Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере сельского хозяйства (на примере Тюменской области)'

Государственно-частное партнерство в сфере сельского хозяйства (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2816
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / формы ГЧП в сельском хозяйстве / производство молока / молочная продукция / субсидии / косвенные меры поддержки АПК / санкции / инвестиции / state-private partnership forms of PPP in agriculture / milk production / dairy products / subsidies / indirect measures to support agriculture / sanctions / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Владимир Александрович, Юрош Татьяна Дмитриевна

Сельское хозяйство России за последние годы убедительно доказало способность к развитию даже в непростых условиях, когда другие отрасли экономики не показывали заметного роста. В статье анализируются особенности государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе молочного производства сельского хозяйства на примере Тюменской области, оценивается значение государственных программ развития агропромышленного комплекса (АПК). Рассматриваются апробированные и перспективные направления и формы развития ГЧП в сфере производства молока и молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN AGRICULTURE SPHERE (BY THE EXAMPLE OF TYUMEN REGION)

Lately Russian agriculture has convincingly demonstrated the ability to develop even in difficult conditions, when other industries showed notable growth. This article analyzes the peculiarities of public-private partnership (PPP) in the sector of dairy production of agriculture by the example of Tyumen region. Authors emphasize the importance of state programs of agricultural development. Also, authors examine the proven and promising directions and forms of PPP development in the sphere of milk production and dairy products.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере сельского хозяйства (на примере Тюменской области)»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В.А. Федоров Т.Д. Юрош

Российский университет дружбы народов Кафедра государственного и муниципального управления ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Сельское хозяйство России за последние годы убедительно доказало способность к развитию даже в непростых условиях, когда другие отрасли экономики не показывали заметного роста. В статье анализируются особенности государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе молочного производства сельского хозяйства на примере Тюменской области, оценивается значение государственных программ развития агропромышленного комплекса (АПК). Рассматриваются апробированные и перспективные направления и формы развития ГЧП в сфере производства молока и молочной продукции.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, формы ГЧП в сельском хозяйстве, производство молока, молочная продукция, субсидии, косвенные меры поддержки АПК, санкции, инвестиции.

Актуальность работы заключается в том, что в условиях дефицита бюджетных средств актуальной задачей, стоящей перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является разработка новых инструментов, которые позволяют заменить бюджетные инвестиции в создание и модернизацию инфраструктуры частными инвестициями и одновременно оптимизировать финансовые издержки на эти цели.

Приоритетным направлением инвестиционной политики регионов и страны в целом становится реализация социально значимых проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Задача состоит в том, чтобы максимально использовать потенциал бизнеса для реализации тех задач, ответственность за которые несет государство.

В 2014-2015 гг. в условиях санкционных ограничений и общей рецессии российской экономики ее аграрный сектор показал существенный устойчивый рост. Объем экспорта сельхозпродукции в денежном выражении превысил экспорт продукции ВПК.

Такого позитивного результата аграриям удалось добиться не в последнюю очередь благодаря государственно-частому партнерству в сфере сель-

скохозяйственного производства. Основные подходы, к реализации которого в разных областях экономики России были представлены в одном из первых программных документов - «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р [4], в которой рассматривались вопросы развития ГЧП в России и были намечены следующие его основные формы:

- создание и функционирование особых экономических зон (ОЭЗ);

- формирование и использование Инвестиционного фонда РФ;

- реализация принципов и механизмов, предусмотренных законодательством о концессиях;

- повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития;

- развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров;

- государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты;

- повышение результативности механизмов поддержки лизинга.

Поддержка АПК в современных условиях - это настоятельное требование времени, очень значимый процесс, тем более что оно было упущено. Последнее десятилетие прошлого столетия характеризуется в экономике нашей страны как период глубокого экономического спада, включая, разумеется, и аграрный сектор. Крайне отрицательно на нем отразился мировой экономический кризис и вступление в ВТО.

