами кластера являются возможность минимизации затрат и мобилизации ресурсов, расширения
16 Годовой отчет / Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Режим доступа: http://www. nb-fund.ru/about-us/about_annual_report_t/
17 Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. Режим доступа: https://asi.ru
18 Губернатор Виктор Назаров презентовал первый в России кластер социальных инноваций / Министерство экономики Омской области. Режим доступа: http:// www.mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/ executivelist/MEC/news/2017/06/08/1496930259246.html
масштабов бизнеса, более высокая устойчивость на рынке и т.д.
Среди основных драйверов развития социальных инноваций в России, помимо активного участия государства в поддержке социальных инновационных проектов, можно выделить активный спрос населения, растущий сектор социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие негосударственных фондов поддержки социальных инициатив.
Социальные инновации в России чаще всего применяются в сферах, в основном относящихся к непосредственным функциям социального государства, таких как здравоохранение и социальная помощь, образование, снижение неравенства в доступе к услугам в сфере досуга, занятость и окружающая среда (рисунок).
Ярким примером российского проекта социальных инноваций выступает проект «Мама работает», направленный на решение проблемы совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей женщин [33, с. 138]. Вопрос занятости женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, стоит достаточно остро, поскольку государство не справляется с задачей их трудоустройства [6, с. 73-77].
История проекта начинается с возникновения идеи открытия в Москве социального фонда «Дорога в жизнь». Основатель проекта
«Мама работает» — Олеся Кашаева на своем опыте столкнулась с проблемой молодых мам, которые ищут работу, и попыталась найти решение, создав проект, реализующийся в нескольких направлениях (получение образования, поиск работы, открытие своего бизнеса, психологическая поддержка, создание рабочих мест). Основная цель проекта «Мама работает» состоит в оказании помощи многодетным матерям, матерям-одиночкам, а также женщинам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в получении образования, поиске работы или открытии своего бизнеса (социальные цели). «Мама работает» оказывает психологическую поддержку молодым мамам, дает возможность отвлечься от домашних дел. Кроме того, проект создает рабочие места для женщин, находящихся в декретном отпуске, как на дому, так и на производстве (экономические цели). Под эгидой проекта «Мама работает» функционирует швейная мастерская «МамыСами», которая выпускает эко-сумки, выполненные из хлопка19.
Проект создавался на альтруистических началах, поэтому на начальных этапах развития была очень важна поддержка, которая была получена в создании сайта от «Теплицы социальных технологий», в финансовой поддержке — от Комитета общественных связей города Москвы, Общественной палаты РФ и Губернатора Московской области (затем — получение Президентского гранта, победа в конкурсе «Социальный предприниматель — 2014»). На сегодняшний день финансирование проекта во многом осуществляется за счет собственных средств, что позволяет заниматься микрофинансированием бизнес-проектов молодых мам (поддержано более 120 бизнес-проектов), помогает мамам с маленькими детьми стать успешными в бизнесе. Кроме того, «Мама работает» сотрудничает с Российским новым университетом в рамках программы «Мама-гистр». При этом для молодых мам-студенток составляется индивидуальная программа очного обучения по 11 направлениям, позволяющая совмещать учебу и уход за ребенком. Прошедшим обучение молодым матерям оказывается помощь в трудоустройстве по приобретенной
19 О нас // «Мама работает». иКЬ: http://mamaw.ru/
специальности20. За время работы получено более 3500 заявок от молодых матерей из 64 регионов РФ, проведено более 2400 часов консультаций и тренингов. Проект «Мама работает» заинтересован в расширении географии, чтобы в любом регионе желающие мамы также могли открыть его. Это стало поводом для разработки социальной франшизы.
Исследование современного состояния и наиболее успешных практик социальных инноваций в Испании, Китае и России позволило выявить общее и особенное в развитии социальных инновационных проектов (таблица). Спектр основных социальных проблем в рассматриваемых странах, на решение которых направлены социальные инновации, во многом схож. Это содействие трудоустройству (в т.ч. социально уязвимым категориям населения) и повышению квалификации, создание новых рабочих мест, повышение предпринимательской активности и стимулирование развития самозанятости и гибких форм занятости, развитие локальных сообществ, активизация гражданского участия, повышение качества жизни населения и т.д. В то же время существуют и некоторые различия. К примеру, в России в связи с низким престижем рабочих профессий ряд инициатив направлен на повышение их престижа.
