Научная статья на тему 'Решение проблем физической и экономической доступности продовольствия в регионе посредством государственного регулирования АПК'

Решение проблем физической и экономической доступности продовольствия в регионе посредством государственного регулирования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИИ / STATE SUPPORT / REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / IMPORT SUBSTITUTION / STATE REGULATION / FOOD SECURITY / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабич Татьяна Владимировна, Михайлова Наталия Александровна, Смирнова Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы физической и экономической доступности продовольствия в регионе. Проанализированы последствия введения экономических санкций, описаны основные виды рисков конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей и определены направления их снижения. Рассмотрено понятие продовольственной безопасности с точки зрения физической, а также экономической доступности. Анализ данных Волгоградской области в отношении развития аграрного производства позволил сделать вывод о наличии проблемы обеспечения физической доступности продовольствия в регионе. Государственное регулирование производства сельскохозяйственной продукции определено как важнейший фактор продовольственного обеспечения в современных условиях. Выявлены основные проблемы сельскохозяйственного производства, в числе которых проблемы орошения земель, экономической доступности продовольствия, износа основных фондов, использования устаревших и ресурсоемких технологий производства продукции, снижения уровня квалификации занятых в отрасли кадров, недофинансирования сельскохозяйственной науки, низкой конкурентоспособности агропродовольственной политики. Кроме того, при сложившейся ситуации, если будут наблюдаться дальнейший рост цен на продовольственные товары и снижение покупательской способности населения, в том числе и в результате инфляционных процессов, это приведет к дальнейшему сокращению экономической доступности продуктов питания и к снижению продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом. В результате, в рамках решения проблемы обеспечения физической и экономической доступности продовольствия, предложены и обоснованы комплексные меры по совершенствованию государственного регулирования агропромышленного комплекса. К числу таких мер относятся проведение масштабных работ по восстановлению мелиоративного комплекса региона; осуществление технико-технологической модернизации сельского хозяйства, пищевой промышленности и сферы производственного обслуживания АПК; формирование системы профессионального аграрного образования; формирование современной социальной инфраструктуры села; разработка программы продовольственной помощи социально незащищенным группам населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабич Татьяна Владимировна, Михайлова Наталия Александровна, Смирнова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE PROBLEMS OF PHYSICAL AND ECONOMIC ACCESSIBILITY OF FOODSTUFF IN THE REGION BY MEANS OF AIC STATE REGULATION

The article deals with the physical and economic accessibility to foodstuff in the region. The effects of economic sanctions are analyzed, the main types of risks of the domestic agricultural producers' competitiveness are described, and the methods of their reduction are identified. The concept of food security in terms of physical and economic accessibility is considered. The analysis of the Volgograd region data on the development of agricultural production let conclude that there is the problem of ensuring the physical availability of foodstuff in the region. The state regulation of agricultural production is identified as an important factor of food security in the modern world. The authors identified the basic problems of agricultural production, including the problem of irrigation, economic accessibility of food products, depreciation of fixed assets, the use of obsolete and resource-intensive technologies of production, decline in qualification level of staff employed in the industry, underfunding of agricultural science, low competitiveness of agricultural and food policy. Moreover, in the current situation the further growth of food prices and reduced purchasing power of the population, as a result of inflation, would further reduce the economic affordability of food and decrease food security in the region and in the country, as a whole. As a result, аs part of the solution to the problem of providing physical and economic access to food, the authors offered and proved complex measures on improving state regulation of agro-industrial complex. These measures include conducting large-scale works on restoration of the complex reclamation of the region; implementation of technical and technological modernization of agriculture, food industry and agrobusiness production services; formation of the system of professional agricultural education; formation of modern social infrastructure in rural areas; development of the program of food aid to vulnerable groups of population.

