Научная статья на тему 'Модернизация механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов'

Модернизация механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
705
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ / WORLD TRADE ORGANIZATION / REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / IMPORT SUBSTITUTION / GOVERNMENT REGULATION / SOCIAL AND ECONOMIC CONSTRUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабич Татьяна Владимировна, Михайлова Наталия Александровна, Смирнова Ольга Сергеевна

В статье выделены препятствия в наращивании необходимых объемов продовольствия и обеспечения полного импортозамещения на основе эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала: отставание России от экономически развитых стран в проведении технической и технологической модернизации отраслей сельского хозяйства; низкие темпы процессов интенсификации производства в рамках реализуемых целевых программ; недостаточное использование имеющихся конкурентных преимуществ отдельных регионов. Обосновано, что в нынешних условиях усиления конкуренции между сельскохозяйственными товаропроизводителями различных стран механизм государственной поддержки агропромышленного комплекса России нуждается в совершенствовании. На основе проведенного анализа угроз вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию в аспекте введенных санкций Европейского союза в связи с событиями в Украине, предложены и обоснованы меры по модернизации механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов. В целях развития высокотехнологичной производственной цепочки в агропромышленном комплексе авторами разработан механизм функционирования производственно-логистического агроцентра, организованного для объединения компетенций и кооперации предприятий различных отраслей экономики. Назначение производственно-логистического агроцентра внедрение в сферу АПК современного механизма функциональной цепочки «Производство Переработка/хранение Реализация». Производственно-логистический агроцентр это специальная инвестиционная площадка, которая должна быть обеспечена всей необходимой инфраструктурой и профессиональным управлением для последующего размещения на единой территории: коммерческих резидентов, работающих в АПК; коммерческих резидентов, работающих в транспортно-складском комплексе; предприятий финансового рынка и организаций по контролю качества и сертификации; консалтинговых компаний по развитию и продвижению агроцентра; потребителей сельхозпродукции: производственные, оптово-розничные, торговые предприятия, предприятия социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабич Татьяна Владимировна, Михайлова Наталия Александровна, Смирнова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the obstacles in building the necessary amount of food and in ensuring the full import substitution based on the efficient use of the available resources: Russia's lagging behind economically developed countries in the technical and technological modernization of agricultural sectors; low-rate processes of production intensification in the ongoing targeted programs; insufficient use of existing competitive advantages of individual regions. Consequently, in the current environment of increased competition between agricultural commodity producers of different countries, the mechanism of Russian agriculture state support needs to be improved. Based on the analysis of threats due to Russia's entry into the WTO in terms of sanctions imposed by the European Union in relation to the events in Ukraine, the authors proposed and justified measures aimed at modernizing the mechanism of state regulation of regional agriculture of Russia in the new economic and social constructs. In order to develop a high-tech industrial chain in agricultural business, the authors have developed the mechanism of functioning production and logistics agrocenter organized to bring together competences and cooperation between enterprises in different industries. Agrocenter is a special investment area, which should be provided with all necessary infrastructure and professional management for subsequent placement on the same territory: commercial resident working in the agricultural sector; commercial residents working in the transport and warehouse complex; financial market enterprises and organizations for quality control and certification; consulting firms for the development and promotion agrocenter; consumers of agricultural products: manufacturing, wholesale and retail, commercial enterprises, social sphere.

Текст научной работы на тему «Модернизация механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов»

®

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2014.5.4

УДК 338.43(470.45) ББК 65.9(2Р-4В0)32-18

МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ 1

Бабич Татьяна Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Михайлова Наталия Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Смирнова Ольга Сергеевна

Ассистент кафедры государственного и муниципального управления,

Волгоградский государственный университет

[email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

^ Аннотация. В статье выделены препятствия в наращивании необходимых объест мов продовольствия и обеспечения полного импортозамещения на основе эффективно-^ го использования имеющегося ресурсного потенциала: отставание России от экономи-О чески развитых стран в проведении технической и технологической модернизации от-8 раслей сельского хозяйства; низкие темпы процессов интенсификации производства в

