Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/21PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Браженская Н.Е., Чернобродов Е.Р. Социально-психологические особенности имиджа современного полицейского в России // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Brazhenskaya N.E., Chernobrodov E.R. (2020). Social and psychological characteristics of the image of a modern police officer in Russia. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN420.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.57
Браженская Наталья Евгеньевна
ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Хабаровск, Россия Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3791-7563
Чернобродов Евгений Романович
ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Хабаровск, Россия Начальник кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4530-8709
Социально-психологические особенности имиджа современного полицейского в России
Аннотация. Имидж является одной из составляющих профессионализма. Он может быть определен как образ, отражающий профессиональные и личностные характеристики специалиста. Применимо к сотрудникам полиции имидж является не только субъектным, он распространяется и на организацию в целом и зависит от оценок и отношения, существующего в обществе. Значимые характеристики, составляющие имидж современного сотрудника полиции, были установлены в результате эмпирических исследований мнений граждан и самих сотрудников.
В процессе подготовки статьи была подготовлена авторская анкета и проведены опросы: граждан; руководителей подразделений Управления Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю, по Еврейской автономной области, по Приморскому краю, Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия), по Сахалинской области, по Камчатскому краю, по Амурской области, по Магаданской области; сотрудников полиции, занимающих должности рядового и младшего начальствующего состава в Дальневосточном федеральном округе.
Установлено, что граждане воспринимают сотрудников полиции однонаправленно, с позиции долженствования, без осознания своего гражданского долга. Однако любая правоохранительная деятельность начинается с диалога, с осознания населением
необходимости взаимодействия. Усиление правого воспитания населения позволит видеть в полицейских представителей власти и уйти от сложившихся стереотипных образов.
Сами сотрудники полиции осознают важность и смысл своей деятельности, но в то же время по разным причинам не могут реализовать свой потенциал в полной мере.
Данные исследования являются основанием для определения дальнейших поисков взаимодействия полиции и граждан. Также существует необходимость в преодолении стереотипизации полицейской деятельности, уходе от шаблонов восприятия.
Ключевые слова: средства массовой информации; восприятие; органы внутренних дел; полиция; формирование положительного имиджа; общественное мнение; граждане; имидж
В настоящее время причинами, по которым увеличен интерес общественности к имиджу органов внутренних дел, выступают: во-первых, в российском обществе давно назрела необходимость существенной корректировки их образа, так как сложившийся к настоящему времени имидж становится преградой для развития структуры; во-вторых, формирование положительного имиджа госструктур имеет не только узковедомственное, но и широкое общественное значение. Так, именно имидж формирует общественное отношения к тому или иному явлению, субъекту, а в нашем случае - силовой структуре. А в системе внутреннего функционирования структуры имидж оказывает информационное и эмоционально-психологическое воздействие на ее элементы, а, следовательно, влияет на качество деятельности и ее результат.
Имидж как термин в широком понимании появился в нашей стране в конце 80-х годов, в период активного проникновения в СССР, западной идеологии, западных ценностей. В это же время начинается активное изучение данного, явления отечественными, психологами, социологами. Понятие «имидж» имеет много различных определений [1, с. 217].
Имидж состоит из двух частей внешней и внутренней. Внутренняя - самовосприятие человека, через призму поступков деятельности, и отношения окружающих [2, с. 373]. Внешняя - восприятие образа человека другими людьми, на основе его внешности, поведения, деятельности [3, с. 151].
Следует понимать, что внешнее восприятие образа может формироваться без прямого контакта с субъектом, на основе различных источников информации. К примеру, имидж руководителя крупного звена может складываться на основе сведений о нем от, тех, кто ранее общался с ним, из приказов и распоряжений, отданных им [4, с. 171]. Здесь же важную роль будут играть средства массовой информации [5, с. 315].
Другим важным аспектом формирования имиджа является то, что он формируется в сознании людей как стихийно, так и целенаправленно [6, с. 306]. Именно второй аспект наиболее важен, так как выработка методики и техники определение психологических, социальных, акмеологических особенностей имеджеобразования, закономерностей ее развития позволяет создать и что не менее важно поддерживать положительный имидж сотрудника правоохранительных органов.