Текст научной работы на тему «Решение проблем физической и экономической доступности продовольствия в регионе посредством государственного регулирования АПК»

www.volsu.ru

DOI: http://dx.doi.orgЛ0Л5688/jvolsu3.2015.2.4

УДК 338.43(470.45) ББК 65.9(2Р-4Во)32-18

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕГИОНЕ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК1

Бабич Татьяна Владимировна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет keprid@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Михайлова Наталия Александровна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет keprid@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Смирнова Ольга Сергеевна

Ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет keprid@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы физической и экономической дос-сЗ тупности продовольствия в регионе. Проанализированы последствия введения эконо-О мических санкций, описаны основные виды рисков конкурентоспособности отечествен-О ных сельхозпроизводителей и определены направления их снижения. Рассмотрено по-о нятие продовольственной безопасности с точки зрения физической, а также экономической доступности. Анализ данных Волгоградской области в отношении развития аграрного производства позволил сделать вывод о наличии проблемы обеспечения физической доступности продовольствия в регионе. Государственное регулирование произ-Д водства сельскохозяйственной продукции определено как важнейший фактор продо-§ вольственного обеспечения в современных условиях. Выявлены основные проблемы >к сельскохозяйственного производства, в числе которых проблемы орошения земель, эко-^ номической доступности продовольствия, износа основных фондов, использования . устаревших и ресурсоемких технологий производства продукции, снижения уровня ква-® лификации занятых в отрасли кадров, недофинансирования сельскохозяйственной на-§ уки, низкой конкурентоспособности агропродовольственной политики. Кроме того, при ^ сложившейся ситуации, если будут наблюдаться дальнейший рост цен на продоволь-© ственные товары и снижение покупательской способности населения, в том числе и в

о

и

результате инфляционных процессов, это приведет к дальнейшему сокращению экономической доступности продуктов питания и к снижению продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом. В результате, в рамках решения проблемы обеспечения физической и экономической доступности продовольствия, предложены и обоснованы комплексные меры по совершенствованию государственного регулирования агропромышленного комплекса. К числу таких мер относятся проведение масштабных работ по восстановлению мелиоративного комплекса региона; осуществление технико-технологической модернизации сельского хозяйства, пищевой промышленности и сферы производственного обслуживания АПК; формирование системы профессионального аграрного образования; формирование современной социальной инфраструктуры села; разработка программы продовольственной помощи социально незащищенным группам населения.

Ключевые слова: государственная поддержка, региональный агропромышленный комплекс, импортозамещение, государственное регулирование, продовольственная безопасность, санкции.

Сельское хозяйство, как базовая отрасль региона, формирует агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Введение санкций против России и ответное эмбарго на сельскохозяйственные и продовольственные товары для ряда государств при одновременной нерешенности проблем в сфере АПК, низкой финансово-экономической устойчивости организаций обострили проблемы продовольственной безопасности. Введение ответного эмбарго в России с августа 2014 г. на некоторые сельскохозяйственные и продовольственные продукты могло бы положительно отразиться на развитии отечественных товаропроизводителей. Однако, если импорт из одних стран снижается, то из других - он продолжает расти. Основной прирост поставок продукции за 2014 г. наблюдается из Латвии и Таджикистана (на 27 и 22 % соответственно к 2013 году). Но по основным продуктам питания, определяющим продовольственную безопасность страны, с введением эмбарго произошло существенное снижение импорта [8, с. 127].

В сложившихся условиях отечественное сельское хозяйство начинает все более восприниматься как национальный приоритет. При этом обеспечение продовольственной безопасности напрямую будет определяться стартовыми условиями и долгосрочной конкурентоспособностью отечественного сельскохозяйственного производства и перерабатыва-

ющей промышленности, где основную роль в снижении данных рисков будет играть государство (см. табл. 1).

Как правило, все риски такого рода, представленные в таблице 1, объединяет одна ключевая черта - они возникают по причине недостаточной конкурентоспособности местных (в аспекте страны) хозяйствующих субъектов по отношению к другим, более опытным участникам Всемирной торговой организации.

Для России, уникальной по сложности территориальной организации государства, разнообразию природных и социально-экономических характеристик, обеспечение устойчивого развития ее субъектов является одним из необходимых условий преодоления социальной, экономической, институциональной и политической нестабильности, сохранения территориальной целостности страны.