Акторы социальных инноваций в Испании, Китае и России включают большое количество различных стейкхолдеров от компаний и банков до некоммерческих организаций, образовательных и научно-исследовательских учреждений, бизнес-инкубаторов, государственных организаций, коворкингов и т.д. При этом в Китае и России сильные позиции в данном вопросе занимает государство. В России большинство социальных инновационных проектов исходят от государства (механизм «сверху-вниз»), в то же время присутствуют некоторые успешные практики, инициированные отдельными гражданами. В Испании в некоторых регионах существуют более давние традиции социальных инноваций, привносимые энтузиастами и лидерами, работающими в сотрудничестве с различными государственными и частными заинтересованными сторонами.
20 Там же.
Основные характеристики проектов социальных инноваций в Испании, Китае и России
Характеристика Испания Китай Россия
Социальные потребности и проблемы, на которые направлены социальные инновации - помощь в трудоустройстве (особенно социально уязвимым категориям населения); - старение населения; - продвижение бизнеса и повышение предпринимательской активности; - образовательная деятельность; - бедность и уязвимость или подверженность риску эксклюзии; - существование неблагополучных районов; - миграция (особенно низкоквалифицированной рабочей силы); - активизация гражданского участия и др. - помощь молодым предпринимателям в открытии своего дела; - трудоустройство; - содействие развитию самозанятости, гибких форм занятости; - повышение качества жизни населения; - проблемы окружающей среды; - предоставление образовательных и медицинских услуг; - старение населения; - снижение социального неравенства и др. - помощь в трудоустройстве (особенно социально уязвимым категориям населения); - старение населения; - создание новых рабочих мест для социально уязвимых категорий населения; - подготовка кадров по востребованным профессиям; - проблемы окружающей среды; - содействие социальной инклюзии; - повышение качества жизни населения; - предоставление образовательных и медицинских услуг; - снижение социального неравенства и др.
Акторы - государственный сектор; - частный сектор; - некоммерческие организации; - образовательные организации; - научно-исследовательские организации; - отдельные индивидуумы - государственный сектор; - частный сектор; - образовательные организации; - научно-исследовательские организации; - СМИ; - некоммерческие организации - государственный сектор; - частный сектор; - общественные организации; - профессиональные сети и объединения; - СМИ; - благотворительные, социальные фонды; - образовательные организации; - научно-исследовательские организации; - отдельные индивидуумы
Драйверы - активная гражданская позиция; - харизматичное самоотверженное руководство; - благоприятная правовая база; - взаимодействие с социальными партнерами; - активный спрос - стимулирующая политика со стороны органов власти; - финансовые ресурсы; - человеческие ресурсы; - внимание СМИ; - активный спрос; - поддержка федеральных и региональных органов власти, общественных организаций; - активное включение в профессиональные и общественные объединения; - активный спрос; - финансовая поддержка; - харизматичное руководство; - информационно-коммуникационные технологии; - стратегическое планирование деятельности.
Барьеры - финансовые барьеры и необходимость поиска новых моделей финансирования; - недостаточная освещенность деятельности в СМИ - затратность и риски; - сопротивление заинтересованных групп; - культурный фактор (идеология и организационная культура) - административные, правовые и бюрократические барьеры; - отсутствие финансирования; - отсутствие государственной поддержки; - недостаток компетенций персонала и нехватка квалифицированных кадров; - недостаточная освещенность деятельности в СМИ; - недоверие и стереотипы, существующие в обществе
Окончание таблицы
Характеристика Испания Китай Россия
Механизмы социальных инновационных процессов Экономический кризис способствовал мобилизации сил гражданского общества на решение социальных проблем. В то же время традиции социальной экономики и приверженность органов власти к инновационным подходам в решении социальных проблем также благоприятно сказываются на развитии социальных инноваций Внешний механизм: социальная ответственность органов местного самоуправления, университетов и некоторых предприятий; Внутренний механизм: трудность поиска работы также заставляет людей самостоятельно решать проблему (к примеру, молодежь начать собственное дело). В основном распространены инициативы со стороны государства(«сверху-вниз»), однако есть примеры успешных практик низовых социальных инноваций, связанных с проектами отдельных граждан
Роль политики - политика имеет большое значение, поскольку развитие социальных инноваций является частью многих национальных и региональных нормативно-правовых документов инновационной политики. - политика, особенно на национальном уровне, играет важную роль. На высшем уровне центральное правительство поощряет инновационное предпринимательство, и это заставляет органы власти провинций и муниципалитетов реализовывать эту идею. По причине политической поддержки нет никаких финансовых сложностей и барьеров со стороны средств массовой информации. - поддержка органов власти существенна, но во многих случаях ограничивается политической составляющей, реже используются финансовые инструменты. Тем не менее, существует возможность получения грантов, премий, субсидий.
