Научная статья на тему 'Перспективы развития российского АПК при вступлении России в ВТО'

Перспективы развития российского АПК при вступлении России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СУБСИДИИ / ПОШЛИНЫ / "ЖЕЛТАЯ КОРЗИНА" / "ЗЕЛЕНАЯ КОРЗИНА" / ВТО (ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ) / АПК (АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС) / W TO (W ORLD TRADE ORGANIZATION) / AC (AGROINDUSTRIAL COMPLEX) / COMPETITION / SUBSIDY / DUTIES / AMBER BOX / GREEN BOX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Алина Владимировна

Статья посвящена перспективам развития российского АПК в условиях интеграции страны в мировое экономическое сообщество. Автор исследует возможные преимущества и негативные последствия для агропромышленного комплекса при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Предложены меры по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российского АПК при вступлении России в ВТО»

Белоусова Алина Владимировна

аспирант кафедры экономики Южного института менеджмента (тел.: 89528342321)

Перспективы развития российского АПК при вступлении России в ВТО

Аннотация

Статья посвящена перспективам развития российского АПК в условиях интеграции страны в мировое экономическое сообщество. Автор исследует возможные преимущества и негативные последствия для агропромышленного комплекса при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Предложены меры по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Annotation

The article is devoted to the prospects of the development of Russian Agroindustrial Complex under the conditions of the country's integration into the world economic society. The writer studies some possible advantages and negative results for the agroindustrial complex that might occur when the Russia enters the World Trade Organization. The article reviews some suggested ways of improving the competitiveness of domestic producers.

Ключевые слова: конкуренция; субсидии; пошлины; "желтая корзина"; "зеленая корзина"; ВТО (Всемирная Торговая Организация); АПК (агропромышленный комплекс).

Key words: competition; subsidy;duties;amber box; green box; WTO (World Trade Organization); AC (Agroindustrial Complex).

тратегическим направлением внешнеторговой политики России в настоящее время является интеграция страны в мировое экономическое сообщество. Практическая реализация данного направления напрямую связана со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Время для рассуждений о том, что вступление в ВТО должно осуществляться постепенно, поэтапно, предварительно создав благоприятные условия себе и будущим партнерам прошло. 10 ноября 2011 г. рабочая группа одобрила присоединение России к ВТО. Формально решение о членстве России будет принято на министерской конференции ВТО 15-17 декабря. Затем у России будет полгода, чтобы ратифицировать соглашение с условиями присоединения к организации. К 15 июня 2012 г. Россия должна завершить все внутренние ратификационные процедуры. Соглашение вступит в силу через месяц, так что полноправным членом ВТО Россия станет к концу лета 2012 г.

Основными принципами и правилами этой организации являются предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на

недискриминационной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений, транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Основными преимуществами для страны от членства в ВТО являются:

создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

участие в новых раундах переговоров и возможность самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции.

В ходе всего переговорного процесса имел место искусственно создаваемый информационный вакуум со стороны координирующего переговорный процесс ведомства. На сегодняшний день полная информация обо всех условиях

С

_______________________________________78

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №4 (14)

вступления России в ВТО отсутствует, т.к. подобные документы носят конфиденциальный характер.

Вступление в ВТО является шагом навстречу глобализации. Вступление России в ВТО откроет для России внешние рынки, но и рынок России для внешнего мира, а значит, его участники окажутся в гораздо более жесткой, чем сейчас, конкурентной среде. По мнению экспертов больше других от открытой конкуренции с иностранными компаниями пострадают авиационная и автомобильная промышленность, машиностроение и сельское хозяйство.

По официальным данным средняя импортная пошлина в России снизится к 2020 г. с 10 до 7,8 %: на сельхозпродукцию - с 13,2 до 10,8 %, на промышленные товары - с 9,5 до 7,3 %, на молочные продукты - с 19,8 до 14,9 %, на зерновые культуры - с 15,1 до 10 %. Сохранится квотирование импорта мяса и почти не изменятся пошлины (для говядины - 15 % внутри квоты и 55 % - вне, для птицы - соответственно 25 и 80 %). Но к 2020 г. будут обнулены ставки внутри квоты на свинину (сейчас - 15 %), вне квоты тариф снизится до 65 с 75 % [1].

К сожалению общих рассуждений о плюсах и минусах вступления очень много.А вот расчетов, что подорожает, что подешевеет, какие отрасли могут разориться, а какие - поднимутся, нет.

Одним из спорных вопросов, тормозящих вступление нашей страны в ВТО, была поддержка сельского хозяйства. Всемирная торговая организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Государство, вступающее в ВТО, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с нынешней российской политикой развития АПК.

