УДК: 342.9
DOI: 10.24411/2312-3184-2019-10050
Добров Алексей Николаевич
начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: dobson@bk.ru
Баранова Светлана Анатольевна
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России
кандидат юридических наук
E-mail: svetlana.myshenko @gmail .com
Рачёв Дмитрий Николаевич
главный эксперт-специалист оперативного управления МВД России кандидат юридических наук E-mail: d.n.rachev1970@gmail.com
Dobrov Aleksey Nikolaevich
Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Candidate of Science (Law), Associate Professor E-mail: dobson@bk.ru
Baranova Svetlana Anatolievna
Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Science (Law) E-mail: svetlana.myshenko@gmail.com
Rachev Dmitry Nikolaevich
chief expert-specialist
Operational management of the Ministry
of internal Affairs of Russia
Candidate of Science
E-mail: d.n.rachev1970@gmail.com
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА
Введение: в статье исследуются основные проблемы, связанные с привлечением граждан к охране общественного порядка, а также организационно-правовые меры, направленные на привлечение населения к охране правопорядка.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы участия граждан в охране общественного порядка.
Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации и предложения, направленные на привлечение граждан к охране общественного порядка и общественной безопасности.
Выводы и заключения: для решения проблемы привлечения граждан к охране общественного порядка требуется комплекс организационно--правовых мер: постоянное информирование населения (о наличии возможности принимать участие в охране правопорядка, льготах и гарантиях, наиболее значимых результатах), популяризация данного вида общественно полезной деятельности (рекламные щиты, конкурсы, участие наиболее известных должностных лиц муниципального образования), совершенствование действующего законодательства, улучшение материального и социального статуса лиц, принимающих участие в охране правопорядка.
Ключевые слова: общественный порядок, правопорядок, охрана общественного порядка, добровольная народная дружина, народный дружинник.
ON THE EFFICIENCY OF CERTAIN ORGANIZATIONAL-LEGAL MEASURES TO ATTRACT CITIZENS TO THE PUBLIC ORDER PROTECTION
Introduction: the article examines the main problems associated with attracting citizens to the public order protection, as well as the basic organizational and legal measures aimed at attracting of the population to the public order protection.
Materials and methods: the normative basis of the research is formed by federal and regional legal acts regulating the participation of citizens in the public order protection.
The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, the methods of logical deduction, induction, cognitive methods, comparison, analysis, synthesis and description.
Results of the study made possible to formulate recommendations and proposals aimed at attracting citizens to the public order protection and public safety protection.
Summary and conclusions: to solve the problem of attracting citizens to the the public order protection a set of organizational and legal measures is required: constant informing of the population (about the availability of opportunities to participate in the the public order protection, benefits and guarantees, the most significant results) and popularization of this type of socially useful activity (billboards, competitions, participation of the most famous officials of the municipality), improvement of the current legislation, improvement of the material and social status of persons participating in the the public order protection.
Key words: public order, law order, the public order protection, voluntary people's guard, people's volunteer.
На органы внутренних дел возложены важнейшие задачи по борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка и поддержанию общественной безопасности. Состояние общественного порядка «во многом зависит от того, насколько все граждане проявляют активность в борьбе с правонарушениями» [3, с. 46]. Содействие граждан органам внутренних дел в данной сфере имеет большое значение, поскольку с их участием удается задерживать за совершение преступлений злоумышленников, пресекать тысячи административных правонарушений, обеспечивать и поддерживать общественный порядок.
Несмотря на достаточное результативное и эффективное оказание помощи со стороны населения органам внутренних дел в охране общественного порядка, данная деятельность имеет ряд проблемных аспектов. Среди них можно выделить недостаточную осведомленность граждан о возможности участия в охране правопорядка, их низкую заинтересованность. Ряд авторов справедливо отмечают, что «если говорить о принципе добровольности участия граждан в охране общественного порядка, который закреплен в законе, то активность населения в этом направлении деятельности хоть и увеличивается из года в год, но все же остается недостаточной» [4, с. 107]. Более того, стоит особо отметить и несовершенную систему мер стимулирования, поощрения, социальной защиты лиц, принимающих добровольное участие в охране правопорядка [1; 2].
Разрешение указанных проблем будет способствовать привлечению большего количества граждан к обеспечению общественного порядка, пополнению численности добровольных народных дружин.
Проблема привлечения граждан к охране общественного порядка требует комплекса организационно-правовых мер, реализуемых как органами государственной власти и местного самоуправления, так и территориальными органами внутренних дел.
Что касается органов местного самоуправления, то их деятельность по привлечению населения к содействию органам внутренних дел по поддержанию общественного порядка и общественной безопасности на определенной территории должна быть направлена как на информирование граждан о формах участия населения в охране общественного порядка, в частности, в деятельности народных дружин и их привилегиях, так и на совместное с регионом совершенствование материального и социального статуса лиц, принимающих участие в охране правопорядка. Однако при этом решающее значение играет финансовое обеспечение указанных процессов.