Имидж является сложной системной, состоящей из определенных взаимосвязанных элементов. Структура рассматриваемого понятия неоднозначна и может являться в зависимости от того, чей имидж мы рассматриваем [7, с. 180; 8, с. 487]. Так, элементы структуры имиджа организации и отдельно взятого человека будут заметно отличаться [9, с. 79]. Однако, в целом, говоря об имидже, всегда необходимо говорит о его внутренней характеристике, т. е. о представлениях его субъекта, и о внешнем или объективном имидже -восприятие субъекта третьими лицами [10].
Подводя итог вышесказанному, определим, что имиджу следующие признаки: он может формироваться как целенаправленно, так и стихийно; имидж характеризует носителя полностью и в целом - безотносительно к какой-либо ситуации; имидж обладает определённой структурой, которая зависит от субъекта - носителя имиджа.
Деятельность органов внутренних дел направлена на служение обществу и сотрудничество с ним, носит открытый характер. Важная роль в реализации этих направлений отводится построению диалога между властью и обществом, в котором Министерство внутренних дел Российской Федерации имеет свою позицию и использует соответствующие механизмы взаимодействия.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, повлияли как на правоохранительные органы, так и на граждан, оценивающих их деятельность. При этом эффективность выполнения профессиональных обязанностей полицейскими во многом зависит от уровня доверия граждан и взаимодействия с ними [11, с. 123].
Принципиально меняется вся концепция деятельности правоохранительных органов. Все больше внимания уделяется оценке эффективности деятельности сотрудников, обеспечению безопасности граждан и повышению качества правовой защиты населения [12, с. 52; 13, с. 110].
Для оценивания уровня имиджа сотрудников полиции респондентам была предложена авторская анкета, состоящая из 15 вопросов. У руководителей органов внутренних дел имелся дополнительный блок вопросов, связанный с оценкой деятельности подчинённых. Вопросы анкеты были составлены с целью определить рациональное и эмоциональное отношение к правоохранительным органам, наличие стереотипов в отношении полиции, а также степень влияния средств массовой информации на восприятие граждан.
Всего в опросе приняло участие 59 человек в возрасте от 18 до 67 лет. Образование от полного среднего до высшего.
При ответе на вопрос о первоочередности задач по формированию положительного имиджа сотрудника ОВД наиболее популярным ответом оказалось: «Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников полиции» (29 % опрошенных), наименее популярным - улучшение взаимодействия со СМИ (7 % опрошенных). На втором по популярности месте находится «повышение качества исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции». Граждан в большей степени беспокоят профессиональные качества и деятельность полицейских, чем их внешний вид и общая культура.
Многие люди ощущают беспокойство, тревогу, когда к ним обращаются сотрудники полиции так как «опасаются плохих, негативных известий» (32 %) и наименее популярным «боятся полиции, потому что она вызывает неприятные чувства» (2 %).
60 % респондентов считают, что «помощь гражданам от полиции незначительная» и только 7 % опрошенных указали, что гражданам от полиции больше вреда, чем пользы. По их мнению, в наибольшей степени полиция защищает интересы общества в целом (41 % опрошенных).
48 % опрошенных указали, что в 2015-2018 годах они не наблюдали действия сотрудников полиции, при которых на их взгляд нарушались права человека. Однако за этот же период граждане не наблюдали и позитивные действия сотрудников полиции.
Несмотря на то, что люди ждут помощи от полиции, сами они не считают нужным помогать полиции в ее работе (52 % опрошенных).
Граждане считают неверным утверждение, что «преступник всегда может откупиться от полиции».
Большая часть респондентов указала, что полиция недостаточно информирует о своей работе.
Перемены в работе полиции остались не замеченными у 50 % опрошенных.
