Научная статья на тему 'Глобальные компетенции в профессиональном образовании'

Глобальные компетенции в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОСТДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НАВЫКИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / GLOBAL COMPETENCES / COMPETENCY-BASED APPROACH / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / POST-DISCIPLINARY APPROACH / PROFESSIONAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION SKILLS / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певнева И.В., Табашникова О.Л.

Введение. Формирование глобальных компетенций (далее ГК) у обучающихся всех уровней профессионального образования как основы успешной карьеры и социальной жизни приобретает все большую актуальность в современном быстро меняющемся мире. Решение этой проблемы включает ряд аспектов: во-первых, определение и описание базовых элементов и структуры ГК на основе компетентностного подхода; во-вторых, интерпретацию глобальных компетенций и их составляющих с учетом конвергентных и дивергентных общемировых процессов во всех сферах человеческой деятельности; в-третьих, разработку инструментов, способствующих реформированию образования, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса, процедуры оценивания результатов и рост показателей качества образования. Целью работы является описание базовых элементов и структуры глобальных компетенций, а также обобщение их элементов в виде таблицы для дисциплины «Иностранный язык». Методология. Исследование проведено путем анализа отечественной и зарубежной научной и методологической литературы, нормативно-правовых актов, диссертационных исследований и периодических изданий, а также с помощью метода включенного наблюдения, который дал непосредственную возможность наблюдать и сравнивать методики, используемые для формирования глобальных компетенций в различных университетах и колледжах. Результаты заключаются в описании глобальных компетенций и составляющих их элементов, интегрированных в учебную дисциплину, а также в разработке матрицы сформированности ГК в рамках дисциплины «Иностранный язык» и определении возможностей применения ГК в отечественном образовании. Заключение. Авторы отмечают, что формирование глобальных компетенций является необходимым элементом обучения в рамках профессионального образования, который позволит выпускникам быстро адаптироваться к любым возможным переменам, эффективно развивать свою профессиональную карьеру и успешно конкурировать на мировом рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певнева И.В., Табашникова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL COMPETENCE IN PROFESSIONAL EDUCATION

Introduction. The formation of global competencies (hereinafter GC) in students at all levels of professional education as the basis of a successful career and social life is becoming increasingly important in today’s rapidly changing world. The solution to this problem includes a number of aspects: first, the definition and description of the basic elements and structure of the civil code based on the competence approach; second, the interpretation of global competencies and their components, taking into account convergent and divergent global processes in all spheres of human activity, and third, the development of tools to promote education reform that improve the quality of the educational process, the procedures for assessing the results and the growth of education quality indicators. The aim of the work is to describe the basic elements and structure of global competencies, as well as generalization of their elements in the form of a table for the discipline «Foreign language». Materials and Methods. The study was carried out by analyzing domestic and foreign scientific and methodological literature, statutory instrument, dissertations and periodicals, as well as by the method of included observation, which gave a direct opportunity to observe and compare the techniques used to form global competencies in various universities and colleges. Results. The results consist in the description of global competencies and their constituent elements integrated into the academic discipline, as well as in the development of the matrix of formation of the GC within the discipline «Foreign language» and determining the possibilities of using the GC in domestic education. Conclusion. The authors note that the formation of global competencies is a necessary element of training in the framework of vocational education, which will allow graduates to adapt to any possible changes quickly, effectively develop their professional career and successfully compete in the world labor market.

Текст научной работы на тему «Глобальные компетенции в профессиональном образовании»

ским фактором развития предприятия индустрии питания. В связи с этим необходимо формировать у руководителей разного вида компетенции, в том числе профессиональные, административные, коммуникационные, когнитивные и прочие, для решения формализованных и неординарных проблем на предприятии с учетом специфики сложившейся ситуации. Наряду с компетенциями немаловажными в современных условиях сферы общественного питания являются жесткие и «мягкие навыки», предполагающие профессионализм руководителя, как в соответствии с должностной инструкцией, так и не зависящие от профессиональной деятельности.

Предложенные когнитивные модели компетенций руководителя предприятия общественного питания в сфере принятия управленческих решений позволят выбрать современные практико-ориентированные технологии подготовки специалистов, менеджеров, отвечающих требованиям работодателей и научно-техническому прогрессу.

Литература

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/.

2. Батрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. СПб., 2011. 416 с.

3. Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор. М., 2009. 352 с.

4. Киселева М. С. Ключевые элементы эффективной системы коммуникаций [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 157-160. URL: https://moluch.ru/archive/184/47255/ (дата обращения: 10.04.2019).

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. M., 2011. 304 с.

6. Козлов Л. А. Когнитивное моделирование на ранних стадиях проектной деятельности. Барнаул, 2009. 245 с.