Агропромышленный комплекс - важнейшая сфера экономики государства, так как еще К. Маркс говорил, что продукты питания являются первым условием жизни производителей и всего производства в целом. Сфера АПК -это сфера жизнеобеспечения. Развитие АПК способствует созданию особой инфраструктуры. Деятельность АПК во многом определяет экономическое состояние региона, страны. Государственное регулирование сельского хозяйства страны является частью системы государственного регулирования экономики в целом. Поэтому агропромышленный сектор должен стать приоритетным сектором экономики для участия государства и необходимым условием инновационного развития.

Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что отечественное сельское хозяйство и российские аграрии в силах обеспечить страну основными продуктами питания. В непростых экономических и политических условиях современности АПК России демонстрирует положительную динамику роста производства: в 2014 г. был собран рекордный урожай зерновых - 104 млн тонн, активно развиваются животноводческая и молочная отрасли.

Сельское хозяйство России за последние годы убедительно доказало способность к развитию даже в непростых условиях, когда другие отрасли экономики не показывали заметного роста.

Конечной целью национального проекта «Развитие АПК» [3] и последовательно сменивших его Госпрограмм - государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [5]. Цели Государственной программы: обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.

Благодаря предпринятым мерам в 2011 г. отечественное сельское хозяйство сохранило устойчивость, несмотря на засуху предыдущих лет и нестабильную ситуацию в мировой экономике.

Достигнутый запас прочности помогает аграриям успешно встраиваться в систему отношений, определяемых участием России во Всемирной торговой организации (ВТО). Вступление в ВТО при этом становится серьезным стимулом для модернизации производства. Сегодня, отвечая на новые вызовы, аграрная политика государства ориентирована на увеличение объемов производства отечественного продовольствия и обеспечение замещения продуктового импорта. По словам Президента России Владимира Путина, прозвучавшим в ноябре этого года на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, непростая задача поставлена «именно в той отрасли, которая демонстрировала в последние годы очень хорошие темпы роста, и качество этих темпов показала хорошее. Стало ясно, что наше сельское хозяйство в состоянии само справиться практически со всеми задачами, которые перед страной стоят в этой сфере». Современные реалии учтены в очередной Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.

С одной стороны, в документе сохранены все основные направления и меры поддержки АПК: программа охватывает экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли, сочетает меры стимулирования роста производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий. С другой - во взаимоотношениях аграриев и государства намечены новые подходы. Простое субсидирование отрасли заменяется мерами косвенной поддержки, одной из основ развития сельского хозяйства становится объединение усилий государства и бизнеса - идет активное распространение практики государственно-частного партнерства.

Наиболее полно принципы и механизмы ГЧП проявляются в субсидировании кредитов. У аграриев, осваивающих новые направления бизнеса и решающих задачу импортозамещения, растет потребность в доступных кредитных ресурсах. Россельхозбанк как основной кредитор отечественного АПК уже направил на реализацию Госпрограммы 2,6 трлн рублей, и, как отмеча-

ют в самом банке, объемы кредитования увеличиваются с каждым годом [1. С. 17].

Совместные действия необходимы как для государства, так и для предпринимателей. Сегодня на первый план выходят задачи наращивания объемов производства для ускоренного замещения импорта продовольствия и повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции. Государство заботится об обеспечении продовольственной безопасности, а отечественный агробизнес получает возможность расширить свое присутствие на внутреннем и внешнем рынках. Второе направление связано с необходимостью развития инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки сельхозпродукции. Российские аграрии способны обеспечить население качественными продуктами питания по доступным ценам. Однако требуются современные склады и хранилища, дополнительные перерабатывающие мощности, транспортные артерии с высокой пропускной способностью. В-третьих, предстоит еще больше внимания уделить решению социальных вопросов на селе. В этом случае государственно-частное партнерство становится наиболее подходящей моделью действий. Объем финансовой поддержки со стороны государства планируется значительный: по Госпрограмме до 2020 г. в отрасль будет направлено почти 500 млрд рублей [1. С. 18]. Но все же главное слово должно быть за регионами и самим агробизнесом: необходимо привлекать инвестиции на всех возможных уровнях. Именно такую практику будет стимулировать государство.