При упоминании слова «полиция» чаще всего у граждан возникают следующие ассоциации (даны в порядке убывания): «менты», «безопасность», «защита интересов граждан», «соблюдение правопорядка», «закон», «уважение», «понимание», «ответственность», «неприязнь», «арест». Интересно, что 13 % опрошенных указали в своих ответах, что хотят, чтобы вернулось название «милиция». У 40 респондентов полиция не ассоциируется ни с чем. Данный показатель достаточно важен для изучения проблем деятельности полиции. Он требует дополнительных исследований. Граждане отмечают, что средства массовой информации представляют информацию о работе полиции с положительной стороны.
Вместе с тем, среди населения преобладает отрицательное отношение к сотрудникам полиции, на это указали 67 % опрошенных, и они отрицательно оценивают изменения, которые происходят в полиции (60 % опрошенных). При этом денежное довольствие сотрудников полиции оценивается как «среднее» и «богатое».
Таким образом, граждане наделяют положительный имидж сотрудника полиции следующими качествами: профессиональная компетентность, качественное исполнение служебных обязанностей, но без привлечения их самих (рис. 1).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ИМИДЖ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
I
ОТСУТСТВИЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
КАЧЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Рисунок 1. Модель положительного имиджа сотрудника полиции в оценке граждан (составлено авторами)
Мнение граждан о деятельности полиции основано на внешнем наблюдении и является соединением собственных впечатлений о деятельности правоохранительных органов и образом, навязанным средствами массовой информации.
Полученные результаты исследования совпадают с данными Цветкова В.Л. и Ануфриевой Д.А., которые обобщая типичные представления граждан о сотрудниках полиции, указывают, что «в наибольшей степени негативное отношение граждан к полицейским
сосредоточено в сфере правосознания и профессиональной ответственности сотрудников полиции» [14, с. 15; 15, с. 115; 16, с. 24]. Среди профессиональных качеств указывают на недостаточный уровень профессиональных качеств и действия по-инструкции [17].
За годы реформирования (2011-2018) правоохранительных органов полиция заметно улучшила свою деятельность по вопросам формирования доверия населения. Однако, как видно из результатов опроса, улучшение взаимодействия требует постоянного внимания. Мы считаем, что намеченная тенденция по изменению имиджа органов внутренних дел должна продолжаться в виде создания доверительных отношений между полицией и обществом, поиске диалога [18, с. 19]. Необходимо стремиться к преодолению сложившейся еще в советское время атмосферу недоверия, а порой и страха перед человеком в полицейской форме.
Намеченный МВД России курс на открытость деятельности необходимо сопровождать профессиональным комментированием действий сотрудников и демонстрацией их положительных действий. Так, например, считаем недопустимым при оценке действий сотрудников полиции средствами массовой информации, в пресс-релизах, в публичных оценках должностных лиц употребление таких фраз «...при проведении операции по задержания преступников двое из них убиты», «нападавший преступник убит.». Сотрудники полиции «уничтожают», «ликвидируют», «нейтрализуют» преступников. Обыденное сознание граждан недолжно ассоциировать понятие «убийство» с действием полицейских.
При проведении профилактической работы сотрудниками полиции необходимо повышать у населения уровень правовой культуры и правосознания [19; 20; 22]. Без сформированности у граждан сознательности и ответственности за совершаемые на их глазах правонарушения невозможно построение гражданского общества. «Полиция не находится на противоположной стороне от людей, она рядом с ними и готова трудится на их благо, но только вместе можно добиться высоких результатов» - данная мысль должна быть взята за основу работы по формированию имиджа правоохранительных органов.
Для оценки внутреннего имиджа полиции были опрошены 210 сотрудников полиции, из них 139 руководителей подразделений УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по Еврейской автономной области, УМВД России по Приморскому краю, МВД по Республике Саха (Якутия), УМВД России по Сахалинской области, УМВД России по Камчатскому краю, УМВД России по Амурской области, УМВД России по Магаданской области и 71 сотрудник рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
Средний возраст участников опроса 37 лет (в категории руководителей 43 года, в категории сотрудников 31 год), среднее продолжительность выслуги 13,7 лет (в категории руководителей 18 лет, в категории сотрудников 9,4 года).