К

^ рамках реализуемых целевых программ; недостаточное использование имеющихся

^ конкурентных преимуществ отдельных регионов. Обосновано, что в нынешних условиях усиления конкуренции между сельскохозяйственными товаропроизводителями

щ различных стран механизм государственной поддержки агропромышленного комплек-

Ц са России нуждается в совершенствовании. На основе проведенного анализа угроз

50 вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию в аспекте вве-

Ц денных санкций Европейского союза в связи с событиями в Украине, предложены и

^ обоснованы меры по модернизации механизма государственного регулирования регио-

М. нального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономи-

Е ческих конструктов. В целях развития высокотехнологичной производственной цепочки в агропромышленном комплексе авторами разработан механизм функционирования

мз

@ производственно-логистического агроцентра, организованного для объединения ком-

петенций и кооперации предприятий различных отраслей экономики. Назначение производственно-логистического агроцентра - внедрение в сферу АПК современного механизма функциональной цепочки «Производство - Переработка/хранение - Реализация». Производственно-логистический агроцентр - это специальная инвестиционная площадка, которая должна быть обеспечена всей необходимой инфраструктурой и профессиональным управлением для последующего размещения на единой территории: коммерческих резидентов, работающих в АПК; коммерческих резидентов, работающих в транспортно-складском комплексе; предприятий финансового рынка и организаций по контролю качества и сертификации; консалтинговых компаний по развитию и продвижению агроцентра; потребителей сельхозпродукции: производственные, оптово-розничные, торговые предприятия, предприятия социальной сферы.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, региональный агропромышленный комплекс, импортозамещение, государственное регулирование, социально-экономические конструкты.

В результате проводимой аграрной политики, принятия комплекса государственных мер в условиях глобализации экономики и вступления России во Всемирную торговую организацию произошло значительное увеличение объемов производимой отечественной сельскохозяйственной продукции, однако они пока не обеспечивают импортозамещения основных видов продовольствия.

Препятствием в наращивании необходимых объемов продовольствия и обеспечения полного импортозамещения на основе эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала является отставание России от экономически развитых стран в проведении технической и технологической модернизации отраслей сельского хозяйства; низкие темпы процессов интенсификации производства в рамках реализуемых целевых программ; недостаточное использование имеющихся конкурентных преимуществ отдельных регионов. Соответственно, в нынешних условиях усиления конкуренции между сельскохозяйственными товапроизводителями различных стран механизм государственной поддержки АПК России нуждается в совершенствовании.

Актуальность проблемы развития механизма государственной поддержки регионального АПК обусловлена тем, что в условиях вступления России в ВТО механизм государственной поддержки АПК должен обеспечивать повышение конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства и производимой в них продукции.

Для сельского хозяйства России после вступления в ВТО государственная поддержка в целях обеспечения продовольственной безопасности страны является жизненно необходимой, так как аграрный сектор действует в трудных экономических условиях. В связи с этим на нынешнем этапе развития сельскохозяйственная политика должна иметь четкую направленность на усиление инвестиционной активности и резкий рост долгосрочного кредитования, на увеличение объемов поддержки реализации производителями сельскохозяйственной продукции со стороны государства.

Вместе с тем нужно учитывать, что присоединяющиеся к ВТО государства должны обеспечивать свободный доступ на свои рынки сельскохозяйственной продукции и ограничивать прямую государственную поддержку своих производителей до уровня, установленного Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, соблюдать международные правила предоставления сельскохозяйственных субсидий [5, с. 167].

Поэтому целесообразна разработка теоретических и практических направлений по совершенствованию механизма государственной поддержки регионального АПК с учетом международных требований. В аспекте проводимой административной реформы, направленной на создание оптимальной системы государственного управления сельским хозяйством и АПК в целом, возможно представить комплекс мероприятий, реализация которых позволит сформировать конкурентоспособное агропромышленное производство,

осуществить поддержку формирования материально-технической базы АПК, обеспечить условия повышения доходности сельского хозяйства, способствовать созданию высокопрофессионального и образованного кадрового потенциала отрасли.

