Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ 
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА
'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественная безопасность / общественный порядок / охрана общественного порядка / добровольные народные дружины / профилактика правонарушений. / public safety / public order / public order / voluntary people’s squads / crime prevention.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добров Алексей Николаевич, Культемирова Лейла Тимуровна

Введение: в статье рассматривается современное состояние нормативно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе участия граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане. Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют нормы дей-ствующего российского и казахстанского законодательства, регламентирующие обществен-ные отношения, складывающиеся в сфере содействия населения органам внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, методы логической дедукции, ин-дукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили сформулировать обобщения и предложения, направленные на совершенствование законодательства в сфере участия граждан в профи-лактике правонарушений и охране общественного порядка. Выводы и заключения: законодательство, регламентирующее участие граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане: 1) учитывая иерархию норматив-ных правовых актов, выстроено в рассматриваемых государствах по схожей системе: базо-вые конституционные нормы; специальные федеральные законы по участию населения в обеспечении правопорядка, иные федеральные законы, ведомственные акты; региональ-ные и местные (муниципальные) нормативные правовые акты; 2) имеет схожее наполнение: на федеральном уровне правового регулирования речь идет о специальных законах, предме-том регулирования которых являются аналогичные вопросы: принципы и формы участия населения в обеспечении правопорядка, правовой статус таких граждан. На региональном и местном уровнях правового регулирования происходит конкрети-зация и детализация отдельных аспектов рассматриваемой деятельности; 3) в целом в достаточной степени закрепляет порядок взаимодействия органов внутренних дел с населением по профилактике правонарушений и формы участия граждан в охране обще-ственного порядка. В целях совершенствования механизма взаимодействия с гражданами, оказывающими содействие в охране общественного порядка сформулированы предложения по совершенствованию законодательства об участии граждан в охране общественного по-рядка Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Добров Алексей Николаевич, Культемирова Лейла Тимуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER: EXPERIENCE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

Introduction: the article examines the current state of the legal regulation of public relations that develop in the process of citizens’ participation in the protection of public order in Russia and Kazakhstan. Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the norms of the current Russian and Kazakh legislation governing public relations that are emerging in the field of public assistance to the internal affairs bodies to ensure public order and public safety. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, the methods of logical deduction, in-duction, cognitive methods, comparison, analysis, synthesis and description. The results of the study:of the researching allowed to formulate generalizations and proposals aimed at improving legislation in the field of citizens’ participation in crime prevention and public order protection. Findings and Conclusions: legislation regulating the participation of citizens in the protection of public order in Russia and Kazakhstan 1) taking into account the hierarchy of normative legal acts, it is built in the states under consideration according to a similar system: basic constitutional norms; special federal laws on the participation of the popula-tion in ensuring law and order, other federal laws, departmental acts; regional and local / municipal regulations; 2) has a similar content: at the federal level of legal regulation, we are talking about special laws, the subject of regulation of which is similar issues: the principles and forms of participation of the population in ensuring law and order, the legal status of such citizens. At the regional and local levels of legal regulation, there is a concretization and detailing of certain aspects of the activity under consideration; 3) in general, it sufficiently consolidates the procedure for interaction of the internal affairs bodies with the population for the prevention of offenses and the forms of citizens’ partic-ipation in the protection of public order. In order to improve the mechanism of interaction with citizens who provide assistance in the protection of public order, proposals have been formulated to improve the legislation on the participation of citizens in the protection of public order in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА »

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 248—258. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. no.4 (99). P. 248—258.

12.00.14. Административное право.

Административный процесс.

Научная статья УДК 342.9

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-248-258

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Алексей Николаевич Добров 1, Лейла Тимуровна Культемирова 2

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия, dobson@bk.ru 2 Алматинская академия МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова, Алматы, Казахстан, lelkultemirova@mail.ru

Введение: в статье рассматривается современное состояние нормативно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе участия граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют нормы действующего российского и казахстанского законодательства, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере содействия населения органам внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты исследования позволили сформулировать обобщения и предложения, направленные на совершенствование законодательства в сфере участия граждан в профилактике правонарушений и охране общественного порядка.

