Также избиратель сам сможет убедиться в том, что его голос был не потерян и его получили тот кандидат или партия, за которых он проголосовал на выборах. Для этого каждому проголосовавшему будет программой предоставляться индивидуальный номер его голоса, выбранный программой и доступный для просмотра только лицу, проголосовавшему на выборах. В сводную таблицу голосов будут поступать только номера голоса и выбор, сделанный этим номером, без каких-либо иных данных о проголосовавшем. Таким образом, принцип тайны голосования будет реализован, а гражданин сможет лично проконтролировать судьбу своего голоса. Совместив модернизацию избирательного бюллетеня, электронного способа голосования, ГАС «Выборы» и госуслуги мы сможем совершенствовать избирательную систему РФ, увеличить явку граждан на выборы и обеспечить реализацию ст. 3 Конституции РФ на практике, посредством личного контроля за процессом голосования.
Литература и источники
1. Зарубежный опыт автоматизации избирательного процесса URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (дата обращения: 04.07.2018).
2. «Она неуклюжая»: бардак в избирательной системе США защищает выборы от кибератаки URL: https://tjournal.ru/34271-ona-neuklyuzhaya-bardak-v-izbiratelnoy-sisteme-ssha-zashchishchaet-vybory-ot-kiberataki (дата обращения: 04.07.2018).
3. Электронное голосование в Республике Казахстан: настоящее и будущее URL: http://www.zakon.kz/88411-jelektronnoe-golosovanie-v-respublike.html (дата обращения: 18.01.2018).
4. Зарубежный опыт автоматизации избирательного процесса URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (дата обращения: 18.01.2018).
5. Привлечение молодежи к выборам URL: https://laws-for-people.blogspot.com/2017/06/blog-post.html (дата обращения: 18.01.2018).
6. Рост охвата граждан интернетом URL: https://ria.ru/spravka/20120930/761976690.html (дата обращения: 04.04.2018).
7. Подведены итоги работы Единого портала госуслуг в 2017 году URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37879/ (дата обращения: 10.04.2018).
8. Преимущества получения Госуслуг в электронном виде URL: http://gosuslugi-site.ru/preimushhestva/ (дата обращения: 18.04.2018).
References and Source
1. Zarubezhnyj opyt avtomatizacii izbiratel'nogo processa URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (data obrashcheniya: 04.07.2018).
2. «Ona neuklyuzhaya»: bardak v izbiratel'noj sisteme SSHA zashchishchaet vybory ot kiberataki URL: https://tjournal.ru/34271-ona-neuklyuzhaya-bardak-v-izbiratelnoy-sisteme-ssha-zashchishchaet-vybory-ot-kiberataki (data obrashcheniya: 04.07.2018).
3. EHlektronnoe golosovanie v Respublike Kazahstan: nastoyashchee i budushchee URL: http://www.zakon.kz/88411-jelektronnoe-golosovanie-v-respublike.html (data obrashcheniya: 18.01.2018).
4. Zarubezhnyj opyt avtomatizacii izbiratel'nogo processa URL: https://studopedia.ru/10_264618_zarubezhniy-opit-avtomatizatsii-izbiratelnogo-protsessa.html (data obrashcheniya: 18.01.2018).
5. Privlechenie molodezhi k vyboram URL: https://laws-for-people.blogspot.com/2017/06/blog-post.html (data obrashcheniya: 18.01.2018).
6. Rost ohvata grazhdan internetom URL: https://ria.ru/spravka/20120930/761976690.html (data obrashcheniya: 04.04.2018).
7. Podvedeny itogi raboty Edinogo portala gosuslug v 2017 godu URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/37879/ (data obrashcheniya: 10.04.2018).
8. Preimushchestva polucheniya Gosuslug v ehlektronnom vide URL: http://gosuslugi-site.ru/preimushhestva/ (data obrashcheniya: 18.04.2018).
БУТЯЙКИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры публичного права юридического факультета Государственного гуманитарного технологического университета.
ПОЛОВИНКИНА АНАСТАСИЯ КОНСТАНТИНОВНА - студентка юридического факультета Государственного гуманитарного технологического университета.
BUTYAIKIN, ILYA A. - Ph.D. in Low, Senior Lecturer, Department of public law, Faculty of law, State Humanitarian University of Technology ([email protected] )
POLOVINKINA, ANASTASIA K. - student of the law faculty, State Humanitarian University of Technology ([email protected])
УДК 342.7
ФАХРУТДИНОВА Г.Г. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, несовершеннолетний, малолетний, ребенок, защита прав и свобод.