В этом смысле достаточно правильно и лаконично сформулировано определение целей развития каждого территориального образования, состоящее в формировании такого режима функционирования региональной системы, который способен решить одну из важных проблем - проблему продовольственной безопасности [1, с. 131].

Продовольственную безопасность следует рассматривать в двух аспектах: с точки зрения физической доступности основных видов продовольствия для населения. Данный аспект означает достаточность (с точки зрения потребностей людей) продуктов питания в физических объемах, то есть бесперебойное поступление продук-

тов к местам их конечного потребления. Второй аспект - экономическая доступность продовольствия, означающая возможность приобретения продуктов всеми социально-демографическими группами населения на уровне физиологических норм питания. Данные нормы утверждены при-

казом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 593 от 26.10.2010 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» (табл. 2).

Таблица 1

Основные виды рисков конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей и направления их снижения

Риски Ключевые направления расходов на сельскохозяйственные отрасли в РФ, относимые к «зеленому ящику» Ключевые направления государственно-частного партнерства (ГЧП) для уменьшения рисков

Технологические риски Расходы на научные исследования и разработки в сельскохозяйственных отраслях Формирование и реализация дополнительных технологических платформ

Субсидии на компенсацию расходов по страхованию природно-климатических рисков Формирование информационной базы для страхования рисков сельхозпроизводителей

Расходы, обусловленные реализацией программ по повышению плодородия почв, внедрению новых технологий Ускоренное развитие программ по повышению плодородия почв и внедрению новых технологий на основе расширенного привлечения инвестиций бизнес-сообщества

Кадровые риски Затраты на подготовку персонала для предприятий агропромышленного комплекса Оптимизация деятельности кадрово-технологи-ческого альянса бизнес-сообщества и образовательной сферы

Расходы на поддержание объектов непроизводственной инфраструктуры Формирование управляющих компаний для системного развития объектов непроизводственной инфраструктуры на территориях сельских поселений

Сбытовые (рыночные) риски Расходы на оптимизацию развития транспортной инфраструктуры и логистики, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции Использование ГЧП в процессе развития транспортной инфраструктуры и логистики, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции

Расходы на программы региональной помощи Использование ГЧП в программах региональной поддержки сельхозпроизводителей и развития региональных рынков

Примечание. Составлено по: [4].

Таблица 2

Рациональные нормы потребления основных продуктов питания на душу населения, кг/год

Рекомендации

Продукция 1960-е гг. Правительства, 1999 г. Минздравсоцраз-вития РФ, 2010 г.

Зерно, хлеб и хлебобулочные изделия 120 117 95-105

Картофель 95 н. д. 95-105

Молоко и молокопродукты (в пересчете 481 390 320-340

на молоко)

Мясо и мясопродукты (в пересчете на 90-100 78 70-75

мясо)

Соль пищевая н. д. н. д. 2,5-3,5

Рыбная продукция 16,2 23,7 18-22

Растительное масло, маргарин 10 17 10-12

Сахар и кондитерские изделия (в пере- 40-44 38 24-28

счете на сахар)

Примечание. Составлено по: [3]. 4 2 Т.В. Бабич, Н.А. Михайлова, О. С. Смирнова. Проблемы доступности продовольствия в регионе

Если исходить из рекомендуемых норм потребления продукции на душу населения, то в настоящее время проблема физической доступности продуктов питания наблюдается только по молочным и мясным продуктам, рыбе и соли. По некоторым основным видам продовольствия (зерно, картофель, сахар, растительное масло) пороговые значения уровня самообеспечения достигнуты либо превышены.

В настоящее время в Волгоградской области, как и в целом по стране, решена проблема физической доступности продовольствия.

Аграрное производство является одним из ключевых видов хозяйственной деятельности Волгоградской области, представленных на ее территории, результативность работы которого имеет существенное влияние на экономическое и социальное состояние региона.

Имея развитое сельскохозяйственное производство, Волгоградская область является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Согласно информационно-аналитическому докладу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области об итогах работы регионального АПК [5], в агропромышленном комплексе Волгоградской области занято 228 тыс. человек, или 18,2 % от общей численности населения, занятого в экономике. В регионе функционирует 570 сельскохозяйственных предприятий (табл. 3).

