КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342.7
И.Н. Плотникова
ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Введение: обеспечение принципа признания и защиты прав и свобод человека и гражданина как главного ориентира и высшей ценности, важнейшей основы конституционализма, является определяющей задачей в развитии гражданского общества и правового государства. Цель: исследование вопросов практики реализации принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод в конституционно-правовой политике и жизни государства, правотворческом и правоприменительном процессе. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования; анализ различных подходов к сущности российского конституционализма, категориям «конституционализация», «конкретизация Конституции». Результаты: предлагаются авторские дефиниции категорий «конституционализация», «конкретизация Конституции», «препятствия в осуществлении прав и свобод», формулируются предложе-Й ния по внесению дополнений в Конституцию РФ. Выводы: в сфере соблюдения и защиты
™ прав и свобод граждан необходимо выявление препятствий в осуществлении прав и свобод
■R и их устранение; в целях оптимизации механизма реализации гражданами своих прав (в
~ качестве одной из мер) — предоставление права законодательной инициативы гражданам.
g Ключевые слова: российский конституционализм, конституционализация, конкрети-
^ зация Конституции, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, препятствия
1 в осуществлении прав и свобод.
ш ч:
го
J I.N. Plotnikova
0 *
| RECOGNITION, OBSERVANCE AND PROTECTION
§ OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS ASFUNDAMENTAL
? PRINCIPLE OF RUSSIAN CONSTITUTIONALISM
1 i ш
Б Introduction: ensuring the principle of recognition and protection of human and citizen's
S; rights and freedoms as the main reference and the highest value, the most important foun-
o dation of constitutionalism, is the defining task in the development of civil society and the
¡s rule of law. The purpose: to study the issues of the practice of implementing the principle of
S recognition, observance and protection of rights and freedoms in the constitutional and legal
g policy and life of the state, lawmaking and law enforcement process. Methodological basis:
g- dialectical method of scientific cognition, systemic, formal-legal, comparative-legal methods of
* research; The analysis of various approaches to the essence of Russian constitutionalism, the
¡E categories of "constitutionalization", "concretization of the Constitution." Results: the author
и
¿g proposes authorial definitions of the categories "constitutionalization", "concretization of the
Constitution", "obstacles in the implementation of rights and freedoms", suggestions are given
© Плотникова Инна Николаевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Plotnikova Inna Nikolaevna, 2017
Candidate of Legal Sciences, Docent of Constitutional and International Law Department (Saratov state 46 Academy of law)
on introducing amendments to the Constitution of the Russian Federation. Conclusions: in the sphere of observing and protecting the rights and freedoms of citizens, it is necessary: to identify obstacles to the implementation of rights and freedoms and to eliminate them; In order to optimize the mechanism for the exercise by citizens of their rights (as one of the measures) - the provision of the right of legislative initiative to citizens.
Keywords: russian constitutionalism, constitutionalization, concretizing the Constitution, recognition, observance and protection of human rights and freedoms, obstacles torealization of rights and freedoms.
В настоящее время в науке конституционного права возрос интерес к изучению проблем конституционализма, различных подходов к нему, определению его понятия, целей, сущности, основных принципов, главных элементов. Данным исследованиям уделено немало внимания, при этом подчеркивается, что конституционализм является сложнейшей научной категорией.