Как ранее сообщал министр сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Гордеев Россия настаивала на поддержке сельского хозяйства на уровне девяти млрд. долларов ежегодно на срок как минимум в пять лет после присоединения к ВТО. Он пояснил, что такой уровень поддержки необходим РФ для ускоренной модернизации АПК. Однако на недавних переговорах в Женеве Россия не смогла отвоевать для нашей сельскохозяйственной сферы никаких специальных условий в виде переходных периодов или возможностей таможенно-тарифного регулирования внутреннего продовольственного рынка.

Сейчас переговоры о совокупных мерах поддержки российских сельхозпроизводителей в рамках ВТО завершены. По условиям, которые "выторговала" Россия для сельского хозяйства объем субсидий сельхозпроизводителям должен составлять 9 млрд. долларов в 2012 г. и снизиться до 4,4млрд. долларов к 2017 г. Сейчас объем федеральной господдержи составляет около 4,4 млрд. долларов в год, так что сокращение не предусмотрено [2].

Эти ограничения распространяются на меры так называемой "желтой корзины", которая подразумевает прямые дотации сельхозпроизводителям. Мероприятия аграрной политики этой корзины считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К таким мерам относят адресную бюджетную поддержку сельхозпредприятий, субсидии на производство конкретных видов продукции, прямые платежи производителям, программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных цен, субсидии для приобретения средств производства, займы с льготными процентными ставками, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скид-ками,лизинг и другие меры регулирования.

Кроме прямой поддержки сельхозпроизводи-телейсуществует множество косвенных мер, на которые ограничительные обязательства ВТО не распространяются. Эти косвенные меры относятся к мерам "зеленой корзины", которые осуществляются посредством государственных программ, не предполагают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой оказания ценовой поддержки производителям. К ним относятся совершенствование инфраструктуры, научные исследования, информационноконсультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, помощь в модернизации оборудования, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства, финансирование аграрных вузов и т. д. [3].

Надо также учитывать и тот факт, что ряд мер, которые формально относятся к "желтой корзине", могут быть не засчитаны в общем уровне агрегированной поддержки, а страны имеют право делать соответствующие вычеты. Например, если на какой-то вид продукции субсидии составляют менее 5 % от стоимости ее производства, то объем субсидий не будет засчитываться в агрегированный уровень поддержки в рамках "желтой корзины".

Повышение предсказуемости ситуации с по-

79

шлинами и регулированием торговли будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России. Приход на наш рынок иностранных товаров должен заставить отечественных товаропроизводителей повысить конкурентоспособность своей продукции путем модернизации и диверсификации, а снижение пошлин на импортное оборудование должны способствовать этому процессу.

По прогнозам экспертов очевидные плюсы получат потребители. Они смогут получать прямую пользу от того, что в результате иностранной конкуренции будет расширяться выбор товаров и услуг, снижаться цены на них и возрастать их качество.

Реализация этих преимуществ зависит в первую очередь, от того, насколько эффективной окажется государственная политика поддержки предпринимательских структур и экспортно-ориентированных отраслей АПК. Возможность выхода на мировые рынки появится у тех отраслей АПК и участников рынка, которые смогут грамотно воспользоваться рыночной информацией и при этом проявят деловую активность и настойчивость в продвижении отечественного продовольствия на мировые рынки.

Географическое расположение страны, если исходить из транспортной логистики, способствует развитию конкурентных преимуществ страны по сравнению со многими странами Евросоюза, где практически исчерпаны возможности для выхода на новые рынки сбыта. В настоящее время в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, территориально близко расположенных к России, наблюдается устойчивый рост численности населения, а это новые рынки сбыта и возможности развития экспортного потенциала страны при эффективной государственной внешнеэкономической политике.

Для отечественного АПК остро стоит проблема недоступности кредитов. В стране до сих пор не создана конкурентная среда в сфере банковских услуг. В настоящее время по этой причине кредитная ставка российских коммерческих банков доходит до 20 % годовых, что почти в два раза выше, чем в аналогичных зарубежных кредитных учреждениях. Приход на наш рынок иностранных банков позволит снизить процентную ставку за счет развития конкуренции в этой сфере и откроет источники получения дешевых и длинных кредитов для нашего АПК.

Что касается минусов, то их значительно больше и они более очевидны.Сельское хозяйство России находится в относительно худших природно-экономических условиях по сравнению с условиями основных стран-производителей

продовольственных товаров и является низкоконкурентной отраслью экономики с малой инвестиционной привлекательностью и большими рисками.

