УРУСОВА Лаура Хабаловна,
старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, кандидат педагогических наук, КБР, г.Нальчик, e-mail: [email protected] SPIN-код: 3747-0402
ФАКОВ Азамат Мухажидович,
доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России,
полковник полиции, КБР, г.Нальчик, e-mail: [email protected]
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема глобальной компетенции современной молодежи. Исследованы характерные особенности научно-технического прогресса в сфере системы образования. Представлен анализ факторов, влияющих на социологические процессы: мировая экономика и меняющиеся требования к работе; глобальная миграция и модифицирующийся характер гражданской идентичности; растущая потребность в глобальном управлении окружающей средой. Данные области жизни иллюстрируют переменчивость мира и освещают новые образовательные требования, которые предъявляет мировой социум.
Предлагаемый в данном исследовании подход изучения глобальной компетенции обучения современной молодежи прямо направлен на выработку у учащихся предметного понимания и взаимодействия со всеми структурными единицами сложного, разнообразного и взаимозависимого мира. Многие страны формулируют свои глобальные образовательные программы в соответствии с национальными приоритетами и традициями. Их инициативы, как правило, сходятся в основных направлениях.
Ключевые слова: компетенция обучения, глобализация, движущие силы глобализации, признаки и факторы глобализации, глобализация и образование.
URUSOVA Laura Kh.,
Senior lecturer, of the State, Civil and Law disciplines Department Candidate of pedagogical sciences of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, the Candidate of Pedagogical Sciences,
KBR, Nalchik
FAKOV Azamat Mukhazhidovich,
Associate Professor of the Department of Internal Affairs Activities in Special Conditions of the North Caucasus Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, рolice colonel,
KBR, Nalchik
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-85-88 NIION: 2018-0076-6/22-741 MOSURED: 77/27-023-2022-6-940
GLOBAL COMPETENCES: FEATURES, PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation. This article deals with the problem of the global competence of modern youth. The characteristic features of scientific and technological progress in the field of the education system are investigated. An analysis of the factors influencing sociological processes is presented: the global economy and changing job requirements; global migration and the changing nature of civic identity; growing need for global environmental management. These areas of life illustrate the volatility of the world and highlight the new educational demands that the global society makes.
The approach proposed in this study for studying the global competence of teaching today's youth is directly aimed at developing students' subject understanding and interaction with all the structural units of a complex, diverse and interdependent world. Many countries formulate their global educational programs in accordance with national priorities and traditions. Their initiatives, as a rule, converge in the main directions.
Key words: learning competence, globalization, driving forces of globalization, signs and factors of globalization, globalization and education.
Глобализация отражается на многих областях современного социума. Сектор услуг приобретает все большее значение, поскольку любая деятельность в обществе становится зависимой и основанной на знаниях. В результате этого главного изменения, образование должно обеспечивать развитие человеческих ресурсов. Промышленная революция заставила нынешние развитые страны перейти от крупных аграрных экономик к преимущественно индустриальным. Энергоемкие технологии и изделия машинного производства привели к многократному увеличению объема производительности труда. В ответ на это возникла инженерия как основная профессия и соответствующий сектор образования.
Цель данного исследования состоит в комплексном изучении характерных особенностей концепта «глобальные компетенции», а именно, его влияние на процесс современной системы образования.
Важнейшей особенностью современного научно-технического прогресса является его чрезвычайно быстрый темп. Научно-технический прогресс характерен с начала 1900-х годов в самых разных областях. Подобная скорость развития науки и техники вызвала прогресс в глобализации с аналогичными темпами роста. Для общества и связанных с ним различных функционирующих элементов важно уметь приспосабливаться к таким изменениям. Ключом к этому станут возможности, предоставляемые образованием. Также было бы важно задуматься о том, может ли среднестатистический человек справиться с такими быстрыми изменениями на постоянной основе [1].
«Знание — сила». Именно эта сила приводит к феномену глобализации, который мы наблюдаем сегодня. Те, кто обладает знаниями или
средствами, больше всего выиграют от достижений глобализации. Идет своего рода «гонка», исход которой будет зависеть от «выживания сильнейшего». Образование будет ключом к этому «выживанию».
Второй характеристикой концептуальной составляющей научно-технического прогресса является количество прорывных технологий с большим влиянием, которые появляются в параллели. Они представляют собой совершенно новые способы взаимодействия человека и общества.
