Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЗАХСТАНЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЗАХСТАНЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалкарова Ирина Алексанровна

В статье рассматривается вопрос модернизации ведомственного образования системы МВД Республики Казахстан, которая подразумевает качественное обновление имеющейся системы путем приведения ее в соответствие с новыми требованиями, форматами и нормами. Обосновывается необходимость повышения качества подготовки сотрудников полиции путем пересмотра традиционных подходов к системе функционирования ведомственных специальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF POLICE TRAINING IN KAZAKHSTAN IN THE CONTEXT OF LAW ENFORCEMENT SYSTEM REFORM

The article deals with the issue of modernization of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, which implies a qualitative update of the existing system by bringing it in line with new requirements, formats and norms. The necessity of improving the quality of training of police officers by revising traditional approaches to the system of functioning of departmental special educational institutions is substantiated.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЗАХСТАНЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Модернизация полицейской подготовки в Казахстане в условиях реформирования правоохранительной

системы

ИРИНА АЛЕКСАНРОВНА ШАЛКАРОВА,

начальник отдела планирования и контроля, кандидат юридических наук, доцент Алматинская академия МВД Республики Казахстан имени Макана Есбулатова Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Утепова, д. 29 E-mail: i.shalkarova@aacademymvd.kz

Modernization of Police Training in Kazakhstan in the Context of Law Enforcement System Reform

Аннотация. В статье рассматривается вопрос модернизации ведомственного образования системы МВД Республики Казахстан, которая подразумевает качественное обновление имеющейся системы путем приведения ее в соответствие с новыми требованиями, форматами и нормами. Обосновывается необходимость повышения качества подготовки сотрудников полиции путем пересмотра традиционных подходов к системе функционирования ведомственных специальных учебных заведений.

Ключевые слова и словосочетания: модернизация; образовательный процесс; подготовка полицейских; Республика Казахстан; реформирование; правоохранительная система.

IRINA ALEKSANDROVNA SHALKAROVA,

Head of Planning and Control Department, Candidate of Law, Associate Professor Almaty Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Mukan Esbulatov Republic of Kazakhstan, Almaty, Utepova St., 29 E-mail: i.shalkarova@aacademymvd.kz

УДК 35.08

Annotation. The article deals with the issue of modernization of departmental education of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, which implies a qualitative update of the existing system by bringing it in line with new requirements, formats and norms. The necessity of improving the quality of training of police officers by revising traditional approaches to the system of functioning of departmental special educational institutions is substantiated.

Keywords and phrases: modernization; educational process; police training; Republic of Kazakhstan; reforming; law enforcement system.

Все годы со дня провозглашения независимости в 1991 г. Казахстан строит демократическое и свободное гражданское общество. Реформы по модернизации политической системы и обеспечению защиты прав человека

продолжаются и сейчас, спустя 30 лет с момента обретения суверенитета Республикой Казахстан. За это время Казахстан добился многого: — создан Национальный совет общественного доверия — это консультативный орган

при президенте для ведения открытого диалога с представителями общественности;

— институт парламентской оппозиции закрепили на законодательном уровне;

— в списках кандидатов политических партий ввели тридцатипроцентную квоту для женщин и молодежи;

— произошла декриминализация клеветы, на чем неоднократно и упорно настаивали представители общественности;

— прошли и либерализация мирных собраний и упрощение регистрации политических партий;

— Казахстан присоединился ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни;

— усилилась роль уполномоченного по правам человека.

В июне 2022 г. состоялся референдум об изменении Конституции Казахстана.

В настоящее время реформирование системы органов внутренних дел Казахстана направлено на повышение надежности и уровня доверия со стороны населения. «Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы», — подчеркнул в своем обращении к народу страны Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев [1]. Поэтому для Казахстанской системы органов внутренних дел именно Алматинская академия МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова стала краеугольным камнем модернизации образовательного процесса, способного обеспечить преобразование общества, в котором основные права и свободы человека являются высшими, установленными и гарантированными ценностями.

В контексте происходящих изменений как в работе полицейских структур, так и в сфере, касающейся ведомственного образования, особенно остро стоят вопросы оптимизации подготовки кадров для органов внутренних дел.

Министерством внутренних дел осуществлен предварительный комплекс мероприятий по актуализации информации, имеющихся ресурсов для объективной оценки рисков и применения адекватных технологий и методов. Центральным звеном в мероприятиях по модернизации органов внутренних дел являются ведомственные организации образования. В соответствии с утвержденным перечнем специальностей для удовлетворения потребностей в кадрах с учетом кадрового планирования в органах внутренних дел высшие специальные учебные заведения МВД Республики Казахстан должны обеспечивать 91,8 % подразделений органов внутренних дел (исключение составляют под-

разделения дорожной и технической инспекции, автоматизации и электронных услуг, внутреннего контроля, финансового обеспечения).

Модернизация ведомственного образования подразумевает качественное обновление имеющейся системы путем приведения ее в соответствие с новыми требованиями, форматами и нормами. Сегодня стала очевидной необходимость повышения качества подготовки сотрудников полиции путем пересмотра традиционных подходов к системе функционирования ведомственных специальных учебных заведений.

В то же время накопленный опыт и коммуникационное взаимодействие с субъектами образовательного и научного процесса определили ряд направлений, требующих оптимизации и модернизации ведомственного образования согласно новым поставленным целям и задачам.

