УРУСОВА Лаура Хабаловна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: lauraurusova@gmail.com SPIN-код: 3747-0402
КУРАШИНОВА Анжела Хафановна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России,
e-mail: miss.kurashinova2011@yandex.ru SPIN-код: 2606-9786
О ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Образование - это важнейший институт социального мира, влияющий на все сферы жизни личности. В качестве важнейшего компонента образования выступает педагогический потенциал. Потребность в качественном педагогическом образовании продиктовано наличием низкого уровня подготовки современных педагогических кадров.
В статье изучена проблема педагогического потенциала в российской системе образования. Посредством изучения роли педагога (учителя) в учебном процессе изучены концептуальные основы деятельности педагога, проанализированы приоритетные личностные качества, определена степень воздействия педагога на личность ребенка. В статье исследована личность учителя и его роль в педагогическом процессе.
Подрастающее поколение - самый ценный человеческий ресурс, который нуждается в грамотном управлении, развитии и образовании. В результате, лишь при комплексном и плодотворном взаимодействии всех участников педагогического процесса совместно со всеми социальными звеньями общества, а также при наличии соответствующего уровня педагогического потенциала и верном курсе государственной политики возможна успешная реализация целей образования и воспитания молодежи.
Ключевые слова: качество образования, личность педагога, педагогический потенциал, педагогический процесс.
URUSOVA Laura Khabalovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasian Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
KURASHINOVA Anzhela Khafanovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasian Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ABOUT THE PROBLEM OF PEDAGOGICAL POTENTIAL IN THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM
Annotation. Education is the most important institution of the social world, influencing all spheres of a person's life. Pedagogical potential is the most important component of education. The need for high-quality teacher education is dictated by the presence of a low level of training of modern teaching staff.
The article studies the problem of pedagogical potential in the Russian education system. By
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-190-194 NIION: 2018-0076-3/22-535 MOSURED: 77/27-023-2022-3-734
studying the role of a teacher (teacher) in the educational process, the conceptual foundations of the teacher's activity are studied, priority personal qualities are analyzed, and the degree of influence of the teacher on the child's personality is determined. The article examines the personality of the teacher and his role in the pedagogical process.
The younger generation is the most valuable human resource that needs competent management, development and education. As a result, only with a comprehensive and fruitful interaction of all participants in the pedagogical process, together with all social links of society, as well as with an appropriate level of pedagogical potential and the right course of state policy, is it possible to successfully implement the goals of education and upbringing of young people.
Key words: quality of education, teacher's personality, pedagogical potential, pedagogical process.
Качество образовательной системы зависит от уровня подготовки педагогического потенциала. Эффективность обеспечения качества образовательных систем зависит от наличия грамотных кадров. Потребность в качественном педагогическом образовании - вступительные экзамены либо тесты на профессиональную пригодность не являются панацеей в решении назревающей проблемы нехватки либо непригодности педагогических кадров в отборе кандидатов для осуществления качественного образования в Российской Федерации.
Множество работ посвящено исследованию проблемы качества образования. Изучение проблемы педагогического потенциала всегда находится в центре научного внимания современных педагогов, хотя почти нет исследований, посвященных тому, что заставляет абитуриентов выбирать педагогические факультеты для поступления в вузы.
Цель данной статьи - исследование уровня педагогического потенциала в Российской Федерации. Сквозь призму изучения роли педагога (учителя) в учебном процессе исследуются концептуальные основы деятельности педагога, приоритетные личностные качества, а также влияние учителя на развитие личности ребенка.
Педагогическое образование - неотъемлемая часть любой образовательной системы. Если рассматривать проблему развития школы и роли учителя с исторической точки зрения, можно констатировать, что функция и роль учителя изменялась по мере того, как изменилось общество, вместе с административным управлением школой.
Проблемой определения роли личности учителя в педагогическом процессе занимались многие современные ученые. Об изменениях роли учителя в современной школе в своих исследованиях рассматривали В.Ю. Горохова, М.В. Жерна-кова, Н.В. Харсеева, Ю.В. Копенкина [1; 3; 10]. А.Е. Зимбули и А. Дистервег исследовали профессию учителя сквозь призму нравственной стороны бытия - этики [4; 2]. О профессиональном мастерстве и речевом портрете педагога отмечено в исследованиях А.П. Панфиловой, В.А. Козырева и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
В.А. Черняка [8; 5]. В.М. Лизинский и А.С. Робо-това занимались анализом изменений обязанностей современного учителя [6; 9].
Педагог со своими профессиональными способностями является актуальным фактором в обучении и подготовке дидактических и методических компонентов обучения. Педагог планирует, организует и проводит работу в процессе обучения. Образовательный процесс и люди как социальные существа взаимосвязаны друг с другом и поэтому будут продолжать оставаться показателем развития личности и общества в прямой зависимости от образования.