Дальнейший рост государственной поддержки сельского хозяйства в период интеграции России и ВТО будет связан с изменением ее структуры, появлением новых направлений субсидирования. Поэтому необходимо на основе детального изучения требований ВТО в отношении перечня мер бюджетной поддержки сельского хозяйства реализовать возможность замены мер «желтой корзины» на более эффективные меры «зеленой корзины» с той же целевой направленностью, перенеся центр тяжести бюджетной поддержки с краткосрочного характера на долгосрочный.

Также в качестве мер государственной поддержки регионального АПК России в условиях новых социально-экономических конструктов предлагается:

1. Разработка государственной программы по развитию производственно-логистической инфраструктуры и инфраструктуры хранения сельхозпродукции, а именно, создание поддерживаемых государством ассоциаций производителей, охватывающих большую часть рынка соответствующих товаров, так называемые «агроцентры». Необходимо проработать вопросы обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой, фитосанитар-ного и ветеринарного контроля, автоматизированных информационных систем для создания эффективных каналов сбыта, что обеспечит конкурентное и справедливое ценообразование, повысит рентабельность предпринимательской деятельности в аграрном секторе, а также создаст условия для импортоза-мещения за счет межрегионального перераспределения потоков сельхозпродукции.

Общеизвестно, что развитие инновационных технологий способствует внедрению в сельскохозяйственное производство высокопродуктивных пород животных и сортов растений, в перерабатывающей промышленности - высокопроизводительного оборудования, позволяющего в больших объемах и с меньшими потерями перерабатывать сельскохозяйственное сырье, а также способов транспор-

тировки, упаковки и хранения сельскохозяйственного сырья и готовой продукции. Совершенствование условий производства и хранения сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки оказывает существенное влияние на формирование организационно-экономических отношений в данной сфере. Развитие деятельности сельскохозяйственных предприятий в целях создания инновационного потенциала реализовывались через создание новых организационно-управленческих структур, технологий, производство приоритетных видов товаров и услуг.

Производство и сбыт продукции до определенного времени не было для сельхозтоваропроизводителей проблемой, государство создавало экономические условия хозяйствования на селе, сочетая ценовой механизм регулирования с финансовыми вложениями в развитие сельскохозяйственного производства. С одной стороны, это был не совершенный механизм, который привел впоследствии к стагнации аграрной экономики страны, но с другой стороны, следует отметить его положительную сторону - формирование продовольственных фондов для нужд государства, то есть приоритет общественных интересов, которое общество в лице государства реали-зовывало в свое время посредством различных заготовок.

Начиная с 90-х гг. во взаимоотношениях государства с сельскохозяйственными товаропроизводителями стали происходить глубокие изменения. Государственная политика, касающаяся вопросов предоставления товаропроизводителям права свободного хозяйствования и предпринимательской деятельности, осуществлялась через отказ от государственного централизованного продовольственного снабжения и перехода на раздельное формирование федерального и регионального фондов. По ряду причин аграрный сектор в этот период оказался наиболее уязвимым, тогда как именно его, как первичную сферу материального производства, государство должно было взять под опеку.

Однако изменение подходов к регулированию производства и сбыта сельскохозяйственной продукции не было подкреплено эффективным механизмом ориентации хозяйственной деятельности товаропроизводителей

на динамику спроса и предложения. Являясь гарантом народнохозяйственных потребностей в продовольствии, государство фактически ушло с рынка, не создав для агропромышленного комплекса альтернативных цивилизованных каналов сбыта продукции. Отмена гарантированных закупок, монопольное положение переработчиков вынудили сельских товаропроизводителей на неорганизованные поиски рынков сбыта произведенной продукции, требующие трансакционных издержек. Разрушился оптовый рынок, уменьшились объемы сельхозпродукции в физической массе в розничной торговле. Основным каналом реализации большинства сельскохозяйственных продуктов стали местные рынки и натуральная оплата труда.