7. Теоретико-методологической подход к инновационному развитию сферы общественного питания / Л. А. Маюрникова, С. В. Новоселов [и др.]. Кемерово, 2014. 200 с.

8. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] // Портал федерация рестораторов и отельеров. URL: https:// refdb.ru/look/2439982.html.

References

1. Atlas novyh professij [Atlas of new professions]. Available at: http://atlas100.ru/ (In Russian).

2. Batrik R. Tekhnika prinyatiya effektivnyh upravlencheskih reshenij [Technique of making effective management decisions]. St. Petersburg, 2011, 416 p. (In Russian).

3. Vertakova Yu. V. Upravlencheskie resheniya: razrabotka i vybor [Management decisions: development and selection]. Moscow, 2009, 352 p. (In Russian).

4. Kiseleva M. S. Klyuchevye elementy effektivnoj sistemy kommunikacij [Key elements of an effective communication system]. Young Scientist, 2017, no. 50, pp. 157-160. Available at: https://moluch.ru/archive/184/47255/ (accessed 10.04.2019). (In Russian).

5. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2011, 304 p. (In Russian).

6. Kozlov L. A. Kognitivnoe modelirovanie na rannih stadiyah proektnoj deyatel'nosti [Cognitive modeling in the early stages of project activity]. Barnaul, 2009, 245 p. (In Russian).

7. Mayurnikova L. А., Novoselov S. V. et al. Teoretiko-metodologicheskoj podhod k innovacionnomu razvitiyu sfery obshchestven-nogo pitaniya [A theoretical-methodological approach to the innovative development of the public catering sphere]. Kemerovo, 2014, 200 p. (In Russian).

8. Professional'nye standarty [Professional standards]. Portal Federation of Restaurateurs and Hoteliers. Available at: https:// refdb.ru/look/2439982.html.

УДК/uDC 377+378:811 И. В. Певнева, О. Л. Табашникова

I. Pevneva, O. Tabashnikova

глобальные компетенции в профессиональном образовании

GLOBAL COMPETENCE IN PROFESSIONAL EDuCATION

Введение. Формирование глобальных компетенций (далее — ГК) у обучающихся всех уровней профессионального образования как основы успешной карьеры и социальной жизни приобретает все большую актуальность в современном быстро меняющемся мире. Решение этой проблемы включает ряд аспектов: во-первых, определение и описание базовых элементов и структуры ГК на основе компетентностного подхода; во-вторых, интерпретацию глобальных компетенций и их составляющих с учетом конвергентных и дивергентных общемировых процессов во всех сферах

человеческой деятельности; в-третьих, разработку инструментов, способствующих реформированию образования, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса, процедуры оценивания результатов и рост показателей качества образования.

Целью работы является описание базовых элементов и структуры глобальных компетенций, а также обобщение их элементов в виде таблицы для дисциплины «Иностранный язык».

Методология. Исследование проведено путем анализа отечественной и зарубежной научной и методологической литературы, нормативно-правовых актов, диссертационных исследований и периодических изданий, а также с помощью метода включенного наблюдения, который дал непосредственную возможность наблюдать и сравнивать методики, используемые для формирования глобальных компетенций в различных университетах и колледжах.

Результаты заключаются в описании глобальных компетенций и составляющих их элементов, интегрированных в учебную дисциплину, а также в разработке матрицы сформированности ГК в рамках дисциплины «Иностранный язык» и определении возможностей применения ГК в отечественном образовании.

Заключение. Авторы отмечают, что формирование глобальных компетенций является необходимым элементом обучения в рамках профессионального образования, который позволит выпускникам быстро адаптироваться к любым возможным переменам, эффективно развивать свою профессиональную карьеру и успешно конкурировать на мировом рынке труда.

Introduction. The formation of global competencies (hereinafter — GC) in students at all levels of professional education as the basis of a successful career and social life is becoming increasingly important in today's rapidly changing world. The solution to this problem includes a number of aspects: first, the definition and description of the basic elements and structure of the civil code based on the competence approach; second, the interpretation of global competencies and their components, taking into account convergent and divergent global processes in all spheres of human activity, and third, the development of tools to promote education reform that improve the quality of the educational process, the procedures for assessing the results and the growth of education quality indicators.

The aim of the work is to describe the basic elements and structure of global competencies, as well as generalization of their elements in the form of a table for the discipline «Foreign language».

Materials and Methods. The study was carried out by analyzing domestic and foreign scientific and methodological literature, statutory instrument, dissertations and periodicals, as well as by the method of included observation, which gave a direct opportunity to observe and compare the techniques used to form global competencies in various universities and colleges.

