Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка АПК России после вступления в ВТО'

Государственное регулирование и поддержка АПК России после вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСПОДДЕРЖКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ / АГРОСУБСИДИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / РЫНКИ СБЫТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / GOVERNMENT REGULATION / STATE / AGRICULTURE / WORLD TRADE ORGANIZATION / FARMERS / INFRASTRUCTURE / AND DISPARITY OF PRICES / MARKETS / COMPETITIVENESS / FOOD SECURITY / AGROSUBSIDII

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилов Магомагази Камилович, Камилова Патимат Дадаевна

Статья посвящена рассмотрению проблем государственного регулирования и поддержки АПК России после вступления во Всемирную торговую организацию. Обозначена роль Всемирной торговой организации в дальнейшем развитии агропромышленного комплекса. В статье рассмотрены и проанализированы основные методы государственного регулирования АПК страны после вступления во Всемирную торговую организацию. Дана характеристика основным мерам господдержки сельхозпроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION AND SUPPORT OF RUSSIA AGRICULTURE AFTER WTO

The article considers the problems of state regulation and support agriculture in Russia after the entry into the World Trade Organization. Designated role of the World Trade Organization in the further development of agriculture. The paper reviewed and analyzed the main methods of state regulation of agriculture of the country after entry into the World Trade Organization. The characteristics of the basic measures of state support of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка АПК России после вступления в ВТО»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

КАМИЛОВМ.К, КАМИЛОВА П.Д.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА АПК РОССИИ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Статья посвящена рассмотрению проблем государственного регулирования и поддержки АПК России после вступления во Всемирную торговую организацию. Обозначена роль Всемирной торговой организации в дальнейшем развитии агропромышленного комплекса. В статье рассмотрены и проанализированы основные методы государственного регулирования АПК страны после вступления во Всемирную торговую организацию. Дана характеристика основным мерам господдержки сельхозпроизводителей.

KAMILOVM.K., KAMILOVA P.D.

GOVERNMENT REGULATION AND SUPPORT OF RUSSIA AGRICULTURE AFTER WTO

The article considers the problems of state regulation and support agriculture in Russia after the entry into the World Trade Organization. Designated role of the World Trade Organization in the further development of agriculture. The paper reviewed and analyzed the main methods of state regulation of agriculture of the country after entry into the World Trade Organization. The characteristics of the basic measures of state support of agricultural producers.

Ключевые слова: государственное регулирование, господдержка, агропромышленный комплекс, Всемирная торговая организация, сельхозпроизводители, агросубсидии, инфраструктура, диспаритет цен, рынки сбыта, конкурентоспособность, продовольственная безопасность.

Keywords: government regulation, state, agriculture, the World Trade Organization, farmers, agrosubsidii, infrastructure, and disparity of prices, markets, competitiveness, food security.

Стабильное развитие АПК России невозможно без государственного регулирования и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. Процесс становления и развития рыночной экономики в России и мировой опыт свидетельствуют о необходимости рационального сочетания вмешательства государства в экономику и рыночного саморегулирования. Почти полный отказ от регулирования государством процесса экономического развития в 90 - е годы XX века, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубокому кризису в экономике страны и доказали, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики.

Основной целью институциональных преобразований в государстве является создание условий для устойчивого развития конкурентоспособного и эффективного производства.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики авторами статьи представляется как целенаправленное воздействие органов управления на рыночные отношения с целью обеспечения населения продуктами питания, доступными по цене, объёмам, ассортименту и качеству, максимально удовлетворяющими потребности граждан, при активном участии государства во внешнеторговой деятельности и решении этих задач за счёт эффективного использования имеющихся природных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, государственное регулирование является обязательным компонентом современной аграрной политики, определяющей экономику агропромышленного комплекса. Государственная помощь необходима сельскому хозяйству из-за традиционно низкой рентабельности капиталовложений, для решения экологических проблем, поддержания плодородия почвы, создания сельской инфраструктуры, для поддержания социального баланса между городом и сельской местностью.

Выполнению этих требований способствует система государственного регулирования агропромышленного комплекса, которая осуществляется с помощью следующих методов:

❖ денежно - кредитное регулирование, посредством которого правительство воздействует на денежное обращение. Государство через Центральный банк управляет эмиссией и общей денежной массой, устанавливает предельные ставки банковского ссудного кредита, выпускает облигации и другие ценные бумаги;

❖ участие государства в механизме ценообразования, выполняется посредством установления на некоторые товары и услуги предельных цен;

❖ роль государства в управлении инновационным развитием агропромышленного комплекса. Государство должно выполнять через инновационные научно - технические фонды функции экономической реализации научно - технических нововведений, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических достижений НТП;

❖ налоговое регулирование, осуществляется путём назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов ит. д.;

❖ бюджетное регулирование. Государственные органы обладают правом распределять средства бюджета по различным направлениям;

❖ роль государства в развитии интеграционных связей. Развитие агропромышленной интеграции представляет собой объективный экономический процесс, связанный, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, с другой - необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства;

❖ реализация мер по экологической безопасности и охране природно-ресурсного потенциала;

❖ социальное регулирование - государственное социальное страхование, регулирование условий и оплаты труда, трудовых отношений, участие государства в реализации социальных, научных и других программ в АПК [1].

