И экономический кризис, вызванный непредвиденным и повсеместным распространение коронавирусной инфекции COVID-19, только усугубил эту тенденцию.
В научной юридической литературе уже появляются первые работы, в которых авторы пытаются оценить полученную практику регулирования нормами права основных ограничений в отношении населения и жизнедеятельности общества в условиях мировой пандемии [12]. Безусловно, это огромный опыт, урок, от качества усвоения которого зависит готовность к подобным ситуациям в будущем. В то же время, в контексте обострения проблемы трансформации правопонимания, особо отметим повышение важности решения уже поставленного перед учеными-юристами вопроса об адаптации права и инструментов правового регулирования к современным реалиям, темпам и специфике развития общественных отношений.
Литература и источники
1. Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 5.
2. Правовое воздействие на экономику: методы, результаты, перспективы: монография, коллектив авторов / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018. С. 37-38.
3. В ВОЗ объяснили низкую смертность от коронавируса в России // URL: https://tass.ru/obschestvo/8699863
4. МВФ оценил глубину падения российской экономики в условиях пандемии // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/04/14/827991-mvf-otsenil-padeniya-rossiiskoi
5. Коронавирус в Швеции: «особый путь» не задался, смертность высокая, экономика падает // URL: https://www.kp.ru/daily/27134/4224445/
6. Мишустин представил Путину план восстановления экономики // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4365186?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
7. Путин поручил правительству навести порядок в строительстве для ускорения его сроков // URL: https://tass.ru/ekonomika/8483959
8. Десять стран ограничили права человека из-за коронавируса // URL: https://www.vedomosti.ru/society/ articles/2020/04/19/828403-ogranichenii-prav
9. Бочаров С.Н. К вопросу о законности и целесообразности административно-правовой деятельности // Вестник экономической безопасности. 2017. №2. С.12-14.
10. Вайпан В.А. Теория справедливости: право и экономика: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 280 с.
11. Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации: монография. М.: Проспект, 2020. С. 309310.
12. Сыропятова С.Б., Алланина Л.М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. № 2. С. 139-147.
References and Sources
1. Habrieva T.Ya. Ekonomiko-pravovoj analiz: metodologicheskij podhod // ZHurnal rossijskogo prava. 2010. №2 12. S. 5.
2. Pravovoe vozdejstvie na ekonomiku: metody, rezul'taty, perspektivy: monografiya, kollektiv avtorov / otv. red. V.A. Vajpan, M.A. Egorova. M.: YUsticinform, 2018. S. 37-38.
3. V VOZ ob"yasnili nizkuyu smertnost' ot koronavirusa v Rossii // URL: https://tass.ru/obschestvo/8699863
4. MVF ocenil glubinu padeniya rossijskoj ekonomiki v usloviyah pandemii // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/04/14/827991-mvf-otsenil-padeniya-rossiiskoi
5. Koronavirus v SHvecii: «osobyj put'» ne zadalsya, smertnost' vysokaya, ekonomika padaet // URL: https://www.kp.ru/daily/27134/4224445/
6. Mishustin predstavil Putinu plan vosstanovleniya ekonomiki // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4365186?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
7. Putin poruchil pravitel'stvu navesti poryadok v stroitel'stve dlya uskoreniya ego srokov // URL: https://tass.ru/ekonomika/8483959
8. Desyat' stran ogranichili prava cheloveka iz-za koronavirusa // URL: https://www.vedomosti.ru/society/ articles/2020/04/19/828403-ogranichenii-prav
9. Bocharov S.N. K voprosu o zakonnosti i celesoobraznosti administrativno-pravovoj deyatel'nosti // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2017. №2. S.12-14.
10. Vajpan V.A. Teoriya spravedlivosti: pravo i ekonomika: monografiya. M.: YUsticinform, 2017. 280 s.
11. Savenkov A.N. Gosudarstvo i pravo v period krizisa sovremennoj civilizacii: monografiya. M.: Prospekt, 2020. S. 309-310.
12. Syropyatova S.B., Allanina L.M. Pravovoe regulirovanie nacional'noj bezopasnosti i zhiznedeyatel'nosti v usloviyah pandemii // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2020. № 2. S. 139-147.
СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (Москва, Россия) ([email protected]).
SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 342.8
БУТЯЙКИН И.А.