Источник: составлено авторами.
Как показывает практика, одной из движущих сил развития социальных инноваций является государственная политика. К примеру, в Испании, несмотря на то что концепция развития инноваций в основном имеет технологическую направленность, в последние годы в свете ориентации на общую стратегию «Европа-2020» отмечается включение социальных вопросов в число основных направлений развития. Так, «Стратегия в области науки, технологии и инноваций на 2013—2020 годы» в качестве одного из подразделов содержит пункт, посвященный социальным инновациям, что определяет стратегию укрепления потенциала различных субъектов в области содействия социальному прогрессу и конкурентоспособности с учетом наиболее сложной экономической ситуации и необходимости проведения структурных реформ, направленных на содействие созданию рабочих мест и укрепление основ социального, экономического и предпринимательского развития. Кроме того, в Испании существует и ряд региональных планов по развитию социальных инноваций (в Каталонии, Мадриде, Андалусии,
Стране Басков) [34, с. 48-49]. Таким образом, общая социальная направленность инновационных стратегий на европейском уровне и традиции социальной экономики способствуют продвижению социальных инноваций в Испании.
В Китае также осуществляется определенная государственная политика для поддержки стратегии развития социальных инноваций, в частности создается благоприятная среда для творческой деятельности. Правительство расширило доступ к регистрации некоммерческих и социальных предприятий, обеспечив более широкие возможности для реализации социальных инноваций (в том числе за счет предоставления различной информации, возможности получения образования и профессиональной подготовки) [35,с. 99].
Кризисные явления в экономике также выступают своеобразным катализатором социальных инноваций, что характерно для всех стран. В данном случае они стимулируют гражданское общество и отдельных индивидуумов взяться за решение тех или иных социальных проблем,
когда государство не может справиться с данной задачей. Зачастую (к примеру, в России), столкнувшись лицом к лицу с той или иной проблемой, люди начинают самостоятельно искать ее решение, с тем чтобы помочь и другим людям, оказавшимся в подобной ситуации. Активный запрос общества на решение социальных проблем тоже способствует развитию социальных инноваций.
Еще одним благоприятным фактором для развития социальных инноваций является создание сетей, партнерств и отношений сотрудничества, а также взаимодействие акторов в их рамках. В Китае и России из-за сильного влияния государства на процесс развития социальных инноваций возникают некоторые сложности во взаимодействии государственных и частных акторов [35, с. 99-100]. Поэтому мероприятия, направленные на содействие сотрудничеству различных сторон, будут способствовать дальнейшему продвижению социальных инноваций. Кроме того, исследования показывают, что в России значительную роль в развитии и продвижении социальных инноваций играют харизматичное руководство и позиция лидера проекта. Появление конкурентов также стимулирует проекты к дальнейшему развитию.
В перечень существенных барьеров развития социальных инноваций может входить и отсутствие финансирования. Даже в Испании и Китае, где социальные инновации включены в различные стратегические и иные нормативно-правовые документы, финансовая поддержка со стороны государства недостаточна. Во многом это связано, с одной стороны, со сложившимся обществе мнением, что деятельность в социальной сфере должна осуществляться именно государством, а не третьими лицами. С другой стороны, в настоящее время у органов власти отсутствует четкое понимание сущности и результатов социальных инноваций, что препятствует расширению государственного финансирования. В России есть возможность получения государственных субсидий и грантов на различные социальные инновационные проекты, однако на практике это далеко не всегда осуществимо. В Испании и ряде стран Южной Европы появляются новые модели финансирования (социальная биржа, микрокредитование, краудфандинг, социаль-
ные инвестиции и облигации развития), но этого все еще недостаточно для удовлетворения текущего спроса [34, с. 53]. Некоторые из этих моделей развиваются также в России и Китае. Кроме того, для России характерна проблема разработки нормативно-правовой базы для развития социальных инноваций и социального предпринимательства, совершенствования компетенций персонала и повышения квалификации кадров в целях развития социальной инновационной активности.
