Личность сотрудника ОВД как часть человеческого капитала
Кульжанова Гульбарам Тимеркановна,
кандидат философских наук, доцент, заместитель начальника учебно-методического центра Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева E-mail: [email protected]
Основное содержание статьи посвящено личности сотрудника органов внутренних дел как неотъемлемой части человеческого капитала. С социально-философской точки зрения показано, что для постиндустриальной эпохи качественная составляющая человеческого капитала становится ведущим фактором устойчивого развития общества. Обосновывается мысль о том, что современная модернизация ОВД идет очень активно, затрагивает как формы, содержание деятельности служб полиции, так и вопросы взаимодействия ее с гражданами страны. Реформы, проводимые в системе органов внутренних дел, тесно связаны с формированием человеческого капитала. В предлагаемой статье представлен анализ результатов социально-психологического исследования особенностей формирования образа полицейского в общественном сознании. Автор формулирует вывод о том, что основная задача правоохранительной системы - это достижение максимального доверия и поддержки со стороны населения, обеспечение высокого правосознания и морально-нравственной чистоты сотрудника полиции. Одним из главных факторов формирования образа полицейского в глазах граждан являются средства массовой информации.
Ключевые слова: человеческий капитал, модернизация, личность, имидж сотрудника полиции, правоохранительная система.
С процессами модернизации общества связывается генезис социально-экономической теории человеческого капитала. Качество человеческого капитала для постиндустриальной эпохи становится ведущим фактором устойчивого развития общества. Приоритетными факторами становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики личности и полнота человеческой жизни. В современных условиях происходит процесс дальнейшего обобществления труда, неизмеримо раздвигаются границы реализации совокупного человеческого капитала. Механизм реализации человеческих способностей идентифицируется с различного рода профессиональным действием человека [1, с. 48].
Определенную роль в исследованиях проблем сущности, роли, методики оценки и количественных характеристик человеческого капитала сыграл российский ученый Ю.А. Корчагин. В своей монографии обращает внимание на то, что изменение роли человеческого капитала, расширение его структуры и функций, превращение его из затратного фактора в основной производительный, социальный фактор развития и функционирования современного общества планомерно привело к необходимости формирования новой парадигмы развития [2, с. 3]. Сегодня в модернизирующемся обществе проблема повышения эффективности деятельности служб полиции, как никогда является актуальной. Среди исследователей, занимающихся концептуальными вопросами деятельности полицейской службы наиболее активными выступают Э.В. Маркина и Ю.Н. Сосновская. В своей работе авторы обосновывают, что большое количество вопросов, возникающих в сфере внутренних дел, связано с обеспечением прав и свобод граждан. В настоящее время перед системой МВД стоит такая глобальная задача, как повышение качества работы по всем направлениям: оптимизация количественно-качественного состава полиции, внедрения в ее практическую деятельность современных технических, методических, информационных средств. Разработать оптимальные критерии эффективности работы полиции, конечно, сложно, поскольку ее деятельность носит многоаспектный характер [3, с. 280].
Любое государство и общество заинтересовано в том, чтобы деятельность правоохранительных органов строилась в соответствии с принципами законности и уважения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение указанных принципов позволяет соблюсти баланс интересов всех членов общества, формирует определенную стабильность и служит гарантией защиты от произвола. Именно поэтому деятельность правоохра-
сз о
о Л о
о сз о в
в и
см см
нительных органов всегда должна находиться под пристальным вниманием государства [4, с. 3]. Анализ состояния органов внутренних дел показывает, что не в полной мере отвечает запросам общества. Это связано с тем, что стандарты взаимоотношений полицейских с гражданами не учитывают современные реалии, когда необходима постоянная связь между ними. Поэтому, на сегодняшний день возникла необходимость в реформировании подразделений полиции. Перед правоохранительной системой государство ставит приоритетные и сложнейшие задачи, от решения которых во многом зависит успех реализации планов социально-экономического развития, построения демократического общества. Следует отметить, что ведущее место полиции в органах внутренних дел и механизме обеспечения правопорядка обусловлено наличием исключительных сфер правоохранительной деятельности, многообразием функций, обширным объемом полномочий, организационной территориальной структурой и определенным имиджем. Все это определяет уровень доверия населения к полиции и ее общественной поддержки [5, с. 68].