Статья посвящена изучению отдельных вопросов, связанных с определением конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, в частности, анализу эффективной системы, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Рассматривается определение конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, приводится анализ норм действующего законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. По мнению автора, следует разработать специальные информационные программы по повышению правовой грамотности в области защиты конституционных прав детей, а также наладить эффективное взаимодействие между всеми органами государственной власти, специализированными правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства.
FAKHRUTDINOVA, G.G.
SOME QUESTIONS OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF MINOR-YEAR
IN RUSSIAN FEDERATION
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, a minor, a minor, a child, protection of rights and freedoms.
The article is devoted to the study of certain issues related to the definition of the constitutional and legal status of a minor, the analysis of an effective system aimed at protecting the rights and legitimate interests of minors. The definition of the constitutional and legal status of a minor is considered, an analysis of the norms of the current legislation on the protection of the rights and legitimate interests of minors is provided. In the opinion of the author, special information programs should be developed to increase legal literacy in the area of protecting the constitutional rights of children, as well as to establish effective interaction between all state authorities, specialized law enforcement agencies, juvenile commissions and the protection of their rights, guardianship and trusteeship bodies.
Наиболее фундаментальным и ключевым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства [1]. Данный принцип определяет конституционный характер государства. Из указанного принципа следует, что понятие «человек, как высшая ценность» распространяется на всю его жизнь - от рождения до смерти. Важно отметить значение данного принципа в отношении несовершеннолетних. Ведь именно с подрастающим поколением любое государство объективно связывает свое будущее. Кроме того, дети беззащитны в силу полной или частичной физической, психологической или социальной незрелости, и основной задачей государства является недопущение нарушения их прав.
Правовое государство направлено на обеспечение и реализацию прав и свобод человека, в особенности детей. Любое нарушение данного принципа недопустимо. Он служит, прежде всего, ориентиром совершенствования системы прав и свобод человека и гражданина, в условиях демократического общества.Государство, при реализации принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина, должно требовать от органов и должностных лиц воздерживаться от любых действий, нарушающих права и свободы, а также создавать фактические и юридические условия для их реализации. Защита прав и свобод человека должна быть возложена на специализированные органы, которые в своей деятельности препятствуют их нарушению и направлены на восстановление нарушенных прав и свобод человека.
Если рассматривать в этом контексте защиту прав несовершеннолетних, то необходимо отметить, что для осуществления данных мер необходимы специальные нормы, которые содержаться в различных отраслях российской правовой системы. Разные отрасли права фиксируют различные границы реализации несовершеннолетними предоставляемых им прав. Их определение зависит от разных факторов - это может быть как возраст, так и иные особенности, предусмотренные конкретными отраслями права.
В Конституции РФ, отдельно не закреплен конституционно-правовой статус несовершеннолетнего. Он устанавливается, исходя из основных положений, закрепленных конституционно-правовым статусом личности, что позволяет сделать вывод, о гарантиях равной защиты прав любого человека, независимо от возрастных признаков.
С практической точки зрения, в области правового регулирования и исследования статуса несовершеннолетних объективно требуется фиксация терминов «ребенок», «подросток», «несовершеннолетний», «малолетний» и их взаимосвязи между собой. Кроме этого, наиболее сложной является определение категорий «малолетний», «несовершеннолетний».
С правовой точки зрения, несовершеннолетним (малолетним) признается лицо, которое, в силу возраста, не облает полной дееспособностью. По законодательству РФ полная дееспособность по возрасту наступает при достижении 18 лет. Если обратиться к международным правовым актам, посвященным проблемам несовершеннолетних, то они определяют конечную границу несовершеннолетних в 18 лет, при этом делая оговорку: «если иной возраст не установлен национальным законодательствам». Исходя из этого, следует, что понятия «малолетний», «несовершеннолетний» - это понятия национального законодательства, определяющего их правовой статус. Отсюда следуют и его различные синонимы: «ребенок», «дети», «подросток» [2].
В российском законодательстве в основном, применяется термин несовершеннолетний. Так, например, в уголовном праве несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени
совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать. В отличие от уголовного права, в гражданском законодательстве используется термин «малолетний», который относиться по возрастным ограничениям к лицам в возрасте до четырнадцати лет. В Федеральном Законе № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3] закреплено определение «ребенок», которым является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет [4].