Среди первоочередных задач по формированию положительного имиджа сотрудников ОВД 88 % опрошенных всех категорий указали «повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников полиции» и 60 % «повышение качества исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции». Данные ответы оказались популярными среди опрошенных всех категорий: и сотрудников полиции и граждан. Таким образом, внешняя и внутренняя оценка имиджа свидетельствует о том, что профессиональный подход к профессии и решению служебных вопросов является актуальным для сотрудников полиции.
25 % руководителей указали, что одной из важных задач является улучшение взаимодействия со средствами массовой информации.
На вопрос о том, почему люди ощущают беспокойство, тревогу, когда к ним обращаются сотрудники полиции, 50 % всех опрошенных указали «неприятная неожиданность такого обращения, неизвестность его причины», а руководители также отметили варианты «невольно возникает чувство вины» и «боятся полиции, она вызывает у них неприятные чувства».
https:// mir-nauki. com
100 % сотрудников указали, что полиция оказывает гражданам существенную помощь в решении их проблем. По их мнению, полиция в наибольшей степени защищает интересы общества в целом.
В период с 2015 по 2018 год 71 % опрошенных не наблюдали действия сотрудников полиции, при которых нарушались права человека. 33 % указали, что замечали проявления «грубости, бестактности». Незначительное количество респондентов наблюдали использование служебного положения в личных целях, отказ принять заявление, жестокость, вымогательство, побои, взяточничество, попытки исказить факты и фальсифицировать материалы. Сами сотрудники наблюдали и позитивные действия своих коллег, которые заключались в вежливом общении с гражданами (77 %) и быстрой и качественной работе
На вопрос должны ли граждане помогать полиции в ее работе 100 % опрошенных указали «определенно да» и «скорее да».
56 % сотрудников полиции считают неверным утверждение, что «преступник всегда может откупиться от полиции» и 44 % определенно не согласны с этим утверждением.
Сотрудники полиции считают информирование о своей деятельности средствами массовой информации достаточное (87 %). Перемены к лучшему в своей работе отмечают 52 % опрошенных. 69 % полицейских отмечают, что средства массовой информации с положительной стороны представляют информацию об их деятельности. Среди граждан мнения о положительной информации придерживаются 55 %.
Среди сотрудников слово полиция ассоциируется (дано в порядке убывания популярности ответов): «защита», «помощь», «честь», «справедливость», «охрана общего порядка», «порядок», «безопасность», «работа», «мужество», «представитель власти», «законность». Только в единичных ответах встречаются такие характеристики как «сокращение», «люди не любят полицию, но идут за помощью» и «нищета». Таким образом, внутренняя оценка имиджа самими полицейскими отличается от внешней оценки преобладанием категорий профессиональной этики, осознанием важности и смысла своей профессии в помощи другим людям.
58 % опрошенных считают, что у населения преобладает положительной отношение к ним. При этом происходящие в полиции изменения сами сотрудники в большей степени оценивают положительно (49 %).
Свое материальное положение 43 % опрошенных оценивают как среднее. На втором по популярности месте ответ «недостаточное» 14 %. При этом пропорция популярных ответов 1 к 3 прослеживается как у рядовых сотрудников, так и у руководителей.
Руководителям подразделений также были заданы вопросы об оценке эффективности работы подчиненных.
Такие характеристики как продуктивность работы (количество выполняемых задач), качество выполнения работы, профессиональная компетентность большинством опрошенных оценивалась на высоком уровне, то инициативность и генерация новых идей большей частью опрошенных были признаны на среднем уровне, но с не полной реализацией потенциала. На рисунке 2 представлена модель положительного имиджа сотрудника полиции по оценке самих полицейских. В отличие от модели, созданной гражданами, большая роль в ней отводится взаимодействию между полицией и обществом. Это обусловлено тем, что полицейские ощущают нехватку правовой культуры населения и неготовность к диалогу, без которых профилактика правонарушений и их раскрытие вызывают сложности [21].