Третьей важной характеристикой является требование очень большого количества подготовленных специалистов для освоения новых знаний, а также для их применения и использования. Дело не только в масштабе, с точки зрения требуемого количества, но и в типе образования. Оно должно быть высокопрофессиональным и узкотехническим [2].
В данном исследовании рассматриваются факторы, влияющие на социалогические процессы: мировая экономика и меняющиеся требования к работе; глобальная миграция и модифицирующийся характер гражданской идентичности; растущая потребность в глобальном управлении окружающей средой. Эти три области трансформации иллюстрируют переменчивость мира и освещают новые образовательные требования, которые предъявляет мировой социум. Эти выбранные преобразования и объясняют, как предлагаемое определение глобальной компетентности помогает преподавателям решать проблемы, которые перед ними возникают.
Рассмотрим меняющееся лицо делового мира. Компания в одной стране нанимает рабочих в другой. Потребители в третьей стране покупают произведенные товары. Сделки благодаря высокоскоростному интернет-общению, снижению импортных тарифов и правительственных про-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
центов для иностранных инвестиций являются результатом взаимосвязей процесса глобализации. Возникает вопрос. Какие компетенции понадобятся студентам, чтобы реализоваться в современной глобальной экономике?
Для подготовки будущих специалистов необходим определенный набор профессиональных дефиниций, который варьируется от всестороннего обучения, творческого мышления и инновационных навыков, вкупе с постоянным улучшением и адаптацией к требованиям высокотехнического темпа быстроменяющегося мира. В совокупности возникает динамичный портрет обучения.
Современная международная миграция происходит в больших масштабах, чем когда-либо, меняя демографию. По данным ООН к лету 2020 г. общее количество мигрантов в мире превысило 214 миллионов. По оценкам, 50 миллионов из них проживает в США. Подобное количество мигрантов вполне может составить по численности население одной страны, которая будет занимать четвертое место в мире по численности населения, после Китая (1,4 миллиарда), Индии (1,2 миллиарда) и США (317 миллионов).
В 2020 году это эмигрантское население отправило денежные переводы в свои страны на сумму 338 миллиардов долларов.
Подобно глобальным рынкам труда и товаров, миграция сегодня требует новые образовательные нормы. Как лучше всего подготовить молодежь к миру, в котором разнообразие будет нормой? Как мы можем воспитывать выпускников, способных справляться с культурной сложностью в мире, где все больше стираются маркеры происхождения и этнической принадлежности? Как подготовить граждан, которые совмещают несколько сфер участия - локальную, национальную и глобальную?
Подготовка молодежи к успешной социализации в мировом пространстве с растущими социальными, культурными, этническими, языковыми и религиозными потребностями современности, требует высокого уровня и развития качеств кон-курентноспособного обучения в области истории, языка, географии и культурного пласта народов всего мира [3].
Рамки глобальной компетенции формируют два основных потенциала, лежащих в основе межкультурных механизмов социализации современной личности: способность распознавать точки зрения (чужие и свои) и возможность трансмиссии накопленных дефиниций (традиционных, межкультурных, глобальных) [4].
Глобально компетентные люди могут исследовать и трактовать свое собственное мировоззрение и культурные традиции, осознавая, как они
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
влияют на их выбор и взаимодействие в повседневной жизни. Компетентные люди также могут взвесить точки зрения других, учитывая факторы: культуру, географию, религию и прочее. Быть подготовленным в мире растущего культурного взаимодействия и разнообразия также означает быть в курсе того, что происходит, когда культуры встречаются и влияют друг на друга [5].
За последние несколько десятилетий на Земле участились экстремальные погодные условия и общее повышение температуры. Ученые всего мира предсказывают перспективу дальнейшего изменения климата. Глобальное потепление - слишком узкий термин, чтобы описать явление, которое формирует жизнь на планете, влияя одновременно на климат, химию и биологию Земли. Рассмотрим некоторые из последствий подобного явления: уровень океана может повыситься из-за теплового расширения и таяния полярных ледовых щитов, влияющих на прибрежные районы и их водоснабжение. Климат и химия изменений могут повлиять на среду обитания на суше и в море, вызывая крупномасштабное исчезновение. Инфекционные болезни, такие как малярия, туберкулез, тиф и т.п. уже распространились, поскольку повышение температуры понижает иммунитет к подобным заболеваниям.