КОНТРОЛЬ ЗА ГОЛОСОМ ИЗБИРАТЕЛЯ САМИМ ИЗБИРАТЕЛЕМ НА ВЫБОРАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: избирательное право, голосование на выборах, защита избирательных документов, ГАС «Выборы», госуслуги.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся электронных способов голосования на выборах в РФ, в том числе голосования по почте, модернизации избирательного бюллетеня, защиты голоса избирателя от фальсификации, использования современных информационных и электронных систем для упрощения процесса голосования и снижения риска фальсификации избирательных
документов. В частности, отмечается, что для электронного дистанционного способа голосования уже существует готовая платформа в виде «Госуслуг», в которой зарегистрировано большинство наших граждан. На её основе необходимо создать программное обеспечение, позволяющее получить индивидуальный номер бюллетеня. Номер выдается той же программой, что и назначает номера для бумажных бюллетеней и бюллетеней по почте, чтобы не возникало путаницы. Полученные результаты фиксируются в единой системе ГАС «Выборы», которая подсчитывает результаты голосования различными способами. Показано, что создание условий, при которых избиратели могли бы контролировать свой голос, увеличит правосознание, усилит легитимность власти.
BUTYAYKIN, I. A.
CONTROL OF THE ELECTOR'S VOTE BY THE ELECTOR HIMSELF AT ELECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Keywords: election law, voting in elections, protection of election documents, State Automated Sysyem "Election", public services.
In the article considers the issues related to electronic voting methods in Russia, postal voting in elections in the Russian Federation, modernization of the election ballot, protection of the elector's vote from falsification, use of modern information and electronic systems to simplify the process of voting and reduce the risk of falsification of electoral documents. In particular, it is noted that for the electronic remote voting method there is already a ready-made platform in the form of "State services" in which most of our citizens are registered. Based on it, it is necessary to create software that allows you to get an individual newsletter number. The number is issued by the same program that it assigns numbers to paper ballots and mail ballots so that there is no confusion. The results are recorded in a single system of SAS "Election", which calculates the voting results in various ways. It is shown that the creation of conditions under which electors could control their vote will increase legal awareness and strengthen the legitimacy of power.
Голосование в современном мире является основным способом легитимного управления государством. Выборы позволяют привести к власти необходимую для большинства политическую силу и через нее реализовать свои потребности с учетом мнений меньшинства. Развитие технологий позволяет взглянуть на устоявшиеся процессы по-новому, так новые технологии позволяют модернизировать процесс голосования, сделав его не только простым, но и достаточно надежным от фальсификаций и подлогов. Немаловажным в данном плане выступает и тот факт, что современные технологии позволяют не только безопасно осуществлять процесс голосования, но также участвовать в осуществлении контроля избирателем за собственным голосом не только во время голосования, но и по его завершении.
13.05.2020 г. в третьем чтении Государственной Думой был принят закон, вносящий поправки в законодательство о проведении выборов. На основании этого закона, при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, а также местного референдума становится возможным голосование по почте, а также посредством дистанционного голосования в электронном виде [1].
Применение данного закона в условиях распространения опасности эпидемии является разумным, современным и способно оградить граждан от распространения COVID-19. Но встаёт серьезный вопрос о реализации существующего принципа тайны голосования, так как голосование по почте раскрывает тайну адресата и позволяет при желании выяснить, кого поддерживает или не поддерживает конкретный гражданин, отправивший письмо в избирательную комиссию. Во всяком случае, сам закон, принятый 13 мая 2020г., не содержит в себе указаний о том, как непосредственно будет осуществляться этот процесс и как будет соблюдаться принцип тайны голосования при проведении выборов по почте. Схожая ситуация касается и голосования дистанционно через электронные устройства. Определить адресата, осуществляющего голосование, в современных условиях становится вопросом техники. По цифровым (виртуальным) следам можно определить, от кого конкретно поступил голос в поддержку того или иного кандидата [2].
Возможно, государство снижает значимость этого принципа, вводя новый закон по причине высокого уровня демократизации российского общества и эффективной реализации в нем конституционных норм, касающихся прав человека и гражданина. Но по факту, законодательная власть установила, что опасность заражения COVID-19 является более существенной, чем опасность оказания давления на избирателей и возможность манипулирования мнением граждан с целью получения желаемого результата в процессе голосования.