(69 %).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ИМИДЖ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
I
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ
КАЧЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Рисунок 1. Модель положительного имиджа сотрудника полиции по оценке полицейских (составлено авторами)
Мнение сотрудников полиции о своей деятельности является результатом рефлексии своих действии и своей профессиональной реальности (рис. 2). В связи, с чем подобная оценка приобретает особую научную ценность, так как позволяет увидеть многие проблемы изнутри и оценить возможный потенциал роста.
Сегодня без партнерских отношений между гражданами и полицией невозможно предотвратить рост преступности. Без учета реакции населения на деятельность органов внутренних дел невозможно формирование благоприятных условий для жизнедеятельности граждан. При этом поиск баланса между государством и населением не возможен без помощи жителей страны. То есть опрашиваемые понимали обязанности полиции перед ними, но свои обязанности по формированию гражданского общества предпочитают не замечать.
В этих условиях активная деятельность органов внутренних дел по формированию своего положительного имиджа, защите своей репутации и чести, является одним из важных направлений [22, с. 237].
Формирование негативного мнения, как населения, так и самих сотрудников, происходит из-за некачественного исполнения самими сотрудниками профессиональных обязанностей и низкого уровня их знаний.
В результате проведенного исследования было определено отношение граждан к имиджу полиции на современно этапе ее реформирования, проведена оценка внутреннего и внешнего имиджа правоохранительной структуры. Изменение в положительную сторону имиджа полиции невозможно без повышения профессионального уровня полицейских, достойной оплаты труда и демонстрации своей ежедневной деятельности с помощью средств массовой информации. На данный момент существует острая необходимость в преодолении негативных стереотипов о деятельности полиции, закрепившихся в сознании населения еще с дореформенного периода [23, с. 39]. При этом сами сотрудники должны стремиться использовать в своей деятельности методы, не нарушающие права человека [24, с. 16]. Так как построение конструктивных отношений с обществом невозможно без понимания того, что права и интересы населения должны быть первоочередными для полицейских.
ЛИТЕРАТУРА
1. Целых М.П. Проблема профессионального имиджа как предмет научного исследования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 2. С. 217-230.
2. Нарзикулова Ф.Б., Ибрагимов А.А. Современное понимание профессионального имиджа и его структура / Когнитивные исследования в образовании. Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 375-378.
3. Браженская Н.Е., Исаченко Е.А. Методы формирования имиджа полиции в Китайской Народной республике // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6. С. 151-153.
4. Ильченко С.В., Хохлов С.В., Дерюгина К.В., Перфилов Р.В. Актуальные аспекты концепции формирования профессионального имиджа будущих управленцев // Европейский форум молодых исследователей. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука», 2019. С. 177-180.
5. Родионова Ю.М., Орлова Е.А. Теоретические основы структурирования модели имиджа сотрудника МЧС России / Особенности организации аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления (по тематике гражданской обороны, профилактики ЧС и ликвидации их последствий). Сборник трудов XXVIII Международной научно-практической конференции. Химки: Академия гражданской защиты МЧС России, 2018. С. 311315.
6. Браженская Н.Е., Чернобродов Е.Р. Средства массовой информации как один из основных механизмов формирования имиджа сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019.Т. 24, Т.24. № 3. С. 306310.
7. Ильченко С.В., Хохлов С.В., Дерюгина К.В., Перфилов Р.В. Актуальные аспекты создания благоприятного социально-психологического климата организации // Европейский форум молодых исследователей. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука», 2019. С. 168 - 171.
8. Менчикова К. Ю., Захаров Д. В. Имидж сотрудника полиции как показатель эффективности деятельности правоохранительных органов / сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах. Вятский государственный университет. 2018. С. 479-487.
9. Антиперович Е.Г. Актуализация имиджа юриста как фактор повышения его профессионального престижа // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 77-79.
10. Кокорина Л.И. Образ руководителя как элемент формирования имиджа органа государственной власти // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 7 (85) Часть 2. - С. 76-78. URL: https://research-journal.org/social/obraz-rukovoditelya-kak-element-formirovaniya-imidzha-organa-gosudarstvennoj-vlasti/ (дата обращения: 04.03.2020).
