Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / КАРТА РИСКОВ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масникова Кристина Олеговна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

В современной России возникает необходимость в обеспечении состояния финансово- экономической безопасности, которое складывается из многих направлений. Одним из которых является проведение государственного финансового контроля и аудита в целях качественного управления государственными финансами, минимизации рисков и повышения эффективности использования средств федерального бюджета. Наиболее важным аспектом в данном механизме выступает информационный обмен и согласованная деятельность государственных институтов. Поэтому целью исследования является анализ взаимодействия государственных институтов при реализации государственного финансового контроля на примере Счетной Палаты РФ и Федерального Казначейства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Масникова Кристина Олеговна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF STATE INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STATE FINANCIAL CONTROL AND AUDIT

In modern Russia, there is a need to ensure the state of financial and economic security, which consists of many directions. One of them is to conduct state financial control and audit in order to manage public finances efficiently, minimize risks and increase the efficiency of using federal budget funds. The most important aspect in this mechanism is information exchange and coordinated activities of state institutions. Therefore, the purpose of the study is to analyze the interaction of state institutions in the implementation of state financial control on the example of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federal Treasury of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА»

Научная статья Original article УДК 336.148

Столыпинский вестник №1/2022

Столыпинский

вестник

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ И АУДИТА

INTERACTION OF STATE INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STATE FINANCIAL CONTROL AND AUDIT

Масникова Кристина Олеговна, студент магистратуры кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, kristina.masnikova@yandex.ru Саадулаева Татьяна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, cta72@mail.ru

Masnikova Kristina Olegovna, Master's student of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4

Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-0033, ORCID: https://academy.customs.gov.ru , kristina.masnikova@yandex.ru Tatiana Anatolievna Saadulayeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru , cta72@mail.ru

Аннотация. В современной России возникает необходимость в обеспечении состояния финансово- экономической безопасности, которое складывается из многих направлений. Одним из которых является проведение государственного финансового контроля и аудита в целях качественного управления государственными финансами, минимизации рисков и повышения эффективности использования средств федерального бюджета. Наиболее важным аспектом в данном механизме выступает информационный обмен и согласованная деятельность государственных институтов. Поэтому целью исследования является анализ взаимодействия государственных институтов при реализации государственного финансового контроля на примере Счетной Палаты РФ и Федерального Казначейства РФ.

Abstract. In modern Russia, there is a need to ensure the state of financial and economic security, which consists of many directions. One of them is to conduct state financial control and audit in order to manage public finances efficiently, minimize risks and increase the efficiency of using federal budget funds. The most important aspect in this mechanism is information exchange and coordinated activities of state institutions. Therefore, the purpose of the study is to analyze the interaction of state institutions in the implementation of state financial control on the example of the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Federal Treasury of the Russian Federation.

Ключевые слова: бюджетный контроль, государственный финансовый контроль, Счетная Палата РФ, Федеральное Казначейство РФ, информационный обмен, карта рисков, контрольные мероприятия. Keywords: budget control, state financial control, Accounts Chamber of the Russian Federation, Federal Treasury of the Russian Federation, information exchange, risk map, control measures.

Реализация одного из направлений обеспечения финансовой безопасности государства заключается в проведении государственного контроля и аудита.

«Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.»[2] В виду обширности подконтрольной области государственный финансовый контроль в целях эффективности проводимых мероприятий подразделяется на несколько видов:

- налоговый контроль;

- банковский надзор;

- валютный контроль;

- страховой надзор;

- таможенный контроль;

- контроль на рынке ценных бумаг;

- бюджетный контроль;

- финансовый мониторинг.

В основу данного деления легли аспекты финансовой деятельности государства с одной стороны и направления жизнедеятельности общества в лице физических и юридических лиц.

Рассматривая финансовую деятельность с позиции государственных институтов, следует углубленно изучить механизм бюджетного контроля, а именно взаимодействие государственных институтов при его осуществлении. Это обусловлено тем, что любая деятельность в аспекте финансов прямо или косвенно связанна с такой категорией, как «бюджет», которая является главным финансовым законом страны и обеспечивает ее функционирование. Поэтому особое значение имеет качество проводимого контроля, которое может достигаться путем повышения эффективности взаимодействия между участниками и полнотой обмениваемой информации, в том числе на различных этапах бюджетного процесса (рисунок 1). Стоит отметить, что государственными институтами в данном механизме выступают органы государственной власти в сфере финансов.

Рис.1 Место бюджетного контроля в системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации1 Нормативно-правовые акты закрепляют два вида осуществления государственного финансового контроля: внутренний и внешний. Ниже на рисунке 2 отображена функциональная роль внутреннего и внешнего

1 Составлено автором. Источник: Измоденов, А. К. И37 Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие

государственного контроля в механизме управления государственными финансами.

Рис.2 Роль внутреннего и внешнего государственного контроля в механизме управления государственными финансами2

Таким образом, внутренний финансовый контроль осуществляется исполнительными органами государственной власти, в целях контроля за расходованием средств федерального бюджета получателями, а внешний финансовый контроль является независимым и опирается на результаты внутреннего финансового контроля и представляет выводы об эффективности управления государственными финансами системой органов государственной власти.

Внутренний финансовый контроль проводит Федеральное Казначейство Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.265 БК РФ и Федеральными стандартами внутреннего финансового контроля. Казначейство осуществляет свои функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. В РФ действует система единого лицевого счета и система казначейских платежей, где ФК РФ выступает в роли регулятора и контролера соответствующих операций с момента поступления денежных средств на лицевые счета. Данное

2 Составлено автором. Источник: Измоденов, А. К. И37 Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие

казначейское сопровождение регламентируется постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 №2024.

