ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
КАМИЛОВА П.Д., КАМИЛОВ М. К.
ПЕРСПЕКТИВЫ АПК РОССИИ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
В статъераскрывается сущность отечественногоАПК, проблемы, существующие в этой важнейшей отрасли народного хозяйства. Затем анализируются предпосылки вступления страны во Всемирную торговую организацию. В основной части статьи проведён детальный анализ основных преимуществ, которые приобретает АПК России после вступления во Всемирную торговую организацию. В заключении сделаны выводы о перспективах АПК России в статусе страны - участницы ВТО.
KAMILOVA P.D., KAMILOVM. K.
PROSPECTS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
AFTER ACCESSION TO WTO
Article reveals essence of domestic agrarian and industrial complex, the problems existing in this major branch of a national economy. Then preconditions of the introduction of the country in the World Trade Organization are analyzed. In the basic part of article the detailed analysis of the basic advantages which gets agrarian and industrial complex of Russia after the introduction into the World Trade Organization is carried out. In the conclusion conclusions are drawn on prospects of agrarian and industrial complex of Russia in the country status - participants of the WTO.
Ключевые слова: перспективы, агропромышленный комплекс, Всемирная торговая организация, интеграция, экономика, переходный период, модернизация, косвенные меры поддержки, тарифы, таможенные пошлины, торговые барьеры, инвестиции, нанотехнологии.
Keywords: Prospects, agriculture, the World Trade Organization, integration, economy, a transition period, modernization, indirect measures of support, tariffs, the customs duties, trading barriers, investments, nanotechnologies.
Агропромышленный комплекс России является самым крупным и одним из важнейших народнохозяйственных комплексов в экономике страны. На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов. Аграрное производство является самой крупной жизнеобеспечивающей частью агропромышленного комплекса. От экономической эффективности его работы зависит продовольственная безопасность и уровень благосостояния населения страны. От состояния агропромышленного комплекса зависит развитие всей экономики страны, потому что он взаимосвязан со всеми отраслями народного хозяйства.
Стратегической задачей аграрной политики государства является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства и наращивающего экспорт различных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В условиях рыночной экономики аграрный сектор наиболее подвержен негативным последствиям различных факторов нестабильности. Реформирование аграрного сектора экономики страны привело к существенным преобразованиям экономических отношений на селе, становлению рыночных форм и методов хозяйствования. Основой этих изменений явилось коренное изменение форм собственности на средства производства. Либерализация экономики страны, неоправданная поспешность в реформировании сельского хозяйства, отсутствие чёткой стратегии и адаптационных мер привели к системному кризису в агропромышленном производстве и поставили под угрозу существование основного невозобновляемого средства производства - земли.
Из-за низкой рентабельности в сельском хозяйстве произошло сокращение производственно-технического потенциала больше, чем в остальных отраслях экономики. Недостаточное финансирование привело к снижению оснащённости современной техникой и оборудованием, физическому износу большей части основных средств сельхозпредприятий. Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию продолжает оставаться основным фактором, сдерживающим развитие сельскохозяйственного производства и снижения заинтересованности в предпринимательской деятельности на селе.
Учитывая все существующие проблемы в агропромышленном комплексе России на современном этапе, её вступление во Всемирную торговую организацию является одной из главных национально-экономических тем конца 2011 года. 16декабря 2011 года в Женеве был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Наша страна как государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, вела тяжёлые переговоры в течение 18 лет. Впервые Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1995 году во Всемирную торговую организацию, ещё в 1993 году.
Завершение переговоров и вступление России во Всемирную торговую организацию является важным фактором интеграции нашей страны в мировую экономику. Он отвечает не только национальным интересам нашей страны, но и условиям стабилизации мировой торговой системы, которая переживает не самые лучшие времена. Результатом столь длительных переговоров явилось то обстоятельство, что Россия принята во Всемирную торговую организацию на условиях, полностью учитывающих интересы нашей страны, и теперь нам следует научиться эффективно работать в этой организации, чтобы извлечь из вступления в неё максимальную пользу.
России удалось в ходе переговоров добиться сохранения государственной поддержки в аграрном секторе на уровне 9 млрд. долларов в год и посте-
пенного снижения её к 2017 году до 4,4 млрд. Правительство страны добилось этого ради выполнения программы модернизации нашего сельского хозяйства. Этот момент очень важен, потому что это отклонение от правил ВТО [1].
Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, объединяющей 153 страны и регулирующей более 97% мировой торговли. Эта организация наряду с Международным валютным фондом и Всемирным банком является важнейшим институтом по разрешению мировых экономических проблем. Наша страна станет 154 - й участницей Всемирной торговой организации [2].
После вступления во Всемирную торговую организацию Россия получит возможность защитить свои экономические интересы за счёт участия в переговорах по международным торговым соглашениям. России удалось добиться в процессе переговоров предоставления переходного периода, в течение которого будет ограничен доступ зарубежных товаров на внутренний рынок. За этот период отечественные предприятия должны будут модерни-зировать свою производственную технологию и маркетинг, чтобы выдержать условия международной конкуренции.
Преимуществом для страны является создание благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами Всемирной торговой организации.
Членство в этой организации может создать более благоприятный климат для иностранных инвестиций в России, а также улучшить возможности российских инвестиций в странах - членах Всемирной торговой организации.
Главным преимуществом от вступления во Всемирную торговую организацию является возможность на равных участвовать в процессе формирования правил мировой торговли. Современная экономика не может эффективно развиваться без активного взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг. Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия получит доступ к международному механизму разрешения торговых споров и будет на равных действовать на международных рынках. Страны, которые успешно смогли интегрироваться в мировые рынки, в течение последних лет демонстрируют впечатляющие темпы роста, так как правительства этих стран всячески поощряют внедрение инноваций в экономику.
Ярким примером тому является Китай, который десять лет тому назад стал последним крупным членом Всемирной торговой организации. С тех пор экономика этой страны, благодаря облегчённым условиям торговли, развивается рекордными темпами.
Преимущества системы Всемирной торговой организации подтверждает то обстоятельство, что практически все экономически развитые страны мира являются её участниками. Помимо чисто экономических выгод, эта система улучшает политическую и социальную ситуацию в странах - участницах, а также повышает уровень благосостояния населения.
Вступление во Всемирную торговую организацию выгодно не только странам с устоявшейся экономической системой, с хорошо развитой промышленностью и сельским хозяйством. Для России это откроет не только внешние рынки, но и рынок России для внешнего мира. Российская экономика столкнётся с высокой конкуренцией на мировом рынке.
Наступивший 2012 год завершает действие первой пятилетней государственной программы развития сельского хозяйства. На реализацию мероприятий госпрограммы в этом году из федерального бюджета направлено 130 млрд. рублей. Российская аграрная отрасль подверглась в 2010 году непростым испытаниям в виде сильнейшей засухи и пожаров, когда под палящим солнцем сгорела треть всех зерновых посевов в стране. Благоприятная погода и поддержка сельхозпроизводителей государством в 2011 году позволили собрать около 93,8 миллиона тонн зерна, что на 54% больше, чем в прошлом году. Полученный урожай позволит обеспечить полностью потребность страны и экспортировать 25 миллионов тонн зерна. Россия, которая в 2010 году поставила за рубеж только 4 миллиона тонн, в 2011 году полностью восстановила свои позиции на мировом зерновом рынке и стала одной из тройки крупнейших экспортёров пшеницы в мире.[3]
Наша страна до последнего времени экспортировала сырьевые ресурсы: нефть, газ, древесину. В настоящее время в связи с развитием нанотехно-логий увеличились возможности экспорта высокотехнологичных товаров, таких как вычислительная техника, оптические, измерительные, медицинские инструменты и приборы, станки для обработки металлов, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, оборудование и комплектующие для АЭС и др.
Одна из самых важных отраслей, которая может серьёзно пострадать после вступления страны во Всемирную торговую организацию, это сельское хозяйство. Российские потребители уже столкнулись с тем, что зарубежные продукты конкурентоспособнее отечественных. Всемирная торговая организация выступает за либерализацию цен, а это значит, что не приветствуются протекционистские меры государства, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. По правилам Всемирной торговой организации государство, вступающее в эту организацию, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на иностранную продукцию.
Развитые страны - члены Всемирной торговой организации, интенсивно осваивая мировые рынки сбыта, поддерживают очень высокий уровень самообеспечения. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%, в Германии - 93%. В России же средняя природная продуктивность гектара пашни, её биоклиматический потенциал в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. Вследствие климатических, технических и технологических условий сельскохозяйственного производства, в России его энергоёмкость в 4 раза выше, чем в США, а металлоёмкость - в 5 раз.[4]
При таких стартовых условиях отечественным сельхозпроизводителям будет очень непросто конкурировать с высококачественной зарубежной продукцией.