В.Т. Кабышев выделяет пять элементов российского конституционализма: конституционная доктрина (конституционные идеи), Конституция, конституционно-политический режим как воплощение конституционных ценностей и конституционных принципов, конституционный контроль как система защиты конституционного строя и Конституции, конституционное мировоззрение и конституционная культура должностных лиц и всего населения [1, с. 287]. Анализируя базовые ценности конституционализма, В.Е. Чиркин рассматривает современный конституционализм как общественно-политическое движение, теорию, доктрину и практику [2, с. 16]. Н.С. Бондарь приходит к выводу, что конституционализм — одно из фундаментальных и сложнейших в юридической науке понятий; по своей природе и содержанию оно касается глубинных пластов е
п
общественного сознания, правовой идеологии, нормативно-правовой системы, и практики государственно-правовой жизни [3, с. 16]. Конституционализм — это | не только идеи, но и обязанность власти в их воплощении в нормах Конституции О
в
РФ и развивающих ее актах, подчеркивает С.А. Авакьян. Конституционализм О
й
гибнет, если его ценности попадают в конституцию, но далее сводятся на нет с текущим законодательством [4]. |
Заметим, что большинством ученых конституционализм характеризуется е
как комплексная научная категория с выделением «практического» аспекта °
й
в понимании его сущности. Однако по вопросу о содержательном наполнении |
данной категории не существует единства мнений. Кроме того, в России со- Ч
храняются определенные проблемы с нормативным закреплением и особенно О
практикой воплощения принципов, традиционно рассматриваемых в качестве К
составляющих конструкцию конституционализма [5]. М
Во многих научных работах, посвященных исследованию российского кон- I
ституционализма определяется, что важнейшей его основой являются конститу- 4
ционные права и свободы [6]; к приоритетам и принципам конституционализма, i
прежде всего, относятся: верховенство права, безусловное признание и уважение ^
достоинства человека как основы всех его прав и свобод [7]; права и свободы че- 7 ловека выступают как основополагающий критерий конституционализма, все чаще определяемый первым и даже главенствующим [8, с. 32].
О.Е. Кутафин рассматривает приоритет прав и свобод как гарантию конституционности государства и полагает, что в современном российском обществе права человека служат пока лишь ценностным эталоном, они, хотя и обозначены
в Конституции, но трудно достижимы. Причина этого не только в исторических 47
традициях России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике, но и в нынешней ситуации, когда происходит стихийное становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно [9, с. 302].
Что касается конституционного института прав и свобод граждан России, то, как указывает В.Б. Пастухов, Конституция РФ 1993 г. подробно и скрупулезно перечисляет все права и свободы, что имело в свое время огромное историческое значение для развития российского конституционализма, однако акцент, сделанный в российской Конституции на тщательном «выписывании» свобод, а не на определении механизмов их защиты, он считает главным ее недостатком. К огромному сожалению, пишет он, конституционная модель и конституционная реальность в современной России не совпадают [10, с. 332-334].
Необходимо отметить, что вопросы изучения реального механизма реализации конституционных прав и свобод остаются малоисследованными. В данном случае речь идет о практической стороне конституционализма, необходимости анализа практики реализации важнейшей основы конституционализма — принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в конституционно-правовой и политической практике государства, которая подразумевает правотворческий и правоприменительный процесс, защиту нарушенных прав. В связи с этим, одной из основных задач науки конституционного права на современном этапе развития является исследование вопросов практики реализации основополагающего принципа конституционализма (и в первую й очередь принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и
? гражданина) в конституционно-правовой политике и жизни государства, правого
Л творческом и правоприменительном процессах.
I И здесь мы никак не можем обойти вниманием такую категорию, как «кон-
Ï ституционализация». И.А. Кравец полагает, что феномен конституционализа-
I ции может иметь широкое и узкое толкование. Узкое толкование применяется
го
J в современном конституционном праве, где под конституционализацией права
§ понимается возведение правовой нормы в ранг конституционного положения.
I Конституционализация как широкое явление подразумевает характерное для
s
s индустриальных обществ развитие иерархически взаимосвязанных способов и
° методов юридизации общественных отношений вообще и социальных конфлик-
1 тов в частности [11, с. 153-154].
I Н.С. Бондарь, анализируя вопросы конституционализации социально-
о экономического развития современного российского общества, обращает вни-
° мание на то, что конституционализация — это динамика, правовое развитие
0
° социально-экономических процессов на основе и в соответствии с ценностями
го
3 современного конституционализма [12, с. 8]. Т.Я. Хабриева определяет консти-
1 туционализацию законодательства как продолжающийся процесс освоения I конституционных ценностей и норм [13]. А.Г. Кузьмин, исследуя употребление
термина «конституционализация», выделяет три его аспекта: продолжающийся процесс конкретизации начал, освоение ценностей и норм Конституции в действующем законодательстве; включение в Конституцию основных принципов и статусов тех или иных субъектов конституционно-правовых отношений, в результате чего их правовое положение определяется законом достаточно детально 48 (в данном контексте конституционализация рассматривается как составляющая
процесса конституционно-правовой (юридической) институционализации); в контексте углубляющейся конституционализации международного права [14].
