Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7 (429). Экономические науки. Вып. 65. С. 60—68.
УДК 338.432 10.24411/1994-2796-2019-10707
ББК 65.32
РЕСУРСНАЯ БАЗА МОЛОЧНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
А. И. Литкевич, И. А. Лиман, Т. И. Лейман
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Анализируются состояние ресурсной базы, инфраструктура молочной отрасли и производственные показатели молочного животноводства юга Тюменской области. Изучены отраслевые данные Федеральной службы государственной статистики, данные отчетов по животноводству Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность отрасли. Проведен анализ производства молочной продукции перерабатывающими предприятиями за 2017 и 2018 гг. Определены основные проблемы, препятствующие активному развитию отрасли молочного животноводства Тюменской области. Выработаны рекомендации и определены перспективные направления развития, способствующие улучшению финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством молока на территории Тюменской области.
Ключевые слова: молочная отрасль, переработка молока, рейтинг производителей молока, рынок производства молока, продовольственная безопасность, животноводство Тюменской области.
Актуальность данного исследования обусловлена постоянно меняющимися условиями экономической ситуации в отрасли молочного сектора сельского хозяйства, сокращением объемов финансирования хозяйствующих субъектов в рамках предоставления государственной поддержки и необходимостью изменения видов и механизма предоставления субсидий.
Целью настоящей статьи является проведение анализа ресурсной базы, инфраструктуры, динамики и особенностей развития отрасли молочного скотоводства в Тюменской области.
Как отмечено в исследованиях Л. В. Бабичевой [1. С. 78—80], важнейшей тенденцией развития мирового молочного производства и потребления молока и молочных продуктов является рост поголовья коров. Мировым лидером по количеству коров в их мировой численности является Индия — более 50 млн голов (с учетом буйволиц), что составляет более трети всего мирового поголовья этих животных, далее следует Евросоюз — 23,5 млн, Бразилия — 20,7 млн, США — 9,3 млн и РФ — 8,1 млн голов коров во всех категориях хозяйств.
В. С. Конкина считает, что молочное скотоводство является одним из главных направлений современного животноводства. В России хорошо развиты традиции производства и потребления молока, в первую очередь коровьего. И хотя в рационе современных россиян доля молочных продуктов значительно сократилась, они по-прежнему очень востребованы, а потому состояние отрасли имеет
большое значение как для экономики, так и для продовольственной безопасности государства [4].
По мнению Л. Б. Медведевой [5], в условиях нестабильной экономической и социальной среды, снижения эффективности функционирования агропромышленного комплекса, наличия проблем продовольственной и экологической безопасности регионов неподдельный исследовательский интерес вызывают продовольственные рынки, в том числе молочный. С одной стороны, они представляют собой сложную систему институтов, организующих и облегчающих обмен, с другой — это системы экономических отношений между хозяйствующими агентами, формирующими спрос и предложение продовольствия и вступающими в многочисленные акты обмена.
Обеспечение населения Российской Федерации качественной и безопасной отечественной продукцией является приоритетным направлением агропромышленного комплекса Российской Федерации, которое предусмотрено проектом «Основы государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2020 года».
Реализация вышеуказанной программы позволяет обеспечивать продовольственную безопасность населения Российской Федерации и Тюменской области, в частности.
Отрасль сельского хозяйства ориентируется на конечное потребление, а ее функционирование подчиняется одной задаче — удовлетворению потребительского спроса на продукты питания.
Производство молока и молочных продуктов — одна из существенных и значимых составляющих аграрной экономики нашего региона. Сложившаяся на протяжении более чем векового периода специализация отрасли сельского хозяйства территории наглядно подтверждает этот факт. Исторический опыт начала XX столетия демонстрирует возможность решения проблем посредством инновационных изменений и кооперирования составляющих звеньев всей цепи молочного сектора, считает С. А Пахомчик [11].
Развитие сельского хозяйства юга Тюменской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 и Государственной программой Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013—2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п.
В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [18] аграрная государственная политика определяется как направление государственной социальной и экономической политики, которая должна обеспечивать устойчивое развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий.
Основными целями федеральной государственной программы являются:
— обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности;
— ускорение импортозамещения в отношении мяса, молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции;
— повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешних рынках [12].
В рамках реализации региональной государственной программы Тюменской области за период 2013—2025 годов планируется достичь следующих результатов:
— увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 12,4 %;
— обеспечение средней рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) на уровне 18,5 °%;
— увеличение заработной платы работников сельскохозяйственных организаций (без субъектов малого предпринимательства) — в 1,85 раза;
— ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, — 76 413,08 кв. м;
— ввод в эксплуатацию 33,37 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
— повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда [13].