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию правилами этой организации запрещено прямое финансирование сельского хозяйства, однако разрешены косвенные меры поддержки сельхозпроизводителей, такие как:

❖ финансирование реализации целевых программ развития отрасли;

❖ выделение субсидий для производства отдельных видов продукции;

❖ выделение технических субсидий для приобретения новой техники в лизинг;

❖ субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам;

❖ поддержка НИОКР и укрепление кадрового потенциала.

Мировой опыт стран с развитым сельским хозяйством показывает, что

в условиях рынка система государственного регулирования прошла ряд этапов своего развития, цели и задачи регулирования приобретали конкретные формы в зависимости от обстоятельств.

Однако Россия занимает настолько большую территорию и проблемы её освоения являются первоочередными, поэтому для остального мира наша страна представляет собой огромный рынок сбыта для своей продукции. Государство не может развивать сельское хозяйство, если его продукция окажется в итоге неконкурентоспособной ни на внешнем, ни даже на внутреннем рынке. Без достаточной господдержки это неизбежно произойдёт, поскольку в отличие от российских, сельхозпроизводители и переработчики стран - членов Всемирной торговой организации получают в расчёте на гектар посевных площадей в той или иной форме намного больше дотаций.

Сельское хозяйство традиционно является одной из наиболее защищенных отраслей национальных экономик стран - членов Всемирной торговой организации. В условиях современной рыночной системы хозяйствования ведущим зарубежным странам удалось с помощью государственного регулирования АПК создать условия для его развития, укрепить социальную сферу села, стимулировать развитие производства, сократить диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

После вступления России во Всемирную торговую организацию государственное регулирование и поддержка АПК страны, по нашему мнению, должны быть направлены на защиту собственных рынков и борьбу за внешние рынки сбыта. Наша страна не утратит права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе.

Авторы статьи считают, что основными причинами необходимости государственной поддержки и регулирования АПК после вступления России во Всемирную торговую организацию являются:

❖ недостаточная государственная поддержка и защита отечественных товаропроизводителей. Российские потребители уже столкнулись с тем, что зарубежные продукты конкурентоспособнее отечественных. По правилам Всемирной торговой организации государство, вступившее в эту организацию, должно сократить субсидии сельхозтоваропроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на иностранную продукцию. При таких стартовых условиях отечественным сельхозпроизводителям будет очень непросто конкурировать с высококачественной зарубежной продукцией;

❖ низкий уровень жизни значительной части населения, особенно в сельской местности. Учитывая это обстоятельство, государственная политика должна быть направлена на поддержку предпринимательской деятельности и повышение уровня доходов малообеспеченной категории населения;

❖ неразвитая инфраструктура. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка имеет большое значение для снижения издержек, но уровень развития инфраструктуры в аграрном секторе России в десятки раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой сфере правилами Всемирной торговой организации ограничения не предусмотрены, особенно это касается оптовой торговли продовольствием, потеря которой означает потерю рынков сбыта продукции, а её восстановление требует значительных средств и времени. Следует отметить, что в большинстве стран - членов Всемирной торговой организации исключили услуги оптовой торговли из перечня услуг, которые регулируются правилами ВТО. Оптовая торговля в этих странах регулируется национальным законодательством, что позволяет и России создавать условия сбыта продукции собственных товаропроизводителей [2];

❖ проблема диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, которая продолжает оставаться основным фактором, сдерживающим развитие сельскохозяйственного производства, и снижения заинтересованности в предпринимательской деятельности на селе;

❖ низкий уровень технической оснащённости АПК. Из-за низкой рентабельности в сельском хозяйстве страны произошло сокращение производственно-технического потенциала. Недостаточное финансирование привело к снижению оснащённости современной техникой и оборудованием, физическому износу большей части основных средств сельхозпредприятий;

❖ снижение таможенных барьеров для импортных товаров приведёт к росту объёмов продовольственного импорта, вытеснению россий-

ских продовольственных товаров с прилавков, а также спаду производства в сельском хозяйстве, включая пищевую промышленность.