Выводы и заключения: законодательство, регламентирующее участие граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане: 1) учитывая иерархию нормативных правовых актов, выстроено в рассматриваемых государствах по схожей системе: базовые конституционные нормы; специальные федеральные законы по участию населения в обеспечении правопорядка, иные федеральные законы, ведомственные акты; региональные и местные (муниципальные) нормативные правовые акты; 2) имеет схожее наполнение: на федеральном уровне правового регулирования речь идет о специальных законах, предметом регулирования которых являются аналогичные вопросы: принципы и формы участия населения в обеспечении правопорядка, правовой статус таких граждан.

На региональном и местном уровнях правового регулирования происходит конкретизация и детализация отдельных аспектов рассматриваемой деятельности; 3) в целом в достаточной степени закрепляет порядок взаимодействия органов внутренних дел с населением по профилактике правонарушений и формы участия граждан в охране общественного порядка. В целях совершенствования механизма взаимодействия с гражданами, оказывающими содействие в охране общественного порядка сформулированы предложения по совершенствованию законодательства об участии граждан в охране общественного порядка Республики Казахстан.

© Добров А. Н., Культемирова Л. Т., 2021

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, охрана общественного порядка, добровольные народные дружины, профилактика правонарушений.

Для цитирования: Добров А. Н., Культемирова Л. Т. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка: опыт России и Казахстана. // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. —№ 4 (99). — С. 248—258. DOI : 10.24412/2312-3184-2021 -4-248-258

12.00.14. Administrative law. Administrative process

LEGAL REGULATION OF THE PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER: EXPERIENCE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

Aleksey N. Dobrov 1, Leila T. Kultemirova 2

1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, dobson@bk.ru

2 Almaty Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named M. Esbulatova, Almaty, Kazakhstan, lelkultemirova@mail.ru

Introduction: the article examines the current state of the legal regulation of public relations that develop in the process of citizens' participation in the protection of public order in Russia and Kazakhstan.

Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the norms of the current Russian and Kazakh legislation governing public relations that are emerging in the field of public assistance to the internal affairs bodies to ensure public order and public safety.

The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, the methods of logical deduction, induction, cognitive methods, comparison, analysis, synthesis and description.

The results of the study:of the researching allowed to formulate generalizations and proposals aimed at improving legislation in the field of citizens' participation in crime prevention and public order protection.

Findings and Conclusions: legislation regulating the participation of citizens in the protection of public order in Russia and Kazakhstan 1) taking into account the hierarchy of normative legal acts, it is built in the states under consideration according to a similar system: basic constitutional norms; special federal laws on the participation of the population in ensuring law and order, other federal laws, departmental acts; regional and local / municipal regulations; 2) has a similar content: at the federal level of legal regulation, we are talking about special laws, the subject of regulation of which is similar issues: the principles and forms of participation of the population in ensuring law and order, the legal status of such citizens. At the regional and local levels of legal regulation, there is a concretization and detailing of certain aspects of the activity under consideration; 3) in general, it sufficiently consolidates the procedure for interaction of the internal affairs bodies with the population for the prevention of offenses and the forms of citizens' participation in the protection of public order. In order to improve the mechanism of interaction with citizens who provide assistance in the protection of public order, proposals have been formulated to improve the legislation on the participation of citizens in the protection of public order in the Republic of Kazakhstan.

Keywords: public safety, public order, public order, voluntary people's squads, crime prevention.

For citation: Dobrov Aleksey Nikolaevich, Kultemirova Leila Timurovna. Legal Regulation of the participation of citizens in the protection of public order: experience of Russia and Ka-

zakhstan // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2021. — no. 4 (99). — pp. 248—258 (in Russ.). DOI: 10.24412/2312-3184-2021 -4-248-258

Профилактика правонарушений и эффективность государственной системы ее обеспечения, качество правовой базы и ее регламентирующий потенциал, деятельность субъектов профилактики правонарушений и уровень их взаимодействия с институтами гражданского общества — эти и другие аспекты относятся к числу критериев, определяющих уровень защищенности граждан, их доверие к государству и, в конечном итоге, незыблемости ценностей правового государства — прав, свобод и законных интересов человека.