Для привлечения граждан к работе в качестве дружинников необходимо периодическое информирование населения через СМИ в двух основных направлениях:
1) о существующей возможности принимать участие в охране общественного порядка совместно с органами внутренних дел, внося свой личный вклад в поддержание общественной безопасности на определенной территории, осуществляя собственными действиями и усилиями профилактику и предупреждение совершения противоправных деяний, и возможности получения различных компенсаций и льгот за участие в такой деятельности;
2) об основных результатах деятельности народных дружин. В данном случае акцент стоит делать на достижениях и результатах отдельных добровольных народных дружин, заслуживающих внимания, в конкретном регионе или муниципалитете.
В целях распространения информации и популяризации участия граждан в охране правопорядка и привлечения их к данной деятельности органам местного самоуправления необходимо:
1) должностным лицам местной администрации и представительного органа муниципального образования периодически принимать участие в охране общественного порядка, прежде всего, тем, кто пользуется уважением и авторитетом у большинства граждан;
2) размещать рекламно-информационные щиты с изображением народных дружинников с отличительной символикой;
3) проводить муниципальные конкурсы «Лучший дружинник» [5, с. 23], «Лучшая народная дружина».
Со стороны органов внутренних дел для стимулирования граждан к участию в охране правопорядка необходимо установление контактов с предприятиями и организациями на территории определенного региона путем рассылки официальных писем с предложением провести опрос среди сотрудников, желающих вступить в члены народной дружины, проведению разъяснительной работы с руководителями предприятий по стимулированию и поощрению граждан, участвующих в обеспечении правопорядка. Опыт взаимодействия органов внутренних дел с предприятиями и организациями имеется в ряде регионов. Так, например, в Самарской области дружинники материально поощряются со стороны предприятий и организаций, заключивших соглашение с органами внутренних дел о выделении граждан для участия в охране общественного порядка. Как правило, это денежные выплаты и дополнительные дни к отпуску. Такой опыт может быть распространен и в других субъектах.
Комплекс разработанных и реально действующих мер материального стимулирования и социального обеспечения также окажет положительное влияние на процессы привлечения активного населения к участию в охране правопорядка. Заинтересованность граждан в охране общественного порядка необходимо подкреплять различными формами морального поощрения. Меры материального стимулирования и поощрения позволяют поддержать мотивацию населения оказывать содействие органам внутренних дел по реализации возложенных на них задач и функций. Меры поощрения морального характера также играют важную роль в возможности самовыражения, признании заслуг, оценке значимости деятельности народных дружинников в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.
Кроме того, большое значение имеют меры социальной защиты дружинников, поскольку во время охраны общественного порядка, например, при пресечении правонарушений, существует вероятность причинения вреда их здоровью.
В настоящее время материально-социальный статус народного дружинника в самом общем виде урегулирован ст. 26 федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Данная статья содержит рамочные положения:
1) возможность предоставления бесплатных проездных билетов дружинникам во время исполнения ими своих обязанностей на уровне субъекта РФ или муниципального образования;
2) возможность выплаты вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании совершивших их лиц;
3) предоставление ежегодного отпуска без сохранения заработной платы по месту работы продолжительностью до 10 дней;
4) иные виды поощрений, установленные федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
5) возможность личного страхования народных дружинников на период их участия в охране общественного порядка на уровне субъекта РФ или муниципального образования; иные льготы и компенсации, установленные органами государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления.
Как видим, формы стимулирования и поощрения работы дружинников устанавливаются, главным образом, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, поэтому материально-социальный статус народного дружинника может незначительно отличаться в зависимости от региона.
Так, в Самарской области ст. 9 закона Самарской области от 7 декабря 2009 г. № 138-ГД «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Самарской области» устанавливает четыре вида поощрений для граждан, активно участвующих в охране общественного порядка: объявление благодарности, награждение грамотой, ценным подарком или денежной премией. Указанная статья предусматривает также, что «за особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане могут представляться к награждению государственными наградами РФ, государственными наградами Самарской области и наградами муниципальных образований в Самарской области». Важно отметить, что в регионе предусмотрено и материальное стимулирование народных дружинников. Размер выплат установлен органами местного самоуправления и составляет от 30 до 120 рублей в час на основании табеля учета рабочего времени.
Схожий перечень мер поощрений дружинников с некоторыми дополнениями существует и в других субъектах РФ (объявление благодарности, награждение почетной грамотой, награждение ценным подарком, выдача денежной премии, присвоение наград, предоставление народным дружинам помещений, технических и иных материальных средств согласно закону Ленинградской области от 15 апреля 2015 г. № 38-оз «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области»; благодарность, благодарственное письмо, почетная грамота, проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения согласно закону Кировской области от 11 ноября 2014 г. № 476-ЗО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области» и др.).
Важное место в статусе народного дружинника занимают меры личного страхования, поскольку, как было отмечено выше, во время охраны общественного порядка существует вероятность причинения вреда жизни и здоровью дружинника. Не— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —
смотря на достаточно развитую существующую систему поощрений деятельности народных дружинников, вопросы социальной защиты их находятся в стадии разработки и внесения дополнений в действующее законодательство, например, Самарской области.