Базовой мерой финансовой господдержки теперь становятся прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, но не на покрытие расходов, а на повышение доходности хозяйств. Подобный подход проявляется и в софинансировании крупных проектов. Здесь многое зависит от активности региональных и муниципальных властей, от их совместной работы с бизнесом по привлечению внебюджетных средств на развитие сельской инфраструктуры, жилищное строительство, подготовку кадров для отрасли. В случае успешных шагов местной власти федеральный центр также готов вкладывать бюджетные средства и поддерживать результативно работающие регионы. Сами органы власти на местах за счет объединения различных инвестиционных региональных программ имеют возможность решать в комплексе сразу несколько задач: развивать аграрное производство и поддерживать социальную инфраструктуру села. В результате планируется на один вложенный рубль из федерального бюджета привлекать от 3 до 10 региональных и внебюджетных рублей.

Рассматривая данный вопрос, хотелось бы остановится на молочном производстве и роли государства в его поддержки на примере Тюменской области.

Молочное животноводство - приоритетная отрасль в Тюменской области, а также во всей России. Ей уделяется большое внимание, в том числе в

виде государственной поддержки. Тем не менее, постоянно остаются вопросы, а насколько эффективно вкладывать бюджетный рубль в корову, в молоко, в конечном итоге - в село.

Если говорить о финансовой стороне вопроса, то обратим внимание на следующее. Сегодня на внутреннем российском рынке нетель стоит около 150 тысяч рублей за голову. Это серьезная цена, которая диктуется дефицитом и себестоимостью выращивания нетелей.

Корова используется в производстве в течение трех лактаций. В хорошем хозяйстве она дает 20-22 тонны молока за жизнь. При средней цене реализации 20 тыс. руб/тонна (в физическом весе) мы имеем продукции на 400-440 тыс. рублей. Эти 20-22 тонны молока, которые дает молочная корова, поступают на молочный завод, где после переработки в молочную продукцию они превращаются в 600-650 тысяч рублей продукции. И на третьем этапе - в розничной торговле - литр молока в среднем стоит 40 рублей, значит, получается уже 800-800 тысяч рублей. Кроме того, корова дала еще и 3-4 теленка, которые сами по себе - тоже ценность для хозяйства [2. С. 232].

Совершенно очевидно, что без существенной государственной поддержки рывка сделать не удастся. А проблема сохранения и повышения эффективности молочного животноводства имеет большое социальное значение. Поэтому господдержка отрасли весьма экономически значима и дает возможность развиваться хозяйству.

Есть несколько факторов, которые затрудняют развитие молочного животноводства. К сожалению, в настоящее время экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность молочного бизнеса существенно снизалась. Факторов несколько, но основным можно назвать рост расходов на производство, нехватку квалифицированных кадров. Кроме того, в течение последних 5 лет с учетом инфляции закупочная цена на молоко практически не менялась.

Немаловажным фактором можно отметить и то, что существует дискриминация по закупочным ценам для мелких и средних производителей молока, которым исторически молочные заводы платят на 10-15% меньше, чем крупным производителям молока-сырья. Все это приводит к тому, что без дотаций молочный бизнес в регионе становится убыточным. И только господдержка позволяет иметь небольшую рентабельность. Такая ситуация неприемлема [2. С. 233].

Если говорить о конкретных мерах поддержки, которые работают в Тюменской области, чтобы сохранить и улучшить показатели развития молочного скотоводства, то можно обозначить несколько основных.

Так, в течение длительного времени субсидируется производство молока. К сожалению, поддержка эта в последние годы не увеличивалась, потому что возможности бюджета не безграничны.

Тем не менее, с этого года хозяйства будут получать дополнительную субсидию в размере двух рублей на литр прибавленного молока по сравнению с прошлым годом, т.е. за объемы, которые хозяйства увеличат по сравнению с прошлым периодом. Это мотивационная часть субсидии, она должна повлиять на повышение объемов производства молока.