Образование как процесс позволяет развивать знания, навыки и человеческий опыт. Для достижения этого развития мы обязательно должны иметь приоритет образовательного процесса, который будет планироваться, управляться и оцениваться педагогом.
Исторически понятие учитель возникло очень давно. Можно упомянуть афинян, которые преподавали в частном порядке в школах, называемых «дидаскалией», а в школах грамматики -«грамматикой». С другой стороны, древние китайцы с понятием «учитель» понимали «бог ада», имея в виду важность и строгость учителя. Римляне называли педагога «пайдагогос» от греческого слова «pais-payos» - ребенок и «ago-ageia» - ведет. В общеобразовательных школах учителя называли «magister», т.е. «владелец».
Чтобы прояснить и лучше понять значение слова «учитель», следует выделить некоторые определения или объяснения концепций, с которыми мы встречаемся в различной литературе:
1. Учитель в целом относится к человеку, который проводит занятия [7].
2. Учитель - это человек, которого общество и органы образования признали правомочным лицом в процессе образования, воспитания детей и молодежи, который реализует социальные цели и задачи образования, предлагая обучаемым навыки теоретических и практических знаний [3].
3. Учитель организует учебный процесс и руководствуется нормами педагогики, дидактики и
методологии обучения, основанными на человеческом опыте и искусстве воспитания [5].
Личность педагога - это динамическое понятие, которое постоянно меняется по мере изменения окружающей среды. Личность педагога связана с поведением, деятельностью, движением и т.д. Необходимо признать, что развитие личности педагога - это развитие организованного примера, поведения и отношения, которые делают педагога отличительным. Развитие личности педагога происходит за счет постоянного взаимодействия темперамента, характера, и окружающей среды.
Исследуя проблему роли педагога в учебном процессе, Вольфганг Ратке считал, что авторитет учителя есть предпосылка успеха деятельности образовательной поддержки в основной системе культуры всего общества [2].
Я.А. Коменский в своем труде «Правила для учителей» требует от педагога наличия профессиональных навыков и определенного набора добродетелей для служения во благо образования подрастающего поколения. Я.А. Коменский является не только основателем системы организации обучения, но и подчеркивает важность учителя в реализации учебного процесса. По его мнению, учитель - умный, мудрый и светлый душой человек. Он должен быть честным, иметь добрую волю и желание работать.
А.С. Макаренко считал, что воспитательная работа требует энергии, физической и духовной преданности, искренности, смелости и веры в развитие детей.
А.Ф. Дистервег полагал, что для успешной реализации учителя, ему необходимо любить профессию педагога, вежливо относиться к ученикам и родителям, плодотворно сотрудничать и уважать коллег [2].
М.Ф. Квинтилиан утверждал, что учитель должен быть хорошим человеком и демонстрировать ученикам родительское отношение. По И.Г. Песталоцци, учитель должен уважать личность ребенка. Отношение к студентам должно быть основано на любви.
На основе обширных исследований личностных качеств характера учителя можно выделить следующие приоритетные:
1) беспристрастность, справедливость, честность, авторитет и пример;
2) терпеливость, чувство юмора, разносторонность, инициатива, энтузиазм;
3) привязанность и сочувствие детям, конфиденциальность, лояльность, толерантность;
4) объективность, стабильность, самокритика, уравновешенность.
Образование - это важнейший институт социального мира, имеющий ключевое влияние на все сферы жизнедеятельности личности. В
качестве важнейшего компонента образования выступает педагогический потенциал. Образование помогает развитию таких качеств человека, как его физическое, умственное и эмоциональное состояние, а также его темперамент и характер.
Говоря о роли учителя как воспитателя, мы должны понимать, что современные требования глобализации и трансформационные условия современности каждый день меняются. Педагог, помимо основной роли учителя, должен выступать в качестве друга, консультанта, посредника, демонстратора, координатора, модели, наблюдателя. Учитель - это тот, кто планирует, управляет и участвует в процессе обучения.
Следовательно, у него должна быть сформированная личность, чтобы добиться расположения и уважения обучаемых.
Педагогика сложна и важна на каждом из этапов развития ребенка. Особое влияние педагог имеет на ребенка в период раннего обучения.
Раннее детство — это время, когда происходят изменения в развитии, которые могут иметь глубокие последствия для будущего ребенка. Хотя люди давно спорят о том, что влияет на ребенка больше - «природа» или «воспитание»? На самом деле, при тесной взаимосвязи дефиниций, «природа» и «воспитание» проявляются паритетно в различных когнитивных, социальных и эмоциональных процессах.
Исследования в области биологии развития и нейронауки предлагают четыре общих взгляда на роль развития мозга и других биологических систем в раннем детском возрасте.