Ограниченное внимание общественности и СМИ к социальным инновациям служит одной из возможных причин ограниченности привлечения финансирования. Во многом различные аспекты социальных инноваций могут рассматриваться в свете технологических инноваций, а не как самостоятельное явление. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие и уточнение концепции социальных инноваций для достижения понимания органами власти потенциальных выгод от их реализации. Еще одним направлением развития социальных инноваций в данном контексте выступает активное освещение СМИ результатов наиболее успешных социальных инновационных проектов.
Заключение
Поддержка государством социального предпринимательства как одного из основных проводников социальных инноваций может стать значимым компонентом общего социального развития. Это особенно актуально для России, где модели поддержки социального предпринимательства находятся в стадии становления. При этом необходимо ориентироваться на потребности населения, содействовать повышению мотивации гражданского участия в решении социальных проблем. В то же время в России и Китае существует необходимость более гибкого государственного регулирования социальных инноваций, формирования благоприятных условий для их развития. Создание центров инноваций социальной сферы, центров социальных инициатив, центров социального предпринимательства позволяет более эффективно аккумулировать ресурсы для развития социальных инноваций.
В соответствии с Опорой социальных прав ЕС [36], в Испании основной задачей на ближайшие годы является содействие созданию системы устойчивых гибридных ценностей
(Hybrid Value Systems), которые должны основываться на прочном союзе между общественными организациями, частными компаниями и государственными учреждениями и способны оказывать значительное социальное воздействие, обеспечивать экономическую отдачу для все вовлеченных в процесс реализации социальных инноваций сторон.
Для России ключевым направлением представляется формирование экосистемы социальных инноваций: совершенствование взаимодействия между всеми стейкхолдерами, мобилизация и эффективное использование ресурсов для развития социальных инноваций, разработка нормативно-правового обеспечения, развитие гражданской активности, форм финансовой и нефинансовой поддержки социальных инициатив и т.д. [37, с. 100].
В Китае дальнейшие действия правительства в области социальных инноваций должны заключаться в следующем. Прежде всего, правительство должно инвестировать больше ресурсов в общество, чтобы стимулировать развитие социальных инноваций. Во-вторых, правительство должно играть роль распространителя идей социальных инноваций. В-третьих, следует поощрять участие общественности в социальных инновациях. Кроме того, необходимо разработать и усовершенствовать законодательство в области инноваций для защиты и регулирования отношений инновационных секторов, например разработать новую налоговую политику для стимулирования корпоративных инноваций и закон, защищающий интеллектуальную собственность.
Литература
1. Klimczuk A. Comparative analysis of national and regional models of the silver economy in the European Union // International Journal of Ageing and Later Life. 2016. №10(2). рр.31-59.
2. Hansson J., Bjork F., Lundborg D., Olofsson L.E. An Ecosystem for Social Innovation in Sweden — A Strategic Research and Innovation Agenda. Lund: Lund University, 2014. 44 р.
3. Чувакова С.Г. Инновации в социальной сфере и сфере занятости как базовые предпосылки модернизации отечественной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №17(74). С. 75-79.
4. The Young Foundation Social Innovation Overview: A deliverable of the project: «The theoretical, empirical and policy foundations for building social innovation in Europe» (TEPSIE), European Commission — 7th Framework Programme. Brussels: European Commission, DG Research, 2012. Part 1. 43 р.
5. Owen R. A new view of society. Essays on the formation of human Character, and the Application of the Principle to Practice. London: Cadell & Davies, 1813. URL: http://www.open.edu/openlearn/ocw/pluginfile. php/607280/mod_resource/content/2/a207_12_essay1.pdf.
6. Marx K. Capital: A Critique of Political Economy. Vol. I: The Process of Capitalist Production / Trans. from the 3rd German edition, by S. Moore & E. Aveling, ed. F. Engels. Chicago: C.H. Kerr and Co., 1909. URL: http:// oll.libertyfund.org/titles/marx-capital-a-critique-of-political-economy-volume-i-the-process-of-capitalist-production.