Здесь важно отметить, что функционирование правового государства с демократическим режимом предполагает наличие развитого гражданского общества. Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных социальных связей граждан, общественных организаций, которые взаимодействуют для достижения каких-либо важных социально-полезных целей, удовлетворения общественных потребностей. Поэтому развитие гражданской инициативы, связанной с охраной общественного порядка и общественной безопасности, лежит в русле развития гражданского общества в России, т. к. наличие социальной стабильности, законности и правопорядка в стране является важной потребностью общества в целом, и каждого гражданина отдельно. Здесь деятельность гражданского общества совпадает в одной из задач государства, которая так же состоит в том, чтобы обеспечить общественный порядок и общественную безопасность, что и делают сотрудники полиции. Поэтому необходимо обеспечить взаимодействие граждан и органов внутренних дел в деле обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, что многократно усилит предупредительное воздействие на правонарушителей, будет способствовать пресечению правонарушений и наказанию виновных.

Из всех правоохранительных органов именно полиция в большей части сталкивается с населением в своей непосредственной деятельности, сотрудники полиции непосредственно соприкасаются с гражданами в своей работе, разрешают их различные жалобы, заявления, обращения, проводят профилактическую работу, расследуют и раскрывают преступления и другие правонарушения, осуществляют поиск виновных, ведут предварительное расследование и передают дела о преступлениях на судебное рассмотрение.

В деятельности правоохранительных органов, в частности полиции, большое значение имеет помощь граждан, общественных организаций, привлечение которых является важным направлением для того, чтобы повысить эффективность охраны законности и правопорядка в Российской Федерации.

Поэтому государство в системе нормативных правовых актов Российской Федерации регулирует участие граждан в охране общественного порядка, сотрудничество граждан с органами внутренних дел, другими правоохранительными органами в этом направлении. Одной из распространенных форм сотрудничества общественности с государством в лице его органов внутренних дел является институт участия граждан в охране общественного порядка. Эффективность его функционирования во многом зависит от степени урегулирования в законодательстве и нормативном закреплении основных понятий, принципов, форм такого участия, статуса лиц, принимающих участие в охране правопорядка, в том числе и гарантий, льгот и компенсаций.

В Российской Федерации нормативно-правовая регламентация общественных отношений в сфере участия населения в охране общественного порядка осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 30 закрепляет право граждан на свободу объединения с другими лицами по политическим, профессиональным, социальным и иным интересам. Данное право предусматривает не только создание общественных объединений в рамках действующего российского законодательства, но и свободное вступление в уже существующие объединения на условиях действующего законодательства и уставных документов

объединения, а также право воздерживаться от вступления и беспрепятственного выхода из них. Любые действия, направленные на принуждение вступления в общественное объединение или создание препятствий по выходу из общественной организации, является противоправным.

До вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в Российской Федерации не существовало единого нормативного акта федерального уровня, регулирующего деятельность граждан по охране общественного порядка [1, с. 32]. Принятие данного закона явилось важным шагом в развитии социальной и административной сферы жизни общества и государства, позволившим систематизировать деятельность общественных объединений и граждан. Так, указанный закон:

1) содержит основные принципы участия граждан в охране общественного порядка [2];

2) закрепляет конкретные формы индивидуального и коллективного участия, которые граждане могут использовать для охраны правопорядка;

3) предусматривает ограничения, связанные с деятельностью населения по охране общественного порядка;

4) регламентирует деятельность граждан, принимающих участие в поиске без вести пропавших лиц;

5) содержит требования к лицам, привлекаемым в качестве внештатных сотрудников полиции, их правовой статус;

6) регулирует особенности создания и функционирования народных дружин;

7) устанавливает правовой статус народных дружинников;

8) предусматривает гарантии правовой защиты, материальное стимулирование, льготы и компенсации народных дружинников и внештатных сотрудников полиции.

Следует отметить, что ст. 26 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» содержит в этом отношении общие положения:

1) возможность бесплатного проезда для дружинников во время исполнения ими своих обязанностей;

2) возможность выплаты вознаграждения (за помощь в раскрытии преступлений);

3) предоставление ежегодного отпуска (без сохранения заработной платы) по месту работы до 10 дней;

4) иные виды поощрений, установленные федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

5) возможность личного страхования народных дружинников на период их участия в охране общественного порядка на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования; иные льготы и компенсации, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления [3, а 222—223].