1. Этап развития (быстрое развитие мозга в раннем детстве). Мозг развивается посредством динамического взаимодействия между лежащими в его основе биологическими процессами и воздействиями и переживаниями в окружающей среде. Этот процесс начинается при зачатии и продолжается всю жизнь. В первые годы жизни ребенка мозг развивается быстро и основательно, а связи между нейронами укрепляются. Из-за этого раннее детство представляет собой как этап с большим риском уязвимости, разрушения и с большим потенциалом для воздействия положительных влияний развития.
2. Этап взаимодействия генов и окружающей среды. В большинстве случаев причины здорового, нормального развития, а также болезни, расстройства и нарушения развития проблемы -лучше всего рассматривать как взаимодействие между генами и окружающей средой. Генетический состав ребенка влияет на то, насколько сильно некоторые факторы окружающей среды или опыт могут «выключать» или «включать» гены.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
3. Этап влияния стресса на развитие. В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что ранние психологические и социальные невзгоды, начавшиеся еще во время внутриутробного развития, имеют важные краткосрочные либо долгосрочные эффекты на способ развития мозга и тела справляться со стрессом. Помимо головного мозга, в борьбе со стрессом участвует иммунная и эндокринная системы. В перечень примеров серьезных стрессов, с которыми сталкиваются многие дети, входят: жестокое обращение или отсутствие заботы, смерть родителя, нехватка продовольствия, нестабильность жилья, родитель, живущий с психическим расстройством болезни или подверженность конфликту или насилию в доме или по соседству. Несмотря на это, дети на любом социально-экономическом уровне могут испытывать стресс.
4. Этап индивидуального отношения к окружающей среде. Существуют индивидуальные различия в том, насколько дети восприимчивы к влиянию окружающей их среды. Одни кажутся более чувствительными как к положительным, так и к отрицательным влияниям; другие остаются равнодушны к происходящему вокруг.
Представление об этих этапах изменили понимание формирующего опыта детей в семьях, сообществах, медицинских учреждениях, детских садах и дошкольных учреждениях, а также школах. Эти идеи также имеют значение для тех, кто воспитывает и обучает маленьких детей.
Вырисовывающаяся картина удивительно сложна и показывает, что многие аспекты развития и обучения взаимосвязаны. Например, ребенок полагается на развитие способности регулировать эмоции и внимание, чтобы сконцентрироваться и оставаться вовлеченным достаточно долго, чтобы усваивать новые идеи и навыки. Точно так же, хотя определенные навыки и понятия относятся к конкретным предметным областям, обучение по этим предметам области относятся к общим когнитивным навыкам, таким как рассуждение, внимание и память. На обучение также влияют развивающиеся отношения ребенка со стороны взрослых и сверстников.
Принимая во внимание, что существует множество взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектов развития ребенка, важно учитывать общее когнитивное развитие, предметное обучение и социально-эмоциональное развитие.
В педагогическом пространстве не должно быть предубеждений, предвзятости, необъективности и незащищенности участников учебного процесса. Для достижения успеха образовательная программа от учителя требует терпения, тщательности, навыков и профессионализма. Несмотря на многочисленные обязательства учителей в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
реализации учебно-воспитательного компонента, основная роль учителя - образование. Чтобы успешно реализовать свою воспитательную работу, учитель должен отражать качество работы, т.е. иметь подтвержденные интеллектуальные способности, значительный багаж педагогических знаний, успешную практическую реализацию педагогической работы и приверженности к правильному обучению. Моральным долгом учителя является сохранение национальных и гражданских ценностей.
Дети отличаются своей способностью интерпретировать эмоциональные состояния других и понимать, выражать и контролировать собственные эмоциональные реакции. Учителя играют решающую роль в развитии этих способностей. В учебно-психологической литературе существует ряд выводов, что на эмоциональное состояние личности может повлиять учитель, сверстники, школьная среда. Учителя формируют значимые отношения с детьми и имеют возможность вызвать чувство привязанности и тем самым влиять на развитие и формирование ребенка.
Можно сделать вывод, что квалифицированный педагог должен обладать достаточными профессиональными знаниями в сочетании с большой педагогической практикой и профессиональным обязательством.
Таким образом, учитель как значимый фактор в достижении образовательного процесса был, есть и будет важной фигурой в образовании общества и подрастающего поколения.
Несомненно, личность учителя всегда была примером позитива и человеческой гордости, поскольку он считается самым ценным человеком в обществе, отличным от других. Важность его роли в образовании и воспитании новых поколений неоспорима.
Даже если подумать, что в наши дни общество и современное обучение стремятся к тому, чтобы учитель был больше партнером, чем наставником, это ничуть не уменьшает степени важности роли учителя в учебном процессе. Поэтому важной задачей учителя должно быть не просто выполнение своих профессиональных обязанностей, а стать источником знаний и образования новых поколений.