7. Weber M. The theory of social and economic organization. Martino Fine Books, 2012. 450 p.
8. Durkheim E. The Rules of Sociological Method. NY: The Free Press, 1982. 264 p.
9. Drucker P.F. Social innovation, management, new dimension // Long Range Planning. 1987. №20(6). pp. 29-34.
10. Young M. The Social Scientist as Innovator. Cambridge, Mass: Abt Books, 1983. 265 p.
11. Pol E., Ville S. Social innovation: Buzz word or enduring term? // The Journal of Socio-Economics. 2009. №38. рр. 878-885.
12. Соловьева Т.С., Попов А.В. Социальные инновации в сфере занятости: региональный аспект // Ars Administrandi (Искусство управления). 2015. № 2. С. 65-84.
13. Richez-Battesti N., Vallade D. ESS et innovations sociales: quel modèle socio économique d'incubateur? // Revue d'innovation. 2009. № 30. pp. 41-61.
14. Bouchard M.J., Klein J.L., Harrisson D. L'innovation sociale en économie sociale // L'innovation sociale émergence et effets sur la transformation des sociétés. Montréal : Université du Québec à Montréal, 2006. pp. 121-138.
15. Osborne S., Brown K. Managing change and innovation in public service organizations. London : Routledge, 2005. 273 p.
16. Fernandez M.T., Pineda O.M., Chaves R.A. La innovación social como solución a la crisis: hacia un nuevo paradigma de desarrollo // XIII Jornadas de Economia Critica. 2012. 9-11 February. pp. 1084-1101.
17. European Commission. Social innovation research in the European Union Approaches, findings and future directions. Policy Review. — Brussels: Directorate-General for Research and Innovation, Socio-economic Sciences and Humanities, 2013. URL: http://www.net4society.eu/_media/social_innovation.pdf
18. Monzón Campos J.L., Chaves Ávila R. The Social Economy in the European Union. Report drawn up for the European Economic and Social Committee by the International Centre of Research and Information on the Public, Social and Cooperative Economy (CIRIEC). Brussels: Visits and Publications Unit, 2012. URL: http:// www.eesc.europa.eu/resources/docs/qe-30-12-790-en-c.pdf
19. Bernaola G., Atxutegi G. La innovación social en el País Vasco. De la teoría a la práctica. Revista Española Del Tercer Sector, 2017. - Pp. 183-188.
20. Innobasque. Informe Opentric, nuestro modelo de innovación. Bilbao, 2011. URL: https://www.elkarbide.com/ sites/default/files/innobasque_1_tr_2011.pdf
21. Caro-Gonzalez A. PhD Thesis «Las Empresas de Inserción y sus Entidades Promotoras: tejido social para la inclusión social en el País Vasco». Las Empresas de Inserción y su papel en el proceso de inclusión de la población inmigrante en el País Vasco.University of Deusto, 2015.
22. Integrated approaches to combating poverty and social exclusion. Best practices from EU Member States. Hague: Ministry of Social Affairs and Employment, 2016, pp. 32-33. URL: http://www.effectiefarmoedebeleid.nl/ files/3614/6668/9668/WEB_93954_EUNL_Brochure_A4.pdf
23. Lin K., Dan B., Yi L. An Exogenous Path of Development: Explaining the Rise of Corporate Social Responsibility in China // International Journal of Social Quality. 2016. № 6(1). рр. 107-123.
24. Xue J. Perating the Strategy of Employment First, People's Tribune // People's Tribune. 2017. №(13). рр. 86-87.
25. Feng L., Yuan B. Innovation How the First Impetus Leads the Development (Focusing on the Nineteenth Congress Report and Changing to the High Quality Development Stage 3). URL: http://politics.people.com. cn/n1/2017/1102/c1001-29621827.html.
26. Liao X., Qiu A. The Study of Dynamic and Resistant Factors in Social Management Innovation and Its Countermeasures // Chinese Public Administration. 2013. №03. рр. 62-65.