Систематические изменения в правоохранительной системе, называемые чаще всего реформой, тесно связаны с формированием человеческого капитала. Категории, значимость которой в последние десятилетия только возрастает и привлекает к себе все большее внимание. Современная модернизация ОВД идет очень активно, затрагивает как формы, содержание деятельности служб полиции, так и вопросы взаимодействия ее с гражданами страны.
С социально-философской точки зрения интересен вопрос о том, какова специфика внутреннего содержания понятия человеческий капитал через призму отношений «граждане - полиция». В рамках рассмотрения этих отношений можно выделить важные проблемы, которые будут способствовать к раскрытию их внутреннего содержания. Одним из проявлений массовой культуры сегодня является имидж как образ того или иного института. Он позволяет наделять представителей его некоторыми свойствами, качествами и предъявлять по отношению к ним некоторые ожидания. Прежде всего, это представитель государственной власти. Общеизвестно, что отрицательный имидж полиции приводит к неконкурентоспособности. Соответственно, это приводит к утрате доверия со стороны граждан, утрате веры самих полицейских в себя, и в конечном итоге деградации всей системы. Составляющей частью имиджа является образ полицейского, который складывается в представлениях граждан о нем. Каков образ полицейского в глазах граждан и самих полицейских? С этой целью Центр по подготовке специалистов психологов и проведению социологических исследований Костанайской академии имени Шракбека Кабылбаева МВД Республики Казахстан организовал и провел опрос на тему «Социально-психологическое исследование осо-
бенностей формирования образа полицейского в общественном сознании».
В организованном опросе приняли участие граждане старше 18 лет и сотрудники ОВД со стажем работы от 1 до 25 лет, где треть из них прослужили в органах внутренних дел от 10 до 15 лет.
Содержательная часть опроса включала в себя наиболее значимые вопросы, вытекающие из цели исследования: 1) впечатление граждан от общения с полицейскими, с одной стороны, и самооценка процесса общения полицейских с гражданами, с другой стороны; 2) основной источник информации о деятельности полиции в представлениях граждан и полицейских; 3) цели профессиональной деятельности страж правопорядка; 4) об успешности выполнения полицейскими профессиональных обязанностей; 5) положительные и отрицательные качества сотрудников; 6) меры, которые способствуют формированию положительного имиджа полиции.
Результаты проведенного опроса представлены в диаграммах (рис. № 1-9).
В диаграмме, изображенной на рисунке № 1, мы видим ответы респондентов, где граждане в 52,7% случаев указывают на СМИ, в 34,9% случаев - на интернет и социальные сети. Полицейские же на этот вопрос в 75,5% предполагают, что граждане черпают информацию из «интернета и социальных сетей» и в 34% случаев отвечают «СМИ». Отсюда следует, что основным фактором формирования образа полицейского в глазах граждан являются СМИ и множественные социальные сети, которые публикуют информацию о деятельности служб полиции [6, с. 66].
80 70 60 50 40 30 20 10 0
75,5
52,7 75,5 34 34,9
Н П -I I
СМИ Соцсети В общении с людьми Из личного опыта
■ Граждане ■ Полицейские
Рис. 1. Представления граждан и полицейских о том, что является основным источником информации о деятельности полиции (%)
50 40 30 20 10 0
4
41,5
-37,2 35,4
1 I I
16,8
;1 I
По личным По проф. По По связям За деньги Не знают нет
качествам умениям физическим критериев критериев
данным
■ Граждане ■ Полицейские
Рис. 2. По каким критериям принимают на службу полицейских?(%)
На рисунке № 2 отображено, что самыми популярными ответами у граждан были «по профессиональным умениям и образованию» (30,9%) и «по физическим данным» (35,4%), а у полицейских -«по связям» (44,2%), «по профессиональным умениям и образованию» (41,5%) и «по личным каче-
ствам» (37,2%). Результаты ответов показывают, что граждане имеют более положительное представление о критериях принятия на службу, нежели сами полицейские.
На рисунках № 3 и № 4 показано, что граждане указывают на негативное впечатление от общения с сотрудниками полиции, а большая часть сотрудников полиции считает, что в общении с гражданами они проявляют себя вежливо и корректно [6, с. 66].
