Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедова Марина Игоревна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается роль и место ресурсов в системе обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации и построение механизма защиты экономики и финансов страны. В настоящее время ресурсы являются важнейшим инструментом в нейтрализации внутренних и внешних угроз и поддержании экономики на стабильно развивающемся уровне. В статье даётся основной перечень таких угроз экономической безопасности, которые призваны нейтрализовать именно финансовые ресурсы. Поэтому в целях анализа в статье были рассмотрены государственные финансовые ресурсы в виде поддержки малого и среднего предпринимательства (далее МСП) по разным годам и видам мер. Дана оценка эффективности работы проведенных мер, через анализ и сравнение влияния их на индекс деловой активности МСП, а также на прирост ВВП. После проведения анализа в статье даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию использования финансовых государственных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедова Марина Игоревна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE USE OF STATE FINANCIAL RESOURCES IN ENSURING THE FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the role and place of resources in the system of ensuring financial and economic security of the Russian Federation and the construction of a mechanism to protect the economy and finances of the country. Currently, resources are the most important tool in neutralizing internal and external threats and maintaining the economy at a steadily developing level. The article provides a basic list of such threats to economic security, which are designed to neutralize financial resources. Therefore, for the purpose of analysis, the article considered state financial resources in the form of support for small and medium-sized enterprises (hereinafter referred to as SMEs) for different years and types of measures. An assessment of the effectiveness of the measures carried out is given, through analysis and comparison of their impact on the SME business activity index, as well as on GDP growth. After the analysis, the article provides recommendations for further improvement of the use of financial state resources.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Столыпинский вестник №3/2022

Научная статья Original article

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPROVING THE USE OF STATE FINANCIAL RESOURCES IN ENSURING THE FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Дедова Марина Игоревна, студент магистратуры кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, 98marinad@gmail .com

Саадулаева Татьяна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, cta72@mail.ru

Dedova Marina Igorevna, Master's student of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-0033, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, 98marinad@gmail.com

Столыпинский вестник

Saadulayeva Tatiana Anatolievna , Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, cta72@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль и место ресурсов в системе обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации и построение механизма защиты экономики и финансов страны. В настоящее время ресурсы являются важнейшим инструментом в нейтрализации внутренних и внешних угроз и поддержании экономики на стабильно развивающемся уровне. В статье даётся основной перечень таких угроз экономической безопасности, которые призваны нейтрализовать именно финансовые ресурсы. Поэтому в целях анализа в статье были рассмотрены государственные финансовые ресурсы в виде поддержки малого и среднего предпринимательства (далее МСП) по разным годам и видам мер. Дана оценка эффективности работы проведенных мер, через анализ и сравнение влияния их на индекс деловой активности МСП, а также на прирост ВВП. После проведения анализа в статье даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию использования финансовых государственных ресурсов. Annotation. The article examines the role and place of resources in the system of ensuring financial and economic security of the Russian Federation and the construction of a mechanism to protect the economy and finances of the country. Currently, resources are the most important tool in neutralizing internal and external threats and maintaining the economy at a steadily developing level. The article provides a basic list of such threats to economic security, which are designed to neutralize financial resources. Therefore, for the purpose of analysis, the article considered state financial resources in the form of support for small and medium-sized enterprises (hereinafter referred to as SMEs) for different years and types of

measures. An assessment of the effectiveness of the measures carried out is given, through analysis and comparison of their impact on the SME business activity index, as well as on GDP growth. After the analysis, the article provides recommendations for further improvement of the use of financial state resources. Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, риски финансово-экономической безопасности, финансовые ресурсы, использование государственных финансовых ресурсов, меры поддержки, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Keywords: financial and economic security, risks of financial and economic security, financial resources, use of public financial resources, support measures, small and medium-sized enterprises.

Финансово-экономическая безопасность государства в целом строится из финансово-экономических безопасностей каждого экономического субъекта страны и национальной экономической системы. Поэтому вопрос обеспечения финансово-экономической безопасности является комплексной задачей, решаемой всеми субъектами экономической системы. Эффективность деятельности как крупных производственных комплексов, так и малых и средних предприятий и домохозяйств во многом зависит от функционирования этой многоконтурной системы [2-3].