На федеральном уровне отношения в сфере оказания помощи населения в охране общественного порядка в части создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности определяются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Следует также отметить и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», который, как и Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», регламентирует специфическую деятельность по обеспечению и поддержанию правопорядка в стране, борьбе с преступностью, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этой связи важно подчеркнуть, что «в целом концепция охраны общественного порядка рассматриваемыми федеральными законами, выдержана, гражданская правоохранительная деятельность вписана в общую систему охраны общественного порядка в стране» [4, с. 130].

Наряду с регулятивными нормами, содержащимися в федеральном законодательстве об участии населения в охране общественного порядка, существуют так же и охранительные нормы. Речь идет о двух составах административных правонарушений (ст. 19.35, ст. 19.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), предусматривающих

административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности внештатного сотрудника полиции или народного дружинника, а также за совершение указанными лицами действий, повлёкших ограничение или нарушение прав граждан или организаций.

Кроме федеральных законов отношения в сфере участия населения в охране правопорядка регулируются и ведомственными нормативными правовыми актами. Так, например, приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» регулирует применение народными дружинниками физической силы, а также оказание ими помощи пострадавшим. Однако для применения физической силы и оказания помощи пострадавшим народные дружинники должны пройти необходимую подготовку. Данным нормативным актом и определяется проведение такой подготовки. Предусматривается инструктаж как одна из форм подготовки к применению физической силы дружинником, а также оказания первой помощи гражданам. Инструктаж проводится перед тем, как дружинники приступают к охране общественного порядка. Инструктаж должны проходить в районном или городском отделе внутренних дел. В процессе инструктажа народных дружинников знакомят с приемами самозащиты, а также с применением мер личной безопасности. Кроме того, формируются навыки оказания народными дружинниками первой медицинской помощи. Длительность инструктажа занимает 30 минут.

В приказе МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 «О Порядке формирования и ведении регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» определяются правила регистрации действующих народных дружин на территории Российской Федерации. Отметим, что народная дружина только тогда имеет право функционировать по охране общественного порядка, если внесена в указанный реестр.

Конституция Российской Федерации в п. «б» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 предусматривает, что «защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов». Ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что «в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы поддержки граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка».

Указанные законодательные положения предоставляют возможность субъектам Российской Федерации принимать региональные законы, регламентирующие отдельные вопросы участия граждан в охране общественного порядка. Конкретизация федеральных правовых норм на уровне регионов должна оказывать влияние на улучшение правового статуса лиц, оказывающих помощь правоохранительным органам в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

Так, например, в Иркутской области принят закон от 21 ноября 2014 г. № 133-ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области». Указанный областной закон регулирует вопросы координации деятельности народных дружин со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Иркутской области, устанавливает образцы удостоверения и нагрудного знака дружинника, а также предусматривает возможность органов местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы и компенсации дружинникам, в том числе гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае их гибели [5, с. 175].

Таким образом, на федеральном уровне правовое регулирование общественных отношений в сфере участия граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с фундаментальными конституционными норами, специальным законом, непосредственно посвященным содействию граждан органам внутренних дел в деле охраны общественного порядка, иными федеральными законами и ведомственным законодательством. На региональном [6; 7]

и местном [8] уровнях правового регулирования происходит регулирование отдельных аспектов участия населения в обеспечении правопорядка, в основном в части конкретизации и детализации мер морального и материального поощрения и стимулирования лиц, принимающих участие в указанной общественно-полезной деятельности, а также закрепление мер социальной защиты жизни и здоровья таких лиц.

В Республике Казахстан актуализация вопросов вовлеченности общества в сферу профилактики правонарушений, предупреждения факторообразующих условий нарушения норм морали и права обусловлена реализуемыми сегодня концепциями «слышащего» государства, с одной стороны, и нулевой терпимости к противоправным, даже самым незначительным, действиям, с другой. Идеологической основой данных концепций является ряд политикоопределя-ющих документов, в числе которых, обращения президента страны к народу. Так, первый Президент Казахстана Н. А. Назарабев подчеркнул, что государство должно следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку. Развитое общество начинается с дисциплины и порядка во всем. «Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни. Ощущение беспорядка и вседозволенности создает почву для более серьезных преступлений» [9].