Какие компетенции потребуются студентам, чтобы преуспеть в мире климатической нестабильности? Подготовка молодежи к будущему с климатической и экологической нестабильностью начинается с оказания им помощи в устройстве Земли, в причине изменения климата (прошлого и настоящего) и какие последствия это может иметь для различных сред обитания и экосистем, в том числе их собственной. Учет подобных аспектов выделенной проблемы повышает вероятность адаптации и успешной социализации современных студентов в глобальном пространстве [6].
Почему образование для глобальной компетентности имеет значение сегодня? Консенсус понятен и актуален. Мир, к которому мы готовим молодежь, качественно другой, чем тот, в котором был создан уклад привычной системы образовательного мирового пространства.
В многочисленных отчетах и политических заявлениях подчеркивалась потребность в новых навыках для 21-го века. Глобальная компетенция отвечает требованиям меняющегося мира, признавая центральную роль глобальной взаимозависимости в жизни современной молодежи.
Все чаще работа, которую выполняют люди в обществе, гражданское участие, самовыражение, общественная жизнь и здоровье разворачиваются в глобальном сценарии. Общественное решение проблемы молодежной р еализации в
сфере компетентностного обучения остается актуальной.
Целевая группа по компетенциям - группа руководителей государственных органов образования, ученых в области образования и практикующие специалисты — под эгидой Совета руководителей государственных школ.
Таким образом, предлагаемый в данном исследовании подход изучения глобальной компетенции обучения современной молодежи прямо направлен на выработку у учащихся предметного понимания и взаимодействия со всеми структурными единицами сложного, разнообразного и взаимозависимого мира. Многие страны формулируют свои глобальные образовательные программы в соответствии с национальными приоритетами и традициями. Их инициативы, как правило, сходятся в основных направлениях.
Предлагаемое в данном исследовании определение глобальной компетенции обучения перекликается с мировыми представлениями об влиянии научно-технического прогресса на современную молодежь. Это делается не путем выработки расширенного списка навыков и важных концепций, которые необходимо смешивать и согласовывать с помощью обучения. Скорее мы хотим решить более фундаментальный вопрос: что для учащихся важнее всего понять об окружающем мире, чтобы они могли в полной мере участвовать в его будущем.
Список литературы:
[1] Болховской, А.Л., Говердовская, Е.В., Ивченко, А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. -№ 5. - С.80-85.
[2] Слепухин, А.Ю. Глобализация высшего образования: социальные противоречия и тенденции. Журнал исследований социальной политики, том 3, № 1. 147-158.
[3] Сорокин, Д. Е. Россия: проблемы цивилизационного выбора // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 124-134.
[4] Урусова, Л.Х. Подготовка современных преподавателей и оценка их деятельности на основе компетентностного подхода //Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021. №46 (65). С. 98-108.
[5] Ушакова, М. В. Образование в трансформирующемся обществе // Вестн. Моск. ун-та. 2018. № 4. С. 106 - 117.
[6] Федотова, Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2016. № 4 . С.115 -143.
Spisok literatury:
[1] Bolhovskoj, A.L., Goverdovskaja, E.V., Ivchenko, A.V. Obrazovanie v globalizirujushhemsja mire: filosofskij vzgljad // Jekonomicheskie i gumani-tarnye issledovanija regionov. - 2013. - № 5. - S.80-85.
[2] Slepuhin, A.Ju. Globalizacija vysshego obra-zovanija: social'nye protivorechija i tendencii. Zhurnal issledovanij social'noj politiki, tom 3, № 1. 147-158.
[3] Sorokin, D. E. Rossija: problemy civiliza-cionnogo vybora // Obshhestvennye nauki i sovre-mennost'. 2002. № 6. S. 124-134.
[4] Urusova, L.Kh. Podgotovka sovremenny'kh prepodavatelej i oczenka ikh deyatePnosti na osnove kompetentnostnogo podkhoda //Vestnik Vladimir-skogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovy'kh. Seriya: Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. 2021. 46(65). S. 98-108.
[5] Ushakova, M. V. Obrazovanie v trans-formiru-jushhemsja obshhestve // Vestn. Mosk. un-ta. 2018. № 4. S. 106 - 117.
[6] Fedotova, N.N. Globalizacija i obrazovanie // Filosofskie nauki. 2016. № 4 . S.115 - 143.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022