В определенной степени положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции достигнута за счет увеличения масштабов производства на ведущих сельхозпредприятиях, перерабатывающих предприятиях региона. Интенсивный рост значимых

показателей эффективности производства в агропромышленном комплексе начался во время реализации в области национального проекта «Развитие АПК».

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» выступил одним из способов инвестирования, напрямую способствующим повышению конкурентоспособности отраслей регионального сельского хозяйства посредством реализации трех основных направлений:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве.

Введение принципиально новой системы государственной поддержки потребовало создания благоприятствующих условий. Кроме финансовых мероприятий проектом предусматривается принятие дополнительных мер по совершенствованию законодательства, в том числе налогового, таможенно-тарифного регулирования, использование средств Инвестиционного фонда для привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство) на строительство комплексов по переработке мясной и молочной продукции в регионах, имеющих избыток сырья.

В настоящее время предметом глубокого анализа отечественных ученых являются реализуемые методы государственного регулирования производства сельскохозяйственной продукции, как важнейшего фактора продовольственного обеспечения в современных условиях.

Субъект 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Российская Федерация, млрд руб. 3 261,7 3 339,2 3 687,1

Республика Адыгея 12 337,0 13 899,2 14 814,7

Республика Калмыкия 13 873,6 16 705,3 18 881,6

Краснодарский край 239 235,1 234 524,1 254 709,7

Астраханская область 20 930,5 24 717,7 28 235,5

Волгоградская область 76 110,7 83 947,4 89 922,3

Ростовская область 149 047,7 154 675,8 161 300,7

Таблица 3

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактических ценах, млн руб.)

Примечание. Составлено по: [7]. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2015. № 2 (31) 43

В широком смысле государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование и т. д. Оно имеет место как в централизованной, так и в рыночной экономике. Однако необходимо отметить, что в данном случае формы его существенно отличаются. Так, если в централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, то в рыночной - на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Сегодня, являясь одним из наименее поддерживаемых государством секторов экономики и существенно уступающим в этом развитым странам, отечественное сельское хозяйство оказалось в кризисном состоянии, что нашло подтверждение в высокой степени износа основных фондов, использовании устаревших и ресурсоемких технологий производства продукции, снижении уровня квалификации занятых в отрасли кадров, недофинансирования сельскохозяйственной науки, низкой конкурентоспособности агропродовольствен-ной политики, хронических инфраструктурных проблемах.

На основании вышеизложенного можно предположить, что при сохранении таких тенденций в развитии отрасли Россия может лишиться одного из факторов гарантированного производства сельскохозяйственной продукции, другое дело, что создание условий со стороны государства для развития производства в ближайшее время сможет остановить существующую тенденцию разрушения производственного потенциала сельского хозяйства.

Данное высказывание совсем не означает возврат к государственному тоталитаризму, однако, как показало время, практическая реализация в стране выдвинутого когда-то тезиса о рыночной экономике, как о полностью или в основном саморегулирующейся системе, привела к развалу производства в аграрной сфере. В отличие от России, в странах с развитой рыночной экономикой государство посредством различных форм регулирования обеспечило благополучные условия для формирования сельскими товаропроизводителями своих доходов и накопления капитала, необходимого для расширенного воспроизвод-

ства, тем самым обеспечив им определенное положение в обществе, соответствующее значимости функционирования отрасли сельского хозяйства в развитии экономики страны.

В настоящее время в России деятельность АПК как основы продовольственной безопасности регулирует комплекс федеральных документов (более 1 тыс.). Кроме того, в Волгоградской области в соответствии с федеральными документами сформирована региональная нормативно-законодательная база по обеспечению продовольственной безопасности, позволяющая реализовывать основные направления развития АПК.

Так, в рамках выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. и мероприятий государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.» по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в 2014 г. в области было приобретено 495 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 342 трактора, 149 зерноуборочных комбайнов, 4 кормоуборочных комбайна на общую сумму около 1 660,0 млн рублей.