По мнению оппозиционных сил, введение данного закона на руку правящему режиму и непосредственно партии Единая Россия, а также её членам, баллотирующимся на те или иные государственные посты. Противники этого закона утверждают, что теперь выборы станут формальностью и проконтролировать их процесс без присутствия живых наблюдателей станет практически невозможным [3]. Так это или нет, покажет время, но уже сейчас становится очевидным, что необходимо создать условия, при которых граждане смогли бы быть уверенными в том, что выборы пройдут прозрачно, честно и справедливо. А для этого необходимо создать
процедуру, при которой гражданин сможет контролировать свой голос и проследить: дошёл ли этот голос, отданный в пользу того или иного кандидата; участвуют ли в выборах живые люди или боты, отправляющие фейковые голоса; разобраться в вопросе «исчезновения» голоса избирателя или причинах выбраковки бюллетеня. Другими словами, в современных условиях гражданин сам и посредством объединения с другими гражданами должен иметь возможность контролировать не только процесс голосования, например, как наблюдатель, но и иметь возможность контролировать результаты выборов, что, в свою очередь, будет свидетельствовать о реальной и неоспоримой легитимности лиц и партий, получивших право на замещение выборных постов. Прозрачность системы голосования позволит вернуть доверие граждан к выборам и их результатам, укрепит власть и создаст хороший задел для развития правосознания.
На данный момент созданы эффективные механизмы проведения выборов, которые позволяют, без существенных лишних затрат, добавить в систему голосования новую возможность в виде дополнительного контроля за голосованием и его результатами самим избирателем.
Так как выборы будут проходить в обычной форме, электронной, а также по почте, то возникает необходимость создать способы контроля за голосом избирателя самим избирателем во всех трех способах голосования.
Для начала попробуем разобраться с голосованием в стандартной форме, при которой предполагается голосование по выданному бюллетеню с заполнением одного из квадратов напротив избираемого кандидата. При такой форме голосования подтверждением выбора является бюллетень, который, однако, после того как его бросят в урну, теряет свою связь с избирателем, и понять, чьё конкретно волеизъявление было не учтено или чьё волеизъявление было искажено, становится практически невозможным. Однако если добавить в избирательный документ элемент индивидуальности, то проследить судьбу своего голоса становится значительно легче. Так можно, например, добавить индивидуальный номер бюллетеня. А чтобы номер не был известен членам избирательной комиссии и третьим лицам, он размещается на бланке бюллетеня под защитной фольгой, как на лотерейных билетах, когда узнать свою судьбу можно лишь, только стерев защитный слой. Этот номер устанавливает программа, которая в режиме запрограммированного свободного перемешивания номеров назначает уникальный номер для каждого бюллетеня. Чтобы подтвердить факт голосования за конкретного кандидата, необходимо сделать бюллетень двухсторонним. Основная сторона - та, что отправится в урну, и отрывная - та, которую избиратель может забрать с собой. Обе стороны дублируют друг друга, каждая из них содержит уникальный скрытый номер под защитным слоем. Голосование по такому бюллетеню должно происходить следующим образом: получив бюллетень у членов избирательной комиссии, избиратель идёт в кабинку для голосования, где первым делом стирает защитный слой на обоих бланках и сверяет номера, в случае их несовпадения избиратель обязан предоставить этот бюллетень выдавшему его члену избирательной комиссии с целью получить взамен новый. У бракованного бюллетеня списываются номера, с подписью избирателя и членов избирательной комиссии он отправляется в архив, а его данные фиксируются в итоговом отчете участковой избирательной комиссии (это крайняя мера, современные технологии позволяют избежать таких ошибок). Если номера совпадают, то избиратель ставит галочку за желаемого кандидата на основном бланке, который может иметь обратную поверхность с добавлением слоя наподобие копирки, чтобы поставленная галочка отразилась на отрывной части в том же месте, что и на основной. Затем избиратель разделяет бюллетень и основную часть отправляет в урну, а отрывную забирает с собой.
При таком способе встает вопрос о принципе реализации тайны голосования, который, хоть и страдает от нового закона, но при этом продолжает существовать и имеет важное значение для создания ощущения комфорта у избирателя. Избиратель может испытывать страх, опасаясь, что за сделанный им выбор по отношению к нему будет применяться негативное воздействие со стороны третьих лиц. Если такое опасение существует, то избиратель может отправить в урну оба бланка, не забирая себе отрывную часть и не разделяя их.