Россия занимает настолько большую территорию, что для остального мира мы представляем собой объект выгодной торговой площадки, то есть мы - огромный рынок сбыта для продукции других стран. Зависимость от импорта продовольствия создает несомненную угрозу экономической безопасности России. Ведущие страны ВТО заинтересованы в принятии России в данную организацию, поскольку это облегчит их доступ на наш рынок. При этом они, естественно, стремятся добиться от России принятия максимальных обязательств по открытию своего рынка.

Российскому агропромышленному комплексу придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками - ведь именно такие компании обладают достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России.

Став членом ВТО, Россия не сможет ограничивать приток на свою территорию иностранной сельхозпродукции. В то же время мы не сможем создавать протекционистские преимущества для своих производителей в обход подписанных соглашений. При нарушении своих обязательств перед ВТО, возникновении торгового спора и отсутствии намерения исправлять ситуацию, может быть использован механизм принуждения.

Многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать наплыва иностранных товаров и услуг, зачастую более дешевых и качественных. Иностранные товары, находясь в выигрышных условиях, станут вытеснять своим количеством и доступностью российскую продукцию, как это происходит в Украине. Это приведет к неконкурентоспособности отечественного продовольствия; нарушению потребительского баланса в пользу импортных продуктов; к масштабному снижению экспорта российской сельскохозяйственной продукции.Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25 % отечественных предприятий смогут сохранить свои позиции на внутреннем рынке.

Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших такого давления. Сокращение рабочих мест повлечет за собой появление сотни тысяч безработных, прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности.Создание новых рабочих мест потребует огромных средств, в том числе на социальную поддержку, переквалифи-

_______________________________________80

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №4 (14)

кацию. Такие средства лишь частично могут быть получены от партнеров по ВТО.Предполагается, что проблему возможной безработицы должны решить новые иностранные компании.К сожалению гарантий, что страны-участники ВТО начнут массово открывать свой бизнес в России, нет. При условии максимальных снижений пошлин им выгоднее ввозить уже готовую продукцию.

В настоящее время себестоимость российских товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, энергии и экологии). Такая структура себестоимости принимается западом как демпинг, и в целях отказа от него, от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми. Повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию сельского хозяйства и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Россия лишиться одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья, ведь данный фактор можно было бы использовать для поддержки отечественных производителей, особенно занятых в сельском хозяйстве.Страны-члены ВТО стремятся добиться выравнивания внутренних российских и международных цен на энергоносители, тем самым пытаясь защитить своих товаропроизводителей от конкуренции со стороны российских товаров, в стоимость которых закладываются меньшие расходы на энергию.

Опыт некоторых стран показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. При наихудшем развитии сценария наша страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно. Необходимо увеличивать производительность отечественного АПК, иначе мы повторим путь Прибалтики и Украины, поставив страну под угрозу продовольственной безопасности, еще больше усилив сырьевую специализацию России.

Дальнейшее развитие национального продовольственного рынка страны зависит от эффективности государственной политики поддержки развития АПК и готовности страны и регионов к внешнеэкономической либерализации.

Правительству Российской Федерации нужно четко определить позитивные и негативные последствия вступления в ВТО для отечественного АПК и пересмотреть существующие экономические отношения с целью повышения роли и

ответственности органов государственной власти в защите и регулировании продовольственного рынка страны.

Однако то хорошее, что нам сможет принести вступление в ВТО, будет несоизмеримо с масштабами возможных потерь, если оперативно не принять эффективную концепцию мер по компенсации негативных последствий для сельского хозяйства, понятную для общества.

Учитывая, что государственная поддержка АПК ограничена и жестко регулируется правилами ВТО, важное место должно быть отведено использованию скрытых форм косвенной поддержки развития и регулирования продовольственного рынка. Особое внимание следует уделить развитию оптовой торговли и инфраструктуры продовольственного рынка, поскольку от уровня их развития во многом зависит конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо увеличить совокупную поддержку государства агропромышленному комплексу, сейчас она составляет 1-2 % от федерального бюджета. С такой поддержкой ни одна развивающаяся страна не может осуществлять расширенное производство. Конечно, бессмысленно сопоставлять нашу страну с Европой и Америкой (их бюджеты в десятки раз больше), но нам необходимо увеличить поддержу до такого уровня, чтобы российские производители смогли не только выжить и сохранить конкурентные преимущества, но и выйти на мировой уровень.

Государстводолжно принять меры по разработке федеральной и региональных программ адаптации АПК к функционированию в условиях предстоящего вступления в ВТО, предусматривающих решение проблем, связанных со стабилизацией и ростом объема производства, наращиванием экспорта, импортозамещением и решением проблем безработицы.