Обеспечение финансово-экономической безопасности строится в применении и использовании различных видов ресурсов. При этом именно государственные финансовые ресурсы определяют важную роль в развитии и поддержании на стабильном уровне экономических субъектов. Так, государственные финансовые потоки (трансферы) помогают малым экономическим субъектам не только оставаться на стабильном финансовом уровне, но и повысить их экономическую активность [5].

Процессы формирования и использования финансовых ресурсов экономических субъектов и государства подвержены различным видам угроз,

которые напрямую воздействуют на финансово-экономическую безопасность страны. Эти угрозы имеют характер внутреннего и внешнего воздействия. Угрозы внутреннего воздействия связаны с процессом администрирования, распределения и использованием финансовых ресурсов государства, то есть возникают от внутреннего государственного управления. Но в нынешних условиях функционирования экономики особую роль играют именно внешние угрозы [6]. Угрозы внешнего воздействия на финансово-экономическую безопасность возникают из-за существующей глобализации и интеграции экономик стран. В то же время данные угрозы несут в себе нарастающую взаимозависимость экономик мира и экономических связей, влияя на мировую финансовую ситуацию и на изменение содержания финансовых потоков. При этом среди угроз национальной безопасности Российской Федерации особое место занимают следующие угрозы, прописанные в Стратегии экономической безопасности до 2030 года (рис. 1) [1].

отсутсвие доступа к зарубежным инвестиционным ресурсам

волатильность финансовых рынкоа

не участие РФ в международых финансовых организациях

подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам

неблагоприятный инвестиционный климат

ограниченность

доступа к долгосрочным финансовым ресурсам

Рис. 1 Угрозы финансово-экономической безопасности [1]

Из приведённого списка угроз, заметно, что одним из важнейших направлений совершенствования обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации является развитие и использование финансовых ресурсов. При этом именно грамотно использованные финансовые ресурсы помогают выбраться из затруднительных финансовых положений субъектам экономики и нейтрализовать имеющиеся угрозы. Так, в предкризисные моменты и возрастающем уровне угроз, правительство РФ поддерживает отечественные предприятия различными финансовыми способами, благодаря государственным финансовым ресурсам.

Ниже представлена таблица 1, показывающая сумму помощи в виде финансовых государственных ресурсов направленных на поддержку отечественных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Денежные средства на данные меры направляются из резервного фонда Правительства РФ и Пенсионного фонда.

Таблица 1[7,8]

Меры поддержки предприятий и индивидуальных предпринимателей

пострадавших от различных рисков в период 2020- нач. 2022 гг.

Меры поддержки в 2020 г. Меры поддержки в 2021 г. Меры поддержки в нач. 2022 г.

- 290,7 млрд руб. снижение тарифов страховых взносов для малого и среднего предпринимательства (МСП) с 30 % до 15 % (бессрочная мера с 01.04.20), - 20,0 млрд руб. -снижение - 500 млрд руб. снижение тарифов страховых взносов для малого и среднего предпринимательства (МСП) с 30 % до 15 %; - 20,0 млрд руб. -снижение фиксированного тарифа Снижение тарифов страховых взносов для малого и среднего предпринимательства (МСП) с 30 % до 15 %; - 9 млрд руб. - взнос Российской Федерации в уставный капитал акционерного общества "Федеральная корпорация

фиксированного тарифа страховых взносов на по развитию малого и

страховых взносов на ОПС на 1 МРОТ для ИП; среднего

ОПС на 1 МРОТ для ИП - 0,5 млрд руб. субсидии предпринимательства" в

(1,6 млн ИП) - на весь на возмещение в 2021 целях поддержки

год; году затрат субъектам субъектов малого и

- 81,2 млрд руб.- малого и среднего среднего

субсидии на сохранение предпринимательства на предпринимательства

работников для ИП, оплату банковских (18.03.2022);

МСП (ЮЛ) в комиссий при - 14,3 млрд руб. субсидии

пострадавших отраслях осуществлении перевода из федерального бюджета

(с 24.04.20); денежных средств российским кредитным

- 11,6 млрд руб. - физическими лицами; организациям в целях

субсидии на - 1 млрд руб. субсидии на возмещения

дезинфекцию для ИП, компенсацию 50% недополученных ими

МСП (ЮЛ), СОНКО (с расходов на покупку доходов по кредитам,

15.07.20); российского выданным в 2019 - 2024

- 15,4 млрд руб. - программного годах МСП (23.03.2022);

