Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ / ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ / ГАС "ВЫБОРЫ" / ГОСУСЛУГИ / ELECTION LAW / VOTING IN ELECTIONS / PROTECTION OF ELECTION DOCUMENTS / STATE ELECTION / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутяйкин Илья Александрович, Половинкина Анастасия Константиновна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся электронных способов голосования в РФ и за рубежом, модернизации избирательного бюллетеня, защиты голоса избирателя от фальсификации, использования современных информационных и электронных систем для упрощения процесса голосования и снижения риска фальсификации избирательных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE VOTING PROCESS IN THE ELECTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues related to electronic voting methods in Russia and abroad, modernization of the election ballot, protection of the voter's vote from falsification, use of modern information and electronic systems to simplify the process of voting and reduce the risk of falsification of electoral documents.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.8

БУТЯЙКИН И.А., ПОЛОВИНКИНА А.К.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: избирательное право, голосование на выборах, защита избирательных документов, ГАС «Выборы», госуслуги.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся электронных способов голосования в РФ и за рубежом, модернизации избирательного бюллетеня, защиты голоса избирателя от фальсификации, использования современных информационных и электронных систем для упрощения процесса голосования и снижения риска фальсификации избирательных документов.

BUTYAYKIN, I. A., POLOVINKINA, A. K MODERNIZATION OF THE VOTING PROCESS IN THE ELECTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

Keywords: election law, voting in elections, protection of election documents, state Election, public services.

The article deals with the issues related to electronic voting methods in Russia and abroad, modernization of the election ballot, protection of the voter's vote from falsification, use of modern information and electronic systems to simplify the process of voting and reduce the risk of falsification of electoral documents.

В условиях современной демократии выборы - это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли, как источника власти. Нарушение процедур проведения выборов, а также фальсификация избирательных документов, документов референдума или итогов голосования приводят к искажению результатов голосования, делая возможным проникновение на высшие государственные посты лиц, не имеющих на это право. Опасность рассматриваемых преступлений заключается в том, что эти деяния мешают реализации прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, порождают сомнения в истинно демократической сущности государства.

Одним из путей преодоления этих негативных явлений, которые используются в современном обществе, является применение современных интернет технологий. Отношение общества, к интернет-технологиям стремительно изменяется. Если вначале своего развития Интернет воспринимался скорее, как еще одно развлечение, то на сегодняшний день с помощью Интернета граждане получили возможность оперативно взаимодействовать с органами государственной власти и даже участвовать в выборах. Одной из целей электронного голосования является снижение вероятности искажения или подтасовки результатов за счет уменьшения влияния на весь процесс так называемого «человеческого фактора».

Необходимо обратить особое внимание на опыт зарубежных государств. Голосование через интернет-ресурсы давно применяется в США, Великобритании, Канаде, Эстонии, Швейцарии, Австралии и т.д. Практикуется несколько видов электронного голосования: голосование с помощью социальной карты, голосование с помощью мобильного телефона (Великобритания), голосование с использованием дисков для электронного голосования (Канада, США, Эстония), электронное голосование с использованием ID-карт (Швейцария) [1].

В США было проведено первое в мире электронное голосование в 2000 году. Согласно федеральному закону от 2002 года «Помоги Америке проголосовать» («Help America Vote (HAVA)») все старые машины для голосования полностью заменили современным цифровым оборудованием [2]. Изначально машина активируется сотрудником комиссии с помощью специальной карты или кода. А дальше избиратель уже непосредственно осуществляет свой выбор, для этого достаточно коснуться фамилии выбранной фамилии на экране и нажать кнопку подтверждения выбора. Если нужно отдать свой голос за нескольких кандидатов, то такие машины предложат сделать еще один выбор сразу после подтверждения первого. По завершению голосования, результат некоторое время обрабатывается, после чего через принтер выводится специальный чек - заполненной машиной бюллетень. Печать бумажного чека (бюллетеня) дает возможность пересчитать результаты вручную, а также выбрать нужный язык интерфейса и текста бюллетеня, что упрощает процесс голосования для граждан, не владеющих английским языком.