Для достижения поставленных задач, выполнение которых запланировано региональной Государственной программой Тюменской области (далее — программа) запланирован ряд мероприятий. Всего на реализацию мероприятий в 2013—2025 гг. программой предусматривается 58 602 266,04 тыс. р.
Как видно, из рис. 1, объем финансирования отрасли агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней значительно сократится в 2021 г., что повлияет на сокращение государственной поддержки молочной отрасли.
Достижению поставленных региональной программой задач могут препятствовать различные риски, в том числе финансово-экономического, правового и организационного характера.
К финансово-экономическим рискам можно отнести следующие: снижение темпов роста экономики, объемов производства, уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита, рост инфляции, снижение деловой и социальной активности населения и, как следствие, отсутствие высококвалифицированных кадров, рост себестоимости на энергоносители и горючесмазочные материалы, снижение покупательского спроса на продукты питания, сырье для которых производится в отрасли сельского хозяйства.
Финансово-экономические риски связаны также с сокращением предусмотренных объемов бюджетных средств в ходе реализации подпрограммы. Это потребует внесения изменений в подпрограмму, пересмотра целевых значений показателей, и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий. К финансово-экономическим рискам также относится неэффективное использование ресурсов подпрограммы.
Рис. 1. Объем финансирования отрасли агропромышленного комплекса Тюменской области из федерального и областного бюджета по годам, млрд р.
Организационные риски могут быть связаны с недостатками в процедурах управления и контроля, недостаточным взаимодействием исполнительных органов власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ведомств и организаций, в том числе в части информационного обмена данными.
Риски правового характера связаны прежде всего с изменениями федерального и регионального законодательства, оказывающими влияние на состояние отрасли сельского хозяйства, объемы финансирования мероприятий, а также ограничивающими возможность реализации предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, повлечет отрицательную динамику основных показателей в сфере агропромышленного комплекса.
Кроме того, сельское хозяйство, как никакой другой сектор экономики, подвержено постоянным отраслевым рискам в силу специфики его ведения. Это связано с высокой степенью зависимости результатов производства:
— от природно-климатических условий;
— биологического характера производства (работа с живыми организмами — животными, растениями).
В целях минимизации вышеуказанных рисков в процессе реализации региональной программы предусматриваются:
• анализ и прогнозирование развития агропромышленного производства;
• проведение мониторинга выполнения предусмотренных программой мероприятий и при необ -
ходимости корректировка мероприятий и плановых значений показателей программы в зависимости от объемов финансирования;
• перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с возникающими приоритетами в сфере агропромышленного комплекса;
• доступность государственных услуг, оказываемых Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области;
• оперативное реагирование на выявленные недостатки в процедурах управления и контроля;
• своевременная подготовка и тщательная проработка проектов нормативных правовых актов и внесение изменений в принятые нормативные правовые акты на областном уровне и подготовка предложений на федеральный уровень по совершенствованию нормативной правовой базы [13].
Для оценки уровня развития молочной отрасли, традиционно являющейся одним из основных направлений сельского хозяйства Тюменской области, проанализируем ряд основных критериев.
Индекс производства продукции сельского хозяйства юга Тюменской области в сопоставимых ценах в 2018 г. по отношению к 2017 г. составил 100,2 % в хозяйствах всех категорий, в сельхозпредприятиях — 100,6 % [9].
Индекс производства продукции сельского хозяйства — относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенных продуктов растениеводства и животноводства в сравниваемых периодах.
Молочная отрасль является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства Тюменской области.
На ее долю приходится около 30 % стоимости валовой продукции сельского хозяйства.
Согласно данным статистики, по состоянию на 01.01.2019 поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств юга Тюменской области составляет 249,2 тыс. голов, что на 1,8 % больше показателя 2017 г. Поголовье коров за аналогичный период выросло на 1,4 % и составило 103,2 тыс. голов. Динамика движения поголовья коров в муниципальных образованиях представлена на рис. 2.
Наибольший прирост поголовья коров в 2018 г. произошел в Голышмановском районе — благодаря реализации инвестиционного проекта ООО «Тюменские молочные фермы». В настоящее время на ООО «Тюменские молочные фермы» содержится 7,6 тыс. голов крупного рогатого скота, из которых 4 тыс. — дойное стадо.
