вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России
юридическая психология и психология правоохранительной деятельности
УДК 343.953
особенности формирования образа сотрудника полиции: социально-психологическая модель и индикаторы оценки
Злоказов кирилл витальевич,
начальник кафедры психологии служебной
деятельности и педагогики Уральского юридического
института МвД России,
кандидат психологических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы формирования образа полиции в общественном сознании. Представлены компоненты образа: когнитивный, аффективно-оценочный, поведенческий. Описано содержание образа применительно к практике деятельности сотрудников органов внутренних дел.
ключевые слова: образ сотрудника полиции; когнитивный компонент; аффективный компонент; поведенческий компонент; компетентность; коммуникативность.
Features of the formation of the image of a police officer: the socio-psychological model and evaluation
Zlokazov Kirill Vitalyevich,
Head of the Department of Pedagogy and Psychology of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of Russian Federation, Candidate of psychological sciences, Associate professor
The article performed the image of police in the public consciousness. Summarizes the components of the image: cognitive, affective and evaluative behavior. Describes the contents of the image in relation to the practice of police officers.
Key words: image of a police officer; cognitive; affective; behavioral component; competence; communication.
Деятельность полиции в общественном сознании отражается набором символов, которые используются в повседневной жизни людьми для описания собственных поступков и поведения, могут прослеживаться в перспективе будущего, ожиданий и страхов, предстоящих событий [1, с. 201-221]. С психологической точки зрения, результатом восприятия деятельности полиции выступает образ, масштабы которого
определяются характеристиками воспринимающего субъекта. По мнению А. И. Дубняковой, образ - это результат прошлого опыта взаимодействия граждан с полицией и одновременно показатель существующего в настоящий момент отношения к нему [2, с. 19-21]. Образ как психологическая категория рассматривается нами как структура и может быть представлен в совокупности трех компонентов (см. рис.1).
Рис. 1. Элементы структуры образа полиции
Подобное деление является традиционным в психологическом исследовании образов сознания и самосознания [3, с. 30-66], применяется для изучения установок (аттитюдов) [4, с. 47], особенностей их формирования и коррекции [5, с. 38]. Предполагаем, что применение этой модели для оценки составляющих образа сотрудника полиции позволит не только систематизировать и обобщить эмпирические представления, но и наметить пути его формирования.
В когнитивном компоненте образа объединяются знания граждан о деятельности полиции. Зарубежные исследователи обращают внимание на низкий уровень представлений граждан о деятельности полиции, знаний целей и задач, стоящих перед подразделениями конкретных районов, областей, округов [6, с. 136-155]. Исследование взаимодействия полиции и общества в Австралии и Великобритании показало, что большая готовность к сотрудничеству возникала при осмыслении гражданами функций и задач, решаемых сотрудниками на конкретной территории [7, с. 10-21].
В аффективно-оценочном компоненте представлены эмоционально-оценочные суждения о деятельности полиции. Источниками их формирования могут выступать в т. ч. и иррациональные по своему характеру информационные потоки - комментарии, обсуждения в социальных сетях, слухи. Особенность содержания этой составляющей образа еще и в том, что различные по социально-экономическому статусу группы населения имеют определенные установки на восприятие деятельности полиции, как правило, в значительной степени связанные с собственными представлениями о сущности правопорядка, картиной правосознания [8].
Поведенческий компонент образа обобщает опыт непосредственного взаимодействия с полицией. Изучение причин обращения граждан в полицию, проведенное Р. Тайлером, показало, что они могут быть обобщенно представлены тремя группами мотивов:
- гражданская позиция, основанная на стремлении к порядку и торжеству правосудия;
- гедонистическая позиция, основанная на стремлении подтвердить факт преступления, необходимый в дальнейшем для возмещения ущерба (например, восстановления имущества, социальной помощи, страховых выплат) [10];
- угроза криминализации, стремление избежать виктимизации.