Кроме того, в результате проведения земельной реформы возникли значительные недостатки в землепользовании, оказавшие существенное влияние на организацию сельскохозяйственного производства: дальноземелье, вклинивание, неправильное расположение границ. Первый этап проведенной реформы в АПК решил вопросы перераспределения земель, но не решил главной и основной проблемы - обеспечения рационального использования земли, ее охраны, не привел к повышению уровня продуктивности почвы.

Для многих хозяйств области смена форм собственности и хозяйствования явилась формальным приемом, никоим образом, а уж тем более в лучшую сторону, не повлияв на результаты их производственной деятельности. Аграрии поняли, что рассчитывать на бюджет не приходится. Но всем, по истечении ряда лет, стало ясно, если государство не окажет поддержку в решении главных проблем, то возродить аграрный сектор, сделать его процветающим будет невозможно. Перенос решения этого вопроса на отдаленные годы потребует от государства значительно больших затрат, чем нынешний объем требующейся бюджетной поддержки. К тому же сохраняющийся долгое время значительный удельный вес импорта в потреблении продуктов питания на душу населения стал реальной угрозой национальной безопасности России.

До недавнего времени страна находилась на развилке: продолжать ли наращивать потенциал за счет экспорта сельскохозяй-

ственной продукции или попытаться мобилизовать ресурсы для инновационного прорыва в экономике отрасли. В связи с этим учеными-аграрниками были определены следующие сценарии: инерционного развития; производственно-технологической модернизации аграрного сектора; комплексного инновационного развития АПК в целом [1, с. 36].

Сегодня по пути развития новейших современных технологий в сельском хозяйстве идут все передовые аграрные страны и выигрывают в конкурентной борьбе - прежде всего за счет инноваций, за счет активного внедрения эффективных наукоемких технологий. Такое направление аграрного развития вызывает значительный интерес отечественных ученых, так как современный этап развития мировой цивилизации характеризуется переходом к инновационной модели экономики, означающей не только стабилизацию, но и постоянное повышение технического и технологического уровня производства, благодаря чему происходит постоянный рост производительности и культуры аграрного труда.

Текущая ситуация в экономике страны, характеризующаяся тем, что на мировом рынке конкурентными остаются по-прежнему лишь ресурсодобывающие отрасли России, определила наиболее предпочтительный вариант, а именно сценарий комплексного инновационного развития АПК, отличающийся значительной активизацией инновационных факторов. Они воздействуют на все его сферы и включают в себя в оптимальной комбинации нововведения селекционно-генетического, производственно-технологического, организационно-управленческого и экономико-социо-экологи-ческого характера. Осуществление такого сценария обеспечивает существенный рост конкурентоспособности российского АПК за счет повышения технологического и организационного уровня сельхозпроизводства и переработки продукции, развития инфраструктуры.

Инновационным стержнем для развития высокотехнологичной производственной цепочки в агропромышленном комплексе может стать производственно-логистический агро-центр, организованный для объединения компетенций и кооперации предприятий различных отраслей экономики:

- агропромышленного комплекса;

- машиностроительного комплекса (производство холодильного оборудования на основе «зеленых технологий»);

- сферы услуг (логистика, маркетинг, лизинг, финансы и др.) [8].

Производственно-логистический агро-центр - это специальная инвестиционная площадка, которая должна быть обеспечена всей необходимой инфраструктурой и профессиональным управлением для последующего размещения на единой территории:

1) коммерческих резидентов (производственных), работающих в АПК;

2) коммерческих резидентов, работающих в транспортно-складском комплексе;

3) предприятий финансового рынка и организаций по контролю качества и сертификации;

4) консалтинговых компаний по развитию и продвижению агроцентра;

5) потребителей сельхозпродукции: производственные, оптово-розничные, торговые предприятия, предприятия социальной сферы.

Социально-экономическая составляющая проекта организации производственно-логистического агроцентра:

- создание новых рабочих мест;

- дополнительные налоговые отчисления в бюджет;

- инновационное развитие индустрии торговли и услуг, финансовой и научно-исследовательской деятельности;

- диверсификация экономики региона;

- повышение конкурентоспособности отечественных производителей сельскохозяйственной продукции в условиях членства России в ВТО.