Среднесуточный надой на корову превышает 31 кг. В январе 2019 г. предприятие вышло на проектную мощность по производству молока 120 т в сутки. На 2-м и 3-м местах по приросту поголовья коров находятся Ярковский и Сладковский муниципальные районы. Наибольшее снижение поголовья коров произошло в Тюменском районе по причине неудовлетворительной финансово-экономической ситуации в ФГУП «Тополя» и ОАО «Совхоз "Червишевский"».
Производство молока во всех категориях хозяйств выросло на 3,9 % и составило 539,5 тыс. т. В сельхозпредприятиях производство молока выросло на 10,1 % и составило 322,7 тыс. т.
Наибольшая доля молока в 2018 г. произведена в Тюменском, Заводоуковском и Голышмановском муниципальных образованиях юга Тюменской области — 46 004, 44 023 и 43 823 т соответственно.
Голышмановский район
Ярковский район
Сладковский район
Ялуторовский район
Вагайский район
Заводоуковский район
Омутинский район
Упоровский район
Тобольский район
Ишимский район
Викуловский район
Аромашевский район
Сорокинский район
Бердюжский район
Абатский район
Армизонский район
Уватский район
Юргинский район
Исетский район
Казанский район
Нижнетавдинский район
Тюменский район
2290
2В
■ 16
92 ■Зб 78 ¿5 42 38 21 8 6 О О О
-15 -24 -53 -65 -237 -384 -617
-1000
-500
О
500
1000
1500
2000
2500
Рис. 2. Динамика движения поголовья коров юга Тюменской области в 2018 г. по отношению к 2017 г.
Динамика производства молока по муниципальным образованиям в 2018 г. по отношению к 2017 г. представлена на рис. 3. Из графика видно, что наибольший прирост производства молока в 2018 г. произошел в Голышмановском районе, отрицательная динамика производства молока — в Юргинском, Нижнетавдинском, Исетском, Аромашевском, Абатском и Тюменском районах.
В настоящее время на территории юга Тюменской области осуществляют свою деятельность 165 сельскохозяйственных предприятия, производящих и реализующих молоко-сырье.
График на рис. 4 показывает десять крупнейших производителей молока юга Тюменской области.
Лидерами по производству молока на юге Тюменской области в 2018 г. стали ООО «Тюменские молочные фермы», ООО «АФ «Междуречье» и ООО «Эвика-Агро», которые произвели 32,2 тыс., 17 тыс. и 15,9 тыс. т соответственно, а также продемонстрировали положительную динамику по отношению к 2017 г. Единственным входящим в топ-10 рейтинга предприятием, показавшим отрицательную динамику по объемам производства молока, является ООО «ПК "Молоко"» Нижнетавдинского района.
Рис. 3. Динамика производства молока в районах юга Тюменской области в 2018 г. по отношению к 2017 г.
6242
32240
12688
17004
■ 15985 14482
2018 12017
ОООТюменские молочные фермы ООО "АФ " Междуречеье" ООО "Эвика-Агро" ООО "ПК "Молоко" ЗАО "Успенское" ЗАО "Агрокомплекс Маяк" СПК "Емуртлинский" ЗАО "Падунское" СПК "Таволжан" ОАО "Приозерное"
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 Рис. 4. Рейтинг молочных хозяйств юга Тюменской области по производству молока
в 2018 г. в сравнении с 2017 г.
Ключевым фактором эффективности развития производства молокосырья является развитие отрасли переработки молока.
По состоянию на 01.01.2019 на территории Тюменской области осуществляют свою деятельность 22 молокоперерабатывающих предприятия. Молокоперерабатывающие предприятия Тюменской области производят широкий спектр молочных продуктов: молоко жидкое обезжиренное, сыры, творог, сливки, масло, мороженое, молоко сухое, кисломолочные продукты, консервы молочные.
Анализ производства молока жидкого обработанного молокоперерабатывающими предприятиями юга Тюменской области представлен в таблице ниже, из которой видно, что в 2018 г. четыре лидирующих предприятия увеличили объемы производства по отношению к 2017 г. и уровень загрузки производственных мощностей. Вместе с тем у большинства предприятий присутствуют значительные резервы производственных мощностей.