«Ни один аспект социально-экономического развития не может быть успешно реализован без верховенства закона и гарантирования безопасности наших граждан. „Слышащее государство" — это, по сути, концепция строительства „Справедливого государства". Недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное — правильно и объективно реагировать на них», — говорится в другом программном документе1.

Безусловно, реализация провозглашенных целей и решение поставленных задач требует соответствующего ресурсного обеспечения, эффективность которого определяется как состоятельностью правовой базы, так и уровнем правового сознания и правовой культуры граждан, их вовлеченности в процесс функционирования правового государства. Состояние безопасности, обеспечение которой является первостепенной задачей государства, зависит от многих факторов. Активность граждан в вопросах противодействия правонарушениям относится к числу определяющих. При этом, независимо от формы участия граждан (индивидуальная либо коллективная) в профилактике правонарушений, и, как следствие, обеспечении правопорядка в стране, их вклад зависит как от организационных, так и правовых основ.

Необходимо подчеркнуть, что вопрос участия институтов гражданского общества в противодействии правонарушениям в силу своей актуальности регулярно поднимается на самом высоком уровне. Реализация на современном этапе реформирования всей системы государственного управления таких принципов, как «Слышащее государство», «Полиция шаговой доступности», а также формирование сервисной модели полиции являются тому подтверждением. Модернизация полиции обусловлена необходимостью повышения качества ее работы и эффективностью выстраиваемых отношений с гражданами.

Исходя из понимания безопасности как состояния защищенности прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства от реальных и потенциальных угроз, государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасности осуществляется в двух формах — правовая и организационная. Правовое регулирование выражается в упорядочении общественных отношений в сфере общественной безопасности и общественного порядка, их охраны нормами права, применения мер правового реагирования в целях восстановления нарушенных норм.

Правовое регулирование вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности осуществляется совокупностью нормативных правовых актов, регламентирующих данные общественные отношения. В рамках данной статьи объектом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности

1 Послание главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» [Электронный ресурс]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000002020 (дата обращения: 27.09.2021).

и охраной общественного порядка. Субъектом рассматриваемых отношений являются граждане, участвующие в охране общественного порядка.

Нормативная правовая база, регламентирующая вопросы участия граждан в охране общественного порядка, представляет собой совокупность правовых актов, определяющих цель, задачи и принципы деятельности граждан, их основные и дополнительные функции. Согласно иерархии нормативных правовых актов, установленной законодательством, высшей юридической силой обладает основной закон страны. Не регулируя непосредственно вопросы участия граждан в охране общественного порядка, конституционные нормы определяют основополагающие принципы всей законодательной базы. Так, в основе деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности лежат такие конституционные положения, как: обязательность официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан (ст. 4); абсолютность и неотчуждаемость прав и свобод человека, их определяющее значение для содержания и применения законов и иных нормативных правовых актов (ст.12); право каждого защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону (ст. 13); право каждого на личную свободу (ст. 16); неприкосновенность достоинства (ст. 17) право свободного передвижения и свободного выбора местожительства каждого, кто законно находится на территории Казахстана (ст. 21) и др.

Руководящее значение для деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка имеют те положения Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которыми запрещены: любые формы ограничения прав граждан по дискриминационным признакам (ст. 14); произвольное лишение человека жизни (ст. 15); ограничение личной свободы (ст. 16); пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ст. 17); производство его осмотра и обыска без законных оснований (ст. 25).

Следует отметить, что положения конституции государства не дают полного представления о сущности рассматриваемых нами общественных отношений, специфике института участия граждан в охране общественного порядка. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативных правовых актов, в том числе касающихся вопросов ответственности. Как подчеркнул И. И. Веремеенко, государство, регулируя общественные отношения в нужном направлении и создавая в этих целях соответствующие правила поведения, неизбежно должно определять и последствия несоблюдения установленных правил для лиц, их нарушивших. Указанные последствия являются одной из гарантий соблюдения правовых норм, их защиты, осуществляемое государством [10, с. 11].