Инновационная составляющая проекта организации производственно-логистического агроцентра:

- выявление проблем, связанных с организацией предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;

- определение готовности к участию в проекте предпринимательских структур, занятых в сельском хозяйстве;

- исследование рынков сбыта сельхозпродукции.

Назначение производственно-логистического агроцентра - внедрение в сферу АПК современного механизма функциональной цепочки «Производство - Переработка/хранение - Реализация» (рис. 1).

Однако без государственной поддержки в соответствии с нормами и правилами ВТО такой механизм эффективно функционировать не сможет. Вместе с тем нужно учитывать,

Реализация продукции АПК:

торговые сети, кафе, рестораны, гостиницы, учреждения соц.сферы

Рис. 1. Механизм производственно-логистического агроцентра Примечание. Составлено авторами по: [4; 8].

что присоединяющиеся к ВТО государства должны обеспечивать свободный доступ на свои рынки сельскохозяйственной продукции и ограничивать прямую государственную поддержку своих производителей до уровня, установленного Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, соблюдать международные правила предоставления сельскохозяйственных субсидий [5, с. 168].

2. Оказание «несвязанной» государственной поддержки сельского хозяйства, привязанной к фиксированной площади (1 га пашни) без привязки к производству текущего года или конкретным культурам, что переводит погектарную поддержку в «желтую корзину». Если исключить эту привязку, то данная мера будет соответствовать «зеленой корзине».

Также Минсельхоз России прорабатывает возможность включения в госпрограмму несвязанной поддержки доходов в животноводстве. Эта мера при соблюдении условий относится к «зеленой корзине» в рамках правил ВТО и, следовательно, не подлежит ограничению (рис. 2). К ней можно отнести компенсацию стоимости кормов на 1 кг произведенной товарной продукции, субсидии на краткосрочные кредиты в животноводстве, поддержку овцеводства, северного оленеводства и коневодства.

Стабилизации экономики послужит упрощение процедур оформления в муниципальную

собственность невостребованных земельных долей для последующей передачи эффективным землепользователям; участия сельхозпроизводителей в государственной закупочной интервенции; обеспечения доступности ипотечных кредитов для жителей сельской местности в целях закрепления молодежи на селе, стимулирования развития фермерского хозяйства.

3. Субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов производств сельского хозяйства, а также машиностроительного парка сельскохозяйственной техники. Департамент экономики и государственной поддержки АПК совместно с экспертами рассматривает возможность стимулирования технического и технологического перевооружения отрасли посредством предоставления субсидий на возмещение затрат по приобретению техники в размере 35 % от стоимости. В настоящее время общая потребность на выплаты субсидий по привлеченным и привлекаемым инвестиционным кредитам составляет 33,89 млрд рублей.

Обновление материально-технической базы сельского хозяйства также возможно путем применения электронной техники и спутниковой связи в производстве сельскохозяйственной продукции, а именно, использование технологии «точное земледелие», получившей широкое распространение в странах с разви-

ум jo^ iwi i§ ^E? п ^сэ^gjo^ioii yc^^t^c E^C Г1

Рис. 2. Меры государственной поддержки АПК Примечание. Составлено авторами по: [7, с. 11].

тым сельским хозяйством и прошедшей успешное испытание на зерновом клине России.

Следует отметить, что сельское хозяйство региона обладает достаточно большим потенциалом для создания новых рабочих мест и новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Это актуально в условиях снижения объема импортируемого в страну сырья и продовольствия, роста импортных цен, что снижает уровень конкуренции для местных производителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья.

Для активизации предпринимательской активности и повышения трудовой занятости в сельском хозяйстве целесообразно поддерживать и развивать схемы агрофранчайзин-га, ориентированные на производство наиболее массовых товаров, потребление которых является естественным для учреждений и населения (прежде всего, продуктов питания).