На долю трех предприятий приходится 75 % закупа всего молочного сырья: группа компаний «Danone в России», филиал «Молочный комбинат «Ялуторовский» (42,3 %); АО «Золотые луга» (19,6); ООО «Тюменьмолоко» (13,4). Доля остальных участников молочного рынка колеблется от 0,007 до 14 %. По качественным показателям основная масса производимого сельскохозяйственными предприятиями молока соответствует требованиям высшего и 1-го сорта или 98 % общего объема.
За последние годы в области реализованы крупные инвестиционные проекты по переработке молока.
В 2018 г. открыто новое производство мороженого ООО «Ландис» мощностью 2,4 тыс. т в год. Предприятие выпускает пять видов продукции торговой марки «Тюменское».
Компанией АО «Золотые луга» реализован инвестиционный проект «Модернизация производства творога на площадке Ситниковского молочного завода. Общий объем инвестиций составил 80,0 млн р.
В 2017 г. на ЗАО «Ясень» завершена реконструкция молочного завода в селе Покровском. Общий объем инвестиций составил 239,776 млн р.
В настоящее время ООО «Тюменьмолоко» реализует инвестиционный проект по модернизации и техническому перевооружению, направленный на увеличение объемов производства молочной продукции и улучшение ее качества. В 2018 г. освоено 51,213 млн р. За период с 2018 по 2021 г. предприятие вложит в новое современное оборудование 305 млн р.
Изучение факторов, определяющих состояние молочной отрасли Тюменской области, позволяет выделить ряд проблем, сдерживающих развитие данной отрасли:
— регулярное повышение себестоимости производства молока в связи с ростом цен на энергоносители и горюче-смазочные материалы;
— высокая зависимость производственной отрасли от государственной поддержки;
Сведения об объемах производства молока жидкого обработанного в 2017 и 2018 гг.
Наименов ание предприятия Проектная мощность Производство % изменения производства % использования мощностей
тонн в год за 2017 г. за 2018 г.
АО «Данон-Россия» 88 039 32 550 45 800 41 52
АО «Золотые луга» 90 000 27 874 30 874 11 34,3
ООО «Тюменьмолоко» 31 600 13 380 14 558 9 46,1
ООО ПК «Молоко» 18 780 15 577 16 134 4 85,9
ООО «Молоко» 8400 6043,7 5079,3 -16 60,5
ЗАО «Ясень» 7300 6890 6706,1 -3 91,9
ООО «МЗ «Абсолют» 14 016 6449,6 5473,6 -15 39,1
АО «Тобольский ГМЗ» 14 850 4074,1 4222,7 4 28,4
ООО «ММК «Исеть-Молоко» 12 510 2919,2 5652,7 94 45,2
ООО «Новодеревенское» 1825 636,5 544,2 -15 29,8
ИП Швейн Т. И. 720 411,6 360,3 -12 50
ООО «Киевский МЗ» 1556 368,6 244,5 -34 15,7
СПК «Аметист» 332 56 0 -100 0
ИП Гончаров» 720 4,5 9,5 111 1,3
— волатильность закупочных цен на молоко-сырье и зависимость производителей от федеральных сетей и крупных переработчиков;
— ухудшение финансово-экономического состояния ряда предприятий, высокая степень за-кредитованности.
Так, вышеуказанные факторы в совокупности с низкой управленческой культурой, управленческими ошибками и длительной реакцией на изменяющиеся экономические условия привели к затруднительной финансово-экономической ситуации ряда предприятий юга Тюменской области и даже предбанкротному состоянию.
Для увеличения производства молока и обеспечения населения молочной продукцией по рекомендуемым нормативам необходимо прежде всего создать инфраструктуру и обеспечить факторы, которые смогут позволить производителям молока удерживать достаточный уровень рентабельности и автономности от уровня государственной поддержки. Хозяйства населения и фермерские хозяйства могут играть вспомогательную роль и не должны иметь масштабный характер. Необходимо продолжать работу по улучшению инвестиционного климата Тюменской области, привлекать частный капитал; разработать программу по финансовому оздоровлению предприятий молочной отрасли, находящихся в негативном финансово-экономическом состоянии в связи с устаревшими основными производственными фондами и постоянным ростом себестоимости.
В качестве перспективного направления развития молочной отрасли возможно внедрение государственной поддержки на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота организациям.
Получателями субсидии будут являются сельскохозяйственные товаропроизводители Тюменской области, имеющие действующее свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре в качестве организации по племенному животноводству.
Выплату государственной поддержки предлагается осуществлять один раз в год по результатам работы в предыдущем году на основании представленных документов.