50 40 30 20 10 0
[]%
[]%
Положительное
Отрицательное ■ Граждане
Не оставило впечатления
Рис. 3. Какое впечатление оставило у Вас взаимодействие с полицейским? (%)
_64,2
^^^ 16,8 Вежливо и корректно Грубо и высокомерно
С пониманием и желанием помочь
Рис. 4. Полицейские о стиле общения с гражданами
(%)
В диаграмме, которая изображена на рисунке № 5 отображены представления граждан о цели деятельности служб полиции, где в процентном соотношении показатели ниже, чем представления самих полицейских. Однако, при этом самый популярный ответ граждан «защита прав граждан», тогда как полицейские в более чем половине ответов отмечают, что основной целью их является «охрана правопорядка». Хотя семантически эти понятия имеют очень близкое содержание, при этом в представлениях граждан чаще звучит ответ, в котором явно видна тесная связь их с сотрудниками полиции. Сами же сотрудники дают более обобщенный ответ.
50 40
38,5 |
Защита прав Помощь гражданам Охрана
граждан в трудных ситуациях правопорядка
Обеспечение безопасности граждан
Борьба с преступностью
■ Граждане ■ Полицейские
Рис. 5. Представления граждан и полицейских о цели деятельности полиции (%)
На рисунке № 6 показаны результаты опроса, где становится очевидным расхождение во мне-
ниях граждан и сотрудников полиции. Так, по мнению социума, хуже всего полиция справляется с охраной правопорядка и борется с преступностью, а почти четверть опрошенных граждан утверждают, что полиция плохо справляется со всеми своими обязанностями. В свою очередь, полицейские критически оценивают свою работу в области оказания помощи людям, борьбы с преступностью и общения с населением. Однако при этом 44,8% опрошенных полицейских полагают, что в достаточной мере справляются со всеми обязанностями. Таким образом, самым ярким расхождением мнений в представленном вопросе является мнение граждан и полицейских о качестве выполнения ими обязанностей: население выражает общую неудовлетворенность, в то время как полицейские удовлетворены своей работой. Необходимо выделить, что сами полицейские подтверждают наличие такой проблемы как «общение с населением». Можно предположить, что полицейские чувствуют наличие каких-то препятствий, которые не позволяют наладить более тесный эмоциональный контакт с гражданами [6, с. 67]. Поэтому, в целях решения первостепенных задач, полицейской службе необходимо выстроить вектор практической деятельности в сторону социума.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
п а 24,3 21,9 22,9
18,8 18,7
■ I И II I 1|
I
Защита прав Помощь Охрана Борьба с Общение с
граждан гражданам в правопорядка преступностью
трудных ситуациях
■ Граждане ■ Полицейские
Со многими Справля1 обяз.не всег
справляются
Рис. 6. Представления граждан и полицейских о том, с какими обязанностями полиция не справляется (%)
В диаграмме, изображенной на рисунке № 7, мы видим, что, несмотря на разницу в интенсивности выборов положительных качеств. В содержании их граждане и полицейские в этом вопросе оказались солидарны. Среди ответов о положительных качествах полицейских граждане и сами сотрудники полиции отметили такие качества, как «выносливость», «терпеливость» и «коммуникабельность». Помимо основных предложенных вариантов ответов некоторые граждане пользовались правом написать свое мнение в ответе «другое». В этом варианте часто встречались такие ответы, как «смелость», «самопожертвование», «целеустремленность», «патриотизм», «сдержанность».
На рисунке № 8 представлены результаты опроса об отрицательных качествах полицейского. Среди ответов граждан выделены «коррумпированность», «наглость» и «грубость». Сами полицейские отметили «халатность», «лень», «некомпетентность» и «безразличие». Следует отметить, что полицейские самокритичны по отношению к себе. Помимо основных предложенных ответов в варианте «другое» граждане подчеркнули такие
сз о
о Л о
о сз о в
70
60
50
40
30
20
10
0
70
60
30
20
10
0
е
о
сч см
качества, как нерасторопность, неумение контактировать с гражданами, гонка за показателями и высокомерие.