Министерством сельского хозяйства Волгоградской области в течение 2014 г. реализо-вывался комплекс мер, направленных на обеспечение сельхозпроизводителей ГСМ.

Земледелие в Волгоградской области ведется в крайне сложных погодно-климатичес-ких условиях, что обусловливает необходимость развития мелиорации, как основного средства борьбы с засухой и гаранта стабильного производства сельскохозяйственной продукции. Общеизвестно, что на протяжении всей истории развития орошения данный вид мелиорации позволял существенно увеличивать объем производства сельскохозяйственной продукции и за счет этого налоговую базу, как источник пополнения бюджета; гарантировать возвратность получаемых кредитов; обеспечивать рост тру-дозанятости населения и уменьшение социальной напряженность на селе.

Начиная с 90-х гг. прошлого столетия в области наметился интенсивный процесс спи-

44

Т.В. Бабич, Н.А. Михайлова, О.С. Смирнова. Проблемы доступности продовольствия в регионе

сания орошаемых земель, перевод их в богарные. По многим причинам, одна из которых - недостаточное финансирование, область постепенно лишалась одного из источников получения гарантированных объемов сельскохозяйственной продукции. Сокращение ремонт-но-эксплуатационных работ, значительный физический и моральный износ оросительных систем привели к выводу из оборота большей части площади орошаемых земель.

Существующая сегодня проблема сельскохозяйственного производства на орошаемых землях является одной из самых острых в АПК области, и сложна в своем решении по многим причинам. Тем не менее ограниченность природно-климатических условий - одна из важнейших предпосылок, объективная причина необходимости их искусственного улучшения путем проведения орошения. На развитие первичных секторов экономики иногда смотрят как на атавизм, недостойный развитых государств, и «доверяют» производство продовольствия развивающемуся миру. Тем временем способность обеспечить население своей страны продуктами питания и при этом иметь их излишек для экспорта в последние годы становится все более серьезным конкурентным преимуществом. Оно укрепляет позиции государства в мире и предоставляет рычаг воздействия на глобальную экономическую и политическую ситуацию.

С 2014 г. начала действовать федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922.

В рамках реализации подпрограммы государственная поддержка волгоградских сель-

хозпроизводителей в 2014 г. осуществлялась по двум направлениям:

1. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов мелиорации, находящихся в их собственности (аренде), а также на приобретение дождевальных машин.

2. Проведение фитомелиоративных мероприятий для восстановления естественных сельскохозяйственных пастбищ.

Несмотря на значительное количество мер поддержки АПК региона, проблема экономической доступности продовольствия для населения региона остается актуальной, особенно по таким видам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, овощи, фрукты и ягоды. Особенно наглядно появление дифференциации потребления продовольствия среди различных социальных групп.

Низкий уровень доходов значительной массы населения Волгоградской области и формирование групп с застойной бедностью являются одним из препятствий, не позволяющих обеспечить возможность широкомасштабных рыночных преобразований в здравоохранении региона, достаточный уровень финансирования, необходимый не только для текущего поддержания деятельности социальной сферы на основе рыночных механизмов, но и для коренной модернизации ее технической базы (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на снижающуюся динамику численности населения Волгоградской области с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 15,1 до 13,1 %, данный показатель превышает аналогичный по Российской Федерации. По данному показателю среди регионов ЮФО область уступает лишь Республике Калмыкия.

Год Волгоградская область Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Ростовская область Российская Федерация

2011 15,1 14,6 35,8 13,5 14,2 15,2 12,7

2012 13,6 11,4 30,8 11,7 12,5 13,1 10,9

2013 13,1 12,0 35,2 10,9 12,1 13,1 11,1

Примечание. Составлено по: [2].

Таблица 4

Динамика численности населения Волгоградской области, регионов Южного федерального округа и Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения)

Наиболее низкий уровень заработной платы в 2013 г. наблюдался в организациях вида экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (составляет 58,2 % от среднего показателя по области) и «Рыболовство и рыбоводство» (составляет 51,8 % от среднего показателя по области).