Структурообразующими могут стать кооперативы второго уровня, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, созданные совместными (кооперативными) усилиями отдельных фермерских хозяйств: мельницы, заводы по переработке молока, рыбы, производству сыра, пекарни, колбасные, фасовочные, консервные цеха и т. п. Региональные власти в этом случае должны осуществлять комплексную поддержку подобных инициатив [4, с. 65].

4. Разработка государственных программ, нацеленных на оказание содействия в реализации инновационных проектов, кредитование сельхозтоваропроизводителей по низкой процентной ставке, получение налоговых льгот, развитие сельскохозяйственного страхования. Рост производства невозможен без модернизации производства, которая осуществляется во многом за счет инноваций. Развитие и поддержка инновационно-активных сельскохозяйственных предприятий, внедряющих в производство инновационные технологии типа «no-till» и «mini-till», позволяющие значительно уменьшить нагрузку на почву, сократить расход топлива за счет использования комбинированных, высокотехнологичных агрегатов и сократить запас влаги, что необходимо в засушливых зонах сельскохозяйственного производства России.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей органами власти субъекта Федерации предполагает формирование конкурен-

тной среды и, как следствие, экономически обоснованной цены на продовольственные товары.

5. Создание центров практического обучения эффективному ведению бизнеса в аграрном секторе.

Для сельского хозяйства участие в ВТО не только возможности улучшения доступа на мировой агропродовольственный рынок, повышения инвестиционной привлекательности, притока иностранных инвестиций, но и риски усугубления системных проблем сельского хозяйства, падения объемов производства, потери рабочих мест, оттока трудоспособного населения, обусловленные трансформационными и трансакционными факторами природного, материально-технического, технологического, человеческого и организационно-управленческого характера. Указанные риски нивелируются наличием инновационных технологий, систем ведения растениеводства и животноводства, сети образовательных и научных учреждений, развитием мелиорации, совершенствованием инструментов государственного регулирования и других условий, которые позволяют субъектам сельского хозяйства с меньшими издержками адаптироваться к требованиям ВТО [6, с. 233].

6. Предоставление экспортных субсидий товаропроизводителям, что, однако, уже не соответствует Соглашению о субсидиях и компенсационных мерах. Поэтому необходимо совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и другой продукции из водных биологических ресурсов с учетом членства России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе.

7. Организация стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции, получения консультационной и юридической поддержки, а также опыта проведения торговых споров в рамках ВТО по тематике сельского хозяйства.

Следует способствовать реализации усилий федеральных властей по обеспечению объемов закупок сельскохозяйственной продукции урожая будущего года со стороны государства.

С целью поддержания спроса на сельхозпродукцию региональных производителей необходимо способствовать осуществлению конкурсных закупок продовольственных товаров, производимых в регионе, для нужд социальной сферы.

Целесообразно расширение реализации готовой продукции, сырья и продовольствия на сельскохозяйственных рынках и ярмарках выходного дня при упрощении порядка выдачи разрешений на перечисленные виды торговли. Необходимым является обеспечение доступа отечественных производителей сельскохозяйственной продукции к услугам розничных и торговых сетей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Проведение стажировок в странах, являющихся эталоном в сфере соблюдения правил и технологий регулирования аграрного сектора в соответствии с правилами и нормами ВТО, а также организация обучающих форумов и семинаров.

9. Организация совместно с международными организациями регулярного мониторинга и анализа сельскохозяйственной отрасли, в том числе котировки цен на продукцию аграрного сектора в зарубежных странах. Данное направление требует уточнения перечня и методики расчета показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, актуализации рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевой продукции.

10. Закупка для государственных и муниципальных нужд исключительно отечественной продукции. На встрече с главами крупнейших российских и иностранных компаний в рамках Петербургского международного экономического форума, который состоялся летом 2014 г., Президент России В.В. Путин объявил о том, что в короткие сроки будут проанализированы возможности конкурентного импортозамеще-ния в промышленности и сельском хозяйстве и уже осенью 2014 г. Правительство РФ определит, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств -членов Таможенного союза.