Учитывая, что уровень доходов большинства населения остается крайне низким, все формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке должны быть направлены на повышение уровня доходов всех категорий населения, развитие социальной активности и поддержку предпринимательской деятельности коммерческих структур.

В целом Российская аграрная политика последнего десятилетия была направленна на прямую поддержку сельхозпроизводителей. Начиная с июня 2002 г., по инициативе Министерства сельского хозяйства была реализована программа финансового оздоровления сельхозпредприятий, в ходе которой списывались пени и

81

штрафы тех предприятий, которые брали на себя и выполняли обязательства своевременной выплаты текущей задолженности. Сельхозпредприятиям был разрешен переход на единый сельхозналог, который вел к снижению налоговой нагрузки и к упрощению системы налогообложения. Было введено субсидирование государством процентных ставок по краткосрочным кредитам для сельскохозяйственных производителей в размере 2/3 от ставки Центрального банка. Применялись также квотирование импорта мяса птицы и повышенное налогообложение импорта сахара-сырца [4].

Важнейшая задача государства - не раздача субсидий, а развитие конкурентоспособности страны на основе эффективной государственной политики.По мнению заведующего кафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С. Киселева, "на голом протекционизме сельское хозяйство сможет расти не более 4-5% в год". Развитые же страны основной упор делают на меры "зеленой корзины". Характерно, что с 1995 по 2001 гг. затраты на "зеленую корзину" возросли в ЕЭС на 56 %, в США - на 26 %, в Австралии - на 53 %. В России же, наоборот, эти затраты сократились более чем вдвое.

По существу, традиционные меры поддержки отечественного АПК - различные формы поддержания цен на продукцию, безвозвратных ссуд и беспроцентных (часто тоже безвозвратных) кредитов, всякого рода тарифные барьеры и квоты на импорт - обеспечивают только краткосрочное существование отрасли. Россия гораздо в большей степени нуждается в развитии институтов: кредитной системы, системы страхования, экспортной инфраструктуры. В интересах страны перевести средства, крайне нерационально расходуемые на поддержку сельского хозяйства, в меры "зеленой корзины". Меры государственной поддержки в этом случае могут быть, в частности, направлены на развитие информационной базы и технического обеспечения рыночной информацией участников рынка продукции АПК, стимулирование диверсификации товарной продукции и дифференциации методов ценообразования, развития логистики и разных форм оптовых и розничных рынков, совершенствования методов рекламы и продвижения продукции АПК на внутренних и внешних рынках.

Вместо прямого квотирования необходимо применять субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку энергоэффективного оборудования, развивать инфраструктуру и логистику. Это должно стимулировать сельхозпроизводителей повышать

эффективность своего производства и работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и должны применяются как экстренные меры.

Необходимо разработать проекты технического регламента по безопасности пищевой продукции, алкогольной продукции, техрегламент по маркировке и осуществить внедрение государственных программ маркетинговой поддержки отечественного АПК.

Поскольку после вступления в ВТО особое значение приобретет конкуренция с зарубежными компаниями, то наиболее весомыми средствами обеспечения доверия станут сертификаты, имеющие международное признание. Одна из главных проблем - оторванность менеджмента от современных процессных подходов, установленных международными нормами и правилами. Подтверждение тому - низкий уровень внедрения международных стандартов, всего 12 из более чем 300 пищевых и перерабатывающих предприятий области имеют сертифицированную систему менеджмента качества (СМК).

Выиграют от вступления в ВТО в первую очередь - экспортеры. Именно это направление нужно срочно развивать. Причем не только торговлю зерном. Кроме него у российских производителей есть еще немало потенциальных товаров, которые будут иметь успех на Западе. Например, лечебные минеральные воды, такими запасами которых мало кто обладает. Пользуется спросом наша традиционная продукция кондитерской, молочной промышленности, рыбопереработки, продукты из лесных ягод и грибов. Россия обладает необходимыми условиями для выращивания и производства экологически чистых продуктов, производство которых на российских бескрайних полях можно и нужно наладить.

Селу и сельхозпроизводителю нужно совершенствовать инфраструктуру, внедрять программу утилизации и замены техники, ведь парк в АПК изношен по большинству позиций до 70 %. Не менее актуальна проблема квалифицированных кадров: если привезти новейшую технику, но не найти опытных механизаторов, все усилия будут равны нулю. Подобные затраты вписываются в "зеленую", неограниченную корзину.

Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. Поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в эко-

_______________________________________82

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №4 (14)

номике страны.

Российские компании имеют конкурентные преимущества и должны эффективно их использовать. К ним относятся: знание местной специфики, в том числе законодательства и особенностей ведения бизнеса; наличие наработанных деловых связей; административный ресурс;де-шевые энергетические ресурсы; мягкие экологические требования.