В Казахстане во время выборов президента страны в декабре 2005 года избиратели уже имели возможность вместо мобильного терминала использовать электронную карточку

избирателя, которая напоминает обыкновенную смарт-карту, хорошо знакомую всем, кто привык пользоваться банкоматом или таксофоном [3]. Причем избирателю можно было выбрать любую из нескольких карточек, что гарантировало соблюдение тайны голосования. Она обеспечивает прозрачность, открытость и информативность избирательного процесса, а также полностью защищена от несанкционированного проникновения в нее. Работая исключительно через выделенные защищенные каналы связи, не связанные с такими внешними сетями, как Интернет и другие сети общего пользования, система исключает вмешательство посторонних лиц.

Интересный способ голосования проходил в Боливии, Монголии и Венесуэле. Правительства этих государств, пригласили компанию «Зтайтайк», которые с помощью 5000 сотрудников собрали биометрические данные с 5 000 000 граждан и передали государству [3]. Во время выборов оборудовали избирательные участки специальным оборудованием. Человек, приходя в участковую избирательную комиссию, идет к аппарату, который имеет сенсорный интерфейс, и считывает его отпечатки пальцев. Человек голосует нажатием на виртуальный бюллетень на лице нужного ему кандидата, или партии, или закона, в тот же момент тот же аппарат выдает бюллетень. Этот бюллетень избиратель кидает в урну. Таким образом, есть баланс электронных и бумажных бюллетеней, если он сходится - выборы чистые. Избиратель, где бы он ни был, может голосовать, в аэропорту, за рубежом где угодно. Подсчет голосов дает результат в тот же час.

Современная электронная система голосования используется и в Эстонии, там проходят выборы посредством, выданных идентификационных карт. Еще в марте 2007 года было выдано более 1,04 млн. карт (при численности населения около 1,32 млн. человек) [4]. Идентификационная карта - это смарт-карта со встроенным электронным чипом, поддерживаемым государственной инфраструктурой открытого ключа, дающей право как безопасной удаленной аутентификации, так и юридически обязательной цифровой подписи. В Эстонии впервые в мировой практике было разрешено голосовать через Интернет на выборах 2007 года в национальный парламент. В качестве основного канала для голосования через Интернет предпочли 30 275 избирателей, что составило 5,4% от общего количества граждан, принявших участие в выборах [5]. По утверждениям организаторов выборов, вопросы безопасности интернет-голосования и идентификации участников выборов не представляли серьезной технической проблемы.

Российская Федерация также несколько раз проводила эксперименты по электронному опросу избирателей с различными его формами. Так, первым из таковых в России стал электронный опрос с использованием социальных карт.

Мы считаем, что процесс голосования сегодня недостаточно защищен. Поэтому полагаем, что необходимо обеспечить контроль голоса избирателя, прежде всего, самим избирателем во время голосования и по его завершению. Существующая система ГАС «Выборы», автоматизировавшая весь процесс голосования избирателей как внутри страны, так и за ее пределами, является универсальным инструментом для сбора и подсчета голосов. Посредством изменения структуры бюллетеня и добавления в него элемента индивидуальности мы можем увеличить его эффективность и степень защиты. Для этого у каждого бюллетеня должен быть свой индивидуальный номер. Назначение номеров должно проходить под действием специальной программы, которая в непроизвольном порядке присвоит индивидуальный номер бюллетеню. Сам бюллетень состоит из двух частей - основной и отрывной, «отрывная» содержит дубликат номера и голограмму. Нужно уточнить, что голограмма наклеивается как на основную часть бюллетеня, так и на отрывную. Сам же номер находится под защитной фольгой -как на лотерейных билетах, что обеспечивает избирателю полную конфиденциальность. Когда избиратель заходит в кабинку для голосования, помимо самого проставления знака за определенного кандидата или избирательный блок, он должен стереть оба защитных слоя и сверить номера. Если номера не совпадают, избиратель вправе потребовать замену бракованного бюллетеня запасным. По завершению голосования, члены избирательной комиссии, подсчитывая голоса, переписывают и номера.