В Иркутской области ст. 5 закона Иркутской области от 21 ноября 2014 г. № 133 -ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области» закрепляет, что «личное страхование дружинников могут осуществлять органы местного самоуправления»; «льготы и компенсации дружинников устанавливаются в соответствии с муниципальными актами».
Положительным аспектом в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности народных дружин, является разработка в помощь муниципалитетам модельных муниципальных правовых актов: «Решение представительного органа муниципального образования об утверждении положения о мерах социальной защиты народных дружинников и членов их семей в связи с участием народных дружинников в мероприятиях по охране общественного порядка» и «Постановление местной администрации об установлении порядка выплаты единовременных денежных компенсаций народным дружинникам или членам их семей в связи с участием народных дружинников в мероприятиях по охране общественного порядка на территории». Значимость данных модельных актов обусловлена, во-первых, формированием единого правового пространства на территории всей области, во-вторых, содействием органам местного самоуправления в принятии требуемых муниципальных правовых актов.
Необходимо подчеркнуть, что кроме законодательного установления системы мер стимулирования, поощрения, страхования народных дружинников, для реализации всех этих мер необходимо финансирование, заложенное как в бюджете субъекта РФ, так и бюджете муниципального образования. Однако, как правило, местные бюджеты не могут выдержать всей финансовой нагрузки, необходимой для материального обеспечения народных дружин и дружинников. В данном случае возможно субсидирование местных бюджетов. В качестве примера можно указать постановление правительства Самарской области от 18 февраля 2016 г. № 65 «Об утверждении Порядка предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по обеспечению участия населения в охране общественного порядка, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин». Данный акт устанавливает критерии и условия отбора муниципальных образований для предоставления и расходования субсидий, а также закрепляет целевое использование субсидий: на денежные выплаты, приобретение материально-технических средств, добровольное страхование жизни и здоровья лиц, участвующих в охране правопорядка.
Обобщая опыт ряда регионов, представляется возможным сформулировать ряд организационно-правовых мер по привлечению граждан к охране общественного порядка. К ним относятся:
1) дополнение региональных законов, регулирующих отдельные аспекты участия населения в обеспечении правопорядка, нормами о личном страховании дружинников;
2) разработка модельных муниципальных правовых актов, регламентирующих меры социальной защиты дружинников во время их участия в мероприятиях по охране общественного порядка;
3) сочетание мер морального поощрения и материального стимулирования деятельности лиц, принимающих участие в охране правопорядка, и обязательное финансовое обеспечение данных мер за счет бюджета региона или муниципалитета.
Проблема привлечения граждан к охране общественного порядка требует комплекса организационно-правовых мер, реализуемых как органами государственной власти и местного самоуправления, так и территориальными органами внутренних дел. Совершенствование законодательной базы, регламентирующей вопросы участия населения в охране общественного порядка на предмет ее соответствия современным реалиям, а также совершенствование институтов государственного социального страхования жизни и здоровья лиц, принимающих участие в обеспечении общественного порядка являются одними из действенных механизмов по привлечению граждан с активной жизненной позицией к охране правопорядка. Необходимо также и информационное обеспечения деятельности народных дружинников и функционирования добровольных народных дружин, а также популяризация данного вида деятельности среди населения. Это в свою очередь позволит снизить количество противоправных деяний, совершаемых в общественных местах, а также внесет вклад в повышение уровня общественной безопасности и общественного порядка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Андрианов И.П. Добровольная народная дружина как средство профилактики правонарушений, наркомании и алкогольной зависимости, противодействия развитию деструктивных течений и экстремизма в молодежной среде // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2017. - № 1-1. - С. 263-268.
2. Баньковский Е.А. Современные проблемы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка // Вестник Владимирского юридического института. - 2017. - № 1 (42). - С. 97-99.
3. Ваньков А.В. Вопросы участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2013. - № 3. - С. 46-50.
4. Кирьянова О.В. Участие граждан в охране общественного порядка // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 5 (173). - С. 106-109.
5. Шапошников В.Л. О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 3. -С. 20-24.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Andrianov I.P. Voluntary public order squad as means of prevention of offenses, drug and alcohol dependence, fighting against destructive directions and extremism in the youth environment // 21st Century Science: Actual Trends of Development. - 2017. -№. 1-1. - P. 263-268.
2. Bankovsky E.A. Modern problems of legal regulation of citizen participation in the protection of public order // Vestnik of the Vladimir Law Institute. - 2017. - №. 1 (42). - P. 97-99.
3. Vankov A.V. Questions of participation of citizens in protection of public order in the Russian Federation // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. - 2013. -№. 3. - P. 46-50.
4. Kiryanova O.V. Citizen participation in policing // Agricultural and land law. -2019. - №. 5 (173). - P. 106-109.
5. Shaposhnikov V.L. On some problems of citizen participation in the protection of public order // Problems of law enforcement. - 2016. - №. 3. - P. 20-24.