Е. Яхьяуи-Кривенко подчеркивает, что все попытки дать какое-либо более или менее точное определение того, что конституционализация означает (в отношении международного права), остаются пока безуспешными [15, с. 63]. Авторы дают различные определения, опираются на разные критерии, так что разработка единого подхода становится невозможной, поэтому необходимо систематизировать все это многообразие.
Как справедливо отмечают В.Т. Кабышев и Т.В. Заметина, такие понятия, как «конституционализация», «конституционализм», «конституционный строй», близки по смыслу, но не тождественны [16, с. 8-9]. На нынешнем этапе развития России конституционализация правовой системы российского общества, общественно-политической и государственной жизни в стране — это объективная потребность, тенденция и условие нашего социального и правового прогресса [17, с. 13-14]. Смысл конституционализации, считает Б.С. Эбзеев, состоит в том, чтобы экономика и социальная сфера, организация власти и содержание законодательства обеспечивали главную цель общественного развития — человек, его права и свободы — высшая конституционная ценность [18, с. 6].
По нашему мнению, «конституционализация» — это процесс перевода идей и ценностей конституционализма в практический конституционализм, закрепление наиболее значимых общественных отношений, идей и ценностей конституционализма в Конституции России, а также конкретизация норм Конституции в текущем законодательстве и осуществление процесса правоприменения в точном
В
соответствии с принципами и положениями Конституции. п
н
Конкретизация положений Конституции в действующем законодательстве С является важнейшей стадией конституционализации. В научной литературе п конституционная конкретизация рассматривается как общий метод формирова- К ния (конституционализации) системы законодательства [19, с. 5], важное условие г
0
реализации конституционных норм о правах человека [20, с. 13], объективное 1
а
свойство правового регулирования, основополагающий принцип науки консти- п
в
туционного права [21]. Г.Т. Чернобель приходит к выводу, что вопрос об осново- н
„ о
полагающих принципах нормативно-правовой конкретизации конституции и ю
действующего законодательства, в научной литературе, к сожалению, теорети- 1
1
чески не разработан; не ясно, какие конституционные нормативы необходимо о
к
конкретизировать в обязательном порядке, на каком правотворческом уровне а' (закон, указ главы государства, постановление правительства, ведомственные | акты), каковы пределы конкретизации юридических норм в правотворческой II и правоприменительной деятельности и т.д. [22]. №
В связи с этим представляется спорной позиция В.В. Ершова и А.В. Мещеря- 11 кова, согласно которой результат процесса конкретизации норм Конституции -должен воплощаться лишь в форме принятия федеральных законов [23, с. 9; 24, 7 с. 75]. Полагаем, что конкретизация норм Конституции РФ должна осуществляться, прежде всего, на уровне федерального конституционного и федерального законов ввиду того, что процесс конституционно-правового регулирования базовых общественных отношений осуществляется различными правовыми средствами и не исчерпывается принятием норм исключительно данных законодательных актов. Конкретизация норм и принципов Конституции (равно как их 49
искажение) может происходить и на этапе принятия подзаконных нормативных актов, что особенно актуально в сфере реализации прав и свобод граждан России.
Как известно, Конституция России 1993 г. закрепила основы правового положения личности (центральное место в содержании которых занимают права и свободы человека и гражданина) на основе либерального подхода. Особенно ярко это выражается в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства. В соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, т.е. в данных нормах провозглашается приоритет прав человека над правами государства.