Следует подчеркнуть, что граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не являются субъектами административно-юрисдикционой деятельности, не наделены полномочиями по осуществлению каких-либо процессуальных действий. Их роль в профилактике правонарушений заключается в выявлении фактов правонарушений, их пресечении и доставлении правонарушителей в ОВД для принятия уполномоченными лицами соответствующих процессуальных решений.

Одновременно с этим важно отметить, что казахстанским законодательством, так же, как и российским, предусмотрена защита лиц, участвующих в обеспечении общественного порядка. Так, в соответствии со ст. 443 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка, — влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

В качестве субъектов, участвующих в охране общественного порядка, активность граждан проявляется как в организованной форме непосредственного участия в охране общественного порядка, так и путем выражения личной нетерпимости к любым проявлениям нарушений общественного порядка.

Непосредственным правовым актом, регулирующим вопросы добровольного участия граждан Республики Казахстан в обеспечении общественного порядка, является Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. № 590 «Об участии граждан в обеспечении общественного

порядка». Данный закон определил правовую основу для добровольного участия граждан в борьбе с противоправными проявлениями, повышения социальной активности граждан, расширения гласности и демократизации форм борьбы с преступностью, экономии мер государственного принуждения и улучшения эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел.

Кроме названного закона, вопросы участия граждан в охране общественного порядка, хотя и косвенно, регулируются Законом Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Так, согласно ст. 6 данного закона, органы внутренних дел вправе устанавливать сотрудничество на гласной основе с гражданами для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, а также поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка. Свою нишу в правовой базе обеспечения общественного порядка занимает Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 г. № 271-ГУ «О профилактике правонарушений». Согласно ст. 17 данного закона, участие граждан и организаций в профилактике правонарушений осуществляется путем добровольного оказания содействия другим субъектам профилактики правонарушений. При этом их участие может осуществляться в организации правовой пропаганды; в работе консультативно-совещательных и экспертных органов; в содействии другим субъектам профилактики правонарушений [9, с. 5].

Как известно, ведомственные нормативные акты обеспечивают конкретизацию правовых норм. Принятый в целях совершенствования работы органов внутренних дел по привлечению гражданского населения к участию в обеспечении общественного порядка, приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 ноября 2004 г. № 641 как раз направлен на конкретизацию законов. Устанавливая Правила привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка, данный правовой акт раскрывает виды взаимодействия с органами внутренних дел, индивидуальные и коллективные формы участия граждан в обеспечении общественного порядка.

Так, индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется путем оказания ими содействия органам внутренних дел в:

1) сообщении о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений;

2) выявлении лиц, подлежащих постановке на профилактические учеты участковых инспекторов полиции и подразделений по делам несовершеннолетних;

3) профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности;

4) пропаганде Правил дорожного движения;

5) пропаганде правовых знаний и др.

Отдельным блоком правового регулирования участия граждан в обеспечении общественного порядка стоят правовые акты местных исполнительных и представительных органов.

Исходя из установленных законодательством полномочий, местные исполнительные органы издают постановления о поощрении граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка. Общепринятыми видами поощрений являются: объявление благодарности; награждение грамотой; выдача денежной премии. При этом, несмотря на самостоятельное установление местными исполнительными органами денежного поощрения, в различных регионах размер вознаграждения является одинаковым.

В целях совершенствования механизма взаимодействия органов внутренних дел с гражданами, оказывающими содействие в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, целесообразно предусмотреть дополнительные меры поощрения в виде льгот. К числу таких льгот можно отнести возможность приобретения проездных билетов на все виды общественного транспорта в пределах соответствующей территории в соответствии с льготами, предоставляемыми для отдельных категорий граждан; право на дополнительный отпуск с сохранением заработной платы и места основной работы. Важно также установление гарантий на социальную поддержку лиц, непосредственно участвующих в охране общественного порядка, при получении увечья во время исполнения своих функций. В частности, возможность получения лечения в медицинских учреждениях системы органов внутренних дел; выплата едино-

временной компенсации, а в случае его гибели (смерти) лицам, имеющим право на ее получение, в порядке, предусмотренном законодательством о правоохранительной службе Республики Казахстан.