Сам процесс подсчета голосов будет происходить схожим образом, однако члены избирательной комиссии также будут обязаны составить списки с номерами, которые отдали голоса за того или иного кандидата. Например, из кандидатов, предложенных в бюллетене, избиратель выбрал Петрова. В этом случае, член избирательной комиссии регистрирует голос за Петрова, а также фиксирует номер бюллетеня, отдавшего голос за Петрова. После подсчета
голосов составляется таблица, в которой фиксируются результаты всех кандидатов, а также указываются номера бюллетеней, проголосовавших за конкретного кандидата. Например, за Петрова проголосовали номера: 126487670; 987545345 и т.д. В этой же таблице фиксируются и выбракованные бюллетени. Далее список с результатами отправляется в вышестоящую комиссию через ГАС «Выборы», а его копия распечатывается и вывешивается в открытом доступе для всех граждан на избирательном участке. Так каждый избиратель, принимающий участие в голосовании, сможет непосредственно и самостоятельно проконтролировать свой голос. В случае, если бюллетень будет признан забракованным членами избирательной комиссии, то у избирателя появляется возможность, предъявив отрывную часть, выяснить причину, по которой его бюллетень был забракован.
В рамках существующей программы ГАС «Выборы», для контроля голоса избирателя самим избирателем предлагается создать единую цифровую таблицу, куда будут помещаться данные со всех избирательных комиссий, где любой гражданин, зайдя через специально созданный для этого интернет портал, сможет по номеру определить, правильно или нет был засчитан его голос.
Что же касается электронного голосования и голосования по почте, то здесь требуются определенные административные меры, направленные на предотвращение опасности возникновения прецедента, при котором особо проворные граждане будут голосовать сразу тремя способами на одних и тех же выборах, нарушая таким образом принцип равенства голоса гражданина РФ. Для этого необходимо, чтобы электронные бюллетени и бюллетени по почте от избирателей приходили только в те участковые комиссии, за которыми они числятся.
По причине введения возможности голосовать онлайн и по почте, считаем необходимым отменить открепительные удостоверения, чтобы предотвратить возможные «карусели» [4]. Закрепление граждан исключительно за своими участками сделает невозможным такого рода махинации. Для почтовых отправлений необходимо продумать период времени, в течение которого у избирателей будет право отправить свой голос, чтобы его смогли учесть непосредственно в день голосования. Для электронных же бюллетеней необходимо установить программное обеспечение, которое в онлайн режиме могло бы присылать фамилии проголосовавших граждан по участку членам участковой комиссии, а в закрытом режиме для этого же избирательного участка автоматически формировало бы номера за кандидатов. По итогу голосования, скрытый список номеров, проголосовавших за того или иного кандидата, открывался бы, и результаты выборов на участке в электронном виде, по почте и непосредственно совмещались в единый список. Разумеется, количество фамилий, поступивших в участковую избирательную комиссию, и количество номеров должно совпадать. Также важна проверка на отсутствие совпадений и дублирования данных граждан в системе, а также попадания в списки незарегистрированных граждан по данному участку.
Для электронного дистанционного способа голосования уже существует готовая платформа в виде «Госуслуг», в которой зарегистрировано большинство наших граждан. На её основе необходимо создать программное обеспечение, позволяющее получить индивидуальный номер бюллетеня. Номер выдается той же программой, что и назначает номера для бумажных бюллетеней и бюллетеней по почте, чтобы не возникало путаницы. Полученные результаты фиксируются в единой системе ГАС «Выборы», которая подсчитывает результаты голосования всеми тремя способами.
Другой серьёзной проблемой, которая существует ещё до момента проведения самих выборов, является вопрос о признании подписи избирателя в поддержку независимого кандидата. Такая ситуация способствует тому, что, по мнению оппозиционных представителей, власть злоупотребляет своими административными возможностями, допуская к процессу голосования в виде кандидата только представителей «провластных сил», напрямую или косвенно поддерживающих партию «Единая Россия» [5]. Насколько это верно или нет, сложно судить. Однако если такая критика появляется, это свидетельствует о том, что необходимо доработать механизм идентификации подписи гражданина в поддержку независимого кандидата таким образом, чтобы механизм стал прозрачным, и, в случае спорных моментов, у независимых кандидатов была возможность и время провести совместную проверку с членами избирательной комиссии подписей избирателей, которые вызвали подозрение и были отправлены на выбраковку.
Разумеется, сохранив 10% рубеж ошибок, которые допустимы в связи с человеческим фактором. Главное в этой процедуре - не допустить пустых кандидатов, у которых действительно нет реальной поддержки граждан. Такие кандидаты не смогут собрать желаемого количества подписей и могут заниматься подлогом, а в этом случае число ошибок и подозрительных подписей будет куда больше 10%. Если такое будет выявлено, то возможно действия кандидата или его сборщиков (в случае если кандидат правомерно заблуждался и был уверен в тех подписях, что собрали сборщики) попадают под действие административного или уголовного законодательства, но к проверке такого характера, разумеется, должны быть допущены полиция и прокуратура.