11. Передня Д.Г. Имидж полиции России, эмпирический анализ // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2016. № 1. С. 112-124.
https:// mir-nauki. com
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
Алексеенок А.А., Кирюхина Ю.В., Формирование имиджа органов внутренних дел России (ретроспективный анализ) // Известия Тульского государственного университет. Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 51-61.
Шаталов К.К. Формирование положительного имиджа сотрудника полиции. // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-2. С. 109-110.
Базаров Т.Ю., Черкасов В.В. Социальные представления об имидже полицейского в молодежной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, No 1(76). С. 14-21.
Демидова М.А., Петрова Е.А. Имидж: привлекательность профессии полицейского среди молодежи // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции магистрантов. 2018. С. 110-115.
Цветков В.Л., Ануфриева Д.А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. No 3(74). С. 23-27.
What-when-how: In Depth Tutorials and Information «Public image of the police» // what-when-how: сайт. URL: http://what-when-how.com/police-science/public-image-of-the-police (дата обращения: 06.04.2019).
Карнаушенко Л.В. Актуальные проблемы правоприменения в представлениях жителей России // Закон и право. 2020. № 1. С. 15-19.
Gasanenko E.A., Dyorina N.V., Akmanova Z.S. Pedagogical bases of professional translators' training in the solution framework of the image formation problem // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 69-72.
Глазков В.А. Общественное мнение как основной показатель эффективности работы полиции // Сборник научных статей по итогам II севастопольского юридического форума. 2019. С. 17-22.
Final Report to The International Association of Chiefs of Police By The Administration of Justice Program George Mason University // theiacp: сайт. URL: http://www.theiacp.org/The-Public-Image-of-the-Police (дата обращения: 06.04.2019).
Шамурзаева Ю.В. Некоторые особенности формирования и развития коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 2. С. 236-237.
Николаенко Е.А. Кадровый потенциал органа внутренних дел как важный ресурс территориального органа МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 2. С. 35-39.
Рожковский В.Б., Любивая Г.А. Образ полицейского в российском обществе: проблема репрезентации // Научный портал МВД России. 2018. № 1 (41). С. 12-
16.
Brazhenskaya Nataliya Evgenievna
Far Eastern law institute of the ministry of internal affairs of the Russian Federation, Khabarovsk, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3791-7563
Chernobrodov Evgenij Romanovich
Far Eastern law institute of the ministry of internal affairs of the Russian Federation, Khabarovsk, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4530-8709
Social and psychological characteristics of the image of a modern police officer in Russia
Abstract. Image is one of the components of police officers' professionalism. It can be defined as an image that reflects the professional and personal characteristics of a specialist. As for police officers, their image is not only subjective, but also applied to the organization as a whole. And it depends on the assessments and attitudes that exist in society. The image of an employee of the internal affairs agencies is defined as an emotionally colored public image formed with the purpose of creating a positive social attitude towards an employee of the internal affairs agencies. The significant characteristics which make up the image of a modern police officer can be established through empirical analysis of the opinions of citizens and the officers themselves. In the process of drafting the article, interviews were conducted with: 59 citizens aged between 18 and 67; 139 heads of units of the Russian Ministry of Internal Affairs for the Khabarovsk Region, the Russian Ministry of Internal Affairs for the Jewish Autonomous Region, the Russian Ministry of Internal Affairs for the Primorsky Region and the Ministry of Internal Affairs for the Sakha Republic (Yakutia), Russian Ministry of Internal Affairs for the Sakhalin Oblast, Russian Ministry of Internal Affairs for the Kamchatka Krai, Russian Ministry of Internal Affairs for the Amur Oblast, Russian Ministry of Internal Affairs for the Magadan Oblast; 71 police officers serving as rank and file officers in the Far Eastern Federal District.
It has been established that the citizens have one-sided perception of the police officers - from the position «I need». However, any law enforcement activity begins with dialogue, with the population's awareness of the need for cooperation. This fact is the basis for determining the further actions of the police and the State. Where the first one focuses mostly on legal education of citizens and the latter promotes the consideration of different aspects of policing in the media.
Keywords: mass media; perception; law enforcement bodies; police; formation of a positive image; public opinion; citizens; image