В совокупности когнитивной, аффективно-оценочной и поведенческой составляющих образ сотрудника
полиции формируется, развивается и транслируется не только в пространстве межличностных отношений. Источниками и каналами выступают информационное пространство, системы верифицированных источников и средства сбора и обработки информации.
В отечественных и зарубежных психологических исследованиях анализируются особенности формирования образа полиции в связи со способами и особенностями презентации информации [11; 12; 13]. Обобщим результаты обзора применительно к используемой модели образа и ее компонентов: когнитивного, аффективно-оценочного и поведенческого.
Когнитивный компонент может быть представлен показателем субъективно воспринимаемой компетентности полиции. Ряд американских и английских исследователей определяют его влияние на взаимодействие с полицией. Так, Х. Гоудриан на материале данных опроса жителей пригорода Лондона связывает уровень компетентности полицейских, оцениваемый респондентами, с количеством обращений граждан за помощью в отделения полиции. Жители нескольких районов Лондона, после того как исследователи убедили их в эффективности и компетентности действий сотрудников полиции, стали чаще сообщать о преступлениях, а также лицах, находящихся в розыске [14, с. 20-46]. З. Макдональд установил связь между количеством обращений жертв кражи со взломом и низким уровнем оценки эффективности деятельности полицейских: люди, считавшие полицейских неспособными к оказанию помощи в криминальной ситуации, не обращались в полицию [15, с. 127-149].
В исследовании населения Ганы Дж. Танкебе обнаружил, что готовность жителей к сотрудничеству (сообщение о преступлении, опасных или подозрительных действиях, помощь полиции в сборе информации о подозреваемых, а также участие в заседаниях общественных комитетов, координирующих деятельность полиции) было обусловлено субъективным восприятием компетентности полиции [16, с. 1265-1293].
Аффективно-оценочный компонент может быть представлен показателем восприятия преступления как социально негативного явления. Обзор исследований показывает, что фактором, обусловливающим готовность граждан к обращению за помощью в полицию, выступает социальная опасность преступлений. По мнению Д. Смита, высокий уровень криминальности способствует повышению уровня принятия сотрудников полиции и стремления сотрудничать с ними
вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
[17, с. 30-58]. Г. Фишман, интерпретируя результаты опроса жителей города Хайфа (Израиль), указывает, что готовность граждан взаимодействовать с полицией увеличивается в том случае, если они предполагают, что стали свидетелями серьезного преступления [18, с. 146-157]. Анализ обращений в полицию США показал, что лица, воспринимаемые очевидцами как жертвы грабежей, разбоев, изнасилований, чаще всего находят поддержку у свидетелей, получают медицинскую помощь. Готовность к сотрудничеству с полицией демонстрируют также свидетели крупных краж, захватов заложников и преступлений, повлекших причинение вреда здоровью большого количества лиц [19, с. 765-792].
Как уже отмечалось, поведенческий компонент образа представлен опытом взаимодействия гражданина с полицией. Ключевыми параметрами этого может служить оценка процесса взаимодействия с полицией. Обзор социологических работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме взаимодействия с полицией позволяет сформулировать ряд выводов.
Обратимся к анализу психологических особенностей оценки действий сотрудников полиции, оказывающих влияние на формирование общественного мнения.
Присутствие. Наличие в общественных местах патрулей, постов полиции, а также других служб охраны правопорядка положительно воспринимается гражданами. Пешие патрули вызывают ощущение спокойствия и стабильности, снижают риск криминальной угрозы. По данным исследований, патрулирование сотрудниками территорий возле социально значимых объектов 16 % респондентов в Великобритании рассматривается таким же значимым направлением работы полиции, как расследование краж и грабежей [20]. Полицейские, сидящие в служебных автомобилях, чаще интерпретируются гражданами как «сидящие в засаде», «караулящие преступников» либо просто «бездельничающие». Эта позиция контрастирует с мнением о деятельности пеших патрульных групп в части ощущения безопасности граждан - опрошенные предполагают, что автомобильные группы не способны оказать им помощь в криминальной ситуации. Образ сотрудника в пешем патруле ассоциируется с образом полицейской службы в целом. Исследователи отмечают, что представление о полиции у респондентов, наблюдавших пешие патрули, лежит в основе мнения об активности и мобильности служб охраны правопорядка. Причем в случае если опрошенные наблюдали бесцельно прогуливавшихся сотрудников, они предполагали, что те пассивны, безответственны, и ощущение собственной безопасности у них снижалось.