Фокальной точкой в повышении эффективности выполнения полицейскими своих функций, определяющим фактором которой должен стать обновленный формат деятельности ведомственных организаций образования по обеспечению подготовки, прежде всего, руководящего состава, профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) сотрудников полицейских структур.

По инициативе руководства МВД Республики Казахстан создан факультет подготовки руководящего состава (факультет № 1).

Обновление формата деятельности академии сочетает в себе на фоне сохранения ведомственной направленности кардинальное изменение содержания образовательных программ путем внедрения международной образовательной модели формирования кадрового состава правоохранительных органов и активного развития научно-методической практики. Необходимость изменения форматов подготовки, переподготовки и повышения квалификации полицейских кадров с учетом запросов казахстанского общества и развития общемировых тенденций в данном направлении актуализировала внедрение сервисного подхода в обеспечении безопасности.

В мировой практике под сервисной моделью понимается идеология работы полиции, основанная на решении проблем безопасности в партнерстве с обществом.

В качестве ключевых отличий между традиционным и сервисным подходами в организации деятельности полиции выделяют:

— в традиционной модели приоритет полиции — борьба с преступностью. Внимание сконцентрировано на правонарушителях (5-7%), а критерием оценки является правовая статистика. С частью общества полиция взаимодейству-

ет в основном тогда, когда граждане становятся потерпевшей стороной в преступлении, то есть население практически не вовлечено в процесс профилактики правонарушений и выработку решений проблем безопасности;

— в сервисной модели полиция инициирует решение всех проблем, даже если они не отнесены к ее компетенции, но потенциально могут повлиять на безопасность общества. Приоритетом является профилактика правонарушений с опорой на законопослушных граждан (нулевая терпимость к правонарушениям). Критерии оценки — совокупность индикаторов правовой статистики и общественного мнения, главный из которых — уровень доверия населения.

Основные требования к подготовке полицейских кадров сегодня:

— повышение уровня профессионализма;

— наличие навыков и умений организации работы с применением современных форм и методов управления;

— формирование кадрового потенциала, способного установить конструктивный диалог с обществом и выстроить эффективные взаимоотношения в рамках сервисной модели.

Поэтому одно из основных направлений образовательной деятельности — подготовка высококвалифицированного руководящего состава органов внутренних дел, владеющего компетенциями в области построения эффективной системы управления ОВД, навыками использования инструментария современного менеджмента с применением информационных технологий и инновационных подходов.

На сегодняшний день практически все государства ближнего зарубежья закрепили в структуре академий полиции (милиции) узкопрофильные факультеты подготовки руководящих кадров.

Их деятельность направлена на:

1) удовлетворение потребностей МВД в высококвалифицированных руководящих кадрах;

2) осуществление взаимодействия с департаментами МВД, территориальными органами внутренних дел по вопросам подготовки руководящих кадров.

Определяющим критерием при разработке программы обучения на факультете подготовки руководящего состава (факультет № 1) стала необходимость формирования таких компетенций руководителя, как стратегическое и системное мышление, корпоративное командное лидерство, профессиональная проницательность, ориентация на потребности граждан и др.

В обучении и подготовке руководящих кадров ОВД расширена практика применения пе-

редовых инновационных методик, внедряется принцип карьерного роста через обучение.

Наряду с профессиональной подготовкой большое внимание уделяется морально-этической, коммуникативной и психологической подготовке.

Потенциальные руководители должны приобрести компетенции в сфере управления, административно-хозяйственной деятельности, финансовой и правовой грамотности, проектного, кризисного и HR-менеджмента, ораторского искусства, коммуникативных навыков, эффективного взаимодействия со СМИ.

Совокупность всех модулей, положенных в основу учебной матрицы, направлена на системное и логически последовательное достижение цели обучения — подготовку руководящего состава органов внутренних дел.

Отдельным модулем предусмотрена психологическая подготовка, освоение которой позволит закрепить знания о психологических основах эффективного управления, психологии личности руководителя, в том числе в экстремальных условиях. Необходимость изучения особенностей профайлинга, его роли в деятельности ОВД, а также психологических инструментов воздействия при обострении оперативной обстановки, способов эффективного разрешения конфликтов продиктована требованиями времени. Активная гражданская позиция, которую широко демонстрирует население страны, используя свои права на свободу слова и выражение мнения, нередко граничит с нарушениями установленных норм и правил. И единственным конструктивным методом предупреждения нарушений, разрешения назревающего конфликта, пресечения противоправных действий является сегодня убеждение, выстраивание диалога сотрудников полиции с гражданами. Знания, сформированные в рамках психологической подготовки, и навыки их применения позволят достичь главной цели — обеспечения безопасности граждан, общественного порядка.

Таким образом, сегодня критерии современного полицейского основываются как на профессиональных, так и морально-нравственных характеристиках, требующих мобилизации знаний, опыта, определяющих его возможность и способность выполнять задачи, возложенные государством. Это, несомненно, требует не только постоянного самообразования, но и мотивации профессионального развития и карьерного роста на основе принципа мери-тократии, в строгом соответствии с индивидуальным уровнем профессиональной подготовки, компетентности.

Список литературы:

1. Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.

akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_presi-dent/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (дата обращения: 10.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.