Не менее важной проблемой для региона является невыплата заработной платы населению.

На 1 января 2014 г. просроченная задолженность по заработной плате была зафиксирована по видам деятельности: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области, лесозаготовки; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство.

Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней на 1 января 2014 г. отсутствует (табл. 5).

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате на 1 января 2014 г., вся задолженность сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств.

При сложившейся ситуации, если будут наблюдаться дальнейший рост цен на продовольственные товары и снижение покупательской способности населения, в том числе и в результате инфляционных процессов, это приведет к дальнейшему сокращению экономической доступности продуктов питания и к снижению продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом, чего нельзя

допустить, особенно в современных сложных социально-политических условиях [6, с. 40].

Рассматривая указанные проблемы, особо следует указать на комплексный характер мер, направленных на обеспечение физической и экономической доступности продовольствия.

Комплексность мер проявляется в том, что реализация определенной их части будет способствовать созданию условий физической доступности продовольствия, другая часть -экономической доступности продуктов питания населения независимо от уровня доходов:

1. Проведение масштабных работ по восстановлению мелиоративного комплекса региона.

2. Осуществление технико-технологической модернизации сельского хозяйства, пищевой промышленности и сферы производственного обслуживания АПК.

3. Формирование системы профессионального аграрного образования, способной в полной мере обеспечить потребность региональной экономики в профессиональных кадрах при присоединении России к ВТО.

4. Формирование современной социальной инфраструктуры села [1, с. 132].

5. Разработка программы продовольственной помощи социально незащищенным группам населения.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 14-12-34014 при поддержке Правительства Волгоградской области «Развитие механизма государственной поддержки регионального АПК в условиях вступления России в ВТО» на 2014-2015 годы.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Всего 26,2 85,7 17,4 17,4 47,5

По видам экономической деятельности: Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки - 17,4 17,4 17,4 21,3

Обрабатывающие производства 25,7 33,3 - - 11,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,1 2,2 - - 10,3

Строительство 0,5 32,8 - - 4,2

Таблица 5

Просроченная задолженность организаций Волгоградской области по оплате труда на начало года, млн руб.

Примечание. Составлено по: [2]. 4 6 Т.В. Бабич, Н.А. Михайлова, О. С. Смирнова. Проблемы доступности продовольствия в регионе

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бабич, Т. В. Обеспечение конкурентоспособности сельского хозяйства региона в условиях ВТО / Т. В. Бабич // Региональная экономика. Юг России. - 2014. - № 4 (6). - С. 127-132.

2. Волгоградская область в цифрах-2013 : крат. стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Волгогр. обл. - Волгоград : Волгоградстат, 2014. - 376 с.

3. Зизина, Л. И. Организация и регулирование продовольственного обеспечения региона / Л. И. Зизина, Т. В. Глухова // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 8 (335). - С. 2-9.

4. Иванов, С. А. Управление рисками конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях ВТО / С. А. Иванов // Экономические науки. - 2013. -№ 1 (98). - С. 175-180.

5. Информационно-аналитический доклад «Итоги работы АПК и министерства сельского хозяйства Волгоградской области». 2014 год. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ksh.volganet. ги, свободный (дата обращения: 25.04.2015). - Загл. с экрана.

6. Михайлова, Н. А. Модернизация механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов / Н. А. Михайлова, Т. В. Бабич, О. С. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. -№5.- С. 37-46.

7. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в Волгоградской области : стат. обозрение / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Волгогр. обл. - Волгоград : Волгоградстат, 2014. - 196 с.

8. Щетитина, И. В. О продовольственной безопасности России / И. В. Щетинина // ЭКО. - 2015. -№ 1. - С. 124-138.

REFERENCES

1. Babich T.V. Obespechenie konkurento-sposobnosti selskogo khozyaystva regiona v usloviyakh VTO [Ensuring the Competitiveness of Regional Agriculture in the Conditions of WTO].

Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii, 2014, no. 4 (6), pp. 127-132.