Также стоит отметить поддержку начинающим хозяйствам - начинающим фермерам. Претендующий на получение гранта индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть зарегистрирован в данном статусе не более чем за 24 месяца до дня подачи заявки, иметь сельскохозяйственное образование или курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности либо иметь трудовой стаж в отрасли не менее трех лет. А также располагать собственными средствами в размере 10% от запрашиваемой суммы [3].

Учитывая, что себестоимость молока не позволяет эффективно вести реконструкцию существующих предприятий, в рассматриваемой области значительное внимание уделяется поддержке сельхозорганизаций, покупающих технологическое оборудование или арендующих его. Это направление существует и будет продолжено в этом году. Без современного оборудования получить качественное молоко сложно.

Надо понимать, что современная ферма должна быть привлекательным местом работы. В Тюменской области хозяйства, ведущие благоустройство территорий, получают до 90% субсидий на эти работы.

Государственная поддержка молочного животноводства в Тюменской области стабильна, предсказуема и существенна по объемам, что позволяет отрасли развиваться.

Готовых рецептов обеспечения роста в сельском хозяйстве на основе взаимодействия государства и бизнеса, конечно, не существует. В каждом случае требуется учет особенностей конкретной территории, ее ресурсов, перспектив развития. Специалисты выделяют несколько актуальных направлений государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе, которые могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом в зависимости от конкретных условий региона.

Прежде всего, сближение подходов государства и агробизнеса ради решения общей задачи требуется в землепользовании. Ученые и специалисты отрасли считают, что новой эффективной формой государственно-частного партнерства может быть передача неиспользуемых земель в концессию. Возможна и такая ситуация, когда существующие объекты инфраструктуры, находящиеся в собственности государства, практически не используются. В таких случаях, например, элеваторы, транспортные, складские мощности, имеющие стратегическое и социальное значение, могут использоваться совместно бизнесом и государством с большей отдачей на основе различных форм партнерства.

Тесное сотрудничество бизнеса и государства оказывается эффективным инструментом при создании различных видов интегрированных формирований - всевозможных агрофирм, агрохолдингов и агрокластеров. Результатом объединения ресурсов предпринимателей и органов исполнительной власти становится выработка аграрного вектора развития региона и объединение производственных сил в одну цепочку.

Наибольшее развитие в современной России получили агрохолдинги и агрофирмы в птицеводстве и свиноводстве. В настоящее время более 60% мяса птицы в стране создается на крупных вертикально-интегрированных комплексах, в свиноводстве этот показатель составляет около 40%. А вот мясное и молочное скотоводство скорее представляет собой потенциальное поле для внедрения моделей интегрированного производства на основе государственно-частного партнерства [2. С. 234].

В этих секторах АПК крупные комплексы пока выпускают всего около 10% продукции. Мощным инструментом стимулирования инновационного развития сельскохозяйственной отрасли считается реализация проектов по созданию индустриальных парков. Например, в Орловской области ведется строительство индустриального парка «Зеленая роща», организованного на базе государственно-частного партнерства. Здесь, в том числе, будут функционировать предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В декабре состоялось открытие одного из первых объектов - гречнево-хло-пяного завода, построенного при финансовой поддержке Россельхозбанка.

Среди форм государственно-частного партнерства выделяются особые экономические зоны. Такая модель направлена на создание общего благоприятного инвестиционного климата, в том числе и в сфере агропромышленного производства. Особые экономические зоны (ОЭЗ) обеспечивают инновационные процессы целых регионов. Сейчас в России действует более 20 ОЭЗ. Они могут иметь различный профиль, включая производственный, технико-внедренческий, логистический, рекреационный. В этих зонах для отечественного и иностранного предпринимательства действуют преференции институционального уровня и особый режим управления. Благодаря этому обеспечивается расширение экономической деятельности в регионе, рост конкурентоспособности производства и появление новых рабочих мест. Для сельского хозяйства данная форма партнерства очень перспективна, и уже есть примеры успешного развития агропредприятий в рамках зон свободной торговли.