Доступность. Простота и скорость связи с полицией. В выборках опрошенных [6] распространено мнение о том, что сотрудники полиции немедленно реагируют на серьезные преступления, а в случаях правонарушений потерпевшим приходится долго ожидать реакции правоохранителей. Также существует убеждение, что сотрудники действуют только в пределах определенной «зоны обслуживания», в определенное «рабочее» время.
Отрицательно влияет на мнение о полиции удаленность полицейских участков, недостаточная детальная консультация сотрудников при общении по телефону, поверхностное рассмотрение, затягивание с решением или утрата обращений граждан. Опрошенные отмечают, что телефоны участковых уполномоченных полиции часто бывают заняты, а нередко звонки просто никто не принимает.
Действия, не соответствующие запросам, или бездействие. Сотрудники полиции не оказывают помощь гражданам, поскольку заняты другими служебными делами либо бездействуют в критической, по мнению опрошенных, ситуации. Например, офицеры дорожно-патрульной службы не пресекают хулиганство, не откликаются на просьбы в разрешении конфликта либо ссоры. Действие либо бездействие при пресечении правонарушений как показатель эффективности деятельности влияет на общее впечатление и удовлетворенность опрошенных полицией.
Стиль общения и психологические установки сотрудников полиции. Как уже говорилось, мнение граждан о полиции складывается во многом на основе опыта личного обращения к сотрудникам полиции. Данные опросов свидетельствуют, что при общении сотрудники остаются непонятыми, а информация, предоставленная ими, отрывочна либо искажена. Так, 46 % опрошенных отметили, что в ходе общения с сотрудниками нередко испытывали дискомфорт в связи с грубостью и неприветливостью собеседника. Чаще подобное мнение высказывали представители малых этнических групп, отмечая при этом стереотипность восприятия сотрудников полиции. Другие опрошенные указывали, что полицейские обвиняли их в совершении преступлений, хотя по факту обращения они являлись потерпевшими. Не владеющие английским языком обращали внимание на медлительность представителей служб охраны правопорядка в экстренных ситуациях.
Подводя итог сказанному, следует согласиться с отечественными и зарубежными исследователями в том, что упрощение взаимодействия полиции и общества, формирование готовности граждан не только к обращению за помощью в полицию, но и к ее оказанию сотрудникам полиции, приносит больший эффект, чем противодействие уже сформировавшейся преступности, раскрытие преступлений и правонарушений [6; 21]. В этом, на наш взгляд, цель формирования образа полиции. Содержательно образ полиции можно развивать, опираясь на структуру психологических составляющих, складывающихся в процессе восприятия. Выделение когнитивных, аффективно-оценочных и поведенческих компонентов образа позволит систематизировать процесс его формирования, измерения и коррекции. Как показывает проведенный анализ, в содержании компонентов определяющими восприятие полиции являются следующие показатели:
а) когнитивный - компетентность полиции в раскрытии преступлений;
б) аффективный - восприятие преступлений как социально опасных явлений, нетерпимости к преступлениям и правонарушениям;
в) поведенческий - присутствие, доступность, действие, коммуникативная компетентность.
Акцент на этих показателях при осуществлении информационно-пропагандистской работы с общественностью и воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел позволит улучшить восприятие деятельности полиции, приведет к формированию положительного образа полиции в обществе. Отметим, что показатели могут выступать в качестве эмпирических индикаторов при проведении опросов населения о проблемах деятельности полиции.
Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы позволил сформулировать процессуальные аспекты формирования образа полиции. Они определяются ожиданиями общества от полиции и обеспечивают создание положительного образа через реализацию потребностей граждан.