Например, из предложенных кандидатов избирателем был выбран Иванов. Член избирательной комиссии записывает один голос Иванову, а также номер бюллетеня, проголосовавшего за Иванова. После подсчета голосов, члены избирательной комиссии

составляют официальный список и снимают с него копию, заверяя оба документа своими подписями и печатями. Список содержит результаты голосования с именами претендентов, числом голосов и перечнем номеров бюллетеней, проголосовавших за того или иного кандидата. Один список отправляется в вышестоящую комиссию, а его копия вывешивается на общее обозрение для избирателей на участке голосования, к которому открыт доступ для всех желающих. Данная процедура позволит каждому избирателю проконтролировать свой голос. В случае же, если бюллетень избирателя был забракован, он имеет право с предъявлением отрывного талона узнать о причинах его выбраковки. Посредством ГАС «Выборы», создается единая цифровая таблица, куда поступают данные со всех избирательных комиссий, и каждый желающий, зайдя в Интернет на специальный сайт и забив номер своего отрывного талона, может узнать, правильно ли был засчитан его голос.

Также полагаем целесообразным совместить электронную систему ГАС «Выборы» с порталом Госуслуг, которые будут действовать совместно во время проведения выборов. Как мы знаем, интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует, как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе. По количеству пользователей интернета Россия еще в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире [6]. Это привело к созданию и развитию системы Государственных услуг. Впервые в России о переводе услуг в электронный вид заговорили еще в 2002 году, но только в 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. В декабре 2009 года был введен в эксплуатацию Единый портал госуслуг, который стал действенным инструментом доступа к государственным услугам в электронном виде. Сейчас количество пользователей ЕПГУ достигло 65 млн. человек [7]. Портал обеспечивает доступность и прозрачность сведений о государственных и муниципальных услугах, предоставляет ряд сервисов, позволяющих отправлять заявления на предоставление услуг в электронной форме, отслеживать ход оказания услуги удаленно. Функционирование портала повышает эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг, способствует сокращению экономических и временных затрат граждан, в целом меняет систему взаимодействия граждан и государства [8].

В этой связи, мы предлагаем, чтобы сведения об избирателе, также входили в систему госуслуг. Это, может способствовать увеличению явки граждан на выборы за счет упрощения процесса голосования при сохранении конфиденциальности данных избирателя. Суть нашего предложения состоит в том, чтобы для дальнейшего развития портала госулуги ввести идентификационные карты пользователей. Эти карты будут, по сути, электронным паспортом гражданина и позволят осуществлять множество функций, в том числе оплачивать проезд в транспорте, узнавать сведения о штрафах, оформлять социальные льготы, записываться на прием к врачу и, как мы предлагаем, голосовать на выборах.

Портал госуслуги предполагает определенную конфиденциальность, что выражается в наличии личных электронных кабинетов граждан с достаточной степенью защиты, что позволяет сделать недоступным электронные данные гражданина для третьих лиц, в том числе и информацию о сделанном выборе на голосовании.

Эта карта позволит проголосовать гражданину в пункте голосования, а с развитием данной системы - и с любого места, имеющего доступ в интернет. Для реализации этого предложения, на начальном этапе в пунктах голосования будут размещаться специальные терминалы, через которые можно осуществить свой выбор. Терминал будет состоять из специального отверстия, куда вводится карта с личными данными, и экрана, на который выводится информация о кандидатах. Голосующий вводит карту, делает свой выбор, затем терминал считывает информацию и автоматически помечает в сводной таблице избирателей, что данный гражданин уже сделал свой выбор, что препятствует гражданину сделать выбор повторно с этого или другого аналогичного терминала. Доступ к сводной электронной таблице по гражданам, проживающим на данном избирательном участке, должен быть и у членов избирательной комиссии этого избирательного участка. При регистрации избирателя письменным образом возможна и регистрация электронным образом, что позволит выявить нарушения связанные с желанием избирателей нарушить закон и проголосовать повторно.

Также избиратель сам сможет убедиться в том, что его голос был не потерян и его получили тот кандидат или партия, за которых он проголосовал на выборах. Для этого каждому проголосовавшему будет программой предоставляться индивидуальный номер его голоса, выбранный программой и доступный для просмотра только лицу, проголосовавшему на выборах. В сводную таблицу голосов будут поступать только номера голоса и выбор, сделанный этим номером, без каких-либо иных данных о проголосовавшем. Таким образом, принцип тайны голосования будет реализован, а гражданин сможет лично проконтролировать судьбу своего голоса. Совместив модернизацию избирательного бюллетеня, электронного способа голосования, ГАС «Выборы» и госуслуги мы сможем совершенствовать избирательную систему РФ, увеличить явку граждан на выборы и обеспечить реализацию ст. 3 Конституции РФ на практике, посредством личного контроля за процессом голосования.