Однако при анализе данных норм Конституции РФ возникает сразу несколько вопросов. Согласно Основному Закону права человека определяют смысл и содержание законов. Каким образом это положение конкретизируется и как реализуется на практике в современной России? Как устанавливаются приоритеты, границы осуществления прав человека и границы деятельности государства при принятии законов? Основные права в Конституции признаны, а вот каким образом осуществляется их соблюдение государством, реализация норм о конституционных правах и свободах в действительности? Таким образом, на повестке дня — осуществление процессов конституционализации важнейшей основы конституционализма — основных прав и свобод человека и гражданина. Все эти вопросы требуют своего дальнейшего научного осмысления, разработки новых
0 теоретических положений и практических предложений в целях адекватного рт и логического воплощения конституционных ценностей в правотворческой и
* правоприменительной деятельности, защиты прав и свобод.
01
| Критерием оценки работы для законодателя должно стать не количество за-
| конов, а последствия их реализации. По большому счету гражданину все равно,
| кто и как принимает и исполняет законы, главное, чтобы не нарушались его
1 права и обеспечивались безопасность [25]. Законотворческая практика повсе-
I местно заявляет о своих претензиях на творческую самостоятельность; следом
| уже правоприменительная практика, с одной стороны, полагает себя вполне
0 свободной от рефлексий на тему соотношения и разграничения права и закона;
1 с другой стороны вполне допускает возможности прикладной корректировки | смысла нормативно определенных положений с учетом подразумеваемой си° туационной целесообразности [19, с. 2]. К примеру, мы из года в год говорим о | необоснованных ограничениях прав предпринимателей, о том, что излишний
ш
£ протекционизм и чрезмерное вмешательство государства в экономику явля-<3 ются ошибкой1, об избыточном правовом регулировании и т.д. Как и прежде, | актуальными остаются вопросы усиленного контроля органов государства над ш предпринимательскими структурами. Как отметил В.В. Путин в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г., предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств, необходимы конкретные предложения по устранению избыточных и
1 См.: Выступление В.В. Путина на Давосском экономическом форуме. ИИЬ: http://ria.ru/ 50 ^епа/РиШ_Бауо8_зрее^_с^8_29012009/ (дата обращения: 20.02.2016).
дублирующих функций контрольно-надзорных органов2. Однако подобные задачи ставились и ранее3, но до сих пор они полностью не решены.
В сфере соблюдения и защиты прав и свобод граждан как основной обязанности государства, по-прежнему остаются острыми вопросы, которые можно обозначить как препятствия в осуществлении прав и свобод граждан4. В содержании категории «препятствия в осуществлении прав», по нашему мнению, следует выделить три основных аспекта: 1) незаконное сужение какого-либо существующего права, какие-либо изъятия из этого права путем издания норм, направленных на лишение лица определенных правомочий; 2) возложение излишних обязанностей государством на граждан при осуществлении их прав, 3) неисполнение государственными и муниципальными органами возложенных на них обязанностей либо осуществление ими незаконных действий.
К существенным препятствиям в осуществлении прав и свобод граждан на современном этапе развития российского конституционализма, можно отнести: откровенно ограничительную политику законодателя и правоприменителей в сфере реализации прав и свобод (государственным органам легче запретить осуществление каких-либо правомочий гражданам, чем создать условия для реализации их прав); введение государственными органами дополнительных обязанностей, обязательных платежей, не предусмотренных федеральным законом; возложение на субъектов права дополнительной ответственности, противоречащей конституционным нормам; несоблюдение принципов соразмерности при установлении ограничений прав конституционным нормам; регулирование отношений по реализации прав и свобод граждан ненормативными актами федеральных органов исполнительной власти, содержащими разъяснения действующего законодательства; наличие многочисленных дефектов правового регулирования (коллизий, пробелов в праве и т.д.); незаконные ограничения прав граждан, сужение их правомочий, в т.ч. подзаконными актами, относительно того, как данные права закреплены в Конституции и федеральных законах; нарушение баланса частных и публичных интересов.