Жизнеспособным предприятиямнужно срочно повышать конкурентоспособность производимой продукции, вкладывать значительные средства в развитие и маркетинг. Основными стратегическими мерами являются: снижение себестоимости, путем повышения производительности и эффективности работы оборудования; переход на энергосберегающие технологии; повышение качества; контроль качества (TQM), сертификация по ISO. Необходимо повышение роли маркетинга в деятельности компании, путем активного создания сильных торговых марок, продвижение брендов, инвестиций в продвижение и рекламу; повышение эффективности работы с маркетинговой информацией [5].

Государству и производителям нужно скоординировать совместную работу по поднятию имиджа российского производства. Необходимо стимулировать в Российской экономике увеличение расходов на маркетинг и интеллектуальный потенциал (управленческие технологии, ноу-хау и т.д.).

В условиях интегрирования страны в мировое экономическое пространство необходимо осуществление следующих мер по развитию возможных преимуществ и снижению негативных последствий:

поддержка экспортноориентированных отраслей АПК и создание условий для повышения конкурентоспособности тех отраслей АПК, где имеются возможности выхода на внешний рынок;

организация взаимодействия и тесного сотрудничества со странами Юго^осточной Азии и Ближнего Востока, где наблюдается расширение спроса на продовольственные товары;

привлечение зарубежных банковских структур для кредитования предприятий агропродоволь-ственного комплекса под контролем органов государственной власти;

эффективная таможенно-тарифная политика и использование нетарифных методов государственного регулирования для поддержки экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта на основе совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования продовольственного рынка;

ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА разработка и реализация государственной целевой программы развития инфраструктуры продовольственного рынка с учетом интеграции России в мировой рынок;

формирование эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами с учетом логистики товародвижения и возможностей информационных технологий;

эффективное государственное вмешательство в процессы формирования тарифов на энергоносители и издержки на производство промышленных и сельскохозяйственных товаров;

модернизация и развитие отечественного сельхозмашиностроения с целью повышения его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Вступление России в ВТО представляет задачу с большим количеством неопределенных параметров. Последствия этого шага будут существенным образом зависеть от условий, на которых наша страна присоединится к этой организации. Большое значение будет иметь ход адаптации отраслей к будущим новым условиям хозяйствования. Необходима специальная программа повышения конкурентоспособности всей экономики России, в том числе и агропромышленного комплекса.

1."Россия, откройся!" // Публикация в газете "Ведомости" № 213 (2979) от 11.11.2011. [Электронный ресурс] URL:http:// www. vedomosti. ru/newspaper/article/270809/ rossiya_otkrojsya#ixzz1dl5n4Av3.

2.Ларионов Д.В. Аналитическая справка о проблемах в связи со вступлением в ВТО. [Электронный ресурс] URL:http:// www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/55326.

3.Фетюхина О.Н. Маркетинг продукции АПК в "зеленой корзине" ВТО [Текст] / О. Н. Фетю-хина // "Маркетинг в России и за рубежом". 2006. № 5. С. 67-75.

4. Эпштейн Д. Б. "Рыночный фундаментализм в аграрной политике в России и вступление в ВТО". [Электронный ресурс] URL:http:// institutiones.com/agroindustrial/1827-rynochnyj-fundamentalizm-v-agrarnoj-politike.html.

5.Сурин А. "Вступление России в ВТО. Что сулит и чем чревато вступление России в ВТО". [Электронный ресурс] URL:: http:// surin. marketolog. biz/vto. htm.

1. «Russia, open!» // the Publication in the newspaper of "Sheet" № 213 (2979) from 11.11.2011 [The electronic resource] URL:http:// www. vedomosti. ru/newspaper/article/270809/ rossiya_otkrojsya#ixzz1dl5n4Av3.

83

2. Larionov D. V The analytical inquiry on problems

in connection with accession to WTO. [The electronic resource] URL: http://

www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/55326.

3.Fetjuhina O.N. Marketing of production of agrarian and industrial complex in "a green basket" the WTO [Text] / O.N.Fetjuhina//«Marketing in Russia and abroad». 2006. № 5. P. 67-75.

4.Epshtejn D.B. «Market fundamentalism in an

agrarian policy to Russia and accession to WTO». [The electronic resource] URL: http:// institutiones.com/agroindustrial/1827-rynochnyj-fundamentalizm-v-agrarnoj-politike.html.

5. Sunn A «Russia's accession to the World Trade Organization. That promises and than Russia's accession to the World Trade Organization» is fraught. [The Electronic resource] URL: http:// surin. marketolog. biz/vto. htm.

84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №4 (14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.