Возрастной ценз, разграничивающий несовершеннолетних от совершеннолетних, дает возможность выделить ряд признаков, которые позволят разграничить правовой институт несовершеннолетних от многих других. Прежде всего, это временные границы, определяющие период несовершеннолетия, вследствии чего и идет формирование правового статуса несовершеннолетних. Несовершеннолетние обладают правоспособностью с момента рождения, однако реализация установленных законодательством прав и свобод является ограниченной, это связано со многими критериями такими как: физиологическая и социально- психологическая беспомощность; полная либо частичная зависимость от родителей или иных законных представителей.
Учитывая сложность исследуемого вопроса о правовом статусе несовершеннолетних, необходимо отметить, что под конституционно-правовым статусом несовершеннолетнего понимают совокупность гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и обязанностей лица, не достигшего возраста восемнадцати лет.
Структурными элементами конституционно-правового статуса несовершеннолетнего выступают:
• Гражданство несовершеннолетнего, то есть устойчивая правовая связь лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста с государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях.
• Правоспособность несовершеннолетнего, то есть способность лица иметь с рождения права и обязанности, закрепленные Конституцией РФ.
• Конституционные принципы, то есть основополагающие фундаментальные начала, которые положены в основу прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних.
• Конституционные права и свободы, то есть закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, которые позволяют несовершеннолетним самостоятельно и свободно избирать меру возможного поведения и пользоваться социальными благами, как в личных, так и общественных интересах.
• Конституционные обязанности, то есть мера должного поведения несовершеннолетнего, которая установлена законодательством РФ и обеспечена возможностью применения принуждения со стороны государства.
• Юридическая ответственность, то есть мера государственного принуждения, которая применяется к несовершеннолетним в случае нарушения ими норм права.
С целью определения правового положения несовершеннолетних, необходимо классифицировать конституционно-правовые нормы на следующие группы:
• определяющие механизм реализации социальной политики в отношении несовершеннолетних; на основе Конституции РФ можно сделать вывод, что реализация стратегии государства лежит через поддержку материнства, отцовства и детства.
• конституционно-правовые нормы, которые непосредственно затрагивают интересы детей, то есть речь идет о положениях, устанавливающих, что забота о детях и их воспитание - это в равной степени право и обязанность родителей; в Конституции РФ дети, несовершеннолетние, малолетние, не рассматриваются отдельно, в качестве самострельного субъекта правоотношений, а рассматриваются совместно с родителями семьей, материнством.
Учитывая тот факт, что Конституция РФ не выделяет отдельно субъектом правоотношений несовершеннолетних и устанавливает в главе 2 Конституции РФ термин «каждый», она равным образом затрагивает правовой статус, как взрослых, так и несовершеннолетних.
Изучая конституционно-правовой статус несовершеннолетних, можно убедиться, что в действующих нормах Конституции (глава 2) понятия ребенок, дети, употребляются только в 4 статьях [1]:
• в ст. 7 Конституции говорится о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства;
• в ст. 38 Конституции РФ закрепляется обязанность государства и родителей заботиться о детях;
• в ст. 39 Конституции РФ зафиксированы нормы о социальной защите детей;
• в ст. 43 Конституции РФ устанавлено право на образование.
В остальных случаях ребенок как бы подразумевается. При этом используются термины «каждый» и «гражданин», которые распространяются на всех субъектов правоотношений.
То есть Конституция РФ не решает в полном объеме задач, которые стоят перед ней в части обеспечения правового статуса несовершеннолетнего. Признание несовершеннолетнего личностью, который обладает самостоятельным правовым статусом, существует лишь формально, что не решает проблем, связанных с охраной и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
В современных условиях механизм защиты и охраны детства не всегда эффективен. Это связано с тем, что, с одной стороны, государство выступает гарантом судебной и административной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, но с другой -большая часть норм ювенального права отличается декларативностью.
При анализе особенностей административной защиты нарушенных прав несовершеннолетних, необходимо отметить существенные недостатки правоисполнения правовых предписаний, несмотря на то, что механизм их реализации разработан.
Необходимо создание эффективной системы соблюдения и реализации прав несовершеннолетних, которая должна быть направлена на формирование и поддержку действительных институтов правовой защиты детей. При этом главное место в системе государственных органов, которые призваны обеспечивать конституционно-правовую защиту несовершеннолетних должны занять такие государственные институты как Президент Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, специализированные правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства [5]. Данные органы по защите прав детей в настоящее время уже существуют, однако их нельзя назвать единой системой, так как их деятельность направленная на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, разрознена, не урегулирована, не согласована.
Необходимо повысить эффективность деятельности правозащитных институтов, оптимизировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах Федерации, занимающихся проблемами семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивающих контроль за соблюдением конституционных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Следует разработать специальные информационные программы по повышению правовой грамотности в области защиты конституционных прав детей, а также наладить эффективное взаимодействие между всеми органами государственной власти, специализированными правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства.