Results. The results consist in the description of global competencies and their constituent elements integrated into the academic discipline, as well as in the development of the matrix of formation of the GC within the discipline «Foreign language» and determining the possibilities of using the GC in domestic education.

Conclusion. The authors note that the formation of global competencies is a necessary element of training in the framework of vocational education, which will allow graduates to adapt to any possible changes quickly, effectively develop their professional career and successfully compete in the world labor market.

Ключевые слова: глобальные компетенции, компетентностный подход. трансдисциплинарный подход, постдисциплинарный подход, профессиональное образование, иностранный язык, навыки кросс-культурной коммуникации.

Keywords: global competences, competency-based approach, transdisciplinary approach, post-disciplinary approach, professional education, foreign language, cross-cultural communication skills.

Введение

Современное общество подвергается новым глобальным тенденциям и постоянным изменениям — экономическим, культурным, технологическим и экологическим, которые являются частью процесса глобализации. Растущая общемировая взаимозависимость требует поколения профессионалов, которые смогут участвовать в эффективном решении глобальных проблем и занимать активную позицию в социуме. Чаще всего термин «глобальные компетенции»

приходится слышать в связи с участием России в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), в рамках которой осуществляется мониторинг качества общего образования школьников старших классов. Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как «способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству» [1 ]. Однако формирование глобальных компетенций (ГК) не прекращается с окончанием школы. Именно поэтому профессиональное образование любого уровня, на наш взгляд, является основным источником изучения и усвоения знаний о мире для обучающихся нового поколения.

Стоит отметить, что компетентностный подход в образовании сформировался как ответ на процессы глобализации, усиленные тотальной компьютеризацией и интернетизацией, как реакция на постоянную динамику общемировых и внутристрановых изменений в самых различных сферах, в том числе и на рынке труда.

Сегодня, по мнению работодателя, «хороший» сотрудник должен быть не только профессионально подготовлен, но и уметь принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, быть способным к инновациям, уметь работать в команде. Кроме того, современный работник, ориентированный на построение карьеры, должен обладать высоким уровнем психологической устойчивости, готовностью к перегрузкам и стрессовым ситуациям. Поэтому система профессионального образования должна подготовить своих выпускников к любым возможным переменам, развивая у них такие качества, как конструктивность, мобильность, динамизм. Уровень развития этих качеств будет определять конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Другими словами, в современном мире, в котором, как заметил А. Шопенгауэр, «постоянны только изменения», задачей профессионального образования является подготовка обучающихся к успешной деятельности в выбранной ими сфере, формирование у них не только соответствующего набора знаний, но и способности их эффективного использования для решения задач различного уровня сложности, развитие у них таких качеств личности, которые в будущем позволят им самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении важных проблем.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития [2]. Заметим, что еще при разработке проекта «Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника...» группа исследователей в составе К. Е. Аббакумова, А. М. Коточигова, О. Ю. Марковой, Д. В. Пузанкова, А. А. Шехонина и других ученых под руководством профессора Н. Н. Кузьмина (2005 г.) отметила, что «компетентностный подход оказывает серьезное влияние на переориентацию оценочной культуры образования — от оценки знаний, умений и навыков к оценке компетенций» [Цит. по: 3, с. 27].

Сущностная характеристика компетентностной модели отражена в работе коллектива авторов (под редакцией Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова), подготовленной на основе материалов научно-исследовательского проекта «Разработка модели бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»: «В отличие от характерной для действующих ГОС квалификационной модели ком-петентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда» [4].

Многие западные исследователи придерживаются подобного мнения и отмечают, что новые компетентностные подходы способствуют реформированию образования, обеспечивая повышение качества как образовательного процесса, включая процедуры оценивания результатов, так и рост показателей качества результатов обучения [5, с. 111].

Профессор из Германии Ю. Колер считает, что компетенции предполагают особенности, которые заключаются не только в наличии знаний, но и в их осмыслении, а также понимании, как эти знания могут быть использованы, то есть в осознанности, рациональности действий. Такая многомерная трактовка компетенций позволяет рассматривать их как с точки зрения общих спо-

собностей (generic competences), выходящих за рамки конкретных специальностей, так и в разрезе специфики определенной специальности (профессиональных компетенций) [6].

За рубежом занимались проблемами разработки и внедрения методов формирования ГК, осуществляли разработку алгоритмов их диагностики, а также рассматривали вопросы оценивания уровня сформированности у школьников разных возрастов британские и шотландские педагоги Г Битхем, Л. МакГил, А. Литлджон; американские ученые М. Бинкли, О. Эрштад, Дж. Эрман, С. Райзен, М. Рипли и др. [7-8].