Исходя из вышеизложенного, возможно допустить включение в подписной лист, помимо основных данных о лицах, поддерживающих кандидата, номер сотового телефона или домашнего телефона, а также адрес электронной почты. При проверке следует допустить возможность для членов избирательной комиссии связаться с лицом, давшим подпись в поддержку кандидата, только в присутствии самого кандидата или его официального представителя. Это позволит иметь прозрачную систему допуска кандидатов, при которой не останется сомнений в правомерности действий членов избирательной комиссии, а также легитимности независимых кандидатов, участвующих в избирательной «гонке».
Создание условий, при которых избиратели могли бы контролировать свой голос, укрепит правосознание граждан, усилит легитимность власти, создаст прозрачность управления и позволит реализовать конституционное право избирателей РФ на управление властью непосредственно.
Литература и источники
1. Принят закон о голосовании на выборах по почте // URL: http://duma.gov.ru/news/48542/ (дата обращения 20.05.2020).
2. Цифровые следы: что это? // URL: https://myshadow.org/ru/digital-traces-content-and-metadata (дата обращения 22.05.2020).
3. Удаление выборов // URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/13/85362-udalenie-vyborov (дата обращения 22.05.2020).
4. «Карусель», «вертолет» и «круиз» // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карусель_(выборы) (дата обращения 16.05.2020).
5. Что не так с браком в подписях на выборах в Мосгордуму и можно ли их собрать честно? // URL: https://www.bbc.com/russian/features-48995766 (дата обращения 31.05.2020)
6. Электронное голосования. Риски и уязвимости // URL: https://evoting.ru/ (дата обращения 18.05.2020).
7. Современные избирательные системы. Вып.13. Китай, Парагвай, Швейцария // URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/ 135/book64135/ (дата обращения 14.05.2020).
8. Памятка члена УИК цифрового избирательного участка // URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/3898/book68088/ (дата обращения 14.05.2020).
9. Правовая культура избирателей и обучение организаторов выборов и референдумов // URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/ 137/book69402/ (дата обращения 22.05.2020).
References and Sources
1. Prinyat zakon o golosovanii na vyborah po pochte // URL: http://duma.gov.ru/news/48542/ (data obrashcheniya 20.05.2020).
2. Cifrovye sledy: chto eto? // URL: https://myshadow.org/ru/digital-traces-content-and-metadata (data obrashcheniya 22.05.2020).
3. Udalenie vyborov // URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/13/85362-udalenie-vyborov (data obrashcheniya 22.05.2020).
4. «Karusel'», «vertolet» i «kruiz» // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Karusel'_(vybory) (data obrashcheniya 16.05.2020).
5. Chto ne tak s brakom v podpisyah na vyborah v Mosgordumu i mozhno li ih sobrat' chestno? // URL: https://www.bbc.com/russian/features-48995766 (data obrashcheniya 31.05.2020)
6. Elektronnoe golosovaniya. Riski i uyazvimosti // URL: https://evoting.ru/ (data obrashcheniya 18.05.2020).
7. Sovremennye izbiratel'nye sistemy. Vyp.13. Kitaj, Paragvaj, SHvejcariya // URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/135/book64135/ (data obrashcheniya 14.05.2020).
8. Pamyatka chlena UIK cifrovogo izbiratel'nogo uchastka // URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/3898/book68088/ (data obrashcheniya 14.05.2020).
9. Pravovaya kul'tura izbiratelej i obuchenie organizatorov vyborov i referendumov // URL: http://www.rcoit.ru/lib/books/137/book69402/ (data obrashcheniya 22.05.2020).
БУТЯИКИН И.А. - кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры правовых дисциплин юридического факультета Государственного гуманитарного технологического университета (ГГТУ) ([email protected]).
BUTYAYKIN, I.A. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer, Department of Legal Disciplines, the Faculty of Law, State Humanitarian University of Technology ([email protected]).
УДК 342.552:342.553
УПОРОВ И.В., ЭФРИКЯН Р.А., ВЛАСЕНКО Е.Е. ВИДЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Ключевые слова: Субъекты РФ, полномочия, местное самоуправление, Конституция, закон, компетенция, исполнительные органы, власть.
В статье рассматриваются теоретико-методологические и праворегулирующие аспекты института полномочий субъектов РФ в сфере местного самоуправления. Анализируются нормы Конституции России, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие акты, научные труды по заявленной проблематике. Формулируется понятие и