Разработка проектов по импортозамеще-нию, в рамках корректировки Госпрограммы развития сельского хозяйства, что, с учетом последних тенденций на мировом рынке, актуализирует основные направления развития АПК - обеспечение продовольственной безопасности и активное импортозамещение.

Ярким примером импортозамещения в России является подсолнечное масло. Во второй половине 1990-х гг. его средний импорт в

Россию составлял более 250 тыс. т в год при среднем производстве в России 800 тыс. т в год. К 2011 г. импорт сократился до 90 тыс. т за год, то есть в два с лишним раза, а его российское производство составило 2,5 млн т в год, увеличившись в три раза.

В последние годы импорт овощей и бахчевых культур в Россию значительно снизился при одновременном росте их производства в России. В результате, если в 2008 г. соотношение импорта к производству составляло 32 %, то к 2012 г. оно опустилось почти два раза (до 17 %).

В середине 2013 г. отмечалось, что за последнее время Россия сократила импорт овощей борщового набора более чем в два раза, а картофеля - более чем в пять раз. Продолжая пристально следить за развитием сегмента плодоовощного бизнеса в России, мы можем спрогнозировать, что уже через пять лет Россия сможет почти полностью отказаться от импорта капусты и свеклы, а также еще более резко сократить импорт лука, моркови и картофеля, благодаря развитию внутреннего производства [2].

Импорт сахара-сырца в Россию достиг пика в 1999 г., составив 5,8 млн т, что в три с лишним раза превысило внутрироссийское производство сахара (1,7 млн т). В 2000-х гг. произошел значительный рост производства сахара при одновременном падении его импорта. В 2011 г. импорт составил 2,3 млн т, а производство - 4,8 млн тонн. Таким образом, сахар-сырец отечественного производства стал доминировать на российском рынке, потеснив импорт.

В итоге следует отметить, что рассмотренные программные мероприятия позволяют привлечь значительные бюджетные средства в сельское хозяйство. Поэтому сегодня одна из важнейших задач: повышение эффективности использования бюджетных средств. Минсель-хоз России приступил к созданию общероссийского реестра сельхозтоваропроизводителей, получающих государственную поддержку. Это первая мера, которая должна обеспечить контроль и повысить эффективность использования бюджетных субсидий, выделяемых для сельского хозяйства. На федеральном уровне в настоящее время вырабатываются единые критерии контроля и оценки эффективности расходования средств государственной поддержки регионального АПК России в условиях новых социально-экономических конструктов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 14-12-34014 при поддержке Правительства Волгоградской области «Развитие механизма государственной поддержки регионального АПК в условиях вступления России в ВТО» на 2014-2015 годы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бабич, Т. В. Использование программно-целевого подхода в решении комплексных проблем развития АПК региона / Т. В. Бабич // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 2. - С. 34-39.

2. Импортозамещение в России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://newsruss.ru/ doc/index.php/,свободный. - Загл. с экрана.

3. Михайлова, Н. А. Инновационное развитие регионального АПК России в условиях ВТО / Н. А. Михайлова // Инновации в современном глобальном мире : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Волгоград : Изд-во РАНХиГС, 2014. - С. 75-81.

4. Михайлова, Н. А. Многофакторная оценка открытости государственных структур как инструмент механизма управления инновационными процессами в регионе / Н. А. Михайлова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 2. - С. 63-72.

5. Михайлова, Н. А. Совершенствование государственного регулирования малого бизнеса АПК региона в условиях вступления России в ВТО / Н. А. Михайлова // Инновационные технологии развития регионального бизнеса и предпринимательских структур : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Волгоград : Изд-во РАНХиГС, 2014. - С. 165-169.

6. Немченко, А. В. Формирование конкурентных преимуществ в агробизнесе / А. В. Немченко, О. Л. Шепитько // Известия Нижневолжского агроуни-верситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - № 3 (31). - С. 231-238.

7. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. - М. : ВТОинформ и SBS, 2012. - 44 с.