Литература и источники

1. Зарубежный опыт автоматизации избирательного процесса URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (дата обращения: 04.07.2018).

2. «Она неуклюжая»: бардак в избирательной системе США защищает выборы от кибератаки URL: https://tjournal.ru/34271-ona-neuklyuzhaya-bardak-v-izbiratelnoy-sisteme-ssha-zashchishchaet-vybory-ot-kiberataki (дата обращения: 04.07.2018).

3. Электронное голосование в Республике Казахстан: настоящее и будущее URL: http://www.zakon.kz/88411-jelektronnoe-golosovanie-v-respublike.html (дата обращения: 18.01.2018).

4. Зарубежный опыт автоматизации избирательного процесса URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (дата обращения: 18.01.2018).

5. Привлечение молодежи к выборам URL: https://laws-for-people.blogspot.com/2017/06/blog-post.html (дата обращения: 18.01.2018).

6. Рост охвата граждан интернетом URL: https://ria.ru/spravka/20120930/761976690.html (дата обращения: 04.04.2018).

7. Подведены итоги работы Единого портала госуслуг в 2017 году URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37879/ (дата обращения: 10.04.2018).

8. Преимущества получения Госуслуг в электронном виде URL: http://gosuslugi-site.ru/preimushhestva/ (дата обращения: 18.04.2018).

References and Source

1. Zarubezhnyj opyt avtomatizacii izbiratel'nogo processa URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (data obrashcheniya: 04.07.2018).

2. «Ona neuklyuzhaya»: bardak v izbiratel'noj sisteme SSHA zashchishchaet vybory ot kiberataki URL: https://tjournal.ru/34271-ona-neuklyuzhaya-bardak-v-izbiratelnoy-sisteme-ssha-zashchishchaet-vybory-ot-kiberataki (data obrashcheniya: 04.07.2018).

3. EHlektronnoe golosovanie v Respublike Kazahstan: nastoyashchee i budushchee URL: http://www.zakon.kz/88411-jelektronnoe-golosovanie-v-respublike.html (data obrashcheniya: 18.01.2018).

4. Zarubezhnyj opyt avtomatizacii izbiratel'nogo processa URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (data obrashcheniya: 18.01.2018).

5. Privlechenie molodezhi k vyboram URL: https://laws-for-people.blogspot.com/2017/06/blog-post.html (data obrashcheniya: 18.01.2018).

6. Rost ohvata grazhdan internetom URL: https://ria.ru/spravka/20120930/761976690.html (data obrashcheniya: 04.04.2018).

7. Podvedeny itogi raboty Edinogo portala gosuslug v 2017 godu URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37879/ (data obrashcheniya: 10.04.2018).

8. Preimushchestva polucheniya Gosuslug v ehlektronnom vide URL: http://gosuslugi-site.ru/preimushhestva/ (data obrashcheniya: 18.04.2018).

БУТЯИКИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры публичного права юридического факультета Государственного гуманитарного технологического университета.

ПОЛОВИНКИНА АНАСТАСИЯ КОНСТАНТИНОВНА - студентка юридического факультета Государственного гуманитарного технологического университета.

BUTYAIKIN, ILYA A. - Ph.D. in Low, Senior Lecturer, Department of public law, Faculty of law, State Humanitarian University of Technology (mgogilaw@mail.ru )

POLOVINKINA, ANASTASIA K. - student of the law faculty, State Humanitarian University of Technology (Nast-y-sha@mail.ru)

УДК 342.7

ФАХРУТДИНОВА Г.Г. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, несовершеннолетний, малолетний, ребенок, защита прав и свобод.

Статья посвящена изучению отдельных вопросов, связанных с определением конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, в частности, анализу эффективной системы, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Рассматривается определение конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, приводится анализ норм действующего законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. По мнению автора, следует разработать специальные информационные программы по повышению правовой грамотности в области защиты конституционных прав детей, а также наладить эффективное взаимодействие между всеми органами государственной власти, специализированными правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.