Еще одной значимой и действенной формой партнерства должна стать деятельность отраслевых союзов и ассоциаций. Всего в настоящий момент в стране действует более 70 таких объединений во всех основных отраслях АПК. Минсельхоз России, в свою очередь, заключил с ними соглашения, которые позволяют совместно выполнять функции поддержки производства и регу-

лирования отрасли, например, сдерживания резкого колебания цен, обеспечения достаточным количеством товара внутреннего рынка страны.

О значимых перспективах совместного приложения сил и ресурсов власти и предпринимателей стоит говорить и в отношении создания инфраструктуры хранения и транспортировки товаров. Строительство оптово-распреде-лительных центров, хранилищ, холодильников, складов требует существенных финансовых затрат. В год, по оценкам специалистов, необходимо порядка 10 млрд рублей.

Государство готово инвестировать в такие проекты на этапе подготовки площадок для строительства, подведения дорог, коммуникаций. Средства при этом будут выделяться не только из федерального бюджета: участие должны принимать и бюджеты регионов, и частные инвесторы.

Многообразие уже испытанных и пока не слишком распространенных в агропромышленном комплексе форм государственно-частного партнерства открывает широкие возможности для объединения усилий и рационального распределения ресурсов. Найти наиболее успешные формы сотрудничества -задача каждого региона. Ее решение позволит привлечь частные инвестиции и обеспечить дальнейшее решение современных задач развития сельского хозяйства России.

Если же говорить о поддержке производителей и жителей сельских хозяйств, то стоит отметить, что поддержка может осуществляться путем:

- оснащения кооперативов всем необходимым для эффективного сбора молока, оценки его качества и безопасности;

- развития дополнительных услуг для мелких производителей молока -членов кооперативов. На базе кооперативов могут создаваться пункты искусственного осеменения коров, предоставлено оборудование для заготовки кормов (сена), проводятся консультации и предоставляются ресурсы для улучшения общественных пастбищ;

- механизма микрокредитования и консультационного сопровождения для тех, кто хочет создать/расширить семейную молочную ферму. Кредит под низкие проценты выдаются членам кооперативов для улучшения технологии производства молока и создания более комфортных условий содержания животных. Члены кооперативов, которые создают или расширяют семейную ферму, также получают экспертное сопровождение по созданию мини-фермы, реконструкции, разработке бизнес-плана, содержанию животных, кормлению, ветеринарии, воспроизводству;

- гранты в виде оборудования для молочных семейных ферм. Желающие создать/расширить семейную ферму могут получить в виде гранта дополнительное оборудование для кормления и ухода за коровами, а также через кооператив за счет проекта - оборудование для доения и охлаждения молока;

- обучение технологиям эффективного производства молока и принципам кооперации. Ферма служит визуальным примером для членов коопера-

тивов по содержанию и уходу за коровами, и на ней будут проводиться тренинги для всех желающих создать семейные фермы. Также в кооперативах для их лидеров проводятся тренинги, чтобы повысить профессиональный уровень в управлении, бухгалтерском учете и развитии кооперативов, чтобы, в свою очередь, способствовать обмену опытом экспертов и развитию сообществ в сельской местности;

- предоставления кормов в зимний период за сданное молоко и премий за качество молока. Все сдатчики молока за общий результат по качеству сданного молока от кооператива на завод получают дополнительную премию -чем выше качество молока, тем выше премия, а в зимние месяцы члены кооперативов получают дополнительные корма.

В результате комплексного подхода к решению задач инновационного развития экономики государство получит качественно новый переход на более экономически выгодный и стратегически важный тип развития производства. Это путь не экстенсивного, а инновационного развития, который позволяет не только пошагово модернизировать экономику, но и обеспечить задел на будущее, как залог «умной» экономики. Достигнуть цели в данном направлении можно, только выстроив четкую стратегию взаимодействия частного бизнеса и государства не как разрозненных отдельно взятых проектов, а как цепочку взаимосвязанных направлений распространяющихся на регионы. В данном взаимодействии должны быть четко определены цели, сроки, экономические и неэкономические выгоды и риски. Важно, что в каждом из стратегических направлений и в самой концепции должны четко прослеживаться интересы государства и его глобальная функция - модернизация экономики через инновационное развитие.