Внедрение данного вида поддержки соответствует выбору лучших практик государственной поддержки, оказываемых субъектами-лидерами Российской Федерации по продуктивности коров молочного направления и позволит Тюменской области улучшить показатели развития молочной отрасли региона, повысить экономическую эффективность отрасли.
Кроме того, дифференцированная система выплат, регулируемая различными коэффициентами в зависимости от ключевых достигнутых показателей, позволит мотивировать руководителей племенных молочных хозяйств к совершенствованию технологических и управленческих процессов, повышению производительности трудовых ресурсов и профессиональному развитию специалистов, что в целом положительно скажется на развитии молочной отрасли Тюменской области.
Список литературы
1. Бабичева, Л. В. Современные тенденции развития производства молока и молокопродуктов в условиях рыночной экономики / Л. В. Бабичева // Вестн. Курс. гос. с.-х. акад. — 2017. — № 7. — С. 78—80.
2. Елфимов, А. Эффективность государственного регулирования процесса воспроизводства в сельском хозяйстве / А. Елфимов // Междунар. с.-х. журн. — 2016. — № 2. — С. 10—13.
3. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С. Г. Капканщиков. — М. : КНО-РУС, 2015. — 518 с.
4. Конкина, В. С. Сравнительный анализ основных подходов к управлению затратами в отрасли молочного скотоводства / В. С. Конкина // Вестн. Орлов. гос. аграр. ун-та. — 2013. — № 1 (40). — С. 136—141.
5. Медведева, Л. Б. Этапы формирования молочной промышленность / Л. Б. Медведева // Вестн. Гос. аграр. ун-та Сев. Зауралья. — 2014. — № 3 (26). — С. 67—69.
6. Минаков, И. А. Формирование и тенденции развития рынка молока и молокопродуктов / И. А Ми-наков // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 2013. — № 11. — С. 40-43.
7. Михайлушкин, П. В. Формирование концепции системы государственного регулирования АПК / П. В. Михайлушкин, А. Б. Мельников // Междунар. с.-х. журн. — 2017. — № 4. — С. 37—40.
8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — иИГ: http://www.mcx.ru.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.gks.ru.
10. Папахчян, И. А. Сущность и этапы государственного регулирования аграрной экономики / И. А. Папахчян, А. В. Толмачев // Политематич. сетевой электрон. журн. КубГАУ —2016. — № 122 (08). — С. 448—460.
11. Пахомчик, С. А. Молочная кооперация Сибири: вчера, сегодня, завтра / С. А. Пахомчик. — Тюмень : ТГСХА, 2011. — 224 с.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
13. Постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п.
14. Санду, И. С. Приоритетные направления инновационного развития АПК современной России. Методологические подходы / И. С. Санду, И. Г. Ушачев. — М. : Науч. консультант. — 2017. —140 с.
15. Серков, А. Ф. Современные тенденции и взгляд в будущее развития АПК России / А. Ф. Серков, И. Г. Ушачев // АПК: Экономика, упр. — 2017. — № 3. — С. 4—14.
16. Сидоренко, В. В. Государственное регулирование аграрного сектора экономики / В. Сидоренко, А. Инюкин, Б. Гаспарян // Междунар. с.-х. журн. — 2016. — № 1. — С. 16—18.
17. Ткач А. В. Молочно-продуктовый подкомплекс России: состояние и перспективы развития / А. В. Ткач, А. С. Нечитайлов // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 2014. — № 10. — С. 7—14.
18. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Сведения об авторах
Лиман Ирина Александровна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]
Лейман Татьяна Ивановна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]
Литкевич Антон Иванович — магистрант Тюменского государственного университета по направлению подготовки «Экономика и правовое регулирование бизнеса», Тюмень, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Pp. 60—68.
RESOURCE BASE OF DAIRY ANIMAL BREEDING IN TYUMEN REGION
I.A. Liman
Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]
T.I. Leyman
Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]
A.I. Litkevich
Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]
The article analyzes the state of the resource base, the infrastructure of the dairy industry and the production indicators of dairy farming in the south of the Tyumen region. The sectoral data of the Federal State Statistics Service, livestock breeding reports of the Department of the agro-industrial complex of the Tyumen region and regulatory acts regulating the activities of the industry were studied. The analysis of the production of dairy products by processing enterprises for 2017 and 2018 has been carried out. The main problems hindering the active development of the dairy farming industry of the Tyumen region are identified. Developed recommendations and identified promising areas of development that contribute to improving the financial and economic condition of agricultural enterprises engaged in the production of milk in the Tyumen region.