8. Создание технополиса «Новая тура». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.infb@new-tшra.cbm,свободный. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Babich T.V. Ispolzbvanie programmno-tselevogb podkhoda v reshenii kompleksnykh problem razvitiya APK regiona [The Use of Program-

Oriented Approach to Solving Complex Problems of AIC Development in the Region]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 2, pp. 34-39.

2. Importozameshchenie v Rossii [Import Substitution in Russia]. Available at: http:// newsruss.ru/doc/index.php.

3. Mikhaylova N.A. Innovatsionnoe razvitie regionalnogo APK Rossii v usloviyakh VTO [Innovative Development of Regional AIC of Russia in the WTO]. Innovatsii v sovremennom globalnom mire: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovations in Modern Global World: Proceedings of the International Science and Practice Conference]. Volgograd, Izd-vo RANKhiGS, 2014, pp. 75-81.

4. Mikhaylova N.A. Mnogofaktornaya otsenka otkrytosti gosudarstvennykh struktur kak instrument mekhanizma upravleniya innovatsionnymi protsessami v regione [Multifactor Evaluation of Open Government Agencies as a Tool of Controlling the Mechanism of Innovation Processes in the Region]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 2, pp. 63-72.

5. Mikhaylova N.A. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya malogo biznesa APK regiona v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO [Improvement of Government Regulation of Small Business of Regional AIC in Terms of Russia's Accession to the WTO]. Innovatsionnye tekhnologii razvitiya regionalnogo biznesa i predprinimatelskikh struktur: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Technologies of Regional Business Development and Business Structures: Proceedings of the International Science and Practice Conference]. Volgograd, Izd-vo RANKhiGS, 2014, pp. 165-169.

6. Nemchenko A.V Formirovanie konkurentnykh preimushchestv v agrobiznese [Formation of Competitive Advantages in Agrobusiness]. Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professionalnoe obrazovanie, 2013, no. 3 (31), pp. 231-238.

7. Posledstviya prisoedineniya Rossii k Vsemirnoy Torgovoy Organizatsii [Consequences of Russia's Accession to the World Trade Organization]. Moscow, VTOinform i SBS, 2012. 44 p.

8. Sozdanie tekhnopolisa "Novaya Tura" [Creating the Technopolis "New Tour"]. Available at: http://www.info@new-tura. com.

MODERNIZATION OF THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF REGIONAL RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX UNDER NEW SOCIAL AND ECONOMIC CONSTRUCTS

Babich Tatyana Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Management, Volgograd State University [email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Mikhaylova Nataliya Aleksandrovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Management, Volgograd State University [email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Smirnova Olga Sergeevna

Assistant, Department of State and Municipal Management,

Volgograd State University

[email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article highlights the obstacles in building the necessary amount of food and in ensuring the full import substitution based on the efficient use of the available resources: Russia's lagging behind economically developed countries in the technical and technological modernization of agricultural sectors; low-rate processes of production intensification in the ongoing targeted programs; insufficient use of existing competitive advantages of individual regions. Consequently, in the current environment of increased competition between agricultural commodity producers of different countries, the mechanism of Russian agriculture state support needs to be improved. Based on the analysis of threats due to Russia's entry into the WTO in terms of sanctions imposed by the European Union in relation to the events in Ukraine, the authors proposed and justified measures aimed at modernizing the mechanism of state regulation of regional agriculture of Russia in the new economic and social constructs. In order to develop a high-tech industrial chain in agricultural business, the authors have developed the mechanism of functioning production and logistics agrocenter organized to bring together competences and cooperation between enterprises in different industries. Agrocenter is a special investment area, which should be provided with all necessary infrastructure and professional management for subsequent placement on the same territory: commercial resident working in the agricultural sector; commercial residents working in the transport and warehouse complex; financial market enterprises and organizations for quality control and certification; consulting firms for the development and promotion agrocenter; consumers of agricultural products: manufacturing, wholesale and retail, commercial enterprises, social sphere.

Key words: World Trade Organization, regional agro-industrial complex, import substitution, government regulation, social and economic constructs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.