Предметом данного исследования выступают глобальные компетенции, формируемые в процессе образования студентов экономических и технических специальностей. Целью работы является описание базовых элементов и структуры ГК, а также обобщение их элементов в виде таблицы в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Сегодня студентам необходимо уметь свободно ориентироваться в иноязычной среде, эффективно принимать участие в переговорах, программах повышения квалификации за рубежом. Несомненно, для этого преподавание как иностранного языка, так и других дисциплин должно ориентироваться на формирование межкультурной глобальной компетенции посредством интеграции в образовательный процесс заданий на развитие навыков критического мышления, межкультурного взаимодействия, толерантности и уважения к реалиям других культур. Методическим и организационным аспектом формирования необходимых компетенций студентов является выбор соответствующих методов, средств и организационных форм обучения.

Методология

Базовые этапы проведения исследования предполагают решение следующих задач:

1) охарактеризовать предпосылки возникновения и развития ГК;

2) проанализировать существующие определения понятий «компетенции», «глобальные компетенции», «компетентностная модель», «компетентностный подход» и других терминов в отечественной и зарубежной методологической литературе, нормативно-правовых документах, периодических изданиях;

3) определить составные элементы и структуру ГК;

4) разработать матрицу сформированности ГК применительно к дисциплине «Иностранный язык»;

5) рассмотреть примеры интеграции ГК в рамках высшего профессионального образования в США;

6) оценить возможности применения ГК в отечественном профессиональном образовании.

В процессе работы проанализирована отечественная и зарубежная научная и методическая

литература, периодические издания, нормативно-правовая документация и результаты диссертационных исследований. Кроме того, использован метод включенного наблюдения, что дало возможность одному из авторов в процессе преподавания и участия в научных и общественных мероприятиях в университетах Индианы (Indiana, United States) и Нью Мексико (New Mexico, United States), а также общественных колледжах и университетах на Среднем Западе США непосредственно наблюдать и проводить сравнительный анализ методик, используемых для формирования ГК в различных вузах США.

Результаты

1. Представления XX столетия о мире быстро устаревают. Глобализация, цифровая революция, массовая миграция и перспектива нестабильного климата порождают новые проблемы и требуют нового типа выпускников профессиональных образовательных организаций. Действительно, все большее число отчетов международных организаций отражают новые требования и возможности, которые эти изменения открывают перед молодежью. Они призывают к более эффективному, актуальному и самостоятельному обучению, которое подготовит молодежь к жизни, конкуренции и сотрудничеству по новому глобальному сценарию. Результатом обычных взаимосвязей является процесс глобализации — процесс небывалого масштаба, захватывающей дух скорости и последствий. Глобализация, ускоряющееся движение товаров, идей, людей и капитала по всему миру уравняли возможности для рабочих во всем мире. И все чаще работодатели ищут компетентных, надежных людей, которые будут работать по приемлемой цене, независимо от местонахождения работника и рабочего места. Таким образом, созда-

ется принципиально новый процесс распределения труда. В развивающихся странах работа, связанная с рутинными задачами или предсказуемыми ответами, выполняется компьютерами или работниками с низким уровнем образования при очень низких затратах на оплату труда. Но для работы, которая требует профессионального мышления и сложных коммуникаций, в любой стране растет спрос на рабочую силу, соответствующую сложности решаемых задач. Заметим, что перечень самых востребованных профессий, прогнозируемых на 2025 г, включает такие, которых не существовало еще десять лет назад (например, сфера технологий и вычислительного мышления, телемедицины, социального интеллекта и новых медиа и др.). Именно в этих сферах деятельности, как прогнозируют футурологи и специалисты в области инноватики, будет преобладать мировая конкуренция.

2. Многие исследователи сходятся во мнении, что ключевой компонент глобальных компетенций — эффективная межкультурная коммуникация и знание иностранного языка. Однако нет единого мнения по поводу объема знания иностранного языка, которое необходимо студенту экономической или технической специальности для достижения уровня сформированности глобальных компетенций [9-10]. Способность к коммуникации на иностранном языке — это навык, возводящий глобальную компетенцию на новый уровень, который с трудом можно отнести к «мягким навыкам» (soft skills), поскольку именно он напрямую определяет успех в профессиональной деятельности сегодняшних студентов профессионального образования. На наш взгляд, профессиональное образование должно стремиться формировать и развивать у обучающихся навыки межкультурного общения, а также способность к принятию и пониманию представителей других культур через транс- и постдисциплинарный подходы [11].