Другое Ответственность Выносливость Законопослушность Беспристрастность Компете нтность Упорство Вежливость Честность Терпеливость Доброжелательность Отз ывчивость Коммуникабельность
■ 13,5
ЭГ/1
) 10 20 30 ■ Полицейские ■ Граждане 40
■ 49 50
Рис. 7. Представления граждан и полицейских об их положительных качествах (%)
На основе результатов опроса о положительных и об отрицательных качествах приходим к выводу, что сотрудники полиции наиболее активно отмечают свои положительные качества, а граждане же, наоборот, называют отрицательные качества полицейских. Следовательно, больше всего людей беспокоит, как сотрудник проявляет себя в общении с ними. Они желают существенного, конструктивного, положительного общения, но чего они не получают. Таким образом, выставляется субъективная оценка деятельности полиции в целом.
Другое Безразличие Халатность Глупость Нечестность Хитрость Лень
Коррумпированность Грубость Наглость Некомпете нтность
"22751
33,3 35
I Полицейские ■ Граждане
Рис. 8. Представления граждан и полицейских об их отрицательных качествах (%)
В диаграмме, которая изображена на рисунке № 9, видна разница в представлениях граждан и полицейских, что повлияет на повышение имиджа полицейского. Граждане в качестве самого популярного ответа указывают «более тщательный отбор кадров», полицейские - «повышение заработной платы» и «улучшение социального пакета». Наименее популярными в группе полицейских оказался ответ «пропаганда в СМИ», а в группе граждан ответы «улучшить социальный пакет» и «улучшить качество руководящего состава». В варианте «другое» граждане указали такие варианты ответа, как «отказаться от показателей», «вести строгий контроль за сотрудниками», «соблюдать этику и законность» [6, с. 68].
По результатам проведенного исследования особенностей формирования образа полицейского в общественном сознании следует отметить, что в средствах массовой информации и социальных сетях необходимо размещать материалы позитивного характера о деятельности служб полиции. Особое внимание при этом уделить слож-
ностям работы полицейских, степени их нагрузки, опасности, связанной с исполнением служебных обязанностей и т.д. Следовательно, это позволит сформировать в представлениях граждан здоровый и надежный образ полицейского.
70 60 50 40
I
-36,6
32,7
28,7 28,2
И |1 I I.
I
Чаще Усилить Повысить Улучшить Пропаганда в Другое
проводить борьбу с статус и качество СМИ
отбор кадров обучение коррупцией защищать руководящего
сотрудников самих состава полицейских
■ Граждане ■ Полицейские
Рис. 9. Какие действия необходимо предпринять государству, чтобы повысить имидж полицейских? (%)
В ходе изучения фундаментальных аспектов научной статьи исследователя Т.В. Алайцевой, мы разделяем её точку зрения в области формирования и развития человеческого капитала. Повествуя об исследуемом феномене, автор в своей работе показывает, что из самого понятия «человеческий капитал» следует, что он может при благоприятных условиях увеличиваться, развиваться и накапливаться. Также следует, что воздействовать на человека в процессе формирования человеческого капитала можно и нужно, но не всегда это воздействие будет эффективным и результативным. Многое зависит от самого человека, причем как от его объективных возможностей (способностей, талантов), так и от субъективных факторов -желаний, мотивов, индивидуальных восприятий. Применение параметров человеческого капитала, рассматриваемых относительно отдельного индивида, в значительной степени подконтрольно лично ему, и внешние воздействия со стороны общества в целом, менеджмента организации, других людей (возможно, коллег по работе) могут не иметь желаемого результата [7, с. 225]. В целях достижения безупречных результатов в практической деятельности, безусловно, основная задача правоохранительной системы состоит в том, чтобы добиться максимального доверия и поддержки со стороны населения, обеспечивая высокое правосознание и морально-нравственную чистоту сотрудников полиции [8, с. 115].
