Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ / МЕХАНИЗМ РАБОТЫ С НАРУШЕНИЯМИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масникова Кристина Олеговна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

Система государственного финансового контроля является одним из главных инструментов в сфере обеспечения финансовой безопасности государства, поэтому должна функционировать в соответствии направлениями развития экономической безопасности страны. Целью исследования выявить влияние государственного института (Счетной палаты РФ) на развитие системы государственного финансового контроля через призму анализа его модернизации в 2022 году и перспективе двух лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Масникова Кристина Олеговна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE STATE FINANCIAL CONTROL SYSTEM IN 2022

The system of state financial control is one of the main tools in the field of ensuring the financial security of the state, therefore it must function in accordance with the directions of development of the country's economic security. The aim of the study is to identify the influence of the state institution (the Accounting Chamber of the Russian Federation) on the development of the system of state financial control through the prism of the analysis of its modernization in 2022 and the perspective of two years.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ»

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 336.025

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ

MODERNIZATION OF THE STATE FINANCIAL CONTROL

SYSTEM IN 2022

Масникова Кристина Олеговна, студент магистратуры кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, kristina.masnikova@yandex.ru Саадулаева Татьяна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, cta72@mail.ru

Masnikova Kristina Olegovna, Master's student of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-0033, ORCID: https://academy.customs.gov.ru , kristina.masnikova@yandex.ru Tatiana Anatolievna Saadulayeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow

3719

region, 140015), tel. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru , cta72@mail.ru

Аннотация. Система государственного финансового контроля является одним из главных инструментов в сфере обеспечения финансовой безопасности государства, поэтому должна функционировать в соответствии направлениями развития экономической безопасности страны. Целью исследования выявить влияние государственного института (Счетной палаты РФ) на развитие системы государственного финансового контроля через призму анализа его модернизации в 2022 году и перспективе двух лет. Abstract. The system of state financial control is one of the main tools in the field of ensuring the financial security of the state, therefore it must function in accordance with the directions of development of the country's economic security. The aim of the study is to identify the influence of the state institution (the Accounting Chamber of the Russian Federation) on the development of the system of state financial control through the prism of the analysis of its modernization in 2022 and the perspective of two years.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, Счетная Палата РФ, механизм работы с нарушениями, направления развития институтов, экономическая безопасность, целевое использование средств федерального бюджета.

Keywords: state financial control, the Accounts Chamber of the Russian Federation, the mechanism of working with violations, the directions of development of institutions, economic security, targeted use of federal budget funds.

Повышение уровня финансово-экономической безопасности РФ прямо пропорционально эффективности деятельности государства. Это обусловлено модернизацией контрольного механизма с учетом полученных результатов по итогам отчетного периода. То есть система государственного финансового

3720

контроля может обеспечить состояние защищенности российской экономики, если будет нацелена не только на выявление нарушений и их минимизации, а, в первую очередь, на упреждение роста теневого сектора экономики и возникновения рисковых обстоятельств. Для этого ежегодно корректируется и совершенствуется нормативно-правовая база, методы и инструменты реализации деятельности согласно направлениям развития государства в исследуемой области на плановый период.

В целях достижения эффективного функционирования системы государственного финансового контроля необходима модернизация каждого ее элемента, одними из которых выступают государственные институты. Ниже будет проведен анализ направлений развития государственного института - Счетная палата РФ на 2022 год в перспективе двухлетнего периода.

Счетная палата РФ является независимым органом государственной власти, осуществляющий внешний государственный контроль. В 2020 году были введены новые бюджетные правила (4 пакет), происходило полное реформирование бюджетной системы, в том числе произошла трансформация механизма контроля. Был выпущен ряд Федеральных стандартов по государственному финансовому контролю, регламентирующих его основные положения, принципы, применяемый инструментарий и формы отчетности, что полностью обновило нормативно-правовую базу исследуемой области.

По итогам внедрения нового механизма контроля, систем информационного обмена и взаимодействия государственных институтов и тестовому периоду в конце 2021 года были разработаны несколько направлений развития функционирования Счетной Палаты РФ. Далее проанализируем каждый блок.

Первый блок направлений развития касается механизма работы с нарушениями. Коллегия Счетной палаты РФ утвердила обновленные положения в стандартах внешнего государственного аудита (контроля),

3721

Столыпинский вестник №7/2022

которые затрагивают принципы и требования работы с нарушениями и недостатками системного характера.

Согласно обновленным стандартам, к критериям нарушений системного характера относятся:

- повторяемость (то есть неоднократное выявление нарушений у объектов аудита),

существенность (по отдельности или в совокупности) — уровень значимости нарушений,

однородность — нарушения допущены в отношении определенных (одних и тех же) положений правовых актов или в сфере определенных правоотношений,

общность причин — нарушения обусловлены одним или несколькими общими факторами, включая несовершенство регулирования, действия или бездействие регулирующих органов.

Данные критерии включены в блок-схему, отражающую новый механизм работы с нарушениями и недостатками (рисунок 3.1).

Рис.3.1 Новый механизм работы с нарушениями и недостатками6 Кроме того, дополнительный акцент сделан на требованиях не только выявлять сами факты нарушений и недостатков, но и исследовать их причины. Наряду с причинами исследуется выявлялись ли, и если да, то насколько часто

6 Счетная палата: от анализа бюджетного федерализма до инновационного развития// Сетевое издание «Финконтроль»

3722

аналогичные нарушения (недостатки) в прежних проверках, выявлялись ли нарушения у того же объекта аудита и (или) такие же нарушения ранее фиксировались у других объектов проверок. Полученная информация может служить основой для дальнейшего анализа в рамках экспертно-аналитических мероприятий, например для оценки того, является ли допущение таких нарушений (недостатков) системного характера фактором риска. В случае выявления нарушений и недостатков системного характера для устранения их причин Счетная палата будет разрабатывать предложения (рекомендации) с приоритетным статусом. Такие предложения будут направляться объектам аудита в представлениях Счетной палаты и информационных письмах в Правительство РФ, в обе палаты Федерального Собрания, иным заинтересованным органам и организациям.