Приходится еще раз констатировать, что однозначно определить термин «глобальные компетенции» непросто. Так, У. Хантер, Дж. Уайт и другие исследователи описывают специалиста, владеющего глобальной компетенцией, как «...человека широкого взгляда, одновременно стремящегося понять культурные нормы и ожидания других людей и способного использовать полученные знания для успешного взаимодействия, коммуникации и эффективной работы вне привычной обстановки» [12, p. 272].

В своем исследовании Д. Дедорф (США) представляет несколько определений глобальной компетенции, из них два определения включают в себя языковую компетенцию и навык иностранного языка. Исходя из этих дефиниций, мы можем сделать вывод, что понятие кросс-культурной компетенции и иноязычной коммуникативной компетенции выступают как ключевые компоненты глобальных компетенций [13].

В проводимом исследовании, и в данной статье в частности, мы придерживаемся определения, принятого комитетом Азиатского центра глобального образования и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Глобальная компетенция — это способность, а также склонность понимать и решать проблемы глобального значения» [14].

3. Общая модель востребованного глобальным миром специалиста непременно включает в себя общекультурную, психолого-педагогическую, фундаментальную и специальную составляющие. К наиболее значимым компонентам модели, на наш взгляд, необходимо отнести:

— формирование основ научного мировоззрения. Формированию научного мировоззрения, общей и профессиональной культуры обучающихся способствует получение основ фундаментальных научных знаний при изучении соответствующих дисциплин и курсов;

— формирование системного мышления студентов. Любая профессиональная задача является по своей сути комплексной, то есть представляет собой систему и требует адекватного своей сложности подхода на основе системного анализа и построения целостной модели ее решения. Кроме того, в современном мире с учетом огромного потока информации чрезвычайно важно уметь эту информацию извлекать из многочисленных источников, в том числе Интернета, правильно систематизировать, рационально и эффективно использовать. Это означает, что каждый специалист обязан обладать навыками систематизации;

— приобретение умений и навыков в использовании глобальных компетенций. Целостная система знаний и соответствующих компетенций не может быть достигнута самопроизвольно и стихийно, ее необходимо целенаправленно формировать в процессе общей профессиональной подготовки.

Современный специалист должен обладать способностью к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия как в устной, так и в письменной

форме, причем и на русском, и на иностранном языках, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, владеть навыками общения с людьми, обладать способностью к самоорганизации и самообразованию.

4. Был определен набор основных навыков, необходимых для подготовки будущих профессионалов. Он варьируется от обучения, мышления и инновационных навыков до навыков, связанных с жизнью и карьерой — от творческого и системного мышления до умения проектировать, проводить оценку и управлять собственной работой для постоянного совершенствования и адаптации к изменениям. Все они предполагают ориентацию на динамическое обучение. Анализ литературы и результаты наблюдений, подкрепленные данными и рекомендациями комитета Азиатского центра глобального образования и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выявил, что глобальные компетенции, к какой сфере они бы не относились, включают в себя четыре необходимых элемента:

— исследование мира,

— распознавание возможностей и мнений,

— способность излагать мысли,

— способность действовать.

Чтобы быть конкурентоспособными, этичными и эффективными работниками, современные студенты должны понимать ключевые темы мирового значения в таких областях, как инженерия, бизнес, наука, история, экология, и других, в которых они могут работать. Они должны научиться мыслить и работать как эксперты, понимать те самые экономические, технологические и социальные силы, которые определяют их жизнь и будущую работу. Возрастающее число учащихся-иммигрантов указывает на увеличение поколения транснациональных мигрантов. В отличие от мигрантов предыдущих поколений и благодаря цифровой революции эти люди, вероятно, будут поддерживать тесные контакты со своими странами, одновременно участвуя в религиозной, экономической, культурной и зачастую политической деятельности в странах своего пребывания. В последние годы во всех странах мира со школьных программ появились инициативы, направленные на углубление международного понимания. Например, в Маастрихтской декларации о глобальном образовании представители Европейского совета выдвинули новые принципы глобального образования, призванного «открыть глаза и умы людей к реалиям мира и пробудить их, чтобы создать в мире больше справедливости и равенства прав человека для всех» [15].

5. Матрица сформированности глобальных компетенций для дисциплины «Иностранный язык» (табл.) разработана по результатам проведенного исследования и с учетом рекомендаций, составленных комитетом Азиатского центра глобального образования и Организацией экономического сотрудничества и развития.

Матрица представляет собой таблицу, которая включает знания, умения, навыки, а также умение их применять, сгруппированные по четырем базовым аспектам глобальных компетенций, а именно: исследование мира, распознавание возможностей и мнений, способность излагать мысли, способность действовать.