27. Wang C. Zhejiang University Wangxin Science and Technology Park: Becoming a Partner of Time // Zhejiang Online. 2015. 7 May. URL: http://biz.zjol.com.cn/system/2015/05/07/020639709.shtml
28. Chen T. Honeycomb-like Houses Are Creating Double Ecological Mass Entrepreneurship Room // Zhejiang Daily. 2015. 28 May. URL: http://news.xinhuanet.com/local/2015-05/28/c_127849737
29. Старостин А.М., Понеделков А.В., Швец Л.Г. Гражданское общество в России в контексте трансфера инноваций // Власть. 2016. № 5. С. 5-15.
30. Фарахутдинов Ш.Ф. исследование готовности к инновациям сельских территорий Тюменской области // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4 (48). С. 357-365.
31. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. 2016. Т. 27. № 6. С. 701-706. DOI: 10.1134/S1075700716060113
32. Краснопольская И.И., Мерсиянова И.В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29-52.
33. Шабунова А.А., Попов А.В., Соловьева Т.С. Потенциал женщин на рынке труда региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т.10. №1. С. 124-144. DOI: 10.15838/esc.2017.1.49.7
34. Enciso M., Soinu O., Henry G. Southern Europe // Social innovation strategies — regional report. TUDO: Technische Universität Dortmund, 2015. pp. 42-57.
35. Lin K. East Asia // Social innovation strategies — regional report. TUDO: Technische Universität Dortmund, 2015. pp. 95-101.
36. European pillar of Social Rigths 2017 // European commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/ beta-political/files/social-summit-european-pillar-social-rights-booklet_en.pdf.
37. Соловьева Т.С. Роль социальных инноваций в решении социальных проблем: опыт России и Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2017. № 3(80). С. 92-103.
Сведения об авторах
Татьяна Сергеевна Соловьева — научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Андрей Васильевич Попов — научный сотрудник, Вологодский научный центр РАН (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])
Антония Каро-Гонсалес — Ph.D., научный сотрудник, руководитель Отдела международных проектов, Университет Деусто (24, Avenida de las Universidades, 48007, г. Бильбао, провинция Бискайя, Испания; e-mail: [email protected])
Хуа Ли — аспирант, Чжэцзянский университет (Mengminwei Building, room 257, Zijingang Campus, Zhejiang University, г. Ханчжоу, провинция Чжэцзян, Китай; e-mail: [email protected])
Статья поступила 30.03.2018.
Solov'eva T.S., Popov A.V, Caro-Gonzalez A., Hua Li
Social Innovation in Spain, China and Russia: Key Aspects of Development
Abstract. At present, when the socio-economic situation is continuously changing, it becomes crucial to maintain social stability and promote the reproduction of high-quality human capital for national and regional development. In pursuit of this goal, it is important to create favorable conditions for effective implementation of human potential. At the same time, world practice shows that regions and countries face a number of challenges which state institutions often fail to cope with, and it leads to "government failures". The paper uses comparative analysis to consider the opportunities to use social innovation in addressing social issues on the example of Spain, China and Russia. We present major directions of development for the concept of social innovation in these countries, show the current state of affairs in this sphere, highlight the role of state policy in promoting social innovation in the countries under consideration, and define the main features and trends in this sphere. We analyze successful examples of social innovation (Pe ascal Foundation (Spain), honeycomb-like office buildings (China), Project "Mama Works" (Russia)) in order to show how different actors find solutions to concrete social problems. In particular, we prove that social innovation is an effective tool to promote employment of vulnerable population groups. In conclusion, we provide a comparative analysis of major features in the development of social innovation in Spain, China and Russia (focus, actors, drivers, barriers, and mechanisms of social innovation changes, and the role of policy); on this basis we propose key measures to promote the development of social innovation in the countries under consideration.
Key words: social innovation, social policy, drivers, barriers, social entrepreneurship, management, social development.
Information about the Authors
Tat'yana S. Solov'eva — Researcher, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])
Andrei V. Popov — Researcher, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])
Antonia Caro-Gonzalez — Ph.D., Researcher, Director of International Research Project Office, University of Deusto (24, Avenida de las Universidades, 48007, Bilbao, Bizkaia, Spain; e-mail: tcarogon@ gmail.com)
Hua Li — Ph.D. Student, Zhejiang University (Mengminwei Building, room 257, Zijingang Campus, Zhejiang University, Huangzhou, Zhejiang, China; e-mail: [email protected])