Эти составляющие могут быть представлены как задачи, выполнение которых осуществляется субъектами полиции в процессе предоставления информации о деятельности подразделений полиции:
- демонстрировать независимость полиции, объективность и принципиальность в отношении исполнения закона;
- обеспечить персонализированную систему интернет-коммуникации с локальным отделением (сотрудником) полиции;
- распространять информацию о задачах полиции применительно к конкретным местам проживания и сведений об их эффективном выполнении;
- предоставлять информацию о криминальной ситуации на локальном уровне и действиях полиции по ее нейтрализации.
Список литературы
1. Loader I. Policing, recognition and belonging / I. Loader // The annals of the American academy, 605. -2006.
2. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан / А. И. Дубнякова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4 (55).
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. - М., 1986.
4. Breckler S. J. Empirical validation of affect, behavior, and cognition as distinct components of attitude / S. J. Breckler // Journal Personal Social Psychology. - 1984.
5. Chaiken В. S. Attitudes and attitude change / B. S. Chaiken, C. Stangor // Annual Review of Psychology. -1987.
6. Murphy K. Encouraging public cooperation and support for police / K. Murphy, L. Hinds, J. Fleming // Policing and Society. - 2008. - №18 (2).
7. Hinds L. Youth, police legitimacy and informal contact / L. Hinds // Journal of Police and Criminal Psychology. - 2009. - № 24.
8. Hayward R. Young people, crime and antisocial behaviour: Findings from the 2003 Crime and Justice Survey, 2nd edn. Home Office, Findings 245 / R. Hayward, C. Sharp. - URL http://www.webarchive.nationalarchives. gov.uk /20110218135832/rds.homeoffice.gov.uk/ rds / pdfs05/ r245.pdf (дата обращения: 17.07.2014).
9. Alvazzi del Frate A. Victims of crime in the developing countries (UNICRI Publication no 57) / А. Alvazzi del Frate. -Rome, Italy: United Nations Interregional Crime and Justice Research Institute, 1998.
10. Tyler T. R. Why people obey the law / T. R. Tyler. -New Haven, CT: Yale University Press, 1990.
11. Барсук К. В. О положительном опыте полиции (милиции) в работе с населением с целью поддержания своего имиджа / К. В. Барсук // Труды академии управления МВД России, 2006.
12. Беркут К. А. Создание положительного образа региональной полиции с помощью интернет-сайтов / К. А. Беркут // современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 1; URL: http://www.web.snauka. ru/issues/2011/05/154 (дата обращения: 20.06.2014).
13. Бондаренко Т. А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в дальневосточном регионе / Т. А. Бондаренко // Социологическое исследование. -2006. - № 1.
14. Bradford B. Contact and confidence: Revisiting the impact of public encounters with the police / B. Bradford, J. Jackson // Policing and Society. - 2009. -№ 19 (1).
15. MacDonald Z. Revisiting the dark figure: A microeconometric analysis of the under-reporting of property crime and its implications / Z. MacDonald // British Journal of Criminology. - 2001. - № 41 (1).
16. Tankebe J. Public cooperation with the police in Ghana: Does procedural fairness matter? / J. Tankebe // Criminology. - № 47 (4).
17. Smith D. J. The foundations of legitimacy / D. J. Smith; In T. Tyler (Ed.) // Legitimacy and criminal justice: International perspectives. - New York: Russell Sage, 2007.
18. Fishman G. Patterns ofvictimization and notification / G. Fishman // British Journal of Criminology. - 1979. -№ 19.
19. Avakame E. F. Did you call the police? What did they do? An empirical assessment of Black's theory of mobilization of law / E. F. Avakame, J. J. Fyfe, C. McCoy // Justice Quarterly. - 1999. - № 16 (4).
20. Bradley R. Public Expectations and Perceptions of the Police / R. Bradley // Police Research Series Paper. -1998.
21. Статный В. М. Доверие в правоохранительной деятельности: проблемы становления и тенденции развития в условиях реформирования ОВД / В. М. Статный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61).