Практическое применение матрицы сформированности ГК преподавателем иностранного языка предполагает, во-первых, возможность использовать ее при разработке планов аудиторных занятий и заданий, направленных на развитие глобальных компетенции, как в аудитории, так и за ее пределами. Во-вторых, матрица поможет наглядно оценить уровень сформированности глобальной компетенции у студентов при изучении иностранного языка. В-третьих, матрица может служить основой для разработки заданий для самостоятельной работы обучающихся, направленных на развитие того или иного навыка. Так, для формирования навыка формулирования, выражения мнения и понимания мира в аспекте влияния языка и культуры на восприятие подойдут такие задания по развитию критического мышления, как анализ иноязычных материалов газет и журналов, новостей; сравнительный анализ фактической информации, представленной разными источниками; обсуждение культурно обусловленных интерпретаций; сегментирование информации на факты и мнения; ролевые игры и т. д.

6. Развитие глобальной компетенции обеспечивает включение в образовательный процесс следующих инструментов:

— привлечение обучающихся к решению глобальных проблем. При изучении любой дисциплины у студентов возрастает мотивация и интерес в том случае, когда они видят ее актуаль-

Таблица

Матрица сформированности глобальных компетенций в ходе дисциплины «Иностранный язык»

Исследование мира Распознавание возможностей и мнения Способность излагать мысли Способность действовать

Студенты должны уметь

Использовать знания языка и культуры для определения вопросов и проблем местного, регионального и глобального масштаба Формулировать и выражать свое мнение и понимание мира в аспекте влияния языка и культуры на восприятие Признавать и выражать мнение о том, как люди, говорящие на разных языках, по-разному интерпретируют одну и ту же информацию вербального или невербального характера, и как эта особенность может определять специфику коммуникации и сотрудничества Использовать родной и иностранный языки и знание культуры с целью улучшения условий и решения глобальных проблем

Пользоваться местными и международными источниками и средствами массовой информации на иностранном языке для анализа релевантных сведений и фактов, касающихся важных глобальных вопросов Изучать представления и взгляды других людей, сообществ и подходы в разрезе влияния языка и культуры Использовать иностранный язык в межличностном общении, для перевода, презентаций, включая вербальное и невербальное поведение, а также для стратегии общения с представителями культуры изучаемого языка Использовать лингвистические и культурные знания для составления плана действий с учетом подходов, различных перспектив и потенциальных последствий

Анализировать, интегрировать факты с учетом культурного и лингвистического контекста и с целью составления связанного ответа по глобально значимым вопросам Объяснять, как культурное и языковое взаимодействие влияет на ситуации, события, вопросы и идеи Выбирать и использовать уместную технику и средства общения с носителями языка, представлять глобально значимую информацию, концепции или идеи и уметь использовать иностранный язык в творческой деятельности Использовать родной и иностранный языки и знания межкультурной коммуникации с целью содействия устойчивому развитию общества

Использовать знания языка и культуры для аргументации своей точки зрения и логичных умозаключений по поводу глобально значимого вопроса Исследовать и описывать, как различные уровни владения иностранным языком и доступ к знаниям, технологиям и ресурсам влияют на возможности и качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом Размышлять о том, как использование и знание иностранных языков способствуют эффективной коммуникации, пониманию и сотрудничеству внутри и вне различных культур Анализировать, как владение одним и более иностранным языком способствует улучшению ситуации как на местном и региональном, так и глобальном уровнях

ность для решения основных мировых проблем, создания новых возможностей с целью улучшения условий на любом уровне. Ключевые концепции социальных явлений, таких как миграция и урбанизация, могут быть изучены в глобальном масштабе с использованием количественных, статистических методов, математических моделей и т. п., в то время как творческий подход предоставляет практически неограниченные возможности для изучения глобальных проблем и поиска нестандартных ответов. Как показывают эти примеры, формирование глобальных компетенций включает в себя поиск новых значимых способов переосмысления информации, при этом задача педагога — избегать надуманных или поверхностных связей между явлениями, несуществующих зависимостей и т. п.

— Глобализация обучения и освещение глобальной истории знаний. Содержание изучаемой дисциплины с глобальной точки зрения представляет возможности для углубленного понимания и совершенствования навыков критического мышления. В частности, в процесс изучения иностранного языка с учетом неограниченных возможностей, направленных на развитие гло-

бальных компетенций, включены задания по анализу мировой литературы, ресурсов СМИ, кейс-разборы и т. д. При этом сравнительный анализ обеспечивает еще более благоприятную почву для выявления и оценки перспектив какого-либо общественного события или явления. Например, студенты могут изучить международные усилия по смягчению последствий изменения климата путем проведения анализа политики стран на основе изучения подлинных документов стран-участниц (на иностранном языке). Такой анализ можно расширить посредством тщательного изучения общественного мнения об экологической политике стран, почерпнутой из газет и других источников информации в различных странах [16].