В заключение отметим, что на сегодняшний день проводимая работа по реформированию органов внутренних дел, не исчерпала свои возможности. Усилия институтов правового государства и гражданского общества должны быть направлены на формирование у сотрудников полиции высокой правовой культуры и морально-нравственных качеств [8, с. 116]. Одним из главных факторов формирования образа полицейского в глазах граждан являются средства массовой информации. Как освещается личность полицейского в свете неотъемлемой части человеческо-
30
20
0
60
0
24
0
10
15
20
25
30
40
45
го капитала, так и формируются представления, убеждения населения. Мировоззрение людей, их менталитет, культуру и идеологию, их профессиональную подготовку невозможно изменить в исторически короткие сроки [2, с. 3]. По этой причине необходим пересмотр подходов к освещению деятельности полиции, максимальное усиление прозрачности полицейской службы, нахождение способов и механизмов эмоционального, теплого взаимодействия полицейских с гражданами нашей страны.
Литература
1. Быченко Ю. Г., Логинова Л.В. Модернизация общества и качество человеческого капитала //Известия Саратовского университета, 2008. - Т. 8. Сер. Социология. Политология, вып. 2. С. 47-54.
2. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Монография. - Воронеж: ЦИРЭ, 2005. - 252 с.
3. Маркина Э. В., Сосновская Ю.Н. Основные направления повышения эффективности деятельности полиции на современном этапе. // Вестник Московского университета МВД России, 2018. - № 4. С. 280-282.
4. Тирских А.А. Региональная криминологическая характеристика коррупции в органах внутренних дел: автореф. дис. канд. юрид. наук. -Иркутск, 2006. - 24 с.
5. Безруков А.В. Российская полиция в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка. //Российское право образование практика наука, 2015 - № 4. С. 67-72.
6. Федотова Е.С. К проблеме формирования образа полицейского в представлениях граждан РК. //Международный научный журнал Endless light in science, 2020. - № 2 (1). С. 64-72.
7. Алайцева Т.В. Человеческий капитал и система национального образования // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. - № 9/1 (131). С. 224-229.
8. Валиев Г.Х., Латифов З.З. Полиция и современное российское общество. //Вестник эконо-
мики, права и социологии, 2013. - № 3. С. 113117.
THE IDENTITY OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PART OF HUMAN CAPITAL
Kulzhanova G.T.
Kostanay academy of the MIA of Republic of Kazakhstan after Sh. Kabylbaev
The main content of the article is devoted to the personality of an employee of the internal affairs bodies as an integral part of human capital. From the socio-philosophical point of view, it is shown that for the post-industrial era, the qualitative component of human capital becomes the leading factor in the sustainable development of society. The author substantiates the idea that the upgrading of the police Department is very active, affects the form, the content of the activity of the police and the interaction with citizens. The reforms carried out in the system of internal affairs bodies are closely related to the formation of human capital. The article presents an analysis of the results of a socio-psychological study of the peculiarities of the formation of the image of a police officer in the public consciousness. The author concludes that the main task of the law enforcement system is to achieve maximum trust and support from the population, to ensure high legal awareness and moral purity of the police officer. One of the main factors in the formation of the image of a police officer in the eyes of citizens is the mass media.
Keywords: human capital, modernization, personality, image of a police officer, law enforcement system.
References
1. Bychenko Yu. G., Loginova LV Modernization of society and the quality of human capital // Bulletin of Saratov University, 2008. -T. 8. Ser. Sociology. Political Science, vol. 2.P.47-54.
2. Korchagin Yu.A. Russian human capital: a factor of development or degradation? Monograph. - Voronezh: TsIRE, 2005. -252 p.
3. Markina EV, Sosnovskaya Yu.N. The main directions of increasing the effectiveness of the police at the present stage. // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. - No. 4. P. 280-282.
4. Tirskikh A.A. Regional criminological characteristics of corruption in the internal affairs bodies: author. dis. Cand. jurid. sciences. - Irkutsk, 2006. - 24 p.
5. Bezrukov A.V. Russian police in the constitutional and legal mechanism for ensuring law and order. // Russian law education practice science, 2015 - No. 4. P. 67-72.
6. Fedotova E.S. On the problem of forming the image of a policeman in the views of citizens of the Republic of Kazakhstan. // International scientific journal Endless light in science, 2020. -№ 2 (1). S. 64-72.
7. Alaytseva T.V. Human capital and the system of national education // Bulletin of the Samara State University. Series "Economics and Management". 2015. - No. 9/1 (131). S. 224-229.
8. Valiev G. Kh., Latifov Z.Z. The police and modern Russian society. // Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2013. - No. 3. P. 113-117.
сз о
о Л о
о сз о в