Keywords: dairy industry, milk processing, rating of milk producers, milk production market, food security, livestock breeding of the Tyumen region.
References
1. Babicheva L.V. Sovremennye tendencii razvitiya proizvodstva moloka i molokoproduktov v usloviyah rynochnoj ekonomiki [Current trends in the development of the production of milk and dairy products in a market economy]. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2017, no. 7, pp. 78-80. (In Russ.).
2. Elfimov A. Effektivnost' gosudarstvennogo regulirovaniya processa vosproizvodstva v sel'skom hozya-jstve [Efficiency of state regulation of the process of reproduction in agriculture]. Mezhdun. s.-h. zhurnal [International agricultural magazine], 2016, no. 2, pp. 10-13. (In Russ.).
3. Kapkanschikov S.G. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [State regulation of the economy]. Moscow, KNORUS" Publ., 2015. 518 p. (In Russ.).
4. Konkina V.S. Sravnitel'nyj analiz osnovnyh podhodov k upravleniyu zatratami v otrasli molochnogo sko-tovodstva [Comparative Analysis of the Main Approaches to Cost Management in the Dairy Cattle Breeding Industry]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Orel State Agrarian University Bulletin], 2013, no. 1 (40), pp. 136-141. (In Russ.).
5. Medvedeva L.B. Etapy formirovaniya molochnoj promyshlennost' [Stages of the dairy industry formation]. Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya [Bulletin of the State Agrarian University of Northern Trans-Urals], 2014, no. 3 (26), pp. 67-69. (In Russ.).
6. Minakov I.A. Formirovanie i tendencii razvitiya rynka moloka i molokoproduktov [Formation and development trends of the market for milk and dairy products]. Ekonomika sel 'skohozyajstvennyh i pererabatyvay-ushchihpredpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2013, no. 11, pp. 40-43. (In Russ.).
7. Mikhayushkin P.V., Mel'nikov A.B. Formirovanie koncepcii sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya APK [Formation of the concept of the system of state regulation of the agro-industrial complex]. Mezhdunar. s.-h. zhurnal [International agricultural magazine], 2017, no. 4, pp. 37-40. (In Russ.).
8. Official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Available at: http://www.mcx. ru, accessed 03.05.2019. (In Russ.).
9. Official site of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru, accessed 03.05.2019. (In Russ.).
10. Papakhchyan I.A., Tolmachev A.V. Sushchnost' i etapy gosudarstvennogo regulirovaniya agrarnoj ekonomiki [The essence and stages of state regulation of the agrarian economy]. Politematicheskij setevoj elek-tronnyj zhurnal KubGAU [Polytemic network electronic journal KubGAU], 2016, no. 122 (08), pp. 448-460. (In Russ.).
11. Pakhomchik S.A. Molochnaya kooperaciya Sibiri: vchera, segodnya, zavtra [Dairy cooperation of Siberia: yesterday, today, tomorrow]. Tyumen, State Agricultural Academy Publ., 2011. 224 p. (In Russ.).
12. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 14.07.2012 № 717.
13. Resolution of the Government of the Tyumen region dated 12.30.2014 No. 699-p.
14. Sandu I.S., Ushachev I.G. Prioritetnye napravleniya innovacionnogo razvitiya APK sovremennoj Rossii. Metodologicheskie podhody [Priority directions of innovative development of the agro-industrial complex of modern Russia. Methodological approaches]. Moscow, Scientific consultant Publ., 2017. 140 p. (In Russ.).
15. Serkov A.F., Ushachev I.G. Sovremennye tendencii i vzglyad v budushchee razvitiya APK Rossii [Current trends and a look into the future development of the agro-industrial complex of Russia]. APK: Ekonomika, upravlenie [Agrarian and Industrial Complex: Economics, Management], 2017, no. 3, pp. 4-14. (In Russ.).
16. Sidorenko V., Iniukin A., Gasparian B. Gosudarstvennoe regulirovanie agrarnogo sektora ekonomiki [State regulation of the agrarian sector of the economy]. Mezhdunar. s.-h. zhurnal [International agricultural magazine], 2016, no. 1, pp. 16-18. (In Russ.).
17. Tkach A.V., Nechitailov A.S. Molochno-produktovyj podkompleks Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Milk-grocery subcomplex of Russia: state and development prospects]. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economy of agricultural and processing enterprises], 2014, no. 10, pp. 7-14. (In Russ.).
18. Federal Law of29.12.2006 № 264-03 "On the Development of Agriculture".