2. Volgogradskaya oblast v tsifrakh-2013: kratkiy statisticheskiy sbornik [Volgograd Region in Figures-2013: Brief Statistical Compilation]. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Volgogradskoy oblasti [Territorial Body of the Federal State Statistics Service in the Volgograd Region]. Volgograd, Volgogradstat Publ., 2014. 376 p.

3. Zizina L.I., Glukhova T.V. Organizatsiya i regulirovanie prodovolstvennogo obespecheniya regiona [Organization and Regulation of Food Security in the Region]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 2014, no. 8 (335), pp. 2-9.

4. Ivanov S.A. Upravlenie riskami konkurentosposobnosti selskogo khozyaystva v usloviyakh VTO [Management of Competitiveness Risks in the Agricultural Sector in the Conditions of WTO]. Ekonomicheskie nauki, 2013, no. 1 (98), pp. 175-180.

5. Informatsionno-analiticheskiy doklad "Itogi raboty APK i ministerstva selskogo khozyaystva Volgogradskoy oblasti". 2014 god [Informational and Analytical Report "The Results of the Activity of AIC and the Ministry of Agriculture of the Volgograd region". 2014]. Available at: http://ksh.volganet.ru/ (accessed April 25, 2015).

6. Mikhaylova N.A., Babich T.V., Smirnova O.S. Modernizatsiya mekhanizma gosudarstvennogo regulirovaniya regionalnogo agropromyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh novykh sotsialno-ekonomicheskikh konstruktov [Modernization of the Mechanism of State Regulation of Regional Russian Agro-Industrial Complex Under New Social and Economic Constructs]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2014, no. 5, pp. 37-46.

7. Selskoe khozyaystvo, okhota i lesovodstvo v Volgogradskoy oblasti: statisticheskoe obozrenie [Agriculture, Hunting and Forestry in the Volgograd region: Statistical Review]. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Volgogradskoy oblasti [Territorial Body of the Federal State Statistics Service in the Volgograd Region]. Volgograd, Volgogradstat Publ., 2014. 196 p.

8. Shchetitina I.V. O prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [On Food Security of Russia]. EKO, 2015, no. 1, pp. 124-138.

SOLVING THE PROBLEMS OF PHYSICAL AND ECONOMIC ACCESSIBILITY OF FOODSTUFF IN THE REGION BY MEANS OF AIC STATE REGULATION

Babich Tatyana Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor, Department of State and Municipal Management,

Volgograd State University

keprid@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Mikhaylova Nataliya Aleksandrovna

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor, Department of State and Municipal Management,

Volgograd State University

keprid@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Smirnova Olga Sergeevna

Assistant, Department of State and Municipal Management,

Volgograd State University

keprid@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article deals with the physical and economic accessibility to foodstuff in the region. The effects of economic sanctions are analyzed, the main types of risks of the domestic agricultural producers' competitiveness are described, and the methods of their reduction are identified. The concept of food security in terms of physical and economic accessibility is considered. The analysis of the Volgograd region data on the development of agricultural production let conclude that there is the problem of ensuring the physical availability of foodstuff in the region. The state regulation of agricultural production is identified as an important factor of food security in the modern world. The authors identified the basic problems of agricultural production, including the problem of irrigation, economic accessibility of food products, depreciation of fixed assets, the use of obsolete and resource-intensive technologies of production, decline in qualification level of staff employed in the industry, underfunding of agricultural science, low competitiveness of agricultural and food policy. Moreover, in the current situation the further growth of food prices and reduced purchasing power of the population, as a result of inflation, would further reduce the economic affordability of food and decrease food security in the region and in the country, as a whole. As a result, as part of the solution to the problem of providing physical and economic access to food, the authors offered and proved complex measures on improving state regulation of agro-industrial complex. These measures include conducting large-scale works on restoration of the complex reclamation of the region; implementation of technical and technological modernization of agriculture, food industry and agrobusiness production services; formation of the system of professional agricultural education; formation of modern social infrastructure in rural areas; development of the program of food aid to vulnerable groups of population.

Key words: state support, regional agro-industrial complex, import substitution, state regulation, food security, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.