Что касается последнего тезиса, то по объективному утверждению Б.С. Эбзее-ва, возможно, именно это — преодоление противоположности между индивидуальным и коллективным, закрепление их баланса в организации взаимоотношений личности и общества и есть главное в характеристике действующего Основного Закона [26]. Решение данных проблем, поиск оптимального баланса конституционных ценностей, с научной и практической точек зрения, представляется одной из самых сложных задач, требующих глубокого научного анализа.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что конституционные права и свободы человека и гражданина только тогда станут важной составляющей и главенствующим критерием российского конституционализма, когда они будут не только признаны и провозглашены конституционно, но и реально соблюдены и защищены государством в соответствии с провозглашенными конституционными ценностями и принципами.
2 См.: Российская газета. 2015. 4 дек.
3 См., например: Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 2002. 19апр.
4 О многочисленных нарушениях прав и свобод человека и гражданина говорится в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. См.: Российская газета. 2016. 24 марта. 51
В целях развития форм непосредственного осуществления народом государственной власти в России, расширения возможности реализации и защиты гражданами своих прав, обеспечения интересов различных институтов гражданского общества полагаем необходимым введение института законодательной инициативы граждан и внесение соответствующих изменений в ст. 104 Конституции РФ. Аналогичные нормы содержатся в отдельных Конституциях зарубежных государств (к примеру, согласно ст. 71 Конституции Итальянской республики народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем 50 тыс. избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона). Данное предложение объясняется тем, что у органов власти в Российской Федерации отсутствует обязательность учета мнения граждан в правотворческом процессе [22; 27, с. 6].
Целесообразно также предоставить право законодательной инициативы Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по всем вопросам (а не только по вопросам их ведения, как это закреплено в ст. 104 Конституции РФ). Именно данные органы при рассмотрении дел в первую очередь выявляют коллизии и пробелы действующего законодательства и способны направить грамотные и высокопрофессиональные в юридическом отношении законодательные инициативы.
Библиографический список
1. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2013. 320 с.
2. Чиркин В.Е. Базовые ценности конституционализма в XXI веке// Современный конституционализм: Теория, доктрина и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Алферова, И.А. Умнова. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 10-29.
3. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 544 с.
4. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 27-30.
5. Троицкая А.А. Конституционализм: перспективы развития в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 21-27.
6. См., напр.: Савченко Н.А. Актуальные проблемы российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 12-15.
7. Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Российский конституционализм: к обретению идеала // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 131-141.
8. Умнова И.А. Современные подходы, концепции и доктрины конституционализма // Современный конституционализм: Теория, доктрина и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Алферова, И.А. Умнова. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 30-41.
9. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. 258 с.
10. Пастухов В.Б. Российский конституционализм - воспоминание о будущем // Основы конституционного строя России: Двадцать лет развития / под ред. А.Н. Медушевского. М.: Институт права и публичной политики, 2013. С. 313-341.
11. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002. 360 с.
12. Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М.: Викор-Медиа, 2006. 224 с.
13. Хабриева Т.Я. Этапы и основные направления конституционализации современного российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6. С. 25-30.
14. Кузьмин А.Г. Конституционализм, конституционализация, конституционная законность: к вопросу о соотношении категорий // Российский судья. 2014. № 9. С. 14-20.
15. Яхьяуи-Кривенко Е. (Голуэй, Ирландия) Процессы конституционализации международного права: теории и реальность//Российский юридический журнал. 2013. № 2. С. 63-70.
16. Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Конституционализация правовой системы Крыма (Республики Крым и города Севастополя) //Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. ст. / [редкол. В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. Вып. 15. С. 8-9.
17. Кабышев В.Т. Возвращение Крыма в Россию: конституционно-правовой дискурс // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5 (106). С. 11-16.
18. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. 336 с.
19. Крусс В.И. Юридические предпосылки и перспективы конституциона-лизации российского законодательства// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5. С. 2-5.