Коллективное участие осуществляется в следующих направлениях:

1) обеспечение общественного порядка на улицах, площадях, вокзалах, транспортных магистралях и других общественных местах, а также при проведении различных спортивных, культурно-массовых и развлекательных мероприятий — под непосредственным руководством сотрудников органов внутренних дел;

2) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий и правонарушений, а также находящихся в беспомощном состоянии;

3) спасение людей, имущества при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

4) обеспечение безопасности дорожного движения и предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

5) охрана пастбищ и других мест выпасов и стойбищ скота и др.

Таким образом, анализ нормативно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане позволил сформулировать следующие обобщения и предложения по совершенствованию законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка.

Во-первых, законодательство, регламентирующее участие граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане, учитывая иерархию нормативных правовых актов, выстроено в рассматриваемых государствах по схожей системе:

1) базовые конституционные нормы и принципы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) специальные законы, предметом регулирования которых выступают непосредственно общественные отношения по реализации права граждан на участие в охране правопорядка;

3) иные законы, имеющие другой предмет регулирования, но вместе с тем регламентирующие отдельный аспект содействия граждан в охране общественного порядка, в том числе кодексы об административной ответственности;

4) ведомственные нормативные правовые акты, изданные во исполнение законов и конкретизирующие некоторые вопросы организации и деятельности граждан по охране общественного порядка;

5) региональные и местные (муниципальные) нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты участия граждан в обеспечении правопорядка.

Во-вторых, законодательство, регламентирующее участие граждан в охране общественного порядка в России и Казахстане, имеет схожее наполнение в рассматриваемых государствах. Прежде всего, на федеральном уровне правового регулирования речь идет о специальных законах, предметом регулирования которых являются одинаковые вопросы: принципы участия населения в обеспечении правопорядка, требования к гражданам для их допуска к осуществлению данной деятельности, правовой статус таких граждан, их права и обязанности, а также меры поощрения. На региональном и местном уровнях правового регулирования происходит регулирование отдельных аспектов участия населения в обеспечении правопорядка, в основном в части конкретизации и детализации мер морального и материального поощрения и стимулирования лиц, принимающих участие в указанной общественно-полезной деятельности.

В-третьих, сформированная на сегодняшний день законодательная база по вопросам участия населения в охране общественного порядка в России и Казахстане в целом в достаточной степени закрепляет порядок взаимодействия органов внутренних дел с населением по профилактике правонарушений и формы участия граждан в охране общественного порядка.

В-четвертых, в целях совершенствования механизма взаимодействия с гражданами, оказывающими содействие в охране общественного порядка, целесообразно предусмотреть дополнительные меры поощрения в виде льгот. В связи с этим в Закон Республики Казахстан

от 9 июля 2004 г. № 590-П «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» внести следующие изменения:

а) включить статью 8—1 :

Статья 8.2. Льготы и компенсации гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка.

1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, имеют право на:

1) приобретение проездных билетов на все виды общественного транспорта в пределах соответствующей территории в соответствии с льготами, предоставляемыми для отдельных категорий граждан;

2) дополнительный отпуск с сохранением заработной платы и места основной работы.

2. Предоставление льгот, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется местным исполнительным органом по представлению органа внутренних дел.

3. Предоставление льгот, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется работодателем гражданина, участвующего в охране общественного порядка, по представлению органа внутренних дел.

4. При получении увечья во время охраны общественного порядка гражданам предоставляется возможность получения лечения в медицинских учреждениях системы органов внутренних дел, производится выплата единовременной компенсации, а в случае его гибели (смерти) лицам, имеющим право на ее получение, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о правоохранительной службе Республики Казахстан.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Щербаков О. Н. Состояние современного законодательства Российской Федерации по вопросу участия граждан в охране общественного порядка // NB: Административное право и практика администрирования. — 2018. — № 2. — С. 31—41.

2. Баранова С. А. О принципах участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 3 (6). — С. 22—27. — Электрон. текст. дан. (1 003 520 байт). — 60 электрон. опт. диск. (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

3. Добров А. Н. Об эффективности отдельных организационно-правовых мер по привлечению граждан к охране общественного порядка / А. Н. Добров, С. А. Баранова, Д. Н. Рачёв // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. — 2019. — № 4 (91). — С. 219—226.