Таким образом, личность педагога охватывает всю природу личности. Невозможно исследовать одно без другого. Образовательный подход у всех разный и реализуется по-разному. Учитель -тот, кто играет ведущую роль в реализации воспитательной работы в школе. Учитель как важный фактор реализации воспитательной работы проанализирован в нескольких измерениях. С одной стороны, педагог - главное действующее лицо профессионального и образовательного про-
странства в рамках школы, как организованного образовательного учреждения. С другой стороны, учитель - это личность с набором личностных характеристик, профессиональных и нравственно-этических качеств, уровнем педагогического профессионализма, стратегии и методов профессиональной деятельности.
Для успешной реализации педагогического потенциала педагога необходимо наличие соответствующего уровня его профессиональной и моральной подготовки. В стремлении повысить уровень педагогического потенциала страны важно помнить, что глобализационные процессы современности диктуют свои требования и критерии отбора кадров для современного усовершенствованного образовательного пространства. В эпоху модернизации образования конкуренция в сфере педагогического отбора выявляет и констатирует недостаток соответствующего уровня профессиональной подготовки современных учителей, которая отвечала бы требованиям современных глобализационных процессов общества. Подрастающее поколение - самый ценный человеческий ресурс, который нуждается в грамотном управлении, развитии и образовании. Лишь при комплексном и плодотворном взаимодействии всех участников педагогического процесса совместно со всеми социальными звеньями общества, а также при верном курсе современной системы национального образования успешная реализация целей образования и воспитания подрастающего поколения возможна.
В результате, поскольку педагогическое образование подразумевает непрерывное развитие педагогических и дисциплинарных знаний в отношении понимания теорий обучения и развития, исторического и философского контекстов образования и способность адаптировать обучение к разнообразию обучающих ситуаций, оно должно предоставить платформу для разработки целостности личности будущего учителя.
Список литературы:
[1] Горохова В.Ю. Изменение роли учителя в современной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 528 - 530.
[2] Дистервег А. Избр. педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136 - 203.
[3] Жернакова М.В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. - С. 8 - 10.
[4] Зимбули А.Е. Профессия учителя сквозь призму этики/А.Е. Зимбули // Вестник Герценов-ского университета. -2010. - № 1. - С. 26—31.
[5] Козырев В.А., Черняк В.А. Речевой портрет современного учителя // Вестник Герценов-ского университета. -2010. - № 1. - С. 36—42.
[6] Лизинский В.М. Изменение функций современного учителя // Педагогический вестник. -2010. -№ 2. - С. 8—9.
[7] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - 28-е изд. - М.: Мир и Образование, 2015. - С. 1263.
[8] Панфилова А.П. Лидерство и профессиональное мастерство учителя // Вестник Герценов-ского университета. -2010. - № 1. -с. 32—36.
[9] Роботова А.С. Учителями славится Россия... // Вестник Герценовского университета. -2010. - № 1. - С. 12 —21.
[10] Харсеева Н.В., Копенкина Ю.В. Система российского образования: проблемы и перспективы: монография. - Краснодар: КСЭИ, 2017. - 84 с.
Spisok literatury:
[1] Gorohova V.Yu. Izmenenie roli uchitelya v sovremennoj shkole // Molodoj uchenyj. — 2016. — №14. — S. 528 - 530.
[2] Disterveg A. Izbr. pedagogicheskie sochi-neniya. - M.: Uchpedgiz, 1956. - S. 136 - 203.
[3] Zhernakova M.V. Rol' i missiya uchitelya v sovremennom obrazovatel'nom processe // Molodoj uchenyj. — 2015. — №10.1. - S. 8 - 10.
[4] Zimbuli A.E. Professiya uchitelya skvoz' prizmu etiki/A.E. Zimbuli // Vestnik Gercenovskogo universiteta. -2010. - № 1. - S. 26—31.
[5] Kozyrev V.A., Chernyak V.A. Rechevoj portret sovremennogo uchitelya // Vestnik Gercenovskogo universiteta. -2010. - № 1. - S. 36—42.
[6] Lizinskij V.M. Izmenenie funkcij sovremennogo uchitelya // Pedagogicheskij vestnik. -2010. -№ 2. - S. 8—9.
[7] Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - 28-e izd. - M.: Mir i Obrazovanie, 2015. - S. 1263.
[8] Panfilova A.P. Liderstvo i professional'noe masterstvo uchitelya // Vestnik Gercenovskogo universiteta. -2010. - № 1. -s. 32—36.
[9] Robotova A.S. Uchitelyami slavitsya Rossiya... // Vestnik Gercenovskogo universiteta. -2010. - № 1. - S. 12 —21.
[10] Harseeva N.V., Kopenkina Yu.V. Sistema rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: monografiya. - Krasnodar: KSEI, 2017. - 84 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022