налоговый капитал для обеспечения (ПО) (с - 2 млрд руб. - субсидии на

самозанятых в сумме 1 01.07.2021); компенсацию 50%

МРОТ (с 01.07.20 по - 38,5 млрд руб. - расходов на покупку

конец 2020) единовременные российского

- 1,4 млрд руб. - выплаты из расчёта один программного

субсидия самозанятым МРОТ (12 792 рубля) на обеспечения (ПО) (с

на компенсацию налога, одного сотрудника на 01.01.2022)

уплаченного в 2019 г. поддержку бизнеса из - 1 млрд руб. субсидии

наиболее пострадавших кредитным организациям

отраслей в период на возмещение

режима выходных дней (с недополученных ими доходов по кредитам,

01.11.2021 по конец выданным в 2021 году

2021). юридическим лицам и

индивидуальным

предпринимателям на

восстановление

предпринимательской

деятельности

(27.02.2022);

- 37,1 млрд. руб. субсидии

кредитным организациям

на возмещение

недополученных доходов

по кредитам, выданным на

приобретение

приоритетной для

импорта продукции.

Из таблицы 1, заметно как из года в год увеличивается количество мер поддержки со стороны государства, при этом, прежде всего они направлены на поддержку малых и средних предприятий значимых отраслей экономики. На протяжении всего рассматриваемого периода в целях уменьшения налоговой нагрузки на работодателей были снижены страховые взносы до 1215% для всей базы оплаты труда. Но стоит отметить, что снижение ставки взносов не привело к снижению доходов Пенсионного фонда РФ, а наоборот смогло их повысить. Произошло это по причине ухода работодателей от принципа выплат заработной платы в конвертах в результате налогооблагаемая база выросла и количество предпринимателей, которые начали платить взносы, компенсировало снижение ставки.

Чтобы рассмотреть эффективность работы выделяемых средств и степень нейтрализации возникших угроз в российской экономике, и как следствие уровень финансово-экономической безопасности государства, следует сравнить то, как данные меры влияют на экономическую активность субъектов МСП и количество произведённых товаров и услуг за рассматриваемый период. Степень работы МСП хорошо отражает индекс RSBI. Расчёт данного индекса производится по 9 различным критериям, описывающим бизнес-активность МСП. Если значение индекса RSBI выше 50 пунктов это означает положительную деловую активность, а ниже 50 пунктов, наоборот отрицательную [9]. Ниже представлен рисунок оценки влияния выделяемых сумм на поддержку МСП на значение индекса и как следствие на прирост ВВП. Как видно из рисунка 2, они с данным индексом имеют положительную корреляционную зависимость.

Рис . 2 Влияние выделяемых государственных финансовых ресурсов на деловую активность МСП за 2020 - нач. 2022 гг. [7]

Из рисунка 2 заметно резкое повышение сумм мер поддержки при резком падении индекса ЯБЫ и как следствие отрицательном росте ВВП в марте 2020 г. При этом уже имеющейся отрицательной деловой активности МСП (индекс ЯБЫ < 50 пунктов) в начале 2020 года, меры поддержки пока ещё не вводились, что говорит о несвоевременном реагировании государства на возникшие риски. В последующем году показатель индекса восстановился и деловая активность индекса пришла в норму, произошло это в том числе и благодаря повышению количества мер поддержки, но в большей степени от отмены ковидных ограничений. Также при восстановлении значении индекса в последующем восстанавливается прирост ВВП к уровню 2019 года. Что касается мер поддержки в 2021 году, то они имели накопительный эффект и в ноябре - декабре 2021 года имели наивысшее значение, как только ситуация стабилизируется в начале 2022 года они резко сокращаются. Но в феврале-марте российская экономика сталкивается с новыми угрозами, что приводит к резкому отрицательному изменению индекса ЯБЫ, и как следствие это привело к росту мер поддержки, что в прогнозе также будет иметь накопительный эффект и поддержит субъекты МСП в нынешних непростых условиях.