4. Голованова Т. В. Федеральные законы «О полиции» и «Об участии граждан в охране общественного порядка»: точки соприкосновения // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2016. — № 1—1. — С. 127—131.

5. Добров А. Н. К вопросу о совершенствовании материального и социального статуса лиц, принимающих участие в охране общественного порядка / А. Н. Добров, С. А. Баранова // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 11 (179). — С. 174—178.

6. Маркарян А. Б. Правовые и организационные основы участия граждан в охране общественного порядка на территории Краснодарского края / А. Б. Макарян, А. С. Усенко // Эпомен. — 2021. — № 53. — С. 124—132.

7. Султанов К. А. Некоторые вопросы законодательства субъектов Российской Федерации об участии граждан в охране общественного порядка // Юридический вестник ДГУ. — 2020. — Т. 36. — № 4. — С. 86—93.

8. Усманова Р. М. Муниципально-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка // Право и практика. — 2019. — № 2. — С. 66—69.

9. Асланов М. М. Основные аспекты взаимодействия полиции и общества в вопросах профилактики правонарушений // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2019. — № 2 (13). — С. 4—7.

10. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. — М: Юрид. лит., 1975. — 192 с.

REFERENCES

1. Shcherbakov O.N. The state of modern legislation of the Russian Federation on the issue of citizens' participation in the protection of public order // NB: Administrative law and administration practice. 2018, no. 2. pp. 31-41.

2. Baranova S.A. On the principles of citizens' participation in the protection of public order in the Russian Federation // Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020, no. 3 (6), pp. 22-27.

3. Dobrov A.N., Baranova S.A., Rachev D.N. On the efficiency of certain organizational-legal measures to attract citizens to the public order protection // Vestnik e Eastern Siberian Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. 2019., no. 4 (91), pp. 219-226.

4. Golovanova T.V. Federal laws "On the police" and "On the participation of citizens in the protection of public order": points of contact // Public safety, legality and law and order in the III millennium. 2016, no. 1-1, pp. 127-131.

5. Dobrov A.N., Baranova S.A. To the issue of improving the material and social status of persons taking part in the protection of public order // Law and State: theory and practice. 2019, no. 11 (179), pp.174-178.

6. Markaryan A.B., Usenko A.S. Legal and organizational foundations of citizens' participation in the protection of public order in the Krasnodar Territory // Epomen. 2021, no. 53, pp. 124-132.

7. Sultanov K.A. Some issues of legislation of constituent entities of the Russian Federation on the participation of citizens in public order protection // Legal Vestnik of the DSU. 2020, vol. 36, no. 4, pp. 8693.

8. Usmanova R.M. Municipal law regulation of participation of citizens in public order protection // Law and Practice. 2019, no. 2, pp. 66-69.

9. Aslanov M.M. The main aspects of interaction between the police and society in the prevention of offenses // Vestnik of the Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019, no. 2 (13), pp. 4-7.

10. Veremeenko I.I. Administrative and legal sanctions. M: Jurid.lit., 1975, 192 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Добров Алексей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. ORCID: 0000-0001-7801-3774

Культемирова Лейла Тимуровна, кандидат юридических наук, ассоциированный профессор (доцент), начальник кафедры профессионально-психологической подготовки и управления ОВД. Алматинская академия МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова. 50060, Казахстан, Алматы, ул. Утепова, 29 ORCID: 0000-0002-1436-5567 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dobrov Aleksey Nikolaevich, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the internal affairs bodies. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 110, Lermontov str., Irkutsk, Russia, 664074. ORCID: 0000-0001-7801-3774

Kultemirova Leila Timurovna, Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Professional and Psychological Training and Department of Internal Affairs, Almaty Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named M. Esbulatova. 29, Utepova St., Almaty, Kazakhstan, 50060. ORCID: 0000-0001-7801-3774

Статья поступила в редакцию 23.06.2021; одобрена после рецензирования 01.07.2021; принята к публикации 02.12.2021. The article was submitted 23.06.2021; approved after reviewing 01.07.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.