Вопросы государственной поддержки сельского хозяйства, фитосани-тарного и ветеринарного контроля и квот на поставку продовольственной продукции долгое время были камнем преткновения в ходе переговоров.
Однако, запрещая прямое финансирование сельского хозяйства, Всемирная торговая организация разрешает косвенные меры поддержки сельхозпроизводителей, которые включают:
❖ помощь в развитии производственной и жилищной инфраструктуры села, субсидии на строительство производственных помещений, строительство ирригационных сооружений;
❖ предоставление субсидий на приобретение ядохимикатов и удобрений, выплату процентов по взятым кредитам;
❖ выделение субсидий сельхозпроизводителям на хранение и транспортные расходы для перевозки произведённой продукции;
❖ оказание государственной материальной поддержки для разработки и осуществления рыночных программ;
❖ государственная помощь сельхозпредприятиям в модернизации оборудования, финансировании НИОКР, аграрных вузов и т. д.
Низкий экономический рост в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили то обстоятельство, что только 60% сельских жителей имеют средний денежный доход, а 35% - доход ниже прожиточного минимума [5].
Мы считаем, что на меры косвенной поддержки сельхозпроизводителей стоит обратить особое внимание. Это остановит отток сельского населения в города, решит проблему дефицита квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем качества жизни в сельской местности. При решении жилищной проблемы и достойной оплате труда в сельскую местность станут приезжать молодые специалисты - выпускники аграрных учебных заведений. В современное модернизированное сельскохозяйственное производство будут востребованы квалифицированные специалисты всех уровней управления предприятием со знанием инновационных методов и компьютерной технологии.
В заключении можно сделать следующие выводы:
❖ снижение торговых барьеров при вступлении страны во Всемирную торговую организацию способствует росту торговли, что приведёт к повышению как государственных, так и личных доходов. Теперь Россия на полном основании будет участвовать в глобальной системе торговли;
❖ страна снижает тарифы и открывает отрасли своей экономики для свободной конкуренции. Вопросы, связанные с деловым климатом в стране, корпоративным управлением, с репутацией российских ком-
паний, напрямую связаны с членством во Всемирной торговой организации;
❖ применение правил Всемирной торговой организации позволит повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счёт упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Это, в свою очередь, приводит к предсказуемости и прозрачности экономики, привлекает партнёров по бизнесу и повышает товарооборот;
❖ приток иностранного капитала в страну в виде прямых инвестиций создаёт дополнительные рабочие места и повышает уровень благосостояния населения;
❖ разумное использование протекционистских мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода помогут стране преодолеть проблемы периода адаптации к системе свободной торговли.
Мы думаем, что, несмотря на достаточное количество проблем, вступление России во Всемирную торговую организацию предоставляет нашей стране шанс стать одной из экономически развитых стран мира.
Опыт наиболее развитых стран показывает, что модернизация производства и инновации стали основным ресурсом экономического роста. Однако экономический рост страны невозможен без участия на мировых рынках высоких технологий.
Этот доступ на мировые рынки высоких технологий Россия получила 16 декабря 2011 года в Женеве. Правительству страны предстоит кропотливая работа по максимальному использованию преимуществ от вступления во Всемирную торговую организацию на благо граждан, повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян. Мы находимся в начале пути, и каким он окажется, покажет будущее.
_Литература_
1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ - www.mcx.ru.
2. Россия и ВТО. Русская версия официального сайта ВТО на русском языке [режим доступа] - http: // www.wto.ru/ru/newsmain.asp
3. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (режим доступа) - www.economy.gov.ru
4. Лихачев В. Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь, 2007, №1. - С. 41-49.
5. Тищенко Ж. Т. Проблемы и пути развития социальной инфраструктуры. // Финансы и кредит, 2011, №9. - С.74.
6. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции // Мировая экономика и международные экономические отношения, 2008, №4. - С. 45-59.
7. Ли Фань, Селищева Т. Стартовые условия вступления в ВТО Китая и России (опыт сравнительного анализа) // Проблемы современной экономики, 2004, №1-2. - С. 9-10.
8. Емельянов А. М. Аграрные риски вступления России в ВТО, их экономические и политические истоки // Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. - М., Энциклопедия Российских деревень, ВИАПИ, 2003.