— Обучение в рамках международного сотрудничества. Несомненно, студенты, имеющие опыт академической мобильности, участники программ межкультурного обмена формируют глобальные компетенции быстрее и легче, чем те, у кого нет возможности погрузиться в культуру другой страны. Видеоконференции, социальные сети и другие коммуникационные технологии предоставляют студентам беспрецедентные возможности для изучения и обсуждения вопросов глобального значения с другими учащимися по всему миру аналогично тому, как работают профессионалы в глобальных командах (например, топ-менеджеры крупных транснациональных корпораций) [17-19]. Существует множество способов структурировать подобные взаимодействия между учениками: от научного сотрудничества по общим базам данных до совместных художественных проектов. Возможность обучения через виртуальные каналы также широко доступна для студентов университетов, сотрудников научных организаций, некоммерческих организаций и предприятий.

Заключение

Мир, к которому современная система профессионального образования готовит молодежь, качественно отличается от индустриального мира прошлого. В связи с этим возрастает необходимость приобретения новых навыков, востребованных в XXI веке. Кроме того, необходимо признать возрастающую роль, которую глобальная взаимозависимость будет играть в жизни сегодняшней молодежи.

Подводя итог, еще раз подчеркнем необходимость формирования «глобально компетентных» выпускников системы профессионального образования, которые не только профессионально подготовлены и осведомлены, но и проявляют интерес к изучению мира. Они должны уметь оперировать разными идеями, инструментами, методами и языками, чтобы решать проблемы современного общества. Заметим, что наличие этих компетенций является значимым для любой дисциплины (математики, литературы, истории и др.) и любой сферы деятельности (бизнес, искусство, государственное управление, общественные организации и др.). Сформированность глобальных компетенций будет способствовать как саморазвитию, так и применению накопленного опыта на основе изучения различных точек зрения, обмена мнениями, а также готовности принимать меры по улучшению условий в своем социуме и на глобальной арене, вносить вклад в будущее устойчивое развитие. Таким образом, формирование глобальных компетенций является первоочередной задачей профессионального образования, решение которой обеспечит подготовку выпускников к успешной деятельности в выбранной ими сфере, формирование у них не только соответствующего набора знаний, но и способности эффективного их использования для решения проблем различного уровня сложности, развитие у них таких качеств личности, которые в будущем позволят им самостоятельно действовать в ситуациях возрастающей неопределенности.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [Электронный ресурс]. URL: http://www.centenoko.nu/pisa/pisa_nes.html.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р. URL: http://govennment.nu/media/files/ mlonxfXbbCk .pdf.

3. Ярчак И. Л. Технологическое сопровождение будущих бакалавров в интерактивном обучении деловому общению (на материале иностранного языка) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 208 с.

4. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я. И. Кузьминова [и др.]. М., 2004.

5. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2005. 379 с.

6. Kohlen Jüngen. Eunopäischen Qualifikationennahmen (Eunopean Qualifications Fnamewonk).

7. Beetham H., McGill L., Ittlejohn A. Thriving in the 21st century: Learning literacies for the digital age (LliDA project). Glasgow, UK: the Caledonian Academy, Glasgow Caledonian University, 2009 ; Defining twenty first century skills / M. Binkley, O. Erstad, J. Herman et al. // Assessment and teaching of 21st century skills / eds. P. Griffith, B. McGaw, E. Care. New York, NY, 2010. P. 17-66.

8. Care E., Kim H. Let's aspire, but be realistic: What skills can be taught for the 21st century? [Electronic resource]. URL: https://www.brookings.edu/blog/education-plusdevelopment/2017/01/17/lets-be-realistic-and-thatdoesnt-mean-we-cant-aspire/.

9. Осколова Т. Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности? // Образование и наука. 2014. № 1. С. 28-43.

10. Chan A. D., Fishbein J. A global engineer for the global community // The Journal of Policy Engagement. 2009. Vol. 1, № 2. P. 4-8.

11. Табашникова О. Л. Интегративный подход в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Практический маркетинг. 2018. № 11 (261). С. 31-36.

12. Hunter W. D., White G. P., Godbey G. C. What Does It Mean to be Globally Competent? // Journal of Studies in International Education. 2006. № 10 (3). P. 267-285.

13. Deardorff Darla K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. 2006. № 3. P. 241-266.

14. The Organization for Economic Cooperation and Development [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org.

15. Maastricht Global Education Declaration [Electronic resource]. URL: https://rm.coe.int/168070e540.

16. Reimers F. Citizenship, identity and education: Examining the public purposes of schools in an age of globalization // Prospects (Paris, France). 2006. № 36 (3). P. 275-294.