Внешний государственный финансовый контроль осуществляет Счетная палата РФ, также являясь полностью организационно независимым от проверяемых государственных органов институтом и президентом ИНТОСАИ с 2019 по 2022 год. Деятельность Счетной палаты в изучаемой области регламентируется п.2 ст.265 БК РФ, ФЗ -41 от 05.04.2013 «О Счетной палате Российской Федерации», стандартами и регламентами СП РФ, а также иными законами и решениями, принимаемыми на разных уровнях. Счетная Палата проводит анализ выявленных отклонений по показателям, проводит проверку мероприятий по их устранению и в случае нарушений передает информацию в правоохранительные органы.

Следует отметить, что между внутренним и внешним контролем наблюдается последовательная связь, которая обуславливает тесное информационное взаимодействие по таким аспектам, как: соотнесение Планов контрольных мероприятий, обмен информации о результатах проведенных проверок и выявленных нарушениях, совместная разработка Карты рисков и рекомендаций по их устранению. В целях повышения качества информационного обмена и подключения Счетной Палаты к системе, оператором которой является Казначейство было подписано Соглашение об информационном взаимодействии СП РФ и ФК РФ, которое определяет принципы, порядок подключения и перечень информации для совместного доступа (рисунок 3).

Орган внешнего государственного финансового контроля (Счетная палата Российская Федерация)

Российской Федерации в соответствии со ст.14

от QS.04.2013 № 41-ФЗ

Карта рисков Счетной палаты

Орган внутреннего государственного финансового контроля (Федеральное казначейство)

1лавные С050

распорядители категория

бюджетных целей Л средств

Полномочия Федерального казначейства в соответствии сост.269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Карта рисков Федерального казначейства (как органа внутреннего г осу дара венного финансового контроля)

1

1 Внутоенний контсюль <- П Внутренний аудит

Карта аиутратаго контроля (риооа) 1 Карта рисков 1.1

Карта «кутр—ччо контроля (риооа) 2 Карта рисков 1.2

Карта амутраииаго «играл* (рисаоа) 3 Карта рисков 1.3 J

Рис.3 Схема взаимодействия Счетной Палаты РФ и Федерального

Казначейства по вопросам формирования Карт рисков3 В целях повышения эффективности взаимодействия обозначенных государственных институтов была создана Рабочая группа. По итогам 3 лет на конец 2021 года были достигнуты следующие результаты: сопоставлены и обновлены подходы институтов в рамках контрольной деятельности, систематизированы классификаторы нарушений, при формировании планов работ исключается дублирование мероприятий, запущен процесс информатизации и цифровизации, а также внедряется риск-ориентированный подход. Таким образом, взаимодействие исследуемых государственных институтов оказывает огромное влияние на качество и эффективность осуществляемого контроля. При повышении уровня информационного обмена и согласованности мероприятий снижается нагрузка как на объекты контроля, в случае дублирования проверок, так и на контроллеров, что существенно влияет на результат оценки использования средств федерального бюджета, тем самым поднимая уровень состояния безопасности финансово-экономической сферы в деятельности государства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.03.2022). URL:

3 Составлено автором. Источник: Измоденов, А. К. И37 Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/7f756f0b351492 331efccfd82ac5f928dcf7bbea/ (дата обращения: 23.05.2022).

3. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от

05.04.2013 N 41-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 23.05.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 17.12.2021) «О Федеральном казначействе». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50565/ (дата обращения: 23.05.2022).

5. Самаруха В.И. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В И. Самаруха, И.В. Деревцова. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2019 - 160 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1648060870&tld=ru&lang=ru&name= %D0%9F%D0% (дата обращения: 23.05.2022).

6. Измоденов, А. К. Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон.ун-та], 2020. — 109с

7. Соглашение об информационном взаимодействии СП РФ и ФК РФ от 16 мая 2014 г.

8. Отчет о выполнении Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства РФ на 2021 г. (утв. 19.12.2022)

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of

21.07.2014 N 11-FKZ) // SPS ConsultantPlus.

2. "Budget Code of the Russian Federation" dated 31.07.1998 N 145-FZ (as amended on 14.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/7f756f0b351492 331efccfd82ac5f928dcf7bbea / (date of appeal: 23.05.2022).

3. Federal Law "On the Accounts Chamber of the Russian Federation" dated 05.04.2013 N 41-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621 / (date of appeal: 23.05.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of 01.12.2004 N 703 (ed. of 17.12.2021) "On the Federal Treasury". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50565 / (date of reference: 05/23/2022).

5. Samarukha V.I. State financial control in the Russian Federation [Electronic resource] : textbook. manual / In I. Samarukha, I.V. Derevtsova.

6. Izmodenov, A. K. Fundamentals of state control, supervision and audit: textbook. manual; M-in science and higher. education grew. Federation, Ural State Economy. un-T. — Yekaterinburg: [Publishing house of the Ural State Economy.un-ta], 2020. — 109c

7. Agreement on information interaction between the Joint Venture of the Russian Federation and FC of the Russian Federation dated May 16, 2014.

8. Report on the implementation of the Control Measures Plan of the Federal Treasury of the Russian Federation for 2021 (approved on 12/19/2022)

© Масникова К.О., Саадулаева Т.А., 2022 Научный сетевой журнал

«Столыпинский вестник» №2/2022.

Для цитирования: Масникова К.О., Саадулаева Т.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В АСПЕКТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА//

Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.