Таким образом, необходимы скоординированные действия органов государственной власти и должностных лиц. Только так можно обеспечить эффективную реализацию конституционного принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
2. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовые нормы как способ фиксации правового статуса несовершеннолетнего // Конституции Российской Федерации 20 лет: проблемы реализации и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2013. С. 20 - 23.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
4. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. М., 2015. С.58.
5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. М., 2013. С. 78.
References and Source
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok ot 30 dekabrya 2008 g. N 6-FKZ, ot 30 dekabrya 2008 g. N 7-FKZ, ot 5 fevralya 2014 g. N 2-FKZ) // SZ RF. 2009. N 4. St. 445.
2. Degtyareva L.N. Konstitucionno-pravovye normy kak sposob fiksacii pravovogo statusa nesovershennoletnego // Konstitucii Rossijskoj Federacii 20 let: problemy realizacii i perspektivy razvitiya: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh, 2013. S. 20 - 23.
3. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 g. № 124-FZ «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» (v red. ot 13 iyulya 2015 g.) // SZ RF. 1998. N 31. St. 3802.
4. Lukasheva E.A. Prava cheloveka: Uchebnik dlya vuzov. M., 2015. S.58.
5. Mel'nikova EH.B. YUvenal'naya yusticiya. M., 2013. S. 78.
ФАХРУТДИНОВА ГАЛИЯ ГАБДУЛВАХАПОВНА - старший преподаватель кафедры гражданского права Западно-Уральского института экономики и права (г. Пермь).
FAKHRUTDINOVA, GALIYA G. - Senior Lecturer, Department of Business Law, West-Urals Institute of Economics and Law (Perm) ([email protected])
УДК 342.7
ЛАРИОНОВА М.А.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, КАК ЭЛЕМЕНТ
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
Ключевые слова: конституционализм; права человека; конституционные гарантии, курация, конституционализация.
Процесс формирования конституционализма в государстве является не одномоментным. С момента принятия Конституции и до реального воплощения конституционных идей в общественной практике может пройти значительное количество времени. Важную роль в процессе становления конституционализма имеет судебная практика. Представленная статья посвящена развитию конституционализма в России сквозь призму признания и закрепления прав человека в Конституции РФ.
LARIONOVA, M.A.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES OF HUMAN RIGHTS AS AN ELEMENT OF
CONSTITUTIONALISM IN RUSSIA
Keywords: constitutionalism; human rights; constitutional guarantees; curation; constitutionalisation.
The process of formation of constitutionalism in the state is not a one-stage process. Since the adoption of the Constitution and the actual implementation of constitutional ideas in public practice, a considerable amount of time can pass. Judicial practice plays an important role in the process of formation of constitutionalism. The article is devoted to the development of constitutionalism in Russia through the prism of recognition and consolidation of human rights in the Constitution of the Russian Federation.
Современные изменения в развитии общественной жизни предъявляют всей системе властеотношений требования более высокой эффективности управленческих решений. Почти во всех странах первоочередной задачей стабильного и динамичного развития стало гарантирование конституционализма путем обеспечения верховенства Конституции [1]. Права человека, наряду с такими принципами, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей и некоторые другие, формируют устойчивый баланс публичных и частных интересов [2], и имеют своей целью достижение формального равенства, как способа защиты личности в правовом государстве, следование точным конституционным предписаниям, индивидуализацию общественной жизни и самоуправление индивида [3]. Иными словами, права человека являются неотъемлемым элементом конституционализма.
В свою очередь, конституционализм представляет интерес, как для юридических, так и неюридических наук [3]. Объем статьи не позволяет рассмотреть все имеющиеся точки зрения по этому вопросу, в связи с чем, конституционализм будет рассмотрен в сугубо юридическом смысле, сквозь призму конституционно-правовых гарантий реализации прав человека.
В качестве основы для становления и развития конституционализма выступают социальные конфликты и правовые механизмы их преодоления [4], в связи с чем, в научной литературе выделяют первичную и вторичную конституционализацию [5]. Для первичной конституционализации характерно развитие конституционно-нормативного законодательства. Включение в правовую систему новых институтов ограничивающих государственную власть, закрепление гарантий их надлежащего функционирования. Вторичная конституционализация воплощается в системе судебного производства (конституционного, гражданского, административного, уголовного).
С принятием Конституции РФ в 1993 году, были учреждены новые принципы, которые ранее не признавались или отрицались. Либо же в момент принятия Конституции они еще не существовали. Конституция России провозгласила права и свободы человека, как высшую