17. Mazumder A. Making Of A Global Engineer: Culture And Technology // Annual Conference & Exposition. Austin, Texas, 2009.

18. Coatsworth J. H. Globalization, growth, and welfare in history // Globalization: Culture and education in the new millennium / eds. M. Suarez-Orozco, D. Qin-Hilliard. Berkeley ; Los Angeles, California : University of California Press, 2004.

19. Freidheim Scott J. Valuing study abroad: The global mandate for higher education // Remarks to the British Academy, International Conference. 2012. Vol. 27. P. 1-17.

References

1. Programma mezhdunarodnoj otsenki obuchayushhikhsya: Monitoring znanij i umenij v novom tysyacheletii [Program of the international education assessment: knowledge and skills monitoring in the new millenium]. Available at: http://www. centeroko.ru/pisa/pisa_res.html. (In Russian).

2. Kontseptsiya Federal'noj tselevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 god [Concept of the Federal program for education development for 2016-2020]. Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-p. Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (In Russian).

3. Yarchak I. L. Tekhnologicheskoe soprovozhdenie budushhikh bakalavrov v interaktivnom obuchenii delovomu obshheniyu (na materiale inostrannogo yazyka) [Technological support of the future bachelor in the interactive education of business communication]. Ph. D. thesis. Moscow, 2017, 208 p. (In Russian).

4. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniya: perspektivy razvitiya [State educational standards of the higher professional education: the perspectives of development]. Eds. Ya. I. Kuzminova, D. V. Puzankova, I. B. Fedorova, V. D. Shadrikova. Moscow, 2004. (In Russian).

5. Bolonskij protsess: seredina puti [The Bologna Process: on the midway]. Ed. V. I. Bajdenko. Moscow, 2005. 379 p. (In Russian).

6. Kohler Jürgen. Europäischer Qualifikationenrahmen (European Qualifications Framework).

7. Beetham H., McGill L., Ittlejohn A. Thriving in the 21st century: Learning literacies for the digital age (LliDA project). Glasgow, UK, the Caledonian Academy, Glasgow Caledonian University, 2009 ; Binkley M., Erstad O., Herman J., Raizen S., Ripley M., Rumble M. Defining twenty first century skills. Assessment and teaching of 21st century skills. Eds. P. Griffith, B. McGaw, E. Care. New York, NY, 2010, pp. 17-66.

8. Care E., Kim H. Let's aspire, but be realistic: What skills can be taught for the 21st century?. Available at: https://www. brookings.edu/blog/education-plusdevelopment/2017/01/17/lets-be-realistic-and-thatdoesnt-mean-we-cant-aspire/.

9. Oskolova T. L. Globalizatsiya i vysshee obrazovanie: put' k mirovomu grazhdanstvu ili utrata natsional'noj identichnosti? [Globalization and higher education: the way to global citizenship or the loss of the national identity?]. The Education and Science Journal, 2014, no. 1, pp. 28-43. (In Russian).

10. Chan A. D., Fishbein J. A global engineer for the global community. The Journal of Policy Engagement, 2009, vol. 1, no 2, pp. 4-8.

11. Tabashnikova O. L. Integrativnyj podkhod v obrazovatel'nom protsesse: problemy i perspektivy [Intergrative approach in education: challenges and perspectives ]. Practical Marketing, 2018, no. 11 (261), pp. 31-36. (In Russian).

12. Hunter W. D., White G. P., Godbey G. C. What Does It Mean to be Globally Competent? Journal of Studies in International Education, 2006, no. 10 (3), pp. 267-285.

13. Deardorff Darla K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization. Journal of Studies in International Education, 2006, no 3, pp. 241-266.

14. The Organization for Economic Cooperation and Development. Available at: http://www.oecd.org.

15. Maastricht Global Education Declaration. Available at: https://rm.coe.int/168070e540.

16. Reimers F. Citizenship, identity and education: Examining the public purposes of schools in an age of globalization. Prospects (Paris, France), 2006, no. 36 (3), pp. 275-294.

17. Mazumder A. Making Of A Global Engineer: Culture And Technology. Annual Conference & Exposition. Austin, Texas, 2009.

18. Coatsworth J. H. Globalization, growth, and welfare in history. Globalization: Culture and education in the new millennium. Eds. M. Suarez-Orozco, D. Qin-Hilliard. Berkeley, Los Angeles, California, University of California Press, 2004.

19. Freidheim Scott J. Valuing study abroad: The global mandate for higher education. Remarks to the British Academy, International Conference, 2012, vol. 27, pp. 1-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.