Второй блок направлений развития деятельности СП РФ включает в себя комплексы мероприятий, касающиеся проблемных отраслей экономики, показатели по которым должны достичь более высоких значений.

Первый комплекс — анализ модели бюджетного федерализма в РФ. Основная идея — совершенствовать межбюджетные отношения в целях оптимизации полномочий и ресурсов между центром и регионами. В рамках данного комплекса будут осуществлены:

- «анализ реализации полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъектов РФ в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- проверка целевого и эффективного использования кредитов федерального бюджета, предоставленных субъектам РФ в 2017-2021 годах. За указанный период государственный долг отдельных регионов увеличился более чем в два раза. В 2021 году субъектам РФ предоставлялись бюджетные кредиты для замещения ими дорогостоящих коммерческих, кроме того, была проведена

3723

реструктуризация ранее предоставленных бюджетных кредитов и запущен механизм инфраструктурных кредитов. Доля бюджетных кредитов в объеме государственного долга некоторых регионов превышает 60 процентов. Предстоящая проверка обеспечит контроль целевого и эффективного использования бюджетных кредитов регионами;

- анализ отдельных неналоговых доходов, взимаемых в бюджеты субъектов РФ, включая оценку эффективности эксперимента по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор), в 2018-2021 годах. Цель мероприятия — оценка потенциала увеличения доходов и подготовки соответствующих рекомендаций.

Второй комплекс — аудит внешних и внутренних вызовов глобального энергоперехода для России. Основная его цель — содействие оптимальному реагированию на угрозы и вызовы глобального энергоперехода для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Третий комплекс — аудит государственных мер в сферах инновационной политики и технологического развития. Он нацелен на содействие трансформации экономики России в инновационную в части устранения ограничений для развития технологических инноваций, который включает:

- анализ мер государственной поддержки в 2019-2021 годах и истекшем периоде 2022 года в области финансирования научно-технологических (инновационных) проектов через кредитные организации и институты развития;

- проверку результативности использования средств федерального бюджета и оценка результатов реализации мероприятий Национальной технологической инициативы в 2016-2022 годах;

3724

- анализ достигнутых результатов Стратегии научно-технологического развития и инструментов ее реализации в 2016-2021 годах.»[4] Таким образом приоритеты в деятельности Счетной палаты на ближайший период сместятся в область реализации государственных программ, выявления факторов риска, оказывающих влияние на возникновение нарушений, будет проведет их анализ с целью разработки мероприятий по их минимизации и предупреждению. В 2022 году Счетная палата планирует провести 394 мероприятия из них 87 по поручениям, в том числе — 23 по поручениям Президента РФ.

Содействие Счетной палаты в устранении причин нарушений и недостатков, носящих системный характер, представляет особую важность с точки зрения эффективности внешнего государственного контроля и государственного управления в целом. Речь идет о действенных инструментах в борьбе с классом нарушений, создающим наиболее опасные риски для работы системы государственного управления. Обновленный инструментарий Счетной палаты позволит снизить «воспроизводство нарушений», помочь объектам контроля не допускать «вынужденные нарушения», обусловленные несовершенством регулирующих их работу правил или административных процедур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 Ж1-ФЗ URL:http://www.consultant.ra/document^ons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 23.05.2022).

2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс

3. Самаруха В.И. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В И. Самаруха, И.В.

3725

Деревцова. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2019 - 160 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1648060870&tld=ru&lang=ru&name= %D0%9F%D0% (дата обращения: 23.05.2022).

4. Поиск нарушений и недостатков системного характера — новация стандартов госаудита Счетной палаты// Сетевое издание «Финконтроль» 14.01.2022. URL: https://rufincontrol.ru/article/434818/(дата обращения: 24.05.2022)

5. Счетная палата: от анализа бюджетного федерализма до инновационного развития// Сетевое издание «Финконтроль» 10.02.2022. URL: https://rufincontrol.ru/article/437854/(дата обращения: 24.05.2022)

References

1. Federal Law "On the Accounts Chamber of the Russian Federation" dated 05.04.2013 N41-FZ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (date of appeal: 23.05.2022).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 N 208 "On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" // SPS ConsultantPlus

3. Samarukha V.I. State financial control in the Russian Federation [Electronic resource] : textbook. manual / In I. Samarukha, I.V. Derevtsova. - Irkutsk : Publishing House of BSU, 2019 - 160 p. URL: https://docs .yandex.ru/docs/view?tm=1648060870&tld=ru&lang=ru&name=%D0%9F% D0 % (date of application: 05/23/2022).

4. Search for violations and deficiencies of a systemic nature — innovation of the standards of the state audit of the Accounting Chamber// Online publication "Fincontrol" 14.01.2022. URL: https://rufincontrol.ru/article/434818 /(accessed: 05/24/2022)

3726

5. The Accounting Chamber: from the analysis of fiscal federalism to innovative development// Online publication "Fincontrol" 10.02.2022. URL: https://rufincontrol.ru/article/4

© Масникова К.О., Саадулаева Т.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

Для цитирования: Масникова КО., Саадулаева ТА. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

3727

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.