В итоге отметим, что актуальность работы заключается в том, что 2014 г. стал для России временем больших побед, открытий и достижений, новых вызовов и непростых решений. Он также доказал, что сегодняшние успехи и будущие рекорды могут быть обеспечены только совместными усилиями -за счет консолидации всех активных и неравнодушных сторон. В этом году государством был взят курс на проведение политики ускоренного импорто-замещения в продовольственной сфере.

Вопросы и перспективы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре внимания любого современного государства. В последние время во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование, социальная сфера и сельское хозяйство. Предприятия и учреждения в этих сферах имеют важное значение для общества, но государство не всегда обладает достаточным механизмом и объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В подобных ситуациях применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-част-

ное партнерство. Особенную актуальность и значимость государственно-частное партнерство приобрело в условиях мирового экономического кризиса, когда многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бетляев Р.О. Эффективность государственной поддержки молочного скотоводства // Журнал «Нивы Зауралья». № 2 (113), март 2014. С. 17-18.

[2] Бородина Т.А. Государственная поддержка молочного скотоводства как фактор управления издержками производства // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-2. С. 232-237.

[3] Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». URL: http://www.don-land.ru/Default.aspx?pageid=81498.

[4] Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) и плана действий Правительства РФ по реализации в 2006 г. положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)» // Консультант-плюс. URL: www.consultant.ru.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 1635-р «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Консультант-плюс. URL: www.consultant.ru.

[6] Шелковников С.А. Формирование и развитие механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2010.

REFERENCES

[1] Betljaev R.O. Jeffektivnost' gosudarstvennoj podderzhki molochnogo skotovodstva // Zhur-nal "Nivy Zaural'ja". № 2 (113), mart 2014. S. 17-18.

[2] Borodina T.A. Gosudarstvennaja podderzhka molochnogo skotovodstva kak faktor up-ravlenija izderzhkami proizvodstva // Fundamental'nye issledovanija. 2014. № 11-2. S. 232-237.

[3] Nacional'nyj proekt «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa». URL: http://www.don-land.ru/Default.aspx?pageid=81498.

[4] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 19 janvarja 2006 g. № 38-r Ob utverzhdenii Programmy social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na srednesrochnuju perspektivu (2006-2008 gg.) i plana dejstvij Pravitel'stva RF po realizacii v 2006 g. polozhenij Programmy social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na srednesrochnuju perspektivu (2006-2008 gg.) // Kon-sul'tant-pljus. URL: www.consultant.ru.

[5] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2015 g. № 1635-r «Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produk-cii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody» // Konsul'tant-pljus. URL: www.consultant.ru.

[6] Shelkovnikov S.A. Formirovanie i razvitie mehanizma gosudarstvennoj podderzhki sel'-skohozjajstvennogo proizvodstva v regione (teorija, metodologija, praktika): avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk: 08.00.05. Novosibirsk, 2010.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN AGRICULTURE SPHERE (BY THE EXAMPLE OF TYUMEN REGION)

Vladimir A. Fedorov Tatiana D. Urosh

Department of Publk Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

Lately Russian agriculture has convincingly demonstrated the ability to develop even in difficult conditions, when other industries showed notable growth. This article analyzes the peculiarities of public-private partnership (PPP) in the sector of dairy production of agriculture by the example of Tyumen region. Authors emphasize the importance of state programs of agricultural development. Also, authors examine the proven and promising directions and forms of PPP development in the sphere of milk production and dairy products.

Key words: state-private partnership forms of PPP in agriculture, milk production, dairy products, subsidies, indirect measures to support agriculture, sanctions, investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.