20. Эбзеев Б.С. Конкретизация и актуализация норм Конституция Российской Федерации как условие и гарантия осуществления прав и обязанностей человека
и гражданина // Российское правосудие. 2008. № 3. С. 4-17. H
21. Власова Н.В., Залоило М.В. Конкретизация права: теоретические и прак- 1 тические проблемы // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 134-143. т
22. Чернобель Г.Т. Конституция и ее конкретизация // Журнал российского » права. 2013. № 3. С. 50-62. »
23. Ершов В.В. Конкретизация Конституции России: теоретические и прак- g тические проблемы//Российское правосудие. 2013. № 12 (92). С. 5-22. с
т
24. Мещеряков А.В. Конкретизация норм Конституции Российской Федера- | ции: некоторые вопросы теории и практики//Конституционное развитие России: I межвуз. сб. науч. стат. / [ редкол. В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Изд- | во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. е Вып. 15. С. 74-78. §
Se
25. Кабышев С.В. Реализация Конституции как фактор устойчивого и про- | грессивного развития страны // Lex russica. 2014. № 6. С. 666-673. |
26. Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия и российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. f
2013. № 11. С. 14-23. (1
)
27. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их 2 устранения // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. С. 3-12. 7
References
1. Kabyshev V.T. With the Constitution for Life: Selected scientific works. M: The formula of law, 2013. 320 р.
2. Chirkin V.E. Basic values of constitutionalism in the 21st century // Modern constitutionalism: Theory, Doctrine and Practice: Sat. Sci. Tr. / RAN. INION. Cen- 53
ter Social. Scientific-information. Issled. Otd. Jurisprudence; RAP. Department of Constitutional and Legal Studies; Ans. Ed. E.V. Alferov, I.A. Umnova. M.: INION RAN, 2013. P. 10-29.
3. Bondar N.S. Judicial constitutionalism in Russia in the light of constitutional justice. M.: Norma, Infra-M, 2011. 544 p.
4. Avakyan S.A. Constitutionalism and Public Power: Concepts and Prospects // Constitutional and Municipal Law. 2013. No. 11. P. 27-30.
5. Troitskaya A.A. Constitutionalism: Development Prospects in Russia // Constitutional and Municipal Law. 2013. No. 6. P. 21-27.
6. See, for example: Savchenko N.A. Actual problems of Russian constitutionalism // Constitutional and municipal law. 2014. No. 7. P. 12-15.
7. Jagaryan A.A., Dzhagaryan N.V. Russian constitutionalism: to gaining an ideal // Journal of Russian Law. 2013. No. 3. P. 131-141.
8. Umnova I.A. Modern Approaches, Concepts and Doctrines of Constitutionalism // Contemporary Constitutionalism: Theory, Doctrine and Practice: Sat. Sci. Tr. / RAN. INION. Center Social. Scientific-information. Issled. Otd. Jurisprudence; RAP. Department of Constitutional and Legal Studies; Ans. Ed. E.V. Alferov, I.A. Umnova. M.: INION RAN, 2013. P. 30-41.
9. Kutafin O.E. Russian constitutionalism. Moscow: Norma, 2008. 258 p.
10. Pastukhov V.B. Russian constitutionalism - a memory of the future // Fundamentals of the constitutional system of: Twenty years of development / ed. A.N. Me-dushevsky. M.: Institute of Law and Public Policy, 2013. 359 p.
11. Kravets I.A. Formation of Russian constitutionalism (problems of theory and practice). M.; Novosibirsk: LLC «Izd-vo YuKEA», 2002. 360 p.
8 12. Bondar N.S. Constitutionalization of the socio-economic development of Rus-
s sian statehood (in the context of decisions of the Constitutional Court of the Russian
Federation). M.: Vicor-Media, 2006. 224 p. ? 13. Khabrieva T.Ya. Stages and main directions of the constitutionalization of
1 modern Russian legislation // Journal of Constitutional Justice. 2013. No. 6. P. 25-30. f 14. Kuzmin A.G. Constitutionalism, constitutionalization, constitutional legality:
I the question of the correlation of categories / / Russian judge. 2014. No. 9. P. 14-20. I 15. YahyaouiKrivenko E. (Galway, Ireland) The processes of the constitutionalization
| of international law: theory and reality // Russian legal journal. 2013. No. 2. P. 63-70. ® 16. Kabyshev V.T., Zametina Т.V. Constitutionalization of the legal system of the
§ Crimea (the Republic of Crimea and the city of Sevastopol) // Constitutional Devel-| opment of Russia: Interuniversity. Sat. Sci. Item / [rare: V.T. Kabyshev (editorial | editors), etc.]; Saratov: FSBUU Publishing House "Saratov State Law Academy", s 2016. Issue. 15. P. 8-9.