Таким образом, несмотря на наличие большого количества мер поддержки и институтов поддержки малого предпринимательства, они имели не мгновенный эффект своего действия, что говорит о потенциале и возможности наращивания других доступных мер [10]. Так, исследование проблем поддержки малого и среднего предпринимательства позволило выделить следующие механизмы, которые будут способствовать развитию МСП:

— увеличение быстроты принятия решений по введению новых мер поддержки и нейтрализации угроз финансово-экономической безопасности;

— распространение ставки - 15% страховых взносов на весь российский бизнес.

— упрощение механизма процедур при предоставлении мер поддержки;

— доступность различных форм финансирования предпринимательской деятельности;

— проведение ряда мероприятий с целью сделать информацию о существующих мерах поддержки МСП более доступной;

— увеличение объёмов государственных гарантий по предоставлении кредитов МСП;

— создание платформ субсдированного финансирования по предоставлению беспроцентных кредитов.

Таким образом, предложенные меры будут способствовать не только высокому уровню поддержки отечественного бизнеса со стороны государства, но и более эффективному использованию государственных финансовых ресурсов. При этом имея значительный эффект на российский бизнес, поддерживая его, происходит его высокая деловая активность, что напрямую влияет на увеличение налоговых выплат и как следствие, наращению государственных финансовых ресурсов.

Литература

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.

2. Глоба А.П., Соколов А.П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику // Индустриальная экономика № 3. 2020 С. 39-44 Текст: электронный // — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-period-pandemii-v-rossii-gosudarstvennaya-podderzhka-i-otsenka-vliyaniya-na-ekonomiku

3. Качанова Л.С. Нетарифные методы таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции как инструмент

импортозамещения в контексте обеспечения экономической безопасности государства / Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - .№5. - С. 26-30.

4. Качанова Л.С. Таможенное регулирование экспорта продукции аграрного сектора в условиях обеспечения продовольственной безопасности государства Л.С. Качанова, Ю.Е. Шабашева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №12 (137). - С. 159-164.

5. Козлова Ю.М. Совершенствование ресурсного обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации // Инновационная наука № 11-4/2021. С.57-59 Текст: электронный // — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-resursnogo-obespecheniya-finansovo-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii

6. Чуйков А.С. Обеспечение финансово-экономической безопасности государства // Economy and Business № 2(84). 2022 С. 217-220 Текст: электронный // — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovo-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva

7. Официальный сайт Правительства Российской Федерации — URL: http://government.ru/docs/

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/

9. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» — URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030" // SPS ConsultantPlus.

2. Globa A.P., Sokolov A.P. Small and medium-sized businesses during a pandemic in Russia: state support and assessment of the impact on the economy // Industrial Economics No. 3. 2020 P. 39-44 Text: electronic // - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-period-pandemii-v-rossii-gosudarstvennaya-podderzhka-i-otsenka-vliyaniya-na-ekonomiku

3. Kachanova L.S. Non-tariff methods of customs regulation of imports of agricultural products as an instrument of import substitution in the context of ensuring the economic security of the state / L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 5. - S. 2630.

4. Kachanova L.S. Customs regulation of the export of agricultural products in the context of ensuring food security of the state L.S. Kachanova, Yu.E. Shabasheva // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 12 (137). - S. 159-164.

5. Kozlova Yu.M. Improving the resource support of the financial and economic security of the Russian Federation // Innovative Science No. 11-4/2021. C.57-59 Text: electronic // - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-resursnogo-obespecheniya-finansovo-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii

6. Chuikov A.S. Ensuring the financial and economic security of the state // Economy and Business No. 2 (84). 2022 S. 217-220 Text: electronic // - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovo-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva

7. Official website of the Government of the Russian Federation - URL: http://government.ru/docs/

8. Official website of the Federal Tax Service - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/

9. Official website of the All-Russian public organization of small and medium-sized businesses "Support of Russia" - URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/

10. Kachanova L.S. Monitoring and evaluation of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, T.A. Saadulaeva // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 9 (134). - S. 528-531.

© Дедова М.И., Саадулаева Т.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.

Для цитирования: Дедова М.И., Саадулаева Т.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.