Общий объём средств государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села в рамках заключённых соглашений со Всемирной торговой организацией в 2011 году составил 109 млрд. руб. По условиям вступления России в ВТО до 2013 года уровень господдержки АПК остаётся на нынешнем максимальном уровне - 9 млрд. долларов в год. С 2013 по 2017 годы наша страна должна сократить уровень господдержки сельского товаропроизводителя по представленному графику до 4,4 млрд. долларов. При этом России удалось добиться в процессе переговоров предоставления переходного периода, в течение которого будет ограничен доступ зарубежных товаров на внутренний рынок страны [3].

Ранее Россия настаивала на сохранении объёма агросубсидий, так как разница в субсидировании АПК различных стран создаёт неравную конкуренцию, при которой развивающиеся страны заведомо обречены на невыгодные условия для своих товаров. Имея невысокую среднюю природную продуктивность гектара пашни без достаточного уровня господдержки после вступления во Всемирную торговую организацию, Россия может оказаться в роли нового рынка сбыта для продукции развитых стран.

В период с 2013 по 2017 годы Правительство Российской Федерации планирует увеличить финансирование мер, не оказывающих искажающего воздействия на торговлю, таких как развитие социальной инфраструктуры села, повышение плодородия почвы, улучшение экологической безопасности окружающей среды, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных, проведение научных исследований в аграрной отрасли и другие меры [4].

При этом к 2017 году меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, такие как адресная бюджетная поддержка сельхозпредприятий, конкретные дотации, программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных, займы с льготными процентными ставками по сравнению с рыночными, снижение стоимости оборотных средств и другие меры, будут применяться с ограничениями по договорённости со странами - членами Всемирной торговой организации.

В процессе переговоров до вступления России во Всемирную торговую организацию наша страна настаивала на сохранении объёма агросубсидий. Против этого выступали члены Кернской группы, которая является «внутренней оппозицией» во Всемирной торговой организации сторонникам сохранения агросубсидий, куда входят 19 стран - ведущих либерально настроенных экспортёров продовольствия. Теперь же, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в перспективе имеет возможность присоединиться к этой группе с целью консолидации позиции в сохранении господдержки аграрной отрасли страны.

После вступления во Всемирную торговую организацию возможности государственного регулирования рынка, например, зерновых интервенций, у правительства страны будут существенно ограничены. При увеличении объ-

ёма производства в аграрной отрасли зафиксированного на нынешнем уровне лимита субсидий будет недостаточно. Необходимо учитывать, что российские производители занимаются сельским хозяйством, в основном, в зоне рискованного земледелия, поэтому государству неизбежно нужно будет регулировать рынок. Из-за чего будут востребованы такие меры господдержки, показавшие свою эффективность, как субсидирование ставок по кредитам и др., которые потребуют вложения больших объёмов бюджетных денег. Реализуемые масштабные меры господдержки отрасли позволили в 2011 году полностью преодолеть последствия аномальной засухи последних двух лет и обеспечить положительную динамику развития АПК страны.

Объём государственной поддержки агропромышленного комплекса после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию будет достаточным для выполнения всех запланированных проектов по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках Государственной программы.

Отсутствие развитой промышленности, конкурентоспособных производств и адекватной государственной поддержки приводит к выраженной деиндустриализации страны, закреплению за ней статуса сырьевого придатка и рынка сбыта для продукции глобальных корпораций. Россия должна стать самодостаточной страной, главной задачей которой после вступления во Всемирную торговую организацию является преодоление зависимости страны от реализации природных ресурсов, внедрить достижения нанотехноло-гий в промышленность и сельское хозяйство, остановить миграцию за границу высококлассных специалистов, учёных, обеспечив им на родине комфортные условия для работы и достойную оплату квалифицированного труда.

Продовольственный рынок не является саморегулирующимся, поэтому государственное регулирование и поддержка АПК является стратегической задачей государства для обеспечения, наряду с оборонной, продовольственной безопасности страны.

_Литература_

1. Камилова П.Д. Региональная аграрная политика: теория, методология, опыт. - М.: Экономика, 2007. - С. 69.

2. Россия и ВТО. Русская версия официального сайта ВТО на русском языке [режим доступа] - http: // www.wto.ru/ru/newsmain.asp

3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ - www.mcx.ru.

4. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (режим доступа) - www.economy.gov.ru

5. Тищенко Ж.Т. Проблемы и пути развития социальной инфраструктуры. // Финансы и кредит, 2011, № 9. - С.74.

6. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции // Мировая экономика и международные экономические отношения, 2008, №4. - С. 45-59.

7. Алтухов А.И. Развитие продовольственного рынка России. - М. Arpo Пресс, 2000. - С. 89.

8. Беспахотный Г.В. Государственная поддержка сельского хозяйства. - М., 2006. - С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.