I 17. Kabyshev V.T. Return of the Crimea to Russia: constitutional-legal discourse
| // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2015. No. 5 (106). P. 11-16. <3 18. Ebzeev B.S. Constitution, Power and Freedom in Russia: The Experience of
I Synthetic Research. Moscow: Prospekt, 2014. 336 p.
m 19. Kruss V.I. Legal preconditions and prospects for the constitutionalization of
Russian legislation // Constitutional and municipal law. 2008. No. 5. P. 2-5.
20. Ebzeev B.S. Specification and actualization of norms The Russian Constitution as a condition and guarantee of the exercise of rights and duties of a person and citizen // Russian Justice. 2008. No. 3. P. 4-17.
21. Vlasova N.V, Zaloylo M.V. Specification of law: theoretical and practical 54 problems // Journal of Russian Law. 2014. No. 7. P. 134-143.
А.С. Сухоруков • Правотворческая сила решений Конституционного Суда РФ в контексте судебной реформы
22. Chernobel G.T. The Constitution and its concretization // Journal of Russian Law. 2013. No. 3. P. 50-62.
23. Ershov V.V. Specification of the Constitution of Russia: theoretical and practical problems // Russian justice. No. 12 (92). 2013. P. 50-62.
24. Meshcheryakov A.V. Specification of the norms of the Constitution of the Russian Federation: some questions of theory and practice // Constitutional development of Russia: interuniversity. Sat. Sci. Stat. / [Rare: V.T. Kabyshev (editorial editors), etc.]; Saratov: FSBUU Publishing House "Saratov State Law Academy", 2016. Issue. 15. P. 74-78.
25. Kabyshev S.V. Realization of the Constitution as a factor of sustainable and progressive development of the country // Lex russica. 2014. No. 6. P. 666-673.
26. Ebzeev B.S. The Constitution, State and Personality in Russia: the Philosophy of Russian Constitutionalism // Constitutional and Municipal Law. 2013. No. 11. P. 14-23.
27. Avakyan S.A. Gaps and defects in constitutional law and ways to eliminate them // Constitutional and municipal law. 2007. No. 8. P. 3-12.
УДК 342.56
А.С. Сухоруков
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В КОНТЕКСТЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
Введение: проблемы природы решений Конституционного Суда РФ в контексте судебной реформы, а именно объединения двух высших судов — Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ являются актуальной темой исследования, поскольку позволяет по-новому взглянуть на вопрос применимости и исполнимости решений Конституционного Суда РФ иными высшими судами. Цель: определение нового характера взаимоотношений Верховного Суда РФ с Конституционным Судом РФ и иными судами, а также выявление правотворческой силы решений Конституционного Суда РФ в контексте судебной реформы. Методологическая основа: диалектический и логический, системный и сравнительно-правовой методы исследования. Формально-юридический метод позволил раскрыть новые полномочия Верховного Суда РФ. Результаты: сформулирована авторская позиция о необходимости детализации полномочий Верховного Суда РФ с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Правотворческая сила решений Конституционного Суда РФ необходима в свете ликвидации законодательных пробелов. Выводы: проведенное исследование позволило определить, что Конституционный Суд РФ вынужден брать на себя функции законодателя в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях несвоевременности исполнения решений Конституционного Суда РФ. В связи с этим автором предложено в деятельности Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ особое внимание уделять проблеме ликвидации пробелов в деле защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, судебная реформа, процессуальное законодательство.
© Сухоруков Александр Сергеевич, 2017
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права (Уральский государственный юридический университет); e-mail: [email protected] © Sukhorukov Alexander Sergeevich, 2017
Candidate of Legal Sciences, senior lecturer of The Department of Constitu-tional Law (the Ural State Law University) 55